На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Механизмы психологичекой защиты

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Механизмы психологической  защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса.                                             

 
ВВЕДЕНИЕ.   
 В советской  психологической литературе, начиная  со статьи Ф.В.Бассина «О силе  Я и психологической защите», активно обсуждаются те или иные особенности психологи-ческой защиты. Выделяются защитные процессы и защитные механизмы, невротическая психологическая защита и психотическая защита; помимо классического набора защитных механизмов (вытеснение, отрицание, рационализация, проекция, регрессия и д.р.) некоторыми авторами вводятся другие механизмы защиты ( констрикция, переоценивание, агравация, дисфорическая защита и д.р.).   
 Рассмотрим  некоторые наиболее распространенные  определения психологической защиты. Она определяется как:    
 психическая  деятельность, направленная на спонтанное  изживание последствий психической  травмы (В.Ф.Бассин, В.Е. Рожнов);   
 частные случаи  отношения личности больного  к травматической ситуации или  поразившей его болезни (В.М.Банщиков);    
 способы переработки информации в мозге блокирующие угрожающую информацию (И.В.Тонконогий);   
 механизм  адаптивной перестройки восприятия  и оценки, выступающей в случаях,  когда личность не может адекватно  оценить чувство беспокойства, вызванное  внутренним или внешним конфликтом, и не может справиться со стрессом (В.А.Ташлыков);    
 механизмы,  поддерживающие целостность сознания (В.С.Ротенберг);   
 механизм  компенсации психической недостаточности  (В.М.Воловик, В.Д.Вид);   
 пассивно-оборонительные  формы реагирования в патогенной жизненной ситуации (Р.А.Зачепицкий);   
 динамика  системы установок личности в  случае конфликта установок (Ф.В.Бассин);    
 способы репрезентации  искаженного смысла (В.Н.Цапкин).   
 Можно заметить, что в приведенных определениях  психологическая защита всегда является частью каких-либо других психических феноменов: деятельности, установки, отношений личности, компенсации и др. Причем спецификация этой части идет не по объекту, а через задание целей и функции защиты, т.е. извне. Таким образом, психологическая защита не выделяется в самостоятельный процесс и механизм. В результате если более или менее понятно, когда и зачем функционирует защита, то что это такое, не проясняется.    
 В то же  время можно выделить ряд общих  моментов, характерных для всех определений. Общим является ситуация конфликта, травмы, стресса, а также цель - снижение эмоциональной напряженности, связанной с конфликтом и предотвращение дезорганизации поведения, сознания, психики. Здесь можно отметить, что основная смысловая конструкция всех определений почти совпадает с психоаналитическим пониманием  психологической защиты. Ведь Фрейд также определял защиту как механизм, действующий в ситуации конфликта и направленный на снижение чувства тревоги, связанного конфликтом. Разница только в определении того, что стоит за конфликтом.   
 Как отмечалось  выше, спецификация психологической  защиты проводится не по объекту,  а по целям и условиям протекания, выделение которых во многом  зависит от исследователя, его  теоретических установок и типа практики. Приписывая определенной психической активности цели защиты, исследователь воспринимает некоторое поведение, фантазию, сон, творчество как психологическую защиту.    
 Выше отмечалось, что основная структура многих  определений понятия психологической защиты близка к психоаналитическому пониманию. Поэтому интересно проанализировать возникновение и развитие понятия в психоанализе. В концепции недирективной психотерапии К.Роджерса, являющейся во многих аспектах антиподом психоанализа, также используется понятие психологической защиты. Поэтому имеет смысл сопоставить эти столь разные концепции, использующие одно понятие защиты, но предающие ему различное значение.   

Глава 1. Понятие психологической  защиты в концепции  З.Фрейда.   
 Впервые З.Фрейд обратился к понятию психологической защиты в работе «Нейропсихология защиты» (1894). Рассмотрим, в контексте какой практической и научной работы и для решения каких проблем было введено это понятие.   
 Как известно, исторические и логические истоки  психоанализа лежат в совместной работе З.Фрейда и И.Брейера по изучению природы истерии и ее лечения. Ее результаты были изложены авторами в работе «Этюды об истерии», основой для которой явилось открытие И.Брейером смысла невротических симптомов. Оказалось, что истерический симптом ведет свое происхождение не из неизвестных источников анатомической и физиологической природы, как это полагало прежнее научное воззрение, но из имеющих высокую эффективную ценность психических переживаний, которые были амнезированы. На основе этого была создана концепция истерии и разработан метод лечения. К.Г.Юнг следующим образом излагает ее: «...травма создает некоторое раздражение, от которого при нормальных обстоятельствах освобождаются отводной реакцией, в случае же истерии травма переживается не во всей полноте, вследствие чего происходит задержание раздражения или вщемление аффекта». Энергия раздражения, постоянно находящаяся наготове, поддерживает симптомы, причем они при посредстве механизма конверсии переводятся в телесную область. «Терапия имела своей задачей, согласно этому воззрению (речь идет о истерии З.Фрейда и И.Брейера), разрядить задержанное раздражение, т.е. в известной мере высвободить конверсированные суммы аффектов из симптомов. Эта терапия носила поэтому подходящее название «очистительной», или катарсической, и ее целью было вызвать отводную реакцию вщемленных аффектов».    
 В этой  концепции отношение между симптомом  и сознанием сводится к тому, что симптом может существовать  лишь в том случае, если в  сознании он замещает некоторые задержанные и амнезированные аффективные переживания. И стоит только бессознательные процессы, замещаемые симптомом, сделать сознательными как симптом исчезает. Отсюда и вытекает особая процедура лечения. Терапевт, обратившись в гипнозе к состоянию психики клиента, когда у того произошла замена содержания сознания симптомом, должен вернуть в сознание то, что было из него изъято вследствие невозможности отреагирования; возвращенное в сознание содержание делает существование симптома невозможным.   
 Важно подчеркнуть,  что терапевтическая практика  излечения истерии в гипнозе  была определяющей по отношению  к теоретическим построениям,  дававшим естественнонаучное объяснение  полученным феноменам. Затруднения  в практике, а именно ненадежность  результатов лечения гипнозом, как известно, вынудили Фрейда искать другие пути к достижению катарсиса. В то же время теоретические конструкции вполне удовлетворяли Фрейда и поиск новой практики он вел в рамках старой теоретической модели.   
 Изыскивая  новый метод достижения катарсиса, т.е. перевода травмирующих переживаний из бессознательного в сознание и отреагирование их, З.Фрейд обратился к технике «настаивания» И.Бернгейма. Эта техника «делала возможным в бодрственном состоянии пробудить воспоминание об испытанном сомнамбулизме. Когда он их (пациентов) спрашивал относительно пережитого  в сомнамбулическом состоянии, они действительно сначала утверждали, что ничего не знают, но, когда он не успокаивался, настаивал на своем, уверял их, что они все же знают, те забытые воспоминания всякий раз воскресали. Таким путем, без применения гипноза удавалось узнать от больного все то, что было необходимо для установления связи между забытыми патогенными сценами и ставшимися от них симптомами». Ядро этой техники - настроение - стало одним из краеугольных камней психоанализа, что определило директивность и конфликт при взаимодействии психоаналитика и пациента.     
 Применяя  эту технику, З.Фрейд столкнулся  с сопротивлением, которое оказали  пациенты попыткам врача «бессознательные воспоминания привести в сознание. Чувствовалась сила, которая поддерживала болезненное состояние, а именно сопротивление больного». Именно на этой идее сопротивления Фрейд построил свое понимание психических процессов при истерии. Он предположил, что для выздоровления необходимо уничтожить сопротивление. На основе феноменов сопротивления З.Фрейд вводит понятие вытеснения: «Те самые силы, которые теперь препятствуют, как сопротивление, забытому войти в сознание, в свое время были причиной забвения и вытеснили из памяти соответствующие патогенные переживания. Я назвал этот предполагаемый мною процесс вытеснением и рассматривал его как доказанный неоспоримым существованием сопротивления». Можно заметить, что введенные Фрейдом представления позволили ему осмыслить и объяснить, апеллируя к устройству психики человека, собственную психотерапевтическую практику. В этом смысле они являлись психотехническими схемами (средствами), которые затем трактовались как теоретические представления о самом объекте - психике человека. Действительно, Фрейд вводит понятие вытесненного бессознательного, которое уже по своему определению находится в конфликте с сознанием. Первоначально вытеснение было единственным выделяемым способом защиты. Дифференциация психологической защиты произошла только в 1923 году в работе З.Фрейда «Страх», в которой опять же на основе дифференциации сопротивлений (сопротивление бессознательного, сопротивление из перенесения, сопротивление, исходящее из выгоды от болезни, сопротивление Супер-Эго) он выделил такие способы защиты, как изоляция, отрицание, проекция и др.    
 Вводя понятие  вытеснения на основе феноменов  сопротивления, которые проявляются  «здесь и теперь» в ситуации  взаимодействия врача и пациента, З.Фрейд определил эмпирическую  реальность (все, что происходит при психоаналитической коммуникации, включая и аутокоммуникацию случая анализа терапевтом самого себя), на основе которой водились основные понятия клинического психоанализа (перенос, вытеснение и др.). Однако события в этой реальности понимались таким образом, что все происходящее в общении было представлено как внутрипсихические явления, например конфликт не между врачом и пациентом, а между сознательным и бессознательным, сопротивление не психоаналитику, а осознанию, не эмоциональный контакт, а перенесение. Все события рассматриваются не в пространстве общения, а в проекции на плоскость психики.    
 Почему З.Фрейд  представил конфликт и в целом  взаимодействие пациента с врачом  как взаимодействие разных сил  внутри самой психики пациента? Вероятно потому, что он был не только врачом, но и ученым, ориентированным естественнонаучно, который стремится понять природу изучаемого объекта (психики). Но еще и потому, что он хотел действовать не традиционно, а как «инженер», т.е. строить свои действия, опираясь на научные знания о психике человека. Именно поэтому все знания, полученные в психотерапевтической практике на психотехнической схеме, З.Фрейд начинает трактовать как знания о самой психике, ее природе и устройстве. В результате психотехническая схема, в основе которой лежат конфликт в общении, сопротивление, преодоление сопротивления для осознания и от реагирования бессознательного материала, постепенно стала рассматриваться как представление самой психики, как ее теоретическая модель. Критерием правильности такой схемы становится не ее эффективность в плане лечения, а истинность теоретического построения (теории психики), внутренняя согласованность описания объекта, возможность понять процессы и механизмы, действующие в психике, и т.д.   
 Поскольку  психику Фрейд изначально рассматривал  в аспекте взаимодействия сознания и бессознательного, то понятие вытеснения, объясняющее феномены сопротивления, в устройстве психики отражает пространственное отношение двух различных сфер психики. На основе понятия вытеснения он выделяет особую сферу в бессознательном - вытесненное бессознательное, остальная часть бессознательного получила название подсознательного. Таким образом, на основе психотехнической схемы была сформирована первая модель психики - топографическая, состоящая из трех систем: сознание, бессознательное, предсознательное.    
 В ней бессознательное  и сознание, по определению, находятся  в конфликте. Защита реализует  взаимоотношения в этом конфликте.  Сознание воздействует на бессознательное  посредством вытеснения, что является  защитой сознания от неприемлемых инстинктивных влечений. Бессознательное воздействует на сознание посредством механизмов защиты, трансформирующих вытесненные влечения в формы, приемлемые для реализации в поведении и сознании (рационализация, проекция, изоляция и др.). Чтобы эта модель была прогностической (предсказывала поведение и реакции пациента), необходимо было, следуя логике научно-инженерного мышления, жёстко зафиксировать бессознательное, т.е. представить психику как работающий механизм.   
 Если бы  З.Фрейд перенёс в модель внутрипсихического конфликта всё многообразие сил, действующих во внешнем конфликте (человек - культура, врач - пациент), с которыми он сталкивался в процессе психоаналитической практики, то на такой модели невозможно было бы ввести процессы и механизмы, которые определяли бы её функционирование как объекта со своей структурой, энергией, механизмами. Только сведя всё многообразие сил, исходящих из бессознательного к либидо и противоположных им - к цензуре, З.Фрейд смог чётко ввести понятие защитного механизма и описать действие конкретных механизмов защиты.   
 Таким образом,  в теоретической конструкции  понятие защиты обозначает определённую  функцию в структуре психики.  С объективацией теоретической  конструкции защита начинает  пониматься  и как естественный (реально работающий в психике) механизм. Но необходимо учитывать что эти механизмы имеют право на существование только в рамках породившей их психоаналитической практики и теоретической конструкции. 

Глава 2. Понятие психологической  защиты в концепции К.Роджерса.   
  По типу формирования концепция К.Роджерса аналогична психоанализу З.Фрейда. Оба начинали практикующими психотерапевтами, решали проблемы, возникающие не в науке, а в практике. Эти проблемы привели к формированию оригинальных терапевтических практик, которые вскрыли целые пласты эмпирических фактов и знаний. Для объяснения наблюдаемых феноменов в психотерапии оба построили оригинальные теоретические концепции. К.Роджерс так пишет о формировании своей концепции: «Раньше всего была создана наиболее тесно связанная с наблюдаемыми фактами, наиболее основательно доказанная теория психотерапии и изменения личности, которая была сконструирована, чтобы упорядочить известные феномены терапии».   
 Если по  типу формирования
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.