Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Политэкономия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение 

     Мировой опыт показывает, что без свободной  рыночной экономики, без самодеятельного  производителя, без предпринимательской  активности никакое процветание  общества невозможно.
     Самой историей доказано: предпринимательство  было и будет основным компонентом экономической системы того общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому переход к рыночным отношениям ставит перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства.
     К сожалению, на Украине ситуация все еще остается сложной. Традиционная коммунистическая модель общественного развития всегда базировалась на необходимости подавления предпринимательского духа в обществе и предпринимателя как носителя такого духа. Опыт перестройки (особенно ее начального периода) показал, что отказываясь на словах от традиционной коммунистической модели общественного развития, фактически мы во многом продолжаем именно эту линию. Мы уже достаточно отчетливо осознали, что, оказывается, мало провозгласить тезис, разрешающий предпринимательство, что мало принять какие-то законы, способствующие этому...
     Всеобщее  неприятие предпринимательства  постепенно переходит в осознание необходимости создания условий для его быстрейшего и эффективного развития. За предпринимательством на Украине будущее, процесс накопления критической массы неизбежно приведет к "предпринимательскому буму". Поэтому чрезвычайно важно изучить поведение предпринимателя, чтобы в последствии не допускать ошибок, сделанных  ранее. Далее я попытаюсь изложить материал о  предпринимательстве, о его сущности, видах, субъектах, развитии и т.д.  
 

     Раздел 1. Предпринимательство – центральная фигура экономического процесса
1.1 Объективные условия  и этапы развития  предпринимательства 

     Предпринимательство имеет многовековую историю. Но это не означает,  что ему обеспечено автоматическое воспроизводство. Для появления этого общественного феномена, а тем более для превращения его в основную  организационную форму производства, необходимы определенные условия, среди которых целесообразно выделить следующие:
     1.Наличие соответствующих  имущественных прав на условия  и результаты производства.Предприниматель обязательно должен быть собственником произведенного продукта и дохода, полученного в результате его реализации. Только при этих условиях возникает должная заинтересованность для осуществления предпринимательской деятельности. Что же касается капитала и земли, то здесь возможны варианты. Эти экономические ресурсы могут быть собственностью предпринимателя, а могут быть получены им в пользование на основе различного рода договоров: аренда, лизинг и др. Сегодня абсолютное большинство предпринимательских структур сочетают использование как собственных, так  и привлеченных средств.
    2. Полная экономическая ответственность за peзультаты  деятельности. Отрицательными результатами предпринимательской деятельности
могут быть:
    убыточность, т. е. превышение расходов над доходами;
    существенная потеря имущества;
    банкротство (признание полной неплатежеспособности).
     Они вызываются разными причинами. Но как считает один из лидеров американского менеджмента Ли Якокка, есть только три причины банкротства фирмы: первая — плохое управление, вторая— плохое управление; третья — плохое управление.  Предприниматель — это как раз то конкретное лицо, которое принимает на себя бремя ответственности, риск, неизбежный в предпринимательской деятельности. Делить ответственность и риск предпринимателю не с кем. Такое положение обязывает к пocтоянному самоконтролю экономической деятельности, требует напряженно искать пути  повышения ее эффективности, проявлять изобретательность, гибкость и др.
            3. Этика предпринимательства.  Этика предпринимательства является одним из факторов его доходности или прибыльности. В среде предпринимательства на цивилизованных рынках утверждаются такие морально-этические нормы:
            1. Обязательность. Она формируется первоначально жесткой экономической ответственностью за обязательство, оформленное документально. Однако со временем главным гарантом соблюдения даже устных соглашений становится стремление сохранить «имидж» обязательного партнера. Потеря этого образа грозит обернуться разрывом устоявшихся связей, что крайне отрицательно скажется на делах и карьере предпринимателя.
       2. Честное соперничество. Конечно, понятие «честность» в различных рыночных структурах не совпадает. Однако нечестное поведение всегда имеет своим последствием потерю партнеров и клиентов, что отрицательно сказывается на финансовых результатах бизнеса.  

Этапы развития предпринимательства
     Изначально  предпринимательство появилось в сфере ремесленничества и торговли и в течение столетий приобретало современные черты. Постепенно примерно к XV в. образовалось сообщество предпринимателей, состоящее из ремесленников, купцов, ростовщиков и им подобных. Именно в то время появился термин «предпринимательство», который относился ко всем лицам, занятым деятельностью, направленной на развитие производства, торговли, получение дохода.
     Ко  второй половине XIX в. появилась необходимость проведения различий между предпринимателем и владельцем капитала — капиталистом, новые методы корпоративного финансирования способствовали образованию предпринимательских союзов, в которых капиталисты не всегда выступали в роли предпринимателей, а предприниматели не всегда являлись капиталистами. Конечно, различия между капиталистом и предпринимателем будут стираться, если капиталист придерживается предпринимательского стиля управления.
     Старое  понятие «предпринимательство»  в последнее время получило, таким  образом, новое содержание. В современном мире предприниматель - это человек, способный понять перспективу и потребности рынка и сочетать это понимание со знаниями в области управления производством и использованием производственных ресурсов в расчете на получение дохода. В расчете на получение дохода. 

1.2 Сущность и функции предпринимательства 

«Предпринимательство - это процесс  создания
чего - то нового, что  обладает  стоимостью,
а  предприниматель  -  это человек, который
затрачивает на это все необходимое время и силы, 
берет на себя весь финансовый, психологический 
                     и социальный  риск,  получая   в награду деньги 
и удовлетворение достигнутым».
Роберт  Хизрич, 1985 

     Современные экономисты практически отождествляют понятия: «предприниматель», «малый бизнес», «малое предпринимательство», в свою очередь, рассматривая  «большой бизнес», как явление экономической жизни базирующееся на иных принципах организации дела.
     На  сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет «предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым».
     Английский  профессор Алан Хоскинг утверждает: «Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия».
     Кэмпбелл  Макконнелл и Стэнли Брю в  своей  книге «Экономикс» раскрывают  значение термина предпринимательство через четыре функции предпринимателя:
     1. Предприниматель берет  на  себя  инициативу  соединения  ресурсов  земли, капитала и   труда  в  единый  процесс   производства  товара  или   услуги. Выполняя   роль   свечи   зажигания   и   катализатора,   предприниматель одновременно является движущей силой производства и посредником, сводящим вместе другие ресурсы для осуществления процесса,  который обещает быть прибыльным делом.
     2. Предприниматель берет на себя  трудную задачу принятия основных  решений  в процессе ведения бизнеса,  то  есть  те  нерутинные  решения,  которые  и определяют курс деятельности предприятия.
     3. Предприниматель - это новатор,  лицо,  стремящееся  вводить   в  обиход  на коммерческой  основе новые продукты, новые  производственные технологии или даже новые формы организации бизнеса.
     4.  Предприниматель  -  это  человек,  идущий  на  риск.  Это   следует   из тщательного изучения других  трех его функций. В капиталистической  системе предпринимателю прибыль  не гарантирована. Вознаграждением за  затраченны им время, усилия и способности могут  оказаться  заманчивые  прибыли  или убытки и в  конце  концов  банкротство.  Короче  говоря,  предприниматель рискует не только своим временем,  трудом  и  деловой  репутацией,  но  и вложенными средствами -  своими  собственными  и своих компаньонов или акционеров.
     Важным  этапом осмысления сути предпринимательства  стали работы   Ж. Б. Сэя, в которых предприниматель определялся как человек, организующий других людей в рамках производственной единицы.
     Основы  современной теории предпринимательства были заложены Й.Шумпетером в первой половине XX века. В частности, его идея «созидательного разрушения» развивала представления о сути и характере предпринимательской деятельности. Предприниматель, по Шумпетеру, ориентирован не на статическую эффективность, связанную с поддержанием работоспособности существующей системы, а на динамическую, предполагающую своевременное изменение, развитие управляемой системы.
     Ни  за рубежом, ни у нас пока еще не создана общепринятая экономическая теория предпринимательства, хотя потребность в такой теории давно уже стала весьма насущной. «Три волны» развития теории предпринимательской функции — так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления практики предпринимательства.
«Первая волна», которая возникла еще в XVIII в., была связана с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. «Вторая волна» в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты. «Третья волна» отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе.
Современный этап развития теории предпринимательской  функции можно отнести к «четвертой волне», появление которой связывается с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действий предпринимателя, а следовательно — с переходом на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства.
     Предпринимательство — это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
     Предпринимательство выступает в качестве особого  вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.
     Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты. 

Функции предпринимательства
     Для  лучшего понимания сущности предпринимательства  обратимся к выяснению его  функций и роли в экономической системе.
     1. Ресурсная функция. Она реализуется в мобилизации капитала, трудовых, материальных, информационных и других ресурсов для их производительного использования. Нацеленность предпринимателя на динамическую эффективность вынуждает его к постоянному поиску дополнительных  ресурсов. Множество потенциальных ресурсов общества были бы невостребованы, если бы предприниматели не занимались их мобилизацией.
     2. Организаторская функция. Мобилизованные ресурсы могут принести пользу их собственнику, предпринимателю и обществу в целом лишь в том случае, если они будут должным образом использоваться. Поэтому предприниматель берет на себя функцию организации производства, сбыта, исследования рынка, научных разработок и т. п.
     3. Творческая функция. Предприниматель постоянно нацелен на поиск новых решений. Стремление максимизировать прибыль или другой результат, признаваемый предпринимателем в качестве цели своей деятельности, не дает ему довольствоваться сложившимся положением. Он постоянно ищет, как улучшить свое дело. Появлением множества оригинальных научно-технических, экономических и организационных решений человечество обязано творческой функции предпринимательства.
     4. Посреднические функции. Предпринимательство   как   форма инициативной    деятельности, направленной   на   извлечение   прибыли   (предпринимательского    дохода), предполагает:
    осуществление  непосредственных  производственных  функций, т.е.
производство  товара или оказание услуг (например, туристическая компания, инжиниринговая фирма или конструкторское бюро);
    осуществление посреднических функций, т. е. оказание услуг,
связанных с продвижением товара на рынок и  его передачей  в  надлежащем  (общественно принятом) виде от производителя этого товара к его потребителю.
     Наличие посреднической предпринимательской деятельности ведет:
1. к увеличению производительности труда производителей  товаров  на  основе углубления специализации; 2. к ускорению темпов оборачивания капитала; 3. к насыщению товарных рынков  и  функционированию товаропроизводителей  в соответствии с интересами потребителей. 

1.3 Субъекты предпринимательства 

      Основным  субъектом предпринимательской  активности выступает предприниматель. Однако предприниматель - не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера). 
 
 
 



Рисунок 1 Субъекты предпринимательской
 деятельности
 

     Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна прежде всего пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя.
        У предпринимателя в условиях рыночной системы отношений, нет иного пути воздействия на потребителя, кроме как действовать в унисон с его интересами. Однако такая ситуация вовсе не означает, что предприниматель обязан действовать только в строгом соответствии с уже выявленными интересами потребителя. Сам предприниматель может формировать спрос потребителя, создавать новые покупательские потребности. К этому как раз и сводится положение о двух способах организации предпринимательской активности: на основе выявленного интереса потребителя или на основе «навязывания» ему нового товара. 
  Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.  
 В зависимости от конкретной ситуации государство может быть: 
 • тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его; 
 • посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию; 
 • ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает "взрыв" предпринимательской активности и приводит к "буму" предпринимательства). 
  Наемный работник как реализатор идей предпринимателя также относится к группе субъектов предпринимательского процесса. Именно от него зависит эффективность и качество реализации предпринимательской идеи.  
 Известно, что каждому экономическому субъекту свойственны свои собственные интересы. Что касается предпринимателя и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата, к примеру), а часть носит полярно противоположный характер (предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован). В таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что в общем-то и составляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпринимательского процесса. 
   В условиях рынка от предпринимателя требуется умение - и даже предрасположенность - действовать в союзе с другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности. 
 Партнерские связи (реальные и потенциальные) играют весьма важную роль в предпринимательстве. Каждый предприниматель при планировании своей деятельности, при разработке бизнес-плана обязательно учитывает возможность установления необходимых партнерских связей.

      Выбор партнерских связей зависит от целого ряда факторов. Партнерские связи  можно классифицировать следующим  образом. 
 1.Долговременные (или постоянные).  
 2.Кратковременные (или на определенный срок).  
 3.Случайные.  
 Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель рассматривает партнера (партнеров) как субъект предпринимательского процесса, от формы взаимоотношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности.
 
 

Раздел 2. Виды и формы  предпринимательства
2.1 Государственное  предпринимательство 

       Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие  от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как:
       · обеспечение необходимых темпов роста,
       · сглаживание циклических колебаний,
       · поддержание занятости,
       · стимулирование научно-технического прогресса, и т.д.
       Располагая  финансами, государство выступает  по отношению к частному сектору  в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.
       К проблемам, решаемым государственным  предпринимательством, относятся также  :
      предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры,
      помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве,
      проведение региональной политики создания в экономически отсталых районах промышленных предприятий,
      увеличение числа рабочих мест,
      охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,
      строительство очистных сооружений,
      развитие фундаментальных научных исследований,
      производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.
       Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру.  

2.2 Частное предпринимательство 

     Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).
     Частная собственность создает условия  для экономической свободы субъектов  предпринимательской деятельности, для реализации непосредственной цели предпринимательства - извлечения предпринимательского дохода и использования его в  частных интересах, для равноправного партнерского взаимодействия с государственными властными структурами, для свободного выбора оптимальной комбинации видов предпринимательской деятельности и т. д.
     Частное предпринимательство существует в различных организационно-правовых формах - в виде индивидуального предпринимательства, различных товариществ, акционерных обществ открытого и закрытого типа, финансово-промышленных групп, транснациональных компаний и т. д.
     Индивидуальное  предприятие - предприятие, основанное на личной собственности физического лица и сугубо его труда;
     Семейное  предприятие - предприятие, основанное на собственности и труде членов одной семьи, проживающих вместе;
     Частное предприятие - предприятие, основанное на собственности отдельного гражданина Украины, с правом найма рабочей силы;
     Коллективное  предприятие - предприятие, основанное на собственности трудового коллектива предприятия, кооператива, общественной и религиозной организации;
     Бюджетные предприятия. В эту группу входят предприятия, не имеющие ни юридической, ни хозяйственной самостоятельности. По своему положению они относятся к системе государственного административного управления и непосредственно подчиняются или структурно входят в какие-либо министерства, ведомства или органы местного самоуправления. Они не платят налоги на полученную прибыль, все их доходы и расходы проходят через госбюджет.
     Преимущества  частного предпринимательства:
      экономическая свобода выбора сферы деятельности, масштаба
производства, направлений использования дохода и т. д.;
      оперативность;
      непосредственная заинтересованность в производительной
работе, эффективном распределении и использовании дохода;
      низкие организационные затраты.
    Недостатки  частного предпринимательства:
      ограниченные финансовые возможности использования
достижений  НТП, новейших форм организации труда;
      ограниченные возможности организации отдыха.
 
 
     2.3 Производственное, коммерческое, финансовое, посредническое, страховое предпринимательство 

     Производственное  предпринимательство
     Производственное  предпринимательство включает  выпуск  промышленной  и сельскохозяйственной  продукции   производственно-технического   назначения, потребительских товаров, строительных работ, перевозки грузов и  пассажиров, услуги  связи,  коммунальные  и  бытовые  услуги,  производство  информации, знаний,   выпуск   книг,   журналов,   газет.   В   широком   смысле   слова производственное  предпринимательство   есть   создание   любого   полезного продукта,   необходимого   потребителям,   обладающего   способностью   быть проданным или обмененным на другие товары.
     С народно-хозяйственной  точкизрения, производственное предпринимательство является самым важным, так  как именно   в   этих   организациях   (предприятиях,   фирмах)   осуществляется производство продукции (товаров) производственно-технического  назначения  и товаров массового потребления.  Таким  образом,  все  виды  товаров,  работ, услуг    для    определенных    потребителей     производятся     субъектами производственного предпринимательства.
     От    развития    производственного    предпринимательства     зависит
экономический  рост  и   уровень   социального   развития   общества,   хотя
производственное  предпринимательство и не  является  независимым  от  других видов  предпринимательской деятельности. 

Коммерческое (торговое) предпринимательство.
     Принцип организации торгового предпринимательства  несколько отличается от производственного, так как  предприниматель выступает  непосредственно  в роли коммерсанта, торговца, продавая  готовые  товары,  приобретенные  им  у других    лиц,    потребителю    (покупателю).    Особенностью     торгового предпринимательства  является   непосредственные   экономические   связи   с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ, услуг.
     Коммерческое  предпринимательство  охватывает  все  виды  деятельности, которые непосредственным образом относятся к обмену товара на деньги,  денег на товар или товар на товар. Хотя основу  коммерческого  предпринимательства составляют  товарно-денежные  операции  купли-продажи,  в  нем   оказываются задействованными  практически  те  же   факторы   и   ресурсы,   что   и   в производственном предпринимательстве, но в меньших масштабах.
     Сфера  официального  коммерческого  предпринимательства  -   магазины, рынки, биржи, выставки-продажи, аукционы, торговые дома, торговые базы,  др. учреждения  торговли.  В  связи  с  приватизацией  государственных  торговых предприятий   значительно   возрастает   материальная   база    личного    и коммерческого предпринимательства. 
     Торговое  предпринимательство  более  мобильно,  изменчиво,  так  как  непосредственно связано с конкретными потребителями. Считается, что для  развития  торгового предпринимательства  должны  быть  как   минимум   два   основные   условия: относительно устойчивый спрос  на  продаваемые  товары  (поэтому  необходимо хорошее  знание  рынка)  и  более   низкая   закупочная   цена   товаров   у производителей, что  позволяет  торговцам  возместить  торговые  издержки  и получить  необходимую  прибыль.  Торговое  предпринимательство   связано   с относительно  высоким  уровнем  риска,  особенно  при  организации  торговли промышленными товарами длительного пользования.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.