На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Привлечение и использование иностранных инвестиций (на примере машиностроительного комплекса России)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Развитие машиностроительного комплекса России……………………… 5
1.1. Состояние  машиностроительного комплекса России…………………………. 5
1.2. Инвестиционная  привлекательность предприятий машиностроительного комплекса……………………………………………………………………………...15
Глава 2. Оценка эффективности использования иностранных инвестиций…….. 18
2.1. Понятие  иностранных инвестиций……………………………………………..18
2.2. Методика  оценки эффективности использования иностранных инвестиций. 24
2.3. Способы привлечения иностранных инвестиций в машиностроительный комплекс……………………………………………………………………………... 28
Глава 3. Анализ привлечения и использования иностранных инвестиций в машиностроении…………………………………………………………………….. 30
3.1. Анализ использования иностранных инвестиций в машиностроительном комплексе  России…………………………………………………………………….30
3.2. Анализ использования иностранных инвестиций в машиностроительном комплексе Самарской области……………………………………………………….33
3.3. Повышение инвестиционной привлекательности машиностроительного комплекса для иностранных предприятий и организаций……………………….. 39
Заключение…………………………………………………………………………... 43
Библиографический список………………………………………………………… 46 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность  привлечения и использования иностранных капиталовложений в экономике России сегодня очевидна. Стремление к открытости экономики, повышение конкурентоспособности национального производства, завоеванию доверия на мировом рынке, участию в международном финансовом обмене обуславливает необходимость создания условий для привлечения иностранных инвестиций. Развитие многих бывших социалистических стран показывает, что появление внешних стратегических инвесторов, готовых и способных мобилизовать ресурсы для реструктуризации предприятий, сыграло немаловажную роль для экономического роста в этих странах. Особое значение иностранное инвестирование имеет для стран, вставших на путь рыночных преобразований. В бывших социалистических странах именно из-за отсутствия или пониженного реального спроса активы оказываются недооцененными – их рыночная стоимость, как правило, значительно ниже балансовой. Приток иностранного капитала как раз способен изменить ситуацию и способствовать значительному спросу на активы.
     Привлечение и использование иностранных инвестиций важно для России не только с точки зрения возможности увеличить реальные активы. Может быть, для нашего времени еще большее значение имеет тот факт, что иностранные инвесторы привносят с собой новую, более высокую культуру бизнеса. Для российской экономики они являются как бы пришельцами из завтрашнего дня.
     По  отношению иностранных инвесторов к работе на российском рынке можно  судить о состоянии инвестиционного  климата в России. В отличие  от отечественных инвесторов, ограниченных правилами валютного регулирования, иной предпринимательской культурой, языком и потому ориентированных на работу в России, иностранные инвесторы значительно свободнее в выборе мест приложения своим капиталам. По динамике иностранных инвестиций можно судить о том реальном прогрессе, который происходит (или не происходит) в стране в отношении инвестиций.
     Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством  роста объёмов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. При этом далеко не последнюю роль для многих государств, особенно вырывающихся из экономического и социального неблагополучия, играет привлечение иностранного капитала в виде прямых капиталовложений, портфельных инвестиций и других активов.
     Инвестиции  определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики. А привлечение инвестиций в экономику РФ и их освоение способствуют повышению производительного потенциала её экономики.
     Предпринимательская, инвестиционная деятельность и состояние экономики в целом в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы.
     Инвестиции  играют важную роль на микроуровне. На этом уровне они необходимы для достижения таких целей, как: расширение и развитие производства; недопущение физического и морального износа основных фондов; повышение технического уровня производства; повышение качества и обеспечение конкурентоспособности продукции конкретного производства; осуществление природоохранных мероприятий; приобретение ценных бумаг и вложение средств в активы других предприятий.
     В конечном итоге они необходимы для  обеспечения нормального функционирования предприятия в будущем, стабильного  финансового состояния и максимизации прибыли.
     Таким образом, инвестиции являются важнейшей  экономической категорией и играют значимую роль как на макро-, так  и на микроуровне, в первую очередь  для простого и расширенного воспроизводства, структурных преобразований, максимизации прибыли и на этой основе решения многих социальных проблем.
     Цель  моей курсовой работы состоит в том, чтобы показать состояние и развитие российского машиностроительного  комплекса на данный момент времени, а также проанализировать, как  иностранные инвестиции привлекаются в российское машиностроение.
     Структура курсовой работы. Моя курсовая работа состоит из 44 страниц печатного текста, написанных на основе 24 источников.

Глава 1. Развитие машиностроительного  комплекса России

1.1. Состояние машиностроительного комплекса России
     В настоящее время машиностроение России представляет собой комплекс отраслей промышленности, а также  интеллектуальный потенциал работников машиностроительной отрасли, изготавливающих  средства производства, транспорт, предметы потребления, оборонную технику.
     Роль  и значение машиностроения определяется, прежде всего, тем, что это базовая  отрасль экономики страны, тесно  взаимосвязанная с ведущими отраслями  экономики и обеспечивающая их устойчивое функционирование, наполнение потребительского рынка, и являющаяся основой развития технологического ядра промышленности.
     От  уровня развития машиностроения зависят  важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость и т. д.), производительность труда в других отраслях народного хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства. Социальная значимость машиностроения определяется тем, что комплекс объединяет около 7,5 тысячи крупных и средних предприятий и организаций, а также около 30 тысяч мелких, то есть около 40 % от числа предприятий, состоящих на самостоятельном балансе в промышленности. Количество занятых работников в машиностроении – около 4 млн. человек, что составляет более трети всех работающих в промышленности. Таким образом, степень подготовленности и уровень квалификации работников машиностроения во многом определяет кадровый потенциал промышленности России.
     Машиностроение  включает в себя более 20 подотраслей: энергетическое, металлургическое, горно-шахтное и горнорудное, подъемно-транспортное, железнодорожное, химическое и нефтяное, тракторное и сельскохозяйственное, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение, дизелестроение, электротехническую, станко-инструментальную и инструментальную промышленность, промышленность межотраслевых производств, приборостроение, промышленность средств вычислительной техники, автомобильную, подшипниковую промышленность, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, производство санитарно-технического и газового оборудования, судостроение, авиационную промышленность, ракетостроение, промышленность вооружений и боеприпасов, радио- и электронную промышленность. При этом для каждой подотрасли машиностроения образовательными профессиональными учреждениями должны быть подготовлены  специалисты от квалифицированного рабочего до руководителя предприятия.
     В объеме выпуска машиностроительной продукции 27,4 % приходится на автомобилестроение, 12,3 % - на электротехнику и приборостроение, 10,3 % - на тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение, 6 % - на химическое и нефтехимическое машиностроение, 2,4 % - на машиностроение для легкой и пищевой промышленности, 2,1 % - на строительно-дорожное машиностроение, 1,9 % - на станко-инструментальную промышленность, 1,8 % - на тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, свыше 35 % - на оборонные и другие подотрасли.
     В структуре промышленного производства страны удельный вес машиностроения составляет около 20 % (второе место, после  топливно-энергетического комплекса), что, однако, в полтора-два раза ниже, чем в экономически развитых странах, где он достигает 35 – 50 %. В структуре валовой добавленной стоимости промышленности доля машиностроения уступает только ТЭК и составляет около 30 %.
     Машиностроение  занимает второе место (после топливной промышленности) по стоимости основных промышленно-производственных фондов крупных и средних промышленных предприятий. В структуре инвестиций в основной капитал по отраслям промышленности страны доля машиностроения составляет более трети и более 15 % - в структуре инвестиций по всем отраслям экономики.
     Отрасль занимает второе место (после топливной  промышленности) по вкладу в бюджет Российской Федерации. Предприятия  отрасли имеются в большинстве  регионов России, оказывая существенное влияние на развитие социальной инфраструктуры и состояние региональных и российского рынков труда. Являясь крупным потребителем продукции металлургии, химической промышленности, энергетики, транспорта и связи, машиностроительный комплекс содействует развитию этих и других отраслей [2].
     Потребности машиностроительной отрасли в кадрах обеспечивают сотни технических  университетов, учреждений  дошкольного, начального, среднего профессионального  образования страны и тысячи других социальных организаций.
     Таким образом, роль и значение машиностроительного  комплекса в социально-экономическом  развитии страны на данном этапе невозможно переоценить. Однако особое, определяющее значение машиностроение приобретает  в свете перспектив социально-экономического развития страны.
     Машиностроение, как системообразующая отрасль  отечественной экономики, определяющая уровень производственного и  кадрового потенциалов страны, обороноспособности государства, а также устойчивого  функционирования всех отраслей промышленности, является главным плацдармом подъема экономики России и придания ей инновационного характера.
     От  развития машиностроения во многом зависит  – сможет ли Россия занять ведущее  место среди государств, обладающих высокотехнологичной промышленностью  и производящих продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках, или превратится в сырьевой придаток экономик развитых стран мира.
     Президент Российской Федерации в своих  посланиях Федеральному Собранию и  в Стратегии развития России до 2020 года сформулировал задачи: инновационного развития и выхода страны в число мировых технологических лидеров,  удвоения к 2010 году ВВП, повышения уровня и качества жизни граждан, обеспечения безопасности.
     Столь же четко он определил то,  что  решение  этих задач должно базироваться на создании диверсифицированной, инновационной,  динамично развивающейся, конкурентоспособной национальной экономики, важнейшим критерием которой должно являться не только количественное приращение валового продукта, но и повышение качества и уровня жизни человека.
     То  есть, по сути дела,  речь идет о масштабном  цивилизационном проекте, о выходе России на новый качественный уровень,  результатом которого должно стать  построение на основе  достижений современной  информационной и научно-технической  революции нового интенсивного постиндустриального общества, обеспечивающего конкурентоспособность России в  глобальном мире.
     В конечном счете, основным источником инновационного развития и дальнейшего экономического роста страны, повышения эффективности и производительности общественного труда и роста благосостояния населения является опережающее развитие машиностроительного комплекса, который осуществляет насыщение производства новыми техническими средствами и технологиями.
     Машиностроение  в советской экономике относилось к тяжелой промышленности, так называемой, группе «А» - «производства средств производства» и его развитию придавалось приоритетное значение. Доля машиностроительного производства находилась на уровне развитых стран и составляла более 40 %. По состоянию на 1990 год машиностроение включало 11 крупных комплексных отраслей и около 100 специализированных. По общему объему выпуска продукции машиностроения СССР занимал второе место в мире после США, а по производству отдельных видов машин и оборудования, например, тракторов по суммарной мощности двигателей – первое место в мире. Опережающими темпами росло производство станкостроительной и инструментальной промышленности, создающей предпосылки для технического прогресса во всех отраслях машиностроения.
     В 90-е годы, в период спада экономики объем производства машиностроительной продукции снизился в несколько раз, причем удельный вес машиностроения в общем объеме промышленного производства сократился до 16 %. Наибольший спад произошел в самых передовых отраслях машиностроительного комплекса, таких как: станко-, авиа- и приборостроении, электронной и электротехнической промышленности и др.
       Причины кризиса машиностроения  во многом схожи с причинами  кризиса других отраслей народного  хозяйства. Во-первых, промышленность была построена по отраслевому принципу с высоким уровнем специализации и низким уровнем межотраслевого и внутриотраслевого обмена.  Во-вторых, разрушилось единое экономическое пространство СССР и стран СЭВ. В-третьих, российская экономика во многом зависела от сырьевых цен и импорта капитала. В-четвертых, в нашей стране искусственно сдерживалась инфляция, приведшая к кризису в августе 1998 года.
     Однако  ряд специфических особенностей, присущих только машиностроительным предприятиям, сделали кризис машиностроения наиболее глубоким и болезненным. К числу этих особенностей следует отнести: относительно низкий уровень рентабельности производства, высокий уровень накладных расходов, энергоемкости и металлоемкости технологий, длительный производственный цикл и, как следствие, длительный период возвратности инвестиций. Машиностроительное предприятие имеет также относительно низкий уровень фондоотдачи, высокий уровень специализации, потребность в дорогостоящем высокотехнологичном оборудовании и, безусловно, в высококвалифицированных инженерно-технических и рабочих кадрах. Кроме этого, на машиностроительное предприятие влияет наличие объемной и разветвленной социальной инфраструктуры, а также неудовлетворительное соотношение площадей, непосредственно используемых в основном производстве, и общей площади, занимаемой предприятием.
     В настоящее время в структуре  машиностроительного комплекса  объединено более 7,5 тысячи крупных  и средних предприятий девяти бывших отраслевых министерств. Из них 3,3 тысячи предприятий, наиболее значимых для промышленности, курируются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Основная часть предприятий приватизирована (90 %), причем более 80 % из них выкуплены полностью. Основная доля государственной собственности сконцентрирована в научных учреждениях и проектных организациях.
     В зависимости от того, на какой рынок  ориентирована продукция, выпускаемая  предприятиями, их условно можно  объединить в 5 групп:
    группа отраслей инвестиционного машиностроения (тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительно-дорожное машиностроение), развитие которых определяется инвестиционной активностью ТЭКа, строительного и транспортного комплексов;
    группа предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для перерабатывающих отраслей АПК и предприятий легкой промышленности, зависящих от платежеспособности сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, а также частично от спроса населения;
    группа наукоемких отраслей – станкостроение, электротехника, в том числе и бытовая,  приборостроение, так называемые комплектующие отрасли, развивающиеся вслед за потребностями всех других отраслей промышленности, включая и само машиностроение;
    автомобильная промышленность, выпуск продукции которой ориентирован на спрос конечных потребителей (производство легковых автомобилей), а также на потребность предприятий, фирм и исполнительных органов власти (производство грузовиков и автобусов);
    группа предприятий оборонных отраслей, производящих продукцию для Минобороны России и других государственных нужд (в том числе, по двойным технологиям), а также экспортных поставок через Рособоронэкспорт для других потребителей.
     Доля  машиностроения в общем выпуске  производственной продукции в России после пика падения в 1995 – 1998 годах до 16 % начала затем несколько расти. Основными факторами, обусловившими этот рост производства стали: развитие процессов импортозамещения, проведение на предприятиях работ по оптимизации мощностей, реструктуризация долгов предприятий перед бюджетами различных уровней,  освоение новой техники, рост объемов поставок на экспорт отдельных видов машиностроительной продукции.
     Эти внешние положительные факторы  подкреплялись действиями законодательной  и исполнительной власти по снижению ставки по ряду налогов, что позволило обеспечить рост рентабельности выпуска товарной продукции с 5,4 % в 1998 году до 12,5 % в 2002-м. Одновременно сократилась и доля убыточных предприятий с 40,3 до 26,1 %. За счет увеличения спроса на внутреннем рынке более стабильно развивались железнодорожное машиностроение (2000 год – на 107,4 %, 2001-й – на 126 %, 2002-й – на 121,7 %), машиностроение для легкой и пищевой промышленности (2000 год – на 109,5 %, 2001-й – на 107,1 %, 2002-й – на 115,9 %) [2].
     К тому же некоторые предприятия, теряя  количественные показатели в производстве продукции, все же решали вопросы  обновления выпускаемых изделий. Однако неразвитость внутреннего рынка  не позволила в полной мере организовать массовый сбыт производимой продукции, и только предприятия, имеющие значительную экспортную составляющую, смогли успешно справиться с финансовыми проблемами.
     Однако  к 2001 году завершилась фаза непосредственного  использования преимуществ посткризисной  экономики (1998 г.). В 2001 – 2002 годах факторы роста производства, связанные с импортозамещением и активизацией экспорта, практически исчерпываются. Причиной стало сокращение ценового разрыва между импортной и отечественной продукцией вследствие постоянного роста тарифов на энергоносители, транспортные перевозки, цен на комплектующие изделия и издержек, связанных с экономически недостаточным объемом продаж.
     С 2002 года начинается замедление темпов роста производства по многим видам  машиностроительной продукции, а в  станко-инструментальной промышленности, тракторном и сельскохозяйственном, металлургическом машиностроении и автомобилестроении наметились устойчивые тенденции к спаду производства. В целом по машиностроению темпы роста становятся почти в два раза ниже, чем в среднем по промышленности. Рентабельность производства, имевшая после 1998 года тенденцию к росту, вновь снизилась, а количество убыточных предприятий опять поднялось до 40,9 %. Ухудшилось финансовое состояние машиностроения, которое характеризуется двукратным превышением кредиторской задолженности над дебиторской. Просроченная кредиторская задолженность, приходящаяся на отрасль, составляет в настоящее время почти четверть от всей просроченной задолженности в промышленности и продолжает расти. Выработка продукции на одного рабочего в машиностроении продолжает оставаться одной из самых низких и составляет 286 тысяч рублей в год, тогда как в среднем по промышленности этот показатель достигает почти 600 тысяч рублей в год. Соответственно и уровень зарплаты в машиностроении более чем на четверть ниже, чем в среднем по промышленности, что ведет к обострению кадровых проблем.
     К сожалению, кратковременный всплеск  роста производства не привел машиностроение к решению главной задачи –  модернизации оборудования и технологий, прежде всего, из-за недостаточных инвестиций в основной капитал и низкой инновационной восприимчивости предприятий.
     Можно отметить, что уровень инновационной  активности на предприятиях после падения  в кризисный период в несколько  раз и сейчас остается низким, механизмы  продвижения перспективных разработок в производство работают неэффективно.
     В настоящее время на российском рынке  появились новые производители  автомобильной и крупной бытовой  техники – дочерние компании транснациональных  корпораций, обладающие значительными финансовыми преимуществами перед российскими предприятиями за счет возможности материнских фирм инвестировать в них крупные средства. Зачастую расположенные в особых экономических зонах, они пользуются льготами по российскому законодательству. За счет этого происходит постепенное  вытеснение с рынка отечественного производителя зарубежными фирмами, предлагающими свою продукцию на более выгодных финансовых условиях.
     Между тем, физический и моральный износ  основных средств производства достиг критического уровня (от 65 до 75 %). Выбытие основных фондов идет с темпом 1,5 – 2,5 % в год, тогда как годовой темп обновления технологической базы не превышает 0,1 – 0,5 %. При этом удельный вес производств, соответствующих пятому технологическому укладу, возникшему в развитых странах в 90-е годы, составляет лишь 8 %.
     В наиболее сложном положении оказалась  важнейшая отрасль машиностроения – станкостроение, определяющая технологический  уровень всего машиностроительного  комплекса. Здесь, потребность в  обновлении станочного парка составляет $1,5 – 1,8 млрд. долларов (если ее принять в 10 % в год от имеющегося парка в 2,2 млн. штук), но она практически не обеспечена платежеспособным спросом.
     Все это порождает замкнутый порочный круг проблем машиностроения: изношенные фонды – низкое качество выпускаемой продукции – низкая конкурентоспособность – низкие объемы продаж – недостаточные обороты по финансам – нехватка денежных средств на обновление оборудования. И как следствие, отсутствие возможностей не только для инноваций, но и для  сохранения темпов роста производства  на достаточно высоком уровне.
     К сожалению, приходиться констатировать, что в нынешнем состоянии предприятия  российского машиностроения могут  осуществлять производство конкурентоспособной  продукции только для сравнительно узких сегментов рынка. По оценкам экспертов, на мировом рынке могут конкурировать в соответствующих сегментах не более 50 российских машиностроительных компаний.
     Отдельно  следует взглянуть на состояние  машиностроения с точки зрения его  воздействия на экономическую безопасность страны. Индикаторами экономической безопасности в производственной сфере принято считать следующие показатели: долю в промышленном производстве обрабатывающей промышленности с пороговым значением 70 % и долю в промышленном производстве машиностроения – 30 %. Фактически эти показатели в настоящее время выходят за пределы пороговых значений и равны соответственно менее 50 % и 20 %. Особую тревогу вызывает резкое снижение доли наукоемкой продукции. При пороговом значении по доле новых видов продукции в объеме выпускаемой машиностроительной продукции в размере 6 % фактическая доля составляет 2,6 %. Нельзя не сказать и о низком уровне подготовленности выпускников технических университетов – основного источника кадрового потенциала, ввиду их недостаточной практической подготовки на современном оборудовании, незнания передовых технологий, которые в рамках обедненной технической базы университетов не могут быть даны надлежащим образом.
     Таким образом, анализ современного состояния  машиностроения дает основания говорить, что, несмотря на некоторые положительные тенденции последнего времени, комплекс проблем в отрасли пока не преодолен. Отсутствие со стороны государства продуманной стратегии переходного периода к рыночным отношениям привели к тому, что, оказавшись в условиях необходимости самофинансирования, при отсутствии практического опыта деятельности в условиях рынка, большинство предприятий машиностроительного комплекса вынуждены были существовать в режиме выживания. Результатом этого явилась утрата рыночных позиций, развал и банкротство множества предприятий, отток квалифицированных кадров, критическое моральное и физическое старение технологий и оборудования. Поэтому большинство промышленных предприятий России до сих пор имеют структуру производства и используют технологии, внедренные еще в советский период и рассчитанные на деятельность в условиях плановой экономики. Кроме того, происходит обесценивание капитала в структуре финансовых балансов предприятий (так называемый спазм ликвидности), что в свою очередь определяет их низкую кредитную и инвестиционную привлекательность.
     Можно сделать вывод о том, что резервы  повышения эффективности отечественного машиностроения на основе использования  экстенсивных факторов роста исчерпаны.
     Жизненно необходима переориентация отечественного машиностроения на интенсивный, опережающий путь развития, что предполагает необходимость решения комплекса накопившихся взаимосвязанных и взаимообусловленных проблем в законодательной, нормативно-правовой, финансово-экономической, образовательной, кадровой и иных сферах. При этом фактор времени приобретает решающее значение, если учесть, что развитые страны перевооружают свою промышленность каждые 7 – 10 лет [5]. 

1.2. Инвестиционная привлекательность  предприятий машиностроительного комплекса
     Привлекательность отдельных предприятий зависит  от прозрачности (открытости) ведения  бизнеса, наличия международных  систем управления финансовой отчётности, передовых управленческих технологий, эффективного производства.
     Одной из важнейших составляющих инвестиционной привлекательности предприятий является деловая репутация. Специальные организации (агентства) периодически составляют рейтинг репутации (так называемый «рэкинг»). Рейтинг репутации даёт систематизированное представление о предприятиях.
     В качестве основных составляющих элементов  деловой репутации агентства  по «рэкингу» включают следующие:
    этика в отношениях с внешними партнёрами;
    репутация топ-менеджеров;
    эффективность менеджмента;
    качество продукции, услуг;
    корпоративная культура (этика отношений с внутренними партнёрами).
     Авторитет руководителей играет решающую роль в совместных проектах с другими  компаниями и в отношении с  инвесторами. С точки зрения качества продукции и услуг ценится  обновление ассортимента, полный комплект продуктов, услуг.
     В машиностроении по общему уровню деловой  репутации выделяются: «Ростсельмаш» - 8,0, Красноярский завод комбайнов  – 7,8, «Силовые машины» - 7,7, Объединённые машиностроительные заводы – 7,3.
     Для машиностроения факторами инвестиционной привлекательности выступают: инновации, модернизация, реструктуризация, отличное качество продукции, авторитет руководителя, наличие бренда. Негативно влияют: неэффективное корпоративное управление, низкое качество продукции, плохой послепродажный сервис.
     Привлекая прямые инвестиции, предприятия должны учитывать, что стоимость привлечения  акционерного капитала не дешевле банковского; прямые инвесторы жёстко подходят к  вопросам контроля за ситуацией и  выхода из проекта. Иногда прямые инвесторы  предпочитают нанять новый менеджмент для оперативного управления совместным предприятием. Всё это необходимо учитывать при формировании сделки.
     Важным  элементом для привлечения инвестиций является репутационный капитал. Он формируется для того чтобы, в  случае срыва, предприятие смогло восстановиться или даже улучшить своё состояние [7].
     В настоящее время инвестиционная привлекательность российского  машиностроительного комплекса  начала возрастать. Рост промышленного  производства в машиностроительном комплексе напрямую связан с подъемом металлургической промышленности.
     Тенденция покупки акций предприятий машиностроительного  комплекса мелкими пакетами большим  количеством малоизвестных предприятий, в том числе из оффшорных зон, сменилась на тенденцию покупки  акций этих предприятий крупными российскими компаниями, прежде всего металлургическими, и компаниями, им подконтрольными. Так, группы «Сибирский алюминий» и ОАО «Северсталь», имеющие большой инвестиционный ресурс, создают вертикально-интегрированные структуры с участием крупных машиностроительных предприятий (ОАО «ГАЗ», ООО «Авиаресурс холдинг», ООО «РусПромАвто», ОАО «Павловский автобус» и ОАО «ЗМЗ», ОАО «УАЗ», соответственно).
     Наметившиеся  в последнее время подъем производства и увеличение объемов реализации продукции машиностроительного комплекса спровоцировали тенденцию к фиктивному банкротству предприятий. Арбитражные суды по искам кредиторов (за большую задолженность по электроэнергии, кредитам и иным обязательствам) вводят конкурсное производство и назначают конкурсных управляющих. В рамках конкурсного производства кредиторы предприятия принимают решение о продолжении работы этих предприятий и передаче имущественного комплекса предприятий в аренду (или в собственность) кредиторам либо родственным им юридическим (физическим) лицам. Кроме того, организовывались аукционы по продаже имущественных комплексов предприятий [17].
     Как правило, имущество предприятий-банкротов  приобретается крупными структурами  из других регионов России, так как  у администраций регионов, которые в течение нескольких лет материально поддерживали эти предприятия, нет законодательных рычагов для воспрепятствования продаже этих предприятий в «чужие руки» (за пределы региона) [3].
     Самарская область является одним из наиболее конкурентоспособных и инвестиционно-привлекательных субъектов Российской Федерации. Она неизменно входит в пятерку регионов-лидеров в РФ по объему промышленного производства. Самарская область занимает первое место в России по производству легковых автомобилей, долот шарошечных, подшипников качения, аммиаку синтетическому и линолеуму, второе место принадлежит по первичной переработке нефти и синтетическим каучукам. Область характеризуется:
    высоким научно-техническим и технологическим потенциалом (16 отраслевых НИИ и 7 филиалов Российской Академии Наук, 27 ВУЗов);
    развитой рыночной инфраструктурой, наличием квалифицированных кадров;
    устойчивой позитивной динамикой инвестиций в основной капитал на протяжении 2000-2007 гг.;
    лидирующими позициями среди регионов ПФО по показателям инвестиционной деятельности – 3 место по общему объему инвестиций и 2 место по среднедушевому объему инвестиций в основной капитал;
    высокими объемами поступления иностранных инвестиций в экономику региона;
    реализацией значительного числа крупных инвестиционных проектов, в том числе с участием иностранного капитала, оказывающих существенное влияние на экономическое и социальное развитие Самарской области;
    высокими значениями рейтингов инвестиционной привлекательности Самарской области среди субъектов РФ – 9 место по инвестиционному потенциалу и 22 инвестиционному риску;
    наличием у Самарской области международных кредитных рейтингов прединвестиционного уровня - «BB» с прогнозом «Позитивный» по шкале «Standard and Poor’s» и «Bа1» с прогнозом «Стабильный» по шкале «Moody’s»;
    наличием национальных кредитных рейтингов - «ruAA» по шкале «Standard and Poor’s» и Аа1.ru шкале Moody's Interfax Rating Agency;
    наличием прогрессивного инвестиционного законодательства с широким спектром форм государственной поддержки.
     Свидетельством инвестиционной привлекательности является то, что Самарская область имеет диверсифицированные сферы экономики: от пищевой и перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса до машиностроения и нефтепереработки. Это дает возможность удовлетворить интересы различных бизнес-структур в регионе [1]. 

Глава 2. Оценка эффективности  использования иностранных инвестиций
2.1. Понятие иностранных  инвестиций
     Федеральный закон “Об иностранных инвестициях” № 160 от 09.07.99 даёт следующее определение  иностранных инвестиций: «Иностранными инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода)».
     Однако  можно дать и более развёрнутое понятие. «Иностранные инвестиции – это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации».
     Иностранные инвестиции по формам собственности  на инвестиционные ресурсы разделяют  на государственные, частные и смешанные  инвестиции. Под государственными инвестициями понимают главным образом займы, кредиты, которые одно государство или группа государств предоставляют другому государству. Здесь речь идёт об отношениях между государствами, регулируемых международными соглашениями, к которым применяются нормы международного права.
     Под частными инвестициями понимают инвестиции, осуществляемые частными предприятиями, гражданами одной страны в предметы инвестиций, расположенные на территории другой страны [22].
     Под смешанными понимают вложения, осуществляемые за рубеж совместно государством и частными инвесторами [11].
     Существует  также и другая классификация  иностранных инвестиций.
    Прямые инвестиции.
     В мировой практике под прямыми  инвестициями понимаются капиталовложения, сделанные юридическими и физическими лицами, полностью владеющими предприятием или владеющими не менее чем 10 % акций акционерного предприятия.
     В соответствии с новым Законом  «Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации», под «прямой иностранной инвестицией» понимается осуществление следующих операций:
    приобретение иностранными инвесторами не менее 10 % доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории России в форме хозяйственного товарищества или общества;
    вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории России;
    осуществление на территории России иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности СНГ, таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей.
     Иностранным инвесторам – юридическим и физическим лицам – прямые инвестиции обеспечивают право на управление предприятием и представляют собой преимущественно взносы в уставные фонды совместных предприятий и кредиты, полученных от зарубежных совладельцев предприятий [13].
     Сравнивая относительную предпочтительность привлечения капитала в различных  формах, следует подчеркнуть, что прямые инвестиции имеют ряд преимуществ, в том числе:
    активизируется деятельность частного сектора;
    расширяется выход на внешние рынки;
    облегчается доступ к новым технологиям и методам управления;
    больше вероятность реинвестирования прибыли внутри страны, чем вывоза в страну базирования;
    приток предпринимательского капитала не увеличивает размер внешней задолженности;
    создаются новые рабочие места;
    расширяется налогооблагаемая база;
    импорт товаров и услуг замещается товарами и услугами отечественных компаний [20].
    Портфельные инвестиции
     Под портфельными инвестициями понимается покупка нерезидентами акций, паев, векселей, государственных ценных бумаг (краткосрочных и долгосрочных) и  других долговых ценных бумаг, составляющих менее 10 % акционерного капитала предприятия. Портфельные инвестиции не дают права вкладчикам участвовать в управлении предприятием.
     При портфельных инвестициях для  их владельца имеет значение только доход, а контроль предприятия его  не интересует [8].
    Прочие инвестиции
     Официальная статистика России к «прочим инвестициям» относит торговые кредиты, прочие кредиты, банковские вклады и кредиты правительств иностранных государств, выданные под  гарантии правительства Российской Федерации.
     Фактически  под прочими инвестициями в российской статистике следует понимать ссудные инвестиции. В последние годы в мировой экономике прослеживается устойчивая тенденция к росту ссудных инвестиций. Как показывает мировой опыт, практически ни одно государство в мире при создании развитой рыночной экономики не могло обойтись без внешних заемных финансовых ресурсов.
     В современном мире экспорт ссудного капитала осуществляется как по государственной, так и по частной линии, на двусторонней и многосторонней основе, на льготных и коммерческих условиях. По целевому назначению это могут быть официальная государственная помощь развитию, кредиты на осуществление конкретных инвестиционных проектов, техническая помощь, экспортные кредиты, облигационные займы и др. [23]
     Большая часть ссудных инвестиций приходится на международные финансовые организации (МБРР, МВФ, МАР, МФК, ЕБРР, АзБРР И ДР.), крупные коммерческие банки и банковские консорциумы, национальные фонды экономического сотрудничества с зарубежными странами и др.
     Как свидетельствует мировая практика, более жесткие условия займов и кредитов предлагают частные банки и государственные организации при кредитовании экспортных поставок. С точки зрения обычных коммерческих условий (срок кредита, льготный период, уровень процентной ставки) наиболее предпочтительными являются кредиты международных финансовых организаций и двусторонняя помощь развитию. Исходя из этого, в основном строится структурная политика правительства России по привлечению ссудных инвестиций [16].
    Еврооблигации.
     Новой формой привлечения иностранного капитала в Россию стал выпуск и размещение еврооблигаций евробондов, номинированных в валютах ведущих стран мира. Выход на европейский рынок капитала стал возможен после присвоения России крупнейшими рейтинговыми агентствами «Standard & Роог's» и «Мооdy's» кредитного рейтинга. Еврооблигации служили тем же целям, что и Государственные казначейские облигации (ГКО) и Облигации федерального займа (ОФЗ), с их помощью финансировался дефицит государственного бюджета. Выпуск еврооблигаций является одним из способов снижения странового риска для иностранных инвесторов [4].
     Приоритетное  значение среди рассмотренных форм иностранных инвестиций имеют прямые инвестиции, поскольку они оказывают  существенное воздействие на национальные экономики и международный бизнес в целом. Роль прямых иностранных инвестиций заключается:
    в способности активизировать инвестиционные процессы в силу присущего инвестициям мультипликационного эффекта;
    в содействии общей социально-экономической стабильности, стимулировании производственных вложений в материальную базу (в отличие от спекулятивных и нестабильных портфельных инвестиций, которые могут быть внезапно выведены с негативными последствиями для национальной экономики);
    в сочетании переноса практических навыков и квалифицированного менеджмента со взаимовыгодным обменом ноу-хау, облегчающим выход на международные рынки;
    в активизации конкуренции и стимулировании развития среднего и малого бизнеса;
    в способности при правильных организации, стимулировании и размещении ускорить развитие отраслей и регионов;
    в содействии росту занятости и повышению уровня доходов населения, расширению налоговой базы;
    в стимулировании развития производства экспортной продукции с высокой долей добавленной стоимости, инновационных товаров и производственных технологий, управления качеством, ориентации на потребителя.
     Возрастание роли прямых иностранных инвестиций в современной экономике во многом связано с деятельностью транснациональных  корпораций (ТНК) и расширением масштабов международного производства [11].
     Иностранные инвесторы имеют право на осуществление  инвестиций в России в следующих  формах [22].
    долевое участие в предприятиях, создаваемых совместно с российскими юридическими лицами и гражданами;
    учреждение предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;
    приобретение прав пользования землёй и иными природными ресурсами;
    приобретение иных имущественных прав;
    инвестиции в форме государственных заимствований РФ, образующих государственный долг РФ;
    инвестиции в форме вклада в акционерный капитал российских предприятий;
    инвестиции в форме вложения в ценные бумаги;
    иностранные кредиты;
    лизинговые кредиты;
    финансовые кредиты российским предприятиям и т. д.
     Таким образом, иностранные инвестиции привлекаются в российскую экономику во многих формах.  
 
 

2.2. Методика оценки  эффективности использования  иностранных инвестиций
     Прежде  чем говорить об оценке эффективности  использования иностранных инвестиций, нужно дать определение главному понятию инвестиционной деятельности, оценка которого и будет проводиться. Это понятие инвестиционного проекта.
     Инвестиционный  проект – обоснование экономической  целесообразности, объёма и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная  документация, разработанная в соответствии с законодательством России и утверждённая по установленным стандартам (нормам и правилам), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций в форме бизнес-плана.
     Иными словами, инвестиционный проект – система организационно-правовых и расчётно-финансовых документов, необходимых для  осуществления каких-либо действий; осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определённых целей (получение определенных результатов) [15].
     Эффективность инвестиционного проекта – категория, отражающая его соответствие целям и интересам участников проекта. Она оценивается с целью обеспечения потенциальной привлекательности проекта для возможных участников и поиска источников финансирования. Оценка эффективности включает в себя общественную и коммерческую эффективность. Общественная учитывает социально-экономические последствия осуществления инвестиционной деятельности для общества в целом, а коммерческая – для непосредственного участника деятельности.
     Методы  оценки эффективности не могут быть едиными во всех случаях, так как  инвестиционные проекты значительно  различаются по масштабам затрат, срокам их полезного использования, а также по полезным результатам [18].
     Все методы можно разделить на две  основные группы: методы оценки эффективности инвестиционных проектов, не включающие дисконтирование и включающие дисконтирование (метод оценки инвестиционных проектов путём выражения будущих денежных потоков, связанных с реализацией проектов, через их стоимость в текущий момент времени.) [12].
     К методам, не включающим дисконтирование, относятся такие:
а) Метод, основанный на расчёте сроков окупаемости инвестиций (срок окупаемости инвестиций).
     Срок  окупаемости инвестиций – это  период времени, который требуется  для возвращения вложенной денежной суммы (без дисконтирования). Он может быть определён по формуле:
Т = К / (Пч + А) <= Тэо или Т = К / Дч <= Тэо,
где Т  – срок окупаемости инвестиционного  проекта, лет;
      Пч – чистые поступления (чистая прибыль) в первый год реализации инвестиционного проекта при равномерном поступлении доходов за весь срок окупаемости, руб.;
      К – полная сумма расходов  на реализацию инвестиционного  проекта, включая затраты на  научно-исследовательские и опытно-конструкторские  работы, руб.;
     Тэо – экономически оправданный срок окупаемости инвестиций, определяется руководством предприятия, лет;
     А – амортизационные отчисления  на полное восстановление основных  средств в расчёте на год  реализации инвестиционного проекта  при равномерном поступлении доходов за весь срок окупаемости, руб.
     Дч = Пч + А – чистый доход в первый год реализации инвестиционного проекта при равномерном поступлении доходов за весь срок окупаемости, руб.
б) Метод, основанный на определении нормы прибыли на капитал (норма прибыли на капитал).
     Норма прибыли на капитал – определение  соотношения между доходом от реализации инвестиционного проекта  и вложенным капиталом (инвестициями на реализацию проекта), или в расчёте  процента прибыли на капитал. Она  определяется по формуле:
Нпк = ((? Д / Т) / К) * 100 или Нпк = (? Д / Т) / ((К + Кост) / 2) * 100;  Кост = К – И,
где  Нпк – норма прибыли на капитал, %;
       ? Д – сумма годовых доходов за весь срок использования инвестиционного проекта, руб.;
       Т – срок использования инвестиционного проекта, лет;
       К – первоначальные вложения  на реализацию инвестиционного  проекта, руб.;
       Кост – остаточная стоимость вложений, руб.;
       И – сумма износа основных  средств, входящих в первоначальные  вложения, за весь срок использования инвестиционного проекта, руб.
в) Метод, основанный на расчёте разности между суммой доходов и инвестиционными издержками (единовременными затратами) за весь срок использования инвестиционного проекта, который известен под названием Cash-flow, или накопленное сальдо денежного потока.
г) Метод  сравнительной эффективности приведённых затрат на производство продукции.
     При этом методе выбор наиболее эффективного проекта осуществляется, исходя из минимума приведённых затрат, (чем  меньше затраты, тем эффективнее проект). Расчёт производится по формуле:
Сi + Ен * Кi > min,
где Сi – текущие затраты по производству конкретных видов продукции в расчёте на один год по i-ому варианту, руб.;
      Ен – норма прибыли на капитал – норматив эффективности капитальных вложений, установленный инвестором, %;
      Кi – капитальные вложения по i-ому варианту инвестиционного проекта, руб.
д) Метод  выбора вариантов капитальных вложений на основе сравнения массы прибыли (метод сравнения прибыли).
     Методы  оценки эффективности, не включающие дисконтирование, иногда называют статистическими методами оценки эффективности инвестиций. Эти методы опираются на проектные, плановые и фактические данные о затратах и результатах, обусловленные реализацией инвестиционных проектов. Статистические методы наиболее рационально применять тогда, когда затраты и результаты равномерно распределены по годам реализации инвестиционных проектов и срок их окупаемости охватывает небольшой промежуток времени – до пяти лет. Основным же недостатком этих методов является то, что они охватывают короткий период времени, игнорируют временной аспект стоимости денег и неравномерное распределение денежных потоков в течение всего срока функционирования инвестиционных проектов [9,10].
     Методы  оценки эффективности инвестиций, основанные на дисконтировании [19] включают в себя:
а) Метод  чистой приведённой стоимости (метод чистой дисконтированной стоимости, метод чистой текущей стоимости).
б) Метод  внутренней нормы прибыли.
     Внутренняя  норма прибыли представляет собой расчётную ставку процента, при которой сумма дисконтированных доходов за весь период использования инвестиционного проекта становится равной сумме первоначальных затрат (инвестициям). Другими словами, внутренняя норма прибыли – ставка дисконтирования, при которой чистая приведённая стоимость становится равной нулю. Она рассчитывается по следующему уравнению:
                                            т                                       т
? (К / (1 + Евн)t - tр) = ? (Д / (1 + Евн)t - tр),
                                                         t=0                                                 t=0
где К  – первоначальные затраты, руб.;
       Т – последний год использования  инвестиционного проекта;
       Д – доход, руб.;
       Евн – внутренняя норма прибыли;
       t – год инвестирования;
        tр – расчётный год, по которому приводятся расходы (текущие и единовременные затраты) и доходы.
в) Дисконтированный срок окупаемости инвестиций.
г) Индекс доходности.
д) Метод  аннуитета.
     Аннуитетом  называется метод равномерного распределения общей суммы платежей по годам использования инвестиционного проекта. По-другому его называют методом ежегодного взноса в счёт погашения долга. Его (размер ежегодного взноса) определяют по формуле:
Кс = Ко * (Е * (1 + Е)n / (1 + Е)n – 1) = Ко * Кан,
где Ко – современная общая стоимость платежа, руб.;
       Кс – приведённая стоимость ежегодного платежа или капитализированная стоимость повторяющегося платежа, руб.;
       Кан – коэффициент аннуитета;
       n – количество лет реализации проекта, годы;
       Е – заданная процентная ставка.
     Таким образом, методика расчёта показателей  эффективности инвестиционной деятельности делится на две группы: статические  и динамические. Они в свою очередь  представлены несколькими методами, которые позволяют нам использовать различные показатели для оценки эффективности любого инвестиционного проекта. 

2.3. Способы привлечения иностранных инвестиций
в машиностроительный комплекс
     На  привлечение иностранных инвестиций в российский машиностроительный комплекс играет ряд факторов. Это прежде всего следующие факторы:
    богатые природные ресурсы;
    свободная рабочая сила и квалифицированные кадры, способные к быстрому восприятию зарубежных технологий;
    относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы;
    огромный внутренний рынок товаров и услуг;
    благоприятная правовая обстановка, стабильность законодательной базы для иностранных инвесторов.
     Привлечение иностранных инвестиций в российский машиностроительный комплекс на сегодняшний  день является актуальным, поскольку машиностроение является перспективной отраслью российской экономики, промышленности. Машиностроение обеспечивает все отрасли народного хозяйства техникой. Поэтому привлечение инвестиций туда является залогом перспективного развития экономики.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.