На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Управление прибылью

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 21.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    СОДЕРЖАНИЕ 

Введение  
1. ПРИБЫЛЬ,  ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И  ОСОБЕННОСТИ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ.  
1.1. Прибыль и особенности ее формирования в торговле.  
1.2. Показатели  рентабельности торгового предприятия.  
2. АНАЛИЗ  ПРИБЫЛИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ  (НА ПРИМЕРЕ БАРАНОВИЧСКОГО ФИЛИАЛА "ВОЕНСЕРВИС" РУП "ТОРГОВО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ОБОРОНЫ")  
2.1. Анализ формирования прибыли Барановичского филиала "Военсервис" РУП "Торгово-производственное управление при Министерстве обороны"  
2.2. Анализ факторов определяющих прибыль торгового предприятия.  
3. ПУТИ И УСЛОВИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ  
3.1. Резервы  увеличения прибыли в торговых  организациях.  
3.2. Условия  увеличения прибыли в торговых  организациях  
ВЫВОДЫ  И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.  
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ  
ПРИЛОЖЕНИЕ  
 

     ВВЕДЕНИЕ 

    Постепенный переход Беларуси от централизованно-плановой системы хозяйствования к рыночной по-новому ставит вопрос о методах ведения экономики предприятия. Традиционные структуры и уклады меняются. В этих условиях руководство предприятий, изучая и формируя то, что называется цивилизованными формами рыночных отношений, становятся своеобразными «архитекторами» развития новых методов ведения экономики предприятия.
    В условиях рынка постоянно возникают  вопросы, требующие своего решения. Какова роль прибыли в формировании финансовых ресурсов предприятия? Есть ли пути увеличения прибыли? Каково влияние распределения прибыли на общее финансовое состояние предприятия?
    Ввиду того, что современная экономическая  жизнь предприятий крайне сложна на такие важные показатели, как прибыль и рентабельность, влияет (прямо или косвенно) очень большое число различных факторов, причем если влияние одних факторов буквально «лежит на поверхности» и видно даже неспециалистам, то влияние многих других не так очевидно и грамотно оценить их влияние может только тот человек, который в совершенстве владеет методикой экономического анализа.
    Значимость  экономического анализа таких важнейших  показателей, как прибыль и рентабельность предприятия трудно переоценить, ведь именно прибыль есть конечный финансовый результат деятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсов предприятия.
    Анализ  прибыли и рентабельности торгового  предприятия позволяет выявить  большое число тенденций развития, призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли, что, в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.
    Значение  прибыли обусловлено тем, что, с  одной стороны, она зависит в  основном от качества работы предприятия, повышает экономическую заинтересованность его работников в наиболее эффективном  использовании ресурсов, а с другой - она служит важнейшим источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте суммы прибыли заинтересованы как предприятие, так и государство. Прирост прибыли может быть достигнут не только благодаря увеличению трудового вклада коллектива предприятия, но и за счет других факторов. Поэтому на каждом предприятии необходимо проводить систематический анализ формирования, распределения и использования прибыли. Этот анализ имеет важное значение и для внешних субъектов (государственных органов, банков и др.).
  Финансовые  результаты деятельности предприятия  характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятие получает главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на фондовых и валютных биржах и т.д.).
  Прибыль - это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности изучаются в тесной связи с использованием и реализацией продукции.
  Объем реализации, величина прибыли, уровень  рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
  Главной целью данной дипломной работы  является изучение понятия и особенностей прибыли в сфере торговли, проведение анализа формирования прибыли торгового предприятия, а также выявление путей и условий увеличения прибыли в торговле.
  Объектом  исследования является Барановичский филиал "Военсервис" РУП "Торгово-производственное управление при Министерстве обороны"
  Основными задачами данной дипломной работы  являются:
    изучение понятия и особенностей прибыли в сфере торговли;
    определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты предприятия;
    выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли торгового предприятия;
    оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности;
    разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
  Основными источниками информации при анализе  прибыли являются:
    данные аналитического бухгалтерского учета по счету 46, 47, 48 и 80;
    данные финансовой отчетности ф.№2 "Отчет о прибылях и убытках";
    форма №5-ф "Краткий отчет о финансовых результатах";
    соответствующие таблицы плана экономического и социального развития предприятия.
    В процессе написания диплома использовались работы отечественных и зарубежных экономистов, учебники, а также  бухгалтерские документы исследуемого предприятия.
 

1. ПРИБЫЛЬ, ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ  В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ. 

1.1. Прибыль и особенности ее формирования в торговле. 

            В условиях рыночной экономики возрастает значение коммерческой деятельности с целью получения максимальной прибыли для удовлетворения материальных и социальных потребностей работников и производственного развития предприятия. При определении объёма закупки того или иного товара и возможностей продажи партнёры (поставщики и торговое предприятие) должны обязательно просчитывать выгодность торговой сделки, т.е. возможность получения оптимального уровня и массы прибыли.
            Прибыль в торговле является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере торгового обращения, а также части прибавочного продукта созданного трудом работников других отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорт и др.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых надбавок как плата за реализацию товаров (продукции, услуг).
            Прибыль  измеряется суммой  и уровнем. Она является одним из важнейших оценочных показателей, характеризующим результат хозяйственной деятельности предприятия. Отношение прибыли к товарообороту, выраженное в процентах, определяет уровень рентабельности реализации товаров. В условиях рыночной экономики рентабельность является важнейшим качественным показателем работы торгового предприятия, в котором обобщается состояние доходов, издержек обращения, оборачиваемости товаров, использования основных средств, рабочей силы, собственного и заёмного капиталов. Показатель рентабельности свидетельствует о прибыльности хозяйственной деятельности предприятия в прошедшем периоде и о возможностях его дальнейшего функционирования.
         Прибыль  представляет собой конечный  финансовый результат хозяйственной  деятельности предприятия. Однако финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток, возникший, например, по причине чрезмерно высоких затрат или недополучения доходов от реализации товаров в связи с уменьшением объёма поставок товаров, снижением покупательского спроса.
       В упрощенном виде прибыль -- это разность между валовым доходом и издержками обращения предприятия. Такую прибыль принято называть бухгалтерской (валовой), она отражает финансовый результат конкретной деятельности предприятия. Однако, как известно, не все затраты торгового предприятия включаются в издержки обращения.
          Часть затрат предприятия осуществляет  за счёт прибыли, и поэтому  не включает их в издержки  обращения.
          Все затраты предприятия, учитываемые  как в составе издержек обращения, так и относимые на прибыль, в сумме образуют экономические издержки, поскольку они характеризуют совокупность действительных расходов торгового предприятия. Экономические издержки по количеству и объёму больше издержек обращения. Соответственно издержкам прибыль может быть экономической. Бухгалтерская ( валовая) прибыль - это разность между валовым доходом и издержками обращения. Экономическая прибыль - это разность между валовым доходом и издержками обращения. Экономическая прибыль между валовым доходом и экономическими издержками. Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину затрат, не учитываемых в составе издержек обращения. Цель любого торгового предприятия на рынке -- получения максимальной экономической прибыли. Экономическая прибыль характеризует предпринимательский доход, который свидетельствует об окупаемости расходов торгового предприятия(предпринимателя) и способности его к самофинансированию (саморазвитию).
        В процессе анализа результатов  работы торгового предприятия применяются различные значения прибыли: прибыль (убыток) от реализации товаров; прибыль от реализации основных фондов и иного имущества; валовая (балансовая) прибыль; чистая прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия); налогооблагаемая прибыль; прибыль от прочей деятельности предприятия. Различия понятия прибыли определяется их экономическим содержанием и положениями законодательства о налогообложении прибыли предприятий.
          Прибыль (убыток) от реализации товаров определяется как разность между валовым доходом от реализации товаров (без учёта налога на добавленную стоимость) и издержками обращения.
     При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества учитывается разница (повышение) между продажной ценой (без налога на добавленную стоимость) и остаточной (первоначальной) стоимости этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции, который исчисляется в порядке,  установленном Правительством. При этом понятие «остаточная стоимость имущества» рассматривается применительно к основным фондом, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам, а первоначальная стоимость - 
для прочего  имущества.
     В  состав доходов (расходов) от внереализационных  операций включаются: доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, дивиденды (проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию, а также другие доходы (расходы) от операций, не связанных с реализацией товаров, включая суммы, ( уплаченные, полученные) в виде санкций за нарушение хозяйственных договоров. В составе внереализационных расходов учитываются налоговые платежи, относимые на финансовые результаты деятельности предприятия (налог на имущество, транспортный налог, прочие налоги).
     В зарубежной практике доход, полученный в виде дивидендов (процентов) на вложенный  в банк капитал, называется доходом  на капитал и не является прибылью в сугубо экономическом смысле слова.
     Валовая (балансовая) прибыль характеризует конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия и педставляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации товара, основных фондов, иного имущества и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. По экономическому значению балансовая и валовая прибыль тождественны.
     Валовая прибыль с наибольшей полнотой и  объективностью показывает результаты всех видов хозяйственной деятельности предприятия. Именно прибыль на практике отражает экономическую категорию «прибавочная стоимость», которая соответственно и подлежит распределению между предприятиями и государственным бюджетом.
     Чистая  прибыль - это та часть валовой (балансовой) прибыли, которая остаётся в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль.
     В экономической литературе, особенно зарубежной, чистую рассматривают как  экономическую ренту. Однако понятие  экономической ренты больше присуще  творческой деятельности, где проявляется  особый талант, а не предпринимательской  и тем более не коммерческой деятельности. Между процессами поиска прибыли и ренты имеется чёткое разграничение. Поиск прибыли обычно ассоциируется с предпринимательской (коммерческой)
 деятельностью.  Предприниматели и коммерсанты  изучают прибыль путём выявления  наилучших способов использования имеющихся ресурсов (капитала) и экономии расходов.
     Главное препятствие, с которым сталкивается торговое предприятие в процессе реализации своих возможностей максимизации прибыли, -- это рост расходов, связанных с увеличением налоговых платежей в бюджет и обязательных отчислений в различные вне бюджетные фонды, т.е. налогового бремени.
     Рассмотрим  понятие и порядок формирования налогооблагаемой прибыли. Налогооблагаемой  прибыли - это сумма части валовой прибыли, подлежащая налогообложению. Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятия, уменьшенная или увеличенная в соответствии с положениями действующего законодательства.
     При исчислении налогооблагаемой прибыли  из валовой прибыли торгового  предприятия исключаются:
     доходы от делового участия в деятельности других предприятий ;
       дивиденды по акциям, проценты  по облигациям и другим ценным  бумагам, принадлежащим торговому  предприятию;
     доходы, подлежащие налогооблажению по особым ставкам (доходы от аренды, проката  видео- и аудиокассет и записи на них); 
     прибыль от посреднических операций и сделок (комиссионная торговля относится к  посреднической деятельности).
     Указанные суммы не исключаются из валовой  прибыли потому, что такие доходы облагаются налогом по установленным  ставкам у источника их выплаты.
     Законом «О налоге на прибыль предприятий  и организаций» для предприятий  установлены льготы, предусматривающие  уменьшение налогооблагаемой прибыли. Эти льготы предоставляются всем предприятиям, если средства были направлены на:
     благотворительные цели (3% суммы налогооблагаемой прибыли);
     российский  фонд фундаментальных исследований и технологического развития (до финансирование капитальных вложений производственного  и непроизводственного назначения (при условии полного использования сумм начисленного 10%);
     погашение кредитов банков, полученных на финансирование капитальных вложений;
     выплат  дивидендов работникам, инвестировавшим  их внутри предприятия на техническое  перевооружение, реконструкцию, строительство  объектов производственной и социальной инфраструктуры; проведение других мероприятий, определяемых в законодательном порядке.
     При этом суммарной размер льгот, исключаемых  из налогооблагаемой прибыли, не может  превышать 50%фактической суммы налога исчисленной без учёта этих льгот.
     Для арендных торговых предприятий, созданных  на основе аренды имущества государственных  предприятий, сумма налога на прибыль  уменьшается на сумму арендной платы (за вычетом амортизационных отчислений, входящих в состав этой суммы), поскольку  арендная плата подлежит взносу в бюджет в установленном порядке.
     Наиболее  сложная проблема, которую решает предприятие при определении  размера причитающегося к уплате налога на прибыль, - это определение для целей налогообложение доходов и расходов, полученных и произведённых по всем видам деятельности. Правила показателей в финансовой отчётностью (форма №2) отвечают интересам налоговых органов.
     Налоговое законодательство является определяющем в  вопросах регулирования бухгалтерского учёта прибыли, и по этому в  отчётности не отражаются важнейшие экономические показатели, которые нужны торговому предприятию, а именно: рентабельность основных фондов (величина прибыли на 1метр квадратный торговой площади ), рентабельность капитала ( величина прибыли на 1тыс. руб. капитала), величина на1тыс. руб. издержек обращения (или 1тыс. руб. совокупных экономических издержек) и  т.п. расчёты этих показателей рассматриваются ниже.
     Действующая в настоящее время финансовая отчётность не позволяет выявить, сколько  было затрачено средств на осуществление хозяйственной деятельности и, следовательно, насколько прибыльной она является. Для получения такой информации необходимо сделать определённые корректировки в части определения фактических затрат, относимые на прибыль.
     В зарубежных странах с рыночной экономикой расходы, которые у нас покрываются за счёт прибыли, остающиеся в распоряжении предприятия, включаются в совокупные затраты. К ним можно отнести, например, премии, выплачиваемые из фонда потребления, расходы по процентам за кредит сверх установленной законодательством ставки, сверхнормативные командировочные, представительские расходы и др.
     Представляется  целесообразным проводить экономические  расчёт по каждой коммерческой сделки, чтобы получить представление о  соотношении между затратами на приобретении, доставку, хранении товаров и выручкой от их продажи. Коммерческая сделка считается выгодной, если она может обеспечить чистую прибыль в размере не менее 20- 30% затрат. Такое жёстокое требование обусловлено высокой степенью риска, характерного для коммерческой сделки.
     Таким образом, основными условиями получения прибыли в торговле являются: расширение ассортимента товаров; внедрение инноваций коммерческого характера с целью увеличения объёма продажи новых товаров, пользующихся повышением спросом; отсутствие страха перед коммерческим риском; разумное использование средств, получаемых экономии затрат. При этом необходимо выбрать стратегию коммерческой деятельностью; либо снижать цену товаров в расчёте на то,  что это приведёт к росту объёма продажи и может увеличить прибыль, либо не изменять цену, ориентируясь на сохранении стабильности умеренного спроса. Выбрав первый вариант стратегии, можно кроме того, достичь ускорения оборачиваемости денежных средств (собственного оборотного капитала). По второму варианту возможно замораживания собственного капитала на какое - то время, в результате может возникнуть необходимость привлечении заёмного капитала, что потребует дополнительных финансовых затрат на уплату процентов за предоставляемые кредиты, ссуды.
     Прибыль и убытки представляют собой разницу  между предварительной оценки  затрат и доходов и  реально  осуществлёнными затратами и  полученными доходами. Причём эта  разница может быть следствием выбора стратегии коммерческой деятельности.
     Итак, из выше сказанного следует, что прибыль в торговле      выполняет  следующие основные функции:
     - является мерилом оценки деятельности  предприятия;
     - используется в качестве источника  материального поощрения труда  работников;
     - выступает источником вознаграждения владельцев акции, паев в уставном капитале предприятия;
     - яляется источником самофинансирования  развития предприятия;
     - служить источником пополнения государственного бюджета.
     Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на  дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том  числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.
    Хозяйствующий субъект самостоятельно определяет направления использования прибыли, если иное не предусмотрено Уставом. Использование чистой прибыли предприятие может осуществлять путем формирования целевых денежных фондов или направляя деньги непосредственно на финансирование затрат (рис. 1.2).
      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только источником финансирования производственного и социального развития, а также материального поощрения, но и используется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкций. Так,  из чистой  прибыли уплачиваются штрафы при несоблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарных норм и правил. При завышении регулируемых цен на продукцию (работы, услуги) из чистой прибыли взыскивается незаконно полученная предприятием прибыль.
     В случаях утаивания прибыли от налогообложения или взносов  во внебюджетные фонды также взыскиваются штрафные санкции, источником уплаты которых  является чистая прибыль.
     В зарубежной практике прибыль - многозначный термин рыночной экономики. Применяется несколько способов калькулирования величины, весьма различных по своим задачам и методам расчёта. Прибыль от обычной торговой деятельности определяется как разница между выручкой от продаж и произведёнными затратами, к которым, помимо затрат на закупки товаров, относят расходы на содержание персонала, амортизационные отчисления,  расходы по управлению, денежным операциям и налоговые платежи.
          Помимо всех вышесказанных  определений прибыли существует великое множество других, сделанных ведущими экономистами всего мира. К примеру, профессор Сиэтлского университета Пол Хейн (США) выдвинул следующее определение прибыли: “Прибыль - это чистый доход сверх обычной нормы дохода за счёт доступных инвестиционных возможностей”.  За рубежом очень часто в определении прибыли используется термин “инвестиции”. Так появилось понятие будущей прибыли, т.е. такой прибыли, которая будет получена в будущем вследствие внесения своевременных инвестиций, связанных, к примеру, с закупкой нового оборудования, машин, транспортных средств, с капитальными вложениями и т.д., что позволяет увеличить размер основного капитала (основных средств). Источниками инвестирования могут служить как банковские кредиты, частные капиталы, так и средства одних предприятий, вкладываемые в развитие других. Такие средства могут быть представлены как в виде прямых ссуд, так и в виде приобретаемых акций, либо   в виде  вложения средств с целью получения прибыли и т.д.. [4]
          Другое определение  прибыли было высказано П.Р. Рубинфельдом: “Под прибылью понимается конечный результат хозяйственной деятельности предприятия (фирмы, компании, корпорации и т.д.). Для всех фирм обязательным условием является максимизация прибыли: прибыль максимальна, когда предельный доход равен предельным издержкам”. Здесь определение прибыли дано через предельные издержки.
    Фирмы, как правило, решают задачу максимизации прибыли на долгосрочный период. Максимизация прибыли подразумевает под собой  задачу планирования прибыли на некоторый  срок вперёд, что является довольно сложной задачей на сегодняшний день. 
        

Рис. 1.3. Блок-схема факторного анализа прибыли. [5 ] 

          Выявление факторов, влияющих на прибыль, подразумевает  под собой изучение экономических  условий её формирования. Экономические условия могу быть как внутренними, так и внешними. Под их действием изменяется абсолютная величина  и относительный уровень прибыли. К внешним условиям можно отнести такие как: инфляция, изменения в законодательствах и нормативных документах в области ценообразования, кредитования, налогообложения предприятий, оплаты труда работников и др.. К внутренним условиям, влияющим на величину прибыли, к примеру, можно отнести количество работников на предприятии, сокращая количество которых, можно тем самым увеличивать или уменьшать затраты на заработную плату, что в свою очередь может повлиять на величину валовой прибыли и соответственно на величину чистой прибыли.
    Факторы, влияющие на величину прибыли, можно  разделить как бы на две группы. В первую группу относят так называемые основные факторы, которые непосредственно влияют на объем прибыли торгового предприятия. К ним относятся:
    Прибыль (убыток) от реализации товаров.
    Прибыль (убыток) от неторговой деятельности предприятия.
    Сальдо  доходов и расходов по внереализационным операциям.
    Прибыль (убыток) от реализации основных производственных средств.
    Ко  второй группе относят так называемые взаимозависимые факторы:
    Объём продажи товаров.
    Розничные цены на реализуемые товары.
    Издержки обращения.
    Фондовооружённость работников.
    Налогоёмкость предприятия.
    Численность работников предприятия.
    Оборачиваемость и состав капитала.
    Затраты, относимые на прибыль. [3]
      Если говорить насчёт основных  факторов, влияющих на прибыль,  то можно сказать, что на  практике валовая (балансовая) прибыль в основном создаётся за счёт прибыли от реализации товаров, но она может быть увеличена (уменьшена) на величину прибыли от неторговой деятельности предприятия, на величину выявленного положительного (отрицательного) сальдо по внереализационным операциям, на величину прибыли, полученной от реализации основных фондов (причём прибыль (убыток) от реализации основных фондов представляет собой разность между продажной (рыночной) и первоначальной их ценой или остаточной стоимостью с учётом переоценок, вызванных инфляцией. Если выявлено превышение первоначальной стоимости и понесённых затрат, связанных с выбытием основных фондов и иного имущества, над суммой выручки от реализации, то соответственно на величину этого превышения уменьшается валовая прибыль предприятия. Если наоборот, сумма выручки превышает первоначальную стоимость и расходы по выбытию основных фондов и иного имущества, валовая прибыль увеличивается на эту разницу).
          Взаимозависимые факторы  также как и основные сильно влияют на величину прибыли. Эти факторы не случайно получили такое название. Их особенность состоит в том, что каждый из них в какой-то мере влияет или испытывает влияние других факторов из этой группы. Поэтому, разделив подсистему взаимозависимых факторов на отдельные элементы - показатели, можно выявить степень влияния каждого из них на прибыль на основе применения методов и приёмов экономико-математического анализа. Сначала оценивается влияние каждого из них на величину прибыли, а затем их комплексное влияние. Используя комплексный метод анализа можно выявить следующие  необходимые  условия для нормального функционирования и развития предприятия:
          Тп  >  Тт   >  Ти  >  Тф  >  Тч ,
    где Тп   - темп роста прибыли, Тт   - темп роста товарооборота, Ти   - темп роста издержек обращения, Тф   - темп роста фондовооружённости работников, Тч  - темп роста численности работников. [6]
    Коэффициенты  роста того или иного показателя исчисляются путём их последовательного  соотношения. Интенсивное развитие торгового предприятия может  характеризоваться не только ростом товарооборота и прибыли, но и повышением производительности труда торговых работников, увеличением капитала и др..
    К примеру, издержки обращения в розничной  торговле сильно зависят от размеров заработной платы работникам, различных  отчислений во внебюджетные фонды. Снижение издержек обращения влечёт соответственно снижение заработной платы и разного рода отчислений. Это в своём роде может увеличить размеры прибыли, но в то же время может подорвать у работников стимул к работе и очень сильно снизить производительность труда, что может  привести к очень большим затратам на восстановление работоспособности персонала. В зарубежной практике на этот счёт используется система стимулирования работников, где наряду с повышением окладов используется так называемое участие работников в хозяйственной деятельности предприятия, в котором подразумевается, что работники имеют право на покупку акций предприятий по льготным ценам, а затем могут получать дивиденды по купленным акциям.
          Предполагается, что  отдача от увеличения затрат на оплату труда должна расти быстрее, чем размер его оплаты. Предприятие распределяет ту или иную часть прибыли не в форме наличных выплат, а в форме акций или переводит её на банковские счета работников, образуя кредитный фонд, который предприятие пускает в оборот,  что в какой-то мере снижает потребность в заёмных средствах, при этом сокращаются затраты на выплату процентов по банковским кредитам.
          Величина прибыли  в торговле также зависит от объёмов  спроса на товары и их предложения. Снижение спроса на товары может привести как к уменьшению валового дохода от реализации,  так и к сокращению валовой прибыли. Регулятором соотношения спроса и предложения на рынке выступают розничные цены товаров. При низких ценах на товары объём спроса на них больше, а при высоких - меньше, поскольку существуют более дешёвые заменители этих товаров. По мере увеличения объёмов продаж норма прибыли растёт, затем рост её замедляется и, наконец, она стабилизируется или снижается, что зависит от свойств определённых групп товаров. [3,6]
Таким образом, на прибыль влияют два взаимозависимых  фактора: издержки обращения и объёмы продаж товаров. Остальные факторы  также непосредственно влияют на прибыль и друг на друга.     
 
 

     1.2. Показатели рентабельности торгового предприятия. 

     Прибыль  - это конечный финансовый результат деятельности предприятия. При рыночной экономике результаты деятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. При расчете рентабельности могут быть использованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия,  но и оценить другие стороны его деятельности.
     Нормой  прибыли считается показатель рентабельности, исчисленный процентным отношением суммы чистой прибыли к объёму товарооборота или стоимости всего капитала.
     Расчёт  общей экономической  рентабельности (прибыльности) торгового предприятия выполняется по формуле
          Ро = П/Т*100
     Где Р0  - общая экономическая рентабельность хозяйственной деятельности предприятия;
     П - сумма прибыли (валовой или чистой);
     Т - объём товарооборота (без НДС).
     Данная  формула расчёта применима и  для определения прибыльности капитала (вложенных средств) торгового предприятия: показатель товарооборота надо заменить на показатель капитала. Преобразовав эту формулу путём умножения и деления на показатель товарооборота, получим два показателя: рентабельность товарооборота (продаж) и оборачиваемость капитала:
     Ро  = П/К*Т/Т = П*Т/Т*К = П/Т*Т/К или Ро  = Рт*Ок
     Где Рт  - рентабельность товарооборота (продаж);
     Ок - оборачиваемость капитала предприятия (число оборотов).
     Рентабельность  товарооборота (продаж) (Рт) отражает зависимость между прибылью и товарооборотом и показывает величину прибыли, полученную с единицы проданного товара. Поскольку бухгалтерский учёт хозяйственных операций ведется в денежном выражении, то коэффициент рентабельности продаж, умноженный на 1000, показывает, какая прибыль была получена с 1 тыс. руб. проданных товаров. Чем больше прибыль, тем выше рентабельность товарооборота.
     Коэффициент прибыльности продаж (П/Т) характеризует долю прибыли в товарообороте. По соотношению чистой прибыли и товарооборота можно более точно судить о финансовом результате деятельности торгового предприятия.
     Оценка  чистой рентабельности продаж имеет  долгосрочный характер, поскольку определяет решение инвестора о вложении средств в капитал торговой фирмы  путём покупки её ценных бумаг.
     Показатель  рентабельности товарооборота называют коммерческой маржой. Выражается она  в процентах, и её величина колеблется от 5 до 30% в зависимости от характера  и объёма деятельности торговой фирмы.
     Число оборотов капитала (Ок) отражает отношение товарооборота к величине капитала предприятия. На основе этого показателя можно определить сумму товарооборота на 1тыс. руб. вложенного капитала. Чем выше объём товарооборота, тем больше число оборотов вложенного капитала. Этот показатель можно воспринимать как оборачиваемость капитала, поскольку он показывает, сколько раз за данный период времени оборачивается каждый рубль вложенного капитала.
     Регулирование общей экономической рентабельности сводится к воздействию на оба  составляющих её показателя- рентабельность продаж и оборачиваемость капитала.
     Для характеристики эффективности использования  собственного капитала (Кс) ?):
     Рк = П/Кс.
     Показатель  рентабельности собственного капитала (Рк) имеет важное значение для акционеров торгового предприятия. Он служит критерием оценки уровня котировки акций акционерного торгового предприятия на фондовой бирже, этот показатель позволяет инвесторам оценить потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. На основе данного показателя можно определить период (число лет) в течении которого полностью окупаются средства, вложенные в акционерное торговое предприятие(1/Рк).  
     Рентабельность  производственных фондов торгового предприятия определяется по соотношению суммы прибыли (валовой, чистой) и средней стоимости основных и материальных оборотных средств, умноженному на 100:
     Рф = [П : (ОФ + МС) * 100],
          Где Рф - рентабельность основных фондов, %;
     П - сумма прибыли (валовой или чистой);
     ОФ - средняя стоимость основных средств (фондов);
     МС - средняя стоимость материальных оборотных средств.
     Если  торговое предприятие работает в  арендуемых помещениях, зданиях или  сдаёт в аренду некоторые объекты  основных фондов, то среднюю стоимость  основных фондов целесообразно исчислять  с учётом сданных и полученных в аренду основных средств. В этом случае средняя величина основных средств определяется путём вычитания из суммарной стоимости собственных и арендуемых основных фондов стоимости объектов основных фондов, сданных в аренду.
     Для систематизации показателей рентабельности торгового предприятия рекомендуется использовать таблицу. 

     Таблица 1. Методика расчёта показателей рентабельности торгового предприятия за отчётный период.
Наименование Показателей
Источник информации Услов-ные обозна-чения Форму-ла расчёта рента-бель-ности
                                                 Исходные данные
  1    товарооборот                    стр.101 форма 2              Т    
  2     прибыль                            приложения к бух.        П
                                                               балансу
     валовая                            стр.090 формы 2            Пв
     чистая                              стр.090 - стр.200
                                                     формы 2                        Пч
3     средняя величина всего   стр.360 бух.баланса       К
                капитала  
    средняя величина собст- стр. 480 бух.баланса        Кс
           венного  капитала 
  5      средняя стоимость            стр.022                           ОФ
            основных средств
6     средняя  стоимость ма-
         териальных об.ср-в.         стр.122                           МС 

                     Расчётные данные
    рентабельность продаж                                             
    (товарооборота)                                                         Рт          П:Т.100
    рентабельность всего
             капитала                                                                Рк          П:К.100
    рентабельность соб.к-ла.                                         Ркс         П:Кс.100
    рентабельность основ-
    ных средств (фондов)                                              Роф     П:ОФ.100
    рентабельность мате-
    риальных об. ср-в.                                                    Рмс    П:МС.100

    Наряду  с показателями товарооборота, капитала, основных и оборотных средств для расчёта уровня рентабельности (коэффициентов) применяются и другие показатели: издержки обращения, торговая площадь, численность персонала, каждый из которых подчёркивает определённый аспект результатов деятельности торгового предприятия.
    Уровень рентабельности, исчисленной отношением суммы прибыли от реализации товаров  к сумме издержек обращения, показывает эффективность текущих затрат. Увеличение или сокращение издержек обращения  непосредственно влияет на уменьшение или рост прибыли. Этот показатель рентабельности определяет эффективность торговой сделки по товарам.
     Рентабельность, рассчитанная по отношению к численности  занятых на предприятии работников, характеризует эффективность использования рабочей силы и показывает размер полученной прибыли в расчёте на одного работника. Наряду с этим показателем определяются величины валовой и чистой прибыли по отношению к фактической сумме затрат на оплату труда с учётом суммы обязательных отчислений во внебюджетные фонды (на социальное страхование, в пенсионный фонд, фонд занятости, фонд медицинского страхования). Данный показатель рентабельности отражает размеры валовой и чистой прибыли, полученной в расчёте на 1тыс. руб. средств, израсходованных на оплату труда и социальные нужды. Чем меньше численность персонала предприятия, тем, больше прибыли приходится на одного работника, что свидетельствует о повышении эффективности использования рабочей силы. Здесь непосредственно проявляется принцип: с меньшей численностью работников - больший эффект. Кроме того, имеется возможность определить зависимость достигнутых результатов хозяйственной деятельности предприятия от результата труда каждого работника.
     Отношение прибыли от реализации товаров к  величине торговой площади торгового предприятия характеризует размер полученной прибыли в расчёте на 1 метр квадратный площади магазина. Этот показатель свидетельствует об эффективности использования торговых площадей и основного капитала торгового предприятия. Считается, что рациональное использование торговых площадей позволяет повысить размер прибыли.
     Изучение  системы показателей рентабельности торгового предприятия рекомендуется  проводить в динамике и, если возможно, в сравнении с показателями других аналогичных торговых предприятий.
     Основные  пути повышения рентабельности торговли следующие:
      использование резервов роста товарооборота;
      расширение прямых связей с промышленностью;
      сокращение путей звенности товародвижения;
      полное получения от поставщиков установленных основных и дополнительных скидок, возмещение от финансовых органов;
      внедрение новых форм организации и специализации;
      экономия издержек обращения, ликвидация непланируемых потерь.
    Мероприятия по укреплению хозяйственного расчёта, повышению рентабельности разрабатываются работниками планового отдела и бухгалтерского учёта. Они подвергаются широкому обсуждению. Для контроля за ходом выполнения разработанных мер определяются ответственные лица (как правело, главные бухгалтеры или их заместители, начальника планово-экономических отделов, старшие экономисты). 

 

     2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ  ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
    (НА  ПРИМЕРЕ БАРАНОВИЧСКОГО  ФИЛИАЛА "ВОЕНСЕРВИС" РУП "ТОРГОВО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ОБОРОНЫ") 

    2.1. Анализ формирования прибыли Барановичского филиала "Военсервис" РУП "Торгово-производственное управление при Министерстве обороны" 

    В состав филиала "Военсервис" г. Барановичи РУП "Торгово-производственное управление при Министерстве обороны" входит 8 торговых предприятий, 6 предприятий  общественного питания и автопарк из 4 машин.
    В настоящее время торговая сеть филиала "Военсервис" г. Барановичи РУП "Торгово-производственное управление при Министерстве обороны" включает 2 базовых магазина: «Полет», «Пралеска», 5 магазинов розницы на территории воинских частей. В состав общественного питания входят: кондитерский цех, столовая и 4 солдатских чайных.
    Транспортное  обслуживание торгово-хозяйственной  деятельности филиала "Военсервис" г. Барановичи РУП "Торгово-производственное управление при Министерстве обороны" осуществляется собственным транспортом и частично при кольцевом завозе продовольственных товаров - транспортом поставщиков.
    Кроме торговой деятельности для получения  внереализационных доходов, филиал "Военсервис" г. Барановичи РУП "Торгово-производственное управление при Министерстве обороны" сдает в аренду имеющиеся неиспользованные площади административного здания, продовольственного склада, здание КБО №1.
    За 12 месяцев 2004 года товарооборот по филиалу "Военсервис" г. Барановичи РУП "Торгово-производственное управление при Министерстве обороны" в целом составил 4459,8 млн.руб. и рост в сопоставимых ценах равен +10,05% по сравнению с 12 месяцами 2003 года в т.ч. по торговле рост составил +7,96; по общественному питанию +45,98%.
    В целом по филиалу "Военсервис" г. Барановичи РУП "Торгово-производственное управление при Министерстве обороны" получено прибыли +17,0 млн.руб., в том числе по отраслям:
    убытки по торговле -16,0
    прибыль по общепиту                        +2,2
    -убытки  по производству                 -17,5
    операционные доходы и расходы    +47,2
    внереализационные доходы и расходы     -3,4
    доходы от услуг хранения                          +4,5
    Уплачено  налогов в сумме 42,4 млн.руб. в т.ч.:
    налог на прибыль             8,2 млн.руб.
    налог на недвижимость    3,6 млн.руб.
    местные налоги, сборы     13,2 млн.руб.
    50% от аренды                     17,4 млн.руб.
    Непокрытый  убыток за 2004 год составил 25,4 млн.рублей.
    В общем объеме товарооборота военсервиса 93,0% занимает товарооборот   торговли. Рост товарооборота в сопоставимых ценах составил +7,96%. Уровень рентабельности по торговле вырос на 0,13% по сравнению с 12 месяцами 2003 года. В целом по торговле получены убытки в сумме 16,0 млн.рублей. Возрос процент валовых доходов по сравнению с 12 месяцами 2003 года на 0,68%, что в сумме составляет 28,2 мдн.рублей.
    В структуре товарооборота наибольший удельный вес занимает реализация социально-значимых товаров с низкой торговой наценкой:
    молоко и молочная продукция     11,4%
    колбасные изделия                           11%
    хлеб и хлебобулочные изделия       10,6%
Таблица 2.1. Дислокация предприятий филиала "Военсервис" г. Барановичи РУН "Торгово-производственное управление при Министерстве обороны" по состоянию на 1.01.2005г.
Предприятия Место    расположения Тип Торговая площадь
1 Магазин №1 «Полет» (молочный) г. Барановичи ул. Войкова-13 Продтовары 295/104
2 Магазин №1 «Полет» (хлебный) г. Барановичи ул. Войкова-7 Продтовары 234/90
3 Магазин №3 (солдатский) г. Барановичи м-р «Тексер» Смешанный 82/54
4 Магазин №6 (войсковой) Ивацевичский  р-н г-н Доманово в/ч 15994 Продтовары 213/98
5 Магазин №16 (войсковой) Ляховичский р-н  д.Чижовы горы Смешанный 70/54
6 Магазин №19 «Пралеска» г. Барановичи ул. Брестская-281 Продтовары 362/104
7 Магазин №10 (солдатский г. Барановичи в/ч 7404 Смешанный 88/59
8 Магазин №26 Ивацевичский  р-н г-н Доманово в/ч 15994 Промтовары 126/78
9 Магазин №17 г. Новогрудок ул. Мшдкевича-104 Смешанный 292/115
10 Чайная №1 г. Барановичи ул. 50 лет  БССР в/ч 96577
Общепит 60
11 Чайная №3
г. Слоним в/ч 33933
Общепит 108/28
12 Чайная 34 Ивацевичский  р-н г-н Доманово в/ч 15994 Общепит 40
13 Чайная №5
г. Слоним в/ч 20670
Общепит 96/26
14 Чайная №7 г. Барановичи ул. 50 лет ВЛКСМ-1 в/ч 7434 Общепит 20
15 Столовая №3 Ивацевичский  р-н г-н Доманово в/ч 15994 Общепит 132/32
16 Столовая №3 (буфет) Ивацевичский  р-н г-н Доманово в/ч 15994 Общепит 20
17 Чайная №9 (буфет) г. Барановичи м-р «Тексер» Общепит 30
18 Чайная №9 (кухня) г. Барановичи м-р «Тексер» Общепит
    48
19 Кондитерский  цех  Барановичи ул. Куйбышева-3 Общепит 212
 
    Значительно снизился процент непродовольственных товаров (без учета    табачных изделий). За 12 месяцев 2003 года он составил 6,5% в общем объеме товарооборота, за 12 месяцев 2004 года - 3,4%.
    С 1 июля 2003 года был закрыт промтоварный магазин №2 со среднемесячным товарооборотом 11,0 млн.рублей, а остатки товара в сумме 33,4 млн.рублей были переданы для дальнейшей реализации магазину №15 «Беларусь» снижение промтоваров в целом и наличие товарных запасов в той же сумме повлекло увеличение товарооборачиваемости по промтоварным группам.
    Издержки  обращения по торговле в целом  за 12 месяцев 2004 года возросли на 0,54% по сравнению с 12 месяцами 2003года, что в сумме составляет 22,4 млн.рублей.
    Значительно снижен процент по статье расходы на перевозки на 0,5% за счет включения транспортных расходов поставщика в отпускную цену.
    Увеличился  процент по статьям:
     - расходы на оплату труда и  налоги на заработную плату на 0,5% за счет заключения контрактов и увеличения окладов в среднем на 20%
    - расходы на содержание административно-управленческого аппарата на 0,73% 
за счет того, что данные расходы в первом полугодии частично распределялись 
на КБО№1.

    Рост  товарооборота по общепиту в сопоставимых ценах по сравнению с 12 месяцами 2003 года составил 45,98%.
    В целом по общепиту получена прибыль  в сумме 2,2 млн.руб. Снижен процент валовых доходов на 0,81%, что в сумме составляет 2,5 млн.рублей. Основной причиной снижения валовых доходов является снижение удельного веса собственной продукции в товарообороте.
    Удельный  вес собственной продукции в  товарообороте за 12 месяцев 2004 года снижен на 3,6% по сравнению с 12 месяцами 2003 года. Прибыльная работа общественного питания объясняется значительным увеличением товарооборота в 2004 году по сравнению с 2003 годом.
    Рост  товарооборота составил 170,2%, а рост издержек обращения 137,5%.
    Убытки  получены от производственно-бытовой  деятельности в сумме 17,5 млн.руб.
    Убыточно  сработали все отрасли производства:
    индпошив 11,7 млн. рублей.
    ремонт обуви 2,6 млн. рублей
    парикмахерские 3,2 млн. рублей
    Причиной  убыточности работы бытового обслуживания является отсутствие заказов воинских частей на пошив. В результате с 14 июля сокращены  работники швейного цеха.
    С 1 сентября 2004 года закрыт ремонт обуви  и парикмахерские. Планируется продажа здания комбината бытового обслуживания.
    Кредиторская  задолженность поставщикам за товары и услуги на 1.01.2005г. составила 403 млн.рублей, при товарообороте за декабрь  месяц 2004г. в сумме 417,4 млн.рублей, задолженность  составляет 30 дней.
    Для снижения кредиторской задолженности  и ускорения оплаты за товары филиал "Военсервис" г. Барановичи РУП "Торгово-производственное управление при Министерстве обороны" планирует открыть кредитную линию в сумме 60,0 млн.рублей с февраля 2005 года.
    В 2004 году на ремонт предприятий военсервиса  затрачено 10,0 млн.рублей, в том числе  ремонт крыши магазина №1 «Полет» - 2,25 млн.рублей.
    Приобретено оборудование на сумму 31,3 млн.рублей, в том числе холодильного оборудования – 13,1 мдн.рублей, двух компрессорных агрегатов -10,3 млн.рублей, кассовый аппарат - 0,4 млн. рублей, торговое оборудование - 6,6 млн.рублей, набор мебели - 0,9 млн.рублей.
    Для предприятия общепита закуплено: печь СВЧ в количестве 6 штук на сумму 1,8 млн.рублей, электроводонагреватель - 0,3 млн.рублей, музыкальный центр - 0,4 млн.рублей.
    Сумма непогашенных недостач товарно-материальных ценностей на 1.01.2005г. составляет 5,7 млн.рублей взыскивается с виновных лиц, по решению суда 5,5 млн.рублей.
    Среднемесячная  заработная плата за 12 месяцев 2004 года составила 200206 рублей и возросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 1,5 раза.
    Финансовое  состояние предприятия на 1.01.2005 года характеризующими коэффициентами:
    1. Коэффициент текущей ликвидности:
    Норматив =>1,0
    Фактически 0,74
    2. Коэффициент обеспечения СОС:
    Норматив =>0,1
    Фактически   0,84
    3. Коэффициент обеспечения финансовых обязательств активами 
(коэффициент банкротства):

    Норматив <=0,85
    Фактически 0,73
    За 9 месяцев 2005 года товарооборот по филиалу "Военсервис" г. Барановичи РУП "Торгово-производственное управление при Министерстве обороны" в целом составил 3165,4 млн.руб. и рост в сопоставимых ценах равен +5,1% по сравнению с 9 месяцами 2004 года в т.ч. по торговле рост составил +2,4%; по общественному питанию +38,9%.
    Таблица  2.2. Сведения о работе подведомственных предприятий торговли общественного питания по филиалу "Военсервис" г. Барановичи РУП "Торгово-производственное управление при Министерстве обороны" за 2004г.
    Предприятия
Товарооборот Рост в сопоставимых ценах Нагрузка на 1 работника Прибыль от реализации Прибыль до налого-облажения
Магазин №1 1259,9 +8,2 4,67 -8,0
    +5,0
Магазин №3 92,4 +12,7 3,85 +1,0
    +2,2
Магазин №6 139,1 +1,2 3,86 -1,0
    +1,0
Магазин №10 70,4 +2,0 5,87 +0,5
    +1,4
Магазин №16 123,8 +20,5 5,16 +0,6
    +2,3
Магазин №17 730,9 +4,5 3,69 -0,5
    +1,8
Магазин №19 1599,6 +11,9 5,23 +17,5 +35,2
Магазин №26 15,4 -27,5 2,57 -0,6
    -0,3
Магазин №15 -закрыт с 4.01.2005г. 109,7 -163 2,03 -24,5
    -21,8
Киоск №1 - закрыт 4.07.04г. 7,6 - 1,9 -1,0
    -0,9
Итого торговля: 4148,8 +7,9 4,4 -16,0 +25,9
Чайная  №1 36,0 +29,2 3,0 +0,6
    +0,9
Чайная  №3 108,7 +43,2 4,5 +3,6
    +4,3
Чайная  №4 24,9 +3,6 2,1 -0,6  
Чайная  №5 41,8 +55,2 3,5 +0,9
    +1,2
Чайная  №7 38,5 +45,4 3,2 -0,4
    -0,1
Чайная  №9 (буфет) 39,4 +5,0 3.3 +0,5
    +0,8
Чайная  №9 (кухня) 54,1 +26,4 1,3 +33
    +4,9
Столовая  №3    Т/о 21,7 +35,6 0,5 -3,6
    -3,3
выпуск 8,7        
Кондитерский  цех 80,1 +28,9 1,0 -2,1
    -0,1
Итого общепит  т/о 311,0 +46,0 13 +2,2
    +8,6
выпуск 148,9        
 
 
    За  аналогичный период, т.е. 9 месяцев 2004 года товарооборот по РУП «Военсервис» в целом составил 3269,4 млн.руб. и рост в сопоставимых ценах равен +10,92 по сравнению с 9 месяцами 2003 годом в т.ч. по торговле рост составил +8,65; по общественному питанию +54,49%. В целом по РУП «Военсервис» за 9 месяцев 2004 года была получена прибыли +69 млн.рублей
    В целом по филиалу "Военсервис" г. Барановичи РУП "Торгово-производственное управление при Министерстве обороны" за 9 месяцев 2005 года получено прибыли +36,5 млн. руб., в том числе по отраслям:
    убытки по торговле -28,8
    прибыль по общепиту +3,2
    операционные доходы и расходы +45,8
    внереализационные доходы и расходы +14,5
    доходы от услуг хранения +1,8
    Нераспределенная  прибыль за 9 месяцев 2005 года составила 0,8 млн.рублей.
    В общем объеме товарооборота военсервиса 90,1% занимает товарооборот торговли. Рост товарооборота за 9 месяцев 2005 года в сопоставимых ценах составил +2,4%. Уровень рентабельности по торговле снижен на 0,8% по сравнению с 9 месяцами 2004 года. В целом по торговле получены убытки в сумме 28,8 млн.рублей.
    В то же время, за 9 месяцев 2004 Рост товарооборота в сопоставимых ценах составил +8,65%. Уровень рентабельности по торговле вырос на 0,2% по сравнению с 9 месяцами 2003 года. В целом по торговле были получены убытки в сумме 6,3 млн.рублей.
    Таким образом ситуация в 2005 году значительно  хуже чем в 2004.
    За 9 месяцев 2005 года возрос процент валовых доходов по сравнению с 9 месяцами 2004 года на 0,24%. За 9 месяцев 2004 рост валовых доходов по сравнению с 9 месяцами 2003 года составил 0,45%, что в сумме составило 13,7 млн.рублей.
    В структуре товарооборота наибольший удельный вес занимает реализация социально-значимых товаров с низкой торговой наценкой:
    -молоко и молочная продукция 13,3%
    - колбасные изделия 10,1%
    - хлеб и хлебобулочные изделия 13,2% 

Таблица 2.3. Основные показатели работы предприятия за 9 месяцев 2005 года в динамике.
 
      Показатели
За 9 месяцев 2004 года За 9 месяцев 2005 года Рост  к факту прошлого года в действ, ценах
Прирост к факту прошло го года в со-пост. ценах
 
Фактически
В сопост ценах План Факт % вы-полне- ния
плана
        1
    2
    3
4 5 6
    7
    8
Валовой товарооборот 3269,4 2720,6 3199,9 3165,4 98,9 116,3 -104
no розничной торговле 3051,1 2517,3 2913,9 2852,8 97,9 113,3 -198,3
по  общественному питанию 218,3 203,3 286 312.6 109,3 153,8 94,3
      из него:
            0
собственная продукция 102,4 88,5 115,7 145 125,3 163,8 42,6
Удельный  вес собственной продукции т/об общепита,% 46,9 43,5 40,5 46,4 114,6 106,7 -0,5
Валовой доход 485,2 420,7 484,2 494,5 102,1 117,6 9,3
    из него:
            0
Торговля, млн.руб. 434 376,3 410 412 100,5 109,5 -22
% к товарообороту 14,2 12,3 14,1 14,4 102,1 117,0 0,2
Налоги  с валовых доходов, млн.руб. 17,9 15,5 16 16,1 100,6 103,7 -1,8
Валовые доходы без налогов, млн.руб. 416,1 360,8 394 395,9 100,5 109,7 -20,2
Общественное  питание млн.руб. 71,5 62,0 93,2 101,8 109,2 164,2 30,3
Налоги  с валовых доходов, млн.руб. 2,4 2,1 3 3,2 106,7 153,8 0,8
Валовые доходы без налогов, млн.руб. 69,1 59,9 90,2 98,6 109,3 164,6 29,5
Издержки  обращения, млн.руб. 490,4 425,2 481,7 520,1 108,0 122,3 29,7
        из него:
15 13,0 15,5 16,43 106,0 126,3 1,43
Торговля, млн.руб. 422,4 366,2 393,1 424,7 108,0 116,0 2,3
Общественное  питание, млн.руб. 68 59,0 88,6 95,4 107,7 161,8 27,4
Начисленные налоги и платежи из прибыли, млн.руб. 37 32,1   35,7   111,3 -1,3
Налог на прибыль 9,4 8,1   7,8   95,7 -1,6
Налог на недвижимость 2,7 2,3  
    3,6
  153,8 0,9
Местные налоги и сборы 9 7,8   6,6   84,6 -2,4
Платежн и расходы из прибыли 0,2 0,2       0,0 -0,2
50% от аренды 15,7 13,6   17,7   130,0 2
Средняя торговая надбавка             0
В торговле 17,7 16,5 16 16,6   108,2 -1,1
В общественном питании 36,4 31,6   33,4   105,8 -3
Кредиты банка (стр.710+стр.720) 50     80     30
Поценты за кредит, млн.руб. 3,8     6,2     2,4
Процентная  ставка за кредит 20     15     -5
Среднемесячная  зарплата (руб.) 193116     255110     61994
 
    Значительно снизился процент непродовольственных  товаров (без учета табачных изделий). За 9 месяцев 2004 года он составил 3,9% в  общем объеме товарооборота, за 9 месяцев 2005 года - 0,68%.
    С 1 января 2005года был закрыт промтоварный магазин №15 со средне-месячным товарооборотом 10 млн.рублей, остатки товаров в сумме 21,6 млн.руб. переданы магазину №26 ( гарнизон Доманово ) для дальнейшей реализации.
    С 4 марта 2005года закрыт магазин №17, г.Новогрудок в связи реорганизацией предприятия РУП «Военсервис». Среднемесячный товарооборот по магазину составляет 57,0 млн.рублей, в т.ч. по промтоваров 3,0 млн.рублей. В связи закрытием магазинов были выплачены окончательные расчеты работникам с выплатой компенсации за неиспользуемый отпуск, в связи с этим возрос процент заработной платы и налогов.
    За 9 месяцев 2005 года приобретено оборудования в сумме 37,9 млн. руб., в результате возрос процент амортизационных  отчислений на 0,07.
    В 2004 году сумма банковского кредита составила 20,0 млн. руб., а в 2005 году - 80,0 млн.руб. Процент за пользование банковским кредитом возрос на 0,9%, что в сумме составило 2,1 млн. руб.
    В целом за 9 месяцев 2005 года издержки обращения по торговле возросли на 1,05% по сравнению с 9 месяцами 2004 года.
    Рост  товарооборота в сфере общепита за 9 месяцев 2005 года в сопоставимых ценах по сравнению с 9 месяцами 2004 года составил 38,9%. За 9 месяцев 2004 аналогичный показатель составил 54,5%.
    В целом по общепиту за 9 месяцев 2005 года получена прибыль в сумме 3,2 млн.руб., а за 9 месяцев 2004 получены прибыли в сумме 1,1 млн.руб. Это произошло из-за снижения процента валовых доходов на 1,75%, что в сумме составляет 3,8 млн.рублей. основной причиной снижения валовых доходов является снижение удельного веса собственной продукции в товарообороте. Удельный вес собственной продукции в товарообороте за 9 месяцев 2004 года снижен на 9,35% по сравнению с 9 месяцами 2003 года.
    Снижены издержки обращения за 9 месяцев 2005 года на 0,63% по сравнением с 9 месяцами 2004 года.
    В связи с ремонтом и переоборудованием  чайной №3 и №5 г. Слонима за 9 месяцев 2004 гола процент амортизационных отчислений составил 0,46%, износ МБП - 1,83%, отчисления на ремонт - 0,69%, а за 9 месяцев 2005 года процент амортизационных отчислений - 0,38%, износ МБП - 0,67%, отчисления на ремонт - 0,22%.
    Кредиторская  задолженность поставщикам за товары и услуги на 1.10.2005г. составила 371 млн.рублей, при товарообороте в сентябре месяце 2005г. в сумме 325,8 млн.рублей, задолженность составляет 34 дней.
    Для снижения кредиторской задолженности и ускорения оплаты за товары филиал "Военсервис" г. Барановичи РУП "Торгово-производственное управление при Министерстве обороны" открыл кредитную линию в сумме 60 млн. рублей с 10 февраля 2005 года, с 15 августа 2005г. сумма кредите увеличена на 20 млн. рублей. Банковский кредит взят под 15% годовых.
    За 9 месяцев 2005 года на ремонт предприятий  военсервиса затрачено 3,8 млн.рублей.
    Приобретено оборудование на сумму 37,7 млн. рублей (холодильник МХЛ для магазина№19, холодильный прилавок для магазина №1, 2 холодильные витрины для магазина № 6, 2 холодильные витрины магазину №19, морозильный ларь магазину №19, торговое оборудование магазину №6, автомобиль ГАЗ).
    Сумма непогашенных недостач товарно-материальных ценностей на 1.10.2005г. составляет 3,4 млн. рублей взыскивается с виновных лиц, по решению суда 3,4 млн.рублей.
    Среднемесячная  заработная плата за 9 месяцев 2005 года составила 255110 рублей и возросла по сравнению с соответствующим  периодом прошлого года в 1,3 раза. Среднемесячная заработная плата за 9 месяцев 2004 года составила 193116 рублей и возросла по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 1,5 раза.
    Финансовое  состояние предприятия на 1.10.2005 года характеризующими коэффициентами:
    1.   Коэффициент текущей ликвидности:
    - Норматив =>1,0
    -Фактически   0,61
    2. Коэффициент обеспечения СОС:
    Норматив =>0,1
    Фактически 0,64
    3. Коэффициент обеспечения финансовых обязательств активами (коэффициент банкротства):
    - Норматив <0,85
    -Фактически  0,981
    Нераспределенная  прибыль отчетного периода +0,8   млн.руб. 
 
 

    2.2. Анализ факторов  определяющих прибыль  торгового предприятия. 

  Проанализируем  динамику изменения балансовой прибыли и прибыли от реализации в динамике, а также рассмотрим подробнее структуру балансовой прибыли предприятия за 9 месяцев 2005 года. (таблица 2.6.)
    Как показывают данные таблицы 9., Балансовая прибыль за 9 месяцев 2005 года составила 36,5 млн. руб., что на 28,4 млн. руб. больше, чем за аналогичный период прошлого года. Этот показатель также выше планового на 14,4%. Рост балансовой прибыли происходит на фоне увеличения убытков от торговли, которые составили за 9 месяцев 2005 -28,8 млн. руб. В то же время остальные виды деятельности предприятия оказались прибыльными. Прибыль по общественному питанию составила 3,2 млн. руб. Наибольшую долю в балансовой прибыли занимают доходы от операционной и внереализационной деятельности.
Таблица 2.4.
Состав, динамика и выполнение плана балансовой прибыли  за 9 мес. 2005 г.
      Показатели
За 9 месяцев 2004 года За 9 месяцев 2005 года Рост  к факту прошлого года в действ, ценах
Прирост к факту прошло го года в со-пост. ценах
 
Фактически
В сопост ценах План Факт % вы-полне- ния
плана
Прибыль по торговле -6,3 -5,5 +0,9 -28,8 -3200,0 527,3 -22,5
уровень рентабельности, % -0,21 -0,2 +0,03 -1,01 -3366,7 554,7 -0,8
Прибыль по общественному питанию
 
+1,1
 
1,0
 
+1,6
 
+3,2
200,0 335,5 2,1
Уровень рентабельности, % +0,5 0,4 +0,57 +1,2 210,5 276,8 0,7
Прибыль по производству -17,5 -15,2       0,0 17,5
Прибыль от vcrvr хранения
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.