На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Развития памяти у детей младшего школьного возраста в процессе школьного обучение

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 21.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ  
 
 

     Проблема развития памяти была и остается одной из самых значимых в психологии и педагогике. На современном этапе она приобретает особое значение из-за требований современного общества к уровню выпускников образовательных учреждений. В период модернизации образования главное направление работы образовательных учреждений – это работа по повышению качества образования.
     Концепция модернизации Российского образования  период за 2010 года «предполагает ориентацию не только на усвоение обучающихся  определенной суммой знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». В связи с этим широко развернулась работа по модернизации начального образования.
     Необходимым условием для научения и приобретения знаний является развитие памяти у учащихся. Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе, поэтому изучение механизмов памяти особенно важно для таких областей как педагогика, воспитание.1
      Проблеме развития памяти у детей младшего школьного возраста посвящены работы Л.С. Выготского, Т.В. Егоровой, В.В. Лебединского, Н.А. Цымбалюк С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, однако в практике школьного обучения этому вопросу уделяется недостаточно внимания. Учителя зачастую работают на получение знаний, умений и навыков, а работу по развитию психических процессов (в том числе и памяти) считают несерьезной, ненужной.
      В связи с чем, возникает противоречие:
      -между  достаточной разработанностью (как  теоретической, так и практической) проблемы развития памяти у младших школьников в процессе школьного обучения и неготовностью учителей использовать это в практической деятельности.
      Таким образом, определяется проблема нашего исследования, которая заключается в изучении вопроса о том, каковы психолого-педагогические приемы развития памяти у младших школьников в процессе школьного обучения.
     Объект исследования: процесс развития памяти у детей младшего школьного возраста.
     Предмет исследования: психолого-педагогические приемы развития памяти у детей младшего школьного возраста в процессе школьного обучения.
     Цель выпускной квалификационной работы: изучить возможности развития памяти у детей младшего школьного возраста в процессе школьного обучение.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    Изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме развития памяти у детей младшего школьного возраста;
    Изучить особенности и психолого-педагогические приемы развития памяти у младших школьников в процессе школьного обучения.
    Провести констатирующий эксперимент с целью диагностирования уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста.
    Осуществить формирующую работу с детьми младшего школьного возраста по развитию памяти в процессе школьного обучения.
    Проверить эффективность психолого-педагогической работы посредством повторной диагностики.
     Исходя  из цели и задач выпускной квалификационной работы, была сформулирована гипотеза исследования: если в процессе школьного обучения использовать специальные игры и упражнения, развивающие память, то это будет способствовать формированию высокого уровня произвольной памяти у учащихся младших классов.
      При решении поставленных задач использовались следующие методы:
      Теоретические: анализ литературы, обобщение.
     2. Эмпирические: изучения уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста при помощи методик «Изучение краткосрочной механической памяти» и «Исследование продуктивности преднамеренного запоминания» 2, организация формирующей работы по развитию памяти на уроках русского языка и обучения грамоте в начальной школе.
     3. Статистический анализ результатов формирующей работы.
      Исследование проходило с 23.03 по 05.04 2011 года в МОУ «СОШ № 1 ст. Зеленчукская».
      В исследовании принимали участие 20 детей (10 контрольной и 10 экспериментальной группы) в возрасте 7-8 лет, учащиеся первых классов.
   Практическая  значимость.
     Исследование проблем развития памяти у детей младшего школьного возраста, имеет важное значение, как для теории психологии, так и для общественной практики. Совокупность теоретических положений и выводов проведенного в ходе выполнения выпускной квалификационной работы исследования, позволила существенно оптимизировать и повысить успешность усвоения школьной программы обучения.
 

    1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 

        Понятие памяти в психологии
 
 
      Память  - это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации. 3
      Другое  определение, говорит что память - это способность вспоминать отдельные  переживания из прошлого, осознавая  не только само переживание, а его  место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. 4
        Память трудно свести к одному  понятию, но подчеркнем, что это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека.
      Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный опыт, эмоциональный, и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше чем интеллектуальная память о конкретных событиях. Итак, память – очень сложный механизм, память состоит из целого ряда специальных факторов памяти , которые мы и рассмотрим:
      Наиболее  важные черты, неотъемлемые характеристики памяти, это:  
длительность, быстрота (запоминания и воспроизведения), точность, готовность, объем. От этих характеристик зависит то, насколько продуктивная память человека. 5

    Объем - способность одновременно сохранять значительный объем информации. Средний объем памяти - 7 элементов (единиц) информации.
    Быстрота запоминания - отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.
    Точность - точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении.
    Длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер.
    Готовность к воспроизведению - способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.
     Вопрос  о механизмах памяти сложен и его  изучает целый ряд наук: физиология, биохимия и психология. 6
      Физиологи говорят о том, что процесс сохранения информации связан с образованием нервных связей (ассоциаций)
      Биохимики – с изменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур;
      Психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности. 7
     Когда мы говорим о механизмах памяти, мы говорим о каких-то процессах, через которые проходит любой  человек чтобы запомнить нужную информацию, а впоследствии ее воспроизвести. Основные процессы памяти - это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
     Запоминание - главный процесс памяти. От него зависит полнота, точность, прочность и продолжительность хранения материала и т.д. Запоминание и воспроизведение обычно происходит в виде и произвольных и непроизвольных процессов. Человек много запоминает и воспроизводит без особых усилий. Забывание - это обычно непроизвольный процесс.
     Теперь  подробнее о каждом процессе:
    Запоминание - избирательное закрепление (запечатление) образы в памяти. Запоминание является составной частью мнемической деятельности. Когда человек воспринимает предметы и явления, это приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга. Образуются временные условно-рефлекторные связи. Их еще называют следы памяти. Их физиологическая основа до сих пор не совсем ясна.8
     Запоминание может быть как произвольным, запланированным, так и непроизвольным, протекать  независимо от воли человека. Это имеет  громадное значение, так как именно так воспринимается большая часть информации, необходимой каждый день Произвольное запоминание может проходить двумя способами: через механическое фиксирование или быть смысловым (логическим). Уже было упомянуто, что второй способ обычно достигает лучших результатов, так как человек работает с материалом, а ведь только действуя на основании материала, мы запоминаем его. 9
    Сохранение - сложный процесс, в ходе которого информация должна подвергнуться переработке, упорядочению и классификации. Когда следы памяти не исчезают, а фиксируются в нервных сплетениях, даже после того как исчезают возбудители, которые их вызвали. Благодаря этому «банк информации» постоянно возрастает. Не вся информация сохраняется одинаково хорошо: одни образы остаются, другие слабнут, третьи вообще быстро исчезают. Еще раз подчеркиваем важность личного психического отношения личности к материалу, в процессе запоминания и сохранения.
     Репродуктивное сохранение основано на запоминании оригинального элемента объекта.       Эпизодическая форма сохранения информации связана с фиксацией эпизидов, касающихся времени, места и условий ее приема.  Эхоическое сохранение чрезвычайно непродолжительно: после краткого слухового воздействия слуховой образ сохраняется 2-3 с.10
     3.Воспроизведение - восстановление ранее отраженного в сознании человека образа объекта без повторного его восприятия. Этап вспоминания или воспроизведения лежит в основе познавательных процессов. Благодаря этой фазе информация извлекается из «огромной библиотеки» памяти. Воспроизведение проходит в три фазы:11
    Узнавание - воспроизведение образа либо при его повторном восприятии (узнавание по памяти), либо на основе представлений о нем (узнавание по представлению). При повторном восприятии объекта, мозг проводит различие между возбудителями, которые действовали на вас раньше и теми, которые действуют на ваши органы чувств в настоящий момент.
    Припоминание - преднамеренное поэтапное воспроизведение информации в соответствии с поставленной целью (согласно эффекту Камина, припоминание улучшается через несколько минут и через 24 ч); наиболее активная форма воспроизведения. В сознании отображаются те возбудители, которые действовали на человека в заданное время, хотя сейчас они и не действуют.
    Репродукция или реминисценции - мало изученное явление улучшения воспроизведения достаточно объемной информации через некоторое (иногда достаточно большое) время после ее получения; самый сложный этап, когда в памяти уже конкретно восстанавливает необходимый материал. До этого он уже 1) различаем 2) обновляется в сознании 3) но теперь нужно полностью воспроизвести образ, который вы не наблюдаете сейчас: например написать, рассказать, нарисовать.
    воспоминание - это воспроизведение информации, касающейся прошлого из жизни человека.
    Забывание - процесс противоположный сохранению. Это процесс постепенного снижения возможности воспроизводить образ объекта, хранящийся в долговременной памяти. Когда мы видим значительное различие между оригинальным материалом и тем, что удается воссоздать, принято говорить, что материал забыт. Процесс забывания всегда интересовал исследователей. Было выяснено, что наибольший объем материала забывается в первый день после запоминания. Забывание может быть как полезным, так и вредным, помогая или мешая человеку в жизни и деятельности. Позитивная функция забывания в том, что оно забирает громадный груз информации, который является ненужным, и не допускает перегрузки памяти. Негативным забывание становится, когда память стирает целые блоки информации, или отрицательный опыт, который, тем не менее, необходим для нормальной плодотворной жизни.
     Это вполне целесообразный процесс, помогающий разгрузить память от неактуальных в  данный момент деталей. Забывание не есть болезнь памяти, а условие  ее здоровья. Жан-Жак Руссо и Эдгар  По высоко ценили возможность забывать и даже придумывали для этих целей приемы. Эдгару По принадлежат слова: «Если вы хотите забыть что-нибудь, немедленно запишите то, что вы должны запомнить».12
     Существует  несколько теорий, почему происходит забывание, хотя на практике ни одна из них не может исчерпывающе объяснить явление забывания.13
    Теория систематической деформации следов памяти - говорит, что перемены в памяти связаны с переменами в тканях мозга. То есть в следах памяти происходят спонтанные бесконтрольные перемены.
    Теория ретроактивного и преактивного торможения говорит, что любое получение нового материала приводит к нарушениям в памяти о предыдущих событиях (ретроактивное). Таким же образом любое предыдущее обучение, негативно влияет на процесс дальнейшего обучения и воссоздания нового материала (проективное забывание). Например: нецелесообразно после математики сразу учить физику или химию, процесс забывания материала будет идти довольно быстро.
     3)Теория  мотивируемого забывания говорит, что цель и мотивация человека влияет на забывание, (например человек намеренно забывает о болезненной информации, которая вызывает боль, страх или вину). З.Фрейд посвятил много времени изучению именно этой теории и изучению мотивированного забывания. Мо мнению Фрейда, когда человек непроизвольно теряет или закладывает вещи, он это делает с целью избавления от неприятных воспоминаний или эмоциональных переживаний.14
     Существуют  разные классификации видов человеческой памяти:
     1. По характеру участи воли память делят на непроизвольную и произвольную.
    Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, безо всяких усилий. След образа в сознании возникающий без специально поставленной на это цели. Информация сохраняется как бы автоматически, без волевых усилий. В детстве этот вид памяти развит, а с возрастом ослабевает. Пример непроизвольной памяти - запечатление картины длинной очереди в кассу концертного зала.
    Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия. Намеренное (волевое) запоминание образа, связанное с какой-то целью и осуществляемое с помощью специальных приемов. Например, запоминание оперативным работником правоохранительных органов внешних признаков в облике преступника с целью его опознания и ареста при встрече.
      Сравнительная характеристика произвольной и непроизвольной памяти по прочности запоминания  информации не дает абсолютных преимуществ  ни одной из них.15
      В данном виде памяти большую роль играет цель. Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который имеет большое значение.
    По характеру психической деятельности
     По  характеру психической деятельности, с помощью которой человек  запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективная), образную и словесно- логическую. 16
     В свою очередь, образную память делят  по виду анализаторов, которые участвуют  при запоминании впечатлений  человеком. Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой.
     Двигательная (кинетическая) память – запоминание и сохранение, а при необходимости воспроизведение сложных многообразных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений, навыков и любых целесообразных двигательных актов. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.17        
     Эмоциональная память – память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Как уже было упомянуто, приятные события более прочно откладываются в памяти, чем неприятные. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: она возникает у ребенка в возрасте 6 месяцев. Вторичные чувства могут не только не соответствовать своим оригиналам (первоначально испытанным чувствам) по силе и смысловому содержанию, но и менять свой знак на противоположный 18.
      Словесно-логическая память - это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика.  
В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал. Людям с развитой словесно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и гораздо более эффективна, чем просто механическое запоминание. Некоторые исследователи считают, что эта память формируется и начинает «работать» позже других. П.П. Блонский называл ее «память-рассказ». Она имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Развивается с обучением ребенка основам наук.19

      Образная  память - связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений.20 Образы могут быть разными: человек запоминает как образы разных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием. Запоминать образы помогают разные анализаторы. У разных людей более активны разные анализаторы, но как было сказано в начале работы, у большинства людей лучше развита зрительная память.
    Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Она очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, композиторов, эйдетическое зрение, или феноменальная память, также характеризуется сильной образностью.
    Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам
    Осязательная, обонятельная и вкусовая память – это пример памяти, (существуют и другие виды, которые не будут упомянуты), которая не играет существенной роли в жизни человека, возможности такой памяти очень ограничены и ее роль – это удовлетворение биологических потребностей организма. Они развиваются особенно остро только у людей определенных профессий.
    По продолжительности сохранения информации память бывает;
    Мгновенная или иконическая память. Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти - от 0,1 до 0,5 с.  
    Часто в этом случае человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память - образ. Данная память проявляется у детей еще в дошкольном возрасте, но с годами ее значение для человека возрастает.

    Кратковременная память - хранение информации в течении короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память также работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память «включается» когда действует, так называемое, актуальное сознание человека (т.е. то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями). Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на нее. 21
      Объем кратковременной памяти очень индивидуален, и существуют разработанные формулы  и методы для ее измерения. В связи с этим необходимо сказать о такой ее особенности как свойство замещения. Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает хранящуюся там, а старая информация часто безвозвратно исчезает. Хорошим примером могут быть трудности при запоминании обилия фамилий и имен людей, с которыми мы только что познакомились. Человек способен удержать в кратковременной памяти не больше имен, чем позволяет его объем памяти.
      Сделав  сознательное усилие можно удержать ее в памяти дольше, и обеспечить ее перевод в оперативную память. Это лежит в основе запоминания путем повторения. На самом деле, данная память играет важнейшую роль. Именно благодаря памяти человек перерабатывает громадный объем информации, сразу отсеивается не нужное и остается то, что потенциально полезно. Кратковременная память организовывает мышление человека, так как мышление «черпает» информацию и факты именно из кратковременной и оперативной памяти.22
    Оперативная память - память, рассчитанная на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.  
    После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую пытается вложить в себя студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена - снова наблюдается полная "амнезия" по данному вопросу. Этот вид память является как бы переходным, от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той и другой памяти.

    Долговременная память - память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока. Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные.
      Интересно, что чем чаще воспроизводится  информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременная память.
      Таким образом, память – это психический  процесс, обеспечивающий организацию, хранение и повторное использование  прошлого опыта. 
 
 

1.2.Особенности памяти в младшем школьном возрасте 
 
 

     В современной отечественной возрастной психологии, практикой образования принято (по основным периодам развития детства) младший школьный возраст относить к детям - от 6 (7) до 10 лет. 23
     А.А. Смирнов отмечает, что как и  все психические процессы, память в младшем школьном возрасте претерпевает существенные изменения. Младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. В самом деле, если нам трудно или почти невозможно припомнить что-либо из событий раннего детства, то младший школьный возраст уже оставляет много ярких воспоминаний. 24
     С точки зрения А.Н. Леонтьева, у младших  школьников более развита наглядно-образная память (конкретные сведения, события, лица, предметы, факты). Вместе с тем в процессе обучения создаются благоприятные условия для развития более сложных форм словесно - логической памяти (определения, описания, объяснения).25
     Л.С. Выготский указывает нам на то, что у младших школьников увеличивается объем памяти. Но сам процесс развития памяти происходит неравномерно. 26
     Важнейшим вкладом в науку была разработка Г. Эббингауза и его последователей методов количественного изучения процессов памяти. Дальнейшие исследования памяти были не простым продолжением этих работ, а их переносом на новые области в исследовании памяти. Новым шагом в анализе особенностей развития и формирования памяти в младшем школьном возрасте явились сравнительные исследования непроизвольного и произвольного запоминания, наиболее полно развернутых в работах отечественных психологов П.И. Зинченко и А.А. Смирнова. 27
     По  П.И. Зинченко память младшего школьника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что дети чаще всего не ставят перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от их воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Дети запоминают то, на что было обращено их внимание в деятельности, что произвело на них впечатление, что было интересно. 28
     А.Н. Леонтьев отмечает, что качество непроизвольного  запоминания предметов, картинок, слов зависит от того, на сколько активно дети действует по отношению к ним, в какой мере происходят их детальное восприятие и обдумывание в процессе действия. Например, при простом рассматривании картинок дети запоминают гораздо хуже, чем при случаях, когда им предлагают эти картинки разложить по своим местам (отложить отдельно изображения предметов для сада, кухни, детской комнаты, двора). Непроизвольное запоминание является косвенным, дополнительным результатом выполняемых детьми действий восприятия и мышления.
     Если  события этой поры детства имели эмоциональную значимость и произвели впечатление на ребенка, они могут сохраниться в памяти на всю оставшуюся жизнь. Непроизвольная память младшего школьника постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. 29
     С точки зрения А.А. Смирнова, к произвольному запоминанию и воспроизведению дети приходят в результате опыта припоминания, когда начинают осознавать, что если они не постараются запомнить, то потом не смогут воспроизвести необходимое. А также в тех случаях, когда в их деятельности возникают соответствующие задачи или когда этого требуют взрослые.
     Особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу. Он отделяет ее от всякой другой. Уже в первом классе у детей появляется необходимость что-то запомнить буквально, что-то выучить механически, что-то пересказать своими словами и т.п.
     Мнемическая деятельность на протяжении младшего школьного возраста становится все более произвольной и осмысленной. Показателем осмысленности запоминания является овладение приемами и способами запоминания (группировка материала, осмысление связей различных его частей, составление плана, рассматривание и повторение материала при расчленении его на части и др.)30
     Рассмотрев  особенности развития и формирования памяти у младших школьников, мы выяснили, что память в этот период имеет ярко выраженный познавательный характер. В младшем школьном возрасте качественно меняется осознание мнемической задачи, а также формирование приемов запоминания. Непроизвольная память младшего школьника постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.
     По  И.Ю. Кулагиной младший школьный возраст определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. Учебная деятельность требует развития высших психических функций - произвольности внимания, памяти, воображения.31 С точки зрения Р.С. Немова ведущим познавательным процессом и психической функцией в этот период является память. 32
     Е.О. Смирнова указывает нам на то, что  память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения в двух направлениях - усиливается  роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным), и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).
     Дети  младшего школьного возраста учатся быстро, точно и много запоминать; уметь хранить информацию, своевременно ее использовать.
Дети  приобретают возможность осмысленно запоминать предлагаемый материал, выделяя  в нем содержательные отношения  и смысловые элементы. Под влиянием целостного планирования младшие школьники начинают использовать различные схематические рисунки в качестве средств запоминания. Дети овладевают приемами самостоятельного контроля за своими действиями, как при запоминании, так и при воспроизведении материала. Таким образом, теоретическое мышление, формирующееся у младших школьников в процессе осуществления ими развернутой учебной деятельности, способствует развитию у них достаточно высокого уровня мнемических действий. 33
     Р.С. Немов обозначил, что на разных этапах младшего школьного возраста отмечается динамика отношения учеников к приобретенным ими способам смыслового запоминания: если у второклассников, потребность в их использовании самостоятельно не возникает, то к концу обучения в начальной школе дети сами начинают обращаться к новым способам запоминания при работе с учебным материалом.
     Наблюдения  и специальные исследования показывают, что младшие школьники еще  не могут дифференцировать мнемические  задачи. Если же побуждать их к этому, т.е. давая задание запомнить конкретную задачу (запомнить дословно или запомнить содержание, чтобы рассказать потом своими словами, запомнить надолго), они могут запоминать в соответствии с этими заданиями. Организованное таким образом запоминание у младших школьников оказывается более продуктивным.
     Процесс развития памяти у младших школьников должен быть специально организован, поскольку  в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно (без  специального обучения) не используют приемы смысловой обработки материала  и с целью запоминания прибегают к испытанному средству - повторению.
     Когда информация трудна для запоминания, сложно организована, и ребенок ограничен  во времени, на помощь приходят специальные  приемы быстрого запоминания. Таких  приемов существует много. Различные  приемы и способы эффективны для каждого по-разному.
     Применяя  техники запоминания, необходимо помнить  о следующем: техники - это не подмена  собственно запоминания, а лишь средство для сокращения времени на запоминание. Природная память, данная с рождения, всегда участвует в работе. Техники - это помощь ей, их нельзя переоценивать и нужно подстраивать под природную (ее еще называют натуральной) память. 34
     Считается, что младшему школьнику необходимо прибегать не только к приемам  и способам запоминания учебного материала, но и к рассмотренным нами факторам эффективного запоминания, в основе которых лежит: желание, осознание, яркие впечатления, хорошее внимание. Освоив их, младший школьник сможет запоминать абсолютно любую необходимую информацию самым эффективным именно для него способом.
     Младший школьный возраст сенситивен для  становления высших форм произвольного  запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. 35 

      Психолого-педагогичсекие приемы развития памяти у младших школьников в процессе школьного обучения
 
 
 
     К младшему школьному возрасту нормально развивающийся ребенок обычно уже умеет выделять мнемическую задачу (т.е. осознавать цель запоминания), владеет элементарными формами повторения (хотя в большинстве случаев они складываются стихийно, и потому недостаточно оптимальны), умеет проводить определенную мыслительную обработку запоминаемого материала (например, группировку и смысловое соотнесение). Но большинство детей в младшем школьном возрасте обычно испытывает трудности в произвольном запоминании, поэтому у него необходимо начать формирование мнемических (от греческого — память) приемов. 36
     К мнемическим приемам относятся, например, «группировка», «аналогия», «серийная организация материала», «схематизация», «смысловое соотнесение», «составление плана», «повторение» и некоторые другие. Большинству из указанных приемов можно обучить уже в старшем дошкольном возрасте. Делая акцент на мнемических приемах, следует создавать условия для развития у детей всех видов памяти: образной и словесно-логической, кратковременной, долговременной и оперативной.
       Рассмотрим мнемические приемы, используемые в работе с детьми младшего школьного возраста по развитию произвольного запоминания.
    - Группировка — разбивка материала на группы по каким-либо основаниям (например, существительные, прилагательные, глаголы или гласные и согласные буквы и т.д.).
     - Аналогия — установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов явлений или понятий (сходство при словообразовании)
     - Серийная организация материала — установление или построение различных последовательностей, например, упорядочивание в пространстве, распределение во времени, по объему и т. п (например, существительное, прилагательное, глагол)
     - Схематизация — изображение или описание чего-либо в основных чертах, упрощение представления запоминаемой информации (использование карто-схем при проведении разбора, карточек подсказок, пиктограмм)
     - Смысловое соотнесение — соотнесение запоминаемой информации по смыслу с какой-либо другой, уже знакомой информацией.
     - Составление плана — выделение и фиксация опорных пунктов (например, ключевых моментов сюжета).
     - Повторение — многократное повторение одной и той же информации одними и теми же или различными способами.
     Прием «повторение» — это один из самых  фундаментальных и универсальных способов запоминания. К началу младшего школьного возраста значение этого приема, как способа запоминания, дети могут осознать и сами, без помощи взрослых. Однако организованное обучение этому приему значительно расширяет возможности и эффективность его использования. В частности, важно научить ребенка распределять повторения во времени, делать их разнообразными, осуществлять их не только во внешнем плане (повторение вслух, шепотом или беззвучно, лишь шевеля губами), но и во внутреннем (мысленно, без каких-либо внешних проявлений).37
       Рассмотрим этот процесс на  примере игры «Запомни буквы». Суть игры простая: вы показываете ребенку на короткое время, определенное количество знакомых ему букв, он должен их запомнить, а потом воспроизвести.
     Первое, чему следует обучить ребенка, - это  называнию вслух букв, которые  необходимо запомнить. Это важно для того, чтобы ребенок сконцентрировал свое внимание на этих буквах и разобрался в них. Ведь сказать, как называется предмет, можно только после того, как проведен хотя бы элементарный анализ по его распознаванию. Кроме называния предмета вслух, предложите ребенку взять их в руки, потрогать, изучить его форму. Данный прием тоже способствует повышению эффективности запоминания, так как используется еще один канал поступления информации — тактильный. Объясните ребенку, что лучше запоминается то, что удается не только увидеть и услышать, но еще и пощупать.
     Второй этап — обучение простому повторению запоминаемой информации. В данном случае - повторное называние каждой буквы. Пусть ребенок назовет все буквы два-три раза, но не подряд один и тот же, а как бы по кругу: сначала каждый предмет называется по одному разу, затем по второму разу и т.д. Такое повторение хоть и улучшает запоминание, но еще не является самым эффективным. Овладение им важно для подготовки к следующему этапу.
     Третий  этап — обучение повторению с выделением различных особенностей запоминаемого предмета. Чтобы сделать повторения более разнообразными, попросите ребенка каждый раз, когда называется предмет, направлять внимание на какую-нибудь другую его деталь (например, при первом повторении — на что похожа буква, при втором — на ее цвет и т.д.), а также менять интонацию, тембр голоса, громкость произношения.
     Наконец, четвертый, самый важный и самый  сложный для ребенка этап —  обучение самопроверке того, что удалось запомнить. После того как сделано повторение, предложите малышу проверить себя — насколько хорошо он запомнил предметы. Пусть закроет глаза и попробует назвать их. Если все будет воспроизведено без ошибок, значит, запомнил хорошо (с целью закрепления такое воспроизведение (с закрытыми глазами) можно повторить еще раз). Если же были допущены какие-то ошибки или что-то не было воспроизведено, то предложите малышу еще раз посмотреть на предметы, самостоятельно определить, какие из них были забыты, и назвать их. Это является фактически еще одним повторением, однако в этом случае оно отличается уже избирательностью, так как повторяется, прежде всего, то, что хуже запомнилось. Как только забытое восстановлено, самопроверку следует провести еще раз.
     Каждый  этап направлен на обучение определенным приемам, поэтому пропускать никакой из них нельзя. Следует обратить внимание также на то, что прием «называние вслух» предмета следует постепенно перевести из внешней, громкой речи во внутреннюю (называние про себя). Не стремитесь, однако, к тому, чтобы ребенок быстро проскочил этап «громкой речи» и перешел к действию в уме. Для успешного овладения этим приемом крайне необходимы оба этапа. Переход к мысленному повторению имеет очень важное значение, поскольку делает возможной дальнейшую интеллектуализацию процесса запоминания, что особенно важно для детей. Такой переход является фундаментом, на котором можно формировать более сложные, но и более эффективные логические приемы запоминания у детей.38
       Начинать обучение мнемическому  приему «группировка» можно только тогда, когда ребенок овладеет мыслительным приемом «обобщение». Здесь же мы расскажем о том, в какой последовательности лучше обучать мнемическому приему «группировка». Этапы обучения рассмотрим на примере запоминания картинок.
     Первый  этап — обучение запоминанию уже  сгруппированных предметов. Вы показываете картинки, заранее разделенные на 2 группы, картинки, изображающие предметы и картинки, изображающие действия или например слова, образованные приставочным способом, а другие слова суффиксальным Детям предлагается запомнить сами картинки и отвернуться. После этого вы убираете одну группу и предлагаете ребенку вспомнить, какая это была группа, и какие картинки в нее входили. Здесь дети еще не осуществляют самостоятельной группировки картинок, так как группы даны им в готовом виде. Однако для того чтобы назвать группу, они должны сопоставить между собой элементы материала внутри группы, найти общий признак в предметах, изображенных на картинках, и отразить его в обобщающем слове. Эта мыслительная работа облегчает запоминание материала. Осознавая смысловые связи между картинками внутри группы и различия между элементами материала разных групп, дети легче понимают значение группировки материала в целях лучшего его запоминания.
     Второй  этап — обучение запоминанию с  предварительной группировкой предметов, осуществляемой совместно со взрослым. Здесь вы раскладываете картинки вперемежку так, чтобы группы не были разделены. Затем вместе с ребенком определяете и называете обобщающими словами имеющиеся группы картинок, и малыш их запоминает. После этого вы убираете 2—3 картинки одной группы и предлагаете ребенку вспомнить, какие это были картинки. На этом этапе ребенок учится непосредственно перед запоминанием картинок проводить их группировку. Правда, пока с вашей помощью.
     Третий, заключительный, этап — обучение запоминанию с предварительной самостоятельной группировкой предметов. Здесь вы делаете все то же самое, что и на втором этапе, только предоставляете ребенку возможность проводить группировку картинок самостоятельно. И делать это он должен обязательно вслух, называя обобщающие слова и картинки, входящие в группы.
       Четвертый этап. На нем вы продолжаете  обучать ребенка использовать «дополнительные» картинки в качестве опоры для запоминания и воспроизведения слов. Однако здесь появляется еще одно усложнение. После того как вы зачитали все слова (а их количество на этом этапе можно довести до 15) и ребенок подобрал к ним картинки, вы эти картинки со стола убираете и просите восстановить слова. Таким образом, на этом этапе ребенок учится воспроизводить слова уже не с реальной, а с мысленной опорой на картинки.
     Пятый этап — заключительный. Здесь уже  моделируются условия, максимально приближенные к «боевым». Запоминать нужно тоже слова, но уже без использования вспомогательных картинок. При назывании слов ребенок должен мысленно выбрать для себя подходящие для них образы (мысленные картинки), а затем использовать эти образы при воспроизведении. После каждого такого упражнения предлагайте ребенку рассказать о своих представлениях, о том, какие картинки получились более яркими, какие — менее, какие слова вообще остались без картинок — их нужно особенно хорошо проанализировать и предложить ребенку разные варианты для выбора.
     До  того как начать обучение мнемическому приему «схематизация», желательно, чтобы ребенок научился пользоваться простейшими схематическими изображениями. Этот прием помогает ребенку при напсиании изложений. Этапы обучения «схематизации» как мнемического приема должны быть следующими.39
     Первый  этап — обучение умению схематически изображать простейшие предметы и использовать эти изображения для воспроизведения. Например, вы предлагаете ребенку 7—8 картинок различных предметов (утюг, книга, ручка, часы и др.) и просите его изобразить максимально простые, но понятные схемы этих предметов. После этого убираете картинки и предлагаете вспомнить изображенные на картинках предметы. При этом говорите ребенку, что при воспроизведении он может пользоваться своими схемами. На этом этапе главное внимание уделяется умению делать легко узнаваемые схематические изображения наглядно представленных предметов. Начинать лучше с таких предметов, схемы которых ребенок может изобразить легко.
     Второй  этап обучения проводится с использованием слов. Вы называете ребенку 8—9 понятий, обозначающих различные предметы и явления, а он должен изобразить их схематически. После того как схемы готовы, предложите ребенку воспроизвести названные вами слова. Здесь тоже важно начать с простых понятий, обозначающих конкретные предметы, а затем постепенно включать все более сложные, абстрактные понятия (например, ветер, радость, усталость и др.). Скорее всего, для того, чтобы научиться изображать такие понятия, ребенку понадобятся ваши примеры.
     Третий  этап — это работа с текстом. Запоминание текста, с одной стороны, проще, так как здесь можно использовать смысловые связи между словами, а с другой — сложнее, поскольку объем информации, которую нужно запомнить и изобразить схематически, значительно больше. Для обучения понадобятся небольшие рассказы или сказки, а также их схематические изображения в виде «кадров» (например, как в игре «Расскажи историю по схеме»). Вы даете ребенку эти изображения и рассказываете или читаете соответствующую историю. Ребенок должен установить связь между «кадрами» и отдельными моментами сюжета и, используя эти «кадры», воспроизвести рассказ. На данном этапе важно добиться того, чтобы воспроизведение осуществлялось обязательно с использованием схематических изображений. Для этого нужно отображать в «кадрах» такие детали рассказа, на которые дети обычно внимание не обращают (например, описание природы). Если эти детали при воспроизведении упускаются, обращайте на них внимание. Объясняйте, что именно в таких случаях могут помочь схемы и что нужно всего лишь внимательно их «читать». Ведь обычно на таких схемах нет ничего лишнего. И если на них что-то изображено, значит, это имеет определенный смысл.
     Четвертый этап похож на предыдущий, но несколько сложнее его. Здесь вы тоже зачитываете ребенку текст, но не даете ему готовых схем. Он должен подготовить их самостоятельно. Самой сложной задачей при выполнении этого задания является мысленное расчленение текста на «кадры». Чтобы облегчить ребенку задачу, читайте текст так, чтобы между такими смысловыми «кадрами» были заметные паузы. И обратите внимание малыша на то, что эти паузы будут ему подсказывать, для каких частей текста эти «кадры» нужно сделать. В случае затруднений можно использовать и такой метод: вы читаете часть текста, ребенок рисует к нему «кадр», затем вы читаете следующую часть текста, он готовит следующий «кадр» и т.д. Когда все «кадры» готовы, вы просите малыша пересказать по ним прочитанную историю. 40
     Наконец, последний, пятый этап предназначен для того, чтобы научить ребенка  по ходу восприятия текста создавать мысленные, а не реальные «кадры» основных его частей. Вы читаете текст, делая паузы после каждой смысловой части, а ребенок мысленно рисует для этих частей подходящие к ним «кадры».
     После этого он воспроизводит прочитанный  вами текст и рассказывает вам (или показывает в виде рисунков), какие «кадры» ему удалось сделать к этому тексту.
     Большинству детей справиться с заданиями  пятого этапа будет очень трудно. Для достижения успеха нужны, будут регулярные тренировки и время... В более старшем возрасте сделать это будет значительно легче.
       При организации обучения младших  школьников на уроках русского языка следует учитывать следующие особенности:
    Учет и опора на ведущий зрительный или слуховой тип памяти (дополнительное привлечение наглядности или повторного проговаривания в слух);
    Организация смыслового запоминания на основе выделения главного;
    Визуализация запоминаемой информации (на основе ярких и несложных опорных конспектов);
    Обеспечение эмоционального богатства передаваемой информации для привлечения резервов эмоциональной памяти;
    Многократное повторение подлежащего запоминанию материала.
        Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что уроки русского языка создают благоприятную возможность для развития памяти у детей младшего школьного возраста.
 

2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 
 
 

2.1. Изучение уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста 
 
 

     Цель: диагностировать уровень развития памяти у детей младшего школьного возраста
     Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
    Осуществить подбор диагностических методик для изучения уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста;
    Провести диагностику уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста
    Провести обработку результатов диагностики.
     Выборка: 10 детей контрольной группы – ученики 1 класса А школы № 1 и экспериментальная группа 10 детей – ученики 1 класса школы № 1
     Описание  диагностической методики: «Исследование продуктивности преднамеренного запоминания».
     Ребенку предлагают 15 предметных картинок, в  состав которых входят 3 серии картинок (по 5 в каждой), подобранных принципу сходства по какому-то обобщающему признаку (например, 5 картинок с изображением мебели, 5 картинок — овощи, 5 картинок — животные).
     Следует обратить внимание, замечают ли дети, что  набор картинок состоит из трех серий, группируют ли они в процессе, запоминания эти картинки по сериям, что явно способствует лучшему запоминанию, т. е. пользуются ли дети классификацией как логическим средством запоминания. Если ребенок сам не классифицирует картинки, задание конкретизируется:
     Оценка  результатов.
     Если ребенок правильно классифицирует картинки и называет 9—11 предметов, то продуктивность высокая, 6—9 — средняя, менее 6 — низкая
     Результаты  диагностики контрольной группы. 

ФИ  испытуемого возраст Количество  баллов Заключение
Оля М. 7,4 7 средний
Таня  П 7,2 5 низкий
Саша  О 7,4 4 низкий
Маша  Д. 7,8 6 низкий
Оля Т. 7,9 4 низкий
Андрей  Ц. 7,3 9 высокий
Андрей  К 7,4 6 низкий
Катя  Ш 7,8 7 средний
Лена  М. 7,2 8 средний
Виталя  Я 7,3 6 низкий
 
Таблица 2.1.1. Уровень развития произвольного запоминания у детей контрольной группы.
     Таким образом, для детей контрольной  группы характерен низкий и средний  уровень развития произвольного  запоминания.
       Дети данной выборки не умеют пользоваться рациональными приемами для запоминания, у большинства детей не сформированы навыки классификации, так как большинство детей не смогли классифицировать картинки по сериям, что способствовало бы, несомненно, лучшему запоминанию.
       Конкретизации задания также не способствовало лучшему запоминанию. Поведение детей во время процедуры тестирования было импульсивно. В начале дети проявили интерес к заданию, затем он быстро угасал, наблюдалась истощаемость, отвлекаемость на посторонние предметы при выполнении работы
     Количественный  анализ показывает, что только 30% детей выборки имеют средний уровень развития произвольного запоминания, тогда как 60 % детей имеют низкий уровень и 10% имеют высокий уровень
     Результаты  диагностики экспериментальной  группы. 

№ испытуемого возраст Количество  баллов Заключение
Марина  П 7,4 7 средний
Света М 7,2 4 низкий
Света К 6,5 4 низкий
Люба  С. 6,11 6 низкий
Эльвира З. 6,2 4 низкий
Сережа  П. 7,8 7 средний
Максим  Р. 6,11 6 средний
Игорь П 7,9 9 высокий
Максим  Э 8 6 низкий
Дима  В 7,1 6 низкий
 
Таблица 2.1.2. Уровень развития произвольного запоминания у детей экспериментальной группы.
     Анализ  полученных результатов в экспериментальной  группе также показывает, что для детей данной выборке также характерен низкий уровень произвольного запоминания, в данной выборке 30% детей имеют средний уровень развития произвольного запоминания, тогда как у 60% детей этот уровень низкий, один ребенок имеет высокий уровень.
     Качественный  анализ также показывает, что дети данной выборки аналогично испытывают трудности в применении приемов произвольного запоминания, в частности приема классификация, у детей наблюдается быстрая истощаемость в работе, потеря интереса к выполнению задания.
     Таким образом, можно констатировать, что  дети экспериментальной группы не умеют пользоваться классификацией как логическим средством запоминания. 
 

  Продуктивность преднамеренного запоминания Количество  детей.
Контрольная группа Экспериментальная группа
 низкая 60% 60%
средняя 30% 30%
высокая 10% 10%
 
Таблица 2.1.3. Сравнительный анализ продуктивности преднамеренного запоминания у детей контрольной и основной групп.

Рисунок 2.1.1. Анализ продуктивности преднамеренного  запоминания.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.