На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Филисофия нвого времени

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ 
 

Кафедра общественные науки 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ   РАБОТА 

на тему: 

«ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:
Студентка 2 курса  ЮТД- 215
Шафиева Угланага Аладиевна 
 
 

Проверил:
Доктор философских  наук,
Доцент
Скалепов А. Н. 
 
 
 

                                                Москва  2010  
 

СОДЕРЖАНИЕ
       
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3

1. Формирование философии Нового времени………………………………….5
2. Понятие, признаки и принципы рационализма философии нового   времени…………………………………………………………………………….8
2.1Френсис Бэкон…………………………………………………………..……..9
2.2Томас Гоббс…………………………………………………………………..11
2.3Джон Локк…………………………………………………………………….12
3. Понятие, признаки и принципы эмпиризма философии
нового времени……………………………………………………………….….13
3.1Рене Декарт……………………………………………………………….…..13
 3.2Бенедикт Спиноза……………………………………………………………15
 3.3Готфрид Вильгельм Лейбниц…………………………………………….…18
4.Проблемы эмпиризма и рационализма………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….27
СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….29 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     Семнадцатый век открывает период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Этот период в жизни общества характеризуется  разложением феодализма, зарождением  и развитием капитализма, что  связано с прогрессом в экономике, технике, ростом производительности труда. Происходят существенные преобразования в социальной сфере, в сфере политики. Меняется сознание людей и мировоззрение  в целом. Жизнь рождает новых  гениев. Бурно развивается наука, прежде всего, экспериментально-математическое естествознание, основы которого заложил  Г.Галилей. Этот период именуют эпохой научной революции. Наука играет все более значительную роль в  жизни общества.
     Актуальность  данной работы заключается в том, что именно философией XVII-XVIII вв., в которой присутствует гносеологическая проблематика, занято центральное место в развитии теории познания. Меняется сознание людей, происходит дискуссия о научном познании, которое включает в себя два основных уровня - эмпирический и рациональный. Они связаны, но отличаются друг от друга, каждый имеет свою специфику. Изучение процесса познания философами Нового времени является отправной точкой дискуссии о методе познания и критериях истинности знания.
     Своим развитием философия Нового времени  обязана отчасти углубленному изучению природы, отчасти все более усиливающемуся соединению математики с естествознанием. Благодаря развитию этих наук принципы научного мышления распространились за пределы отдельных отраслей и  собственно философии. Развитие науки  Нового времени, как и социальные преобразования, связанные с разложением  феодальных общественных порядков и  ослаблением влияния церкви, вызвали  к жизни новую ориентацию философии. Если в средние века она выступала  в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку. Поэтому для понимания проблем, которые стояли перед философией XVII века, надо учитывать: во-первых, специфику нового типа науки - экспериментально-математического естествознания и, во-вторых, проблемы теории познания - гносеологии.
     Хотя  и в новой форме, но продолжается старая, идущая еще от средних веков  полемика между двумя направлениями  в философии: номиналистическим, опирающимся  на опыт, и рационалистическим, выдвигающим  в качестве наиболее достоверного познания с помощью разума. Эти два направления  в XVII веке предстают как эмпиризм и рационализм.
     Задача  данной курсовой работы: рассмотреть  период развития философии в  XVIIXVIII веках именуемый “Философией Нового времени”
     Цель  данной работы: проследить формирование философии Нового времени на основе мировоззрения выдающихся мыслителей этого периода. А так же выявить противоречия между рационализмом и эмпиризмом философии Нового времени. 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА № 1. ФОРМИРОВАНИЕ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 

               С XVII в. начинается период в  развитии западноевропейской философии,  который обычно называют философией  Нового времени. Формирование  и характер новой европейской  философии определили наряду  с социально-экономическим фактором (разложение феодальных и зарождение  капиталистических отношений) по  крайней мере три идейных фактора  - возрождение античных культурных  ценностей, религиозная реформация  и развитие естествознания. Они  обусловили постановку задачи  исследования последних оснований  бытия, познания и деятельности  человека, способствовали освобождению  философии от теологической проблематики  и установлению тесной связи  философии с наукой. При этом  наука становится ферментом ее  развития. Все это приводит к  тому, что религия утрачивает  монопольное положение в духовной  сфере общества и возникает  новое мировоззрение, отвечающее  интересам науки о природе.
      В эпоху рабовладения и феодализма не было четкого разграничения между  философией и отдельными науками. Тогда  существовала единая, нерасчлененная область знания «философия-наука». В Новое время происходит выделение  из нее, отпочкование отдельных естественнонаучных дисциплин - механики, астрономии, физики, химии и т.д. Это, естественно, изменило сферу действия новой философии  и придало ее развитию особые черты  и направления.
      Во-первых, изменяется предмет философии, а  сами философы сосредотачивают свое внимание на решение вопроса о  соотношении материи и сознания, а также на логико-гносеологических проблемах. Во-вторых, коренной перелом  в развитии естествознания, появление  и развитие частных методов и  приемов исследования в области  естественных наук поставили перед  философией задачу обобщения их достижений и разработки общефилософского метода, а также проблему соотношения философии с частными науками. В-третьих, огромные успехи в развитии естественных наук и связанные с ними изменения в области методологии научных исследований чрезвычайно остро поставили перед передовой философией и такие теоретико-познавательные проблемы, которые касаются существа самого познавательного процесса, а именно: о происхождении познания, его источнике; о соотношении чувственного, опытного и рационального в познании; о познавательной роли чувственного опыта и абстрактном, о логическом мышлении, об истине.
      При решении этих вопросов философы Нового времени разделились на два основных направления: эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Эмпиризм как течение в гносеологии, связанное с достижениями естественных наук, зарождается в Италии и Нидерландах, но окончательное оформление получает в Англии. Рационализм, связанный  главным образом с развитием  математики, зародился еще в Древней  Греции в философских системах Сократа и Платона. Однако окончательно он оформился как самостоятельное течение в гносеологии только в XVII в.1
      Представители эмпиризма, будучи приверженцами экспериментально-опытных  наук и опираясь больше на конкретные достижения тогдашней физики, химии, ботаники, зоологии, находившихся в  основном на стадии собирания и обобщения  довольно ограниченного материала, возводили в ранг всеобщего философского метода индуктивный метод. Они считали, что знание происходит из чувственного опыта, непосредственного наблюдения и эксперимента. Истины всеобщие и  необходимые происходят только из опыта, а не из интеллекта.
      Представители рационализма, являясь также творцами новой математики и теоретического естествознания, превозносили и абсолютизировали логическое мышление с его дедуктивно-математическим методом. Они стремились сделать его всеобщим методом философского и научного исследования. Источник всеобщности и необходимости математических истин выводился из самого ума: а) либо из понятий, врожденных уму (Декарт), б) либо из врожденных интеллектуальных потенций (Лейбниц). Таким образом, оба эти направления абсолютизировали одну из сторон познавательного процесса.
      В заключении к данной главе можно  сделать некоторые выводы:
      - в 17 веке религия утрачивает монопольное положение в духовной сфере общества и возникает новое мировоззрение, отвечающее интересам науки о природе
      - философы сосредотачивают свое внимание на решение вопроса о соотношении материи и сознания, а также на логико-гносеологических проблемах
      - ставится задача обобщения достижений философов и разработки общефилософского метода, а также проблему соотношения философии с частными науками.
      - Философы Нового времени разделились на два основных направления: эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц). 
 
 
 
 

ГЛАВА № 2 ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ПРИЗНАКИ ЭМПИРИЗМа ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 

                Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – направление в теории познания, которое все знания выводит из чувственно опыта (эмпирии). Признавая чувственный опыт единственным источником познания и критерием истины, эмпиризм рациональную познавательную деятельность сводит к разного рода комбинациям того материала, который поставляется опытом, и толкует эту деятельность как ничего не прибавляющую к содержанию знания.
      В 18 веке английская буржуазия достигла своих целей, практически закрепив свое экономическое господство. Это  господство требовало политического  оформления, закрепления консервативных тенденций и стабилизационных настроений. Традиционно носителем этих настроений и тенденций являлась религия, и  поэтому обращение к ней стало  естественным шагом буржуазной идеологии. В философии это проявилось в  распространении идеалистической  философии. Она сыграла положительную  роль в развитии эмпиризма, ибо все  наработанное в эмпирической и деистической философии требовало проверки и  обоснования через своеобразную «провокацию» идеалистическими аргументами.
     Чтобы психологически объяснить возникновение  и существование в сознании человека известной структуры логических, гносеологических и математических законов, которые кажутся безусловно всеобщими и необходимыми, эмпиризм принимает следующие положения:
    Всеобщность и необходимость известных связей в опыте объясняется повторяющимся единообразным воздействием на нас известных впечатлений.
    Повторение известных впечатлений А и В одного за другим образует в нашем уме ассоциацию представлений а и b, так что появление в сознании одного из этих представлений тотчас же влечет за собой появление другого.
    Подобные ассоциации, повторяясь бесчисленное множество раз, становятся привычными и, наконец, неразрывными, так что у нас не только два представления неизменно связаны в сознании одно с другим, но всякая попытка разорвать связь между ними, то есть сознавать их порознь, становится невозможной или, как говорится, немыслимой.
    Предрасположения к подобным неразрывным ассоциациям могут стать по истечении огромных промежутков времени, охватывающих развитие не только человечества, но и всего животного мира, унаследованными свойствами, накопленными совокупным опытом миллионов поколений, так что человек может рождаться с предрасположениями к известным неразрывным ассоциациям, и то, что в настоящее время является априорным для индивидуума, могло возникнуть апостериорным путём для рода
    Сверх этих биологических условий на наши представления об опыте как законосообразном целом влияют социальные условия. Мы рождаемся в общественной среде, которая своими культурными воздействиями на наше умственное развитие облегчает и ускоряет в нас сознание законосообразности наших познавательных процессов. В этом смысле опыт является «социальным, а не индивидуально психологическим понятием» продуктом коллективного, общественного мышления.
 
      Эмпиризм как теоретико-познавательная традиция опирается на утверждение, что источником истинного знания может быть только опыт (эмпирия). Задача науки заключается в том, чтобы разобрать соответствующие процедуры, позволяющие «извлечь» эту истину, заключающуюся в вещах и процессах реальности, и донести ее в неискаженном виде до человека. Наиболее авторитетными представителями английского эмпиризма были Ф. Бэкон и Т. Гоббс. 

        2.1 Френсис Бэкон
      Френсис Бэкон (1561–1626 гг.) считал целью человеческой жизни достижение счастья посредством истинной культуры и гуманности. Для этого необходимо открытие законов природы и покорения ее. Бэкон являлся автором теории элиминативной индукции. Главные труды: «Новый Органон», «О достоинстве и преуспеянии наук», «Опыты политические и моральные», «Новая Атлантида».
      Объектом  познания, по Бэкону, выступает природа. Задача познания – исследование ее законов, а цель познания – установление господства человека над природой. Причина плачевного состояния науки  кроется в отсутствии надежного  метода. Истинное знание – это знание причин. Основа познания – опыт. Но истинному познанию мешают различные объективные и субъективные причины, которые Бэкон называет «идолами» или «призраками» познания. Их четыре:
    Идолы рода. Они коренятся в самой природе человека, в ограниченности его ума и несовершенстве органов чувств. Идолы роды искажают познание, вносят в него антропоморфные элементы.
    Идолы пещеры. Их источник – индивидуальные особенности человека, его происхождение, воспитание, образование и т.д.
    Идолы рынка. Они порождениы общественными отношениями и связанными с ними условностями: языком, понятиями обыденного и научного мышления.
    Идолы театра. Вызваны слепой верой в авторитет личностей и теорий.
      Взгляды Ф.Бэкона на методологию и гносеологию  новой философии воспринимает Томас Гоббс2 

          2.2 Томас Гоббс
      Томас Гоббс (1588–1679 гг.), автор трилогии: «О теле», «О человеке», «О гражданине». Его перу принадлежит и знаменитый трактат «Левиафан».
      По  мнению Гоббса, философия должна служить  практическим интересам и нуждам людей и быть независимой от религии. Философия есть суммарное теоретическое  знание причин вещей и процессов. Гоббса отличают крайний номинализм и сеснуализм (философская концепция, рассматривающая чувства человека в качестве единственного источника  знаний), отрицание свободы воли. В его философии наиболее ценным является учение о знаках, которое многие считают аналогом бэконовского учения об идолах познания.
      Знак  есть то, чем обозначаются восприятия вещей. Он состоит из материала знака  и значения знака. Гоббс различал такие виды знаков: сигналы; метки  естественные и произвольные; собственно естественные знаки; собственно произвольные знаки; знаки в роли меток; знаки  знаков. Главное в познании –  не смешивать вещи с их знаками.
      Номинализм  позиции Гоббса заключается в  том, что он признавал за реально  существующие только единичные вещи, а не их имена. Первичным являются телесные вещи, а познание начинается с ощущения единичных вещей. 

      
           2.3 Джон Локк.
      Джон  Локк (1632–1704 гг.), развивает традицию эмпиризма в рамках созданной им сенсуалистической теории познания, суть которой состоит в том, что человеческие чувства объявляются источником истинного знания. «В разуме нет ничего, чего первоначально не было бы в чувствах». Человеческую память Локк сравнивает с чистой доской, на которой в течении жизни наносятся письмена знаний. Никаких врожденных идей не существует. Опыт, из которого люди черпают знания, бывает внешний и внутренний. Объект внешнего опыта – внешний мир, а объект внутреннего опыта – деятельность самой души. Идеи, получаемые в результате знания, Локк делит на простые и сложные. Простые идеи при помощи одного чувства и отличаются простотой и ясностью. К ним относятся, к примеру, идеи тепла, света, черного и т.п. Простые идеи получаются пассивной деятельностью, называемой созерцанием. Сложные идеи получаются через сравнение, наблюдение, соединение простых идей. Локк различает три класса сложных вещей: модусы – второстепенные свойства бытия, присущие им лишь в некоторых состояниях; субстанции – нечто неизменное, то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, то, что выступает достаточным основанием реальности мира; отношения. Будучи человеком верующим, он пытался примирить веру в откровение и требования разума.3
      В заключении к данной главе можно сделать некоторые вывод: Эмпиризм как теоретико-познавательная традиция опирается на утверждение, что источником истинного знания может быть только опыт (эмпирия). 

ГЛАВА № 3 ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ПРИЗНАКИ РАЦИОНАЛИЗМА ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
              Рационализм (от лат. rationalis – разумный, ratio – разум) – совокупность философских направлений, признающих разум основой познания и поведения людей и полагающих, что разумность устройства, логический порядок вещей – это неотъемлемая, необходимая характеристика всего мироздания. Согласно рационалистическим учениям всеобщность и необходимость – логические признаки достоверного знания – не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума, либо из понятий, присущих уму от рождения, либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума.
      Для рационализма разум – высший судия. Разум – критерий истины. Все  должно быть подвергнуто критике  и оценке разума: и религия, и законодательство, и сам разум. И только то имеет  право на существование, что «может устоять перед свободным и  открытым испытанием».
      Рационализм появляется как реакция на схоластический способ мышления, с его готовыми истинами и непререкаемыми «авторитетами». Рационализм делает ставку на человека, на его разум. Логика его проста и  понятна. Человек существо разумное. Мир, окружающий его, тоже разумен, следовательно, разумный человек, познав разумный мир, может построить разумную жизнь.
      3.1 Рене Декарт
      Основоположником  этого направления является Р.Декарт. Основным признаком его рационализма можно считать выведение факта  существования из факта мышления. Это выведение осуществляется с  помощью операции дедукции из врожденных разуму идей. В состав врожденных идей Декарт включает: бытие Бога, существования  понятия, свободу воли.
      Декарт  уравнял все вещи мира перед человеческим интеллектом. Начала, или принципы, природы он перенес из объективного мира в человеческий разум. Это позволило  исключить природное неравенство  вещей и применить к их познанию количественную характеристику, математические методы.
      Философское сознание 17 века во всем видит не согласие, единство, гармонию, но – противоречие, разорванность и противостояние духовного и материального, рационального  и эмоционального, общественного  и индивидуально-личностного. Мир  воспринимается как нечто противостоящее человеку, отсюда – неизбежность  размышлений не только о путях  познания этого мира, но и собственных  познавательных возможностях. Поэтому  философия нового времени представляет собой процесс острых дискуссий  и борьбы сенсуализма и рационализма, индуктивного и дедуктивного способов познания, столкновения эмоционального и рационального в осмыслении самой сущности человека. В конечном счете все эти споры приведут к формированию Кантом знаменитых антимоний.
      Если  в Англии в 17 веке были заложены основы эмпирико-индуктивной философии, то во Франции примерно в это же время  начинает складываться принципиально  иная философская традиция, получившая название рационализма. Суть последнего можно свести к утверждению, что логическое сцепление идей и фактическая связь вещей тождественны. Истина должна быть абсолютной, вечной, общеобязательной и, следовательно, не может быть выведена из опыта. Ее источником является разум. Наиболее обстоятельно идея рационализма разработана в трудах Декарта и его последователей, а также в окказионализме, который возник в ответ на неразрешенную проблему соотношения души и тела.
      Ренэ  Декарт (1596–1650 гг.) вошел в историю философии как один из родоначальников новой философии, выступивший с требованием пересмотра всей предшествующей традиции. Его труды «Правила для руководства ума», «Рассуждение о методе», «Размышления о новой философии» дают основание полагать, что Декарт сосредотачивает усилия на том, чтобы придать философии научный характер, освободить знание от всяких случайностей, источником которых, по его мнению, мог быть только опыт. Нужна философия, опирающаяся на такие предпосылки, которые нельзя было бы опровергнуть и из которых можно вывести всю систему наук. Для отыскания абсолютного основоположения Декарт предлагает воспользоваться принципами сомнения и непосредственной очевидности. Все существующее знание необходимо подвергнуть сомнению, с тем, чтобы отыскать такие положения, которые нельзя было бы опровергнуть. Сомнение одной стороной направлено против слепой веры, а другой стороной ориентировано на поиск наиболее очевидного и достоверного. Произведя эту операцию, Декарт получает то самое основание, в очевидности которого никто не может усомниться. Им является факт мышления: «Cogito ergo sum» (мыслю – следовательно существую). Это изречение Декарта, ставшее крылатым, выражает сущность его мировоззрения. Истинность этого исходного пункта познания, по утверждению Декарта, гарантирована Богом, вложившим в человека естественный свет разума.4
      3.2 Бенедикт Спиноза
      Спиноза определяет субстанцию как причину  самой себя, то есть то, что существует через само себя и познается из самого себя. Именуя субстанцию Богом, или природой, Спиноза тем самым  подчеркивает, что это не Бог теистических религий, он не есть личность, наделенная сознанием, могуществом и волей, не есть творец природных вещей, Бог - бесконечная безличная сущность, главным определением которой является существование, бытие в качестве начала и причины всего сущего. Бог — в самом мире, внутренне  присущ и родственен ему. Такое толкование позволяет Спинозе объявить Бога также и субстанцией. "Под Богом я разумею существо абсолютно бесконечное, т.е. субстанцию, состоящую из бесконечного множества атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность". В противовес Декарту Спиноза стремился доказать, что "нет ограниченной субстанции... нет двух равных субстанций... одна субстанция не может произвести другой". По учению Спинозы, субстанция- это природа в целом, существует сама по себе. Что же касается многообразных природных явлений, то они являются модусами субстанции, её состоянием.
      Спиноза противопоставил дуализму Декарта  принцип монизма. Переход от Декарта  к Спинозе как логическое продолжение  учения о субстанции связан с тем, что согласно Декарту существуют две сотворенные субстанции. Материя  и дух сотворены и нуждаются  в Боге для своего существования, однако, они самостоятельны и независимы друг от друга и от Бога. Обе субстанции являются тем, что они есть по сущности, а не через Бога: в их понятии  нет ничего, кроме них самих. В  сотворенных субстанциях налицо противоречие между сущностью и  существованием. Противоречие решается Спинозой так: ни материя, ни дух не имеют самостоятельной сущности, оба выражают сущность Бога каждый по-своему. Бог становится единственной субстанцией материи и духа, последние  же составляют лишь атрибуты Бога. Огромное достоинство философии Спинозы  заключается в обосновании тезиса о субстанциональном единстве мира. Его воззрениям свойственно диалектическое понимание мира.
      Монизм  Спинозы имеет пантеистический  характер: бог отождествляется с  природой. Представление о слиянии  Бога и природы, которое лежит  в основе учения Спинозы, называется пантеизмом; Бог, идеальное и материальное сплелись в одну единую, бесконечную  субстанцию. Бог Спинозы неотделим  от природы, не носит характера личности и имеет бесконечное множество  атрибутов. Дуализму Спиноза противопоставляет монистический тезис об одной-единственной, притом абсолютной божественной субстанции — природе. Что же касается многообразных природных явлений, то они, по учению Спинозы, являются модусами субстанции, её состояниями. Природа является с одной стороны природой творящей, а с другой - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое - Бог. Отождествляя природу и Бога, Спиноза отрицает существование сверхприродного существа, растворяет Бога в природе и тем самым обосновывает материалистическое понимание природы. Гилозоизм Спинозы состоит в том, что он считал, что не только органической (живой) природе, но и всей природе в целом (следовательно и неорганической, неживой) присущи жизнь и сознание т.к. сознание является атрибутом субстанции.
      Теория  познания Спинозы обосновывается им, исходя из понятия субстанции и ее атрибутов, и, прежде всего, мышления. Поскольку  атрибут мышления существует в нас  в форме идей, философ рассматривает  проблему истинности в виде отношения  идей к реальности. Все идеи как  бы заранее (априорно) содержатся в  Боге. Этим Спиноза подчеркивает их объективность. В Боге бытие идеи содержится вместе с бытием сущности, бытием существования и бытием возможности.
      Необходимость причин и следствий, проистекающих  из внутренних законов единой субстанции - единственный принцип мирового порядка. Причинное отношение для Спинозы  ценно само по себе, так как все  остальное обосновывается через  причину. Без причины нет действия, знание действия зависит от знания причины и заключает в себе причину. Для всего должна быть причина  или основание ее существования  или несуществования. Для бога нет причины несуществования. Спиноза делает причинность универсальной, хотя не указывает необходимости этого, кроме того, причина предполагается принципиально познаваемой.
      Заслуга Б.Спинозы заключается в том, что  он практически отождествил субстанцию и материю и тем самым вынужден был поместить причину существования  и движения материи в нее самое, то есть рассматривать субстанцию как  субъект.5
      3. 3 Готфрид Лейбниц  

      Подобно Декарту и Спинозе, Лейбниц о
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.