На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


статья Методика оценки качества высшего и среднего профессионального образования

Информация:

Тип работы: статья. Добавлен: 22.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Учреждение: Московская государственная  академия водного  транспорта (ФБОУ ВПО  «МГАВТ») 

Тема: Методика оценки качества высшего и среднего профессионального  образования
Авторы: Логинова С.Б., доцент кафедры МГАВТ, аспирант Даниленко          В.И., аспирант Абрамов Н.К. 

       Изучение  вопроса качества в области высшего  и среднего профессионального образования  основывается на понятиях международных  и стандартов качества и соглашений.
       Качество - это степень соответствия присущих характеристик требованиям, под  которыми понимается потребность или  ожидание, установленное, предполагаемое или являющееся обязательным. Качество образования – это совокупность его свойств, которое обуславливает  способность удовлетворять требования заинтересованных сторон. Образовательный  процесс - процесс, результатом которого является образовательная продукция. Образовательная продукция - продукция  в области образования [IWA 2:2003. Система  менеджмента качества - Руководство  по применению ИСО 9001:2000 в образовании]. Обеспечение качества – это факторы, условия и ресурсы, позволяющие  достичь целей по качеству (учебно-методическая среда, материальная база, способности  персонала, подготовленность и мотивация  студентов, финансовое обеспечение, информационное обслуживание).
       Единый  подход к оценке качества образования  находится в стадии разработок. Существуют проблемы интегрирования российского  и  европейского образовательного пространства, различия в подходах оценки качества образования в этих системах. Усиливаются  тенденции влияния принципов  всеобщего управления качеством (TQM) и в образовательном пространстве. Качество образования определяет конкурентоспособность образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, поэтому оно должно иметь свою оценку.
       В основу разрабатываемой методики оценки качества положены объекты оценки - это состояние образовательной  системы высшего профессионального  и среднего профессионального образования  в текущий период, организация образовательного процесса и результаты процесса. Основным объектом является организация образовательного процесса, т.к. качество его результатов является следствием реализации системы образования. Предлагаемую методику оценки качества, можно рассматривать как базовую по укрупненным направлениям и критериям в образовательном процессе, и дальнейшей детализацией, с возможностью дополнения по подкритериям.
       Нормативы государственного регулирования в  Российской Федерации являются начальными требованиями к системе качества образовательного учреждения. Требования к качеству, как результату, так  и процессу подготовки специалистов на этапе высшего и среднего образования, прописаны в государственных  образовательных стандартов третьего поколения, а также в виде показателей  государственной аккредитации, которые  также в настоящее время пересматриваются [12].
       Третье  поколение образовательных стандартов строится на таких понятиях «компетенции»  и «компетентности». Компетенция  – это способность применять  знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в различных проблемных профессиональных ситуациях. Компетентность – это  уровень владения совокупностью  компетенций, степень готовности к  применению компетенций в профессиональной деятельности. Первое понятие также  имеет многочисленные трактовки. В  работах отечественных и зарубежных исследователей можно встретить  следующие формулировки [1,2,3].
1. Компетенция  – это знание и понимание  того, как действовать в различных  профессиональных и жизненных  ситуациях (проект TUNING – Настройка  образовательных структур в Европе).
2. Компетенция  основывается на знаниях, конструируется  через опыт, реализуется на основе  воли.
3. Компетенция  – способность применять знания, умения, навыки и личностные качества  для успешной деятельности в  различных проблемных профессиональных  либо жизненных ситуациях; компетентность  – уровень владения совокупностью  компетенций, отражающий степень  готовности выпускника к применению  знаний, умений, навыков и сформированных  на их основе компетенций для  успешной деятельности в определенной  области (ФГОС третьего поколения).
4. Компетенции  – это интегрированные характеристики  качеств личности, позволяющие осуществлять  деятельность в соответствии  с профессиональными и социальными  требованиями, а также личностными  ожиданиями.
5. Компетенции  – это совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для качественной  продуктивной деятельности после  обучения.
6. Компетенции  – это интегральные надпредметные  характеристики подготовки обучаемых,  которые проявляются в готовности  к осуществлению какой-либо деятельности  в конкретных проблемных ситуациях  в процессе или после окончания  обучения.
      Эти понятия отражают современные тенденции  в понимании качества результатов  образовательного процесса. [1,2,3].
В содержание ФГОС 3-его поколения ВПО входит и раздел оценки качества освоения основных образовательных программ. Определение критериев оценки качества освоения основных образовательных  программ и показателей мониторинга  образовательного процесса являются базовыми в методике.
      Введение  компетентностного подхода затрагивает  все компоненты процесса обучения и  требует существенного пересмотра содержания образования, методов обучения и традиционных образовательных  контрольно-оценочных систем. В методике оценки качества образования предусматривается, такие укрупненные показатели которые  могут конкретизировать и уточнять дополнительные обстоятельства переходного  периода. Оценка качества подготовки выпускников  происходит в процессе аттестации, требующей репрезентативного отображения  требований ФГОС в содержании аттестационных оценочных средств. В ходе аттестации студентов оцениваются не привычные  знания, умения и навыки, а уровень  освоения достаточно большого набора общекультурных и профессиональных компетенций. Для реализации компетентностного  подхода в учебном процессе перестраивается  система контроля на основе введения компетентностно-ориентированных заданий  в учебный процесс [4].
       С принятием международных стандартов, ИСО серии 9001, внедрение систем менеджмента  качества начало носить глобальный характер. Наряду с универсальными стандартами  ИСО серии 9000, начали появляться и  специфические стандарты менеджмента  качества применительно к различным  отраслям. В связи с реформой образования к учебному заведению предъявляются более высокие требования, как более качественному, конкурентно способному образованию. Система менеджмента качества (СМК) в образовании, достаточно эффективна с точки зрения результативности в решении задач по качеству.
       Необходимость системы менеджмента качества в  образовательных учреждениях базируется на нескольких основных принципах:
    для организации порядка в эффективном функционировании подразделений и во взаимодействии структурных подразделений (в части ведения документации, выполнения обязательных для исполнения требований, организации работ служб и подразделений и др.);
    для устранения барьеров между структурными подразделениями и уверенности в достижении поставленных целей;
    для повышения результативности и эффективности образовательной деятельности;
    для повышения удовлетворенности потребителей;
    для устранения потерь на границах взаимозависимых процессов.
       Процесс интеграции и гармонизации систем высшего  образования в странах Европы, ставящий целью построения Европейской  зоны высшего образования, в которой  студенты и преподаватели вузов  будут активно участвовать в  академической мобильности, и получать быстрое и правильное признание  своей профессиональной квалификации. ENQA (the European Association for Quality Assurance in Higher Education) — Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании.  

Рис.1 Гарантии качества в образовании ENQA. 

    По  международным стандартам «качество» трактуется как совокупность характеристик  объекта, относящихся к его способности  удовлетворять установленные и  предполагаемые потребности. В образовании  качество обычно рассматривается не только как результат деятельности, но и как процесс, направленный на достижение запланированных результатов  с учетом внутреннего потенциала и внешних условий объекта. В  связи с этим, рассуждая о содержании термина «качество образования», следует проводить четкую грань между процессом и результатом, дифференцируя уровни образования и разграничивая требования к качеству со стороны потребителей и заказчиков образовательных услуг.
     В число основных задач Болонской  декларации входят развитие сотрудничества в сфере обеспечения качества образования с целью создания сопоставимых критериев и методологий и создание целостной системы обеспечения качества образования (на базе European Network of Quality Assurance in Higher Education). Присоединение России к странам Болонской конференции определило вектор развития системы высшего и среднего профессионального образования в РФ. В современных условиях глобализации при создании систем контроля качества ВПО и СПО как механизма социального управления необходимо учитывать научный и методологический опыт западного менеджмента качества. Учитывая европейский опыт СМК в образовании, и федеральные государственные образовательные стандарты разработка методики оценки качества основывается на Типовой модели системы качества образовательного учреждения, рекомендуемой Рособрнадзором РФ.
     Требования  к качеству образовательной деятельности формулируются на уровнях: международного сообщества, государства, профессионального или академического сообществ, потребителя и самого образовательного учреждения.
      Международный (европейский) уровень.
     Рассматривая  проблему качества ВПО на международном  уровне необходимо обратиться к международным  стандартам качества ISO 9000 [5].
     Стандарты ISO 9000 содержат минимальные требования, которым должна соответствовать  организация работ по обеспечению  гарантии качества независимо от того, какую именно продукцию выпускает  предприятие или какие услуги оно оказывает. Если система управления качеством, в рамках которой реализуются  процессы управления в данной организации, соответствует требованиям стандартов ISO, то это воспринимается потребителями  как убедительное доказательство способности  организации обеспечить выпуск продукции, выполнение работ или оказание услуг  требуемого уровня качества.
     Отличительной особенностью международных стандартов ISO 9000 является то, что они устанавливают  степень ответственности руководства  организации за качество.
     Совершенствование систем менеджмента привело к  формированию новой  стратегии всеобщего  менеджмента качества – Total Quality Management (TQM).
     Основные  принципы концепции TQM изложены в стандарте ISO 9004-2001, являющимся методическим пособием по разработке и применению систем качества. Между формулировками стандартов семейства ISO 9000 и положениями концепции  ТQМ существует ряд различий; некоторые из них приведены в таблице 1. 

  Таблица № 1.Различия стандартов ISO 9000 и концепции TQM. 

     Применение  стандарта к образованию может  быть использовано только в той мере, в какой деятельность образовательному учреждению может быть оценена с  точки зрения производства образовательных  услуг. Стандарты ИСО не учитывают  специфики образования, применяя их нельзя оценить эффективность деятельности образовательного учреждения как социального  института общества, выполняющего свою основную миссию воспроизводство общественных норм и ценностей; функцию репродуцирования самого социального общества.
     Международные системы менеджмента качества, соответствующие  стандартам ИСО, ориентированы на создание конкурентоспособного продукта. Конкурентоспособность, это способность продукта, в данном случае образовательной услуги, быть проданной, значит, эффективность и  результативность системы менеджмента  качества образовательного учреждения оценивается только с точки зрения:
     - во-первых, соответствия уровня продукции  последним достижениям науки  и техники (владение представлениями  о последних достижениях науки  и технологиях и обучаемых  с их помощью);
     - во-вторых, соответствия качества  требованиям потребителя, что  означает востребованность в  рыночных условиях без учета  долгосрочных целей и прогнозов  развития социальной системы  общества, государства;
     - в-третьих, соответствия цены  качеству продукта: при ограниченном  бюджетном финансирровании образования  все средства концентрируются  на создании сиюминутных полезных  свойств, продукта – выпускника.
     Системы менеджмента качества, ориентированные  только на ИСО, «проверяют» и, что  наиболее важно, организуют оценку учреждения только с позиций – конкурентоспособности. Устанавливают, насколько все ресурсы  – интеллектуальные, финансовые, управленческие – подчинены цели производства выпускников  соответствующих сегодняшнему состоянию  рынка труда.
     Конъюнктура текущего спроса не может полностью  предугадать подготовку специалистов, ориентированных на долгосрочные прогнозы социально-экономического и научно-технического развития общества. Только при учете  этих параметров можно надеяться  на положительное участие института  образования в формировании общества устойчивого развития.
     Разрабатываемые отдельными образовательными учреждениями собственные системы менеджмента  качества должны, одновременно соответствовать  международным стандартам ИСО и  государственным нормам контроля качества ВПО и СПО в РФ.
     Особую  актуальность в связи с активизацией деятельности ОУ в области менеджмента  качества приобретает задача разработки единой концепции, базовой модели и  методики самооценки (оценки) систем менеджмента  качества образовательного процесса, согласованных с отечественной  и общемировой практикой построения таких систем. Такая модель могла  бы использоваться для проведения внутреннего  самообследования с целью постоянного  совершенствования внутренних процессов  управления, и с другой стороны– служить основой для  внешней  экспертизы.
     II.  Государственный уровень.
     Действующая система государственного контроля качества ВПО и СПО, поддерживается процедурой комплексной оценки деятельности вузов и колледжей, совмещающей  процедуры лицензирования и государственной  аккредитации.
     При проведении аттестационного обследования используется также экспертная оценка – сумма субъективных оценок экспертов. «Субъективное измерение применяется тогда, когда измерительная задача не может быть формализована. Оно состоит в формировании представления эксперта или группы экспертов о том или ином показателе качества. Результатом измерения является мнение экспертов, выраженное в той или иной форме. Например, мнение об организации учебного процесса, мнение о степени усвоения студентами программного материала по блоку дисциплин» [6]. Социальные отношения и процессы менее других доступны для количественных и квалиметрических методов оценки. Существующая методика экспертной оценки на основе отчетов вузов (колледжей) по самообследованию и собственно оценка экспертов дают в конечном итоге только заключение по качеству результата: соответствует образование, получаемое выпускниками квалификационной ступени «высшее/среднее профессиональное образование» или не соответствует. На основе анализа научной периодики - вывод: большая часть систем обеспечения качеством российских образовательных учреждений нацелена на автоматизацию документооборота, сопровождающего учебный процесс. Различные методы сбора информации и его анализа диктуются не целенаправленной философией в области качества, а стремлением решить конкретные практические задачи, продемонстрировать возможности конкретной компьютерной программы и профессиональный уровень ее разработчика [7].
     В роли потребителей и заказчиков образовательных  услуг выступают студенты и их родители, преподаватели, общество, рынок  труда и т.д. При оценивании качества образования в процессе аккредитации вузов приходится принимать во внимание целую совокупность составляющих, включающих качество преподавания, квалификацию научно-педагогических кадров, содержание и условия реализации образовательных  программ; технологий обучения, контроля образовательного процесса, мотивирующих приемов педагогической деятельности, материально-технической базы, информационно-образовательной  среды, результатов обучения студентов, управления образованием, научных исследований и т.д.[1].
      Уровень образовательного учреждения.
     Рассматривая  организационно-функциональную систему  учебного учреждения (ОУ), необходимо выделить образовательный процесс как  подсистему учебного процесса и уровни его управления, так как в ОУ  существуют структурные подразделения (научные, административные и т.д.), которые  косвенно связаны с подготовкой  специалиста. Вместе с тем, подсистема образовательного процесса непременно должна учитывать организации, обеспечивающие учебную практику и исследовательскую  работу студентов, которые не являются структурными подразделениями ОУ, но работают совместно по выполнению одного процесса образования. Создание системы  менеджмента качества ОУ должно быть нацелено на подсистему образовательного процесса, так как это основная деятельность образовательного учреждения. 

      Таблица 4. Уровни управления в образовательном  процессе 

     Под моделью системы менеджмента  качества понимается определенная совокупность критериев, подкритериев и их составляющих, характеризующих основные компоненты деятельности образовательного учреждения с позиций принципов менеджмента  качества, а также описание уровней  совершенства всех составляющих, которые  в совокупности определяют все процессы деятельности организации, направленные на достижение требуемых результатов  по качеству. Показатели государственной  аккредитации, так и частично показатели самообследования не отражают ряд существенных моментов в деятельности вуза, которые  в соответствии с базовыми принципами менеджмента качества влияют на качество подготовки специалистов. Среди них:
     - лидирующая роль руководства  ОУ в вопросах качества;
     - формулировка миссии, видения, основных  ценностей политики и стратегииОУ,  планирование и следование поставленным  целям;
     - механизмы регулярного сбора  и анализа информации;
     - механизмы «измерения» удовлетворенности  основных потребителей работы  ОУ (студентов, курсантов, предприятий-работодателей,  государства и др.);
     - оценка качества содержания образовательных  программ;
     - оценка динамики развития ОУ  по всем показателям;
     - вопросы общего менеджмента в  ОУ, включая управление персоналом, инфраструктурой, материальными  и информационными ресурсами,  технологиями и т.п.;
     - финансово-экономическая деятельность  ОУ;
     - влияние ОУ на общество, в том  числе международная деятельность  ОУ и др.  
 
 

     Критерии  выбора и структурирования совокупности показателей качества могут быть разрообразными. За основу для выделения  такой совокупности принимается  модели системы образования, структурированные  цели образовательной системы, критерии ее эффективного функционирования, актуальные проблемы управления и т.д. Вне зависимости  от оснований по выбору набор показателей  должен учитывать все особенности  перечисленные выше, обладать максимальной полнотой, иметь не только количественные, но и качественные показатели, быть пригодной для сбора информации об образовательной деятельности по нужным в управлении направлениям, быть полезными и понятными пользователям.
     Для количественных характеристик в  оценке качества образовательного процесса в образовательном учреждении выбираются укрупненные критерии по:
    уровню преподавания и воспитания;
    состоянию учебно-методического обеспечения;
    состоянию контингента учащихся;
    состоянию инфраструктуры вуза и материально-технического обеспечения;
    состоянию технологий мониторинга и аудита образовательного процесса;
    …) например о состоянии: инновационной активности руководства; научной, международной  деятельности
Таблица 2.
Основные  характеристики качества образовательного процесса
Таблица 3.
Состояние учебно-методического обеспечения 
 

      Постоянный  мониторинг за изменением и состоянием критериев и подкритериев ведется  с помощью:
    внутренних проверок (аудитов) по направлениям (табл.4), комиссиями из представителей ректората, администрации, факультета, профессроско-преподавательского состава;
    анализа информационной базы АСУ «Спрут»;
    путем анкетирования среди студентов/курсантов/аспирантов (Приложение 1), преподавателей.
     При разработке системы контроля качества образовательного процесса необходимо выявить то типическое, что можно  стандартизировать, унифицировать и проверить, и индивидуальное, присущее только данной конкретной системе образования в учебном учреждении.
     Выявленные  характеристики (показатели) служат предметом  особого внимания отдела по контролю качества:
    для дальнейших разработок по положительным сведениям (данным), введения их в широкую практику применения (использования лучшего опыта преподавания, воспитания, культурно-массовой работы);
    для выявления причин, разработки предупредительных мер (корректирующих и предупреждающих процедур) и устранения для отрицательных сведений (данных) о состоянии образовательного процесса.
     Для улучшения качества деятельности сотрудников, прежде всего преподавателей, администрация  заинтересована в разработке эффективной  системы мотивации труда, вовлечении всего персонала в процесс  обеспечения качества на каждом отдельном  участке работы. Однако критериальный  подход, заложенный в стандарты ИСО  и TQM, а также государственная система аккредитационных показателей, как уже отмечалось выше, не содержат технологии разработки системы менеджмента качества образовательного учреждения.
     Разработка  порядка формирования системы менеджмента  качества образовательного процесса.

1. Анализ состояния системы


 
 
 
 


2. Выявление  противоречий
 
 
 

 


 

3. Разработка  модели и плана оптимизации  процессов образовательной деятельности


 
 
 
 
 
 

 
 

4. Разработка  мониторинговой системы состояния  образовательной деятельности
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Функционирование системы управления  качеством на постоянной основе 
 

 
 
 
 
 
 

Рис. 3. Модель внедрения системы мониторинга  качества в образовательном учреждении
     На  четвертом этапе создается организационная  структура мониторингового исследования, и разрабатываются принципы оценки, механизмы, цикличность, собственно сеть мониторинга системы управления качеством образовательной деятельности.
     Для оценки результатов используют прямые показатели: фактические «сделано - не сделано», количественные, применяемые  к достижениям организации; и  качественные, используемые для оценки удовлетворения заинтересованных групп - (в том числе и внутренних потребителей). Организационная структура - отдел по контролю качества - выполняет  штабные функции, где аккумулируются отчеты о результатах проверок, сформулируются выявленные проблемы. В задачи отдела входит определение цикличности  проверки каждого состоявляющего образовательного процесса, программы проверки, количественных показателей, установление должностных  лиц и подразделений, осуществляющих проверку. Например, проверка соблюдения расписания на факультетах/отделениях  поручается лицам или отделу, которые  отвечают за распределение аудиторного  фонда; анализ программ по учебным дисциплинам методической комиссии по специальности, выпускающей кафедре или совместной экспертной комиссии.
       В целом требования к качеству образования  и само его понимание изменяются по мере развития общества, экономики  и науки.  

Литература
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.