Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Сущность и содержание воспитания. Средства и методы педагогического воздействия на личность

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 22.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
1. Сущность и содержание воспитания……………………………………….3
2. Средства и методы педагогического воздействия на личность………...8
    2.1 Убеждение……………………………………………………………….9
    2.2  Упражнение и приучение……………………………………………11
    2.3 Обучение………………………………………………………………..13
    2.4 Методы стимулирования………………………………………….…15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...18
СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечение роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека, через построение такой общественной практики, в условиях которой то, что у человека находится в зачаточном состоянии или пока только составляет возможность, превращается в действительность. "Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека", с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность и содержание воспитания 

    Центральной категорией в педагогике, которую  определяют как науку о воспитании, выступает понятие о воспитании. Воспитание - это процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.1
    Центральной и одной из самых древних проблем  в изучении воспитания является определение  его сущности, поскольку в различные  исторические периоды общество характеризовало  эту категорию, исходя из своих социальных установок и актуальных задач. Чаще всего воспитание рассматривалось  как управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств  в соответствии с потребностями  общества. Вместе с тем на сегодняшний  день в педагогической науке трудно найти понятие, которое имеет  столько различных определений. Разнообразие трактовок понятия  «воспитание» связано с тем, какой  аспект данного явления – социальный или педагогический – представляется исследователю наиболее значимым.
    Если  рассматривать воспитание как общественное явление, то его следует определять как сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения  подрастающего поколения в жизнь  общества, результатом которого выступает  культурно-историческая преемственность  поколений.
    Воспитание  как общественное явление характеризуется  рядом основных черт, выражающих его  сущность:
    это вечное, необходимое и общее явление, которое появилось вместе с человеческим обществом и существует, пока живет само общество;
    воспитание возникло из практической потребности приобщения подрастающего поколения к условиям жизнедеятельности общества;
    на каждом этапе развития общества воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер, обусловленный характером и организацией жизнедеятельности данного общества;
    воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими социального опыта в процессе общения и деятельности;
    по мере того как взрослые осознают свои воспитательные взаимоотношения с детьми и ставят перед собой определенные цели по формированию у детей тех или иных качеств, их отношения становятся все более педагогически целенаправленными.
    Таким образом, воспитание как общественное явление – это объективно существующий и реализуемый в соответствии с конкретно-историческими условиями способ подготовки подрастающего поколения к полноценной жизнедеятельности в обществе. На современном этапе воспитание как общественное явление чаще всего рассматривают как синоним понятия «социализация», под которой понимают интеграцию человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, институт, организацию), как усвоение субъектом элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.
    Воспитание  как педагогическое явление –  это целенаправленный, системно организованный процесс, реализуемый специально подготовленными  людьми (педагогами) в различных  типах образовательных учреждений и ориентированный на освоение личностью  норм и правил поведения, принятых в  обществе. В этом значении воспитание тесно связано с рядом психологических и педагогических понятий, главными из которых выступают следующие:
    • формирование – процесс, направленный на определенные изменения в человеке (появление физических и личностных новообразований) и ведущий к  завершенному результату;
    • развитие – процесс поступательного  движения личности, которое определяется внутренними (физиологическими, психическими, наследственно-биологическими) противоречиями и внешними (экологическими, социокультурными и др.) факторами;
    • саморазвитие – деятельность субъекта по созданию себя, своего «Я», включающая любую активность субъекта, осуществляемую сознательно или подсознательно, прямо или косвенно, и приводящую к прогрессивным изменениям психических  и физических функций; совершенствование  талантов и способностей;
    • самовоспитание – осознанная деятельность субъекта, идущая параллельно с воспитанием, реализуемая под его воздействием и направленная на развитие личностно  значимых качеств и совершенствование  образа жизни через освоение духовных ценностей, традиций и обычаев, выступающих эталоном для данной личности.
    Воспитание  как педагогическое явление не может  изменить унаследованные физические данные, врожденный тип нервной деятельности, состояние географической, социальной, домашней или других сред. Но оно  способно оказать формирующее влияние  на развитие путем специальной тренировки и упражнений (занятия спортом, укрепление здоровья, совершенствование процессов  возбуждения и торможения, т. е. гибкости и подвижности нервных процессов), внести коррективы в устойчивость природных  наследственных особенностей. Только под влиянием научно обоснованного  воспитания и создания соответствующих  условий, при учете особенностей нервной системы ребенка, обеспечении  развития всех его органов, учете  его потенциальных возможностей и включении в соответствующие виды деятельности индивидуальные природные задатки могут перерасти в способности.
    Воспитанию  как педагогическому явлению  присущи определенные признаки:
    1. Воспитание характеризуется целенаправленностью  воздействий на воспитанника. Это  означает, что оно всегда имеет  целью достижение определенного  результата, который определяется  позитивными изменениями, происходящими  в личности воспитанника. Бесцельного  воспитания (воспитания вообще) не  существует.
    2. Воспитание имеет гуманистическую  направленность, которая определяет  характер воздействия педагога  на воспитанника. Цель этого воздействия  – стимулирование позитивных  изменений в его личности (освоение  духовно-нравственных ценностей,  формирование базовых культур  и др.).
    3. Важнейшим признаком воспитания  является взаимодействие воспитателя  и воспитанника, что выражается  в активности самого воспитанника  в процессе воспитания и определяет  его субъектную позицию.
    4. Воспитание как педагогическое  явление – это процесс, предполагающий  конкретные качественные и количественные  изменения личностей, с которыми  взаимодействует воспитатель. Исходя  из этого воспитание как педагогическое  явление принято называть воспитательным  процессом, под которым понимается  спланированная, долгосрочная, специально  организованная жизнедеятельность  детей в условиях образовательного  учреждения.
    Воспитательному процессу присущи следующие функции:
    а) диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и  развития;
    б) организация учебно-воспитательной деятельности детей;
    в) использование положительных факторов в развитии качеств личности ребенка;
    г) отбор содержания воспитания, средств  и условий социальной среды;
    д) воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний на формирующуюся  личность;
    е) формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил ребенка  в разных сферах учебно-познавательной и общественно полезной деятельности.
    Таким образом, соотношение понятий «воспитание  как общественное явление» и «воспитание  как педагогическое явление» заключается  в следующем: воспитание как педагогическое явление (воспитательный процесс) выступает  составной частью (педагогическим компонентом) воспитания как общественного явления (социализации), охватывая сферу, называемую контролируемой социализацией.2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Средства и методы педагогического воздействия на личность 

    Разнообразие  целей воспитания называют педагогическим процессом. Систему воспитательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и воспитанников, именуют методом воспитания либо методом обучения.
    Технологическая система педагогического процесса выглядит примерно так. Прежде всего  педагог убеждает воспитуемого в  возможности и целесообразности решения конкретной задачи, затем  он должен научить учащегося, т.е. добиться усвоения им определенной суммы знаний, необходимых для решения поставленной задачи. На следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На все этих этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.
    Для должного функционирования педагогического  процесса нужно, как минимум, пять групп  методов воздействия на личность:
    убеждение;
    упражнения и поручения;
    обучение;
    стимулирование;
    контроль и оценка.
    Методы  воздействия на личность оказывают  комплексное воздействие на учащихся и крайне редко применяются изолированно, вне связи друг с другом. Вот  почему любая группировка методов  условна, а рассмотрение каждого  из них в отдельности производится лишь для удобства анализа и выделения  их характерных особенностей. Следует  также заметить, что в российской и мировой педагогике существует проблема методов воздействия на личность, поскольку нет единства взглядов на их отбор, количество, номенклатуру и основания, по которым их следует классифицировать.
    В теории и практике педагогического  процесса употребляется и такое  понятие как прием. Прием выступает  как элементарное звено педагогического  процесса, как практический акт реализации того или иного метода в различных  педагогических ситуациях. Беседа по душам, диспут, разъяснение - примеры приемов  убеждения. Одобрение, похвала, благодарность - приемы поощрения.
    Итак, уточним понятие метода. Метод  воздействия на личность - это система  педагогических примеров, позволяющих  решать те или иные педагогические задачи.
    Еще одно важнейшее понятие в этом ряду - форма организации педагогического  воздействия. Выделяют следующие наиболее важные формы организации педагогического  воздействия:
    учебный процесс;
    внеаудиторная, внеклассная работа;
    семейное воспитание;
    воспитательная деятельность детских и молодежных организаций;
    воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и средств массовой информации (в той мере, в какой она доступна воспитанникам).3
 
    2.1 Убеждение
    Убеждение - это разностороннее воздействие  на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разуму, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством.
    Если  же мы хотим воспитать любовь к  Родине, к матери, должное отношение  к шедевру художественной культуры, словом, к Высокому и Прекрасному  во всех их возможных формах, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. Чаще всего педагог обращается одновременно и к разуму, и к чувствам воспитанника, поскольку доказательство и внушение в их органическом единстве дополняют  друг друга.
    Чем же один человек может убедить  другого человека? Словом, делом, примером, в том числе и личным.
    Важнейшую роль в убеждении с помощью  слова играют такие приемы как  беседа, лекция, диспут.
    Беседа. Главная функция беседы - привлечь самих участников к оценке событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сформировать у них желаемое отношение к окружающей действительности, к своим гражданским и нравственным обязанностям.
    Поводом и сюжетной канвой беседы могут быть факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех  или иных сторон жизни. Форма беседы может быть самой разнообразной, но она непременно должна наводить на размышления, результатами которых  должна быть диагностика и оценка качеств личности, стоящей за теми или иными делами и поступками.
    Лекция - это развернутое, продолжительное и систематическое изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции - теоретическое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, в лекции служат лишь иллюстрацией или исходным отправным моментом. Убедительность доказательств и аргументов, обоснованность выводов, четкая личная позиция, а самое главное психический контакт с аудиторией от начала и до конца - вот главное слагаемое успеха лекции.
    Диспут - это столкновение мнений с целью формирования суждений и оценок. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения, выдержки не отступить от этических норм и требований хотя иногда это так хочется в полемическом задоре. Диспут еще ценен тем, что знания, добытые в ходе столкновении мнений, отличаются высокой мерой обобщенности, глубиной, прочностью и сознательностью усвоения.
    Педагогические  требования к применению методов  убеждения.
    Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения целого ряда педагогических требований:
    1. Высокий авторитет педагога у  воспитанников;
    2. Опора на жизненный опыт воспитанников;
    3. Искренность, конкретность и доступность  убеждения;
    4. Сочетание убеждения и практического  приучения;
    5. Учет возрастных и индивидуальных  особенностей воспитанников. 

    2.2  Упражнение и приучение
    Упражнение - это планомерно организованное выполнение воспитанником определенных действий в целях формирования хороших  привычек. Или, говоря, по-другому: приучение - это упражнение с целью выработки  хороших привычек.
    Привычки  как отмечал К.Д. Ушинский, укореняются  путем повторения какого-либо действия до тех пор, пока "не установится  наклонность к этому действию. Повторение одних и тех же действий есть, следовательно, необходимое условие  становления привычки". А.С. Макаренко  призывал "стремиться к тому, чтобы  у детей как можно крепче складывались хорошие привычки, а для этой цели наиболее важным является постоянное упражнение в правильном поступке".
    Упражнение  занимает большое место в обучении, так как лежит в основе формирования умений и выработки навыков на всех его практических и практико-теоретических  этапах.
    Упражнение  (приучение) как метод педагогического воздействия применяется для решения самых разнообразных задач гражданского, физического и эстетического восприятия и развития.
    В практике воспитательной работы применяются  в основном три типа упражнений:
    1) упражнения в полезной деятельности;
    2) режимные упражнения;
    З) специальные упражнения.
    Упражнения  в разнообразной полезной деятельности имеют целью выработать привычки в труде, в общении воспитанников  со старшими и друг с другом. Главное  в этом виде упражнений состоит в  том, чтобы его польза осознавалась воспитанником, чтобы он, испытывая  радость и удовлетворения от результата, привыкал самоутверждаться в труде  и через труд.
    Режимные  упражнения - это такие упражнения, главный педагогический эффект от применения которых дает не результат, а хорошо организованный процесс - режим. Соблюдение оптимального режима в семье и  учебном заведении приводит к  синхронизации психофизиологических реакций организма с внешними требованиями, что благотворно сказывается  на здоровье, физических и интеллектуальных возможностях воспитанника и, как следствие, на результатах его деятельности.
    Специальные упражнения - это упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработку  и закрепление умения и навыков.
    В учебном процессе все упражнения - специальные, а в воспитательной работе - это приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных  с внешней культурой. Так, первоклассников "тренируют" вставать при входе учителя, молодых солдат тренируют правильно наматывать портянки, заправлять постель по установленным правилам, приветствовать старших по званию.
    Специальные упражнения применяются и с целью  преодоления недостатков. Так, нарушителя дисциплины делают ответственным за порядок, неопрятному поручают обязанности  санитара, а самого эгоистичного просят от имени всех навестить больного товарища.
    Таким образом, упражнения направлены, прежде всего, на организацию и руководство  деятельностью и поведением воспитанников. Упражнение лишь на самых ранних стадиях  можно рассматривать как простое  повторение. В дальнейшем упражнение-это  совершенствование, которое идет нарастающим  итогом. Так же, как репетиция  спектакля не есть его простое  повторение, а этап все большего приближения к тому состоянию, которое  материализует режиссерский замысел, этап совершенствования на пути к  эталону. 

    2.3 Обучение
    Номенклатура  и классификация методов обучения характеризуется большим разнообразием  в зависимости от того, какое основание  избирается для их разработки. Из самой  сути методов следует, что они  должны отвечать на вопрос "как?".
    Подразделяют  методы по доминирующим средствам на словесные, наглядные и практические. Их классифицируют также в зависимости  от основных дидактических задач  на:
    1) методы приобретения новых знаний  на практике;
    2) методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;
    З) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
    Эту классификацию дополняют методами закрепления изучаемого материала  и методами самостоятельной работы учащихся. Кроме того, все многообразие методов обучения подразделяют на три  основных группы:
    1) методы организации и осуществления  учебно-познавательной деятельности;
    2) методы стимулирования и мотивации  учебно-познавательной деятельности;
    З) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
    Существует  классификация, в которой сочетаются методы преподавания с соответствующими методами учения: информационно-обобщающие и исполнительские, объяснительные и репродуктивные, инструктивно-практические и продуктивно-практические, объяснительно-побуждающие  и частично-поисковые, побуждающие  и поисковые.
    Наиболее  оптимальной представляется классификация  методов обучения И.Я. Лернером и  М.Л. Скаткиным, в которой за основу берется характер учебно-познавательной деятельности или способ усвоения, обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять методов:
    1) обьяснительно-иллюстративный метод  (лекция, рассказ, работа с литературой и т.п.);
    2) репродуктивный метод;
    3) метод проблемного изложения;
    4) частично-поисковый /или эвристический/  метод;
    5) исследовательский метод.
    Указанные методы подразделяются на две группы:
    1) репродуктивную 1 и 2 методы, при которой учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует (воспроизводит) уже известные ему способы деятельности;
    2) продуктивную 4 и 5 методы, отличающуюся тем, что учащийся добывает новые знания в результате творческой деятельности; Проблемное изложение занимает промежуточное положение, так как оно в полней мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности. Однако обычно педагоги с известными оговорками причисляют проблемное изложение к продуктивным методам. 

    2.4 Методы стимулирования
    Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри каждого метода. Но есть методы, главное назначение которых -оказывать  дополнительное стимулирующее влияние  и как бы усиливать действие других методов, которые по отношению к  стимулирующим. Рассмотрим методы стимулирования подробно.
    Соревнование. Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям, но особенно молодежи. Главная задача педагога - не дать соревнованию выродится в жестокую конкуренцию и стремление к первенству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности. Хорошо организованное соревнование стимулирует достижение высоких результатов, развитие инициативы и ответственности.
    Поощрение - это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются учащимся. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения - возникновение острого желания вести себя так, и действовать таким образом, чтобы испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще.
    В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды  за малейший успех. Предметом особой заботы педагога должно быть недопущение  раздела воспитанников на захваленных  и обойденных вниманием. Важнейшее  условие педагогической эффективности  поощрения - принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
    Наказание - один из самых старейших методов воспитания. На самых древних дошедших до нас папирусах встречаются рисунки на тему педагогической практики тех лет: мальчик в характерной позе и учитель с розгами над ним. Привлекла в этом методе простота и внешняя кажущаяся результативность. Однако со времен тоже очень давних ведется борьба за отмену физических наказаний и наказаний, оскорбляющих честь и достоинство воспитанника. На каких-то этапах эта борьба перехлестывала через край и превращалась в борьбу с наказанием как с методом.
    Обосновывая правомерность наказания как  метода воспитания А.С. Макаренко писал: "Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она  помогает оформиться крепкому человеческому  характеру, воспитывает чувство  ответственности, тренирует волю, человеческие достоинство, умение сопротивляться соблазнам  и преодолевать их.
    Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься, где и  в чем он поступает неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Наказание - это  самоутверждение наоборот, которое  порождает потребность изменить свое поведение, а при планировании будущей деятельности - чувство опасения пережить еще раз комплекс неприятных чувств. Однако наказание не должно причинять воспитаннику ни морального унижения, ни физического страдания. Главное чувство наказанного  воспитанника - чувство переживания, отчужденности, отстранённости от других воспитанников, от коллектива. А.С. Макаренко, называл это состояние "выталкиванием  из общих рядов". Вот почему не рекомендуются коллективные наказания, при которых создаются условия для сплочения воспитанников на нездоровой основе.
    Педагогические  требования к применению мер наказания  суть следующие:
    1) нельзя наказывать за неумышленные  поступки;
    2) нельзя наказывать наспех, без  достаточных оснований, по подозрении; лучше простить десять виновных, чем наказать одного невинного;
    3) сочетать наказание с убеждением  и другими методами воспитания;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.