На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конкурентоспособность фирмы и методы ее определения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЯ 
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ 
 

Кафедра экономики  производства

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине экономика фирмы

Тема: «Конкурентоспособность фирмы
и методы ее определения» 

Автор курсовой работы                              
                                                                                                       подпись, дата, инициалы, фамилия               
Руководитель  работы                                                                                                                                                                  подпись, дата, инициалы, фамилия                 

Казань 2009
Содержание: 

Введение 
 
    Конкурентоспособность производства и фирмы
в условиях рыночной экономики .................................................. 5
    Методы определения конкурентоспособности ........................... 13
    Механизм функционирования конкурентоспособности  
фирмы .............................................................................................. 18 

Заключение .......................................................................................... 25
Список использованной литературы ................................................. 26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Конкуренция, как основополагающая  характеристика рынка, оказывает  значительное влияние на хозяйственную  деятельность предприятия, заставляет  его стремиться к превосходству  над конкурентами. Столкновение  интересов товаропроизводителей  в борьбе за получение прибыли  – естественный  процесс в  конкурентной среде. Конкурировать  могут товары, фирмы, страны, однако  основой конкурентных преимуществ  любого субъекта рынка является  конкурентоспособность.
      При переходе к рыночной экономике  наиболее актуальна проблема  качества продукции, так как  успех той или иной фирмы  зависит от конкурентоспособности  выпускаемых ею товаров. Только  товар (услуга) высокой степени  качества может быть востребован  на рынке, и только те фирмы  и предприятия, которые уделяют  значительное внимание вопросам  обеспечения и управления качеством  продукции, могут рассчитывать  на выживание и получение прибыли.  Еще более жесткая конкуренция  ожидает российских производителей  при выходе на международный  рынок, где продукция с низким  уровнем качества заведомо обречена  на неудачу при поиске потенциального  покупателя.
      Положительное решение этой задачи  зависит от уровня подготовки  специалистов в области менеджмента  качества. На примерах развитых  промышленных стран видно, что  решение проблемы качества должно  носить всеобщий характер и  требует вследствие этого обучения  и подготовки всех слоев общества  – от потребителя товаров до  руководителей различных уровней.
      В первой главе курсовой работы  мы дадим определение  конкурентоспособности,  рассмотрим взаимосвязь понятий  конкурентоспособности товара и  фирмы, опишем один из методов  оценки конкурентоспособности фирмы  с использованием оценок конкурентоспособности  товара.
    
3
     Во вторая глава посвящена  рассмотрению основных подходов  к определению конкурентоспособности  предприятий, которые  позволяют  осуществлять всесторонний анализ, что в свою очередь обусловливает возможность определения основных направлений повышения конкурентоспособности исследуемых предприятий.
  В  третьей главе рассмотрим механизм  функционирования (управления) конкурентоспособностью  фирмы: систему целей, принципов,  задач, функций и методов обеспечения  конкурентоспособности.
   В работе использовались как  учебные пособия авторов: Басманов  Е.И., Воронов. Д.С, Минько Э.В.  и др., так ежемесячные журналы:  Дулисова И.Л., Огородникова Ю.Г.  Чебатарев Н.Ф. и др.
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4
1. Конкурентоспособность  производства и  фирмы 
в условиях рыночной экономики 

     Целью любой коммерческой деятельности  является получение прибыли, а  получение прибыли и ее увеличение  в течение жизнедеятельности  предприятия достигается различными  способами. В настоящее время  маркетинг является одним из  тех ключевых моментов, который  позволяет ориентироваться на  рынке, не упустить возможность  успешной деятельности на нем.  Перечислять все цели и задачи  маркетинга, наверное, не имеет смысла, но в рамках данной работы  хотелось, было бы выделить следующее:  одной из основных задач маркетинга  является поддержание конкурентоспособности  фирмы и товара, а именно изучение  или создание новых потребностей, формирование требуемых свойств  товара, отслеживание рыночной позиции  предприятия и товара, его жизненного  цикла.
     Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующего степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке или конкурентоспособность – это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка.
     В условиях рыночной экономики  предприятия, обеспечивая выпуск  продукции требуемого потребителю  качества, действуют в конкурентной  среде, являющейся неотъемлемой  чертой рынка1. Для обеспечения эффективной деятельности предприятия, ориентированной на выпуск продукции, обладающей необходимым потребителю качеством и конкурентоспособностью, необходимо целенаправленно и профессионально изучать и анализировать конкурентную среду, реализуя один из принципов маркетинга: «Кто забывает о конкурентах, того завтра забудет рынок». Характер конкурентной среды зависит от конкурентной структуры или типа рынка. При этом обычно выделяют четыре  

5
возможные конкурентные структуры в распространенной типологии рынков2 (табл. 1).
Таблица 1.
Характеристика  основных типов рынков
  Виды  конкуренции
Параметры Совершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция
Олигополия  Монополия
Количество  предприятий, производящих продукт Много независимых  предприятий; нет контроля по рынкам Много предприятий, производящих сходные товары и услуги Несколько крупных  предприятий, производящих товары и  услуги Один продукт  и одно предприятие
Контроль  над ценами Контроля нет. Цены определяются рынком Влияние ограничено возможностью замены Существует  влияние «ценового лидера» Практический  полный контроль
Товарная  дифференциация Отсутствует. Продукты неразличимы по свойствам и качеству Товары и  услуги дифференцированы для сегментов  рынка  Существенна для  отдельных продуктов. Мала для стандартизованных Отсутствует
Уровень усилий для входа на рынок  Относительно  легкий вход и выход Относительно  легкий вход и выход Трудный вход, часто  требующий больших инвестиций Очень трудный  вход и выход
     
     Совершенная конкуренция характерна для рынка, в котором участвуют множество продавцов и покупателей одинакового товара или услуги (например, пищевые продукты, сырье, ценные бумаги и т.п.). здесь ни одно предприятие не может влиять на положение на рынке, так как его доля на нем невелика. В современных условиях такие рынки встречаются только по ограниченному кругу товаров или услуг.
     Монополистическая конкуренция возникает на рынках с большим числом продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары. В этих условиях предприятие должно приложить усилия, чтобы сделать свой товар более привлекательным для потребителя, чем аналогичный товар конкурента
6
(например, по новизне, уникальности, универсальности,  надежности, качеству, низкой цене  и экономичности в использовании  и др.).
         Олигополистическая конкуренция существует на рынках, где преобладает и доминирует продукция нескольких крупных предприятий, производящих как одинаковую по качественным характеристикам (стандартизованную) продукцию, так и различную по своим параметрам (например, в автомобильной промышленности, производстве бытовых холодильников, аудио- и видеотехники, сигарет, канцелярских товаров и т.п.). При олигополистической конкуренции в создании благоприятной конкурентной среды предприятия преобладающую роль играют технологические и организационные факторы производства, маркетинговые стратегия и средства предприятия.
     В случае чистой монополии на рынке представлено одно предприятие или отрасль-монополист, создающие и реализующие конкретную продукцию или услугу, что позволяет им устанавливать монопольную цену в соответствии с платежеспособным спросом (например, электрическая и газовая компания, железнодорожный транспорт, трубопроводы и т.п.). Чистая монополия может возникать и на основе других видов собственности, таких как интеллектуальная (например, наличие авторских прав на патенты, изобретения, произведения искусства и литературы и т.п.), рыночные приоритеты (например, зарегистрированный в установленном порядке товарный знак, средства рекламы, различные виды информационной собственности и т.п.).
     Роль сдерживающего монополию  регулятора выполняет государство.  В России существует, и действуют  антимонопольное законодательство  и антимонопольный комитет, в  США – антитрестовое законодательство, аналогичное регулирование осуществляется  и в других странах с рыночной  экономикой.
     Рассмотренные в табл. 1 типы рынков  и конкуренции в чистом виде  встречаются сравнительно редко  и распространяются на весьма  ограниченный круг товаров и  услуг. В реальных условиях  чаще встречаются такие ситуации  на  
 

7
рынке, которые профессор Джоан Робинсон (Великобритания) определяет как несовершенную  конкуренцию, носящую с точки  зрения рассмотренных в табл. 1
факторов  и параметров смешанной характер. Однако знание основных особенностей различных типов рынков и конкуренции  важно для методически 
осознанного и обоснованного создания конкурентной среды предприятия, структура которой  представлена на рис. 1. Конкурентная среда, т.е. изучение и вариантный анализ по предприятиям-конкурентам, конкурирующим  товарам и услугам, необходимы для  целенаправленного создания конкурентных преимуществ предприятия, включают значительное количество факторов и  показателей.
Рис. 1. Структура конкурентной среды предприятия 


     
 
 
 
 
 
 
 
 

     Анализ характеристик основных  конкурентов целесообразно проводить  по следующим направлениям:
     Рынок: емкость рынка и его основные сегменты: способы проникновения конкурентов на рынок; расстановка приоритетов конкурентов на данном рынке; гибкость и адаптивность рыночной стратегии конкурентов; устойчивость положения конкурентов на определенных сегментах рынка; реакция конкурентов
8 

на возможные  изменения рыночной ситуации, в частности  рыночную диверсификацию, изменение  цен и др.
                 Продукция и услуги: степень новизны; качество; уникальность; универсализм; габариты; уровень сервисного обслуживания; престиж торговой марки и др.
     Цена и финансовые отношения с потребителями: прейскурантная цена; рыночная цена реализации; льготная цена и уровень льготных скидок; формы платежа и сроки платежа; условия кредита и др.
     Организация сбыта и распределения: формы сбыта (прямая доставка, торговые представители, оптовые посредники – дилеры, агенты); каналы сбыта; системы контроля запасов, системы транспортировки и др.
      Продвижение продукции и услуг на рынке: использование форм и видов маркетинговых коммуникаций, включая рекламу для потребителей и для торговых посредников; формы индивидуальной продажи: обучение и подготовка персонала и др.
    Объективная оценка положения  предприятия в конкурентной среде  должна по всем функциям, подразделениям  и направлениям деятельности (разработка, производство, сбыт, продажа, финансы,  маркетинг, менеджмент). При этом  различают несколько видов конкуренции  и конкурентоспособности: функциональный, видовой и предметный.
     Функциональная конкуренция возникает при удовлетворении данным товарам наряду с товарами других предприятий конкретной потребности, а подобные товары называются товарно-родовыми конкурентами (например, автомобиль, мотоцикл, штанги, гири и т.п.).
     Видовая конкуренция возникает между различными разновидностями товара, удовлетворяющими одну и ту же потребность. При этом имеется хотя бы один параметр, по которому они различаются (мощность двигателя автомобиля, количество скоростей у велосипеда и т.п.).
    
9
    Предметная конкуренция  ведется по различным маркам одного и того же товара, выпускаемого разными предприятиями. Такая конкуренция наиболее
часто встречается в пищевой промышленности, между предприятиями, производящими  продовольственные товары.
     Для оценки конкурентоспособности  предприятия проводится сравнительный  анализ по приведенным выше  основным образующим факторам  и составляющим относительно  ведущих конкурентов. Конкурентоспособность  предприятия и продукции –  понятие относительное, особенно  в динамике. Она зависит от  конкретных условий, складывающихся  на определенном рынке (состояние  рынка, его доступность, вид  товара и др.). вместе с тем   конкурентоспособность – понятие  комплексное, предполагающее несколько  уровней конкурентного превосходства.  Чтобы обеспечить лидирующее  положение предприятия на рынке,  важной стратегической задачей  предприятия становится опережение  конкурентов в разработке и  освоении новой продукции, новых  технологий, дизайна, уровней издержек  производства, цен, нововведений  в системе распределения и  сбыта. Тем самым достигается  совокупность факторов и параметров  конкурентного преимущества, конкурентоспособности  и продукции.
      Для доказательства того, что  конкурентоспособность продукта  реально оценивается, можно привести  несколько параметров, которые позволяют  (конечно, не с абсолютной точностью)  оценить конкурентоспособность  того или иного товара.
     Существует три группы основных  параметров: технические параметры,  которые отражают потребительские  свойства товара; нормативные показатели, которые характеризуют соответствие  товара обязательным нормам и  стандартам; и наконец экономические  параметры, говорящие о величине  затрат, связанных с эксплуатацией  или потреблением данного товара, которые еще называют ценами  потребления. Как известно, конкурентоспособность  товара или иного объекта –  понятие относительное, т.е. о  нем можно говорить только  при сравнении с другим объектом. Поэтому при расчете показателей конкурентоспособности товара в качестве сравниваемого объекта обычно берут или товар-аналог (прямой
10
метод), или образец (косвенный метод), который  уже пользуется спросом. Затем эти  показатели собираются в один интегрированный  показатель, который по
смыслу  отражает различие в потребительском  эффекте, приходящемся на единицу затрат потребителя на их приобретение и  использование. Иными словами с  помощью цифр можно охарактеризовать конкурентоспособность товара по отношению  к другим товарам.
     Для конкурентоспособности фирмы  существуют определенные экономические,  финансовые показатели, которые  показывают прибыльность, производительность, оборачиваемость, деловую активность, ликвидность. Эти показатели тоже  характеризуют деятельность фирмы,  от них просто так отмахнуться  нельзя, это так же результат,  который поддается анализу. Действительно,  если объем продаж позитивен,  то большинстве случаев экономические  параметры говорят о хорошем  положении дел. Пусть у фирмы  на какой-то определенный момент, например в момент составления  годового баланса показатели  финансового состояния и экономической  деятельности говорят о том,  что организация работает успешно.  Но получается такая ситуация: несмотря на благополучные данные  экономического анализа, некоторые  товары идут на рынке хорошо, а некоторые плохо. В данном  случае с полным правом можно  сказать, что первая группа  товаров конкурентоспособна, а вторая  нет. Но можно рассмотреть и  иное положение вещей. Положение  предприятия на рынке весьма  устойчива, конкурентов не много,  продукция продается хорошо. Но  показатели финансового состояния,  к сожалению, говорят о наличии  проблем в части платежеспособности.
     Можно привести подобный пример3. Это Омский нефтеперерабатывающий завод. В своем регионе он имеет широкую сеть сбыта своей продукции, более того его называют одним из основных внутренних поставщиков нефтепродуктов в Западно-Сибирском регионе. Этот завод вырабатывает наряду с обычными продуктами переработки нефти также и высококачественный бензин, постоянно совершенствует схему технологического процесса. Казалось бы все говорит о
11
том, что  предприятие функционирует прибыльно. Но коэффициенты ликвидности говорят  об обратном, большую часть активов  составляют активы средней и 
медленной реализации, т.е. если вдруг кредиторы  попросят вернуть долг, то возможно предприятие сразу окажется не в  состоянии это сделать. Для инвесторов данное предприятие тоже казаться заманчивым не будет. То есть с точки зрения получения инвестиций данное предприятие  не конкурентоспособно.
      Так же в качестве объективного  показателя конкурентоспособности  предприятия можно привести его  имидж. Имидж (по словарю) –  образ товара, услуги, предприятия  и совокупность впечатлений о  них, складывающихся в сознании  людей. Казалось бы имидж фирмы  складывается из имиджа товара, но не всегда это так. Например, если фирма добросовестно выполняет  все условия сделок, если в  части деловых отношений она  отличный партнер, то и имидж  у нее соответственный.
     О данном вопросе спорить можно  достаточно долго, эти два понятия  имеют право на существование.  Еще необходимо добавить, что  эти два понятия очень тесно  связаны. Докажем это на примере  того же самого имиджа. Конечно,  сначала имидж формируется товаром,  а уже потом само положение  фирмы в деловом мире. То есть  одно понятие вытекает из другого.  
    
 
           
 
 
 
 
 
 
 
 

12
2. Методы определения  конкурентоспособности 
     Конкурентоспособность предприятия можно рассматривать как уровень эффективности использования хозяйствующим субъектом экономических ресурсов относительно их использования конкурентами.
     В условиях рыночной экономики  указанная эффективность выражается  через рентабельность продукции,  определяемую отношением прибыли  к необходимым для ее получения  затратам. Следовательно, конкурентоспособность  предприятия характеризуется отношением  рентабельности продукции рассматриваемого  хозяйствующего субъекта к средневзвешенной  рентабельности продукции по  выборке предприятия, под которой  понимается совокупность конкурентов,  являющаяся необходимой и достаточной  для такого сопоставления. 
     Однако это соотношение не  учитывает долю предприятия на  рынке, хотя указанный фактор  является одним из основных  показателей, отражающих эффективность  деятельности предприятия с точки  зрения маркетинга. Поэтому в  качестве одного из критерия  конкурентоспособности предприятия  следует  рассматривать отношение  изменения доли рынка хозяйствующего  субъекта в сравнении с предшествующим  периодом к изменению доли  рынка по выборке. 
      В свою очередь, показатели  рентабельности определяются как  отношение прибыли от реализации  продукции предприятия (выборки)  к затратам, осуществленным для  ее производства и реализации. Индексы изменения объемов прибыли  рассчитываются как отношение  прибыли от реализации продукции  предприятия (выборки) в анализируемом  периоде к соответствующему показателю  предшествующего периода. Чем  выше показатель конкурентоспособности  предприятия, тем более конкурентоспособным  по отношению к выборке является  рассматриваемое предприятие.
     Определение конкурентоспособности  предприятия имеет значение не  только для количественной оценки  этого показателя, но и в целях  анализа конкурентоспособности  рассматриваемого предприятия, выявления  преимуществ  

13
и недостатков  его деятельности в условиях конкуренции, закрепления и усиления первых, ослабления и устранения последних4. Выявление резервов повышения конкурентоспособности исследуемого предприятия осуществляется исходя из следующих соображений.
      Конкурентоспособность хозяйствующего  субъекта оценивается по нескольким  количественным показателям, что  делает возможным аналитическое  разложение показателя конкурентоспособности,  определение влияния каждой из  аналитических единиц на формирование  общего показателя конкурентоспособности  предприятия5.
     Первым направлением анализа  конкурентоспособности предприятия  является разложение показателя  конкурентоспособности предприятия  по видам деятельности предприятия  или по структурным подразделениям, каждое из которых является  обособленным центром образования  затрат и соответствующей прибыли  предприятия. Это, в свою очередь,  позволяет оценить влияние каждого  подразделения предприятия на  формирование общего показателя  конкурентоспособности. 
     Другим направлением анализа  конкурентоспособности предприятия  является разложение показателя  конкурентоспособности по рентабельности  в разрезе составляющих затрат. Такое разложение позволяет определить  влияние на конкурентоспособность  предприятия любой из составляющих  затрат (затраты на оплату труда  – для оценки эффективности  использования трудовых ресурсов; материальные затраты – для оценки эффективности использования материальных ресурсов и т.д.).
      Рассмотренные направления анализа  могут применяться в любой  последовательности и в любом  сочетании. Разложение по элементам  затрат может быть применено  к любому из частных показателей  по подразделениям предприятия,  и в свою очередь разложение  по подразделениям может быть 
14
применено к любому из частных показателей  относительной эффективности по составляющим затрат. Методически целесообразным является разложение
первоначального показателя конкурентоспособности  по подразделениям
предприятия, а затем – разложение каждого  из полученных показателей конкурентоспособности  по составляющим затрат. При этом алгебраические разложения могут применяться совместно  с методами и приемами анализа  хозяйственной деятельности.
      Анализ конкурентоспособности предприятий  на основе такой методики позволяет  осуществлять глубокий анализ  факторов, влияющих на эффективность  деятельности предприятия. Этот  анализ, в свою очередь, позволяет  выявить направления повышения  конкурентоспособности предприятия  и разработать мероприятия, направленные  на достижение поставленной цели.
      Рассмотренные направления анализа  относятся лишь к тем показателям,  которые непосредственно участвуют  при расчете показателя конкурентоспособности  предприятия, и не позволяют  осуществлять анализ конкурентоспособности  и выявление соответствующих  резервов в отношение прочих  технико-экономических показателей.  Это ограничение преодолевается  применением корреляционно-регрессивного  анализа, что позволяет получить  информацию о влиянии определенного  фактора на конкурентоспособность  предприятия и оценить возможные  изменения конкурентоспособности  в результате осуществления различных  технико-экономических мероприятий.  Суть этого метода заключается  в следующем.
      На первом этапе устанавливается  перечень факторов, влияние которых  на конкурентоспособность рассматриваемого  предприятия необходимо проанализировать. Выбор указанных факторов определяется  конкретными задачами и целями  осуществляемого анализа. Факторами  могут являться любые технические,  технологические, природные, климатические,  организационные, социально-демографические  и другие показатели, оказывающие  влияние на конкурентоспособность  предприятия.
     
15
     Далее осуществляется сбор данных  о величинах показателей, влияние  которых на конкурентоспособность  необходимо проанализировать, а  также определяются значение  самого показателя конкурентоспособности  предприятия 
за соответствующие  периоды. На основе имеющихся данных любым из известным методов производится построение корреляционной модели зависимости  конкурентоспособности рассматриваемого предприятия от анализируемых факторов. В связи с тем, что коэффициенты регрессии в натуральном масштабе несопоставимы, так как характеризуют  влияние различных по природе  факторов, для оценки степени влияния  на конкурентоспособность каждой из независимых переменных следует  осуществлять построение корреляционных моделей как в нормальном, так  и в стандартизованном масштабе.
      Полученные в результате решения  этого регрессионного уравнения  величины и являютс
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.