Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Роль и место ЦБ РФ в денежно-кредитном регулировании экономики

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ  

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ 
 

Институт  

Кафедра  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ 

по дисциплине «   »
 
на тему: 

«Роль и место ЦБ РФ в денежно-кредитном регулировании экономики» 
 
 
 

                                        Выполнил:
                                        студент Чернышева  Е.Л.
                                        группы ФиК-1  курса III 

                                        Проверил:
                                        доцент кафедры  
 

                                        Дата  сдачи «__»_______ 2011 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011 

     Содержание 

 

Введение

 
     Национальная  банковская система не может оставаться в стороне от мировых тенденций, отвечающих потребностям реального  и финансового секторов экономики  и соответствующих возросшему уровню социально-экономического положения  страны. Современная банковская система России характеризуется масштабными инновациями, это касается как технологий осуществления традиционных банковских операций, так и механизмов предоставления новых услуг. Инновации связаны с внедрением электронных технологий, дистанционным обслуживанием, значительными изменениями инфраструктуры.
     Центральный банк, в сущности, является определенной разновидностью банка как целого, но обладает специфическими особенностями, отличающими его от коммерческого банка. При сохранении национальной специфики в своей деятельности в отдельных странах центральный банк по сути остается общественным институтом, регулирующим денежный оборот в наличной и безналичной формах. Его цели и задачи реализуются в большей степени тогда, когда он подтверждает свой статус независимого института. Независимость центрального банка – главное качество его деятельности. Главное место в банковской практике занимает денежно-кредитная политика, методы и инструменты ее проведения. И именно здесь проявляют себя еще нерешенные проблемы, а методы денежно-кредитной политики не всегда оказываются эффективными. 

1. Банк России как один из наиболее эффективных органов государственного управления.

1.1. Краткие факты истории создания современного Банка России

     Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.
     2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков. В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.
     В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур Верховный Совет РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.
     20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).
     В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.
     С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.
     Свои  функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст. 75) и Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.
Руководители  Государственного банка  РСФСР – Центрального банка РСФСР –Центрального  банка Российской Федерации (Банка  России) 
1. Матюхин Г.Г. Председатель  Государственного банка РСФСР – Центрального банка РСФСР – Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в 1990-1992 гг.
2. Геращенко В.В. Председатель Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в 1992-1994 гг.; 1998-2002 гг.
3. Парамонова Т.В. исполняющий обязанности  Председателя Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в 1994-1995 гг.
4. Хандруев А.А. временно исполняющий  обязанности Председателя Банка  России с 8 по 22 ноября 1995 г.
5. Дубинин С.К. Председатель  Центрального банка Российской Федерации (Банка России) в 1995-1998 гг.
6. Игнатьев С.М. Председатель  Центрального банка Российской Федерации (Банка России) с 2002 г.– по н./в.

1.2. Государственное регулирование банковского сектора.

   Правовую  основу современного банковского дела заложило принятие в декабре 1990 г. двух основных нормативных актов: ФЗ от 2 декабря 1990 г. №341-1 «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и ФЗ от 2 декабря 1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности». Они имели большое значение, т.к. устанавливали юридические нормы организации банковской деятельности, однако не были актами прямого действия, отличались переходным характером, не обеспечивали безопасности банковской системы. В результате банковский сектор России первоначально развивался в правовом вакууме, что наложило на него отпечаток стихийности. Впоследствии банковское законодательство было существенно доработано. Однако до настоящего времени остается нерешенным ряд важных вопросов: о праве Банка России по владению, пользованию и распоряжению имуществом; его законодательной инициативе и организационно-правовом статусе; не определены такие понятия как банковские операции и сделки, депозит, платежная система и др.
   Государственное регулирование (рис.1) не может отменить кризисные ситуации в рыночной экономике, но своим вмешательством государственные органы помогают с меньшими потерями пережить сложные периоды и более эффективно адаптироваться в новой реальности.
   В значительной мере формирование активов  банковского сектора находится  под воздействием реализации собственно функций Банка России как одного из наиболее эффективных органов государственного управления. Действуя на основе Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России призван наряду с целями обеспечения устойчивости национальной валюты, эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов способствовать развитию и укреплению банковской системы России как целостной структуры воспроизводственного механизма российской экономики. 

 

   Рис.1. Государственное регулирование экономики 

   В настоящее время политику Банка  России можно оценивать как сдерживающую, умеренно-ограниченную, имеющую целью  сохранение управляемости экономикой и по возможности противодействие  инфляционным процессам. Умеренность  в денежно-кредитной политике связана, прежде всего, с планами стабилизации, а затем и замедления темпа роста денежной массы.
   Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка  России определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом и другими юридическими актами.
   В настоящее время Банк России выполняет три важнейшие функции:
   Основная (первая) функция – макроэкономическое регулирование: контроль за изменением денежной массы и соответственно за стабильностью национальной валюты. Используя такие инструменты, как изменение процентной ставки, курсов валют и обязательных резервов коммерческих банков, а также операции на рынке ценных бумаг и покупка валюты и драгметаллов у Минфина, ЦБ оказывает едва ли не решающее влияние на инфляционные процессы и все связанные с ними явления.
   Вторая  функция  - регулирование деятельности коммерческих банков, которое находится в его исключительной компетенции.
   Третья  функция – коммерческая деятельность, осуществляемая как непосредственно, так и через участие в капиталах бывших государственных банков, такая как операции на валютном рынке или на рынке ценных бумаг.
   Положение Банка России в системе органов  государственного управления уникально. Зависимость ЦБ от более высокопоставленных государственных структур ограничивается способностью этих структур изменить закон о его деятельности и сменить его руководителя. При этом Банк России – не только наиболее квалифицированная, но и наиболее закрытая структура государственного управления, утечки информации из него минимальны. Все это создает необходимые предпосылки для того, чтобы сделать Банк России и наиболее эффективным органом государственного управления.
   Функции Банка России в  области развития банковского сектора  страны можно систематизировать следующим образом:
    Функции Банка России, непосредственно касающиеся области организации деятельности кредитных организаций, включают: принятие решений о государственной регистрации кредитных организаций, выдачу лицензий или их отзыв (приостановление), установление правил проведения банковских операций и осуществления расчетов в России.
    Функции осуществления надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.
    Комплекс функций Банка России, относящихся к области макроэкономики и непосредственно регулированию сферы денежных отношений включает: разработку во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единой государственной денежно-кредитной политики; осуществление эмиссии наличных денег и организации налично-денежного обращения.
    Функции банковского регулирования и банковского надзора: поддержание стабильности банковской системы России и защита интересов вкладчиков и кредиторов.
     Независимость Центрального Банка в проведении денежно-кредитной политики обеспечивает решение таких проблем как доверие к ней, достижение целей его деятельности и обеспечение стабильности денежного обращения.
     Определенная  степень независимости является объективной необходимостью и условием эффективности деятельности центральных  банков по проведению денежно-кредитной политики и обеспечению валютной стабильности, которые нередко вступают в противоречие с краткосрочными целями правительства. В то же время независимость центрального банка имеет относительный характер, поскольку экономическая политика правительства не может быть успешной без согласования и тесной увязки денежно-кредитной политики с финансовой политикой, а также без учета общественного мнения.
     В последние годы Банк России расширял использование рыночных инструментов в оперативном регулировании  банковской ликвидности, совершенствовал нормативную и инфраструктурную базу рынка для создания возможности использования более широкого набора соответствующих инструментов.
     Состояние российской экономики значительно  ограничивает применение ряда инструментов денежно-кредитной политики. В последние годы Банк России реально использовал только нормативы обязательных резервов, рефинансирование, проведение депозитных операций, валютные интервенции. Их применение не всегда было направлено на обеспечение устойчивого долговременного экономического роста и значительного повышения уровня жизни населения.
     Успешная  реализация денежно-кредитной политики Банка России возможна только при  определенных условиях: сохранения благоприятной  конъюнктуры на мировых рынках энергоносителей; оздоровления финансового рынка; совершенствования бюджетной политики; реформирования банковского сектора. Кроме того, Банк России имеет неиспользованный арсенал инструментов и методов денежно-кредитной политики.
     Наряду  с денежно-кредитной политикой  важным способом воздействия на кредитные организации в целях повышения устойчивости функционирования банковского сектора экономики, является регулирование и надзор. Их актуальность определяется социальной ролью коммерческих банков, деятельность которых затрагивает имущественные и социальные права широкого круга граждан, предприятий, организаций, фирм, являющихся их акционерами, вкладчиками и кредиторами.
     Под банковским регулированием подразумевается  система мер, с помощью которых  государство через центральный  банк (или иной надзорный орган) обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банковского сектора. Регулирование осуществляется для поддержания устойчивости всего банковского сектора, а надзор (контроль) – для обеспечения надежности отдельных банков. Регулирование и надзор за банками является составной частью системы государственного регулирования не только финансово-кредитных, но и общеэкономических процессов.
     В развитых индустриальных странах совершенствованию  системы банковского регулирования  и надзора придается исключительное значение, что хорошо видно на примере активной деятельности Базельского комитета. Международная практика организации надзора за деятельностью финансовых посредников, которыми являются банки, представляет широкое разнообразие вариантов решения этой общей для всех стран проблемы.
     Историческое  осознание мировым банковским сообществом  необходимости создания системы  надзора за банками произошло  после крупных банковских крахов, разрушительных для всей экономики.
     Реализация  главной функции Банка России защиты и обеспечения устойчивости рубля невозможна без оказания воздействия на банковский сектор, целью которого является поддержание стабильности банковской системы РФ, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
     Практика  банковского регулирования и надзора сводится к разработке и реализации соответствующими органами установленных правил, основанных на действующем законодательстве и учитывающих конкретную экономическую ситуацию.
     Банк  России постоянно совершенствует методологию  банковского надзора, но остается много и нерешенных проблем, например, требования, предъявляемые к кредитным организациям в рамках лицензирования, еще не вполне отвечают международным подходам, российское законодательство регулирует некоторые вопросы лицензирования банковской деятельности весьма поверхностно. Система лицензирования, сформировавшаяся под влиянием разнообразных подходов и тенденций, является недостаточно четкой и обоснованной. Об этом свидетельствует существование нескольких видов банковских лицензий.
     Методология банковского надзора представляет собой управленческий цикл, начинающийся с разрешительных процедур (лицензирование), самих надзорных действий (анализ документов и инспекция) и завершающийся контролем (обратная связь) и санацией (финансовым оздоровлением или же отзывом лицензий, реорганизацией и ликвидацией). методология указанного цикла в России постоянно совершенствуется, приближаясь к международным стандартам. В соответствии с Базельскими принципами эффективного банковского надзора Банк России использует рекомендованные виды и методы надзора.
     Сфера банковского надзора обычно охватывает: оценку финансового состояния банков; контроль за соблюдением ими требований действующего законодательства, регулирующего  их деятельность; применения в соответствующих  случаях мер надзорного реагирования как предупредительного так и  принудительного характера. В классическом варианте банковский надзор включает в себя два основных компонента: лицензирование и надзор за повседневной деятельностью кредитных организаций.
     Целью процедур, осуществляемых в рамках лицензирования, является минимизация риска допуска на рынок банковских услуг или на отдельный его сегмент организаций, функционирование которых заведомо несет угрозу интересам кредиторов и клиентов или угрозу системного характера. Причиной угроз такого рода является потенциальная недобросовестность, недостаточная квалификация менеджмента, непрозрачность корпоративной структуры, препятствующая реализации требований рыночной дисциплины и осуществлению эффективного надзора, заведомая неэффективность управления, повышенная опасность принятия чрезмерных рисков и т.д.
     В последнее время сложилась особенность  лицензирования, заключающаяся в  том, что регистрация банков осуществляется в два этапа. Первый -  принятие решений по всем вопросам, имеющим значение при осуществлении кредитной организацией банковской деятельности (соответствие размера уставного капитала и активов, квалификация руководителя и главного бухгалтера требованиям банковского законодательства), возлагается на Банк России, а второй – функцию регистратора выполняет Федеральная налоговая служба.
     Обоснованным  представляется получение вместе с  банковской лицензией права на осуществление  банками профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Это обусловлено  не менее высокими требованиями к их профессиональной на всех сегментах финансового рынка, на который они получают доступ на основании банковской лицензии.
     Совершенствование лицензирования должно проводиться  по направлениям упорядочения надзора  за владельцами и руководителями кредитных организаций. Необходимо установить постоянный мониторинг за финансовым состоянием юридических лиц – держателей контрольных пакетов банков, что приведет к устранению возможности обхода нормативно установленных ограничений максимального риска при кредитовании путем создания контролируемых структур.
     Банку России также следует предоставить право на немотивированный отказ  в выдаче лицензии в случаях, когда  он располагает информацией о  недобросовестной репутации кандидата  на должность руководителя банка, его связях с криминальными структурами.
     Для улучшения качества регулирования  и надзора необходимо обеспечить реальную независимость надзорного органа и соблюдение требований невмешательства  в его деятельность.

2. Денежно-кредитная политика ЦБ

2.1. Денежно-кредитная политика ЦБ как важнейшее направление экономической политики государства

     Денежно-кредитная политика традиционно рассматривается как важнейшее направление экономической политики государства и представляет собой совокупность разработанных центральным банком совместно с правительством мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений в стране. С помощью этих мероприятий обеспечивается воздействие денежно-кредитной сферы на воспроизводственный процесс в целях регулирования экономического роста, повышения эффективности производства обеспечения занятости населения, стабильности внешнеэкономических связей, т.е. для решения важнейших стратегических задач, стоящих перед экономикой каждой страны.
     В общем виде целью государственного регулирования экономики является достижение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страны темпах экономического роста. Денежно-кредитная политика является одной из составных частей, подсистемой государственной экономической политики, включающей также структурную, финансовую, социальную и внешнеэкономическую политику. Следовательно, высшая цель государственной денежно-кредитной политики заключается в обеспечении стабильного экономического роста и совпадает со стратегической целью государственной экономической политики.
     Однако  эта цель достигается с помощью  мероприятий в рамках денежно-кредитной  политики, которые имеют свою специфику, осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Поэтому цели денежно-кредитной политики ранжируются. Промежуточной или тактической целью денежно-кредитной политики может быть и таргетирование инфляции, и денежное таргетирование, и стабилизация валютного курса.
     Текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанные выше глобальные стратегические задачи, например, на регулирование количества денег в обороте через регулирование денежных агрегатов (денежное таргетирование), регулирование курса национальной валюты (таргетирование валютного курса), достижение установленных ориентиров по инфляции (таргетирование инфляции) и т.п.
     Выбор промежуточной цели определяется степенью либерализации экономики и уровнем функциональной независимости центрального банка, стоящими перед ним задачами, его функциями в экономике. Кроме того, промежуточные цели денежно-кредитной политики тесно взаимосвязаны. Например, если в условиях свободно конвертируемой валюты центральный банк стремится к фиксации процентной ставки на определенном уровне, то в разработке мероприятий денежно-кредитной политики он должен будет принять устанавливаемый рынком курс национальной валюты, и наоборот, при выборе цели денежно-кредитной политики, связанной с ограничениями по валютному курсу, — учитывать складывающийся уровень процентной ставки. Если же центральный банк ставит целью поддержание реальной процентной ставки на положительном уровне для стимулирования инвестиций, то он должен одновременно проводить политику таргетирования инфляции и т.п.
     В общем виде в основе денежно-кредитной  политики лежит теория денег, изучающая, в частности, процесс воздействия  денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. В современных условиях государства с рыночными моделями экономики используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики:
     • политика кредитной экспансии, или  «дешевых» денег;
     • политика кредитной рестрикции, или  «дорогих» денег (рис 2).
     Кредитная экспансия центрального банка увеличивает  ресурсы коммерческих банков, которые  в результате выдаваемых кредитов увеличивают общую массу денег в обороте. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономика денежными ресурсами.
     Кроме того, чрезвычайно важное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики имеет стабильность банковской системы. Банковская система любой страны является необходимой составляющей ее экономики. В рамках денежно-кредитных отношений банки обеспечивают непрерывность функционирования сфер производства и потребления. Банковский сектор является тем каналом, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике. Следовательно, регулирование центральным банком деятельности коммерческих банков можно рассматривать также как одно из направлений денежно-кредитного регулирования экономики со стороны центрального банка. 


     Рис.2. Денежно-кредитная политика. 

     Выбор правильной концепции денежно-кредитной политики в России весьма затруднен. Это связано с тем, что, с одной стороны, в стране действуют инфляционные факторы, которые требуют сокращения денежной массы, что предполагает использование кредитной рестрикции, но с другой стороны, государству необходимы инвестиции, для чего нужно проводить политику кредитной экспансии. Поэтому денежно-кредитная политика должна сочетаться с гибкой бюджетной, налоговой и структурной политикой Правительства Российской Федерации.
     За  последние 10-15 лет экономическая ситуация в России кардинально изменилась, В значительной степени это явилось результатом новой, рыночной мотивации всех экономических субъектов. Изменился и подход к реализации денежно-кредитной политики: если в начале периода реформ решения, принимаемые в области денежно-кредитного регулирования, носили часто противоречивый характер, что приводило к дестабилизации в экономике страны, то сегодня можно говорить об улучшении ситуации, хотя до сих пор политика Банка России не до конца последовательна и часто не согласуется с мнением ряда специалистов в области экономики.
     Сегодня Банк России достаточно четко определяет цель денежно-кредитной политики - таргетирование инфляции - и конкретные меры, направленные на подержание стабильности внутренних цен и валютного курса российского рубля. Кроме того, определяются количественные ориентиры макроэкономических пропорций.
     Банк  России следует принципам единой государственной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, сформировавшимся в последние годы. Снижение инфляции до запланированного уровня является главной целью денежно-кредитной политики. Вместе с тем при реализации политики, направленной на снижение инфляции, Банк России учитывает влияние динамики обменного курса национальной валюты на состояние российской экономики. Россия, как страна с открытой и недостаточно диверсифицированной экономикой, сильно зависящая от внешней экономической и финансовой конъюнктуры, сегодня не имеет возможности перейти к режиму свободно плавающего валютного курса рубля. По каналам текущего счета платежного баланса предложение иностранной валюты устойчиво превышает спрос. Счет движения капитала платежного баланса нестабилен как по объемам, так и по направленности финансовых потоков. В таких условиях, как показывает практика многих стран, необходимо использовать режим управляемого плавающего валютного курса, прежде всего в целях исключения резких колебаний обменного курса национальной валюты. По мере создания необходимых условий Банк России будет постепенно сокращать свое участие на внутреннем валютном рынке, осуществляя тем самым переход к режиму свободно плавающего валютного курса и сосредоточивая усилия на максимально точном достижении целей по уровню инфляции. Эффективное функционирование в составе федерального бюджета Стабилизационного фонда Российской Федерации, который аккумулирует дополнительные доходы от высоких цен мирового рынка на энергоносители, а также совершенствование структуры российской экономики, в том числе ее экспортного сектора, являются важнейшими предпосылками ускорения этого процесса.
     Использование процентной ставки как механизма  денежно-кредитного регулирования  посредством ее снижения до уровня соответствующего целевому ориентиру развития экономики, приводит к активизации роли процентных ставок, а также к увеличению роли банков в кредитовании предприятий. Следует, однако, заметить, что изменения ставки рефинансирования не оказывают непосредственного влияния на производственный сектор экономики и рост ВВП, снижение ставки рефинансирования опосредованно приводит к снижению издержек обращения денег и корректировке рыночной ставки ссудного процента в свою очередь, что делает банковские кредиты более доступными для экономических агентов.
     Вместе  с тем необоснованное изменение ставки рефинансирования может дать неправильные ориентиры кредитным организациям в их процентной политике и привести к диспропорциям в налоговой сфере, так как в настоящее время ставка рефинансирования определяет уровень процентных ставок по кредитам «овернайт» и по операциям «валютный своп», а также используется при расчете штрафов и пени, ставок налогов и налогооблагаемой базы по налогу на прибыль корпораций. За рубежом изменение учетной ставки наполовину и даже на четверть процента оказывает существенное влияние на состояние экономики. Этот весьма тонкий механизм настройки России пока не слишком доступен. При воздействии на предложение денег в рамках денежно-кредитной политики центральный банк проводит политику поддержания плановых темпов роста денежной массы (таргетирование) за счет связывания излишних денежных средств на счетах Правительства РФ (в том числе в Стабилизационном фонде) и проведения операций на открытом рынке, где Банк России выступает в качестве продавца или покупателя государственных ценных бумаг.
     Разработка  центральным банком денежно-кредитной  политики определяется также степенью его независимости от государства (функциональная независимость центрального банка). Функциональная независимость предполагает самостоятельность центрального банка в выборе инструментов проведения денежно-кредитной политики. Она проявляется также в том, что центральный банк не обязан автоматически выдавать денежные средства правительству для финансирования государственных расходов и оказывать ему предпочтение в предоставлении кредитов. Кроме того, для функциональной независимости имеет значение характер инструментов денежно-кредитной политики и осуществляемого им контроля за кредитной системой, а именно; применение преимущественно рыночных или административных методов контроля.
     В соответствии с Федеральным законом  от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России обладает достаточно высокой степенью независимости в разработке и проведении денежно-кредитной политики. Он учитывает цели и задачи экономической политики государства, но в процессе формирования денежно-кредитной политики в значительной мере опирается на собственные прогнозы экономического развития.
     Функциональная  независимость центрального банка  приводит к необходимости осмысления проблемы дискреционной денежно-кредитной  политики, предполагающей изменение текущей политики центрального банка в соответствии с экономическими событиями в стране и мире. Примером такого решения может служить резкое повышение ставки рефинансирования Банком России в июне 1998г. с 80 до 150% в связи с нарастанием кризиса, хотя в качестве цели денежно-кредитной политики на 1998 г. было заявлено о постепенном снижении ставки рефинансирования. После преодоления «пика» кризиса ставка была снова снижена и имела тенденцию к уменьшению. Аналогично оценивается и поведение Банка России в июле 2004 г. при проявившихся признаках кризиса в банковской системе.
     Таким образом, денежно-кредитная политика должна иметь стратегию и тактику, но допускать реакцию центрального банка на временные изменения экономической конъюнктуры. Жесткое следование установленным ориентирам денежно-кредитной политики, например, приросту денежной массы, при изменении в течение года спроса на деньги может привести к нежелательным инфляционным последствиям или к ограничениям совокупного спроса. А это, в свою очередь, снижает доверие к действиям центрального банка. Так, в разделе документа «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» проводится количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики в текущем году и прогноз возможности достижения их с помощью определенных мероприятий или посредством их корректировки,

2.2. Методы денежно-кредитной политики

     Методы  денежно-кредитной политики - это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики - центральный банк как государственный орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики - воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.
     Современная система методов денежно-кредитной  политики столь же разнообразна, как  и сама денежно-кредитная политика. Классификацию методов денежно-кредитной политики можно проводить по различным признакам.
     В зависимости от связи метода денежно-кредитной политики с поставленной целью различают прямые и косвенные методы.
     Прямые  методы - это административные меры в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Максимальные размеры ставок по кредитам или депозитам являются примерами мер контроля в области процентных ставок.
     Реализация  этих методов дает наиболее быстрый  эффект с точки зрения контроля центрального банка за максимальным объемом или ценой депозитов и кредитов, за количественными (денежное предложение) и качественными (спрос на деньги) переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги денежно-кредитной политики сокращаются.
     Временные лаги - это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания этой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.
     Временные лаги значительно усложняют проведение эффективной денежно-кредитной политики, Например, целью денежно-кредитной политики является стабилизация цен. В условиях, когда цены растут скачкообразно, а уровень инфляции изменяется «лавинообразно», приобретая характер галопирующей, у центрального банка может не быть достаточной информации о факторах, влияющих на цены. Кроме того, факторы инфляции могут носить немонетарный характер (например, структурные и административные факторы, административное повышение цен на платные услуги, устанавливаемые правительством). Происходит осознание необходимости принятия мер по стабилизации уровня цен, формулировка этих мер и начало их осуществления. На все это необходимо время, а ситуация в экономике может поменяться.
     Применение  прямых методов денежно-кредитной  политики позволяет непосредственно влиять на денежные агрегаты, распределение ссуд и издержки заимствований. Они наиболее привлекательны для государственных органов как методы регулирования и перераспределения денежных ресурсов, особенно в условиях экономического кризиса. Прямые методы легче применять, они требуют меньше затрат, последствия их применения более предсказуемы. Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке. В конечном счете они могут способствовать  снижению конкурентных преимуществ банков по сравнению с другими финансовыми институтами, которые не находятся под прямым жестким контролем центрального банка.
     Кроме того, следует учитывать то, что  денежно-кредитная политика является частью общей экономической политики государства и влияет в целом на воспроизводственный процесс в национальной экономике, Применение прямых методов денежно-кредитной политики, направленных, в частности, на сдерживание инфляции, может вызвать ряд отрицательных последствий общеэкономического характера. Например, если таргетирование инфляции достигается за счет прямого регулирования (сокращения) денежной массы со стороны центрального банка в рамках жесткой рестрикционной денежно-кредитной политики, то это приводит к резкому уменьшению уровня монетизации валового внутреннего продукта (ВВП), к деформациям в выполнении деньгами функции средства обращения и платежа, натурализации экономических отношений, появлению  денежных суррогатов, к расширению «теневой экономики».В свою очередь, расширение «теневой экономики» означает рост недоимок платежей в бюджет и, как следствие увеличение государственного долга по заработной плате бюджетным организациям и социальным выплатам. Применение прямых жестких монетарных методов со стороны центрального банка может вызвать замедление темпов роста экономики и более или менее продолжительную рецессию. Экономика может при этом попасть в так называемую инфляционную или ликвидную ловушку, а именно: резкое сокращение денег в обороте ведет к столь же резкому падению спроса и доли оборотных средств в общей структуре фондов предприятий. Следствием последнего является свертывание производства и неплатежи, а затем возникновение новой инфляционной волны при более низком уровне производства. Таким образом, временная финансовая стабилизация может достигаться за счет дальнейшего умирания производства.
     Поэтому центральные банки стран с  развитой рыночной экономикой с 1980-х  годов практически отказались от прямых методов денежно-кредитной политики и прибегают к ним в исключительных случаях, когда необходимо принять «быстрые меры реагирования», например, в условиях резкого развития экономического кризиса.
     В России также происходил постепенный  отказ от прямых методов проведения денежно-кредитной политики. С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики, были отменены ограничения на объемы вкладов населения, уменьшилась «политизированность» российских банков, центральный банк отказался от подавления инфляции только одним способом - сжатием денежной массы в обращении. Но в условиях кризиса 1998 г. Банк России опять перешел к административным методам.
     Практика  формирования рыночной экономики и  ее развития доказали низкую эффективность  прямых методов денежно-кредитной  политики. Как следствие, происходит повсеместное вытеснение прямых методов  денежно-кредитной политики косвенными.
     Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют больший временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако их применение не приводит к деформациям рынка. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка.
     Переход к преимущественно косвенным  методам денежно-кредитной политики объективно сопряжен с общемировым процессом финансовой либерализации, повышением степени независимости центрального банка, его функциями в экономике. В 80-х годах этот переход происходил в большинстве стран с развитой рыночной экономикой без каких-либо проблем и обратных тенденций. Этому способствовала и благоприятная макроэкономическая ситуация. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой вытеснение прямых методов денежно-кредитной политики косвенными обусловливалось реформами в банковских системах, направленными на либерализацию их функционирования.
     Помимо деления методов денежно-кредитной политики на прямые и косвенные различают также общие и селективные методы.
     Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.
     Селективные методы регулируют конкретные виды кредита  и носят в основном директивный  характер. Посредством этих методов  решаются частные задачи, такие, как  ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или некоторых видов  ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, центральный банк сохраняет за собой функции цёнтрализованного перераспределения кредитных ресурсов, не свойственных центральным банкам стран с рыночной экономикой, поскольку они искажают рыночные цены и распределение ресурсов.
     Классификацию методов денежно-кредитной политики можно также провести в зависимости  от объекта воздействия. Это - методы денежно-кредитной политики, воздействующие непосредственно на денежное предложение, и методы, регулирующие спрос на денежном рынке.
     Под предложением денег понимается денежная масса, находящаяся в обращении  и складывающаяся из соответствующих денежных агрегатов. Методы регулирования денежного предложения зависят от целей, которые ставятся в рамках денежно-кредитной политики конкретной страны.
     Если  целью денежно-кредитной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то проводится жесткая рестрикционная политика преимущественно методами количественных ограничений.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.