На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Конкурентоспособность экономики России на мировом рынке

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                       Содержание
      Введение…………………………………………………………………...3
    Основные понятия конкурентоспособности..........................................4
    конкурентоспособные отрасли российской экономики.......................5
    Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2011г………………....8
    Причины проблем конкурентоспособности экономики России…...11
    Решение проблем экономики России………………………………..14
    Вывод……………………………………………………………………...16
     Список литературы ………………………………………………………17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       Введение
    В современном мире социально-политические факторы, особенно государственное  регулирование, стали общепризнанным условием жизнеспособности и эффективного функционирования экономической системы. Конкурентоспособная экономика немыслима без эффективного механизма ее взаимодействия с государством, органами его законодательной исполнительной власти. Более того, такой механизм стал одним из сущностных признаков демократического общества. Опыт индустриально развитых стран показывает, что действующая форма взаимоотношений между экономической системой и государством прошла длительный и сложный путь развития.
    И по степени проникновения в структуры  хозяйства, и по характеру воздействия на отдельные регионы и сферы жизнеобеспечения человека, динамично развивающиеся трансформационные процессы в мире неоднозначны. Поэтому устойчивое конкурентоспособное развитие народного хозяйства принципиально важно с точки зрения единства и безопасности страны. Формирование приоритетов развития системы национального хозяйства должно учитываться стратегией государства, реализуясь на основе четкого проведения экономической политики.
    Фактически  включение российской экономики  в мировую уже произошло. Дальнейшее вхождение ее в мировое экономическое пространство и повышение рейтинга ее международной конкурентоспособности связаны в основном со следующими направлениями: встраивание отечественных предприятий в производственные цепочки транснациональных корпораций (ТНК) по созданию валовой и добавленной стоимости; превращение отечественных корпораций в ТНК. 
 

1. Основные понятия конкурентоспособности:  

Рыночная  экономика - экономика конкурентного  соревнования экономических субъектов. Чтобы выиграть в этом конкурентном соревновании, необходимо обладать определенными конкурентными преимуществами, быть конкурентоспособным.
Успех в экономическом развитии определяющим образом зависит от степени конкурентоспособности. Поэтому необходимость определения конкурентоспособных отраслей, производств, товаров и т.д. в большинстве своем не находит возражений.  Синтетическим показателем, объединяющим конкурентоспособность товара, товаропроизводителя, отраслевую конкурентоспособность и характеризующим положение страны на мировом рынке, является показатель страновой конкурентоспособности. В общем виде, его можно определить, как способность страны в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны и отдельных его граждан. В то же время между всеми выше названными уровнями конкурентоспособности существует достаточно тесная внутренняя и внешняя зависимость и взаимозависимость. С одной стороны, конкурентоспособность страны базируется в первую очередь на ее жизнеспособности, то есть на прочности ее национальной производственной базы. С другой стороны, конкурентоспособность предприятия во многом зависит от того, как организована социально-экономическая среда, в которой ему приходится действовать. Его работу определяют не только собственные усилия, но, прежде всего, то, как в стране устроена система взаимоотношений между предпринимателями и властью, между самими предпринимателями, между предпринимателями и нанимаемыми ими работниками. Страновая и отраслевая конкурентоспособности, в конечном счете, зависят от способности конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар.
Иногда  понятие "конкурентоспособный" приравнивается к понятию "приоритетный" (что  во многом оправдано), и можно встретить негативное отношение к необходимости определения тех же конкурентоспособных отраслей. Такое отношение к необходимости определения конкурентоспособных, приоритетных отраслей было характерно для экономической политики последних лет. Аргументы были следующими: при определении приоритетных отраслей можно ошибиться, а вот рынок сам расставит все как надо. Результатом такой политики становилось то, что отдельные отрасли все равно добивались для себя разного рода преференций, хотя статуса приоритетных за ними никто не закреплял. Таким образом, приоритетные отрасли не определялись на основе объективных критериев, а "получались" в результате откровенной лоббистской деятельности, что, впрочем, делало их по факту приоритетными, но отнюдь не конкурентоспособными.
Поэтому определение конкурентоспособных  отраслей является тем этапом, который  в экономической политике последних  лет пока еще не был реализован. Необходимо признать, что в настоящее  время определение конкурентоспособных  отраслей и соответствующая промышленная политика действительно не могут уже иметь того эффекта, на который можно было рассчитывать еще несколько лет назад. Дело в том, что отраслевая структура все больше утрачивает свою актуальность. Предприятия, формально относясь к определенным отраслям промышленности, диверсифицируют свою экономическую деятельность. Виды деятельности, которые ведут те или иные предприятия, зачастую плохо соотносятся с наименованиями отраслей, к которым формально относятся эти предприятия.  
 
 

2. Определение конкурентоспособных отраслей российской экономики  

Для определения  конкурентоспособных отраслей российской экономики необходимо прежде всего  определить "поле" отраслей, на котором  предстоит делать выбор. Предлагается исходить из того, что выбор предстоит делать из базовых отраслей экономики России. К таковым на сегодняшний день относятся: промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, розничная торговля. Предлагается также дополнить указанный перечень отраслью "Связь" (в противном случае наличие в нем "Транспорта" и отсутствие "Связи" представляется достаточно странным).
Критерии  для ограничения перечня на второй стадии должны быть следующими:  Это  должны быть отрасли, на развитии которых  выгодно отражается специфика страны, ее географические, климатические, геополитические и т.п. особенности. Отрасли должны отличаться опережающими (по сравнению с другими) темпами развития. Приращение стоимости в них в долгосрочной перспективе должно быть более значительным.
Из перечисленных  отраслей специфичными особенностями, которые потенциально обеспечивают их конкурентоспособность, являются:
    Промышленность (ввиду богатства страны сырьевыми ресурсами)
    Транспорт (ввиду огромной площади страны, что диктует необходимость хорошего развития транспорта и соответствующей инфраструктуры)
Ни строительство, ни сельское хозяйство, ни даже связь  и ни тем более торговля и общественное питание не являются отраслями, которые  потенциально, ввиду каких-либо страновых  особенностей, обладают сравнительными преимуществами в страновом разрезе.
Более того, развитие данных отраслей осложняется  этими самыми страновыми особенностями. Суровые природно-климатические  условия, к примеру, не лучшим образом  сказываются на развитии сельского  хозяйства, да и строительства тоже.
Россия обладает значительной частью ресурсного потенциала планеты и в этом ее бесспорное преимущество. В расчете на душу населения Россия занимает первое место в мире по обеспеченности минерально-сырьевыми ресурсами. Богатство России полезными ископаемыми в значительной мере компенсирует ряд факторов, затрудняющих ее развитие, в том числе суровость климатических условий, приводящих к существенному удорожанию функционирования хозяйственной системы.
Опережающими  темпами развития в долгосрочном периоде будут отличаться следующие базовые отрасли экономики: Промышленность Строительство Связь Торговля и общественное питание. Средние темпы прироста валовой добавленной стоимости в указанных отраслях в период 2003-2012 гг. прогнозируются следующими:  Промышленность - 8,6 %, Строительство - 7,7 %, Связь - 13,1 %, Торговля и общественное питание - 7,2 %.
С учетом того, что в целом среднегодовой  прирост ВВП в указанный период может составить 6,9 %, именно указанные  отрасли необходимо считать отраслями  с опережающими темпами развития. Ускоренное развитие промышленности, строительства, связи, торговли и общественного питания приведет к тому, что их доля в ВВП страны к 2012 году заметно увеличится: промышленности - с 26,5 % до 30,1 %, строительства - с 7,2 % до 7,9 %, связи - с 1,8 % до 3,0 %, торговли и общественного питания - с 22,8 % до 25,7 %.
Однако  только лишь ускоренного развития отраслей для их отнесения к конкурентоспособным  недостаточно. Необходимо также, чтобы  рассматриваемые отрасли обладали, как уже отмечалось выше, естественно-конкурентными преимуществами. Ни связь, ни строительство, ни тем более торговля и общественное питание не обладают такими преимуществами. Транспорт обладает, как уже отмечалось, но укоренным его развитие в долгосрочной перспективе никак не назовешь (средние темпы прироста валовой добавленной стоимости транспорта на период до 2012 года - 4,3 %).
Таким образом, получается, что двум основным критериям (ускоренное развитие и естественно-конкурентные преимущества) отвечает только одна отрасль  экономики - промышленность.
Первый  критерий: наличие естественно-конкурентных преимуществ. Это то, что выгодно  отличает данные отрасли, что предопределяет их лидирующее положение на рынке, прежде всего - внешнем, характеризующем экспортные возможности. Естественно-конкурентным преимуществом ряда российских отраслей является их богатейшая сырьевая база. Именно по этой причине такие отрасли, как нефтедобывающая промышленность, газовая промышленность, лесозаготовительная, цветная металлургия могут и должны быть отнесены к конкурентоспособным. Уже в настоящее время подавляющая часть экспортной выручки страны поступает именно от реализации продукции данных отраслей. Россия по экспорту их продукции занимает 1-2 место в мире. В настоящее время в России экспортируется большая часть добываемой нефти - 54,1 %, значительная часть газа - 30,6 % и других сырьевых ресурсов.
Второй  критерий: наличие значительного  научно-технологического задела, являющегося  основой для продвижения выпускаемой  продукции на рынок - прежде всего  опять-таки на внешний, где реализация экспортных возможностей впрямую зависит от ее конкурентоспособности.
Определение отраслей по данному критерию представляет значительно более сложную задачу. Оценка степени значительности научно-технического задела - вещь достаточно субъективная. Практически каждая отрасль имеет соответствующие научно-технические заделы. Существуют исторические факторы, предопределившие подобное состояние дел. В советские времена страна была вынуждена самостоятельно и развивать все отрасли производства, и вести необходимые исследования. И хотя за время проведения рыночных преобразований по многим направлениям науки и технологии прежние позиции были утрачены, уверенность в том, что и в настоящее время имеются научно-технологические заделы, существует. Обоснованность этого предположения должна найти подтверждение в наличии экспортного потенциала. Если продукция отрасли экспортируется, значит, у нее есть преимущества по сравнению с другими конкурирующими товарами-аналогами. Значит, отрасль в целом - конкурентоспособна.
    Рейтинг глобальной конкурентоспособности
Швейцария возглавила рейтинг глобальной конкурентоспособности 2011—2012 (The Global Competitiveness Index 2011—2012), который  опубликован 7 сентября аналитической  группой Всемирного экономического форума (ВЭФ). Место России в рейтинге снизилось с 63 на 66 место. Рейтинги конкурентоспособности основаны на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний — обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнерских организаций — ведущих исследовательских институтов и компаний в странах, анализируемых в отчете. В этом году более 14 000 лидеров бизнеса были опрошены в 142 государствах. Анкета составлена так, чтобы охватить широкий круг факторов, влияющих на бизнес-климат. В отчет также включен подробный обзор сильных и слабых сторон конкурентоспособности стран, что делает возможным определение приоритетных областей для формулирования политики экономического развития и ключевых реформ. В отчете ВЭФ представлены два индекса, на основе которых составляются рейтинги стран: Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI) и Индекс конкурентоспособности бизнеса (Business Competitiveness Index, BCI). Основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран является Индекс глобальной конкурентоспособности (GCI), созданный для Всемирного экономического форума профессором Колумбийского университета Ксавье Сала-и-Мартином (Xavier Sala-i-Martin, Columbia University) и впервые опубликованный в 2004 году. Как уверяют представители ВЭФ, GCI постоянно совершенствуется на основании тестирования и консультаций с ведущими экспертами. GCI составлен из 12 слагаемых конкурентоспособности, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Этими слагаемыми являются: «Качество институтов», «Инфраструктура», «Макроэкономическая стабильность», «Здоровье и начальное образование», «Высшее образование и профессиональная подготовка», «Эффективность рынка товаров и услуг», «Эффективность рынка труда», «Развитость финансового рынка», «Технологический уровень», «Размер внутреннего рынка», «Конкурентоспособность компаний» и «Инновационный потенциал».
Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2011—2012 возглавила Швейцария, которая в  прошлогоднем рейтинге также занимала первое место. Далее идут Сингапур и  Швеция — второе и третье места, соответственно. Страны Северной и  Западной Европы продолжают доминировать в первой десятке списка: верхние строчки занимают Финляндия (4 место), Германия (6), Нидерланды (7), Дания (8) и Великобритания (10). Япония, которая занимает девятое место, остается второй по рейтингу экономикой Азии, несмотря на снижение на целых три позиции по сравнению с прошлым годом. Соединенные Штаты за минувший год опустились на одну позицию и теперь занимают пятое место в рейтинге. Снижение позиций США авторы исследования объясняют следующими факторами: в дополнение к макроэкономическими проблемами, некоторые аспекты институционального климата США продолжают вызывать озабоченность у руководителей ведущих компаний; в частности низким остается уровень доверия к политическим деятелям, озабоченность также вызывают проблемы государственного управления; положительным является тот факт, что банки и финансовые институты впервые после начала финансового кризиса восстанавливаются; их состояние в настоящее время оценивается как значительно более здоровое, а деятельность, как более эффективная.
Европейские страны продолжают преобладать в  первой половине рейтинга среди наиболее конкурентоспособных экономик. Германия, которую ныне принято считать  «локомотивом еврозоны», продолжает лидировать, хотя и спускается на одну строчку  вниз — до шестого места, в то время как Нидерланды (7 место) перемещаются на одну позицию вверх, Франция (18 место) спускается на три места вниз, а Греция продолжает падение и спускается до 90 места, худшей позиции в Европейском Союзе. Лидерами снижения конкурентоспособности в регионе стали Словения, Черногория и Румыния, которые потеряли 12, 11 и 10 позиций, соответственно. Авторы исследования отмечают, что реформы для повышения конкурентоспособности будут играть ключевую роль в оживлении экономического роста в регионе евро и в разрешении ключевых проблем: фискальной консолидации и долговременной безработицы. Результаты показывают, что в то время как конкурентоспособность в развитых экономиках находилась на одном и том же уровне последние семь лет, во многих развивающихся экономиках конкурентоспособность выросла, что делает их рост более устойчивым и отражает смещение экономической активности от развитых экономик в их пользу. Среди крупных развивающихся экономик продолжает лидировать Китай, который поднялся на одну позицию и достиг 26 места. Что касается остальных экономик БРИКС, Южно-Африканская Республика (50 место) и Бразилия (53) двигаются в рейтинге вверх, а Индия (56) и Россия (66) несколько снижают позиции. Место России в рейтинге ВЭФ за минувший год снизилось с 63 на 66 место, на фоне роста конкурентоспособности других стран БРИКС. Соседями России в списке на этот раз оказались Вьетнам (65 место) и Перу (67 место). В докладе отмечается, что по сравнению с предыдущим годом относительно стабильное положение России значительно ухудшилось по таким слагаемым как качество институтов, здравоохранение и начальное образование, эффективность рынка труда, конкурентоспособность компаний и инновационный потенциал. Улучшение произошло лишь по двум слагаемым: макроэкономическая среда и технологический уровень. Именно кардинальные улучшения в макроэкономической сфере (рост на 35 позиций — с 79 до 44 места) позволили России не упасть в рейтинге еще более значительно. Существенные изменения произошли в рейтинге ключевых проблем для развития бизнеса в России. Как и в прошлом году, основным барьером представители бизнеса назвали коррупцию, а прошлогодние проблемы с доступом к финансированию и налоговым регулированием уступили первые места таким барьерам для бизнеса как неэффективность государственного аппарата и преступность. Россия продолжает оставаться в числе аутсайдеров по таким критериям, как развитие финансового рынка, инфляция, бремя государственного регулирования. Все эти проблемы мешают России воспользоваться своими конкурентными преимуществами, такими, как сравнительно низкий уровень государственного долга и дефицита бюджета, большой размер рынка, относительно высокий инновационный потенциал и качественное высшее образование.
Среди стран бывшего СССР Россия заняла четвертое место, пропустив вперед Эстонию (33 место), Литву (44), Азербайджан (55) и Латвию (64). Остальные государства постсоветского пространства расположились ниже: Казахстан (72 место), Украина (82), Грузия (88), Армения (92), Молдова (93), Таджикистан (105) и Кыргызстан (126). Беларусь в рейтинге ВЭФ отсутствует.
Среди ближневосточных экономик Катар (14 место) укрепляет свои позиции в  первой двадцатке, а Саудовская Аравия (17) впервые входит в эту группу; за ними следуют Израиль (22), ОАЭ (27), Кувейт (34) и Бахрейн (37). Большинство стран Персидского залива продолжают свое продвижение вверх в рейтинге. В то же время ряд арабских государств, в которых наблюдались политические волнения или произошла смена власти, продемонстрировали существенное снижение конкурентоспособности своих экономик. Среди них: Египет (90 место, -13 позиций), Иордания (71 место, -6 позиций), Тунис (40 место, -8 позиций). Среди стран Африки южнее Сахары в верхнюю половину рейтинга попали Южная Африка (54 место) и Маврикий (54), следом за ними идут лучшие страны региона — игроки второго эшелона: Руанда (70), Ботсвана (80) и Намибия (83). В Латинской Америке и Карибском бассейне лидирует Чили (31 место), за ними следуют Барбадос (42), Панама (49), Бразилия (53), Мексика (58) и Перу (67). Замыкают рейтинг Йемен, Ангола, Бурунди, Гаити и Чад, который занял последнее — 142 место.
    Причины проблем конкурентоспособности экономики России
Для стабильности экономики России и закладки основы дальнейшего развития необходимо обеспечить конкурентоспособность ключевых, системообразующих отраслей экономики. По некоторым оценкам, при существующем положении до 60% промышленных предприятий являются потенциальными банкротами, причем не менее 20-25% из них правительство официально считает обреченными при любом повороте событий.
   Решение этой задачи осложняется тем, что оставленные в наследство командной экономикой технологические, внутренние «болезни» производства накладываются, с одной стороны, на обусловленные кризисом и искусственно созданные проблемы спроса, а с другой - на нерациональную политику правительства. В связи с этим важно выделить причины конкурентного отставания российских отраслей экономики. Первым фактором является технологическое отставание предприятий России. Оно имеет два аспекта: первый - неконкурентоспособность отечественной продукции из-за несоответствия качественных характеристик самого продукта требованиям рынка; второй - при существующем рыночном спросе на продукт его высокая себестоимость по отношению к иностранным аналогам, в основе которой лежат высокие нормы расхода сырья и энергетики на технологию.
    За  прошедшие десятилетия основные фонды серийных предприятий не обновлялись. Их износ составляет более 75%. Государственный  заказ на разработки высоких технологий уменьшился в десятки раз. Отсутствие оплаченного спроса на отечественную высокотехнологическую продукцию на внутреннем рынке фактически разорило ряд производств. При этом новыми владельцами предприятий ставилась задача не развития и обновления товарного ряда, а получения максимальной прибыли, в том числе путем передачи в аренду и продажи основных фондов в ущерб основному производству.
    С одной стороны, это непосредственно  кризисное сокращение национального  спроса практически во всех традиционных отраслях. В России естественное снижение спроса, вызванное общим спадом, усиливается практически полным разрушением ВПК, который был основным потребителем для большинства отраслей.
    Другой  причиной плохой конкурентоспособности  экономики России является  искусственная  нехватка денег в стране. В современной  российской действительности объективным фактом является искусственно созданная нехватка денег в обращении, погружение экономики в состояние всеобщего натурального обмена. Количество наличных и безналичных денег в обращении в нормальных условиях находится на уровне 80% ВВП, в некоторых странах, таких, как США, Гонконг, Сингапур - даже свыше 100%. В России в 2007 г. этот показатель составлял 30-40% (для сравнения в 1991 г. он составлял у нас 70%). Остальная часть товарооборота приходится на денежные суррогаты и неплатежи.
    Следует отметить по меньшей мере три фактора, которые в большей или меньшей  степени определяются политикой  государства. Первый - это последствия  нерациональной приватизации. Наиболее тяжелым с точки зрения конкурентоспособности  стало разрушение разумной вертикальной интеграции. Так, на рынке, где предприятию-продавцу противостоит фирма-покупатель, обладающая определенной монопольной властью (монопсония, олигопсония), достичь соглашения оказывается далеко не просто даже при наличии положительного эффекта для обоих сторон. Переговоры при таких обстоятельствах могут зайти в тупик, что приведет к прекращению торговли и нанесет ущерб всем, включая конечных потребителей.
    Вторым  серьезным фактором конкурентного  отставания, связанного с государственной  экономической политикой, являются высокие тарифы на энергетику и транспорт. Поставленная в начале реформ цель - привести цены на энергоносители и транспортные тарифы внутри страны в соответствие с общемировым уровнем - при практически полном отсутствии контроля за процессом со стороны государства привела к безудержному росту внутренних цен на продукцию естественных монополий, прежде всего на электроэнергию, нефть и нефтепродукты, газ, услуги связи, транспортных тарифов. Внутренние цены на эти ресурсы, достигнув на начальном этапе более или менее естественного мирового уровня, в дальнейшем практически по всем позициям значительно превысили мировой уровень. Это серьезно сказалось на росте затрат во всех отраслях российской экономики: рост цен на топливные продукты и электроэнергию существенно ударил по аграрному и агропромышленному комплексу; рост транспортных тарифов и стоимости услуг связи - на сферу услуг и торговлю; рост цен на электроэнергию, пар, теплофикацию, транспортных тарифов - на химическую промышленность, машиностроение.
    И наконец, третий – влияние налогового пресса. Имевшая хоть какое-то временное  бюджетное оправдание в начале и  середине 1990-х гг. налоговая политика правительства с самого начала нанесла  существенный удар по конкурентоспособности  российской экономики (что породило последовательно спад в промышленности, уклонение от уплаты налогов, сокращение налогооблагаемой базы) и с течением времени превратилась в сильнейший тормоз экономического развития страны и мощный фактор ее бюджетно-финансовой нестабильности. 
 

    Решение проблем экономики  России
    Таким образом, рассматриваемые вместе теория и практика выводят рассуждения  в область экономического поведения  предприятия в отдельности и  государственной и региональной политики в целом. Однако здесь нужно отметить, что при той силе давления, которая создается вышеперечисленными причинами, способность предприятия повысить свою конкурентоспособность на микроуровне ограничивается лишь возможностью смягчить условия при помощи точечных инвестиций, продуктовой политики и слияний. Для интенсивного технологического подъема и построения такой структуры промышленности, которая бы обеспечила конкурентоспособность страны и ее экономическую безопасность, необходимо тонко соединить конкурентную стратегию предприятий с правительственной политикой, оказывающей влияние на структуру рынка, поведение субъектов и экономическую результативность. Причем в сложившихся условиях - при большем акценте на втором (т.е. на улучшении используемых инструментов государственной политики), чем на первом. В стратегии развития страны на период до 2020 г. конкретно определена, что очень важно, целевая задача: учетверение производительности труда в главных секторах экономики, и в первую очередь высокотехнологичных. Численно конкретизирована «формула» инновационного развития, выражена готовность к проведению ответственной экономической политики созидания, для выполнения всего среднегодовой темп прироста производительности труда в материальном производстве должен составлять 12,2%. Следовательно, в программных решениях руководства страны поставлены крупномасштабные, но вполне реальные задачи по кардинальному улучшению жизни в стране и созданию качественно новой экономики – экономики, ориентированной на инновации.
    Однако  на практике сложилась ситуация, когда в развитии отечественной инновационной системы, т. е. во внедрении новых наукоемких товаров и технологических процессов, на деле никто не заинтересован.
    Ученые  и разработчики заинтересованы в  бюджетном финансировании своей  научной деятельности. Но поскольку полученные результаты интеллектуальной деятельности по законодательству принадлежат государству, то разработчик в лучшем случае получит авторское вознаграждение. Как правило, предлагаемые разработки не доведены то товарного вида и требуют доработки. Реальные возможности для производства инновационной продукции у ученых отсутствуют, это не их задача. Производственники заинтересованы в продаже своей продукции с минимальными издержками по высоким ценам. А так как производство большинства товаров производится на устаревшем оборудовании и с использованием устаревших технологий, то это позволяет только сводить концы с концами. Оборотные средства, необходимые для модернизации производства и перехода на новую инновационную продукцию, в дефиците, а получение кредитов связано с большими рисками. Обеспечение свойств конкурентоспособности национальной экономики России должно стать основной задачей государства и реализовываться на основе государственной стратегической комплексной программы. Среди возможных рациональных направлений конкурентной трансформации экономики по пути инновационного развития следует выделить: эффективное использование природных ресурсов как базы развития экономики России; обеспечение страны и общества в производимых товарах и услугах; оптимизацию товарно-технологической структуры экономики на основе маркетингового изучения структуры производства потребностей; стимулирование развития национального производства в реальном секторе экономики в направлении выпуска конкурентоспособной наукоемкой продукции, создание инновационно-инвестиционного климата; удовлетворение внутренних потребностей за счет товаров и услуг российских производителей, защиту внутреннего рынка; укрепление национальной безопасности.
                                                      Вывод
    Итак, акцентируясь на проблемах развития экономики современной России, следует подчеркнуть: нынешний экономический рост не является результатом собственно системных трансформаций, порожден главным образом внешнеэкономической конъюнктурой (высокие цены на энергоносители) и господством сырьевого капитала. Полученные количественные результаты не могут считаться достаточными и устойчивыми. До сих пор еще не восстановлен дореформенный уровень развития экономики. Доходы населения приблизились к уровню 1990 г. лишь в 2007 г. Инвестирование средств в развитие экономики далеко от необходимого уровня. При сохранении существующей идеологии государственной инвестиционной политики в обозримых прогнозах не просматривается возможность восстановления параметров инвестирования до уровня, который бы позволил преодолеть сложившийся усеченный характер воспроизводственного цикла производственного потенциала страны.
    Отсутствие  серьезных положительных сдвигов  в улучшении качества экономического развития в России свидетельствует о несостоятельности избранного пути преобразований и о необходимости создания новой модели развития. При этом методы государственного регулирования экономического развития России должна учитывать как национальные особенности и интересы, так и тенденции мировой экономики и обеспечивать качество экономики путем определения новых приоритетов и  факторов экономической модернизации. Для качественного экономического роста необходимы радикальные перемены не только в экономической политике, но и в самой идеологии экономических преобразований. Должна быть выработана и реализована государственная программа роста экономики на основе ее модернизации с соответствующим ресурсным обеспечением. При этом экономический рост должен быть непосредственно связан с социально-экономическим развитием общества.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.