На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Роль детских организаций в школе

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 21.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию и науке
ТОМСКИЙ ИНСТИТУТ 
НОУ ВПО
«ВОСТОЧНАЯ  ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (филиал)
Факультет педагогики и психологии
Кафедра психологии и педагогии 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ
Роль  детских организаций  в школе 
 
 
 
 

Выполнил
Студент ФПиП
Группа 3702
Карманова Е. Ю. 

Проверил
Ефремова-Шершукова  Н. А. 
 
 

Томск 2009
 

    

Содержание

    Введение 3
    1. Классификация детских общественных организаций 4
    2. Характеристика детских и юношеских общественных организаций 6
    3.  Педагогические условия успешного взаимодействия школы и общественных организаций в воспитательном процессе 12
    Заключение 14
    Список использованной литературы 15 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

     Своеобразие современного этапа развития нашего общества, противоречивость социальных отношений, недостаточное внимание государства к социальному развитию молодежи - все это требует глубокого  переосмысления функций социальных институтов, работающих с детьми, и  создания условий для их нормального  социального развития.
     При проведении экономических реформ, сопровождающихся снижением уровня жизни населения, не были приняты во внимание последствия  их влияния на нравственное, физическое, психическое здоровье детей, не осуществлены в необходимом объеме компенсационные  и защитные меры. Распад существующей долгие годы пионерской организации, способствовавшей формированию социального опыта  подростков, повлек за собой лишение  возможности создавать новые  детские организации из-за отсутствия и материальных условий, и методического  и педагогического обеспечения.
     Нарастающий в обществе прагматизм, ослабление влияния социума как одного из факторов формирования норм гуманных отношений в детской среде  привели к утрате понимания таких  общественных ценностей, как интерес  к знаниям, к культуре, к труду. В детской и молодежной среде  растут агрессивность, раздражение, неуверенность  в завтрашнем дне.
     Необходимость новых подходов к задачам и  функциям детских общественных организаций  очевидна.
     В современной педагогической науке  четко разделяются два подхода  к работе детских организаций. Первый признает стремление детей к самоорганизации  и содействует постепенному переходу детских организаций к многоплановой  деятельности в соответствии с разнообразными запросами детей. Второй признает необходимость  кардинальных (революционных) перемен  на основе комплексных концептуальных разработок социализации ребенка в  деятельности детских общественных организаций, учитывающих приоритеты интересов ребенка, его самоценность и субъектность. Последнему подходу  привержены и авторы данной концепции.
     Необходимость исследования проблем социализации ребенка в детских общественных организациях возрастает в связи  с приобретением ими большей  автономности от школы и других социальных институтов, усиления принципа добровольности участия в их работе детей и  подростков. При этом возможности  детских организаций в социализации ребенка практически не используются из-за неразработанности содержания, форм и методов деятельности, отвечающих требованиям современной общественной ситуации.

1. Классификация детских общественных организаций

    Большая советская энциклопедия даёт следующее  определение:
    Общественные  организации- объединения граждан, построенные на основе самоуправления, организационной самодеятельности, принципов демократического централизма, ставящие перед собой цели, соответствующие законным интересам и правам объединившихся лиц и осуществляющие деятельность, направленную на реализацию этих целей и одновременно на решение задач, стоящих перед  всем обществом. Членство в О.о. основывается на принципе добровольности. О.о.- составная часть политической организации общества наряду с системой представительных органов и подчинённого им аппарата государственного управления, с организациями местной самодеятельности и органами массовых общественных движений. В процессе своей деятельности О.о. взаимодействуют со всеми этими органами и организациями.
    Детские демократические  организации - добровольные массовые объединения детей и подростков, осуществляющие под руководством прогрессивных организаций или в контакте с ними идейно-политическое и нравственное воспитание подрастающего поколения.
    Анализ  современной практики позволяет  классифицировать детские организации  по следующим критериям:
    С точки зрения целей, задач и содержания деятельности выделяются:
      Ориентированные на социализацию личности ребёнка, его гражданское становление, гармонизацию личного и общественного, индивидуального и коллективного начал (представлены, прежде всего, объединениями, действующими на основе опыта и традиций пионерской организации);
    Социально-индивидуальной направленности (главным образом скаутские организации);
    Связанные с начальной профессиональной подготовкой детей («Бизнес-клубы», «Школы предпринимателей», «Лиги юных журналистов» и т. д.);
    Детские общественные структуры, пропагандирующие патриотическое, гражданское воспитание (клубы юнармейцев, друзей милиции и т.д.);
    Культурологического и практического характера (по возрождению традиций, изучению истории и культуры народов России, народных промыслов);
    Борющиеся за утверждение здорового образа жизни (спортивные, туристские).
    По идеологическому признаку существующие юношеские общественные организации можно разделить на:
      Светские;
      Религиозные;
      Общечеловеческой направленности;
      Узконациональной направленности.
    По степени самостоятельности, открытости, демократичности различаются:
      Относительно самостоятельные объединения, имеющие статус юридически оформленной структуры и действующие на основе договора с другими структурами (государственными, общественными) как партнёры;
      Существующие в качестве базы многочисленных взрослых общественных организаций (многие из них почему-то зарегистрированы как «детские»), или взрослых политических движений (например, экологического).
    С точки зрения специфики реализации ими своих важнейших задач-функций:
      Организации, которые решают как первостепенную задачу удовлетворения интересов и потребностей детей, передачу им знаний и умений, но обязательно включают подростков в социальную практику, в том числе давая им возможность реализовать в деле свои знания и умения;
      Те, которые предлагают ребятам, опираясь на их интерес, конкретные виды социально значимой деятельности (на базе одного её профиля) и через них и с их помощью включают подростков в социальную практику;
      Организации, которые заведомо строят свою жизнедеятельность на определённой системе ценностей, на основе которой базируется их, чаще всего, многопрофильная, социально ориентированная деятельность, системы отношений и самодеятельные по своему характеру принципы функционирования организаций.
    Согласно  результатам исследований, наибольшим вниманием (в сумме более 35% опрошенных) у ребят пользуются профильные детские общественные объединения, выигрывающие в глазах ребят конкретностью своей предметной деятельности, привлекательной для подростков и удовлетворяющей их интересы и потребности. Скаутские организации пользуются приоритетом у 6,8% опрошенных, коммунарские объединения - у 0,8 %, членство в религиозных, национальных  и политизированных детских объединениях ребята явно не склонны афишировать. Свою принадлежность к такого рода формированиям в сумме отметили лишь около 8 % респондентов.
    Итак, очевидно, что существует множество  различных детских общественных организаций. Их направленность самая  разнообразная, что предоставляет  широкий выбор подросткам. Каждый из них может вступить в ту организацию, которая удовлетворяет его потребностям.

2. Характеристика детских и юношеских общественных организаций

    Детское общественное объединение - одна из структур в многообразии молодёжных движений, форма организации детской самодеятельности, социальной активности, самореализации; особая педагогически организованная среда жизнедеятельности ребёнка; педагогически преобразованный  социум. Детские и юношеские общественные организации (ДиЮОО) можно рассматривать  как возможное звено воспитательной системы государственного образовательного заведения (школы, учреждения дополнительного  образования), а также как самостоятельную  специфическую воспитательную систему, включённую в воспитательное пространство конкретного социума.
    Выход детского движения из-под контроля государства, официальных общественных структур привёл к стихийному росту  различных ДиЮОО. Они возникают, оформляются, действуют там, где находят благодатную почву и поддержку.
    Чаще  всего базой нарождающегося опыта  становятся школа и учреждения дополнительного  образования - основные центры воспитания современных детей, а также общественные структуры неполитического характера, легально существующие, имеющие юридический  статус в государстве и обществе. Новое воспитательное пространство, складывающееся в результате организованных педагогических усилий в управлении процессом развития личности ребёнка, становится серьёзной альтернативой  неформальным стихийным детским  объединениям негативной направленности.
    Как реальность воспитательного пространства подростковые организации поддержаны нормативно-правовыми государственным  законами.
    Детские организации имеют большие воспитательные возможности:
      Форма социального воспитания детей, в которой интегрируется процесс развития личности средствами обучения, воспитания, социализации, самовоспитания, самообразования, самореализации - важнейшее условие целостного развития личности;
      Разумно организованный досуг детей - среде их жизнедеятельности, социум, в котором ребёнок реально может проявить себя как субъект деятельности в различных статусах, ролях, позициях, в индивидуальной и коллективной, исполнительной и творческой деятельности; как личность со своей гражданской позицией; может получить опыт приобщения к будущим государственным и общественным структурам;
      Эффективное средство приобретения личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; средство эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей, единомышленников, людей увлечённых, неравнодушных;
      Мир игры, фантазии, свободы творчества; «мир настоящего детства»- самого ценного в жизни растущего человека.
    Детские общественные организации возникают  по инициативе ребят, в результате их стремления заниматься в кружках, секциях, клубах, участвовать в жизни своего района, города, помогать отдельным  жителям, а также предприятиям, учреждениям. Большую роль в создании юношеских  организаций играют конкретные программы, конкурсы, фестивали, предлагаемые детям.
    Главная особенность - создание детских объединений не по указке «сверху», «по единому принципу», а их возникновение «снизу» - добровольно, демократично, инициативным путём с помощью детей и взрослых, с учётом местных традиций, экономических, социальных, национальных интересов. Современное детское движение, не будучи, строго говоря, массовым, представляет собой живое, динамичное явление. Формы, структуры разнообразны. Доминируют 2 функции их деятельности: реализация индивидуальных потребностей ребёнка и его социализация. По степени реализации этих функций можно судить об их месте в воспитательном пространстве. Эти функции представлены в концепции и программах.
    Существует  широкий спектр различных программ. Примером может служить программа  «Возрождение», которая носит рекомендательный характер. Основная идея: «Сберечь себя для России и Россию для себя». В акциях программы тесно сплетаются 2 заботы: одна - о духовном и физическом совершенствовании человека, его выживании в новых экономических, экологических, социальных условиях; другая - о прошлом, настоящем и будущем России. В программе действуют 9 взаимосвязанных проектов: Робинзон, Первооткрыватели, Путешественники в прошлое, Кладоискатели, Спасатели, Рукомесло, Сталкеры, Мы вместе и Русское зарубежье.
    Есть  и другие не менее интересные программы: «Детский орден милосердия», «Шаг навстречу», «Древо жизни», «Свой голос», «Каникулы», «Алые паруса», «От культуры и спорта к здоровому образу жизни» и другие.
    Подростковые  общественные организации делятся  на позитивные, негативные и организации  нейтрального содержания. Примерами  позитивных организаций могут быть: Молодёжная морская лига, клуб «Богатырь», студия «Сделай  шаг», скаутская организация.
    Среди основных направлений работы Молодёжной морской лиги записано:
      Формирование физического и нравственного здоровья на принципах патриотизма, уважения к истории, традициям отечества, армии и флота;
      Профессиональная ориентация, подготовка к службе в Военно-Морском флоте;
      Укрепление материальной базе клубов, содействие при осуществлении ими дальних морских походов и т. д.
    Членами лиги стали 137 первичных организаций. Это более 40 тысяч юных моряков, речников и судомоделистов. Следующим шагом  было вступление лиги в Международную  ассоциацию учебных парусных организаций.
    Общественное  молодёжное объединение Училища  русской народной культуры клуб «  Богатырь» находится в городе Зеленограде. В клубе занимаются 40 мальчишек и девчонок. Ребята поют, читают, устраивают различные состязания, что-нибудь мастерят, ходят в походы, ездят на этнографические сборы, проводят праздники, устраивают игры и  боевые состязания. Программа клуба - «Молодёжный казачий круг». Её основная идея- раскрытие различных способностей и силы духа. В клубе ребят учат выживанию в лесу, строить собственную  жизнь не за счёт хитрости, приспособленчества или подавления слабых, а рассчитывая  на свои силы, не теряя достоинства, помогая товарищам, готовят к  семейной жизни и другим не менее  важным вещам.
    При Московском театре детской книги  «Волшебная лампа» в 1999 году под руководством Владимира Штейна была открыта студия «Сделай шаг». Эта студия работает для детей-инвалидов, с которыми занимаются многие известные художники, писатели, поэты, режиссёры и т. д.
    Основными целями деятельности Русского Союза  Скаутов являются: воспитание детей  и молодёжи достойными гражданами России, привитие им навыков развивающей  инициативы, организаторских способностей, ответственности и возможности принимать самостоятельные решения, направлять свою деятельность на пользу общества.
    В Союзе разработана система профессиональной подготовки скаутов. Здесь облюбовано множество «взрослых» специальностей. Причём, если у младших скаутов  полезные навыки приобретаются в  процессе игры, то у старших вполне «серьёзным» специальностям- спасатель, эколог, связист, бизнесмен - обучают  по специальной программе.
    Скаутинг  учит оптимизму, социальному творчеству и терпимости, сознательной дисциплине. Учит, что самыми дорогими для человека являются дружба, товарищество, братство, и обязательно – чувство милосердия.
    Девиз скаутов – «Будь готов» - руководство  к готовности заботиться о себе и  помогать тем, кто в этом нуждается. Воспитательный характер скаутского движения – существенная характеристика. Воспитывать  по-скаутски – значит не учить, а  привлекать молодого человека к тому, что формирует его характер.
    Преподаватели высших учебных заведений отмечают, что члены общества, поступив в  университеты, быстрее адаптируются. Их отличает системность, целеустремлённость, самостоятельность в получении  знаний.
    Нами  были рассмотрены тоталитарные секты  и неофашистские организации. Из всего разнообразия религиозных  организаций деструктивного характера  мы рассмотрели «Белое Братство»  и «Семью».
    В доктрине "Белого Братства" четко  прослеживается человеконенавистничество и злоба ко всему человечеству, за исключением 144 000 "избранных.
     Наибольшую  опасность для психического и  физического здоровья адептов и  вообще общества представляет в доктрине "Белого Братства" тема жертвоприношения.
    Средний возраст адептов - молодежь 20-летние юноши и девушки гуманитарного склада ума. Неофиты набирались, главным образом, среди молодежи 15-16-19 лет. Первоначально они появлялись в секциях восточных единоборств, йоги. Затем устремились в школы. Неразборчивые учителя и директора школ предоставляли новым "духовным инструкторам" школьные аудитории вплоть до третьего класса, где детям рассказывали о грядущем Страшном Суде и прочих ужасах. Во спасение желающих тут же "крестили", выводя по одному в коридор. Эта практика особенно широко распространилась на Урале и в Поволжье. Впоследствии дети стали пропадать. "Белое Братство" является крайне опасной для психического здоровья ее адептов сектой.
    Не  менее опасной сектой является «Семья», к 1994 г. объединившая как минимум 15 тысяч  человек в 60 странах мира. Сама "Семья" оценивает число своих приверженцев в России в 5000 человек, возможно, занижая  его, так как только в Москве существует 13 центров "Семьи".
    «Семья» проповедовала "вселенскую любовь ко всем и каждому", но по отношению  к своим маленьким членам широко практиковала телесные, а также унижающие ребенка наказания. Дети избивались, оставлялись одни в изоляции на долгое время, подвергались публичным унижениям, принуждались иметь сексуальные отношения со взрослыми и друг с другом, начиная чуть ли не с младенческого возраста.
     Со  временем деятельность секты стала  вызывать резкие протесты родителей, чьи  дети попали в "семью". Были созданы  комитеты по их спасению. И, тем не менее «Семья» благополучно функционирует и по сей день.
    Опаснейшей  общественной организацией также можно  назвать организацию скинхэдов.
    На  сегодняшний день «бритоголовое  братство», в своей общей массе, представляют футбольные, реже хоккейные, фанаты.
    У «скинов» есть четкая иерархия. Существует «низший» эшелон и «высший» – продвинутые  «скины», имеющие отличное образование. «Непродвинутые скины» мало чем отличаются от дворовой шпаны, их костяк составляют подростки 16-19 лет. Даже будучи «стопроцентным белым», любой из прохожих может  быть избит ими до полусмерти. Повод  к драке не нужен.
    Несколько иначе обстоит дело с «продвинутыми  скинхэдами», которые также зовутся  «правыми». Прежде всего, это не просто распоясавшаяся молодежь, которой нечем заняться. Это своеобразная «скинхэдовская» элита – люди начитанные, образованные и взрослые.

3. Педагогические условия успешного взаимодействия школы и общественных организаций в воспитательном процессе

       Характерным явлением все прошедшие годы было «выталкивание» детских общественных формирований из стен школ, других общеобразовательных учреждений, ведь они (школы и иные детские учреждения) весь этот период не были ориентированы на развитие детского общественного движения. Впрочем, во внешкольных учреждениях порой удаётся обнаружить любопытные «очаги» детского движения, хотя ситуацию и здесь нельзя назвать беспроблемной. Со школами – сложнее. Тут разброс отношений к детским общественным объединениям: от попытки сохранить «всё как и было» до поиска чего-то «особенного» и от настороженности до полного неприятия.
      Многие  директора школ, например, считают  перспективу появления вновь  в стенах своих учреждений детского общественного объединения (сегодня  это весьма редкое явление в школе) нежелательной. Во-первых, потому, что  это потребует больших дополнительных усилий как с их стороны, так и  со стороны учителей, а школе и  так хватает проблем, во-вторых, потому, что они побаиваются возможности  появления, скажем и пионеров, и скаутов  в одном классе. Наконец, многие из них вовсе не представляют себе какое  место должно занять детское общественное, да ещё самодеятельное формирование в современной школьной системе…(сходные  опасения, хотя и с вариациями, и  не столь категорично, высказывали  директора школ на ряде областных  семинаров). Среди педагогов есть, конечно, немало таких, кто откровенно ностальгирует по временам минувшим, но, увы, не так уж много тех, кто  рискует сам заняться созданием  детского общественного объединения.
          Кроме того, сегодня  частенько имеет место путаница, смешение и подмена детских общественных объединений разными формами  внеклассной работы, в том числе  разными «школьными парламентами», «днями самоуправления» и т. п. Воспитательными  мероприятиями, которые порой выдаются за детские объединения, но которые ими не являются по причинам отсутствия выраженной социальной направленности в деятельности или неразвитости реальных черт самодеятельности детей. Кроме того, по причине отсутствия самостоятельности в своей жизнедеятельности – они являются и по целям, и по сути частью школьной (внешкольной) системы, да ещё и представляют из себя часто лишь эпизодические, бессистемные явления.
    Как не жаль, но школе и системе дополнительного  образования сегодня легче обойтись, так сказать, «своими средствами», нежели развивать детское общественное движение. Это действительно сложно, трудоёмко и не во всём понятно. Привычное, где учитель – «хозяин» - проще, а преимущества детских общественных формирований для системы образования воспринимаются сегодня, мягко говоря, далеко не всеми педагогами.
    Для привлечения школ рекомендуется:
      в штате общеобразовательного учреждения или учреждения дополнительного образования детей предусмотреть ставку для куратора детских организаций;
      выделить в образовательных учреждениях помещения для работы детских и молодёжных общественных организаций и объединений во внеурочное время;
      создать условия для занятий по интересам для участников этого объединения, а также мероприятия самого объединения (сборы, встречи актива и т. д.);
      в плане учебно-воспитательной работы образовательного учреждения предусмотреть совместные акции, проекты.
 

Заключение

     Широкое поле выбора социальных ролей предоставляют  ребенку детские общественные организации, работающие по самым различным программам. Активное участие детей в поиске путей реализации социальных ролей  в процессе самореализации обусловлено  их возможностью проявить и осознать себя в ситуации социальных проб. Социальная проба - это совокупность последовательных действий, связанная с выполнением  специально организованной социальной деятельности в экономической, политической и духовной сферах, на основе выбора способа поведения в этой деятельности, и являющаяся средством соотнесения  самопознания и анализа своих  возможностей в спектре реализуемых  социальных функций (М.И. Рожков).
     В условиях детской общественной организации  и многовариантности программ деятельности ребенок выполняет в среднем по 5-6 организационных и 4-5 содержательных ролей. Объясняется это свободным выбором детьми проблем для обсуждения, микрогрупп для разработки идей, организационных и содержательных ролей, видов деятельности, возможностью перехода из одной организации в другую или из одной программы в другую, даже выхода из программы и работы по собственным планам, отказом от предложенной работы и разработкой и реализацией собственного содержания.
     Основными условиями личностно-ориентированной  социально-педагогической помощи ребенку  являются:
    конвергенция уровней различных воспитательных потенциалов (их согласование, сближение к одной оси) семьи, дворовой компании, общественной организации, школы, социума, общества, т.е. микро-, макро-, мета- уровней в соответствии с вышеназванными принципами;
    балансирование темпов накопления и реализация воспитательного потенциала (определить соотношение воспитательных возможностей и создать условия их реализации);
    обеспечение равных стартовых возможностей участия детей в общественной жизни;
    оптимистическая перспектива;
    свобода и ответственность социального выбора;
    ситуации успеха, общественного признания.

Список использованной литературы

 
 
    Алиева  Л.В. детские общественные объединения  в воспитательном пространстве социума.// Педагогика.-2000.-№7.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.