Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА и анализ динамики и структуры государственного бюджета Республики Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.10.2013. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ВВЕДЕНИЕ

 
     Государственный бюджет играет важную роль в жизни  каждого государства. Он является статьей  доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени  волнующей каждого гражданина, оказывающей  влияние на благосостояние каждого.
     Как известно, государственный бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании  государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики  посредством инвестирования, дотаций  и т.д.). Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный  дефицит, государственный долг побуждает  государство усилить налоговое  бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода  на медицину, образование и т.д. С  другой стороны достаток бюджетных  средств (бюджетный профицит) позволяет  увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.
     Государственный бюджет, его формирование и статьи расходов является важным разделом в  экономической науке, требующим  большого внимания со стороны не только занимающих высокие посты экономистов  и политиков, но и рядовых граждан.
     Бюджетная система, как действенный механизм финансовой политики государства, оказывает  активное влияние на эффективность  общественного производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение накоплений в народном хозяйстве  Он широко используется в решении  главной экономической задачи - повышении  благосостояния, является основным источником формирования общественных фондов потребления  и содержания организаций непроизводственной сферы. Отсюда возникает задача изучения роли бюджета в решении многих экономических и социальных задач развития общества.
     Особенно  важно на сегодняшний день является создание современных механизмов формирования и использования бюджетных ресурсов в нестабильных условиях экономики. Нынешние экономические реалии во-первых, обусловлены обстоятельствами финансового  кризиса и слабостью банковской и расчетной систем, а, во-вторых, сопровождаются недостаточно согласованной  финансово-экономической политикой  на различных уровнях власти.
     Эффективность управления средствами бюджета обеспечивается рыночными механизмами.
     Она выражается социально-экономическим  результатом перераспределения  национального дохода в данных социально-политических и финансово-экономических условиях. Эффективность бюджетной системы может быть измерена отношением показателей ее социально-экономического результата к затратам на ее осуществление.
     Основная  цель заключается в выявлении теоретических основ государственного бюджета, а также анализ динамики и структуры  государственного бюджета Республики Беларусь.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    СУЩНОСТЬ  ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА.  ДЕФИЦИТ И ИЗЛИШЕК ГОСБЮДЖЕТА.
 
      Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный  бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство  для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, непроизводственная сфера, аппарат государственного управления, значительная часть здравоохранения, и, что самое главное, с его  помощью государство оказывает  воздействие на экономические процессы.
     С экономической позиции государственный бюджет выступает как система денежных отношений между государством, физическими и юридическими лицами по поводу формирования и использования централизованных денежных ресурсов в соответствии с установленными обязательствами [7, с. 335].
       Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну [6, с. 204].
     Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих друг друга  частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Доходная часть формируется за счет прямых и косвенных налогов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.
     В Республике Беларусь основная доля доходов  бюджета формируется за счет налоговых  поступлений  [12, 111].
     Налог  - это обязательный взнос в бюджет или внебюджетный фонд, который осуществляется плательщиком в установленном законом порядке [9, с. 170]
     В каждой стране структура бюджета  имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью  государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом  других факторов.
     Каждое  правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется “балансом  дохода”.
     Бюджет  Республики Беларусь – многоплановый  инструмент, отражающий компромисс необходимости  реформирования и развития экономики  и социальной поддержки всех слоев  населения [9, с.172].
     Структура государственного бюджета Республики Беларусь имеет свои особенности. Его  расходная часть, как и во всех станах мира, характеризует направление  и цели бюджетных ассигнований на развитие и государственное регулирование  экономики. Бюджетные ассигнования носят целевой характер и, как правило, невозвратны. Так, предоставление бюджетных средств называется бюджетным финансированием. Одна из особенностей нашего бюджета – бюджетные субсидии аграрному сектору республики. Они имеют социальную, политическую и экономическую направленность, поскольку государство весьма заинтересованно в стабилизации этого сектора экономики. К другим расходным статьям бюджета относятся статьи по обслуживанию внешнего и внутреннего долга, кредитование экспорта и т.д. [9, с.173-174].
     Бюджетная система Беларуси включает два уровня – республиканский и местный. Поэтому выделяют республиканский и местные бюджеты. В рамках государственной финансовой системы складываются межбюджетные отношения (центр – регион) по поводу формирования и использования финансовых средств, выводится консолидированный бюджет.
     





 

Рис. 1.1. Формирование консолидированного бюджета страны.
       На  рис. 1.1 видно, что консолидированный государственный бюджет – это свод бюджетов всех уровней на территории страны. Консолидированный бюджет не подлежит законодательному утверждению и не является правовым актом [7, с. 338-339].
       Бюджет  выглядит как баланс доходов и  расходов, где в каждой части выделяются свои разделы, статьи и т.п. При планировании и исполнении государственного бюджета возникновение ситуации трех типов:
      Баланс бюджета, когда доходы равны расходам;
      профицит, когда доходы бюджета устойчиво превышают его расходы;
      дефицит бюджета, когда расходы бюджета оказываются больше доходов [7, 343-344].
       Если  бюджет сбалансирован, то величина налоговых  поступлений совпадает с суммой правительственных закупок. Если в  экономике наблюдается экономический  спад, то сумма налоговых поступлений  в бюджет при неизменном уровне государственных  закупок сокращается, возникает  бюджетный дефицит. На фазе экономического подъема величина налоговых поступлений выше уровня правительственных закупок, возникает бюджетный избыток (профицит). При данном уровне государственных расходов и данном уровне налоговой ставки размер бюджетного дефицита или излишка зависит от величины доходов.
       
       Рис.1.2. Циклическое балансирование госбюджета
       Профицит – превышение доходов над расходами. Если обнаружен профицит, то он сокращается путем: уменьшения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, доходов от реализации государственных запасов и ресурсов; направлением бюджетных средств на погашение долговых обязательств; передачей части доходов бюджетам других уровней.
       В реальной действительности расходная  часть, как правило, превышает доходную. В условиях функционирования рыночных отношений тяжело обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита, и уже длительное время существует так называемая политика бюджетного дефицита.
     Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит  выступает производным от государственного бюджета и выражает такое его  состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста  предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета. [7, с. 84].
     Различают структурный,  циклический и фактический  бюджетный дефицит.
     Структурный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения:
                             dS = G – tY*,         (1.1)
     где d S – структурный дефицит бюджета,
     G – государственные закупки, 
     t – налоговая ставка,
     Y* - потенциальный ВВП.
           Циклический дефицит – это разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:
                       dС = d - dS  = (G – tY) – (G – tY*) =  t (Y* - Y) ,      (1.2)
     где dС – циклический бюджетный дефицит,
     d  - фактический бюджетный дефицит,
     dS – структурный бюджетный дефицит,
     G – государственные закупки, 
     t – налоговая ставка,
     Y –фактический ВВП, 
     Y* - потенциальный ВВП.
           Во время спада  фактический дефицит больше структурного, поскольку к структурному дефициту добавляется циклический, так как  при рецессии Y < Y*. В период подъема  фактический дефицит меньше структурного на абсолютную величину циклического дефицита, поскольку  при  буме Y > Y*.
     Структурный дефицит является следствием стимулирующей  дискреционной фискальной политики, а циклический дефицит – это  результат автоматической фискальной политики, следствие действия встроенных стабилизаторов.
           Выделяют также  текущий дефицит бюджета и  первичный дефицит. Текущий бюджетный дефицит представляет собой общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит – это разница между общим (текущим) дефицитом и суммой выплат по обслуживанию государственного долга.
     Причины бюджетного дефицита могут быть различными. Неэффективная экономика, спад общественного  производства, оборот «теневого» капитала в огромных масштабах, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег и др. неизбежно порождает трудности в балансировании бюджета. Кроме того, дефицит может возникнуть и вследствие просчетов в руководстве национальным хозяйством, и в результате сознательного завышения расходов и снижения налогового бремени. Последним способом пользуются кейнсианцы для стимулирования экономического развития в периоды спада.
     Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению расходов, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур. Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. СБАЛАНСИРОВАННЫЙ  БЮДЖЕТ И ЕГО  МУЛЬТИПЛИКАТОР. 

     При осуществлении государством особого  варианта фискальной политики: фискального  расширения сбалансированного бюджета, когда и налоги и правительственные  расходы увеличиваются на одинаковую величину, происходит знаменитый эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета.
       Мультипликатор  – экономический показатель зависимости изменения дохода (объема выпуска продукции и потребительского спроса на продукцию) от изменения инвестиций.
     Мультипликатор  сбалансированного бюджета устанавливает, что прирост правительственных  расходов, сопровождаемый равным по величине приростом налогов – имеет  своим результатом увеличение выпуска  продукции.
     Причина того, почему объем выпуска продукции  увеличивается (вместо того, чтобы оставаться неизменным), состоит в том, что  прирост государственных расходов приводит к незамедлительному увеличению совокупного спроса на величину этого  прироста, в то время как прирост  налогов сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину. Эти два эффекта взятые вместе, действительно приводят к увеличению совокупного спроса и, следовательно, являются причиной роста выпуска  продукции.
       Мультипликатор  сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных  дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений  в доходной и расходной частях бюджета, то есть о сохранении равенства ?Т=?G, где под символом ?Т обобщенно обозначаются все изменения доходов бюджета, под символом  ?G – все изменения расходов бюджета[1, с 116].
        Мультипликатор сбалансированного  бюджета равен единице. Одинаковое  увеличение налогов и государственных  расходов вызовет прирост ЧНП  на величину, равную приросту  объема государственных расходов  и налогов.
     На  рисунке 2.1 показано, как влияние со стороны возросших государственных расходов и сократившегося уровня потребления, взятых вместе, перемещает кривую АД вверх, в положение АД1.
       
     Рис. 2.1 Совместное влияние увеличения государственных расходов и роста налогов.
       Государственные расходы возрастают с нуля до 100, и одновременно на 100 единиц увеличиваются налоги. Кривая АД перемещается вверх на 25 пунктов. Новая кривая совокупного спроса АД пересекает биссектрису системы координат в точке Е. Это означает, что равновесный уровень доходов теперь выше, чем он мог бы быть при полном отсутствии государственных расходов и налогообложения. Новый равновесный уровень доходов равен 1100(1000 +4*25).
     Данный  пример является вариантом фискальной политики: расширения сбалансированного  бюджета, когда и налоги и правительственные  расходы увеличиваются на одинаковую величину.
Равное  увеличение государственных расходов и налогообложения ведут к  росту ЧНП на основе мультипликатора  сбалансированного бюджета. Это  объясняется тем, что изменения  государственных расходов имеют  намного более сильное воздействие  на совокупные расходы, чем изменение  величины налогов такого же масштаба. Государственные расходы имеют  прямое и непосредственное воздействие  на совокупные расходы как его  компонент. Изменение суммы налогов  воздействует на совокупные расходы  косвенно, за счет изменения дохода после уплаты налогов и через  это изменяет потребления. Однако, совокупный расход сокращается только на величину налога, помноженного на коэффициент совокупного сбережения.
     Ясно, что фискальная политика действует  исключительно на спрос, т.е. на совокупные расходы и совокупный спрос. Но экономисты считают, что фискальная политика –  особенно, изменение налогов –  может увеличить совокупное предложение, т.е. изменение цен на реальное производство.
        Мультипликатор сбалансированного  бюджета действует вне зависимости  от величины предельных склонностей  к потреблению и сбережению. При неизменном данном уровне инвестицией результат действия мультипликатора сбалансированного бюджета будет еще более специфичен. Как и предполагалось в приведенном выше примере, величина мультипликатора сбалансированного бюджета в этом случае будет в точности равна 1. А это означает, что объем выпуска продукции будет увеличиваться ровно на величину прироста правительственных расходов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Анализ структуры  и динамики бюджета  в Республике Беларусь 

     Государственный бюджет, его доходы и расходы устанавливаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год,  приложение 1-2 [13, 17]. Законопроект, составленный Министерством финансов, представляется в парламент.
     Предельный  размер дефицита республиканского бюджета  устанавливается в абсолютной величине (в млрд. рублей) или в процентах  к валовому внутреннему продукту.
     Республика  Беларусь в начале 90-х годов столкнулась  с огромным размером дефицита государственного бюджета. Он не был связан  с приобретением  суверенитета государства, а явился лишь выражением общего состояния экономики  и государственного бюджета СССР, в составе которого долгое время  находился.
     В экономической литературе этого  периода бюджетный дефицит рассматривается  как явление, не свойственное социалистической системе хозяйства, и поэтому  бюджет планировался с профицитом.
     После распада СССР Беларуси досталась  практически разваленная постсоветская  экономика, несовершенная система  государственных финансов, в том  числе и бюджетный дефицит, растущий из года в год.
В 1991г. Беларусь была объявлена суверенной. Сальдо бюджета независимой республики, согласно официальной отчетности министерства анализа и статистики, было положительным, и размер бюджетного профицита  этого  года составил 1,7% ввп. В основном это  объясняется тем, что государственный  бюджет  на 1991 год все еще предусматривал выделение дотаций нашей стране. С течением времени абсолютное значение бюджетного дефицита возрастало. Дефицит  бюджета проявился в 1992 году в  размере 1,9 %  ввп, и с тех пор  является хроническим для республики. [5, с. 7-8]
     Доходы  бюджета представляют собой экономические  отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда  денежных средств государства. Формой реализации этих отношений являются различные виды платежей - налоговые и неналоговые. Доходы также могут принимать форму безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.
     Сущностными признаками доходов бюджета являются безвозмездность и безвозвратность. Основным источником их образования  выступает национальный доход, а  иногда и национальное богатство (доходы от приватизации объектов государственной  собственности, других национальных ценностей). Состав и структура доходов бюджета  в значительной степени определяются финансовой политикой государства.
     Оценка  налоговой системы осуществляется с позиций соответствия общепризнанным характеристикам - стабильности, справедливости и эластичности, определяющих ее эффективность. Имеется в виду, что налоги должны обеспечить необходимый уровень  доходов для финансирования общегосударственных  расходов, не создавая чрезмерного  давления на субъекты хозяйствования и население, сохраняя свою стимулирующую  функцию.
     При этом налоговые поступления не должны подгоняться под постоянно растущие потребности бюджета, их величина в  ВВП должна быть обоснована. Данное обстоятельство требует проведения политики, направленной на определение  оптимального уровня налоговой нагрузки, соотношения налогов и ВВП.
     Доходная  часть консолидированного бюджета  формируется, главным образом, за счет налоговых поступлений, в составе  которых преобладают четыре основных налога: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, подоходный налог  и акцизы.
     Основной  составляющей частью доходов консолидированного бюджета являются налоговые доходы.
       В 2010 году доходы консолидированного бюджета  составили 48,8 трлн. рублей, что на 4,3% больше, чем в 2009 году (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, меньше на 3,2%). Динамика поступления доходов приведена на рисунке 3.1. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 34% в 2009 году до 29,9% в 2010 году.
       
       Рис. 3.1. Динамика поступления доходов консолидированного бюджета
       Основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления  по которым возросли по сравнению  с 2009 годом. Наиболее значительно увеличились  поступления налога на добавленную  стоимость – на 24,6%, налога на прибыль  – на 12,3%, акцизов – на 10,9% в  реальном выражении, приложение 3.
       Доля  НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых  доходов от внешнеэкономической  деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5%. При этом 33,3% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,8% - налоговых доходов от внешнеэкономической  деятельности, табл. 3.1. 

       Таблица 3.1 Динамика структуры доходов консолидированного бюджета в 2009-2010 гг., %
Показатели  2009 год 2010 год
1 2 3
1. Налоговые доходы - всего  88,4 92
Продолжение табл. 3.1
1 2 3
в том  числе:    
    Налоги  на доходы и прибыль 
20,6 24,2
в т.ч. - подоходный налог  9,2 11,0
    Налоги на собственность
3,5 3,8
    Налоги на товары и услуги
42,6 47,1
в т.ч. - НДС  25,6 33,3
- акцизы  7,8 8,9
    Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности
17,1 11,8
2. Неналоговые доходы  11,4 7,8
3. Безвозмездные поступления  0,2 0,2
Итого доходов  100,0 100,0
 
     Важным  инструментом бюджетной политики Республики Беларусь на современном этапе являются государственные расходы, которые характеризуются высоким уровнем социальной направленности, большим удельным весом расходов на социальную политику. По оценкам международных организаций, проведение социально ориентированной бюджетной политики в республике позволило значительно снизить уровень дифференциации населения по доходам за последние 15 лет, уменьшить количество населения, находящегося у черты бедности с 30-35% до 5-8%  и повысить общий уровень благосостояния и социальной защищенности.
       Задолженность по платежам в бюджет и государственные  целевые бюджетные фонды по состоянию  на 1 января 2011 года составила 32 млрд. рублей и уменьшилась по сравнению с  началом года на 50,3% в реальном выражении. Отношение недоимки к годовым  доходам консолидированного бюджета  сократилось с 0,13% на 1.01.2010 г. до 0,07% на 1.01.2011 г.
       Расходы консолидированного бюджета в 2010 году профинансированы в сумме 53 трлн. рублей. По сравнению с 2009 годом расходы в реальном выражении уменьшились на 0,1%.
       Расходы консолидированного бюджета в разрезе  функциональной классификации увеличились  по всем разделам, кроме «Национальной  экономики» и «Охраны окружающей среды». Наиболее значительно (в реальном выражении) возросли расходы по разделам «Социальная политика» – на 13,7%, «Общегосударственные расходы» - на 17,4% (в том числе расходы на Государственную  инвестиционную программу – на 12,1%), «Образование» - на 14,4%, «Здравоохранение» - на 12%. Финансирование по разделу «Национальная  экономика» сократилось на 29,6%.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.