На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Оценка кредитоспособности потенциальных заёмщиков

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

 

с.

Введение

3

1 Теоретические аспекты оценки кредитоспособности предприятий

5

1.1 Понятие  и критерии оценки кредитоспособности  предприятий

5

   1.2 Методики оценки кредитоспособности  заемщика

12

2 Расчет кредитоспособности предприятия-заемщика ООО «Ремстройцентр»

19

    2.1 Организационно-экономическая характеристика  ООО «Ремстройцентр»

19

    2.2 Расчет показателей оценки кредитоспособности  ООО «Ремстройцентр»

20

Заключение

24

Список  использованных источников и литературы

26

Приложение

28

 


     ВВЕДЕНИЕ

 
     В современных условиях развития экономических  условий предприятие расширяет  сферу своего функционирования, развивает  хозяйственные отношения с участниками  рынка. В сфере интересов предприятия  оказываются поставщики, покупатели, государственные структуры, финансовые институты. Последние в виде кредитных и страховых учреждений зачастую имеют долгосрочные и партнерские отношения с предприятием. Во многом это обуславливается тем, что предприятие в своей деятельности имеет возможность использовать не только свои, но и заемные средства. Использование предприятиями банковских кредитов является одним из самых доступных способов привлечения заемного капитала, уступающему лишь товарному кредитованию. Решение по осуществлению предприятием банковского займа поднимает задачу соответствующей кредитоспособности предприятия.
     Кредитоспособность  играет ключевую роль в кредитных  отношениях и является понятием характерным  именно для рыночной экономики. В  условиях централизованной системы  распределения финансовых ресурсов, когда товарно-денежные отношения были ограничены, а приоритетными являлись административные методы управления кредитными процессами, оно отсутствовало, поэтому для современной российской экономики может считаться относительно новым.
    Под кредитоспособностью понимается такое финансово-хозяйственное состояние предприятия, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способность и готовность предприятия вернуть кредит в соответствии с условиями договора.
     Изучение  кредитоспособности осуществляется для оценки потенциального заемщика до решения вопроса о возможности и условиях кредитования. Оценка кредитоспособности является одним из способов предупреждения или сведения к минимуму кредитного риска, связанного с кредитованием клиента банка.
     Актуальность  указанной темы обуславливается  тем, что на определённых этапах производственного  процесса почти все предприятия  испытывают недостаток денежных средств для осуществления тех или иных хозяйственных операций, то есть возникает необходимость в привлечении средств извне. В такой ситуации самый, казалось бы, логичный выход – получение банковского кредита, однако на практике такая задача оказывается для предприятий зачастую непосильной. Причина тут не только в высоких ставках банковского процента, но и несоответствие российских предприятий требованиям, предъявляемым к ним банками – отсутствием способности предприятия полностью и в срок платить по своим долговым обязательствам.
    Объектом  исследования данной работы выступает  кредитоспособность предприятия-заемщика ООО «Ремстройцентр».
     Цель данной работы является рассмотрение методики оценки кредитоспособности потенциальных заёмщиков.
     Задачи:
     1. Раскрыть теоретические основы  оценки кредитоспособности потенциальных  заёмщиков.
     2. Описать методики оценки кредитоспособности.
     3. Провести оценку кредитоспособности  ООО «Ремстройцентр».
     При решении вышеуказанных задач  был применен системный подход к  рассмотрению предмета исследования, использованы методы функционального  и сравнительного анализа.
 


 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

    1 Понятие и критерии  оценки кредитоспособности  предприятий
 
     Проблема  выбора показателей для оценки способности  заемщика выполнять свои обязательства  была актуальна во все периоды  развития банковского дела и вошла в экономическую литературу как проблема определения кредитоспособности. Сущность понятия «кредитоспособность» и его содержание в разные периоды трактовались по-разному.
     Оценка  кредитоспособности предприятия не относится к числу достаточно разработанных проблем. Прежде всего, в уточнении нуждается сам термин «кредитоспособность». Распространенным является такое его определение (способность лица полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам), которое делает его неотличимым от другого термина – «платежеспособность».
     Понятие платежеспособности предприятия –  это его возможность и способность  своевременно погасить все виды обязательств и задолженности. В то же время  кредитоспособность характеризуется  лишь возможностью предприятия погасить кредиторскую задолженность. Вместе с тем характеристика кредитоспособности должна быть несколько иной по сравнению с платежеспособностью, поскольку погашение ссуд возможно за счет выручки от реализации имущества, принятого в залог по ссуде или благодаря использованию гарантии своевременного возврата средств, или даже за счет страхования погашения ссуды.
     Главное, чем определяется кредитоспособность – это текущее финансовое положение предприятия, а также возможные перспективы его изменения. Так, например, если у предприятия падает рентабельность, оно становится менее кредитоспособным. Изменение финансового положения предприятия в худшую сторону в связи с падением рентабельности может повлечь за собой и более тяжелые последствия из-за недостатка денежных средств – снижение платежеспособности и ликвидности. Что в свою очередь приводит предприятие к технической неплатежеспособности (невыполнению уже оформленного обязательства), а это уже может рассматриваться как первая ступень на пути к банкротству и служить для кредиторов поводом для соответствующих правовых действий. То есть всего лишь при выявлении отрицательной динамики одного показателя можно судить об ухудшении работы  всего предприятия в будущем. Значит, большая величина прибыли и положительная динамика рентабельности должны благотворно повлиять на финансовое состояние предприятия, повысить его кредитоспособность и устойчивость к банкротству. Тем не менее, данное утверждение справедливо лишь от части. Обычно более высокая прибыльность связана и с более высоким риском, а это означает, что вместо получения большого дохода предприятие может понести значительные убытки и даже стать неплатежеспособным. Получается, что в любом случае кредитование предприятия несёт в себе определённую долю риска, избежать которого полностью невозможно. Всегда остаётся какая-то вероятность, что заёмщик по той или иной причине не вернёт кредит. Основная цель – определить эту вероятность и решить, стоит выдавать кредит или нет. По сути, этой вероятностью и является кредитоспособность. Её уровень свидетельствует о степени индивидуального риска банка, связанного с выдачей конкретной ссуды конкретному заемщику.
     Под кредитоспособностью банковских клиентов следует понимать такое финансово-хозяйственное  состояние предприятия, которое  дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способность и готовность заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора. Изучение банками разнообразных факторов, которые могут повлечь за собой непогашение кредитов или, напротив, обеспечить их своевременный возврат, составляет содержание банковского анализа кредитоспособности.
     Состав  и содержание показателей вытекают из самого понятия кредитоспособности. Они должны отразить финансово-хозяйственное  состояние предприятий с точки  зрения эффективности размещения и использования заемных средств и всех средств вообще, оценить способность и готовность заемщика совершать платежи и погашать кредиты в заранее определенные сроки. Способность своевременно возвращать кредит оценивается путем анализа баланса предприятия на ликвидность, эффективного использования кредита и оборотных средств, уровня рентабельности, а готовность определяется посредством изучения дееспособности заемщика, перспектив его развития, деловых качеств руководителей предприятии.
     Основными задачами оценки кредитоспособности являются:
     1. Формирование общей характеристики  потенциального заёмщика. На данном  этапе должна быть подтверждена  правоспособность заёмщика и  лиц, выступающих от его имени,  на вступление в кредитные  отношения с банком, а также получена информация о кредитной истории организации, о собственниках и руководителях предприятия.
     2. Проведение экономического анализа  организации. Данная задача является наиболее трудоёмкой и ответственной, поскольку требует создания прогноза будущего финансового состояния заёмщика. Решение данной задачи проходит несколько этапов:
     1) Оценка достаточности, достоверности и полноты источников информации.
     2) Анализ имущественного состояния организации.
     3) Анализ ликвидности и платёжеспособности.
     4) Анализ финансовой устойчивости.
     5) Анализ деловой активности.
     6) Анализ рентабельности.
     7) Анализ качественных показателей.
     На  практике возможна корректировка данного  плана, как в сторону уменьшения, так и увеличения количества этапов или их последовательности.
     3. Оценка качества обеспечения  кредита. Вопрос обеспеченности кредита является чрезвычайно сложным. При оценке обеспечения необходимо так же рассматривать правовую и экономическую составляющие. Наиболее существенными являются вопросы подтверждения залогодателем прав на заложенное имущество и прав на вступления в залоговые правоотношения, а так же вопрос ликвидности и сохранности имущества. В случае надлежащего правового оформления залога необходимо уточнить:
     – определена ли рыночная стоимость предметов залога на момент оценки риска;
     – оформлена ли юридическая документация таким образом, что время, необходимое для реализации залога, не превышает 150 дней со дня, когда реализация залоговых прав становится необходимой;
     – достаточность рыночной стоимости предметов залога для компенсации банку основной суммы долга по ссуде, процентов в соответствии с договором и издержек, связанных с реализацией залоговых прав 1.
     Кредитоспособность  – это сложный, комплексный показатель. Кредитование предприятий существует не один век, поэтому, опираясь на многолетний опыт, мировая и отечественная банковская практика позволила выделить ряд наиболее существенных критериев кредитоспособности клиента. Сюда вошли такие показатели, как: характер клиента, способность заимствовать средства, способность заработать средства в ходе текущей деятельности для погашения долга (финансовые возможности), капитал заёмщика, обеспечение полученного кредита, условия, в которых совершается кредитная сделка, контроль (законодательная основа деятельности заемщика, соответствие характера ссуды стандартам банка) и некоторые другие.
     Под характером клиента понимается его  репутация как юридического лица и репутация менеджеров, степень  ответственности клиента за погашение  долга, четкость его представления о цели кредита, соответствие этой цели кредитной политике банка. Репутация клиента, как юридического лица, складывается из длительности его функционирования в данной сфере, соответствия его экономических показателей средним по отрасли, из его кредитной истории, репутации в деловом мире его партнеров (поставщиков, покупателей, кредиторов). Репутация менеджеров оценивается на основе их профессионализма, образования,  моральных качеств, личного финансового и семейного положения, результатов взаимоотношения руководимых ими структур с банком.
     Способность заимствовать средства означает наличие  у клиента права на подачу заявки на кредит, подписи кредитного договора или ведения переговоров, то есть наличие определенных полномочий у  представителя предприятия или фирмы, достижение совершеннолетия или другие признаки дееспособности заёмщика – физического лица. Подписание договора неуполномоченным или недееспособным лицом означает большую вероятность потери кредита для банка.
     Одним из основных критериев кредитоспособности клиента является его способность заработать средства для погашения долга в ходе текущей деятельности. Существует и другая позиция, изложенная в экономической литературе, когда кредитоспособность связывается со степенью вложения капитала в недвижимость. Последнее хоть и является формой защиты от риска обесценения средств в условиях инфляции, это не может являться основным признаком кредитоспособности заемщика. Дело в том, что для высвобождения денежных средств из недвижимости требуется время, что может препятствовать погашению кредита в срок. Поэтому целесообразнее ориентироваться на ликвидность баланса, эффективность (прибыльность) деятельности заемщика и его денежные потоки. Но всё это зависит от каждого конкретного случая и кредитной политики, проводимой банком. Так, например, банк может применить заранее обговорённые санкции, увеличивающие долг за счёт невозврата кредита в срок. Тогда, при наличии денежных средств, вложенных в недвижимость, предприятие будет вынуждено высвободить их для погашения кредита, а длительный срок высвобождения лишь повысит размер задолженность перед банком.
     Капитал клиента является не менее важным критерием кредитоспособности клиента. При этом важны следующие два  аспекта его оценки:
     1) его достаточность, которая анализируется на основе требований Центрального банка к минимальному уровню уставного фонда (акционерного капитала);
     2) степень вложения собственного капитала в кредитуемую операцию, что свидетельствует о распределении риска между банком и заемщиком. Чем больше вложения собственного капитала, тем больше и заинтересованность заемщика в тщательном отслеживании факторов кредитного риска и тем больше вероятность, что кредит будет возвращён полностью и в срок.
     Под обеспечением кредита понимается стоимость  активов заемщика и конкретный вторичный источник погашения долга (залог, гарантия, поручительство, страхование), предусмотренный в кредитном договоре. Если соотношение стоимости активов и долговых обязательств имеет значение для погашения ссуды банка в случае объявления заемщика банкротом, то качество конкретного вторичного источника гарантирует выполнение им своих обязательств в срок при финансовых затруднениях. Качество залога, надежность гаранта, поручителя и страхователя особенно важны при недостаточном денежном потоке у клиента банка (проблемах с ликвидностью его баланса или достаточностью капитала).
     К условиям, в которых совершается  кредитная операция, относятся текущая  или прогнозная экономическая ситуация в стране, регионе и отрасли, политические факторы. Эти условия определяют степень внешнего риска банка и учитываются при решении вопроса о стандартах банка для оценки денежного потока, ликвидности баланса, достаточности капитала, уровня менеджмента заемщика.
     Последний критерий – это контроль за законодательными основами деятельности заемщика и соответствием характера ссуды стандартам банка. Его анализ нацеливает банкира на получение ответов на следующие вопросы:
     – имеется ли законодательная и нормативная основа для функционирования заемщика и осуществления кредитуемого мероприятия;
     – как повлияет на результаты деятельности заемщика ожидаемое изменение законодательства, например, налогового;
     – насколько сведения о заемщике и ссуде, содержащиеся в кредитной заявке, отвечают стандартам банка, зафиксированным в документе о кредитной политике, а также стандартам органов банковского надзора, контролирующих качество ссуд.
     Изложенные  критерии оценки кредитоспособности клиента  банка определяют содержание способов ее оценки. К числу этих способов относятся:
     – оценка менеджмента;
     – оценка финансовой устойчивости клиента;
     – анализ денежного потока;
     – сбор информации о клиенте;
     – наблюдение за работой клиента путем выхода на место.
     Специфика оценки кредитоспособности юридических  и физических лиц, крупных, средних и мелких клиентов определяет комбинацию применяемых способов оценки.
     Оценка  кредитоспособности крупных и средних  предприятий базируется на данных баланса, отчета о прибылях и убытках, кредитной  заявке, информации об истории клиента  и его менеджерах.
     Анализ баланса позволяет определить, какими средствами располагает предприятие и какой по величине кредит эти средства обеспечивают.
     Однако  для обоснованного и всестороннего  заключения о кредитоспособности клиентов банка балансовых сведений недостаточно.
     Так же в качестве источника сведений, необходимых для расчета показателей кредитоспособности, можно использовать: данные оперативного учета, сведения, накапливаемые в банках, сведения статистических органов, данные анкет клиентов, информацию поставщиков, результаты обработки данных обследований по специальным программам, сведения специализированных бюро по оценке кредитоспособности хозяйственных организаций2. 

     1.2 Методики оценки  кредитоспособности  заемщика 

     К настоящему времени коммерческими  банками были опробованы разные системы оценки кредитоспособности заемщиков. Системы отличаются друг от друга числом показателей, применяемых в качестве составных, а также различными подходами к самим характеристикам и приоритетностью каждой из них. Наиболее часто для оценки суммарной кредитоспособности клиента используются рейтинговые методики.
     При рейтинговой оценки кредитоспособности предприятия-заемщика сначала проводится Общий анализ кредитоспособности предприятия, а затем осуществляется непосредственно  рейтинговая оценка предприятия.
     Так, на первом этапе составляется агрегированный (укрупненный) баланс предприятия и  затем по его показателям ведется  расчет системы финансовых коэффициентов3.
     Под агрегированием баланса понимается объединение однородных по экономическому содержанию статей баланса. Данная форма более удобна для чтения и проведения анализа.
     При составлении агрегированного баланса  его активы подразделяются по степени  ликвидности на:
     – краткосрочные,
     – долгосрочные,
     – постоянные (немобильные).
     Все пассивы баланса по срокам платежей (аналогично активам) подразделяются на:
     – краткосрочные обязательства;
     – долгосрочные обязательства;
     – постоянные (немобильные) пассивы. 

     Таблица 1– Агрегированный баланс
Агрегат Статьи баланса Номер строк  баланса Сумма
Активы      
А1 Наиболее ликвидные  активы 250+260  
А2 Быстрореализуемы  активы 240  
А3 Медленно реализуемые  активы 210+220+230+270  
А4 Труднореализуемые активы 190  
  Баланс (А1+А2+А3+А4)    
Пассивы      
П1 Наиболее срочные  обязательства 620  
П2 Краткосрочные обязательства 610+630+670  
П3 Долгосрочные  пассивы, в т.ч. фонды потребления  и 590+640+650+660  
  резервы предстоящих  платежей 650+660  
П4 Постоянные  пассивы 490  
  Баланс (П1+П2+П3+П4+П5)    
 
     Анализ  ликвидности баланса заключается  в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.
     Первая  группа (А1) включает в себя абсолютно  ликвидные активы, такие как денежная наличность и краткосрочные финансовые вложения.
     Ко  второй группе (А2) относятся быстро реализуемые активы: готовая продукция, товары отгруженные и дебиторская  задолженность. Ликвидность этой группы оборотных активов зависит от своевременности отгрузки продукции, оформления банковских документов, скорости платежного документооборота в банках, от спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, платежеспособности покупателей, форм расчетов и др.
     Значительно больший срок понадобится для  превращения производственных запасов  и незавершенного производства в готовую продукцию, а затем в денежную наличность. Поэтому они отнесены к третьей группе медленно реализуемых активов (А3).
     Четвертая группа (А4) – это трудно реализуемые активы, куда входят основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство.
     Соответственно  на четыре группы разбиваются и обязательства  организации:
     1) П1 – наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность и прочие пассивы);
     2) П2 – среднесрочные обязательства (краткосрочные кредиты банка);
     3) П3 – долгосрочные кредиты банка и займы, доходы будущих периодов, фонды потребления, резервы предстоящих расходов и платежей;
     4) П4 – собственный (акционерный) капитал, находящийся постоянно в распоряжении организации.
     Баланс считается абсолютно ликвидным, если:
     А1 ? П1;
     А2 ? П2;
     А3 ? П3;
     А4 ? П44.
     Далее при рейтинговом методе оценки кредитоспособности используется система финансовых коэффициентов, которые представлены в таблице 2. 

     Таблица 2 – Методика расчета финансовых коэффициентов
№ п/п Наименование  показателя Обозначение показателя Алгоритм расчета Экономический смысл
1. Коэффициент текущей ликвидности Ктл Оборотные активы (стр.290) / Текущие обязательства (стр. 690) Способность рассчитаться с задолженностью в перспективе
2. Коэффициент быстрой  ликвидности Кбл (Денежные средства (стр.260) + Краткосрочные финансовые  вложения (стр250) + Краткосрочная дебиторская  задолженность ( 240)) / Краткосрочные  активы (стр610+стр620) Способность рассчитаться с задолженностью в ближайшее  время
3. Коэффициент абсолютной ликвидности Кал (Денежные средства (стр.260) + Краткосрочные финансовые  вложения (стр250)) / Краткосрочные активы (стр610+стр620) Способность рассчитаться с задолженностью в кратчайшие сроки
4. Коэффициент автономии (собственности) Ка Собственный капитал (стр490) / валюта баланса(стр700) Независимость от внешних источников финансирования
 
     Коэффициент общей ликвидности – показывает платежные возможности предприятия, оцениваемые при условии не только своевременных расчетов с дебиторами и благоприятной реализации готовой продукции, но и продажи в случае нужды прочих элементов материальных оборотных средств. Уровень коэффициента зависит от отрасли производства, длительности производственного цикла, структуры запасов и затрат и ряда других факторов, но нормальным все же считается равное 2. Если его значение ниже 1, то это означает отсутствие способности к выполнению краткосрочных обязательств из текущих активов. Слишком высокое значение (3) также нежелательно т.к. это свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов, выражающемся в зависимости оборачиваемости средств, вложенных в производственные запасы и оборотные средства.
     Коэффициент быстрой ликвидности отражает прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. Оптимальное значение коэффициента считается равным 1, однако, он может быть и ниже, но не должен опускаться ниже 0,5.
     Коэффициент абсолютной ликвидности должен иметь оптимальное значение 0,2 – 0,5 показывает, какая часть обязательств может быть погашена без дополнительной мобилизации средств.
     Коэффициент автономии рассчитывается как доля собственных средств в общем  итоге баланса. Нормальное минимальное значение оценивается на уровне 0,5. Это означает, что сумма обязательств предприятия равна сумме собственных средств. Рост коэффициента свидетельствует об увеличении финансовой независимости, снижение риска финансовых затруднений в будущих периодах. Такая тенденция повышает гарантированность предприятием своих обязательств.
     В зависимости от величины этих коэффициентов  предприятия. Как правило, распределяются на три класса по кредитоспособности. 

     Таблица 3 – Классификация заемщиков по уровню кредитоспособности
Показатели Значения  показателей Доля, %
  Первый класс Второй класс Третий класс  
Кал
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.