На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Развитие детей младшего дошкольного возраста на уроках рисования

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 22.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 30. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание
 
Введение………………………………………………………………………….. 3  

Глава 1. Теоретические основы обучения изобразительной деятельности детей 2-3 лет. …………………………………………………………..……….. 6  

1.1. Характеристика возрастных особенностей детей раннего возраста…………………………………………………………………………….6
 
1.4. Задачи, содержание и методика обучения рисованию детей раннего возраста………………………………………………………………………...…15
 
Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию изобразительных умений и навыков  у детей 2 – 3 лет……………………....34   

2.1. Показатели  и уровень сформированности изобразительных  умений у детей 2-3 лет……………………………………………………………………. 

2.2. Формирование  изобразительных умений у детей  2-3 лет, экспериментальная проверка  эффективности проведенной работы………..
 
Заключение ………………………………………………………………... ……43  

Список использованной литературы ………………………………..…........... 45 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     В настоящее время основным приоритетом  образования выступает личностно-ориентированное  взаимодействие педагога с ребёнком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребёнка, становится год от года всё разнообразнее и сложнее, и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
     Формирование  творческой личности начинается уже  в дошкольном возрасте. Игнорирование  или формальный подход к творчеству в раннем детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Дошкольный возраст - лучшее время для развития образного мышления, воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому воспитание творческих способностей - одна из главных задач дошкольной педагогики.
     Рисование является важнейшем средством в  формировании личности ребенка, эта  изобразительная деятельность дарит  детям радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих  рисунках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
     Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в  квалифицированном руководстве. Для того,чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительной искусстве, в детском творчестве, владеть  необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен сам владеть изобразительными навыками и умениями.
     Изобразительная деятельность дошкольников должна носить эмоционально-творческий характер. И педагог создает для этого все условия: он, прежде всего, обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышление и воображение.
     С конца XIX в. детский рисунок привлек к себе внимание ученых разных направлений - психологов, педагогов, этнографов, искусствоведов, историков как у нас в России, так и за рубежом. Детский рисунок рассматривался как объективный материал для изучения психологии детей, для выяснения их общих и индивидуальных особенностей.
     За  рубежом один за другим появляются труды по психологии детства, в которых большое место отводилось анализу детского рисунка (Д. Селли, Н. Браушвинг, Р. Лашпрехт и др.).
     Первым  автором, посвятившим свой труд «Дети - художники» (1887 г.) психологическому анализу детских рисунков, был итальянский искусствовед Коррадо Риччи. Изучив большое количество детских рисунков, он дал характеристику своеобразия изобразительного творчества детей. Но в его работе и работах его последователей основным пороком являлась идеалистическое понимание путей развития детского рисунка. Детские рисунки часто оценивались как произведение искусства, имеющие большую эстетическую ценность, чем работы взрослых.
     Работа русских авторов было в том, что результаты изобразительной деятельности детей рассматривались с педагогических позиций - с точки зрения развития у детей наблюдательности, памяти, внимания, эстетических чувств (Оршинский, А.А. Рыбников, К.М. Ленилов, Ф.И. Шмит и др.).
     В 1910 г. была представлена работа В.М. Бехтерева  «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении»  не потерявшая значение до настоящего времени. В.М. Бехтерев рассматривал детское  рисование в самый ранний период у детей 3-4 лет. Он правильно указал, что ребенок в первоначальных штрихах и каракулях еще ничего не изображает.
     Изучая  характер штрихов и форм в рисунках малышей, В. М. Бехтерев делает вывод, что  ребенок очень рано проявляет  стремление к изображению. Рисует он то, что видит в окружающей среде, поэтому для правильной оценки творчества ребенка необходимо выяснить условия, в которых он находится.
     В.М. Бехтерев признавал необходимым  обучение детей технике рисования; разумное подражание взрослым, по его  мнению, не может мешать ни своеобразию, ни проявлению индивидуальности ребенка.
       Большой интерес к изучению детского рисунка проявил Ф.И. Шмит, он организовал музей детского творчества в Харькове, а затем кабинет творчества при всеукраинской Академии наук в Киеве. Цель его исследований - выявление закономерностей детского творчества.
     Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е. А. Флёрина  и др.) доказали, что творческие способности  детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Развитие этих способностей происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально-организованного обучения. Поэтому одной из определяющих проблем современного образования является проблема формирования и развития творческой личности.
     Проблема  соотношения личности и творчества представлена в работах Д. Б. Богоявленской, Л. Б. Ермолаевой - Томиной, Н. Н. Поддъякова. Изучению художественно-творческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста посвятили свои работы Д. Б. Богоявленская, Н. А. Ветлугина, В. Я. Воронова, Л. С. Выготский, И. Л. Лернер, Д. Б. Эльконин. В работах таких психологов, как Л. А. Венгер, Н. Е. Веракса, Л. С. Выготского, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева процесс творческой деятельности рассматривается как один из основополагающих аспектов развития личности уже на начальном этапе её становления.
     В 60-70-х годах и по настоящее время  проблемой целенаправленного и  активного воздействия на развитие художественно - творческих способностей у детей раннего возраста занимались Н. П. Сакулина, Н. Б. Халезова (в области лепки), Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Г. В. Лабунская (в выделении этапов формирования детского художественного творчества в области рисунка).
     Актуальность  выбранной нами темы обусловлена тем, что именно изобразительная продуктивная деятельность является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Это объясняется тем, что художественная творческая деятельность в силу своей специфики представляет собой естественную "школу творческого развития". 

Цель  исследования: выявить особенности обучения изобразительной деятельности детей  раннего возраста. 

Объект  исследования: изобразительная деятельность детей раннего возраста.   

Предмет исследования: особенности  обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста. 

Гипотеза:  обучение изобразительной деятельности детей раннего возраста будет проходить успешно, если:
    учитывать особенности обучения детей;
    использовать разнообразные методы и приемы обучения;
    учитывать уровень развития изобразительных умений;
    процесс обучения носит целенаправленный, систематичный, поэтапный характер.
 
Задачи  исследования:
    Дать характеристику особенностям обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста.
    Выявить уровень изобразительных умений у детей раннего возраста.
    Подобрать серию занятий, направленных на обучение изодеятельности детей 2 – 3 лет.
    Определить эффективность проведенной экспериментальной работы.
 
 
     В работе использовались следующие методы:
1. изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
2. наблюдение;
3. анализ, сравнение;
4. беседа;
5. анкетирование. 

     Экспериментально-исследовательская работа проводилась нами на базе Государственного детского дошкольного образовательного учреждения №2707 г. Зеленоград в ноябре 2010 - апреле 2011 года.  

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические основы  обучения изобразительной деятельности детей 2-3 лет. 
 

1.1. Характеристика  возрастных особенностей детей раннего возраста. 

     Какой детский возраст требует наибольшего  внимания к себе в плане предоставляемых  возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия? С психолого-педагогической точки зрения это ранний возраст. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Возрастные особенности ребенка раннего возраста представляют собой следующую картину: 

 Общая моторика, моторика рук:
 Учится  бегать, ходить на носках, сохранять  равновесие на одной ноге. Сидит  на  корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его  содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы.  Красит пальцем. Нанизывает бусы. 

Зрительно-моторная координация:
Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые  формы. Режет ножницами. 

Восприятие  и предметно-игровая деятельность:
Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины  колец. Выделяет парную картинку по образцу. 

Психическое развитие:
Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов  (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы "Что это?". Начинает  понимать точку зрения другого лица. Отвечает "нет" на абсурдные вопросы.  Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше,  полный-пустой). 

Понимание речи:
 Происходит  быстрое увеличение словарного  запаса. Понимает сложноподчиненные   предложения типа: "Когда мы  придем домой, я буду...". Понимает  вопросы типа:  "Что у тебя  в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет  двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем  обедать". 

     В настоящее время накоплен большой  положительный опыт организации  приема  детей  в детские учреждения. Широко практикуется работа с родителями, знакомство с ребенком до поступления в детский сад, внедряется одинаковый режим в детском саду и в семье и т. д.
     В. А. Сухомлинский писал: "...твердо убежден, что есть качества души, без  которых  человек не может стать настоящим  воспитателем, и среди этих качеств на первом месте умение проникнуть в духовный мир ребенка". Эти качества души в  полной мере должны раскрыться в воспитателе при обращении к вновь  поступившим  детям. Для того, чтобы управлять процессом адаптации, педагогу необходимо хорошо  знать  возрастные особенности детей и учитывать их в своей работе. Прежде всего,  надо  помнить, что организм маленького ребенка характеризуется функциональной  незрелостью. Приспособляемость к изменяющимся условиям среды, в частности к  температурным колебаниям, несовершенна, вследствие чего малыш подвержен  простудным заболеваниям. Поэтому он нуждается в очень бережном отношении, внимательном уходе. Забота о здоровье детей, его укреплении является одной  из главных задач детского учреждения. С состоянием здоровья ребенка тесно  связано  его психическое развитие. Если дети часто болеют, они становятся вялыми, безразличными к окружающему или раздражительными, плаксивыми, а это может  существенно задержать развитие движений, действий с предметами, следовательно, задержать развитие мышления, восприятия, речи. Особенно подвержены заболеваниям те малыши, которые только что поступили в детский сад. Группа детского сада - это множество контактов, более неблагоприятная бактериальная среда, и, если организм ребенка не закален, он  быстро может заболеть. Дети, которые привыкли к слишком высокой температуре  воздуха в домашних условиях, могут легко простудиться.
     Изменения в развитии ребенка характеризуются  не только высокими темпами, но  и  определенной последовательностью. В овладении речью ребенок проходит путь от  гуканья, гуления, лепета, подражания слогам и словам к словопроизношению. В овладении игровой деятельностью от манипулирования предметами к отдельным  действиям с предметами по назначению, от них к предметной деятельности, а  затем уже к ролевым и сюжетно-ролевым играм.
     Знание "зоны ближайшего развития" необходимо воспитателю при введении  ребенка  в группу, так как это поможет  четко определить, что уже сформировано в ребенке и что предстоит  сформировать.
     Процесс становления взаимоотношений ребенка  со сверстниками также длителен и  непрост. Начинается он с кратковременных  действий рядом с другими детьми, совместных действий. И только потом  эти совместные действия становятся длительнее.
     Психическое развитие ребенка происходит в процессе деятельности, содержание и характер которой на протяжении детства меняются, совершенствуются. С первых  дней жизни начинают развиваться навыки общения со взрослыми, в процессе которого ребенок приобретает социальный опыт, познает окружающий мир, у него  складываются привязанности к близким.
     Дети  второго-третьего года жизни при  правильном воспитании могут вступать в  контакты не только с близкими или знакомыми, но и с новыми для  них людьми,  как  взрослыми, так  и детьми. Когда ребенок овладевает речью, его общение  начинает опосредоваться словами. Он выполняет действия, называемые взрослыми ("открой",  "положи" и т.п.), и сам обращается к окружающим с высказываниями, просьбами  и  т. д.
     Дети  второго года жизни с большим удовольствием занимаются разборными  игрушками: разбирают и собирают пирамидку (сначала из 3 одноцветных колец,  затем с большим их количеством, наконец, с разноцветными кольцами),  матрешки, бочонки и др. Они любят возить разного рода каталки, при этом предпочитают такие, которые можно толкать перед собой. Они катают и подбрасывают мячи, с  интересом наблюдают за действиями заводного клоуна, передвижением заводных машин и др. Уже с начала второго года дети начинают овладевать действиями  подражательного характера: кормят кукол и плюшевых зверюшек, укладывают их  спать, позднее раздевают и одевают. Дети третьего года жизни действуют с  предметами более разнообразно. Они собирают 6 8-предметные пирамиды-башенки,  от кубиков переходят к игре с простыми конструкторами. В этом возрасте у детей  складываются навыки участия в простейших сюжетно-ролевых играх. Они чаще,  чем  младшие дети, во время игр вступают в контакты друг с другом: создают  постройки на полу, играют в "парикмахера", "врача", обмениваются  впечатлениями, делают указания друг другу, привлекают внимание к своим "достижениям" в постройке и т. п.
     Воспитатель должен знать потребности и возможности  детей в организации игровых  действий. Например, трехлетнего ребенка, если он расстроен, можно занять  инерционной игрушкой: играя с ней, он отвлечется от беспокоящей мысли об  отсутствующих родных. Однако, если такую машину предложить годовалому малышу, он станет стучать ею об пол или возьмет в рот, и она быстро ему наскучит. Девочка 2,5 - 3 лет с удовольствием включится в игру с посудой, будет  расставлять кастрюльки у игрушечной плиты, помешивать в них ложкой, а  полуторалетняя просто разбросает их или попробует на зуб. Дети второго-третьего года жизни труднее, чем старшие, приспосабливаются к  изменениям в укладе жизни, воспитательных мерах, связанных с поступлением в ясли, детский сад. Поэтому важно, чтобы взрослые по возможности смягчали  этот  переходный период. В первое время можно поддерживать привычки малыша, даже  если они совсем нежелательны, разрешать приносить с собой любимые игрушки,
 не  настаивать на том, чтобы малыш  съедал полностью непривычную  пищу, и т. п.
     Причиной  огорчений для малыша может стать  несвоевременное удовлетворение его  органических потребностей. Чем младше ребенок, тем больше влияют на его поведение потребности в пище, питье и др. Однако уже на втором-третьем году ребенок, заинтересованный сказочной инсценировкой, может не почувствовать,  например, наступившего голода.
     Потребности в общении, в познании окружающего, самостоятельной деятельности  с возрастом также расширяются. Если эти потребности не удовлетворяются, возникают отрицательные эмоциональные состояния. Малыш может плакать из-за того, что у него забрали интересующую его игрушку, резко прервали игру, оставили одного, без внимания взрослого.
     Дети  первых лет жизни быстро утомляются. Утомление ведет к различным  изменениям в их поведении: нарушаются сформированные умения, появляются  признаки негативного, отрицательного отношения к взрослым, агрессивного отношения к сверстникам, проявляются отрицательные привычки (сосание пальца, раскачивание и т. п.). У ребенка пропадает аппетит, нарушается сон, он может  заснуть за столом, но не заснуть в положенное время. Поэтому обязательным  условием предупреждения переутомления является организация режима дня.
  Рассмотрим процесс формирования умений и навыков у детей раннего возраста более подробно.
     Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.
     Однако  осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большими вниманием подойти к тематике работ.
     В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварель, гуашь  обладающие разными изобразительными возможностями. 
     Карандашом  создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть  за другой, добавляются различные  детали. Затем линейное изображение  раскрашивается. Такая оследовательность  создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.
     В рисовании красками (гуашь и акварелью) создание формы идет от красочного пятка. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т.п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков. 
     Изобразительная деятельность тесно связана с  познанием окружающей жизни. Вначале  это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумага, карандаш, краски, мелки и т.д.), познание связи действий с полученным результатом.
     О значении рисования для умственного  развития писал М.И. Калинин: «Человек, который научился и привык рисовать, особо подойдет к каждому новому предмету. Он прикинет с разных сторон, нарисует такой предмет, и у него будет уже образ в голове. А это значит, что он глубже проникнет в самую суть предмета».
     Развитие  наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования известного педагога Н.П. Сакулиной  показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установление связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи. Образное начало в детских рисунках проявляется в раннем возрасте при соответствующей воспитательной работе. 
     В процессе рисования формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в предумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.
     Важно у детей воспитывать эстетическое отношением к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности.
     Отношение 2-3 летнего ребенка к окружающей действительности характеризуется  недостаточной расчлененностью  связываемых чувств. Малыша привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении как бы сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, которые проявляются как в оценочных суждениях о воспринимаемых явлениях, так и в деятельности детей. Нередко ребенок дает положительную оценку всему, что является для него привлекательным, любимым, без учета эстетических достоинств. Например: старую игрушку ребенок считает самой красивой, так как часто она используется в игре.
     Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков.
     Заботясь  о развитии у ребят художественных способностей, педагог должен знать  моменты, являющиеся первыми побудительными факторами привлечения внимания, интереса детей к рисованию. Одним из таких факторов нередко служит глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии предмета или явления - яркой картинки, игрушки и т.д. Эмоциональное переживание вызывает у ребенка потребность рассказать окружающем о том или ином явлении и показать это изобразительными средствами. Создавая рисунок, ребенок еще раз переживает тот эмоциональный подъем, который присутствовал во время наблюдения. Он испытывает огромное удовольствие от процесса рисования. У ребенка возникает желание рисовать каждый день и изображать в рисунке все то, что видит вокруг.
     Нередко толчком к проявлению интереса к  изобразительной деятельности служит наблюдение за рисующими.
     Процесс создания взрослыми ярких образов  в рисунке производит неизгладимое впечатление на детей, вызывает у них желание попробовать свои силы.
     Большое значение для рисования имеет  зрение. Для того, чтобы нарисовать, недостаточно только увидеть и узнать. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое, рисующий, может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата.
     В процессе изобразительной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности,  поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта.
     Занятия рисованием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев.
   Выявление способностей у детей и правильное их развитие одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей, психофизического развития, условий воспитания и других факторов.
     Развитие  способностей у детей к изобразительному искусству только тогда приносит свои плоды, когда обучение рисованию  осуществляется педагогом  планомерно и систематически. Иначе это развитие пойдет случайными путями, и изобразительные способности ребенка могут остаться в зачаточном состоянии.
     Развитие  способности изображения в первую очередь зависит от воспитания наблюдательности, умения видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное. При этом нельзя не учитывать возраст  ребенка и, следовательно, требовать сложного сюжетного построения от 2 и 3-летнего малыша, если даже начать обучение очень рано. Его мышление не достигло еще нужного уровня для решения такой задачи, которую старший  дошкольник при соответствующем обучении решит легко.
     Но  известно, что дети одного возраста могут находиться на разных ступенях развития. Это зависит и от воспитания, и от общего развития ребенка. Педагог  не должен об этом забывать, ибо индивидуальный подход к каждому ребенку одно  из главных условий успешного воспитания и обучения.
  Первый этап в развитии художественных способностей детей начинается с того момента, когда в руки ребенка впервые попадает изобразительный материал бумага, карандаш, кусочек глины, кубики, мелки и т. д. В педагогической  литературе этот период носит название "доизобразительный", так как здесь еще  нет изображения предмета и даже нет замысла и желания что-то изобразить.  Этот  период играет существенную роль. Ребенок знакомится со свойствами  материалов,  овладевает разнообразными движениями руки, необходимыми для создания  изобразительных форм.  Доизобразительный период очень важен для развития дальнейших способностей  ребенка.  Самостоятельно немногие дети могут овладеть всеми доступными им движениями и  нужными формами. Воспитатель должен вести ребенка от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем  к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке, лепке.
     Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей. Дети путем ассоциаций учатся находить сходство в простейших  формах и линиях с каким-либо предметом. Такие ассоциации могут возникнуть у них непроизвольно, когда кто-нибудь из ребят замечает, что его штрихи или  бесформенный кусочек глины напоминают знакомый предмет. Они могут быть вызваны разными качествами рисунка, вылепленного изделия цветом, формой, композиционным построением.
     Обычно  ассоциации у ребенка неустойчивы; в одном и том же рисунке  он может увидеть разные предметы. В его сознании при рисовании  еще нет прочного следа, который  образуется общей работой представления, памяти, мышления, воображения. Простая нарисованная форма может напомнить много предметов, приближающихся к ней.
     Ассоциации  помогают перейти к работе по замыслу. Одним из путей такого перехода является повторение той формы, которая получилась у него случайно.  Узнав в начерченных  линиях какой-либо предмет, ребенок сознательно рисует еще раз, желая изобразить его опять. Иногда такие первоначальные рисунки по замыслу имеют меньше сходства с предметом, чем ассоциированная форма, так как ассоциация получилась случайно, ребенок не запомнил, в результате каких движений руки она возникла, и производит опять любые движения, думая, что изображает тот же предмет. Тем не менее второй рисунок все же говорит о новом, более высоком этапе в развитии изобразительных способностей, так как он  появился в результате замысла. Иногда может быть не полное повторение всего изображения, а добавление к  ассоциированной форме каких-либо деталей: рук, ног, глаз человеку, колес  машине и т. п. Большая роль в этом процессе принадлежит воспитателю, который, задавая вопросы, помогает ребенку осознать изображение, например: «Что ты нарисовал?  Какой хороший мячик, нарисуй еще такой же».
     С появлением сознательного изображения  предметов начинается изобразительный  период в развитии способностей. Деятельность приобретает творческий  характер. Здесь могут быть поставлены задачи систематического обучения детей.
     Первые  изображения предметов в рисунке, лепке очень просты, в них  отсутствуют  не только детали, но и часть основных признаков. Объясняется это тем, что у  маленького ребенка еще отсутствует аналитико-синтетическое мышление, а  следовательно, и четкость воссоздания зрительного образа, мало развита  координация движений рук, нет еще технических навыков.
       В дальнейшем с накоплением  детьми опыта, овладением изобразительными умениями перед ними можно поставить новую задачу научиться изображать особенности предметов одного вида, передавая основные признаки, например в изображении людей разницу в одежде, чертах лица, в изображении деревьев молодое дерево и старое, различные формы ствола, ветвей, кроны.
     Первые  детские работы отличаются диспропорцией  частей. Объясняется это тем, что  внимание и мышление ребенка направлены только на ту часть, которую он изображает в данный момент, без связи ее с другими, отсюда и несоответствие пропорций. Он рисует каждую часть такого размера, чтобы на ней уместились сразу все важные для него детали.
     Развитие  способности правильно передавать пропорции также связано с  развитием аналитического мышления, умения не только видеть и сравнивать одну часть с  другой, определяя, какая больше, но и в процессе изображения все время помнить об их пропорциональной зависимости.
     Постепенно  под влиянием обучения и общего развития у ребенка появляется способность относительно правильно передавать пропорциональные соотношения между предметами и их частями.
     Иногда  дети сознательно нарушают пропорции, желая передать свое собственное  отношение к образу. Это не значит, что они уже овладели изобразительными навыками и могут работать самостоятельно. Но в этом сознательном нарушении пропорций делается первая попытка к творчеству. И педагог должен обратить на это внимание.
     Более сложной изобразительной задачей  является передача движения. Вначале  действие предмета дети выражают не графически, а игрой, речью, жестами. Статичность позы изображаемого объекта вызывается ритмичным расположением частей, облегчающим процесс изображения. Но создать подлинно динамичный образ трудно, так как восприятия детей еще не развиты.  Им сложно увидеть и осознать деформацию внешнего вида движущегося предмета и тем более зафиксировать ее на бумаге или в глине. Лишь постепенно  развивается способность видеть эти изменения, изображать их, словесные и игровые приемы передачи движения заменяются изобразительными.
  Одна из наиболее сложных задач для детей в рисовании это умение передавать изобразительными средствами пространственные соотношения. В лепке и конструировании эта задача решается путем расстановки изображенных предметов ближе или дальше на определенной площади. В рисовании, где изображение дается на плоскости, пространство передается особыми приемами. Понять их условность, в результате которых создается реальное впечатление большого пространства, поначалу для ребенка сложно.
     На  первых ступенях развития изобразительных  способностей ребенок не задумывается над расположением предметов. Он размещает их на всем пространстве листа независимо от логической взаимосвязанности, причем лист для удобства рисования может быть повернут и предмет изображен по отношению к другим боком или вверх ногами.
     Определенное расположение все предметы приобретают тогда, когда их связь заранее определена содержанием. Например, дом, около него растет дерево. Для объединения предметов появляется земля в виде одной линии. Такое расположение носит название "фриз".
       Изображение предметов в рисунке связано с умением передавать цветовые отношения.  Развитие способности передавать цвет начинается с овладения самим цветом независимо от его связи с окраской предмета. Затем с развитием чувства цвета вообще ребенок учится использовать его для раскраски предметов, применяя яркие декоративные сочетания, иногда совпадающие с реальными.
      В этой главе мы уделили внимание характеристикам возрастных особенностей детей 2-3 лет, а теперь рассмотрим задачи, содержание и методику обучения рисованию детей раннего возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Задачи, содержание и методика обучения рисованию детей раннего возраста. 
 

       Одна из основных задач обучения детей - воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений.
     Изобразительные возможности дошкольников в передачи окружающего ограничены. Не все, что  ребенок воспринимает, может служит темой для его рисунка.
     Ребенок раннего возраста трудно передает характерные признаки предмета, так как он не имеет достаточно развитых изобразительных умений.
     Большое значение в правдивой передаче впечатлений  имеет способ изображения. Дети учатся передавать форму предмета соотношение  его частей, расположение объектов в пространстве, их цвет и т.д.
       Задачи создания тематической композиции требует изображения группы предметов, логически связанных между собой. В жизни ребенок легко улавливает связи и отношения между предметами, однако для передачи этих отношений в рисунке дошкольник должен овладеть целым рядом изобразительных умений и навыков, требующих большой работы мысли и воображения. Ребенку необходимо определить, что является главным в изображении, а что второстепенным; решить композиционные задачи - как скомпоновать все объекты, чтобы видна была связь между ними; какими цветами следует закрасить предметы, в каком положении их изобразить и т.д.
     Овладение этими изобразительными приемами - задача довольно сложна, требующая  развития мышления. В детском саду она решается главным образом  в старших группах.
       Одна из важнейших задач обучения изобразительной деятельности - овладения техническими приемами работы с различными материалами. Изобразительные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы.
     С изобразительными умениями тесно связаны  технические навыки. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении, а как передать форму предмета посредством этих линий - это уже изобразительная задача.
     Приобретение  технических навыков только на начальном  этапе обучения требует большой сосредоточенности, активной работы мысли ребенка. Постепенно технические навыки автоматизируются, рисующий пользуется ими без особого напряжения. Технические навыки включают правильное использование материалов и оборудования. В рисовании элементарные технические навыки заключаются в умении правильно держать карандаш, кисть и свободно пользоваться ими. Значение технических навыков велико, так как часто отсутствие их ведет к снижению интереса детей к изобразительной деятельности, вызывает у них неудовлетворенность.
     Приобретенные навыки правильного и свободного пользования материалом должны использоваться не механически, а с учетом особенностей предмета изображения.
     Таким образом, задачи обучения изобразительной  деятельности тесно связаны со спецификой данного вида искусства и одновременно способствуют осуществлению воспитательных задач, развитию художественных способностей детей.
     Детская изобразительная деятельность базируется на познании окружающей действительности, поэтому вопрос о развитии восприятий, являются одной из основных проблем  методики обучения детей рисованию. Создание художественного образа предполагает передачу глубокого содержания в яркой, эмоциональной форме.
     Опыт  ребенка 2-3 лет невелик, поэтому ему  важно дать возможность предварительно понаблюдать за предметом, чтобы  увидеть и запомнить главное, характерное, выразительное. Именно неумение видеть объясняются многие ошибки в рисунках детей.
     Развитие  изобразительной деятельности, имеет  две цели. Во-первых, обогащение познавательного  и эстетического опыта ребенка  в процессе ознакомления с окружающей действительностью, во-вторых, уточнение  представлений о различных предметах. Опыт ребенка постепенно расширяется в процессе всей вспомогательной работы на занятиях, прогулках, экскурсиях и т.д. Эти восприятия могут быть связаны с задачей последующего изображения, но могут иметь и другие цели. Важно чтобы воспитатель учитывал их на занятиях рисованием. Накопление впечатлений об окружающем является широкой базой для проведения занятий по изобразительной деятельности.
     Таким образом, проведение наблюдений с целью  развития изобразительной деятельности может быть организованно в широком плане для обогащения опыта детей и с более узкой конкретной задачей - познания свойств отдельных предметов. При этом обязательным условием является включение в восприятие эстетических чувств, которые усилят эмоциональную сторону восприятия, что особенно важно для последующего изображения.
       Ребенок должен узнавать название предмета или явления, его назначение, внешний вид (форму, размер, цвет и т.д.), уметь определять, какие его признаки являются главными, а какие - второстепенными. Самостоятельное вычленение этих свойств не всегда доступно ребенку. Часто он обращает внимание не на существенное, а на яркое, необычное. При последующем изображении эти несущественные стороны будут в первую очередь отражаться в рисунке, нарушая реальность объекта. Задача педагога - научить ребенка видеть, воспринимать предмет в совокупности всех его основных качеств. Основой в решении этой задачи является воспитание сенсорной культуры. Сенсорное воспитание понимается как формирование у ребенка широкой ориентировки в разнообразных свойствах реальных предметов.
     Восприятие  окружающего должно быть целенаправленным. Ребенок должен ясно представлять, что и зачем ему надо наблюдать. Такая постановка цели и обоснование  действий обостряет восприятие, сосредоточивает  мысль и внимание на определенных моментах, восприятие делается выборочным, оценивающим. Для овладения такой анализирующей способностью необходима высокая сенсорная культура - умение видеть и выделять такие качества предмета, как форма, величина, цвет, положение в пространстве, что имеет существенное значение в изобразительной деятельности.
     Развитие  этих сторон восприятия требует большого внимания со стороны воспитателя.
     Известный психолог А.В. Запорожец пишет: «Хотя  у ребенка имеются известные  органические предпосылки сенсорного развития в виде природных анатомо-физиологических особенностей тех или других анализаторных систем, однако для того чтобы на основе такого рода предпосылок сформировались те специфические человеческие сенсорные способности, которые потребуются ребенку в его последующей материально-производственной, научной или художественной деятельности, совершенно недостаточно просто упражнять его органы чувств, а необходимо активно формировать указанные способности путем воспитания, осуществляемого по определенной программе».
     Для изобразительной деятельности в  первую очередь важно развитие зрения и осязания. При помощи зрения мы воспринимаем многие качества предмета: форму, размера, цвет, положение в  пространстве. Зрительный анализ тоньше и богаче осязательного, поэтому человек больше доверяет зрению.
     Такое мнение справедливо, но в то же время  при отсутствии достаточного опыта, особенно при восприятии нового объекта, для образования правильного  представления недостаточно одного показания глаза. Например, при восприятии размеров имеет значение расстояние, отделяющее от нас предмет и как бы уменьшающее размеры этого предмета, при восприятии формы - положение предмета в пространстве по отношению к нашему глазу, при восприятии цвета - освещенность и т.д.
     Дети 2-3 лет выделяют отдельные качества предмета, наиболее заметные и яркие, он дает им характеристику по аналогии с другими предметами: круглый, как яблоко, красный как ягодка.
     Исследования  сенсорного развития ребенка показали, что даже в младшем возрасте можно  воспитать способность видеть отдельные свойства предмета в качестве общего признака, присущего группе предметов.
     Перед любым видом деятельности воспитатель  обращает внимание детей на форму, размер, положение предмета, а затем непосредственно  перед занятием рисованием выделяет контур части предмета, уточняет цвет, если он является характерным для данного предмета.
     В младших группах обязательно  включает движение руки, которое поможет  детям при рисовании. Для младших  дошкольников большое значение в  познании формы имеет осязание. Он легко определяет понятие «большой» или «маленький» там, где эта разница значительна.
     Восприятие  цвета оказывает большое эмоциональное  воздействие на ребенка, хотя часто  и не относятся к числу существенных признаков. Поэтому не всегда надо при обследовании выделять его специально. Но в то же время цвет является в рисунке одним из главных выразительных средств. В цветовых отношениях дети также могут усвоить эталоны, по которым в дальнейшем будут ориентироваться.
     Остановимся на методах и приемах обучения детей раннего возраста.
     Метод наблюдений лежит в основе всей системы  обучения изобразительному искусству. От того насколько у детей будет  развито умение наблюдать окружающее, устанавливать связи между явлениями  действительности, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей.
     В детском саду на занятиях по изобразительной  деятельности используются разнообразные  методы и приемы, которые условно можно подразделить на наглядные и словесные. Особую, специфичную для детского сада группу приемов составляют игровые приемы. В них соединяется применение наглядности и использование слова.
       Психологи считают, что ребенок раннего возраста способен к такому аналитико-синтетическому восприятию только при условии правильного педагогического руководства.
       Воспринимая предмет, ребенок должен показать его объем (дать двухмерное изображение трехмерной натуры на плоскости), что связано с применением светотени, передачей перспективных изменений предмета, показом сложных ресурсов.
     Ребенку раннего возраста эти приемы изображения недоступны. Поэтому для них подбирают предметы простой формы, имеющие четкие очертания и членения частей. Предмет помещается так, чтобы все дети воспринимали ее с наиболее характерной стороны. Воспитателю следует детально рассмотреть с детьми предмет, направляя и облегчая словом и жестом процесс анализа. Этот процесс требует определенной культуры восприятия, развитого аналитического мышления.
       В процессе рисования по замыслу ребенок просит помочь в изображении какого-либо предмета. Образец, как и натура, может выступать в качестве метода и как отдельный прием обучения. В тех видах изобразительной деятельности, где основной целью не является закрепление впечатлений от восприятия окружающего, а стоят задачи по развитию отдельных моментов этой деятельности, образец применяется как метод обучения. Иногда может быть внесено несколько образцов для выбора, если дети уже овладели каким-нибудь умением. Иногда образец выступает в качестве приема обучения. Например, в предметном рисовании образец используется не с целью копирования, а для уточнения представлений детей об изображаемом предмете.
     Отрицательно  на развитии творческих способностей детей сказывается применение образцов с утраченными, схематичными изображениями. Упрощение изображения до схемы создает лишь кажущееся облегчение поставленной перед детьми задачи. Схема не соответствует конкретному представлению ребенка о предмете, так как в ней отступают характерные детали, по которым ребенок узнает предмет.
     Не  следует заменять представление, образовавшиеся на основе конкретного восприятия, плоскостными и схематичным изображением, лишенным индивидуальных черт. Такая схема не поможет ребенку выделить главное в предмете, а просто заменит образ конкретного предмета. Применяя подобные образцы, воспитатель забывает о такой воспитательной задаче изобразительной деятельности, как закрепление представлений детей об окружающей действительности.
     Обучение  при постоянном использовании готовых  схематических образцов сводится, в  конечном счете, к узкой задаче - выработке умения создавать несложные формы. Тренировка руки в создании такой формы изолируется от работы сознания. В результате в рисунках детей появляются шаблоны: домик с треугольной крышей, птицы в виде галочек и т.д. Это объединяет детский рисунок, раз и навсегда усвоенная схематичная форма снимает необходимость дальнейших наблюдений, изобразительная деятельность отрывается от действительности. Неосознанно усвоенное схематическое изображение часто теряет сходство с реальным предметом, так как ребенок повторяет усвоенные формы не задумываясь. Например, птичка (галочка) при изображении повертывается крыльями вниз или набок.
     Картины применяются главным образом  для  уточнения представлений  детей об окружающей действительности и для пояснения средств и способов изображения. Картина как художественное произведение ярко, эмоционально передает образ.
     Исследования  психологов и педагогов показали, что уже детям двухлетнего  возраста доступно понимание картины  как изображения предмета. Рассматривание картин может быть рекомендовано в тех случаях, когда нет нужного предмета, а также может служить средством ознакомления детей с некоторыми приемами изображения на плоскости. Например, педагог показывает картину, чтобы объяснить изображение отдельных предметов, которые в жизни ребенок воспринимал расположенными на ровной земле. Рассматривая картину, ребенок видит, что земля изображается не одной линией, а широкой полосой, а удаленные предметы располагаются выше, близкие - ниже, к краю листа. 
     Программа детского сада устанавливает объем изобразительных умений и навыков, которым должны овладеть дети в процессе обучения. Овладения сравнительно небольшим кругом умений даст возможность ребенку изображать самые разнообразные предметы. Например, для того чтобы нарисовать дом, надо знать приемы изображения прямоугольной формы, т. есть уметь соединить линии под прямым углом. Эти же приемы потребуется для рисования машины, поезда и любого другого предмета, имеющего прямоугольные очертания. 

     Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: 

- показ  жестом; 

- показ  приемов изображения. 

     Во  всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями. Жестом поясняется расположение предмета на листе. Движения руки или палочки карандаша по листу бумаги бывает достаточно, чтобы дети даже 2-3лет поняли задачи изображения. Жестом может быть восстановлена в памяти ребенка основная форма предмета, если она несложна, или его отдельных частей.
     Эффективно  повторение того движения, которым  воспитатель сопровождал при  восприятии свое объяснение. Такое повторение облегчает воспроизведение образовавшихся в сознании связей.  Жест, воспроизводящий форму предмета, помогает памяти и позволяет показать движение руки рисующего при изображении. Чем меньше ребенок, тем больше значение в его обучении имеет показ движения руки.
     Ребенок раннего возраста еще не полностью  владеет своими движениями и потому не знает, какое движение потребуется для изображения той или иной формы.
     Известен  и такой прием, когда воспитатель  делает изображения вместе с ребенком, ведя его руку. Жестом можно обрисовать весь предмет (мяч, книга, яблоко) или детали формы (расположение ветвей у ели, изгиб шеи у птиц). Более мелкие детали воспитатель демонстрирует в рисунке.
     Характер  показа зависит от тех задач, которые  ставит воспитатель на данном занятии. Показ изображения всего предмета дается в том случае, если ставится задача научить правильно изображать основную форму предмета.  Например, чтобы научить детей рисовать круглые формы, воспитатель рисует мяч или яблоко, объясняя свои действия.
     При повторных упражнениях по закреплению  умений и затем самостоятельному их применению показ деталей дается лишь в индивидуальном порядке, не усвоившим тот или иной навык.
     Постоянные  показы приемов выполнения задания  приучит детей во всех случая ждать  указаний и помощи воспитателя, что  ведет к пассивности и торможению мыслительных процессов. Показ воспитателя всегда необходимо при объяснении новых технических приемов .
     В раннем возрасте ребенок не может  в полной мере контролировать и оценивать  свои действия и их результаты. Если процесс работы доставлял ему  удовольствие, он будет доволен и  результатом, ожидая от воспитателя одобрения. В раннем возрасте воспитатель в конце занятия показывает несколько хорошо выполненных работ, не анализируя их. Цель показа - привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работы остальных детей. Положительная оценка их способствует сохранению интереса к изобразительной деятельности.
     Рассматривать ошибки в работе одного ребенка со всеми детьми не следует, так как  сознание ее будет иметь значение лишь для этого ребенка. Причины  ошибки и пути ее устранения лучше проанализировать в индивидуальной беседе.
     Словесные методы и приемы обучения - к ним  относятся беседа, указание воспитателя  в начале и в процессе занятия, использование словесного художественного  образа.
     Цель  беседы - вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную воспитателем), не пользуясь наглядными пособиями.
     Беседа  должна быть краткой, но содержательной и эмоциональной. Педагог главным  образом обращает внимание на то, что  будет иметь значение для дальнейшей работы, т.е. на конструктивное цветовое и композиционное решение рисунка. Если впечатления детей были богаты и они владеют нужными умениями для их передачи, такой беседы достаточно для выполнения задания без дополнительных приемов.
     Для уточнения представлений детей  по теме или ознакомления их с новыми приемами изображения воспитателя  в процессе беседы или после нее показывает нужный предмет или картину, а перед началом выполнения задания детьми демонстрирует прием работы. В младших группах беседа используется в тех случаях, когда необходимо напомнить детям предмет, который они будут изображать или разъяснить новые приемы работы. В этих случаях беседа используется как прием, помогающий детям лучше понять цель и задачи изображения.
     Беседа  и как метод, и как прием  должна быть краткой и длиться  не более 3-5 минут, чтобы представления  и эмоции детей оживившись, а творческое настроение не угасло. Таким образом, правильно организованная беседа будет содействовать лучшему выполнению задания детьми. Художественный образ, воплощенный в слове (стихотворение, рассказ, загадки и т.д.), обладает своеобразной наглядностью. В нем заключено, то характерное, типичное, что свой свойственно данному явлению и выделяет его среди других.
     Выразительное чтение художественных произведений способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения. С этой целью художественное слово может быть использовано не только на занятиях по иллюстрированию произведений литературы, но и при изображений предметов после их восприятия.
     При обучении детей раннего возраста число словесных указаний применяются редко. У детей еще слишком мал опыт и недостаточно изобразительных умений, чтобы понять без участия чувственных анализаторов объяснение воспитателя. Только в том случае, если у детей есть прочно закрепившиеся навыки, воспитатель может не сопровождать наглядный показ действия.
     Указания  нужны нерешительным, застенчивым  детям, неуверенным в своих силах. Их надо убедить, что работа непременно получится. Однако не следует всегда предупреждать трудности, встающие перед детьми. Для воспитания творческой активности важно, чтобы ребенок сталкивался с трудностями и учился их преодолевать.
     Форма указаний не может быть одинаковой для всех детей. Для одних необходим  поощряющий тон, вызывающий интерес  к работе и уверенность в своих  силах. К самоуверенным детям  следует предъявлять больше требовательности.
     Указания  педагога не должны быть прямой диктовкой  детям как изображать предмет  в том или ином случае. Они должны заставить ребенка думать, мыслить. Индивидуальные указания не должны привлекать внимание всех детей, поэтому их следует  делать негромким голосом. Указания всем детям в процессе занятия даются в том случае, если многие ошибаются.
     Игровые приемы обучения - это использования  моментов игры в процессе изобразительной  деятельности относится к наглядно-действенным  приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к постепенной задаче, облегчает работу мышления и воображения.
     Обучение  рисованию в раннем возрасте начинается с игровых упражнений. Их цель - сделать более эффективным и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснением: «Это бегает по дорожке мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т.д. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы.
     Включение игровых моментов в изобразительную деятельность  продолжается и при изображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла и они рисуют ей платье, витаминки и т.д. В процессе этой работы малыши овладевают умением рисовать круги.
     При использовании игровых моментов воспитатель не должен превращать весь процесс обучения в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.
     Таким образом, выбор тех или иных методов и приемов зависит:
- от содержания и задач, стоящих перед данным занятием;
- от задач изобразительной деятельности;
- от  возраста детей и их развития;
- от  вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети. 

     Отдельные методы и приемы - наглядные и  словесные совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на занятии.
     Наглядность обновляет материально-чувственную  основу детской изобразительной  деятельности, слово помогает созданию правильного представления, анализу  и обобщению воспринятого и изображаемого.
  Главным принципом обучения детей рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть чувствовать тот предмет, явление которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные четкие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями.
     Прежде  всего, сама деятельность воспитателя  является наглядной основой. Ребенок  следит за рисунком воспитателя и  начинает подражать ему. В дошкольном возрасте подражание выполняет активную обучающую роль. У ребенка, наблюдающего за тем, как создается рисунок, развивается и способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном их изображении. Но одного подражания недостаточно для развития способности самостоятельно мыслить изображать, свободно использовать приобретенные навыки. Поэтому приемы обучения детей также последовательно усложняется.
     В работе В.Н. Аванесовой рекомендуется  постепенное вовлечение детей в  совместный процесс рисования с  воспитателем, когда ребенок дорисовывает начатую работу - проводит ниточки к нарисованным шарам, стебельки к цветам, палочки к флажкам и т.д.
     Положительным в этом приеме является то, что ребенок  учится узнавать изображаемый предмет, анализировать уже нарисованные и недостающие части, упражняется в проведении линий (разного характера) и, наконец, получает радость и эмоциональное удовольствие от результата своего труда. Воспитатель может использовать показ приемов рисования и словесное объяснение, а дети будут сами выполнять задание без опорного рисунка. Здесь важно, чтобы процесс построения рисунка рукой педагога был хорошо согласован с ходом словесного изложения. Слово, подкрепленное наглядным материалом, поможет ребенку проанализировать увиденное, осознать его, лучше запомнить задание. Но у ребенка 2-3 лет еще недостаточно развиты способность памяти длительное время сохранять воспринятое с достаточной четкостью (в данном случае - это объяснение педагога): он либо запоминает только часть указаний и выполняет задание неверно, либо ничего не может начать без повторного объяснения. Вот почему воспитатель должен еще раз объяснять задание каждому ребенку.
     К концу третьего года жизни многие дети уже не требуют дополнительных объяснений: они могут рисовать самостоятельно, пользуясь приобретенными навыками и после одного раза объяснения задания.
     На  обучение детей раннего возраста положительное влияние оказывает  использование различных игровых  моментов. Включение игровых ситуаций делает предмет изображения более  близким, живыми, интересными. В рисовании красками результатом деятельности для маленького ребенка является яркое пятно. Цвет сильный эмоциональный раздражитель. В этом случае педагога должен помочь ребенку понять, что цвет в рисунке существует для воссоздания образа. Надо добиваться того, чтобы дети, работая с красками, стремились улучшить сходство с предметами. Если в первые месяцы обучения они подражают своему воспитателю, рисуя тот или иной предмет, то теперь педагог дает или задание рисовать самостоятельно по замыслу, воображению.
   Обучение детей раннего возраста рисованию включает в себя специфическую задачу: рисование отдельных предметов.
  
     Грамотное, реалистическое изображение предмета в рисунке предполагает передачу характерной формы и деталей, пропорционального соотношения  частей, перспективных изменений, объема, движения, цвета. 

     Поскольку изобразительные умения у ребенка  еще очень несовершенны, перед  ними стоят и изобразительные  трудности. В рисунке форма ограничена линейным контуром. Но в то же время  правильное проведение линий и изображение контура на первых этапах работы над рисунком не может служить первоочередной задачей. Исследования изобразительной деятельности детей раннего возраста показали, что ребенок уже на втором году жизни (конечно, при условии обучения) может правильно держать карандаш, кисть: движения, производимые при рисовании, совпадают с общим ритмом движений, которые интенсивно развиваются в этом возрасте. Однако они в большей мере еще непроизвольны и проведение линий не контролируется зрением.
     С ребенком второго года жизни уже возможно специальное обучение навыкам изображения, так как он стремиться воспроизводить действия воспитателя сопровождаемые пояснением. При постановки задач обучения рисованию учитывается, что у детей двухлетнего возраста мал опыт, отсутствуют знания и умения, недостаточно развиты движения рук. Поэтому основные задачи в первую очередь связаны с общим воспитательным воздействием на детей.
     Освоение  изобразительных умений начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий, 
     Рисование дождика (карандаш). В дождливый сентябрьский день воспитатель с детьми у окна смотрит, как дождевые капли сбегают  по стеклу. «Дождик,— говорит воспитатель.—  Смотрите, как бегут капли сверху вниз (рисует на листе бумаги отрывистые короткие линии сверху вниз). Послушайте, как шумит дождь, как капли стучат по стеклу: «Кап, кап, кап». Дети весело повторяют: «Кап, кап, кап».
«Сверху вниз, сверху вниз, кап, кап, кап» - говорит воспитатель.
     На  занятии рисованием детям предлагают нарисовать, как шел дождь, как капали капли. На небольшом листе бумаги (20 х 15см) воспитатель рисует карандашом короткие вертикальные штрихи.
     Дети, постукивая пальцами по бумаге, показывают, как шел дождик, приговаривая: «Кап, кап, кап», а затем вооружаются  карандашами и рисуют «капельки» по всему листу сверху вниз, приговаривая: «Кап, кап, кап».
     Через несколько минут воспитатель  говорит: «Дождик у вас сильный  идет. А что же появляется на земле, когда идет дождь?» Дети весело отвечают: «Лужи», «Водичка» — и начинают с увлечением чиркать карандашом внизу листа.
     «А  вот туча» - вспоминает один из детей и наверху рисует черную тучу.
     Рисуя по собственному замыслу, дети возвращаются к этой теме. Рисуют дождь в разных вариантах: «Дождик и домик» «Дождь идет, и у мамы улетел зонтик». Ближе к весне появляется и такой рисунок: «Дождь поливает цветы, они будут хорошо расти».
Из этого  примера видно, что даже такая  предельно простая тема, как «Дождь», может быть предложена в интересной форме. Тогда дети ее запоминают и  используют в рисунках по своему замыслу. Вариантом этого занятия может быть рисование травки.
     После этого можно познакомить детей  с новым материалом — краской. Большую радость доставляет детям  рисование краской. Дети видят яркую  краску в чашечках, получают в руки неизвестный прежде инструмент — кисточку. Воспитатель знакомит детей с кисточкой, затем обмакивает ее в краску и начинается волшебство: оказывается, если приложить ниточку к бумаге и сразу отнять, на бумаге остается красивое опальное пятно. Эти пятна можно разбросать по всему листу. «Топ-топ» — ходит кисточка по бумаге. А еще можно кольнуть бумагу кончиком кисточки, и получится яркая точка. Если точки накапать между пятнышками, лист бумаги становится красивым, нарядным. Вот что умеет наша кисточка» - говорит воспитатель и предлагает детям попробовать нарисовать на листе пятнышки и точки.
     Часто воспитатели боятся рано давать краску маленьким детям, оправдывая свою осторожность тем, что дети не рисуют, « мажут краской весь лист, стол, а иногда и себя или соседа. Надо помнить, что ребенок замазывает краской лист не из упорства, а потому, что он наслаждается процессом рисования - все нарисовал, места на бумаге больше нет.
Рисование ленточек (краска). Дети рисуют ленточки. Это занятие, как и предыдущее, основывается на накопленных впечатлениях, доставивших детям удовольствие. Занятию рисованием предшествовал праздник в детском саду, на котором малыши танцевали с красными лентами. Воспитатель вначале занятия показывает красные шелковые ленты, дети весело кричат: «Праздник, праздник, ленты красные!» Вместе с детьми воспитатель вспоминает, как они танцевали на празднике с этими лентами. Затем кнопками прикрепляет ленты в вертикальном положении к большому листу белой бумаги (нельзя на черной доске, так как ленты должны выделяться на светлом фоне) и показывает, как взять кисть, набрать краску, отжать кисть о край чашечки и нести ее «за палочкой» сверху вниз (по ворсу). Целесообразно, чтобы дети показали сухой кистью, как они будут проводить сверху вниз, а затем поставить на столы чашечки с красками и предложить детям рисовать.
     В конце занятия собрать все  работы, расставить их рядом на доске  и полюбоваться. «Сколько красивых длинных красных лент! Совсем как было на празднике» - говорит воспитатель.
     Умения, приобретенные детьми на занятиях, надо закреплять, пока они не забылись, иначе обучение не достигнет результата: усвоенный навык после длительного перерыва воспринимается как новый — и все приходится начинать сначала, В этом причина неудач многих воспитателей.
     Для повторных упражнений детям предлагают рисовать точно такие же ленточки, но другого цвета. Полезно несколько усложнить тему: рисовать, например, ленточки короткие и длинные, теперь уже синего цвета.
     Кроме закрепления знакомого материала, на таком занятии дети приобретают навык произвольно останавливать руку на середине листа — «короткая ленточка» и ритмически чередовать короткие и длинные полосы. При этом дети сопровождают ритмичные движения словами, приговаривая: «Короткая, длинная, короткая, длинная». Ритм слова и ритм движения сливаются, и это помогает детям рисовать. Рука как бы танцует, нанося ровные линии то длинные, то короткие.
     Ритмичные согласованные движения руки очень важны при обучении рисованию. На них основана хорошая штриховка, мазки в декоративном рисунке и многое другое.
     В конце занятия следует показать наиболее ритмично сделанные работы и еще раз вместе с детьми повторить: «Короткая, длинная».
     Когда воспитатель убеждается, что дети легко и ритмично проводят вертикальные линии карандашом и красками и даже по собственному желанию присоединяют к этим линиям другие, создавая изображение различных предметов, можно научить детей проводить горизонтальные линии. Вначале детей затрудняет движение руки не к себе, а слева направо.
     Рисование ниток (карандаш) — одно из первых упражнений такого рода. Воспитатель приносит несколько мотков толстых ниток ярких цветов, которые дети уже знают. При детях на картон наматывают нитки: синюю, рядом желтую, потом красную и, наконец, зеленую, называя цвета. Когда четыре или пять картонок приготовлены, воспитатель говорит: «Вот смотала все нитки! Смотрите, как ровно лежат на картоне синие, желтые, красные, зеленые нитки».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.