На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие маркетинга в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
    ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 
 
 
 

    КАФЕДРА МАРКЕТИНГА 
 
 
 
 
 

      

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Маркетинг»

на тему: «Развитие маркетинга в России» 
 
 

Направление  «Менеджмент»
Дневное отделение 
 
 
 
 
 
 

Руководитель  курсовой работы   
к.э.н., преподаватель                                                                А.А. Анучин
   

Курсовую работу выполнила
студентка 2 курса, 4 гр.                                                           М.Ю. Тырнова  
 
 
 

Воронеж - 2008

 
      СОДЕРЖАНИЕ 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
     1. Возникновение и развитие маркетинга
         1.1. История становления и развития маркетинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
         1.2. Сущность и содержание маркетинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
         1.3. Функции и виды маркетинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
    Особенности развития маркетинга в России
         2.1. История и практика внедрения маркетинга в России. . . . . . . . . . . . . . 17
         2.2. Особенности и проблемы развития российского маркетинга . . . . . . . 25
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Список  использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
 
 
 
     Современная экономика состоит из взаимодействия трех ее основных субъектов: производителя, потребителя и государства. Каждый из этих элементов имеет конкретные цели, в соответствии с которыми и строит свою деятельность. В условиях рыночного хозяйства для успешной работы его субъектов особое значение приобретают глубокие знания рынка и способность умело применять современные инструменты воздействия на складывающуюся на нем ситуацию. Совокупность подобных элементов и составляет основу маркетинга.
     Сердцевина  маркетинга – ориентация бизнеса  на успешное решение рыночных задач. Кредо маркетинга: производить только то, что будет продано на рынке, и то, что позволит удовлетворить  потребности и запросы покупателей. Покупатель должен получать все, что  ему нужно, в нужном объеме, нужного качества, в нужном месте и в нужное время.
     Маркетинг – один из основных видов деятельности участников рынка. Если предприятие (фирма) хочет достичь наилучшего результата от своей деятельности , оно должно знать до тонкостей состояние и перспективы рынка, его важнейших сегментов, нужды и запросы потребителей в рамках всего рынка. В этом и состоит актуальность данной темы на сегодняшний момент. Необходимо создать товар с нужными потребительскими свойствами; с помощью доступной цены донести до покупателя идею ценности товара; найти умелых посредников, чтобы товар оказался широкодоступным и хорошо представленным обществу, рекламировать товар таким образом, чтобы покупатели знали максимум информации о нем и захотели приобрести его.
     Успешный  маркетинг есть результат трех слагаемых: 1) качества предлагаемого товара, 2) величины цены на него и 3) рекламы.
     Управление  маркетингом включает анализ, планирование, претворение в жизнь намеченного  и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание системы отношений с покупателями для достижения взаимной выгоды. Эффективность результатов зависит от обеспечения правильного соотношения между товаром, ценой, мерами по его продвижению и размещению на рынке и объемом спроса.
     Цель  данной работы заключается в выделении  наиболее общих проблем, связанных  со становлением маркетинга в России, описании развития маркетинговой сферы  деятельности российских предприятий.
     К выбору данной темы меня подтолкнули  следующие моменты: во-первых, по моему мнению, данная проблема актуальна на данный момент, а во-вторых, мой личный, хотя и не большой, опыт работы в проведении маркетинговых исследований, а также другой работы, в ходе которой происходили столкновения с данной проблемой.
    В настоящей работе ставится задача раскрыть сущность вышеназванных проблем, показать необходимость использования комплекса маркетинга на предприятии, а также, ввиду особой актуальности данной проблемы для переходной экономики современной России, указать на попытки ее решения, предпринимаемые в нашей стране в течение последнего десятилетия.
    Предмет исследования – особенности развития маркетинга в РФ.
    Объектом выступает развитие маркетинга.
      возникновение и развитие маркетинга
      история становления и развития маркетинга
       

     Начиная с середины XIX века, тенденции к  неконтролируемой концентрации промышленного  и торгового капитала, неупорядоченная  торговля, разрушительные кризисы дали американским экономистам основание  назвать рынок «диким». К концу XIX века реакцией общества на такой рынок стало появление антимонопольного законодательства (Закон Шермана, США), позволяющего регулировать предпринимательскую деятельность в интересах общества.
     В начале XX века (до начала 20-х годов) в  ряде университетов США (прежде всего в Гарвардской школе бизнеса) начались разработки теории об инструментах управления рынком. Первоначально считалось, что основная цель — это создание на научных основах системы сбыта товаров, поэтому новая наука получила название «дистрибуция».
     Позже теория получает более широкую трактовку, охватывая продвижение, удовлетворение спроса, ценообразование и т.д., и  в начале 20-х годов наука приобретает  название «маркетинг».
     Сначала маркетинг развивался с некоторым  запозданием по отношению к развитию экономики, обобщая рыночную практику успешно действующих фирм. На первом этапе своего развития маркетинг систематизировал массу разрозненных фактов, увязывая их с условиями внешней среды, выводил закономерности, в дальнейшем маркетологи-аналитики сами стали предлагать пути для совершенствования маркетинговой деятельности компаний (См. Приложение 1, 2).
     В развитых странах история развития маркетинга как системы регулирования  тесно связана с этапами развития рынка и ориентирами в рыночной деятельности фирм.
     Исходя  из исторических этапов развития классического  маркетинга, выделяют несколько концептуальных подходов к его организации:
    производственная концепция (до начала 1930-х гг.);
    сбытовая концепция (до начала 1950-х гг.);
    товарная концепция (до начала 1970-х гг.);
    потребительская концепция (до конца 1970-х гг.);
    социально-этическая концепция (1980-е годы).
     На  начальных этапах развития рынка, когда  рынок был ненасыщен, спрос превышал предложение и носил количественный характер, покупатели конкурировали между собой. В таких идеальных для производителя и продавца условиях сформировалась начальная концепция маркетингового регулирования рынка (см. Приложение 3).
     Эта концепция находит широкое применение и в современных условиях массового  производства стандартизованного продукта или в условиях монополии продавца. Использование производственной концепции не означает, что качество продукта низкое, наоборот, как правило, системный маркетинг имеет дело с продуктом или услугой хорошего фабричного качества. Но применение данной концепции не предполагает излишних затрат на сервис или ассортимент. Услуги сервиса, например, могут передаваться в дилерскую сеть.
     Пример
     Компания  «1C» успешно и масштабно освоила  не только московский, но и региональный рынок стандартизированных программных продуктов по автоматизации учета и управления на предприятиях. Сложные же операции по последующей адаптации продукта к условиям конкретного предприятия и его сопровождение обеспечивает широкая сеть франчайзи, дилеров, постоянных партнеров / 3,С. 16 /.
     Стандартные операции в офтальмологии, выполняемые  рядом клиник на московском рынке, продаются  клиентам в рамках аналогичной концепции.
     В результате мирового экономического кризиса  компании развитых стран столкнулись  с отсутствием спроса на свои товары. При этом даже крупные фирмы не имели ресурсов на изменение ассортимента. Такие условия подтолкнули компании к массовому использованию так называемой «концепции интенсификации сбыта», тем более, что активное насыщение рынка массовым однородным продуктом (в рамках предыдущей концепции) достигло предельного состояния (см. Приложение 4).
     Пример
     Сеть  магазинов Men ' s Merit, широко представленная как в Москве, так и в других городах РФ, активно реализует  сбытовую концепцию маркетинга. Она  предполагает разновариантную систему предоставления скидок на постоянной основе: сначала на весь товар предлагается 50% скидка, по прошествии некоторого времени предлагается приобрести два комплекта изделия по цене одного и т.д. В итоге независимо от вариантов сбытовых усилий потребитель платит одну и ту же цену / 11,С.114 /.
     Насыщение рынка, как правило, сопровождается усилением конкуренции. При этом методы конкурентной борьбы только на уровне сбытовых усилий компании теряют свою эффективность. Необходимыми инструментами активных продаж становятся ассортимент и качество (см. Приложение 5).
     В современных условиях эта концепция  успешно применяется в рамках имиджевого, марочного маркетинга.
     Пример
     В 2002 году российским VIP -клиентам была представлена новая модель Audi A8. Вот что рассказывал о ней еще до ее появления на рынке директор московского «Ауди Центра-Север» Вардан Даштоян: Это совершенно другая машина: с новым кузовом, двигателем, трансмиссией, но главное — впервые в автомобиле представительского класса появится вариатор вместе с полным приводом. Это наш козырь с точки зрения безопасности и функциональности. Одним из преимуществ для продвижения Audi наши аналитики считают и то, что эта марка в восприятии людей пока ни с чем не ассоциируется. К Примеру, BMW связывают с понятием «спортивный», a Mercedes — «пафосный». Audi пока никакой. Но покупатели чаще всего предпочитают его по таким причинам, как удовольствие от вождения и удобство управления, хорошая маневренность, наличие передовых технологий, ощущение свободы и комфорта. Многие также учитывают высокий уровень безопасности и технические характеристики, в частности, полный привод. Поэтому мы думаем позиционировать бренд как «прогрессивный», «спортивный» и «утонченный». А что касается новой А8, то ожидаем рост ее продаж в России в объемах, сопоставимых с «семеркой» BMW» / 10,С.159 /.
     Приведем  другой пример.
     3/4 московских салонов красоты создавались  как имиджевый проект, рассчитанный  на узко ограниченный круг  клиентов (хорошо обеспеченных людей  из «высшего света»). В таких салонах устанавливаются очень высокие цены и значительные средства вкладываются в аренду помещения в центре города, дорогой интерьер, в приобретение косметических средств от ведущих мировых производителей. Гораздо меньше внимания уделяется подбору квалифицированного персонала, ведь для клиентов «элитных» салонов важно не просто и не столько получить услугу, сколько получить ее именно в данном салоне. Потребители не могут реально оценить стоимость труда, затраченного на производство услуги, и платят фактически только за имидж / 6,С.30 /.
     Историческая  ориентация компаний на концепцию совершенствования  товара привела к частым дорогостоящим  неудачам в ее использовании: новый  товар, создание которого базировалось на представлении менеджмента, не пользовался должным спросом, его продажи не покрывали инвестиций, затраченных на разработку. Такой опыт вывел специалистов по рынку на новую актуальную маркетинговую концепцию, основная идея которой: ориентация на потребителя как гарантия от рыночных неудач (см. Приложение 6).
     Пример
     В 1996 году на российском рынке появилась  новая компания с загадочным названием «Канцлер». Несложно догадаться, чем торгует магазин с такой вывеской. Конечно же, канцелярскими товарами! В то время, когда отечественный рынок изобиловал дешевым китайским товаром, «Канцлер» специализировался на продаже канцтоваров известной германской фирмы «Herlitz»... Главный принцип работы компании — это удовлетворение вкусов всех покупателей. Именно поэтому сегодня в ассортименте магазина представлена продукция как западного, так и российского производства, и даже китайского. На сегодняшний день для покупателей работают мелкооптовый отдел, розничный отдел, а также есть возможность заказа товара по каталогам. К услугам потребителей — всевозможные праздничные и сезонные скидки /15,С.13 /.
     К началу 80-х гг. развитие экономики  в постиндустриальных странах достигло достаточного уровня для того, чтобы  общественное сознание приняло идеи общественного блага. Принципы предыдущей концепции — «потребитель всегда прав», «все для потребителя» — приобрели другой угол зрения: «произведем все, что хочет потребитель, только если это не нарушает общественного благополучия». Обязательные аргументы маркетинга — полезность или, как минимум, безвредность для здоровья, экологическая чистота и т.п. (см. Приложение 7).
     Пример
     Девиз известной во всем мире косметической  компании «Ives Rocher» — «Природа —  источник красоты». Акцент делается на высокой экологичности косметики: основой продукции являются натуральные  растительные ингредиенты. Производство и упаковка также отличаются экологичностью и безопасностью. Так, к примеру, потребителю предоставляется возможность только один раз купить крем в баночке, последующие же разы он сможет покупать сменные колбочки с кремом, которые без проблем вставляются в уже приобретенную баночку / 8,С.300 /.
     В настоящее время в развитии рынка  и маркетинга выделяются некоторые  тенденции, имеющие особое значение для эволюции маркетинговой теории и практики (см. Приложение 8).
     Такие тенденции вызывают необходимость развития маркетинговых концепций и инструментов. Наука «Маркетинг» не стоит на месте. Таким образом, уже по приведенным в этом разделе примерам современного использования классических концепций маркетинга можно видеть конвергенцию концепций: оставляя базовой одну концепцию, компании дополняют ее теми элементами, которые позволяют их маркетинговой политике быть актуальной, соответствовать современным общим тенденциям рынка и маркетинга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Сущность  и содержание маркетинга
 
 
     В настоящее время имеются самые  различные определения маркетинга. С одной стороны, он рассматривается  как вид предпринимательской  деятельности, в основу которого положено удовлетворение спроса покупателей. Это  можно заметить в следующих определениях.
     «Маркетинг – забота об удовлетворении нужд клиента посредством товара и целого ряда факторов, связанных с созданием, поставкой и потреблением товара»;
       «Маркетинг – система управления  и организации деятельности компании  и фирмы, всесторонне учитывающая  происходящие на рынке процессы»;
       «Концепция маркетинга – получение  прибыли путем удовлетворения  потребностей покупателей посредством  выявления их нужд путем проведения  комплекса маркетинговых исследований»  /13,С.8/
       Как видно из этих определений,  маркетинг раскрывается в них максимально широко и относится, по существу, ко всей деятельности предприятия, начиная с производства товара или услуг и кончая их продажей покупателям, в основу которого положено выявление и удовлетворение спроса потребителей.
       С другой стороны в литературе встречаются более конкретные и четкие определения маркетинга, характеризующие его как одну из функций управления предприятием, связанную с обеспечением продажи производимых им товаров и услуг, например, такие.
       «Маркетинг – изучение рынка и продвижение товара в нем»;
       «Маркетинг – комплекс мероприятий  по исследованию всех вопросов, связанных с процессом реализации  продукции предприятия» /14,С.22/.
       В этих и других подобных  определениях под маркетингом  понимается конкретная деятельность, связанная с изучением рынка товаров и услуг и осуществлением мероприятий, обеспечивающих их продажу на рынке.
       Следует заметить, что между приведенными  определениями маркетинга нет  противоречий. Если деятельность  предприятия по производству  товаров и услуг осуществляется, в первую очередь, на основе изучения складывающейся ситуации на рынке, а при реализации товара и услуг используются разные методы обеспечения их продажи на рынке, то это как раз и означает, что предприятие в своей деятельности использует концепцию маркетинга в широком смысле.
     Какого  бы определения маркетинга мы не придерживались, но его ключевыми терминами всегда остаются потребность и спрос, предъявляемые  потребителями на рынке.
    потребность — нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида;
    спрос — потребности человека, подкрепленные его покупательной способностью.
     Нужда (ощущаемый человеком недостаток в чем-то жизненно необходимом) порождает  потребность, которая находит реальное выражение в спросе. Он, в свою очередь, удовлетворяется посредством обмена денег на необходимый товар. Таким образом, спрос возникает на рынке товаров и услуг, и именно рынок является главным объектом маркетинга. Маркетинг компании добивается поставленных целей оптимизации прибыли посредством изучения рынка и его регулирования на основе полученных о нем знаний.
     Рынок — это не просто место встречи покупателя и продавца (они могут «встретиться» и виртуально), это система отношений купли-продажи, подверженная как регулированию, так и саморегулированию.
     На  рынке произведенный продукт  доказывает свою социальную значимость путем признания его потребителями. Задача маркетинга сделать этот процесс  не только эффективным для продавца и приятным для покупателя, но и  взаимовыгодным. Маркетинг — это, в определенном смысле, набор инструментов, воздействующих на потребителя и превращающих его потребность в приятную и своевременную покупку
     Пример
     Спортивный  бар с заманчивым названием «Чемпивон» — яркая иллюстрация успешного  развития компании с помощью проведения грамотной маркетинговой политики. Бар предлагает к услугам своих посетителей спутниковое ТВ, благодаря которому они могут смотреть прямые трансляции матчей любимых команд. В баре можно также встретить звезд спорта. Помещения декорированы спортивной атрибутикой, которую можно приобрести. В названиях большинства блюд обыгрывается спортивная лексика: уха «Дайвинг», салаты «Дриблинг» и «Фристайл», свинина «Дискобол», ассорти медальонов из мяса курицы «Чемпивонские медали», семга «Кроль» и т.д. /17,С.1/.
     Резюмируя все вышесказанное, можно сделать  вывод, что общей целью маркетинга является достижение рыночного согласия между производителями и потребителями, продавцами и покупателями при обоюдной выгоде и в наилучших психологических условиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3 Функции и виды маркетинга 
 

     «Функция  маркетинга – это определенный вид  деятельности в системе маркетинга, связанный с процессом управления обменом товарами и услугами, произведенными предприятием, с покупателем, оплачивающим последние по оговоренной цене» /13,С.13/.
     Маркетинг несет прямую ответственность за весь комплекс отношений между коммерческим предприятием и покупателем.
     Маркетинговые исследования определяют потребности, имеющиеся у покупателя. Производитель  предлагает продукцию, ее цены и соответствующее распределение.
     На  стадии продвижения осуществляется передача покупателю всей информации, касающейся предложения производителя. Покупатель затрачивает определенные усилия, время, уплачивает стоимость  товара. Его поведение анализируется маркетинговым исследованием, в результате составляется послепродажная информация. Таким образом, дорабатывается стадия предложения, и цикл возобновляется.
     Эта функция маркетинга была представлена как одна из функций предпринимательства, занимающаяся сбытом и реализацией продукции. Данная функция распадается на ряд подфункций, тоже занимающихся процессом сбыта.
    Получение необходимой для маркетинга информации, проведение необходимых научных исследований.
     Эта подфункция предполагает изучение внешней  среды фирмы: экономики, бизнеса, торговли, промышленности, продаж, запросов покупателя, продукции, распределения, рекламы, политики, экономии, технологии, общества, изучение конкурентов, сегментации рынков и д.р.
    Планирование политики в области выпуска продукции.
     Разработка  планирования производства продукции, расширение ассортимента выпускаемой  продукции. Улучшение качества изделий  в зависимости от запросов покупателей, выпуск новых видов товаров.
    Ценообразование.
     Разработка  политики цен, принятие мер для повышения конкурентоспособности продукции.
    Распределение.
     Разработка  политики распределения товаров  и услуг, управление распределением продукции. Упаковка и перевозка  продукции.
    Продвижение.
     Стимулирование  сбыта, анализ продаж, координация работы торговых агентов, рекламирование деятельности, установление контактов со средствами массовой информации, организация мероприятий по сбыту продукции, планирование продажи товаров, разработка мер, направленных на увеличение объема товаров и услуг.
     Рассмотрим  несколько видов маркетинга:
    в зависимости от размера охваченного рынка различают:
    массовый маркетинг, характеризующийся массовым производством и маркетингом одного продукта, предназначенного сразу для всех покупателей;
    продуктивно-дифференцированный маркетинг, характеризующийся производством и маркетингом нескольких продуктов с различными свойствами, предназначенных для всех покупателей, но рассчитанных на разные вкусы;
    целевой маркетинг, характеризующийся тем, что осуществляется производство и маркетинг продуктов, разработанных специально для определенных рынков;
    в зависимости от специфики организации и ее руководства:
    маркетинг является одной из равных функций производственно-сбытовой деятельности.
    если организация испытывает трудности сбыта, то маркетинг – более важная функция.
    если под углом зрения маркетинга рассматриваются все другие функции организации, то маркетинг является наиболее важной, центральной функцией.
    данный подход используется, если считается, что все функции должны выполняться скоординированно, исходя из задач наиболее полного удовлетворения потребителей, которые выполняют главную функцию в организации.
    последний подход используется, если маркетинг по отношению к другим функциям играет объединяющую роль, а потребитель выполняет в компании контролирующую функцию /5,С.40/.
     Таким образом, введение маркетинга в практику бизнеса не означает, что функция маркетинга стала более важной, чем функция менеджмента или производства и что маркетинг должен управлять предпринимательством. Однако бизнес должен ставить перед собой такие задачи, которые, прежде всего, соответствовали бы потребностям и желаниям покупателя, а потом уже ориентировались на ресурсы и возможности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    особенности развития маркетинга в России
      История И ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ маркетинга в России
     Можно выделить несколько периодов в развитии российского маркетинга. Первый период можно обозначить временным интервалом 1880-1917 гг. В это время шло быстрое развитие промышленного потенциала России на основах предпринимательства. В практике Российского предпринимательства этого периода использовалось много элементов маркетинга. В частности Российские предприниматели широко использовали печатную и настенную рекламу, некоторые элементы Паблик Рилейшнз. Например, в России проводилось много промышленных выставок и ярмарок (функционировала знаменитая Нижегородская ярмарка, которая определяла европейские цены на ряд товаров, например, на зерно). Русские предприниматели участвовали в международных выставках, в частности, Парижских выставках, занимая призовые места. В России широко практиковалось меценатство предпринимателей по отношению к социальной сфере (больницах, детских домах и т.п.), учреждениям культуры. Российские предприниматели проводили гибкую ценовую политику, использовали различные элементы стимулирования сбыта. В России была развита индустрия производства средств упаковки.
     Однако  целостной системы маркетинга в  России не существовало. Отдельные  проблемы маркетинга рассматриваются  в рамках других экономических дисциплин. Если в Мичиганском, Калифорнийском, Иллинойском, Пенсильванском университетах США в начале двадцатого века существовал курс «Методы маркетинга», то в Российских университетах подобного курса не было. Отдельные элементы маркетинга преподавались в коммерческих училищах.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.