На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рынок: функции, структура. Достоинства и недостатки рыночной экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Курсовая  работа 

на тему: «Рынок: функции, структура. Достоинства и недостатки рыночной экономики.» 
 
 
 
 

                  Выполнила студентка:
                                                                                                                       Проверил:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Москва 2010
                    Содержание 

    Введение 2
    1. Рынок и рыночная экономика. Субъекты рыночных отношений. 4
    2. Структура и инфраструктура рыночной экономики. 15
    3. Функции рынка и его роль в социально-экономической системе общества. Несовершенство рынка. 20
    4. Особенности формирования рыночных отношений в России 26
    Заключение 30
    Список  литературы 33

Введение

Актуальность  выбранной темы обусловлена переходом  от административно-командной модели к рыночной экономике в России. Длительное время в стране отвергались  товарно-денежные отношения соответствующие  им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью  была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное  хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться  рыночные отношения и сам рынок.
Актуальность  определила цель исследования – изучить  рынок, его сущность, функции и  роль в жизни общества, рассмотреть  противоречия рынка.
В соответствии с целью можно выделить задачи написания работы:
1. Определить  в чем заключается сущность  рынка, его функции, основные  цели рыночной организации. 
2. Изучить  преимущества и недостатки рынка,  инфраструктуру рынка, особенности  рыночной экономики. 
3. Сделать  выводы по вопросу сущности  рынка, его функциям и роли  в жизни общества.
В данной курсовой работе выделены четыре основные главы.
В первой главе рассматривается понятие  рынка. Человечество большую часть  своей истории прожило без  рынка, было развито натуральное  хозяйство. Сначала развивался обмен, который повлек за собой развитие рынка. Рынок с присущей ему конкуренцией создает прочную основу товарного хозяйства. Субъекты и объекты рынка развивались на основе тесной взаимосвязи друг с другом.
Вторая  глава работы посвящена исследованию темы структуры и инфраструктуры рынка. Развитие рынка привело к  его усложнению, это вызвало формирование и усложнение его инфраструктуры.
В третьей  главе рассматривается сущность рынка. Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной  жизни, выполняя ряд экономических  функций. Рынок один из основных рычагов  развития экономики страны, он имеет  огромное значение в социально-экономической  жизни общества. Не смотря на все  преимущества рынок, имеет ряд недостатков.
Четвертая глава посвящена основным тенденциям развития, рыночных отношении в России. В процессе становления рыночной экономики страна сталкивалась с многочисленными проблемами, в частности низкой конкурентоспособностью предприятий эффективностью их деятельности.
На основании  рассматриваемых статей, учебников, научной литературы, можно сказать, что данная тема широко и многогранно  освящена во многих источниках по экономической  литературе. Рыночную экономику изучали  уже давно. Большое внимание до сих  пор ей уделяют современные экономисты, которые рассматривают принципы, законы, рычаги управления экономических  отношений.  
 
 
 
 
 

    Рынок и рыночная экономика. Субъекты рыночных отношений.
Современная рыночная экономика представляет собой  сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
Рынок - это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.
В современной  неоклассической экономической  литературе наиболее часто используется определение рынка, данное французским экономистом А. Курно  (1801-1877 гг.) и экономистом А. Маршаллом (1842-1924 гг.). "Рынок – это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться". В данном определении в качестве критерия определения рынка выступают свобода обмена и установление цен. Английский экономист У. Джевонс (1835-1882 гг.) в качестве основного критерия определения рынка выдвигает "тесноту" взаимосвязей между продавцами и покупателями. Он считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающие в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара.
Основной  недостаток приведенных определений  состоит в том, что содержание рынка сводится только к сфере обмена. При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие "рынок" имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок- это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных связей и
финансово-кредитной  системы. Кроме обращения как  такового рыночные отношения включают:
- отношения,  связанные с арендой предприятий  и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;
- обменные  процессы совместных предприятий  с зарубежными
фирмами;
-   процесс найма и использования  рабочей силы через биржу труда;
- кредитные  отношения при выдаче кредитов  под определенный процент;
- процесс  функционирования рыночной инфраструктуры  управления, включающей в
себя  товарные, фондовые, валютные биржи  и другие подразделения.
Рабочий  механизм рынка:
В рынке  действует Рабочий механизм, т.е порядок. Рыночные отношения регулируются с помощью рыночного механизма, который состоит из следующих 4 законов:
    Закон стоимости
    Закон спроса и предложения
    Закон труда
    Закон конкуренции
Рыночная  экономика экономика, организованная на основе рыночной само nрегуляции, при которой координация действий участников осуществляется государством, а именно законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредованно, путем введения различных налогов, сборов, льгот и т. п. Это экономика, в которой только решения самих потребителей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения.
С позиции  истории бизнеса рыночная экономика — экономическая система, направляемая и регулируемая механизмом стихийных рыночных транзакций в адекватной институциональной среде и господстве соответствующих институтов.
Экономика оказалась в 1989 году в кризисном  состоянии (глубокое расстройство финансовой системы, падение реального курса  рубля, галопирующая инфляция, глобальные дефициты, “расцвет” теневого рынка  товаров и услуг).
Это произошло  из-за неудачной реализации хозрасчетной идеи. Основная причина заключалась  в том, что вместо преобразования всего хозяйственного механизма  были предприняты попытки изменить только оплату труда, схему распределения  дохода предприятий и частично модифицировать планирование. В то же время такие  важнейшие части системы управления, как формы и отношения собственности, организационные структуры управления, финансово-кредитный и ценовой механизмы, условия найма и увольнения, материально-техническое обеспечение остались прежними. Не был разработан и приведен в действие и механизм конкуренции.
В этих условиях предприятиям, перешедших на хозрасчет, удалось без особого  труда увеличить зарплату за счет повышения оптовых цен (сказалось  несовершенство ценового механизма), производства выгодной, прибыльной продукции (ограниченный плановый госзаказ, отсутствие конкуренции  и борьбы за потребителя позволили  это сделать), введения льготных нормативов оплаты труда. Поскольку потребитель был не в силах влиять на производителя (глобальный дефицит, отсутствие выбора), производитель использовал распределительный механизм таким образом, чтобы увеличить доход, прибыль, фонд оплаты труда, не наращивая объемы и производительность труда, не улучшая качество продукции, не снижая издержек.
“За 1986-1990 годы средняя заработная плата рабочих  и служащих увеличилась со 190 до 270 рублей в месяц, т.е. в 1,4 раза, в то время как рост производительности труда был примерно в 5 раз меньше, а повышение качества продукции практически не наблюдалось.”1
Период  перестройки ознаменовался возрастанием  внимания к бедственному положению советских людей. Тем не менее, сущность экономики состоит в том, что сочувствие и желание помочь сами по себе здесь ничего не решают. Чтобы люди жили лучше, надо производить больше товаров и услуг высокого качества. Этим искусством мы, к сожалению, еще до сих пор не овладели. Но правительство обеспечивало активную социальную политику при помощи повышенной эмиссии, однако если на эти деньги не выпускается адекватного количества товаров, то возрастает не уровень жизни, а очереди, дефициты и спекуляция, что и наблюдалось на первых этапах перехода к рыночной экономике. “По имеющимся данным, в 1988 году было дополнительно напечатано 11 млрд. руб., в 1989 году - уже свыше 25 млрд., хотя Верховный Совет СССР принял решение ограничить эмиссию в истекшем году  10 млрд. руб.”2
Перестройка мало что изменила и в структурной  стратегии экономики. С давних пор было заведено направлять основную массу государственных средств на развитие  индустрии, оборону, возведение множества долго- строящихся объектов. 
В 1989 году правительство и народные депутаты осознали необходимость придания новой  направленности  радикальной  реформе экономикой. В основу стратегии преобразования хозяйственного механизма закладывается идея его построения по рыночным принципам. Соответствующая  правительственная программа была одобрена Съездом народных депутатов  СССР в ноябре 1989 года, хотя уже тогда некоторые депутаты не сочли ее достаточно радикальной. К моменту принятия первой правительственной концепции осуществления  радикальной реформы  глубина дефицитов, степень расстройства  денежного обращения, инфляция были таковы, что настоятельно требовалось проведение стабилизационных  предреформенных мер.  Однако такие  меры  не были осуществлены, и к весне 1990 года  экономическая ситуация еще более ухудшилась.
В этих условиях  правительство принимает решение  несколько отойти от концепции реформы, принятой еще  в конце 1989 года, и реализовать  программу  форсированного перехода к планово-регулируемой  рыночной экономике. Но, поскольку данная программа  предусматривала первоочередную реформу  государственных  розничных, оптовых и закупочных цен, в результате проведения которой различные цены на товары народного потребления должны были возрасти, она не была принята Верховным Советом СССР.
К осени 1990 года правительство вносит на рассмотрение Верховного Совета СССР  третий вариант программы с более ”смягченной
Рыночная  экономика — экономика, основанная на принципах:
    предпринимательства;
    многообразия форм собственности на средства производства;
    рыночного ценообразования;
    договорных отношений между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т. д.);
    ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.
Одним из достижений рыночной экономики принято называть равенство, равные возможности.
По мнению ряда экономистов, «рынок», под чем  принято понимать основанную на свободе  договора, ценообразовании по закону спроса и предложения и встречном  обороте денежной массы (то есть товарно-денежная рыночная система) представляет собой  не более чем одну из исторически  обусловленных и исторически  преходящих форм товарообмена и товаро -распределения.
Основные  черты:
    отбор наиболее эффективных технологий и организационных систем;
    многообразие форм собственности (частной, коллективной, государственной);
    полная административная независимость и самостоятельность товаропроизводителя — товаропроизводитель должен быть собственником результатов своего труда;
    свободный выбор поставщиков сырья и потребителей продукции;
    прогрессивная налоговая политика.
Рыночная  экономика эффективна только в условиях не здоровой конкуренции, которые невозможно достичь путем саморегулирования. В остальных других условиях, рыночная экономика не защищает интересы потребителей, а загоняет их в безысходное положение, когда приходится выбирать дорогое из дорогого и плохое из плохого.
Рыночная  экономика имеет  свои преимущества и  недостатки.
К преимуществам  следует отнести следующее:
    способствует более эффективному использованию ресурсов;
    вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптировать к изменяющимся условиям производства;
    создает условия по оптимальному использованию НТП при создании новых товаров, внедрению современных технологий. Методов организации и управления производством;
    обеспечивает свободу выбора, действий потребителей и производителей;
    нацеливает производителей на удовлетворение потребностей и повышение качества товаров и услуг.
К недостаткам  следует отнести следующее:
    не способствует сохранению не воспроизводимых ресурсов;
    не имеет экономического механизма защиты окружающей среды;
    не обеспечивает развития производства товаров и услуг коллективного пользования;
    не создает условий для развития фундаментальной науки, системы образования;
    не гарантирует прав на труд, отдых, доход;
    не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости;
    не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен;
    экономика подвержена нестабильному развитию, возникновению инфляций.
Субъекты  рыночных отношений.
    Рыночный  механизм потребительского рынка представляет сложную систему из:
    - объектов рынка (товары, услуги, деньги);
    - субъектов рынка (продавцы, покупатели, посредники, органы государственной  власти);
    - предпринимательской силы;
    - связей между субъектами (кооперация, конкуренция);
    - ценового механизма (механизма  формирования потребительских цен  и распределения экономических  ресурсов);
    - средств принятия согласованных решений (переговоры, контракты, сделки, социологические исследования);
    - информации о решениях принимаемых на рынке потребителями, производителями, государством).
    Объектами рынка являются товары потребительского назначения и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает не только производимая продукция (товары и услуги), но и  факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при  этом обычно рассматриваются все  финансовые активы, важнейшими из которых  являются сами деньги.
    Субъектами  рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей  выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).
    Взаимодействие  всех субъектов наглядно реализуется  в модели кругооборота ресурсов, продуктов  и доходов.
      Существуют следующие виды субъектов рынка:
    Домашнее хозяйство.
    Банки.
    Предприятия.
    Государство.
    Рассмотрим  подробнее каждый из субъектов рыночной экономики:
    1. Домашнее хозяйство (экономическая  единица в составе одного или  нескольких человек) -  с одной  стороны, является покупателем  товаров и услуг, с другой  – имеет в своем распоряжении  факторы производства (труд, землю,  которую можно продать или  сдать в аренду).
    Они обеспечивают производство и воспроизводство  человеческого капитала. Они могут  владеть акциями, благодаря чему они становятся и владельцами  средств производства (капитала). Кроме того, домохозяйства выступают как покупатели на рынке товаров и услуг, предоставляемых фирмами и государственными предприятиями. В то же время сами являются продавцами на рынке ресурсов. Полученные от реализации факторов производства (прежде всего, рабочей силы) доходы используются для удовлетворения личных потребностей. Немаловажно то, что они самостоятельно принимают решения на потребительском рынке.
    2. Банки - это особая, финансово-кредитная  организация, которая на потребительском  рынке регулирует движение денежной  массы, необходимой  для нормального  функционирования рынка.
    Основная  функция банков - сосредоточивать у себя денежные средства и предоставлять их в ссуду.
    Виды  банков:
      Центральный банк
      Коммерческие банки
      Специализированные банки
    Наконец, сейчас для банковской системы характерно быстрое расширение безналичных  расчетов. Можно предположить, что  в будущем подавляющая часть  всех платежей будет проводиться  с помощью банковских чеков, кредитных  и дебетовых карточек и “электронных денег”.
    3. Предприятие - это экономическая единица, которая:
    - использует факторы производства  для изготовления продукции с  целью ее продажи;
    - стремится к увеличению прибыли;
    - самостоятельно принимает решения.
    В хозяйственной практике понятия  «предприятие» и «фирма» имеют  некоторое отличие. Предприятие  выражает технологические и организационные  аспекты хозяйственной деятельности субъекта. Фирма – более общее  понятие, включающее помимо указанных  аспектов и правовой.
    В развитой рыночной экономике предприятия  разнообразны. Они занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых разнообразных услуг – финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских. По сферам предпринимательской деятельности они могут быть промышленными, агропромышленными, сельскохозяйственными, строительными, транспортными, телекоммуникационными, торгово-посредническими, венчурными, рекламными, инжиниринговыми, юридическими и т. д. В зависимости от размера выделяют мельчайшие, основанные на личном труде товаропроизводителя; мелкие (численность работников 10-15 человек);  средние  (численность  50-500 человек);  крупные (численность 500 человек, как правило, акционерные общества).
    4. Государство - на потребительском  рынке оно представлено правительственными  учреждениями, которые осуществляют  политическую и юридическую власть, в целях осуществления общественных  потребностей. Государство является  императивным субъектом рынка,  его распоряжения обязательны  для всех остальных.
      Государство в условиях рыночной  экономики выполняет регулирующее  воздействие следующими средствами:
      Правовое регулирование.
      Финансовое регулирование.
      Государственное предпринимательство.
      Социальное регулирование.
      Поддержка средств массовой информации.
    Взаимосвязь всех участников рыночной деятельности неоспорима. Они заинтересованы друг в друге, благополучие одного участника  рынка зависит от благополучия других.
    Все участники рыночных отношений являются реальными собственниками и имеют  свои экономические интересы, которые  могут совпадать или противоречить  интересам других субъектов. Домашние хозяйства стараются максимально  удовлетворить свои желания и  потребности; фирмы – получить максимальную прибыль, государство – достигнуть максимального благосостояния общества. Каждый из них занимает определенное место в системе общественного  разделения труда и, чтобы реализовать  свои экономические интересы, должен предложить то, что необходимо другим субъектам – носителям рыночных отношений.
    Структура и инфраструктура рыночной экономики.
 
Рынок имеет сложную структуру и  охватывает своим влиянием все сферы  народного хозяйства.
Экономическая структура рынка  определяется:
    функционирующими в экономике формами собственности (государственная, частная, коллективная, смешанная);
    структурой товаропроизводителей (государственные, кооперативные, арендные, частные предприятия, предприятия индивидуально-трудовой деятельности), которая зависит от удельного веса в народном хозяйстве той или иной формы функционирования хозяйствующих субъектов;
    особенностями сферы товарного обращения;
    уровнем приватизации и разгосударствления структурных подразделений народного хозяйства;
    видами торговли.
Эти особенности  накладывают своеобразный отпечаток  на рыночную систему, которая за счет этих факторов (прежде всего многообразия форм собственности и многосубъектности хозяйствования) приобретает свои специфические черты.
По  структуре рынки  можно подразделить по следующим критериям:
1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
    рынки предметов потребления и услуг;
    рынки средств производства;
    рынки научно-технических разработок;
    рынки ценных бумаг;
    рынки рабочей силы.
Формирование  таких рынков предполагает коренное изменение всей системы взаимодействий предприятий; переход к реализации товаров на основе прямых связей. Важнейшим  инструментом такого рынка является создание рыночных структур в виде товарных и фондовых бирж, специальных  баз, коммерческих центров, системы  предприятий оптовой торговли.
2. Рынки могут формироваться и по товарным группам:
    рынки товаров производственного назначения;
    рынки товаров народного потребления;
    рынки продовольственных товаров;
    рынки сырья и материалов и т. д.
Так, на рынке сельскохозяйственного сырья  формируется фонд сельхозпродуктов для удовлетворения общественных потребностей страны в продовольствии, а также  для удовлетворения производственных потребностей в сельскохозяйственном сырье. Формирование рынка потребительских  товаров предполагает резкое увеличение объемов их производства, расширение конкурентных начал по удовлетворению покупательского спроса населения, создание фирменных магазинов.
3. Образование рынков по пространственному признаку представляет собой рынки:
    внутрирегиональные;
    межрегиональные;
    республиканские;
    межреспубликанские;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.