На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по социологии

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 21.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Объект  и предмет социологии. 

       Социология  – учение об обществе.
       Объект  социологии – современное общество и информация о нем, полученная другими  науками.
       Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и  взаимодействие общностей разного типа.
       Социальные  общности – это все разновидности  социальных образований, которые связаны  общими интересами.
       Социология  – это наука, которая изучает  современное общество через призму интересов и потребностей тех  социальных групп, которые его составляют.
       Отличительные черты социологии:
      системность (все стороны социальной жизни).
      Социология изучает механизм функционирования системы или общности, т.е. повторяющиеся циклы деятельности.
      Единство теоретических и эмпирических основ.
      Социология – осмысляет противоречия современного общества.
      Социология едина и не делима для всего человечества.
      Социология – начинает с изучения общества и приходит к индивиду через изучение социальных общностей к которой он принадлежат.
Функции социологии.
      Познавательная.
      Прогностическая.
      Управленческая.
      Ценностно-ориентирующая человека.
      Мировоззренческая.
       Соотношение социологии с другими  науками.
      С философией. Это две самостоятельные науки с основополагающими принципами понимания мира. По философии – это единое мировоззрение с высокой степенью абстракционирования. Социология распадается на отдельные части, любое теоретическое положение подкрепляется фактическим материалом.
      С историей. Социология изучает современное общество – in fuctum. История – все общество на протяжении всего существования, после того как совершился. (post fuctum). Там, где кончается история начинается социология.
      Экономика, право, психология, педагогика, демография и т.д. Социология дает этим наукам научно-обоснованную теорию о современном обществе и получает от них понятия, методы исследования и результаты, полученные ими.
 
    Основоположники социологии.
       Французский философ – позитивист О. Конт –  предложил выделить социологию как  отдельную науку в 19 веке.
       Развитие  социологии шло по двум направлениям: в виде теоретической и эмпирической (практической) социологии.
       Этапы развития теоретической  социологии:
      середина 19 века.
       О. Конт, выделили науку как самостоятельную науку, изучающую простейшие связи в обществе. Он считал, что социология должна быть позитивной (изучать только факты). Основные метолы исследования – наблюдение и эксперимент, любое общество может находиться в состоянии социальной статики (благополучное состояние) или в состоянии социальной динамики.
       Герберт Спенсер, он связывал общество с живым организмом, подчиняющемуся биологическим законам. Общество развивается от простейших форм к более сложным, оно постоянно приспосабливается к изменяющимся условиям, выживают наиболее приспособленные. Отдельные части общества становятся более сложными и специализированными, и они не могут функционировать друг без друга. Ему принадлежит идея социальной эволюции.
       Карл  Маркс. На развитие общества большое  влияние оказывает экономически фактор. Каждая формация определяет взаимодействие экономического базиса (производственные силы, производственные отношения). Переход от одной формации к другой происходит революционным путем.
       Причины революции:
       Невозможность для производственных сил развиваться  в рамках старых производственных отношений.
      2 половина 19 века.
       Позитивизм (продолжатели Конта и Спенсера). Главная идея – общество развивается эволюционным путем.
       Существуют  различные направления:
      географическая школа. Главный фактор развития общества – географическая среда (климат, водные ресурсы, ландшафт). 
      Демографическая школа. Главный фактор – рос народонаселения.
      Расовая школа. Развитие и прогресс общества несут высшие расы.
      Социальный Дарвинизм. Источником общественного развития является борьба за существование.
      Психологическая социология.
       Габриель  Лебон – понятие толпы. Габриель Тард – теория подражания, теория коллективной психологии. Чарльз Кулин – изучил множественное взаимодействие.
       На  рубеже 19-20 веков происходит соединение теоретической и эмпирической социологии.
       В 1892 году в Чикагском университете открывается первая кафедра социологии.
      начало 20 века.
       Фердинанд Теннис (немец) «общество – это  сложный много уровневый механизм со множеством связей. Оно является внешним по отношению к индивидуальному».
       Вывод: основной регулирующий механизм в обществе – это мораль. Основная деятельность общества – воспитание.
       Макс  Вебер.
       Понимающая  социология: «необходимо изучать  мотивы поведения людей и тогда  мы сможем понять человека и воздействовать на его поведение».
       Эмиль Дюркейм.
       «Предметом  изучения социологии является социологическая реальность, основанная на социологических факторах, существующих объективно, независимо от человека и способов оказывать на него давление. Теория образования человека зависит от внешних факторов, а не от него самого».
      середина 20 века.
       Структурный функционализм.
       Социальный  объект рассматривается в качестве целого, а затем разбивается на части, выявляется зависимость между  этими частями и частями и  целым.
       Теория  социальных конфликтов (Маркс)
       Теория  социально-психологического направления (ролевая теория личности)
      90 годы 20 века.
      Гуманистическая социология (необходимо участвовать в изменении общества).
      Феминистическая – основное внимание к вопросу полового развития, социальной роли мужчин и женщин, и защиты прав женщин.
 
       Общество  как социальная система.
       Общество  – это организованная по уровням  система.
       Социальный  уровень.
       Характерные черты:
      общество рассматривается в целом, как единая социально целостная система.
      Общество разворачивается в пространстве и во времени
      Общество обладает большим количеством элементов, каждый из которых является системой.
      Общество обладает особыми интегративными качествами, отсутствующих у входящих в нее элементов.
      Целостность общества является органической, т.е. ее внутренне взаимодействие сильнее внешних факторов.
      Любое общество стремится к самостоятельности, т.е. к действию в одном направлении, регулируемости и управляемости.
      Любое общество стремится обеспечить преемственность поколений.
       II. Уровень социального института.
       Социальный  институт – это совокупность лиц  и учреждений, снабженными определенными материальными средствами и осуществляющие конкретную социальную функцию.
       Содержательность  стороны – это определенная система  стандартов поведения.
       Виды  социальных институтов.
       Экономика, политика, культура, мораль, искусство, идеология, семья, наука, образование и т.д.
       Характерные черты социальных институтов.
      устойчивая организованная форма деятельности людей.
      Каждый социальный институт связан многообразными отношениями (прямые и косвенные, структурные и функциональные) с другими социальными институтами, без которых нормально существовать не может.
      Социальные институты упорядочивают поведение людей.
      Однажды возникший социальный институт стремится себя развивать и работать на самого себя. С одной стороны это способствует к стабилизации, а с другой к торможению
      Ситуация, когда социальный институт не справляется со своей функцией - называется дисфункцией
       IV. социальная организация.
       Люди  объединены определенными социальными  позициями, которые они занимают, и определенными социальными функциями, которые они выполняют.
       Виды  организаций: предприятия, учреждения, союзы, ТОО, кооперативы, партии и т.д. – социальные организации.
       Характерные черты.
      Любая социальная организация построена в виде пирамиды (иерархия).
      Любая социальная организация создана для решения определенных задач.
      В любой социальной организации люди распределены горизонтально (по ролям) и вертикально (по руководству и подчинению).
      Организационный эффект достигается за счет специализации, синхронности и однонаправленности действий.
      За счет иерархии социальная организация приобретает устойчивость и эффективность действий, но и это же приводит к нестабильности за счет накопления власти по мере повышения уровня организации.
 
       Выводы:
      каждая социальная система включает в себя множество подсистем.
      Социальные системы взаимно перегруппировываются.
      Каждая социальная система, взятая изолированно или в связи с другими системами, рассматривается как относительно независимая.
      Каждая из социальных систем имеет свои внутренние закономерности.
      Индивид не может не подчиняться законам той социальной системы в которую он включен.
      Когда степень единства общества достаточно велика, то падает количество отклонений поведения его членов и наоборот.
 
       Функции социальных систем.
      адаптационная.
      Функция целедостижения.
      Функция воспроизводства структуры.
      Функция снятия напряжения.
 
       Демографическая ситуация в России.
      уменьшение численности населения. Сейчас 147 млн. человек. С 1992 года смертность превышает рождаемость.
      Снижение рождаемости. В 1897 году на одну женщину приходилось 7 детей, сегодня 1. В детских домах 1,5 млн. детей, 1 тыс. детей-сирот заканчивает жизнь самоубийством, каждый 5 – преступник, каждый 3 – бомж из детей, вышедших из дет дома, младенческая смертность в 5 раз выше, чем в Европе.
      Сокращение продолжительности жизни. Мужчины среднем 58 лет, женщины 72 года.
      Увеличение доли пожилых людей. 14,8 млн. (13 %) сейчас, и 23 % к 2025 году. Считается, что в развитых странах будет 35 % пожилых.
      Увеличение общей смертности. В 1,7 раза смертность превышает рождаемость.
       Причины:
      болезни сердца, инсульты.
      Инфекции нижних дыхательных путей.
      Болезни желудочно-кишечного тракта.
      Родовые травмы.
      ДТП
      РАК
      Сахарный диабет.
      Белковая дистрофия
      СПИД
      увеличение числа заболеваний.
    1). Рост социальных  заболеваний, связанных с ухудшением экономического положения семей (туберкулез, дизентерия, брюшной тиф, чесотка, педикулез).
    2). СПИД.
    3). Рост венерических  заболеваний.
    4). Рост психических  заболеваний
    5) Рост детских  заболеваний.
    6). Увеличение  умственно отсталых детей.
    7). Антологические  заболевания.
    8). Появление  новых заболеваний (герпес).
      Рост  числа самоубийств.
      Проблема милосердного убийства безнадежно больных.
 
       Социология  этнических общностей.
       Общая характеристика этноса.
       Этнос – это народ, это исторически возникший тип устойчивой социальной группы, представляющий собой особую форму существования людей.
       В основе этноса всегда лежит едина  хозяйственная жизнь.
       Факторы, влияющие на формирование этносов:
      географическая ниша (экологическая ниша, ландшафт, климат, гидроресурсы).
       Диаспора  – это пребывание части народа вне страны его происхождения.
      язык.
      Обычаи и обряды.
      Народное искусство.
      Нормы поведения ( табу).
      Особенности психологии.
      Наличие самосознания. Менталитет – это самосознание, оно включает в себя историческую память, общность с судьбой народа, любовь к своему народу, национальную гордость и достоинство, защиту национальных интересов, идеалы народа. Менталитет – национальное видение мира.
       Этническая  общность складывается и развивается  естественноисторическим путем, т.е. она не развивается от воли отдельно взятых людей, и способна к устойчивому многовековому существованию за счет самовоспроизводства. 
 

       Исторические  виды этноса:
      родоплеменная общность. Все хозяйственные связи существовали в виде родственных связей (объединяло: язык, культура, верования, обычаи)
      народность. (рабовладельческая и феодальная формации). Связи между родами, переход от кочевого образа жизни к оседлому. Основной фактор объединения – территория в рамках которой замкнута вся хозяйственная жизнь. Занятие сельскохозяйственным трудом – основной вид деятельности; наличие диалекта; слабое разделение труда; не развитость межэтнической информации, сохранение признаков предыдущей ступени этноса.
      Нации. Господство промышленного способа производства, население промышленных центров, общеприняты литературный язык, формирование самосознания. Основной объединяющий фактор – экономика, сохранение признаков предыдущей ступени.
      Метоэтническая общность (наднациональная). Основной признак – принадлежность к одному государству.
 
       Процесс развития народов. 

       Этногенез – любой народ рождается, мужает, взрослеет и умирает.
       Период  жизни этноса 1200 – 1500 лет.
       Форма развития этноса – затухающая вибрация.
       Куликовская битва стала великим потрясением, что изменила самосознание русского народа. 

       Современные этнические процессы. 

      проявление  этноцентризма и этнонигилизма.
    Этноцентризм  – точкой отсчета является свой народ. Он проявляется в стремлении оценивать себя и других  в  своих ценностях, выделение у  какого-либо народа общей черты и предполагает ее наличие у каждого представителя данного народа. Выражается в постоянном сравнивании себя с другими народами, поиски более слабого, менее успешного. Крайняя форма проявления этноцентризма – шовинизм (превосходство своего народа над другим)
    Этнонигилизм  – стертое чувство сопричастности со своим народом.
      обострение национальных отношений.
      Деление России по этническому признаку.
      Проблема беженцев.
      Введение нового этнонима – Россияне.
      Исключение из официальных документов сведений о национальности.
      Создание зон этнического покоя для малых народов севера.
      Появление интеграционных процессов.
 
       Черты русского национального  характера. 

      создание  харизматического лидера. Харизма –  наделенность какого либо лица исключительными  качествами, непогрешимости, святости в глазах его сторонников.
      Даль и бесконечность притягивает русскую землю.
      Не привык жить в границах и правилах.
      Нет инстинкта самосохранения.
      Надежна на «авось»
      Русский человек способен к чрезмерному кратковременному труду, и не способен к размеренному и постоянному труду.
      Русский человек идет к цели окольными путями.
      Вариативность мышления.
      Лучше работает один, чем в коллективе, и лучше чувствует себя в начале дела, когда неизвестен результат, чем в конце, когда добьеша успеха.
      Русский крепок задним умом.
      Семейный быт успокаивает русского человека.
      Русский человек живет идеалами.
 
       Социология  культуры 

       Культура  – это специфический способ организации  и развития человеческой жизнедеятельности, представляемой в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
       Структура культуры:
      Материальные и духовные ценности.
      тот или иной предмет или произведение, которого отчуждается от автора.
      Деятельность, не отчуждаемая от автора.
      нормы культуры, т.е. устойчивые требования общества к качеству деятельности и поведению членов общества.
      Культурные традиции, обычаи, ритуалы.
      Учреждения культуры.
 
       Характеристика  культуры как социального  явления.
      культура является средством социализации личности, средством становления, формирования человека как личности.
      Является средством индивидуализации личности, ее неповторимости.
      Является предпосылкой свободы человека, т.к. она освобождает от шаблонов и стереотипов, является залогом самостоятельности личности.
      Является средством воспитания дисциплины и ответственности.
      Культура – это сквозная система, она пронизывает все виды человеческой деятельности.
      Культура – это достояние всего человечества.
      Культура – это процесс.
      Культура бывает профессиональной и традиционной (народной).
      Культурой управлять не возможно, т.к. это процесс непрерывный.
      Культура бывает регрессивная и прогрессивная по отношению к человеку.
      Делится на актуальную и не актуальную. Реальная культура – это те ценности и культуры прошлого и настоящего, культуры стан и народов, которые реально функционируют в данном обществе, в данный конкретный период времени.
 
       Элементы  актуальной культуры.
      слой общечеловеческих, постоянных ценностей.
      Национальная классика.
      Произведения, которые имеют своих сторонников и противников (несут не однозначную оценку).
      Современный культурный поток (через средства массовой информации и т.д.).
      Основы естественных наук, география медицина.
       Главная функция культуры – человекотворческая. 

       Социальная  экология.
       Это раздел социологии изучающий проблемы взаимодействия человека и среды  его обитания.
       Человек + природа + социальная среда = здоровье. 

       Человек и природная среда.
       Проблемы  природной среды:
      космос.
      Изменение климата.
      Потепление климата (парниковый эффект).
      Загрязнение атмосферы.
      Ухудшение состава почвы (эрозия почв, ухудшение пахотных и пастбищных земель, подтопление и т.д.).
      Загрязнение рек и морей.
      Истощение лесов.
      Исчезновение флоры и фауны.
      Разно активные загрязнения и выбросы.
      Использование природных ископаемых.
      Проблема утилизации отходов жизнедеятельности человека.
       Проблема  социальной среды.
      преступность. Продолжающийся рост преступлений против личности. Частое применение оружия и взрывчатки. Рост дерзких краж и ограблений.
      Алкоголизм.
      Наркомания.
      Бродяжничество.
      Проституция – это постоянная привычная отдача себя любому желающему за вознаграждение без него.
 
       Социология  семьи.
       Характеристика  патриархальной семьи:
      она была связана с крестьянским образом жизни и сельскохозяйственными видами труда.
      Беспрекословный авторитет старших.
      Производственный коллектив.
      Свободное учебное заведение.
      Свободная система воспитания.
      Своеобразная судебная система.
      Это был клуб, где развлекались своими средствами.
      Своеобразный родительный дом, поликлиника и аптека.
      Своеобразная брачная контора.
       Проблемы  семейно-брачных отношений в настоящее  время.
      трудности найти мужа или жену.
      Ослабление прочности брака и семьи.
       Причины развода:
      алкоголизм и наркомания.
      Материальное не благоустройство.
      Крах традиционного деления на мужские и женские обязанности.
      Этическое невежество супругов.
      Уменьшение численности семьи.
      Снижение рождаемости.
      Проблемы здоровья женщин.
      Занятость домашним хозяйством.
      Ослабление родственных связей.
 
       Социология  личности
       Человек – биологическое существо.
       Индивид – один из группы.
       Индивидуальность  – это особенность, которая отличает одного человека от другого (имеются  ввиду биологические и индивидуальные качества).
       Личность  – совокупность социально-значимых черт сформированных обществом.
       Структура личности.
       В человеке слиты воедино биологические, психологические и социальные качества.
      уровень – направленность личности.
      потребности: биогенные (еда, жилище, секс), безопасность, потребность в самоутверждении, потребность в саморазвитии (самореализации);
      мотивы поведения;
      цели человека;
      ценностные ориентации;
      иные установки человека;
      интересы личности;
      убеждения;
      идеалы.
       Все это формируется воспитанием  и социальным общением.
      уровень  - жизненный опыт личности.
      умения;
      навыки;
      привычки;
       Социальное  играет здесь главенствующую роль и  формируется через обучение.
      уровень – особенности психический процессов.
      чувства;
      восприятие;
      мышление;
      память;
      воля.
       Социальность  может наложить отпечаток на психические  процессы, изменить их через тренировку.
      биологические свойства.
      строение тела;
      патологические свойства в строении тела;
      темперамент (тип нервной системы);
      половые и возрастные свойства.
 
       Процесс социализации личности
       Социализация  – это усвоение индивидом социального  опыта (знаний, ценностей, правил) на фоне которого он формируется как конкретная личность.
       Факторы социализации:
      система образования;
      среда сверстников, круг друзей;
      произведения искусства, литературы;
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.