На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоговый аудит и сопутствующие услуги в области налогообложения на примере аудита налога на прибыль ООО «Флагман»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «АУДИТ»  
 
 
 

ТЕМА:   НАЛОГОВЫЙ АУДИТ И СОПУТСТВУЮЩИЕ УСЛУГИ В
ОБЛАСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ
АУДИТА  НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ  ООО «ФЛАГМАН» 
 

по специальности  080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
       
 

ПЛАН
 

ВВЕДЕНИЕ

     Одним из средств регулирования экономических  процессов хозяйственной жизни  государства, являются налоги, служащие основой финансовой системы и  основным источником доходной части  государственного бюджета.
     Налоговый аудит – одна из составных частей аудита предприятия. С принятием главы 25 Налогового кодекса организации обязаны вести два самостоятельных вида учёта – налоговый и бухгалтерский. Налоговый учёт представляет собой самостоятельный вид учёта со своими целями, задачами и принципами. Многие владельцы и руководители компаний в первую очередь ориентируют аудиторов на проверку именно начисления и уплаты налогов. При существующей в России системе налогообложения, многие предприятия ощущают существенную налоговую нагрузку. Часто меняющееся налоговое законодательство, противоречия некоторых положений нормативных актов, обуславливают возможность случайных ошибок в расчетах по налогам, в частности и налога на прибыль. В условиях жесткой фискальной политики государства незнание налогового законодательства приводит к неэффективному ведению бизнеса, либо вынуждает использовать нелегальные способы ухода от уплаты налогов, что связано с большим количеством рисков, начиная от штрафов и заканчивая полной потерей бизнеса и привлечением к уголовной ответственности.
     Поэтому, часто целью налогового аудита бывает попытка разобраться в том, оптимально ли построен налоговый учет и нет  ли отклонения у предприятия по уплате налогов. Результатом аудита налогов  часто является предложение по оптимизации налогообложения на проверяемом предприятии, что позволяет заметно снижать налоговые выплаты. Закон предоставляет достаточно широкие возможности предприятиям, просто необходимо их использовать. Организация-налогоплательщик самостоятельно выбирает способ ведения налогового учёта, что даёт ему возможность выбрать такую модель, которая позволит наиболее оптимально использовать информацию бухгалтерского учёта для расчёта налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
     С другой стороны, внимание налоговых  органов к бизнесу очень пристальное. Законодательством предусмотрена значительная мера ответственности по налоговым преступлениям. Поэтому предприятие должно заботиться об обеспечении высокого качества ведения отчетности налогового учета. К сожалению, большинство предпринимателей заказывают аудит по своей инициативе только непосредственно перед проведением налоговой проверки. В таком режиме возможно исправлять только самые «выдающиеся» ошибки. В то же время, если проводить аудит налогов периодически, то большинство проблем будет решено в штатном, конструктивном порядке.
     Налоговый аудит может быть как комплексным, так и целенаправленным - аудит  налогов. Аудит отдельного налога - это проверка правильности формирования налоговой базы по данному налогу, состояния расчетов перед бюджетом, применения льгот, способов ведения учета и составления налоговой отчетности. Выбор налога для аудита зависит от степени его тяжести в совокупных затратах предприятия, которая определяется на основе информации, полученной в процессе комплексного налогового экспресс-аудита.
     Наиболее  востребованными являются аудит  налога на добавленную стоимость, аудит налога на прибыль и аудит налога на имущество организаций, аудит единого социального налога и налога на доходы физических лиц, аудит прочих налогов.
     В курсовой работе рассматривается аудит налога на прибыль, который проводится с целью выражения мнения аудитора в части правильности порядка исчисления и уплаты рассматриваемого налога согласно требованиям действующего законодательства.
     Главная цель данной работы – спланировать и провести аудиторскую проверку расчетов по налогу на прибыль, установить правильность и полноту применения налогового законодательства, достаточность отражения в отчетности, своевременность и полноту уплаты налога в бюджет, составить аудиторское заключение по проведенной проверке и дать соответствующие рекомендации.
     Объектом  исследования данной работы является аудиторская проверка расчетов по налогу на прибыль ООО «Флагман». Период исследования 2010 год.
     Аудит расчетов по налогу на прибыль ООО  ««Флагман»» будет производиться на основе методических рекомендаций по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом, одобренных Советом по аудиторской деятельности при Минфине России протоколом № 25 от 22 апреля 2004 года, и утвержденных 23 апреля 2004 года заместителем Министра финансов Российской Федерации.
     Основной  информационной базой для проведения аудиторской проверки расчетов по налогу на прибыль являются: приказ об учетной  политике, учредительные и организационные документы в части структуры организации, пакет рабочих документов, материалы по инвентаризации расчетов с бюджетом, налоговые декларации, учетные бухгалтерские и налоговые регистры, главная книга, оборотная ведомость, бухгалтерская отчетность.
     Так же для написания курсовой работы будут использованы нормативно-правовые документы Российской Федерации, учебные и периодические издания.

1 Теоретические основы налогового аудита

     Аудит позволяет существенно меньше терять за счет эффективной учетной политики, оптимальной организации работы бухгалтерии, разумной финансовой стратегии, минимизации налоговых выплат. Резерв здесь огромен. Крупные предприятия не случайно содержат специальный штат финансистов, аналитиков и внутренних аудиторов.
     Как показывает практика, независимо от уровня квалификации бухгалтеров не бывает абсолютно правильного ведения бухгалтерского и налогового учета. Неточности возникают постоянно. И из-за неправильного распределения обязанностей между сотрудниками бухгалтерии, и из-за несовершенства бухгалтерских компьютерных программ, и из-за непонимания законодательства. Выявляя ошибки, аудитор дает рекомендации, как их исправить. Это позволяет усовершенствовать работу бухгалтерии и предотвратить возможные будущие претензии налоговиков.
     В настоящее время Федеральный  закон РФ от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», дает нам основные понятия аудиторской деятельности ее целей. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 г. № 696, раскрывают основные принципы аудита.
     Аудиторская деятельность, аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Такое определение аудита дает нам 307-ФЗ.
     Несмотря на определение аудита, установленное законодательно, некоторые авторы и издания дают несколько иную трактовку аудита.
     Так в экономическом словаре сказано, что аудиторская проверка – проверка, проводимая приглашенным аудитором (группой  аудиторов) по документам финансовой отчетности. При этом аудитор работает не только с бухгалтерской отчетностью, но и проверяет ее соответствие юридическим, хозяйственным документам, как-то Устав, Учредительный договор, Проспект эмиссии, хозяйственные договоры, контракты и т.д.
     У практикующих аудиторов, есть свой взгляд на определение понятий аудита. «Аудит - это прежде всего помощник Вам и вашей бухгалтерии в решении финансовых проблем. Поскольку данные бухгалтерской отчетности используются для принятия решения учредителями, партнерами, инвесторами, кредиторами, федеральной налоговой службой, коммерческими структурами, и т.д., то эти данные требуют специального подтверждения их достоверности - аудиторского заключения».
     Федеральный закон об аудиторской деятельности обозначает главной целью аудита - выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
     Сходное определение содержит и международный  стандарт аудита «200».
     Несколько иную трактовку целей аудиторской  проверки дает экономический словарь. Основная цель аудита заключается в придании достоверности бухгалтерской отчетности посредством выражения независимого мнения о ней. Применительно к хозяйственным операциям и бухгалтерским счетам можно выделить следующие цели, достижение которых ведет к успешному завершению аудиторской проверки: полнота; точность; наличие; разъединение; оценка; права и обязательства; представление и раскрытие.
     К трактовке целей аудита необходимо пристальное внимание, так как  именно цель аудита определяет его методику. Если цель аудитора – многостраничный отчет с перечислением мелких нарушений, подход к аудиту будет одним. Если же цель – подтверждение достоверности отчетности и выявление крупных нарушений, которые влияют на достоверность отчетности в целом, существенно искажая ее результаты, то подход будет совсем другим.
     В применении к аудиту расчетов с бюджетом, в том числе налога на прибыль, мнения различных авторов несколько расходятся в понятии целей аудита.
     Одни  авторы (например, Газарян А.В.) называют целью расчетов с бюджетом - подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта в части отражения задолженности перед бюджетом по налогам и иным обязательным платежам, а также отражения в пояснительной записке всех существенных обстоятельств, связанных с неурегулированными вопросами в сфере налогообложения [28].
     Другая  группа авторов [25] считает, что цель аудита расчетов с бюджетом - «Установить правильность и полноту применения налогового законодательства; достаточность отражения в отчетности сальдо по расчетам с бюджетом».
     Исходя, из поставленных целей различные  авторы формулируют следующие локальные задачи при проведении обязательного аудита.
     Подпольский, Савин, Сотникова в пособии «Основы аудита» [23] выделяют следующие задачи:
     1. Формулирование принципов подготовки  плана и программы аудита.
     2. Организация подготовки и составления плана и программы аудита.
     3. Формулирование принципов документирования  аудита.
     4. Формулирование требований к  форме и содержанию рабочей  документации аудита.
     5. Определение порядка составления  и хранения рабочей документации.
     6. Определение видов, источников  и методов получения аудиторских доказательств.
     7. По результатам проведенного  аудита выразить мнение о достоверности  отчетности субъекта в форме,  безусловно, положительного, условно  положительного или отрицательного аудиторского заключения либо отказаться в аудиторском заключении от выражения своего мнения.
     8. Другие задачи.
     Цели  аудита могут отличаться и в зависимости  от вида аудита. Большинство авторов классифицируют аудит, как обязательный и инициативный.
     307-ФЗ называет обязательным аудитом, ежегодную обязанность аудиторской проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
     Проведение  обязательного аудита согласно 307-ФЗ, осуществляется в следующих случаях:
     1) организация имеет организационно-правовую  форму открытого акционерного общества;
     2) организация является кредитной  организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
     3) объем выручки от продажи продукции  (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены;
     4) в иных случаях, установленных  федеральными законами.
     Аудиторское заключение входит в состав бухгалтерской отчетности организации. А в соответствии с подп.4 п.1 ст.23 НК РФ организация обязана представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах и документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;. При непредставлении в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, организация может быть привлечена к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 50 руб. за каждый не представленный документ (п.1 ст.126 НК РФ). Должностное лицо организации понесет ответственность на основании п.1 ст.15.6 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.
     Сумма штрафа в пятьсот пятьдесят рублей гораздо ниже цен на аудиторские услуги, чем некоторые предприятия и пользуются, оставаясь практически безнаказанными.
     Инициативный  аудит - проводится по решению собственников или высшего руководства предприятия, и в последнее время становится все более распространенным. Иногда и потенциальные инвесторы, организаторы тендеров требуют аудиторское заключение. Они хотят убедиться в достоверности данных о финансовом положении предприятия и получить мнения независимых экспертов об отчетности фирмы.
     Помимо  обязательного и инициативного  аудит бывает:
     Внутренним - незаменим для осуществления оперативного контроля и организован собственниками предприятия, для проверки соблюдения требований законодательства при осуществлении хозяйственных операций, работы внутренних структурных подразделений, пресечения ошибки до их совершения, проверки оптимизация налогообложения. Внутренний аудит может быть более эффективен, чем внешний, с точки зрения минимизации потерь на исправление и должен быть нацелен на эффективность деятельности. Он может быть более емким, чем внешний, и может быть более оперативным.
     Внешний аудит - получение независимой оценки с привлечением специалистов.

2 Виды и классификация  сопутствующих налоговому  аудиту услуг

     В настоящее время аудиторская  деятельность включает две компоненты: собственно аудит (обязательный аудит) и сопутствующие аудиту услуги. При  этом последние начинают занимать все  больший удельный вес по количеству, видам и объемам реализации в аудиторских организациях. Поэтому и был создан  не имеющий аналогов в международных аудиторских стандартах российский стандарт «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним».
     Данный  стандарт был разработан в целях  дальнейшей регламентации аудиторской деятельности, а так же оказания помощи аудиторским организациям в их практической деятельности.
     Целью этого правила (стандарта) является установление видов, правил и условий оказания услуг, которые могут выполнять аудиторские организации, кроме аудиторских проверок с выдачей аудиторского заключения в соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности".
     Требования  данного правила (стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций при оказании сопутствующих аудиту услуг, за исключением тех его положений, где прямо указано, что они носят рекомендательный характер.
     Требования  данного правила (стандарта) носят  рекомендательный характер для всех аудиторских организаций при оказании сопутствующих аудиту услуг, не определенных настоящим стандартом.
     Для целей Федерального закона под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг:
     1) постановка, восстановление и ведение  бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
     2) налоговое консультирование;
     3) анализ финансово - хозяйственной  деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
     4) управленческое консультирование, в том числе связанное с  реструктуризацией организаций;
     5) правовое консультирование, а также  представительство в судебных  и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
     6) автоматизация бухгалтерского учета  и внедрение информационных технологий;
     7) оценка стоимости имущества, оценка  предприятий как имущественных  комплексов, а также предпринимательских  рисков;
     8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес - планов;
     9) проведение маркетинговых исследований;
     10) проведение научно - исследовательских  и экспериментальных работ в  области, связанной с аудиторской  деятельностью, и распространение  их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
     11) обучение в установленном законодательством  Российской Федерации порядке  специалистов в областях, связанных  с аудиторской деятельностью;
     12) оказание других услуг, связанных  с аудиторской деятельностью.
     Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.
     Под оказанием сопутствующих аудиту услуг понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями помимо проведения аудиторских проверок. Оказание таких услуг требует от исполнителей соблюдения в установленных случаях независимости, а также профессиональной компетентности в областях:
     а) аудита; б) бухгалтерского учета; в) налогообложения; г) хозяйственного права; д) экономического анализа; е) других разделов экономики.
     Сопутствующие аудиту услуги, можно классифицировать по принципу совместимости с различными видами аудита следующим образом:
     1) услуги, совместимые с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки;
     2) услуги, несовместимые с проведением  у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки.
       К услугам, совместимым с проведением  у экономического субъекта обязательной налоговой аудиторской проверки, относят услуги по:
    контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей;
    проведению семинаров, повышению квалификации и обучению персонала экономических субъектов, и в частности аудиторских организаций;
    научной разработке, изданию методических пособий и рекомендаций по налогообложению;
    компьютеризации бухгалтерского и налогового учета, составления отчетности, расчетов по налогообложению и т.д.;
    консультационным услугам по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, оптимизации налогообложения.
    информационному обслуживанию;
    экспертному обслуживанию;
    подбору и тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта;
    другие.
     Услуги, несовместимые с проведением  у экономического субъекта обязательной налоговой аудиторской проверки, оказывают по составлению налоговых деклараций;
     Сопутствующие аудиту услуги подразделяются на:
     а) услуги действия; б) услуги контроля; в) информационные услуги.
       К услугам действия относятся  услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом, ранее экономическим субъектом не созданных.
     К услугам контроля относятся услуги по проверке документов на предмет  их соответствия критериям, согласованным  аудиторской организацией с экономическим субъектом; контроль ведения учета и составления отчетности; контроль начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей;.
     К информационным услугам относятся: услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам; проведение обучения, и т.д.
     ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ СОПУТСТВУЮЩИХ НАЛОГОВОМУ АУДИТУ УСЛУГ
     7412000 Услуги в области составления  счетов, бухгалтерского учета, ревизий и налогообложения
     7412012 Услуги по проверке счетов
     7412019 Услуги по составлению счетов прочие
     7412040 Услуги в области налогообложения,  включая услуги аудиторских служб
     7412041 Консультативные услуги в области  налогообложения
     7412042 Услуги по планированию корпоративного  налога
     7412043 Услуги по подготовке и обзору  корпоративного налога
     7412044 Услуги по планированию индивидуального  налога
     7412045 Услуги по подготовке индивидуального  налога
     7412046 Услуги по заполнению налоговых  деклараций
     7412090 Услуги, связанные с налогообложением, прочие
     7414070 Услуги по арбитражу и примирению и другие.
     Перечень  дается в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта России N 17 от 6 августа 1993 г.
     Этот  перечень не является обязательным и исчерпывающим, может дополняться новыми видами сопутствующих услуг.
     Характеристика  основных сопутствующих  видов аудиторских  услуг
     Защита  бухгалтерской (финансовой) отчетности и налоговых деклараций в налоговой  инспекции. Сдача отчетности в налоговую инспекцию – процедура, требующая соответствующей квалификации специалиста и затрат времени.
     Консультационные  услуги. Это наименее поддающийся точному определению вид услуг. Данные услуги включают подготовку разъяснений (в устной и письменной форме) по вопросам налогообложения, правильности наложения и расчета размеров штрафных санкций за нарушение налогового законодательства.
     В настоящее время все больший  спрос наблюдается не на аудит  как последующий вид контроля, а на предварительный, или оперативный вид контроля (например, консультирование по вопросам налогообложения).
     Проведение  семинаров, повышение квалификации бухгалтерского персонала предприятий предусматривает проведение курсов лекций, практических занятий специалистами аудиторских фирм. Для этих целей аудиторскими фирмами, как правило, так же привлекаются ведущие специалисты налоговой службы, Министерства финансов Российской Федерации, преподаватели и сотрудники ведущих учебных заведений.
     Сотрудники  аудиторской фирмы обращают внимание участников семинаров и курсов на произошедшие за определенный период изменения в гражданском, налоговом и другом законодательстве, дают комментарии по нормативным актам, касающимся ведения налогового учета, производят разбор типичных ошибок приведении учета и составлении отчетности, отвечают на вопросы  участников семинара.
     Обучение  бухгалтерского персонала. В отличие  от предыдущего данный вид услуг  не предполагает наличия у обучающихся  специальных знаний в области  налогообложения. Он является скорее продолжением такого вида услуг, как постановка бухгалтерского учета.
     Так же как и предшествующий вид услуг, наиболее качественно проводят обучение аудиторские фирмы, созданные при  высших учебных заведениях, научно – исследовательских институтов.
     Издание методических пособий по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу, аудиту.
     Этот  вид услуг выполняется  обычно более крупными аудиторскими фирмами, имеющими коллективы авторов для разработки методической, учебной и популярной литературы по заданной тематике и полиграфическую  базу.
     Автоматизация бухгалтерского учета. Это одно из перспективных  направлений деятельности аудиторских фирм. Автоматизация учета – это, прежде всего:
    выбор пакета прикладных программ для автоматизации учета из имеющихся на рынке программных средств и их адаптация с учетом специфики  деятельности клиента;
    разработка или участие  (консультирование, постановка задачи, тестирование) в разработке  прикладных программ по автоматизации учета;
    внедрение пакетов прикладных программ заказчику.
     Оказание сопутствующих аудиту услуг оформляется договором.
     Результатом оказания сопутствующих аудиту услуг  являются документально оформленные расчеты, консультации, документы (первичные документы, регистры учета, отчетность, справки и др.).
     Для выполнения сопутствующих аудиту работ  и оказания услуг аудиторская организация должна иметь:
     а) лицензии на те виды деятельности (по выполнению работ и услуг), которые по законодательству подлежат лицензированию;
     б) материально - технические и методические возможности для качественного выполнения работ и оказания услуг.

3 Особенности процесса проверки уплаты налога на прибыль

     3.1 Методика Кришталевой [21]
     Статьей 313 НК РФ предусмотрена система организации  налогового учета следующим образом: использование данных из регистров  бухгалтерского учета при полном совпадении данных бухгалтерского и налогового учета); введение дополнительных регистры бухгалтерского учета (если в регистрах содержится недостаточно информации для заполнения декларации); ведение самостоятельных регистров налогового учета. Большинство организаций используют второй вариант, по возможности сближая бухгалтерский и налоговый учет, а там где это невозможно, вводят отдельные аналитические счета и используют дополнительные реквизиты в регистрах бухгалтерского учета. Аудиторы должны оценить эффективность такой организации налогового учета.
     При формировании мнения по финансовой отчетности аудитор должен получить и оценить доказательства по таким качественным аспектам, как существование, полнота, оценка и измерение, классификация, представление и раскрытие.
     Таблица 1 - Оценка информации по качественным аспектам отчетности
Качественный  аспект отчетности
Оценка  информации
Существование Расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство  перед бюджетом, отраженные в финансовой отчетности, реально существуют и относятся к проверяемому отчетному периоду
Полнота Расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство  перед бюджетом отражены в финансовой отчетности в полном объеме
Оценка (измерение) Расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство  перед бюджетом, указанные в финансовой отчетности, правильно рассчитаны и правдиво отражают результат деятельности организации
Классификация Налоговое обязательство  организации правильно распределено на текущее и отложенное обязательство
Представление и раскрытие Обязательство по уплате и возврату налогов, а также расход по налогу на прибыль правильно классифицированы и информация по ним раскрыта в финансовой отчетности с достаточной степенью детализации
     Аудиторы  должны изучить первичные документы  и аналитические регистры налогового учета, отчетность, приложения к налоговой декларации, достоверность бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли, правильность применения ставок и льгот, точность корректировки бухгалтерской прибыли для целей налогообложения.
Таблица 2 - Источники формирования отчетной информации по налогу на прибыль
Показатель  отчетности Форма отчетности Источник  информации
Прибыль, рассчитанная по правилам бухгалтерского учёта Отчет о прибылях и убытках Регистры бухгалтерского учета
Прибыль, рассчитанная по правилам налогового законодательства Декларация  по налогу на прибыль Регистры налогового учета
Текущий расход по налогу на прибыль Отчет о прибылях и убытках. Регистры бухгалтерского и налогового учета
Текущее обязательство или актив по налогу на прибыль
Отчет о прибылях и убытках Регистры бухгалтерского учета
Отложенное  налоговое обязательство или  актив Отчет о прибылях и убытках Регистры бухгалтерского учета
     На  первом этапе проверки необходимо оценить  систему внутреннего контроля проверяемой организации.
     Таблица 3 - Перечень вопросов для оценки системы внутреннего контроля расчетов по налогу на прибыль
п/п
Наименование  теста (вопроса)
Вариант ответа
Выводы  аудитора
1 Имеются ли на предприятии  в наличии законодательные и нормативные акты по исчислению и уплате налога на прибыль Нет Предприятию необходимо приобрести  законодательные и нормативные  акты по исчислению и уплате налога на прибыль
2 Имеется ли на предприятии работник, ответственный за правильность исчисления и уплаты налогов Нет Необходимо  внести соответствующее предложение по изменению в штатном расписании и должностных инструкциях предприятия
3 Контролирует  ли главный бухгалтер правильность
налоговых расчетов
Нет Необходимо  выяснить, кому поручено осуществление контроля
4 Разработана ли учетная политика  для целей налогообложения
Да Проверить наличие  приказа по учетной политике для целей налогообложения.
5 Отражен ли в  учетной политике для целей налогообложения метод определения выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг. Признаются ли доходы в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств (метод начисления) Да Необходима проверка определения выручки для целей налогообложения в соответствии с п. 1 ст. 271 НКРФ
6 Записан ли в  учетной политике для целей налогообложения предприятия порядок оценки запасов материальных ресурсов, списываемых на производство
Да Необходима  проверка фактического порядка оценки запасов и расчета фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых на производство
7 Отражен ли в  учетной политике для целей налогообложения  порядок начисления амортизации нематериальных активов Да Необходима проверка фактического порядка амортизации нематериальных активов
8 Установлен  ли в учетной политике для целей  налогообложения порядок начисления амортизации по основным средствам Да- Необходима  проверка фактического порядка начисления амортизации по основным средствам
9 Предусмотрено ли в учетной политике предприятия  создание резервов предстоящих расходов и платежей, в частности резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание Да Необходима  проверка фактического порядка создания резервов предстоящих расходов и платежей и его соответствие ст.224 и 267 НК РФ
10 Отражен ли в  учетной политике предприятия способ учета затрат по ремонту ОС Да Необходима  проверка фактического способа учета затрат по ремонту ОС и соответствие ст. 260 НКРФ
11 Имеется ли на предприятии  смета представительских расходов на год Да Необходима  проверка фактического порядка определения суммы представительских расходов
12 Установлены ли на предприятии нормы и нормативы на командировочные и представительские расходы, расходы на рекламу Да 
Необходима  проверка и корректировка фактических сумм по установленным нормативам (ст. 264 НКРФ)
13 Установлен  ли лимит по выплате компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей Да Необходима  проверка и корректировка фактических сумм по установленным нормативам
14 Установлен  ли порядок списания потерь от уценки сырья, материалов, готовой продукции и товаров Да Необходима проверка фактического списания потерь
15 Учитывается ли с целью налогообложения стоимость безвозмездно полученного имущества от других предприятий
Да Необходимо  оценивать стоимость безвозмездно полученного имущества по рыночным ценам
16 Определен ли порядок ведения налогового учета амортизируемого имущества и операций с основными средствами Да Необходимо  определить сумму убытков от продажи амортизируемого имущества и количество месяцев, в течение которых сумма убытка должна быть включена в -состав внереализационных расходов и сумму расходов, приходящихся на каждый месяц
17 Определен ли перечень прямых затрат и порядок оценки незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных Да Проверить фактическое  распределение прямых расходов на остаток незавершенного производства, остаток готовой продукции, товары отгруженные в соответствии со статьей 319 НК РФ
18 Определен ли порядок  определения расходов по торговым операциям Да Проверить, что  расходы текущего месяца подразделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся покупная стоимость товара и суммы расходов на доставку покупных товаров до склада покупателя товаров. Все остальные расходы, осуществленные в текущем  месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца. Прямые расходы распределяются на остаток товара на складе и на реализованный товар по среднему проценту
19 Осуществляется  ли перенос убытка на будущее Да Проверить наличие  документов, подтверждающих убыток в предыдущих налоговых периодах. Убедиться, что совокупная сумма переносимого убытка соответствует налоговой базе, исчисленной в соответствии со ст.274 НКРФ (п.2 ст.283 НКРФ)
20 Определяются  ли доходы и расходы на основании  первичных документов и документов налогового учета Да Проверить соответствие определения доходов ст. 249, 250 и 251 НК РФ, произведенных расходов ст.252,253-264, 270 НК РФ
21 Учитываются ли доходы, полученные в натуральной форме, при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений ст. 40 НК РФ Да Проверить фактическое  определение доходов для целей налогообложения
22 Установлена ли налоговая ставка в размере 20% Да Проверить фактическое  применение налоговой ставки, соблюдение ст. 284 НКРФ
23 Соблюдаются ли установленные сроки уплаты налога Да- Проверить порядок  исчисления налога и авансовых платежей в соответствии со ст. 286 НК РФ
     При аудите налога на прибыль целесообразно  пользоваться нормативными документами, а также данными первичных  документов, регистров бухгалтерского учета и отчетности.
     Последовательно выполняя программу, аудиторы проверяют:
    правильность отражения в бухгалтерском учете и отчетности фактической прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг);
    достоверность данных учета о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг), полноту и правильность отражения в учете фактических затрат на ее производство и реализацию и соблюдения порядка учета затрат на производство готовой продукции;
    достоверность и законность отражения в бухгалтерской отчетности прочих доходов и расходов (внереализационных для целей налогообложения);
    правильность расчетов по налогу на прибыль.
Таблица 4 - Описание использованных аудиторских  процедур и их результатов
№ п/п Перечень  аудиторских процедур
Объем проверки Способ  выполнения аудиторских процедур
Результаты
1 Установление  правильности Отражения в отчетности фактической выручки от продаж основной продукции (работ, услуг)
Ф. № 2 годового отчета, Главная книга (оборотный  баланс) по кредиту сч. 90.1 за отчетный период
Сверяют данные ф. 2 с данными по Главной книге (оборотный баланс) по кредиту сч.90.1 и определяют сумму расхождения. Результаты сверки отражают в рабочем документе Сумма, отраженная в Главной книге (оборотном балансе) по кредиту сч. 90.1, соответствует сумме, полученной после уменьшения выручки по отчетной форме №2, на сумму НДС и акцизов
2 Проверка правильности отражения в отчетности фактических затрат на производство реализованной продукции Ф. № 2 годового отчета, Главная книга (оборотный баланс), первичные документы, учетные регистры по Дебету сч. 90 за отчетный период Определяют, с  кредита каких счетов списывались расходы в дебет счетов, на которых формируются затраты, а также своевременность и законность их отражения в учетных и налоговых регистрах: журналах ордерах, книгах, ведомостях Результаты сверки отражают в рабочем документе Сумма, отраженная в регистрах бухучета, соответствует данным ф.№2 фактических затрат на производство реализованной продукции (работ, услуг)
3 Проверка правильности определения налогооблагаемой прибыли Разница между  доходами и расходами   Данные декларации соответствуют результатам, полученным  при пересчете
3.1 Проверка правильности определения налогооблагаемой прибыли от реализации основной продукции (работ, услуг)
Ф. № 2 годового отчета, налоговые регистры, декларация по налогу на прибыль (лист 02) Прослеживают  правильность определения суммы прибыли по данным налоговых регистров и листу 02 с приложения-ми налоговой декларации Отсутствует корректировка прибыли в сторону увеличения на сумму превышения фактических затрат, включенных в себестоимость продукции (работ, услуг), над установленными о нормативам представительскими расходами
3.2 Проверка правильности определения прибыли от прочей реализации Ф.№2 годового отчета, Главная книга, (оборотный баланс), акты о ликвидации основных средств, акт приема-передачи основных средств, ПКО, др. первичные документы, выписка банка и учетные регистры по сч.91 за отчетный период
Сверяют данные, отраженные в ф.№2 по статьям "Прочие доходы" и "Прочие расходы", с данными, отраженными на сч. 91. Корректируют данные по доходам на сумму НДС и другим аналогичным обязательным платежам
Данные, отраженные в ф. № 2, соответствуют результатам, полученным по сч.91 с соответствующей корректировкой на сумму НДС и других обязательных платежей
3.3 Проверка правильности отражения в отчетности прибыли (убытка) от прочих операций Ф. № 2 годового отчета, Главная книга (оборотный баланс) и первичные документы, на основании которых производились бухгалтерские записи по дебету и кредиту сч.91
Сверяют данные, показанные по ф.№2 по статьям "Прочие доходы" и "Прочие расходы", с данными по Главной книге по сч.91. В случае образования разницы определяют размер сокрытого налогообложения дохода. Результаты сверки отражают в рабочем документе Данные, отраженные в ф.№ 2, соответствуют данным Главной книги по кредиту и дебету сч.91
4 Проверка правильности исключения из налогооблагаемой прибыли отдельных видов доходов в соответствии с законодательными актами Целевые поступления целевое финансирование, капитальные вложения в форме неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором Сверяют данные регистров бухгалтерского и налогового учета Доходы в  бухгалтерском учете соответствуют доходам в регистрах налогового учета
5 Проверка правильности расчета по налогу на прибыль Декларация  по налогу на прибыль Сверяют правильность расчета, представленного организацией, с расчетом, полученным в результате проверки. Результаты сверки отражают в рабочем документе Данные декларации соответствуют результатам сверки
     Проверка  первичных документов и записей  в учетных регистрах производится сплошным методом, при котором проверяются все документы и записи в регистрах бухгалтерского учета. При выборочном методе проверяется часть первичных документов в каждом месяце проверяемого периода. Метод проверки отдельных операций определяется аудитором, проводящим проверки, самостоятельно.
     Достоверность финансово-хозяйственных операций устанавливается путем формальной и арифметической проверки документов или с помощью специальных приемов документального контроля.
     Достоверность хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, при необходимости может быть установлена путем проведения встречных проверок на предприятиях, с которыми проверяемое предприятие имеет хозяйственные связи.
     На  основании первичных документов, учетных регистров, отчетных данных аудитор при определении фактической выручки от реализации основной продукции производит проверку в следующем порядке:
     1. Сверяет данные, отраженные в отчетной форме № 2 по статье "Выручка от продаж продукции (работ, услуг), с данными по Главной книге по кредиту счета 90.1. Общая сумма расхождения должна составлять сумму налога на добавленную стоимость, а также сумму акцизов. В случаях несоответствия суммы, отраженной в Главной книге по кредиту счета 90.1, сумме, полученной после уменьшения выручки на сумму НДС и акцизов по отчетной форме № 2, аудитор обязан выявить причину несоответствия и отразить это в рабочей документации.
     2. Сверяет данные по Главной книге с данными журнала ордера № 11 (при ведении журнально-ордерной формы счетоводства) или с учетными регистрами, отражающими сумму реализации готовой продукции (при мемориальной форме счетоводства) по кредиту счета 90.1. После проведения сверки отчетных данных и данных, отраженных в учетных регистрах, аудитор приступает к проверке правильности оформления операций по оплате и отгрузке готовой продукции (работ, услуг).
     Одним из основных видов проверки является сличение сумм, отраженных по кредиту счета 90.1 в расчетных документах, предъявленных заказчику и сумм, отраженных в бухгалтерском учете по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
     Аудитору  при проверке необходимо учитывать  правила отражения операций в бухгалтерском учете и требования налогового законодательства. Полученные по данным бухгалтерского учета доходы и расходы обычных видов деятельности корректируются в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ.
     При выполнении работ по договору подряда, в которых используются материалы заказчика, отпуск материалов подрядчику у заказчика не рассматривается как реализация.
     Такие договоры квалифицируются как договоры переработки давальческого сырья, т. е. сырья, принятого подрядчиком без оплаты и ему не принадлежащего. У подрядчика сырье будет учитываться на забалансовом счете 003 "Материалы, принятые на переработку" и на счете 90.1, у заказчика его стоимость не отразится и в налогооблагаемую базу не войдет.
     В случаях выявления отражения  в дебете счета 90.2 сумм без наличия  кредитовых оборотов, аудитор должен определить сумму косвенных расходов и убедиться, что для целей налогообложения признаны только косвенные затраты и нет сокрытого от налогообложения дохода.
     Аудитору  необходимо обратить внимание на отражение  в учете и налогообложении безвозмездно полученного имущества. В соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ налогооблагаемая прибыль предприятия увеличивается на стоимость безвозмездно полученных основных средств. Поэтому в момент получения основных средств сумму этой стоимости следует признать доходом. Но в соответствии с п. 8 ПБУ 9/99 стоимость активов, полученных безвозмездно, учитывается в составе прочих доходов. Сначала стоимость безвозмездно полученных основных средств учитывается по дебету счета 98 "Доходы будущих периодов", затем она ежемесячно списывается со счета 98 в кредит счета 91.1. Для того чтобы избежать двойного налогообложения, налогооблагаемую прибыль необходимо уменьшать на сумму доходов, которая ежемесячно списывается со счета 98 в кредит счета 91.1.
     Следует также проверить, как организация, которая по одному из видов деятельности уплачивает единый налог на вмененный доход, распределяет общехозяйственные и общепроизводственные расходы. Она должна распределять эти доходы пропорционально выручке, полученной от каждого вида деятельности.
     В соответствии с п. 21 текущим налогом  на прибыль признается налог на прибыль  для целей налогообложения, определяемый исходя из величины условного расхода (условного дохода), скорректированной на суммы постоянного налогового обязательства (актива), увеличения или уменьшения отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства отчетного периода.
     При отсутствии постоянных разниц, вычитаемых временных разниц и налогооблагаемых временных разниц, которые влекут за собой возникновение постоянных налоговых обязательств (активов), отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, условный расход по налогу на прибыль будет равен текущему налогу на прибыль.
     Приказом  Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н  были утверждены формы бухгалтерской отчетности. Для выполнения требований ПБУ 18/02 в форму № 2 введены специальные строки для отражения налоговых активов и обязательств. В форме № 2 не используются постоянные налоговые обязательства и сумма условного расхода (дохода) по налогу на прибыль, хотя они отражаются по счету 99 "Прибыли и убытки" и вместе с отложенными налоговыми активами и обязательствами участвуют в расчете налога на прибыль. Сумма расхода по налогу на прибыль формируется в отчете о прибылях и убытках как совокупность сумм, отраженных по статьям "Отложенные налоговые активы", "Отложенные налоговые обязательства" и "Текущий налог на прибыль". Раскрытие этих показателей в форме № 2 предусмотрено п. 24 ПБУ 18/02.
     В форме № 2 расход по налогу на прибыль  складывается из текущего налога на прибыль, отложенных налоговых активов и обязательств. Формула для определения чистой прибыли может выглядеть следующим образом:
     ЧП = БПДН + ОНА - ОНО - ТНП,
     где ЧП - чистая прибыль;
     БПДН - бухгалтерская прибыль (убыток) до налогообложения;
     ОНА - отложенный налоговый актив;
     ОНО - отложенное налоговое обязательство;
     ТНП - текущий налог на прибыль.
     Суммы условного расхода и постоянных налоговых обязательств и активов  участвуют в расчете чистой прибыли (убытка) предприятия, хотя их и нет форме № 2. Эти показатели включены в текущий налог на прибыль.
     При проверке правильности заполнения отчета надо, чтобы сумма строки "Чистая прибыль (убыток)" отчетного периода  соответствовала сальдо по счету 99 на конец отчетного периода.
     В ПБУ 18/02 сказано, что текущий налог на прибыль равен условному расходу (условному доходу), увеличенному на постоянное налоговое обязательство и отложенный налоговый актив и уменьшенному на постоянный налоговый актив и отложенное налоговое обязательство:
     ТНП = УР + ПНО - ПНА + ОНА - ОНО.
     Если  в этой формуле сделать преобразования, то получим:
     УР + ПНО - ПНА = ТНП - ОНА + ОНО.
     Из  этого равенства следует, что  если в качестве элементов расхода  по налогу на прибыль взять условный расход и постоянные налоговые обязательства (активы), то сумма чистой прибыли будет такой же, как и в том случае, если в качестве таких элементов взять текущий налог на прибыль, отложенные налоговые активы и обязательства. Тем самым выполняются требования п. 24 ПБУ 18/02 о том, что в отчете о прибылях и убытках нужно отражать постоянные налоговые обязательства, отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и текущий налог на прибыль. Это соответствует и требованиям международных стандартов финансовой отчетности. Пользователи бухгалтерской отчетности должны видеть не условный налог, а реальную сумму налога на прибыль, отложенные активы и обязательства по налогу, которые возникают у организации.
     Самым важным участком аудита налога на прибыль  является проверка расходов. Эффективный и качественный аудит налога на прибыль возможен только в случае, когда собранные аудиторские доказательства позволяют с большой степенью уверенности высказать мнение о правильности исчисления и своевременности принятия к учету расходов для целей налогообложения. Целью налогового аудита расходов является проверка соответствия применяемого порядка учета расходов требованиям налогового законодательства.
     Расходы подлежат проверке в разрезе групп  расходов, объектов учета, с ознакомления с которыми должна начинаться проверка формирования расходов. Налоговый аудит расходов должен включать в себя три этапа: проверка правомерности от несения затрат к расходам, проверка обоснованности и документального подтверждения расходов, проверка своевременности отнесения сумм на расходы отчетного (налогового) периода.
     На  первом этапе следует определить соответствие расходов, принятых к  налоговому учету, перечню расходов, признаваемых расходами для целей налогообложения налогом на прибыль.
     Гл. 25 НК РФ предусмотрен открытый перечень расходов, что связано с невозможностью предусмотреть все расходы. В то же время ст. 270 НК РФ предусмотрен перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения. На установление фактов наличия таких расходов и исключение их для целей исчисления налога на прибыль организаций должен быть направлен первый этап налогового аудита расходов.
     Второй  этап связан с проверкой соблюдения требований, установленных ст. 252 НК РФ и являющихся обязательными для  признания затрат в качестве расходов. В соответствии с требованиями этой статьи расходы должны быть обоснованными (экономически оправданными), документально подтвержденными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Экономическая оправданность является основополагающим моментом для оценки правомерности отнесения затрат к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
     Необходимой составляющей аудита налога на прибыль  является проверка документального  подтверждения произведенных расходов. Расходы, не оформленные первичными документами, не могут быть признаны для целей налогообложения прибыли.
     Отсутствие  первичной документации на оприходование  материалов или товаров и передачу их для дальнейшего использования может стать причиной для отказа в признании расходов.
     Отсутствие  документов грозит санкциями за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ). Поэтому аудитору необходимо уделять пристальное внимание первичным бухгалтерским документам, которые не только должны быть в наличии, но и правильно заполнены. На документах должны быть подписи уполномоченных лиц, не отличающиеся от подписей этих же лиц на других документах организации, четкая печать, если ее наличие обязательно. Документ не должен содержать подчисток, в нем должны быть указаны номер и дата его составления.
     До  тех пор пока затраты документально  не подтверждены, они не являются расходами для целей налогообложения. Документы необходимы для подтверждения факта произведенных расходов, что и является условием их включения в налоговые затраты. Главная цель требования документального подтверждения - налоговый контроль. Первичные документы нужны, чтобы убедиться в реальности расходов и в том, что налоговая база рассчитана правильно. А это возможно, если документы есть в наличии у организации, которая по первому требованию может предъявить их. Затраты становятся расходами в момент получения подтверждающих их документов, поэтому даже те расходы, для которых ст. 272 НК РФ устанавливает момент признания как дату подписания первичного документа, нельзя списывать в тот момент, когда самого документа у организации еще нет. Ст. 313 НК РФ обязывает рассчитывать налоговую базу по итогам каждого отчетного и налогового периодов на основе данных налогового учета и устанавливает, что сам налоговый учет "система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов...". Следовательно, налоговую базу по итогам периода следует рассчитывать на основе данных первичных документов, имеющихся на момент расчета.
     НК  РФ не устанавливает перечень документов, которые надо оформить при выполнении расходных операций, каких-либо специальных  требований к их заполнению в нем нет. В п. 1 ст. 252 НК РФ предусмотрено, что в налоговом учете затраты можно включать в расчет налога при наличии документов, косвенно их подтверждающих. Например, если от контрагента не поступили документы, то односторонний документ можно считать документом, оформленным в соответствии с российским законодательством. Ни в 25 гл. НК РФ, ни в Законе "О бухгалтерском учете" не сказано, что подтвердить приобретение товаров, работ или услуг можно лишь двусторонними документами. Закон вообще никак не ограничивает круг документов, которыми можно подтверждать хозяйственные операции, а лишь выдвигает требования к перечню реквизитов и форме. Она должна быть утверждена либо органом статистики, либо учетной политикой организации. Возможность составления одностороннего акта признает и ГК РФ, прямо указывая на нее в ст. 753 (там говорится о строительном подряде).
     Односторонние документы могут признаваться аудитором  в том случае, когда документ поступил в следующем налоговом периоде и дата подписания документа не соответствует времени совершения операции. Например, акт приемки-передачи работ, выполненных для организации в декабре 2009 г., стороны подписали только в марте 2010-го. Налоговики могут отказаться считать его документом, оформленным в соответствии с российским законодательством, которое требует составлять первичный документ в момент совершения операции, а если это невозможно, то непосредственно после ее окончания (п. 4 ст. 9 Закона "О бухгалтерском учете"). Поэтому такой акт сможет служить лишь косвенным подтверждением расходов, а первичным документом послужит односторонний документ, составленный по итогам фактической приемки результата работ в декабре 2009 г.
     До  тех пор, пока затраты документально  не подтверждены, они расходами в  целях налогообложения прибыли  не являются. Закон "О бухгалтерском  учете" освобождает организации от обязанности использовать унифицированные бланки первичных документов и разрешает им разрабатывать формы первичных документов самостоятельно.
     Налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщиков данные как налогового, так и бухгалтерского учета (письмо Минфина России от 4 декабря 2007 г. № 03-02-07/1-468). В письме указывается, что налоговый учет формируется на основании первичных учетных документов и сведений, отраженных в регистрах бухгалтерского учета.
     3.2 Методика Афанасьевой [24]
     Для целей представления руководства  по практическому применению основных принципов и стандартов аудита на базе конкретного рабочего материала в области налога на прибыль и обязательства перед бюджетом по данному налогу Минфин 23.04.2004 утвердил Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг (Рекомендации), которые могут быть использованы аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при проведении аудита.
     Рекомендации  подготовлены в соответствии со следующими нормативными актами:
    Федеральным законом РФ "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ;
    Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 №696;
    Международными стандартами аудита.
     Аудиторская проверка проводится в 3 этапа:
    планирование аудита;
    проведение аудита;
    завершение аудита.
     На  этапе планирования аудитор разрабатывает  как общую стратегию аудита, так и детальный подход к ожидаемому характеру, временным рамкам и объему работ по каждой из областей аудита. Детальное планирование помогает удостовериться в том, что важным областям аудита уделяется надлежащее внимание, а также координировать работу аудиторов и их ассистентов.
     При проведении аудиторской проверки налога на прибыль и расчетов с бюджетом аудитор должен стремиться к максимальному снижению аудиторского риска. Оценка неотъемлемого риска может быть оформлена в форме оценочного теста - Рабочий документ РД 1п «Оценка неотъемлемого риска».
     Тест  по оценке системы учета и внутреннего  контроля поможет аудитору принять  решение о том, может ли аудитор  в своей работе полагаться на систему  внутреннего контроля аудируемого  лица и дать оценку риска средств  контроля - Рабочий документ РД 2п  «Оценка системы учета внутреннего контроля».
     Оценка  неотъемлемого риска и риска  средств контроля производятся на основе профессионального суждения аудитора путем оценки каждого вопроса с точки зрения уровня неотъемлемого риска, как "низкий", "средний", "высокий". По итогам результатов тестирования и на основании внутрифирменного стандарта аудитор оценивает уровень неотъемлемого риска и риска средств контроля аудируемого лица в целом.
     При планировании проверки по налогу на прибыль  и обязательствам перед бюджетом уровень существенности определяется в отношении следующих элементов:
    остатков по счетам 68 "Задолженность перед бюджетом по налогу на прибыль", 09 "Отложенные налоговые активы", 77 "Отложенные налоговые обязательства";
    групп операций, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль (объектов налогообложения).
     При определении уровня существенности должен учитываться не только количественный, но и качественный аспект искажений. При этом к качественному аспекту  искажения относятся:
    несоблюдение учетной политики;
    недостаточное или неадекватное описание учетной политики и раскрытие информации о налоге на прибыль в финансовой отчетности.
     При определении количественного аспекта  искажений аудитору необходимо рассмотреть возможность искажений в отношении сравнительно небольших величин, которые в совокупности могут оказать существенное влияние на формирование налоговой базы по налогу на прибыль и на бухгалтерскую отчетность.
     Для эффективного подхода к проведению аудита в области налога на прибыль аудитор должен получить представление об учетной политике аудируемого лица и оценить влияние на прибыль имеющихся расхождений в методике бухгалтерского и налогового учета - рабочий документ РД4п «Анализ учетной политики».
     На  этапе проведения аудита по существу необходимо осуществить процедуры по сбору достаточных и надлежащих аудиторских доказательств для выражения мнения, документировать аудиторские доказательства.
     Аудитор самостоятельно определяет объем документации по каждой конкретной работе и области аудита, руководствуясь своим профессиональным мнением.
     Рабочие документы аудитора, содержащие информацию по аудиту отдельного периода, относятся к текущим аудиторским файлам - проверка соблюдения налоговой политики.
     На  завершающем этапе аудиторской  проверки осуществляется анализ выполнения программы аудита, классификация выявленных ошибок и нарушений, обобщение и оформление результатов проверки, формулируются виды оговорок по налогу на прибыль для аудиторского заключения по финансовой (бухгалтерской) отчетности.
     В итоговых рабочих документах аудитора отражаются:
    причины нарушений норм налогового законодательства по налогу на прибыль;
    налоговые последствия этих нарушений для аудируемого лица;
    практические рекомендации по устранению негативных последствий выявленных нарушений.
     Классификация нарушений по налогу на прибыль по характеру действий:
     1. Непреднамеренные ошибки - ошибки, совершенные  по некомпетентности, халатности и невнимательности;
    ошибочные действия, допущенные при сборе и обработке данных, на основании которых рассчитывается налог на прибыль;
    неправильное заполнение строк налоговой декларации при условии полного и правильного отражения произведенных операций в регистрах налогового учета;
    неправильный перенос данных бухгалтерского учета в регистры налогового учета;
    арифметические ошибки, описки и пропуски при расчете базы по налогу на прибыль;
    ошибки автоматизированной обработки информации, возникающие как при вводе информации в компьютерную программу налогового учета, так и непосредственно при использовании программного обеспечения: при обработке, хранении и передаче данных (повторный ввод, потеря данных, неточное округление);
    неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета финансово-хозяйственных операций;
    неправильные оценочные значения, возникающие в результате недоучета или неверной интерпретации фактов;
    неправильное признание, классификация, представление и раскрытие информации в финансовой отчетности;
        Преднамеренные нарушения - ошибки, возникающие по вине одного или нескольких лиц из числа руководителей, представителей собственника, сотрудников аудируемого лица, с целью извлечения незаконных выгод (борьба с ними должна вестись по линии укрепления внутрифирменного контроля):
    занижение или сокрытие налога на прибыль;
    фальсификация налоговой и финансовой отчетности.
     По  характеру возникновения:
     1. Ошибки в необоснованности отражения  в учете - отражение в налоговом учете фактов без достаточных на то оснований (например, включение в расходы отчетного периода расходов, не обусловленных целями получения доходов, экономически не оправданных, документально не подтвержденных и др.);
     2. Ошибки в периодизации:
    неполное отражение в налоговом учете фактов хозяйственной деятельности (например, неотражение в налоговом учете реализованных товаров, право собственности на которые уже перешло к покупателю, штрафов, признанных дебитором или присужденных судом, и др.);
    неверное распределение доходов и расходов по отчетным (налоговым) периодам (например, единовременное принятие для целей налогообложения убытка от реализации основных средств);
     3. Ошибки в оценке - неверный выбор  способа оценки (например, принятие к учету для целей налогообложения сумм по переоценке основных средств; неверное определение стоимости незавершенного производства);
     4. Ошибки в классификации и признании - неправильная классификация доходов и расходов (например, отражение доходов от реализации налоговом учете в составе внереализационных доходов отражение прямых расходов в составе косвенных расходов и др.);
     5. Ошибки в формировании:
    неверное заполнение налоговой информации в отчетности декларации;
    неполное или неадекватное раскрытие информации по налогу на прибыль в финансовой отчетности.
     По  последствиям:
     1. Локальные - признание для целей  налогообложения документально  не подтвержденных расходов (например, расходов на командировку, расходов на оказание консультационных услуг и др.);
     2. Транзитные:
    признание для целей налогообложения расходов на оплату труда, не предусмотренных трудовым договором, приводящих к завышению базы нормирования расходов на страхование работников, представительских расходов и др.);
    неправильное формирование стоимости амортизируемого имущества (включение в состав прочих косвенных расходов затрат на его доставку) приводит к завышению прочих косвенных расходов и занижению амортизационных отчислений.
     По  значимости:
     1. Существенные - ошибки в налоговой отчетности, приводящие к значительным штрафным санкциям и (или) пеням по налогу на прибыль, и ошибки в на уровне финансовой отчетности в целом, которые могут повлиять на экономические решения пользователей этой отчетности;
     2. Несущественные - ошибки в налоговой и финансовой отчетности, не влекущие за собой существенных, как для деятельности аудируемого лица, так и для третьих лиц, последствий.
     Результаты  проведения аудита находят свое отражение  в "Письменной информации (отчете) по аудиту финансовой отчетности" или в отдельном документе (при налоговом аудите).
     Отчет аудитора руководству и (или) собственникам  должен содержать сведения о выявленных в процессе проверки:
    нарушениях учетной политики для целей налогообложения;
    недостатках в системе налогового учета и внутреннего контроля, которые привели или могут привести к нарушениям при расчете налога на прибыль и выполнению обязательств перед бюджетом;
    количественных отклонений при формировании базы по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством;
    искажениях в представлении и раскрытии информации по налогу на прибыль и обязательствам перед бюджетом в финансовой отчетности.
     При проведении аудита по специальному заданию (налоговому аудиту) в отчете аудитором  выражается мнение о степени полноты и правильности исчисления, отражения в налоговых регистрах и налоговых декларациях данных по налогу на прибыль, а также своевременности расчетов с бюджетом по данному налогу.
     3.3 Методика Проскурякова [22]
     Цели  аудита для налога на прибыль и соответствующих предпосылок финансовой отчетности представлены ниже.
     Цели  аудита:
    Налоговое законодательство и инструкции должным образом применены, и никакие статьи ненадлежащим образом не исключены при определении текущего налога на прибыль, и соответствующее налоговое обязательство или налоговое возмещение адекватно отражены в бухгалтерском балансе.
    Постоянные и временные разницы и текущее обязательство по налогу на прибыль, отраженное в бухгалтерском балансе, должным образом заявлены согласно действующим принципам бухгалтерского учета (предпосылки С, П/0, В,П,0,И).
    Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства, связанные с образованием и погашением временных разниц, отражены в правильной оценке и в соответствующем отчетном периоде (предпосылки О, И, П/Р).
    Условный доход (или расход), сумма налога на прибыль, подлежащая оплате, отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства, возмещения и/или расход отложенного налога и соответствующая информация в примечаниях должным образом представлены и раскрыты в финансовой отчетности (предпосылка П/Р).
     Первая  аудиторская цель (а) касается предпосылок  существования (возникновения), полноты, прав и обязанностей, оценки и точного измерения для сумм налога, подлежащих уплате в течение периода, как определено в налоговой декларации и соответствующем обязательстве бухгалтерского баланса.
     Вторая  цель аудита (б) касается предпосылок  существования (возникновения), полноты, оценки и точного измерения условного дохода в отчете о прибылях и убытках и соответствующего счета текущего обязательства по налогу на прибыль в бухгалтерском балансе.
     Однако, в некоторых обстоятельствах, это  может быть чрезвычайно сложно. Цель аудита (в) касается адекватности оценки счетов отложенных налоговых активов и обязательств. В зависимости от отраслевой принадлежности компании и специфики ее деятельности, это может быть сложным определением. Достижение четвертой цели (г), является вопросом приобретения уверенности в том, что информация, собранная при достижении других целей, должным образом представлена и раскрыта в финансовой отчетности.
     Основные  аудиторские процедуры по налогу на прибыль должны применяться ближе к концу работ. До определённой степени аудиторские корректировки доходов и расходов должны быть сделаны прежде, чем начнётся аудит налога на прибыль. Более поздние корректировки потребуют перевычисления и пересмотра рабочих материалов. Но обычно намного более эффективно сбор сведений, необходимых для проверки налоговых деклараций, выстраивать как аудиторские процессы, используя при этом отдельные разделы или листы налоговой декларации в качестве основания для некоторых аудиторских процедур.
     Таблица 5 - Основные аудиторские процедуры  по существу для налога на прибыль
Процедуры Пример Цель(и)
Инспектирование и подтверждение
Исследуйте  сумму текущего налога, не оплаченную на отчетную дату; сверьте начальное сальдо с прошлогодними рабочими материалами; рассмотрите декларацию по налогу на прибыль за прошлый год; рассмотрите формирование налоговой базы, применение налоговых вычетов; обоснуйте авансовые платежи по налогу на прибыль в течение года. Это – предварительный  этап выполнения цели, связанной с налогом, подлежащим оплате (а).
Вычисление Подготовьте рабочую  таблицу по расчету налога на прибыль, основанную на информации, собранной в других областях аудита, и сделайте любые необходимые дополнительные вычисления. Оцените вероятность опущенных статей. Это - следующий  этап выполнения цели, связанной с налогом, подлежащим оплате (а), и предварительный этап выполнения цели, связанной с оценкой постоянных и временных разниц (б).
Запрос  и  инспектирование
Обсудите с  персоналом клиента налог, подлежащий оплате, в свете возможных оценок спорных статей в декларации этого года и всех неразрешенных статей прошлых лет, включая возможные штрафы и пени; рассмотрите обстоятельства, указывающие на расхождение во мнениях с налоговыми органами, и сравните с суммой переплаты налога, если имеется. Это завершает  достижение цели, связанной с налогами, подлежащими оплате (а).
Инспектирование и вычисление
Подготовьте или  рассмотрите согласование дохода за учетный период с облагаемым налогом  доходом и оцените потребность в вычислении отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, если необходимо; идентифицируйте разницы между бухгалтерским и налоговым учетами и отнесите их к видам, приводящим к увеличению или уменьшению налоговых платежей; идентифицируйте, если необходимо, соответствующие отложенные налоговые активы или обязательства. Это завершает  достижение целей, связанных с заявлением постоянных и временных разниц и оценкой отложенных налоговых активов и обязательств (б и в).
Инспектирование Просмотрите информацию, полученную на предыдущих этапах, и подготовьте или рассмотрите представление и раскрытие такой информации в финансовой отчетности. Это достигает  цели, связанной с представлением и раскрытием налога на прибыль в финансовой отчетности (г).
     Аудитор начинает аудиторскую проверку налога на прибыль с предварительного этапа, в ходе которого знакомится с налоговой ситуацией на предприятии. Аудитор должен идентифицировать объекты налогообложения, просмотреть сумму текущего налога на прибыль, не оплаченную на отчетную дату, и рассмотреть декларации прошлых лет. Обязательство по налогу на прибыль должно включать сумму налога подлежащего уплате в федеральный бюджет, и налог, зачисляемый в бюджет субъекта Российской Федерации. Традиционно процедуры обоснования следует применять к существенным суммам налога, подлежащим оплате. Начальное сальдо должно быть прослежено в рабочих материалах прошлого года, обоснование платежей начисленного налога также должно быть изучено.
     Подготовка  расчета налога на прибыль - это эффективный  этап аудита налога на прибыль. В некоторых случаях от аудиторов ожидается подготовка налоговой декларации, хотя рассмотрение и подписание остается за персоналом компании ответственным за ее подготовку Обычно же налоговые декларации компании готовят самостоятельно, а аудиторы проводят их обзор для изучения вопросов учета или оценки существенности.
     Таблица 6 - Информация, собранная в других зонах аудита и необходимая для  составления расчета налога на прибыль
Основные  средства Приобретения  и выбытия основных средств, даты приобретения или продажи, методы начисления амортизации, сроки эксплуатации, суммы накопленной амортизации и суммы прибыли или убытка от выбытия основных средств. Резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств.
НМА, финансовые вложения и прочие активы Амортизация нематериальных активов. Полученные  от инвестиций доходы (дивиденды).
Доходы  по срочным сделкам.
МПЗ Сумма фактической  стоимости списанных (реализованных) запасов. Методы списания МПЗ (ФИФО, ЛИФО, по средней стоимости и др.)
Денежные  средства Проценты, полученные за предоставление в пользование  денежных средств.
Дебиторская задолженность Анализ сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности. Резерв по сомнительным долгам.
Обязательства Расходы в виде процентов по долговым обязательствам. Резерв по гарантийному ремонту и  гарантийному обслуживанию. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков. Резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет.
Отчет о прибылях и убытках Доходы от реализации. Внереализационные доходы. Прямые расходы, относящиеся к реализованным товарам, работам, услугам. Косвенные расходы. Внереализационные расходы.
Налог на прибыль Согласование  бухгалтерской и налогооблагаемой прибылей.
     Необходимой отправной точкой определения разницы  между бухгалтерской прибылью и налоговой базой является согласование дохода за учетный период с налогооблагаемым доходом. Согласование может быть сделано в отдельном аудиторском рабочем документе. Конечно, если нет никаких различий, условный расход равен текущему налогу, как определено в налоговой декларации.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.