На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Особенности культуры Древней Руси

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 22.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФГБОУ ВПО Уральский государственный экономический университет
ЦЕНТР ДИСТАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ  
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по  дисциплине: «Культурология»
на  тему: «Особенности культуры Древней  Руси»
Вариант №15 
 
 

                                                             
                                                               Преподаватель: Атманских Е.А.
Исполнитель: студентка гр. ЭПБ-11Р
                                                                                 Макеева И. А. 
 
 
 
 

Екатеринбург
2011
     Содержание 

     Введение…………………………………………………………………………3
     1. Язычество древней Руси и принятие христианства. Наследие византийской культуры………………………………………………………………4
     2. Формирование на Руси особого типа духовности и её воплощение в архитектуре, иконописи, литературе, фольклоре, народных ремёслах……….10
     2.1 Древнерусская архитектура……………………………………………...11
     2.2 Развитие литературы и фольклора  в Древней Руси……………………..13
     2.3 Древнерусская иконопись………………………………………………...16
     2.4 Древнерусские народные ремесла………………………………………..17
     3. Проблема самобытности русской культуры и становление русского национального характера в осмыслении философов и источников ХIХ–ХХ ВВ…………………………………………………………………………………….19
     Заключение…………………………………………………………………….23
     Список  используемой литературы……………………………………….......24 
 
 

 


Введение
     История Древней Руси охватывает период с X по XVII веков. Несмотря на то, что за это время произошли большие изменения в образе жизни и мировоззрении народа, культура данного периода имеет общие типические черты. Она качественно отличается от языческой культуры дохристианской Руси. Древнерусская культура формировалась на основе древнеславянского языка как средства культурного общения и сочетания двух идеологий – христианства и древней языческой традиции.
     Культура  Руси складывается в те же века, что  и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям – хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории.
     На  развитие русской культуры влияло также  то, что Русь складывалась как равнинное  государство, открытое всем как внутриплеменным  отечественным, так и иноплеменным международным влияниям. В общей  культуре Руси отразились как традиции полян, северян, радимичей, новгородских славян, других восточно-славянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась.
     Цель  контрольной работы – обозначить особенности культуры Древней Руси. Для реализации поставленной цели необходимо решить задачи:
     1. Обобщить научную литературу по данному вопросу
     2. Дать характеристику язычества на Руси. Изучить архитектуру, фольклор, иконопись и литературу древнерусской культуры
     3. Обозначить проблему самобытности русской культуры в осмыслении философов и историков ХIХ–ХХ вв.
1. Язычество древней  Руси и принятие  христианства. Наследие  византийской культуры 

     Понятие «язычество» происходит от слова  «языки», т.е. отождествляется непосредственно  с сутью конкретного народа, племени  и выступают самобытной формой освоения природного бытия конкретным обществом  и человеком. Языческая культура – это первый системообразующий социокультурный слой, с которого начинала формироваться и строиться любая цивилизация. Ее значение в истории русской культуры определяется прежде всего тем, что она, во-первых, выступила в качестве духовной силы, объединившей многочисленные славянские племена, во-вторых, сумела сохранить и развить архетипы (первопринципы и первообразы) национальной культуры.
     Славянское  язычество – это одна из частей огромного комплекса первобытных  воззрений, верований, которые послужили  основой для всех мировых религий.
     Языческое мировоззрение лежало в основе миропонимания  славян. Миропонимание и его эволюция является сложным и многогранным процессом, находящегося в зависимости  от самых разных обстоятельств и  связано со степенью познания мира и природных явлений, а также  с тем или иным видом хозяйственной  деятельности.
     Славянскому образному мышлению издревле был  свойственен антропоморфизм, т.е. перенесение  человеческих свойств на область  нечеловеческую. Древние славяне  обожествляли природу, признавали наличие  за предметами и явлениями внешней  природы мыслящей человеческой силы, поклонялись солнцу, небу, воде, земле, ветру, деревьям, птицам, камням. Все  это выражалось в их разных верованиях, празднествах и обрядах, создаваемых  и учреждаемых на основании этого  обожествлении природы. Их религиозные  представления отчасти выражались в форме идолов. Они поклонялись небу под именем Сварога, солнцу под именем Даждьбога, благодетельному богу скота Велесу, грому и молнии под именем Перуна, богу ветров Стрибогу, Мокоши – богини плодородия, огню и другим явлениям природы. О своих богах славяне слагали мифологические сказания и легенды.
     Славяне верили в невидимые души умерших, которые подобно дыму от сжигаемых  жертв поднимаются к небу и  небесным властителям. Место захоронения горшка для еды с прахом предка становилось местом культа предков. Они чествовали умерших прародителей, считали их покровителями и приносили им жертвы.
     Быт и культура наших далеких предков  отражает одновременно и любовь к  природе, ощущение красоты окружающего  мира и страх перед природой, силам  которой они противопоставляли  заговоры, заклинания, магическую обрядность. Всевозможные праздники и обряды славян были связаны с аграрной магией и молениями об урожае.
     Годичный  цикл древнерусских празднеств у  славян был связан с языческими молениями  и слагался, во-первых, из четырех  солнечных фаз и связанных  с ними праздниками: святками, масленицей, праздника Купалы – «зеленые святки»  и праздника урожая в сентябре и во-вторых, молениями о дожде и о воздействии вегетативной силы на урожай.
     С древнейших времен, человек, охраняя  себя от злых сил, покрывал одежду и  жилище изображениями – оберегами, сплетая охранительную символику  в единый образ мироздания. Древнерусский  язычник, ожидавший опасности от всего мира, по которому дуют «злые  ветры», защищался не отдельными элементами мира, а системой мироздания, взятой не в статике, а в ее естественной, законоустановленной динамике.
     Множество магических обрядов и поверий  было связано с постройкой дома. С удивительной строгостью соблюдалась  древняя картина мира в системе  его архитектурного убранства. Снаружи и внутри дома все покрывалось орнаментикой. Орнаментика внешнего вида восточнославянского жилища сохранила почти в полной неприкосновенности древнюю, идущую чуть ли не из энеолита оберегающую символику. Когда человек покидал свой дом-крепость, то овеществленные заговоры, если так можно назвать орнамент, переносились на одежду. Все предметы, связанные с изготовлением полотна для одежды, густо оснащались заклинательными знаками. Сама одежда, особенно женская, была насыщена символикой, опять-таки воспроизводившей макрокосм. Верхняя часть одежды, головной убор, посвящалась небу. Здесь господствовало изображение солнца и птиц. Сами народные названия головных уборов были связаны с птицами: «сорока», «кокошник» (от «кокоши» – курицы). Декоративные ленты, спускающиеся от кокошника к груди – «рясны» имитировали дождь. Этнографически известные нам вышивки дают на рубахах и поневах символы засеянного поля, земли, а археология добавляет, исчезнувший впоследствии, символ нижнего мира: на свисающих вниз концах поясов изображались головы ящеров. Таким образом, язычники прибегают к модели мира и микрокосм человеческого быта (дом, одежда, украшения) воспроизводит макрокосм, мир в его неразделенном целом. Привнесение элементов динамики (движущееся по небу солнце, идущий дождь) должно было увеличить магическую силу глубоко продуманной надолго вкоренившейся в народную жизнь орнаментики.
     В Х веке языческая культура достигла своего апогея. Стихийно создававшаяся  на протяжении многих столетий, она, в  условиях сложившейся государственности  и в противоборстве с появившимся  христианством, вооруженным мощным арсеналом византийской культуры, стала  напряженно совершенствоваться, обновлять  ритуалы, воскрешать архаичные пласты народной мифологии, соучаствовать  в создании нового народного эпического жанра.
     Крупнейшей  политической силой средневекового мира в Х в. становится христианство, которое охватило три четверти Европы, Закавказье и значительную часть Ближнего Востока. Христианство превратилось к этому времени в хорошо разработанную религию классового общества с главным тезисом «рабы да повинуются господам своим». Принятие христианства должно было содействовать укреплению государственности.
     Сложившиеся общественные, политические и идейные  особенности развития образовавшегося  молодого европейского государства  Киевской Руси привели в 988г. к принятию христианской веры как общерусской  государственной религии.
     Византия  вплоть до XII в. экономически превосходила все европейские державы. Здесь  были высоко развиты строительная техника, точные и естественные науки. Константинополь был «золотым мостом» между Востоком и Западом. Византийская культура впитала художественные традиции населявших ее народов (греков, сирийцев, армян, грузин, славян, населения Крыма и др.).
     Русские люди значительно выросли духовно  за предшествующее столетие. Их горизонт расширился, благодаря ежегодным заморским поездкам в христианские земли (Болгарию, Царьград, византийский Левант) и на мусульманский Восток), беседы с толмачами, знакомство с культовым искусством (это вылилось в форме летописного рассказа «испытания вер») – все это развивало русских людей и раскрывало перед ними противоречивый мир соперничающих мировых религий и мелких сект.
     Христианская  церковь укрепляла новую феодальную государственность, создавая идеологию  нового господствующего класса, содействуя его сплочению и входя составной  частью в этот класс. В то же время  она очень умело, во всеоружии  разнообразных средств церковной  литературы, искусства, театрализованного  богослужения противодействовала классовой  борьбе, объявляя всякое сопротивление  властям вне закона божеского  и человеческого.
     Христианизированная Русь равноправно вошла в круг европейских государств. С ним были установлены дипломатические отношения, двусторонние посольства, совершались династические браки, определившие родственные отношения Руси со многими европейскими странами. Союза с киевскими князьями искал и папа римский. Расширение торговых и политических связей превратило Русь в одно из самых могущественных государств. В этом смысле выбор религии был связан и с выбором политической ориентации.
     Через Византийскую культуру Русь получила возможность ознакомиться в опосредованной форме с традициями античной культуры.
     Обращение к Византии, христианизация Руси, а  отсюда непосредственное соприкосновение  со всеми формами византийской культуры происходит в один из периодов ее наибольшей содержательности и подъема.
     Христианство  как мировая религия с большим  запасом богослужебной и светской литературы победило, но греческие  священники застали на Руси не только глухие медвежьи углы, но и большие  города, где сложилась своя культура, своя языческая письменность, свой эпос и свое высокое военное искусство, позволившие принять новую веру без унизительного вассалитета.
     Греческое христианство застало на Руси значительно  развитую языческую культуру со своей  мифологией, пантеоном главным божеств, жрецами, и, по всей вероятности, со своим  языческим летописанием. Формально  Русь приняла крещение, и язычество  начало свой долгий путь слияния с  христианством.
     Христианство  закономерно наслоилось на язычество, впитало отдельные языческие  традиции. В данном случае мы наблюдаем  не смену устаревшего языческого типа культуры возникающим новым  – христианским, а наслаивание  нового на сохраняющееся (может быть несколько трансформируемое) старое. В соответствии с новыми условиями  создается своеобразная амальгама  старых и новых форм, названная  двоеверием. Двоеверие – это система  религиозных представлений, в которых  языческие и христианские верования  пересекались, взаимодействовали и  проникали друг в друга.
     Однако  было бы несправедливо связывать  все богатство древнерусской  культуры с христианством. Больше всего  оно воздействовало на официальный  слой культуры. Культура народная также  испытывала это воздействие, но в  меньшей мере, а само влияние распространялось на нее гораздо медленнее. Говоря о влиянии византийской культуры на древнерусскую, следует иметь в виду, что это не было явлением засилья. Во-первых, византийское влияние было не источником, а следствием развития древнерусской культуры, оно вызывалось внутренними потребностями древнерусского общества, его готовностью к восприятию достижений более высокоразвитой культуры. Во-вторых, оно не было насильственным. Русь не была пассивным объектом его приложения, наоборот, она играла активную роль в этом процессе. В-третьих, заимствованные культурные достижения подвергались глубокой трансформации под воздействием местных традиций, творчески перерабатывались и становились достоянием самобытной древнерусской культуры.
     Христианство, несомненно, сообщило мощный импульс  культурному развитию, но это не дает основания говорить о том, что  русская культура родилась вместе с  христианством: с его принятием  сменился лишь тип культуры.
     Самобытная  культура Древней Руси, развивавшаяся  в постоянных контактах с культурами других стран и народов, стала  важным компонентом культуры средневекового мира.
 

     2. Формирование на  Руси особого типа  духовности и её  воплощение в архитектуре,  иконописи, литературе, фольклоре, народных  ремёслах 

     Влияние православия на развитие духовной культуры Древней Руси столь велико, что  многим исследователям оно представляется единственным источником, основой и  началом русской духовности. Как  правило, эту позицию отстаивает большинство церковных историков, утверждая, что до принятия христианства восточные славяне не имели совершенно ничего: ни государственных представлений, ни национального сознания, ни самобытной культуры. По их мнению, только с принятием  христианства началось приобщение славян к духовным ценностям и именно в церкви родилась русская национальная культура. Данная точка зрения не плод нынешних размышлений. Основным тезисом славянофилов, к примеру, было убеждение, что верования восточной православной, т.е. греческой (византийской), церкви суть фундамент русского национального духа.
     Влияние православия на формирование русской  духовности в научной литературе оценивается неоднозначно. Одни исследователи  формирование духовности связывают  с крещением Руси. Другие авторы оценивают уровень развития наших  предков в доправославный период как достаточно высокий, позволивший принять христианство и, учитывая накопленный опыт, синтезировать его с национальными мировоззренческими установками.  
 
 
 
 

     2.1 Древнерусская архитектура 

     Основные  принципы храмовой архитектуры на Руси пришли из Византии, но с течением времени  создалось самостоятельно существующее явление мировой культуры – архитектура  Древней Руси. Русская культура, несмотря на свои отчетливые особенности, не была замкнута. В создании удивительного  своеобразия древнерусской архитектуры  участвовали, кроме греков-византийцев, мастера из Болгарии и Сербии, Италии и Германии, Чехии и Польши, позже  Франции, Англии, Швейцарии. И все  равно архитектура Древней Руси – уникальное, яркое выражение  национального духа.
     В Х-ХI вв. Русь называли страной городов: их было почти три сотни. В городах строились оборонительные сооружения, жилые дома, княжеские палаты, монастыри и соборы.
     Древнейшие  сохранившиеся до наших дней каменные постройки – это храмы середины XI в. Русью тогда правил Ярослав Мудрый, столицей государства был Киев. В этом городе, на месте победоносной битвы киевлян с печенегами, Ярослав Мудрый велел заложить в 1037 г. собор Святой Софии. Для той эпохи это было невиданное по масштабам строительство. Высота грандиозного собора, сооруженного в византийской традиции, равнялась 55 м, а длина – 37 м. Рядом с главным куполом возвышалось еще 12 (тринадцать куполов символизировали Иисуса Христа и двенадцать апостолов).
     Внутри  собор украшен цветными мозаиками  и фресками. По свидетельству летописцев, в Европе тогда не было сооружений, способных сравниться с киевской Софией.
     На  протяжении нескольких столетий «второй  столицей» (после Киева) был Новгород Великий. В 1045-1050 гг. повелением князя  Владимира, сына Ярослава Мудрого, был  возведен один из самых известных  соборов Древней Руси – София  Новгородская, ставшая символом города. Она в меньшей степени связана  с византийской традицией. Можно сказать, что по выразительности и лаконичности внешнего облика и убранства родственна суровой северной природе.
     К концу XII в. возвысилось Владимиро-Суздальское  княжество. Владимирские зодчие создавали  храмы удивительной красоты. Особо  выделяется церковь Покрова на реке Нерль (1165 г.). К шедеврам древнерусского зодчества относятся также Успенский (1158-1160 гг.) и Дмитровский (1193-1197 гг.) соборы и Золотые ворота (1164 г.) во Владимире.
     Москва  первоначально была пограничной  крепостью Владимиро-Суздальского княжества. В XIII-XIV вв., оказавшись на пересечении  оживленных торговых путей, она быстро развивалась, а с образованием Московского  княжества стала его столицей. Расцвет московского зодчества  начинается в конце XV в., когда завершилось объединение русских княжеств в единое государство и князь Московский Иван III стал великим князем всея Руси. В те годы и началась перестройка Кремля – центра Москвы со времен ее основания.
     Особое  место в истории русской архитектуры  занимает деревянное зодчество. Русские  мастера умели строить простые, удобные избы (прежде говорили не «строить», а «рубить», потому что работали только одним инструментом-топором). Они украшались красивой резьбой. Из дерева возводились также и боярские терема, и царские дворцы, например дворец в селе Коломенском под  Москвой. Одна из самых знаменитых деревянных построек – Преображенская церковь  на острове Кижи (Онежское озеро), восьмигранная  башня с целой гроздью декоративных главок.
 

     2.2 Развитие литературы  и фольклора в  Древней Руси 

     Языческая Русь, различные слои населения и  области русских земель X в. обладали достаточной культурой, наследием  которой являются многочисленные былины, предания, сказки, легенды, песни, обряды, игры. Их истоки шли из далеких глубин первобытности. До возникновения литературы словесное художественное творчество восточнославянских племен существовало в устной форме. Скачок в царство  литературы произошел одновременно с появлением на Руси христианства и церкви, потребовавших письменности и церковной литературы. Высокий уровень фольклора сделал возможным восприятие новых эстетических ценностей, с которыми знакомила письменность.
     Богатый и выразительный литературный язык, организованное письмо было перенесено нам из Болгарии. Уже с X в. начинают проникать переведенные и созданные  в Болгарии сочинения. В это же время создается и первое компилятивное  произведение русской литературы так  называемая «Речь философа», в которой  рассказывается история мира от его  «сотворения» и до возникновения  вселенской церковной организации. Словесность на Руси долгое время  существовала в рамках рукописной традиции.
     Древнерусская литература не таит эффектов гениальности, ее голос негромок, авторское начало приглушено. Крупных писателей в  Древней Руси было немало: Иларион, Нестор, Симон и Поликарп, Кирилл Туровский, Климент Смолятич, Серапион Владимирский многие другие. Тем не менее, литература Древней Руси не была литературой отдельных писателей: она, как и народное творчество была искусством надиндивидуальным. Литература предстает перед потомками как одно колоссальное произведение, подчиненное одной теме с борением идей и контрастами и имевшая мало развлекательного. Древнерусские писатели обладали замечательным «чувством плеча», они создавали циклы, своды и ансамбли произведений. Все произведения могут быть поставлены в один ряд друг за другом и всегда ясно, к какому реальному историческому времени и реальному географическому пространству они могут быть отнесены авторами. Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни. Чувство величия, значительности происходящего было основным ее стилеобразующим элементом. Она стремится рассказывать о реальном, открытый вымысел древними авторами не допускался. Древнерусская литература не знает условных персонажей. В ней упоминаются только лица сыгравшие значительную роль в исторических событиях: Борис и Глеб, Феодосий Печерский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский и т.д.
     Всю древнерусскую литературу можно  разделить на две части: переводную и оригинальную. Перевод рассматривался как часть собственной национальной словесности. Наряду со Священным Писанием переводились произведения и раннехристианских отцов церкви IV-VI вв., например, Иоанна Златоуста, и Псалтырь, и патерики (жизнеописания отцов церкви), и различная богослужебная литература.
     Первые  оригинальные сочинения, написанные восточнославянскими  авторами, относятся к концу XI-началу XII вв. Среди них такие выдающиеся памятники как «Повесть временных  лет», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского», «Слово о  законе и благодати». Жанровое разнообразие древнерусской литературы очень  условно и невелико: летописание, житие, слово, мифы и былины. Летопись занимает центральное место среди  древнерусских литературных жанров. Она развивалась в течение  восьми веков (XI-XIII вв.). Древнейшая русская  летопись носит название «Повесть временных  лет». Авторство повести приписывают  монаху Киевско-Печерской лавры Нестору, создавшему ее около 1113 г. Основная идея произведения глубоко патриотична – единство Русской земли. Летописцем осуждаются княжеские усобицы и кровавые распри, начавшие сотрясать тогда Русскую землю. Он обобщает сведения не только Киева, но и Новгорода, Суздаля, Чернигова, что придает «Повести» общенациональный характер.
     Торжественное красноречие – область творчества, требовавшая не только глубины идейного замысла, но и большого литературного  мастерства. Древнейшим, дошедшим до нас  памятником этого жанра является «Слово о законе и благодати» первого  киевского митрополита Илариона. К жанру красноречия относятся Речи, называвшиеся в старину поучениями и словами. «Золотой век» их развития приходится на XII в., но уже в XIII в. этот жанр приходит в упадок и постепенно исчезает из литературного обихода. Поучения преследовали практические цели назидания, информации, полемики. Ярким образцом этого жанра является «Поучение Владимира Мономаха».
     К концу языческого периода окончательно оформляется новый эпический  жанр – былины, к которому должны были быть причастны «велесовы внуки», поэты-сказители, гусляры, воспевавшие всех поименно. Содержание первых было связано с мифологической памятью народа. Со временем новый эпос стал полнокровно отражать то новое в жизни государства, что бурно развивалось в конце языческого периода. Произошла как бы секуляризация эпоса, в котором уже не было ни Перуна, ни Велеса, ни Хорса. Единственной связью былин с мифологическими кощунами был былинный эпитет Владимира Красное солнышко.
     Древняя Русь оставила много кратких похвал книгам. Всюду подчеркивалось, что  книги приносят пользу душе, учат человека воздержанию, побуждают его восхищаться  миром и мудростью его устройства; книги открывают «розмысл сердечный», в них красота, и они нужны  праведнику, как оружие воину, как  паруса кораблю. 

2.3 Древнерусская иконопись 

     Русская школа иконописи органически  связана многими нитями примитивности  с византийским искусством. Уже с  конца Х в. образцы византийской иконописи начали попадать на Русь и становились не только предметом  поклонения, но и предметом подражания, но русская иконопись не была простым  ответвлением византийской. Долгое время  она находилась в орбите ее притяжения, но уже с XII века начался процесс  ее эмансипации. Веками накопленные  местные черты перешли постепенно в новое качество, отмеченное начального национального своеобразия. Это  был длительный процесс, наиболее интенсивно он протекал на Севере в городах  Пскове и Новгороде. Их удаленность  от Византии и республиканский образ  правления позволили ставить  и решать различные проблем, кроме  того, в северных областях, не затронутых монголо-татарским нашествием, традиции народного искусства держались  особенно крепко и властно напоминали о себе в XIII веке, когда почти прекратились связи с Византией. В пределах Московского княжества процесс  эмансипации протекал более медленно. С эпохи Андрея Рублева московская иконопись также обрела свое собственное  лицо. С этого момента у нас  есть основания говорить о древнерусской  иконописи, как о вполне сложившейся  национальной школе. Главными иконописными школами были Новгород, Псков, Москва. Все основные иконографические типы Русь унаследовала от Византии.
 

     2.4 Древнерусские народные  ремесла 

     К XII–XIII вв. древнерусская культура достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной территории Восточной Европы. Русские города стали соучастниками  создания общеевропейского романского художественного стиля. В основе этих достижений – успехи в развитии материальной и духовной культуры предшествующего  периода. Выдающееся развитие получило русское ремесло. В Древней Руси существовало более 40 ремесленных специальностей. Важное место занимало кузнечное. Производилось  более 150 видов изделий из железа, стали. На Руси были сделаны научно-технические  открытия, в том числе создание цилиндрического замка, который  с успехом продавался в Европе. Знания ремесленно-практического толка  развивались, укреплялись, передавались из поколения в поколение.
     Самым распространенным и любимым материалом на Руси всегда было дерево. Резьба по дереву включает в себя множество  промыслов, направлений, техник, менявшихся и развивавшихся на протяжении веков, служивших для решения разнообразнейших художественных задач. На Руси из дерева делали все – от миски и ложки  до княжеского терема и Божьего храма. И все украшали резьбой. В орнаменте, в резной скульптуре, так же, как  и в мелодии, и в песне, и  в произведении живописи, выражается и эпоха, и душа народа, и характер конкретного человека, мастера-художника.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.