На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Классификация видов планирования в менеджменте

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. А.И.ГЕРЦЕНА 

Факультет управления  

Кафедра социального менеджмента 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

По дисциплине: Основы менеджмента 

Тема: «КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ПЛАНИРОВАНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ» 
 
 
 
 
 

Выполнила                                                                     Научный руководитель
Студентка                                                                               доцент, к. ф. н.   
II курса, группы СКСиТ                                                         Апевалова
Гаврилова Дарья  Дмитриевна                                              Зоя Валерьевна 
 
 
 

Подпись                                                                                    Подпись 
 

Дата защиты 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург 
2010 г.
Содержание 
 
 

Введение ………………………………………………………………….. 

Глава I. Теоретические основы планирование и прогнозирования на предприятии 

1.1.Виды планирования и их классификация……………………….. 

1.2.Организация стратегического и оперативного планирования на предприятии………………………………………………………….
Глава I I. Программа планирования на предприятие ОАО «АВТОВАЗ»
2.1.Краткая характеристика предприятия………………………………….
2.2. Планирования на ОАО «АВТОВАЗ»…………………………………
Заключение………………………………………………………………..  

Список литературы ………………………………………………………. 

 

       Введение.

      Любая деятельность, начинается с плана. У каждого человека есть свой план: как провести лето, как устроиться на работу, как построить дом... Составляя свой собственный план, мы увереннее идём к цели, решая проблемы постепенно, а не набрасываемся на все и сразу. 

     Любая организация также должна иметь свой план и не один, в противном случае она просто перестанет существовать.

       Планирование — одна из функций управления, представляющая собой процесс выбора целей организации и путей их достижения1. Это вид деятельности, связанный с постановкой целей (задач) и действий в будущем, с помощью него можно оптимально распределить ресурсы для достижения поставленной цели. Планирование (прогнозирование) заключается в комплексном поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях.

      На сегодняшний день всё большее количество руководителей убеждаются в том, что грамотная система планирования и управления - фундамент любого успешного бизнеса. Хорошо продуманная и грамотно воплощенная стратегия - это обязательное условие для принятия управленческих решений. На примере российских предприятий мы можем убедиться, что отсутствие грамотной системы планирования, в итоге, очень дорого обходится бизнесу. 

      Процесс планирования - пол в большом доме организации, на нём стоят все основные управленческие функции. Если не использовать все приёмы планирования, то предприятия (фирмы) и отдельные работники не смогут четко выполнять определённые действия, ведущие к поставленной цели. Планирование это инструмент, необходимый для управления сотрудниками организации, оно помогает в принятии управленческих решений. Его задача принимать нововведения, которые бы способствовали более результативной работе организации.

      Если вернуться к российским предпринимателям, то можно сказать что в нашей стране с каждым годом всё больше и больше места отводиться именно планированию. В связи с недавним экономическим кризисом появилось множество абсолютно новых систем планирования. Именно они помогли многим предприятиям удержаться на плаву и минимизировать затраты на период мирового экономического кризиса.

      Автор курсовой работы выбрал тему «Классификация видов планирования в менеджменте» ввиду её актуальности и необходимости в познании. Необходимо понимать и практиковать основы планирования. На каждом предприятии обязательно должна быть чёткая система планирования, где прописаны все задачи для достижения конкретной цели.
      Классификация видов планирования в менеджменте  необходима в познании для будущего менеджера. Зная все азы, он сможет сформулировать план и более рационально решить проблему. Это необходимо даже для маленькой группы людей, чтобы более эффективно организовать работу этих людей.
      Целью данной курсовой работы является изучение теоретических аспектов и анализ практики планирования на предприятие. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы планирования и прогнозирования на предприятиях: определить понятие и дать классификацию планирования; ознакомиться с основами организации стратегического и оперативного планирования.
2. Проанализировать процесс планирования на предприятии на примере ОАО «АВТОВАЗ». 
 

Глава I. Теоретические основы планирование и прогнозирования на предприятии 

      Виды  планирования и их классификация
 
      Понятие ''планирование'' состоит из ряда целей и путей их достижения. Планирование напоминает игру в шахматы, где игрок, который хочет выиграть, обязан думать на несколько ходов вперед, точный  анализ собственных ходов и ходов противника залог успеха в этой игре. В современном мире процесс планирования осуществляется по таким важным пунктам, как сбыт, финансы, производство и закупки2, но при этом все планы должны быть хорошо связаны между собой. Процесс планирования проходит четыре взаимосвязанных этапа:
      1) разработка общих целей;
      2) определение конкретных, детализированных  целей и заданный, на относительно короткий период времени (2,5,10 лет);
      3) определение путей и средств  их достижения;
      4) контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими3.
      Планирование  необходимо для достижения фирмой следующих  целей:
      - повышение контролируемой доли  рынка.
      - предвидение того, что хочет потребитель.
      - выпуск продукции более высокого качества.
      - обеспечение согласованных сроков  поставок.
      - установка цен с учетом условий конкуренции.
      - поддержание репутации фирмы  у потребителей.4
        Выделяют следующие виды планирования: стратегическое, перспективное (бизнес-план,  перспективный план), оперативное, текущее. Планирование может осуществляться только после досконального анализа рынка и предприятия.  Должны учитываться все ошибки прошлого для избегания их в будущем. Очень естественно в рыночных условиях разбирать  планирование  учитывая этапы, фазы и функции предпринимательства, «рыночного жизненного цикла» (или цикла проектирования товаров).5
      При этом выделяется прогнозирование и планирование (стратегическое планирование и бизнес-планирование) развития, планирование маркетинга, планирование производства, планирование менеджмента6.
      В связи с непостоянной ситуацией на рынке, в настоящее время большое внимание уделяется планам по упреждению перспективного планирования, текущего и оперативно- календарного, они могут определяться степенью охвата этапов рыночного, жизненного цикла и цикла разработки товара. При этом этапом называют относительно самостоятельную часть одного из циклов товара, а фазой, соответственно, - относительно независимую часть этапа.
      Стратегическое  решение  -  это решение, касающееся определённого набора действий, которые, в свою очередь, предназначены для помощи организации в достижение своих целей путём приспособления (адаптации) к изменчивой окружающей среде. Стратегическое решение реализуется через: распределение ресурсов, адаптацию к внешней среде, внутреннюю координацию и организационное стратегическое предвидение7.
      Стратегическое  планирование - это решение относительно управленческого процесса создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга. Стратегическое планирование часто опирается на четко сформулированное программное заявление фирмы, изложение вспомогательных целей и задач, здоровый хозяйственный портфель и стратегию роста.8
      В своих целях стратегическое планирование очень схоже с экономическим прогнозированием. Но в рыночной экономике задачи стратегического планирования всё больше напоминают черты планово-прогнозного характера.
      Существует  два основных подхода для разработки прогнозов:
1. Основывается на анализе реального состояния объекта и анализе возможных изменений в будущем с учетом влияющих внешних факторов
2. Сформулировать и обосновать условия для достижения желаемого состояния объекта.
        Также, к этим двум подходам различают и два вида прогнозирования:
1. Исследовательское (поисковое), ориентированное от настоящего к будущему.
2. Нормативное (целевое), имеющее иную направленность – от будущего к настоящему.9
       Цель бизнес-планирования - это уточнение целей и задач, которые, в свою очередь, конкретно направлены на решение проблем. При этом виде планирования необходимо более глубоко исследовать внешнюю среду и возможностей фирмы. Бизнес-план способен решить множество задачи и ответить на множество вопросов, но основными из них являются следующие:
1. «Что  дальше?» Как будет развиваться  компания в дальнейшем. 
2. «Покупают?» Насколько успешно будет продаваться товар/услуга. 
3. «Насколько хороша эта идея?» Нужна ли компании эта идея, что она ей принесет.
4. «Что предпринять, если...?» – как компания должна вести себя как в обычных, так и в чрезвычайных ситуациях10.
       Оперативное планирование - очень много места в советской литературе уделяется именно этому типу планирования. Его основные методы актуальны и для рыночной экономики.
     Оно представляет собой осуществление текущей деятельности планово-экономических служб в течение короткого периода времени (до года). Оперативное планирование производства - это завершающее звено плановой работы всего предприятия, оно является продолжением и конкретизацией заданий. В этом типе планирования разработка планов базируется на основе годовых конкретных производственных заданий на короткие промежутки времени. Планы разрабатываются как для всего предприятия в целом, так и для его подразделений.
     Оперативное планирование, в зависимости от содержания и сроков действия, подразделяют на календарное и текущее планирование.
     Календарное планирование состоит из распределения годовых плановых заданий по производственным подразделениям и срокам их выполнения, плюс в его функцию входит доведение задачей до персонала предприятия. С его помощью разрабатываются сменно-суточные задания и распределяется четкая последовательность выполнения работ конкретными  исполнителями.
      Текущее планирование представляет собой постоянный мобильный контроль и постоянное регулирование процесса производства для обеспечения своевременного и досконального выполнения плана и сбыта продукции, который ориентирован исключительно на желания покупателей.
      Обычно  выделяют следующие виды планирования производства:
- по периоду упреждения: текущее, перспективное планирование, оперативно-календарное планирование;
-   по содержанию: амортизация производства, изготовления инструмента, налаженная работа транспорта, производство основной продукции,  организации и управления производством, производство энергии, приобретения материалов и топлива, ремонта основных фондов, распределение труда и заработной платы, замена техники или её модернизация, новые технологии и др.
      Разработка  наиболее перспективного  плана  предприятия  осуществляется только после принятия решений по производству конкретного товара, количеству производимого товара и т. д. В этом случае объектом планирования - является процесс производства товара в целом.
      Основой в разработке удачного плана являются технико-экономические расчеты возможностей предприятия, производственных участков, его цехов, квалификации персонала и т. д. Так же необходимо уточнить прогнозы по: целесообразной эксплуатации участков, планы по модернизации отдельных участков, введению новых технологических процессов и т.п., технико-экономические показатели, которые показывают эффективность работы предприятия.11
     Таким образом, Последовательность разработки разделов плана должна обеспечивать обоснованность устанавливаемых показателей каждого  раздела  расчетами  и  результатами  разработки предыдущего.
     Прежде  всего должен разрабатываться план внедрения технологий, необходимых  для производства соответствующего изделия. После этого разрабатываются  нормы и нормативы использования производственных ресурсов, которые являются важным «инструментарием» разработки перспективного плана.
    Текущее планирование производства должно охватывать производственные процессы по изготовлению и поставкам подсистем (основных блоков и комплектующих) изделия. Оперативно-календарное планирование может охватывать производственные процессы по изготовлению и поставкам элементов более низкого (по отношению к рассмотренным выше) уровня, доводит плановое задание до конкретных исполнителей в каждом подразделении.
              
      1.2.  Организация стратегического и оперативного планирования на предприятии 

      По  результатам очно - дистанционного обследования, проведенного ЦЭМИ РАН совместно с экономическим факультетом МГУ и Российским экономическим барометром, более 200 промышленных предприятий (68%), расположенных и разных регионах России, к середине 1997 г. имели определенный опыт разработки стратегических планов, причем у 2/3 он был положительным.12 При этом большее количество тех, кто считает, что без стратегического плана было бы не возможно выжить в период мирового экономического кризиса, сейчас они оценивают свое финансовое положение как хорошее или нормальное, но организации, которые выбрали другие варианты действий, сейчас испытывают экономические трудности. Компании, на которых стратегические планы не разрабатывались, чаще всего указывают причины такие как: «надо было выживать, а не строить планы» или «слишком быстрая изменчивость внешней среды». Но встречались и определенные трудности, при разработке стратегических планов: нехватка необходимых публикаций, пособий, рекомендаций; неспособность работников перестроиться на новый лад; сомнения в экономичной эффективности нового проекта; высокая кадровая текучка.
      В отношение, разработки проекта, необходимо отметить два основных варианта для реализации проекта.
      Первый, разработчиками стратегии должны быть менеджеры высшего и среднего звеньев.
        Второй, считается целесообразным, помимо штатных разработчиков, приглашать консультантов. Но некоторые предприниматели считают, что выгоднее не нанимать сотрудников извне, а приобрести соответствующую литературу, что на много дешевле и провереннее.
      В наши дни наблюдается изменения  отношения, во многих компаниях, к стратегическому планированию и планированию в частности. Но также необходима огромная работа для того, чтобы стратегическое планирование стало неотъемлемым элементом в Российских организациях.
      Стратегическое  планирование требует знания «потенциала успеха», 13всех его составляющих и возможных путей его реализации, но в это время оперативное планирование ориентируется только на успех. Из этого следует, что стратегическое планирования требует более досконального и рационального подхода. В связи с этим, оно не только влияет на факторы деятельности предприятия, но и создает их. В то же время оперативное планирование, зачастую, базируется уже на заданных условиях. Из выше сказанного мы можем сделать вывод, что стратегическое и оперативное планирование существенно различаются по степени сложности применения и по количеству знаний требуемых для воплощения проекта.
      Нехватка  знаний влияет не только на условия и цели планирования, но и на ресурсы, которые обязательно должны быть задействованы при стратегическом планировании. При начальной разработке стратегического планирования нельзя точно знать, какой персонал должен выполнять эту работу (область деятельности), какая информация должна быть использована и какие инструменты должны задействованы. Информацию о необходимых плановых ресурсах мы можем получить только в ходе самого планирования. Зачастую релевантные14 данные и факты не осознанны полностью, а иногда она даже неизвестны. 
      В свою очередь оперативное планирование,  характеризуется наличием высокой степени фактических и явных знаний. В рамках этого вида планирования заранее известно то, с чем предстоит работать. В связи с этим, организация планового процесса  преимущественно основана на  намеченных формальных целях (например, направлено на достижение запланированных показателей производственной деятельности предприятия).
      Уровень знания, в оперативном планирование, имеет огромную роль. Именно они, в конечном счете, обеспечивают возможность точных подсчетов и оценок необходимых ресурсов, включая плановиков, инструменты и информацию. В первую очередь, это относится к решению рутинных, но базовых плановых задач, например планирования издержек в производственном звене, но именно они нуждается в регулярной проверке и информирование.
      Формирование  и воплощение намерений можно охарактеризовать, как процесс трансформации данных, итогом которого будет предсказание действий (или большую их часть) на стадии производственной функции. Рассмотрим нехватку или ограниченность знания  как величину, от которой зависит эффективность внутрифирменного планирования, мы можем выделить две формы принятия плановых решений - интуицию и осознанные действия.
      Но  допустим, что предприятие располагает необходимым объемом знания, чтобы выявить свои действия в будущем, то процесс принятия плановых решений становится осознанным, т.е. более эффективным. Элемент рационального управления может быть частично принят в качестве фактора управления, предполагающего заранее полностью или в значительной степени производственную функцию. Источник необходимого знания - это опыт и специальные данные.
        Но если, же предприятие располагает лишь ограниченным объемом явного знания, то принятие плановых решений имеет форму интуиции. Однако опираясь на опыт, можно сделать вывод, что решения принятые интуитивно достаточно часто оказываются более эффективными. Интуиция это иррациональный фактор управленческих действий, но он явно недостаточен для описания производственной функции.
      После того как предприятие сформулирует свои намерения оно должно быть готово к их реализации. Очень важно, чтобы плановые решения  были общими по всем исполнительным пунктам. Все эти действия, которые необходимы для перехода от желаемого к действительному, можно назвать осуществление намерений.
      Параметры рамок организационного поля планирования представлены на таблице 1.15 Из таблицы представленной ниже мы можем сделать вывод, что при высоком дефиците знания, которая характерна для сферы стратегического планирования, интуиция (как форма принятия планового решения) может дополнять и даже доминировать над сознательными процессами формирования намерений. Но в тоже время, если в разработке плановых решений преобладает интуиция, то постановка целей и их взаимосвязи не могут быть рационально объяснены. 
 

      Таблица 1. 

         
 
 
 
       
Ограничительные рамки внутрифирменного планирования         
 
       
              Высокий дефицит знания (стратегический)       Низкий  дефицит знания (оперативный)
      Осознанные действия 

      Интуиция

      Осознанные  действия 
      Интуиция
      Фомирование намерений
      Стратегический план       Оперативный план
      Осществление намерений       Коммуникация стратегического плана       Коммуникация  оперативного плана
      Контекст оперативного планирования       Исполнение
 
       
 
 
 
      Для повышения эффективности стратегического планирования можно координировать планы в форме общефирменного согласования16. Важный аспект обоснования эффективности такого согласования заключается в инновационном характере самого стратегического планирования. Это выражается, в частности в том, что оно не только исходит из сложившихся условий работы предприятия, но и влияет на них и даже создает новые предпосылки успешной деятельности.
     Используя горизонтальную координацию планов, предприятие не столь зависимо от своих потребностей в изменении штата сотрудников, а также получении информации. Именно поэтому данный способ будет предпочтительнее.
     Что отличает оперативное планирование от стратегического? Предназначением последнего является постановка долгосрочных целей, и, соответственно, открытие новых перспектив. Что касается оперативного планирования, здесь преобладает конкретизация уже известной информации. В принципе, имеющихся у предприятия знаний достаточно, чтобы предположить его экономическое состояние в будущем и выработать план дальнейших действий. Исходя из этого, рациональность здесь будет иметь гораздо более важное значение.
     Результатам оперативного метода в большей степени присуща детализация и количественные оценки. Это существенно понижает потребность их детального и конкретного описания при реализации, для которой самым важным является именно перенос спланированных целей на конкретный, практический, оперативный уровень. Способ переноса этих целей будет существенно отличаться от стратегического планирования, потому что для наличия количественных оценок при оперативном планировании нет острой необходимости в личном взаимодействии.
     Личный состав и информационная база, необходимая для формирования отдельных планов, уже известны. Гораздо легче скоординировать параллельно существующие процессы выработки целей. Принятие плановых решений, которое зависит от нескольких элементов иерархической структуры предприятия, при оперативном планировании гораздо легче оптимизировать. В оперативном планировании нет элемента спонтанности, скорее он является заранее организованным способом более конкретного и детального определения стратегического положения.
 

      Программа планирования на предприятие ОАО  «АВТОВАЗ». 

      Характеристика предприятия.
      Автомобильная промышленность - одна из ключевых отраслей экономики России. В 2001 г. объем производства промышленной продукции в отрасли составил порядка 200 млрд. руб., это 8,7% от объема промышленного производства в России. Доля в налоговых поступлениях в федеральный бюджет составляет порядка 4,5%. 17
      ОАО «АВТОВАЗ» является крупнейшим производителем легковых автомобилей в России и  Восточной Европе. ОАО "АВТОВАЗ" производит 70% легковых автомобилей России. По предварительным данным, в 2002 году объем произведенной АвтоВАЗом продукции с учетом налога на добавленную стоимость составил 105 млрд. руб. В 2001 году компания превысила уровень 2000 года по производству товарной продукции на 8,1%, рост чистой выручки от реализации составил 14,2%. Это отчасти объясняется ростом доли более рентабельных моделей семейства ВАЗ-2110 в общем объеме реализованной продукции. 18
      По  словам В. Каданникова, для реализации "стратегии прорыва", "АвтоВАЗа" необходимо 1 млрд. 50 млн. долларов в течение пяти лет в эту сумму входят не только денежные средства. Полностью эта сумма не может быть обеспечена собственными средствами. Ранее называлась сумма инвестиций примерно в $1,13 млрд., которая  складывается из $376 млн. для проекта постановки на производство "Калины", порядка $50 млн.на модернизацию десятого семейства автомобилей, около $387 млн. - на реализацию других инвестиционных проектов, в том числе на постановку новых конкурентоспособных моделей машин. Кроме того, примерно $319 млн. необходимо для внедрения новых линий по производству двигателей Ежегодный объем инвестиций планируется на уровне $150-200 млн.
      В состав группы «АВТОВАЗ» – помимо основного общества (ОАО «АВТОВАЗ») – входят 27 дочерних обществ со 100% капиталом и более 200 дочерних и зависимых обществ с долевым участием ОАО «АВТОВАЗ». 19 

      ОАО "АвтоВАЗ" в 2002 году выплатило  во все уровни бюджетов и внебюджетные фонды 30 млрд. руб., что более чем  на 90 млн. руб. превышает аналогичный показатель 2001 года. В 2002 году в федеральный бюджет АвтоВАЗ выплатил 7.8 млрд. руб. налогов, а в областной - 3.512 млрд. руб. Во внебюджетные фонды - пенсионный, медицинского страхования, экологический, занятости, социального страхования – выплаты в 2002 году составили 4.247 млрд. руб. 20
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.