На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Исследование целей управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию 

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по  дисциплине «Исследование  систем управления» 

на тему: 

«Исследование целей управления» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва
2007 год
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  3
    Понятие о целях организации и их роль в управлении   5
     1.1. Понятие цели организации. Средства достижения целей   5
     1.2. Понятие миссии организации. Виды  целей     7
     1.3. Цели индивидуальные и организационные     9
     1.4. Функции целей                 11
     1.5. Типы организационных целей               12
    Глобальная цель организации и цель                              функционирования определенных  подразделений           14
      2.1. Понятие глобальных целей организации            14
      2.2. Цели функционирования определенных  подразделений          15
    Понятие дерева целей организации             18
    Применение метода экспертных оценок для построения                                   дерева целей                 21
Практическая часть.                 24
    Формулировка глобальной цели организации и конкретного подразделения                 24
    Построение дерева целей организации             26
    Цели и задачи подразделения для достижения глобальной                     цели организации                 27
    Основные действия менеджера для повышения эффективности функционирования в достижении поставленных целей          29
Заключение                  30
Список  использованной литературы              31 
 

 

ВВЕДЕНИЕ
       Цели  являются изначальным элементом  системы управления организацией, выполняя организующую, мотивирующую и контролирующую функции. В логической модели менеджмента (схема 1) первым и самым главным звеном является цель организации.
         
 
 

Схема 1. Логическая модель менеджмента

       Любая система управления – это целенаправленная система, имеющая иерархическое  строение, и организованная для достижения целей, называемых целями функционирования системы управления.
       Значение  целей функционирования велико, потому что в организациях должны приниматься  только такие решения, которые реализуют  ее цели функционирования, а также  во избежание деятельности организации, мешающей достижению цели ее функционирования. Для этого необходим постоянный контроль реального состояния системы и сравнение его с целями, задачами функционирования системы.
       Появление организаций связывается с наличием у людей общих целей, что превращает управление организацией в целенаправленную деятельность.
       Отсюда  следует, что любая организационная  деятельность в системе оправдана  только в том случае, если она  способствует достижению ее конечной цели функционирования. Иначе говоря, любая организация должна быть спроектирована таким образом, чтобы вся организационная деятельность в системе реализовала только те цели функционирования, для которых она создавалась.
       Основными задачами данной работы является проведение исследований целей управления, определение их роли в организации; выяснение понятия глобальной цели организации и дерева целей, а также рассмотрение возможности применения методов экспертных оценок при построении дерева целей.
       Настоящая курсовая работа посвящена данной теме, поскольку она весьма актуальная для нашего времени.
 

    Понятие о целях организации и их роль в управлении
    1.1. Понятие цели организации.  Средства достижения  целей
      Прежде  чем приступать к исследованиям, необходимо выяснить значение понятия  «цели» организации.
      Цель  – это обобщенный (или идеализированный) образ будущего результата. Поскольку задачей менеджмента является достижение цели, очень важно правильно ее определить. Экономить на определении целей нельзя, поскольку если цель поставлена не правильно, то вся деятельность организации становится бессмысленной. Цели касаются всех сфер деятельности организации, а именно: положение организации на рынке; состояние ресурсов, производительности труда; целесообразность инноваций; доходность организации и т.д.
      Наличие цели –это необходимый элемент деятельности организации и руководителя в частности. А определение целей – сложная задача, требующая значительных интеллектуальных и материальных затрат.
      В практической деятельности цель выступает  как способ интеграции различных  действий человека, а для организации – действий различных людей в некоторую упорядоченность иди систему. Цель – это исходный пункт, определяющий отношения между субъектом и объектом управления. Взаимодействие субъекта и объекта управления в структуре организации характеризуется целью, средствами и результатами1 (схема 2). 
 
 
 
 
 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Схема. 2. Взаимоотношение между целью, средством и результатом 

      Цель  выступает как идеальное описание результата деятельности, а сама деятельность – как процесс достижения цели. Как содержание цели определяется объективно существующими вокруг объекта управления условиями, так и реализация ее осуществляется имеющимися в распоряжении субъекта управления средствами. Переход от цели к результату не является непосредственным. Не сами сформулированные человеком цели как таковые приводят к конкретному результату, а процесс достижения их с помощью определенных материальных средств.
      Средства  достижения цели – это существующие в природе и обществе предметы или действия (для организации – ее структура и процессы), включенные в систему целенаправленной деятельности и обеспечивающие получение определенного результата. Выбор средств достижения цели зависит от многих факторов, которые по-разному влияют на конечные результаты функционирования фирмы. Так, выбор технических средств автоматизации управленческого труда представляет целесообразным проводить с учетом технических, экономических и организационных факторов. Если цель функционирования не выбрана точно, нет критерия, по которому можно судить о ее достижении, то невозможно измерить эффективность текущей работы фирмы, скоординировать деятельность структурных подразделений, т.е. нельзя четко организовать работу аппарата управления и оценить ее эффективность.
      В управленческой практике очень важно отделять цель от средства. Смешение одного с другим, как правило, не приводит к желаемому результату. Обычно в организации то, что является целью объекта управления (нижестоящего подразделения), для субъекта – это средство достижения его цели. Уровень квалификации работника обеспечивает качество продукции, качество сокращает издержки, сокращение издержек увеличивает прибыль, большая прибыль дает больший дивиденд на акцию. Именно через средство устанавливается связь идеальной в своей основе цели с объективным, реальным миром. Так, установление в организации персональных компьютеров, связанных в единую сеть, позволит организации действовать более эффективно в условиях информационного бума.
    1.2. Понятие миссии  организации. Виды  целей
      В современной управленческой литературе можно встретить ряд терминов, ассоциируемых или отождествляемых с понятием цели. Это такие термины, как миссия, стратегия, задача.
      Миссией обычно называют общую, глобальную цель, вызывающую у членов организации состояние устремленности к чему-то. Общий характер данной разновидности цели обусловлен двумя обстоятельствами. Первое – это дать руководству возможность широкого выбора альтернативных целей и стратегий, снять ограничения с самого управленческого творчества. Второе – это желание примирить иногда очень разные интересы всех участников процесса управления организацией. Эффективно сформулированная миссия рождает положительные чувства и эмоции в отношении организации, мобилизует организацию в целом на конкретные действия.
      Формулирование  миссии - это ответ на вопрос: почему организация делает то, что она делает? Как правило, миссия организации формируется годами, оттачивается и редко когда меняется. Четко сформулированная миссия показывает отличие фирмы от других, подобных ей. Для этого должны быть сформулированы характеристики фирмы: ее философия для организации работы, сфера деятельности фирмы, учет которой необходим для выбора ресурсов; система целей, показывающая, к чему стремится фирма; технологические возможности фирмы.
      Таким образом, миссия – это не конкретное указание о том, что и в какие сроки сделать. Она формирует лишь направление движения организации с учетом внешних и внутренних условий. Миссия – это цель, объединяющая все множество ролей организации. Без такой всеобъемлющей цели предприятие или любая  другая организация не сможет консолидироваться и действовать как единое целое. Существует точка зрения, что миссия – это удовлетворение членов общества, их потребностей в том или ином товаре или услуге. Если нет потребителя или потребители более не нуждаются в продукте или услугах компании, она вскоре перестает существовать. Компания, теряющая видение миссии, рискует потерять своих потребителей.
      В какой-то мере в миссии заявляются идеалы – результаты, которые выглядят порой недостижимо, но приближение к которым возможно.
      На  основе миссии формулируются долгосрочные цели (более 1 года) организации или качественные результаты, которые не предполагается достичь и за пределами обычного планового периода, но к которым организация собирается приблизиться в рамках этого периода. Эти цели отвечают на вопрос: что организация хочет получить или чего достичь? В отличие от миссии здесь могут указываться временные рамки или сроки. В управлении организацией цели этого уровня используются для определения основных направлений развития и поэтому обычно описываются в качественных терминах. Так, у человека такой целью является желание жить лучше, а у предприятия — быть лучшим (лидером) в отрасли.
      В рассматриваемом контексте стратегия это способ или средство достижения долгосрочных целей. Стратегия отвечает на вопрос, какие есть альтернативные варианты лучшего использования имеющихся в организации ресурсов и возможностей для достижения поставленных целей?
        Краткосрочные цели (обычно в пределах 1 года), задания или задачи представляют собой результаты, которые предполагается получить в пределах планового периода2. Они являются этапами, из которых складываются долгосрочные цели, и отвечают на вопрос, что конкретно нужно выполнить в плановый период? Кроме того, цели планового периода устанавливаются для всех остальных уровней организации. Эти цели имеют более точную адресность и количественную измеряемость.
    1.3. Цели индивидуальные  и организационные
      Проблема  целей начинается со взаимоотношений  между личностью и организацией. Люди организуются, так как верят в то, что это самый эффективный путь достижения своих целей. Цели индивида - это единственные цели, которые существуют в объективном мире, так как они строятся на его неудовлетворенных потребностях. Все остальные цели являются организационной или общественной трансформацией целей индивида. Это преобразование целей индивида в цели организации и цели общества возможно потому, что по цепочке «индивид - организация - общество» протекает процесс приспособления индивидуальных целей в качестве мотивирующей силы.
      Если  компания хочет быть преуспевающей, она вынуждена подчиниться общественному  указу, подписанному потребителями. Соответственно подчиняются ему люди, работающие в этой компании. Таким образом, чтобы  достичь личные и организационные цели, люди в процессе организации добровольно оставляют часть своих индивидуальных свобод. В рамках организации происходит обмен личной независимости на достижение цели. Участие в деятельности организации с тем, чтобы использовать ее цели в собственных интересах, является важным мотивом. Люди отличаются тем, что способны оценивать свои позиции относительно других позиций и воспринимать другие цели (группы, организации) как свои собственные.
      Представим  себе, что вы после окончания высшего учебного заведения пришли в компанию и в начале своей карьеры поставили себе цель достичь успеха. Надежда на успех является двигательной силой вашего интереса к тому, что вы хотите достичь. Это естественно, это так и должно быть.
      Однако  организация не сможет помочь вам в достижении вашей цели, если между членами организации не будет достигнуто соглашение об общей цели организации, устраивающей каждого или большинство из участников. Вообще этот процесс является ключевым на всех этапах и уровнях развития цивилизованного общества. А для организации, учитывая ее роль в реализации целей индивида, согласование целей приобретает особую важность.
      В природе человеческого поведения  заложено, что люди ассоциируют себя «с» другими целями и работают «в» направлении достижения более широких целей по сравнению с целями своего узкого интереса. Например, известно такое качество человека, как преданность: ученый, отдавший себя науке; родители, делающие все для счастья своих детей; специалисты, нашедшие работу настолько интересной, что остаются на ней и после рабочего дня.
      Выбор между индивидуальной и организационной  целью играет очень важную роль при  анализе управления организацией. Организация  становится ареной, где люди пытаются удовлетворить свои аппетиты в успехе, достижениях и в потребностях существования. С этой точки зрения эффективность - это не то, как успешно достигнуты цели организации, а то, как члены организации достигли свои личные цели внутри организации. Более удовлетворены работники, более эффективна организация. Эффективность, прибыль и производительность остаются важными целями организации, но целями без своих собственных прав. Они представляют собой условия существования индивидуальных целей на организационной арене.
    1.4. Функции целей
      Наличие целей является очень важным в организационном успехе. Они обеспечивают направленность действий, сплачивают людей, создают возможность для эффективной работы организации. Цели выполняют ряд полезных и практических функций, помогая управлению организацией и пониманию того, почему существует организация и почему люди в ней поступают так, а не иначе. Выделим основные функции, выполняемые целями организации:
      Когнитивная – функция, которая заключается в обобщении распоряжений координирующих органов, концентрирование усилий на определении эффективности принимаемых решений.
      Распределительная – функция, заключающаяся в том, что ресурсы должны быть распределены таким образом, чтобы достичь максимального результата.
      Функция идентификации – сопоставление стремлений членов организации с целями подразделений и организации в целом. На первом месте всегда стоят личные цели.
      Функция мотивации. Если члены коллектива не знакомы с целями подразделений и организации в целом. То следовательно они не могут соизмерить свои цели с целями подразделений и организации в целом. Они выполняют работу, не зная конечного результата. С другой стороны, если члены коллектива участвуют в формировании целей организации, значит они возлагают на себя определенную ответственность за достижение конечных целей.
      Цели несут эмоциональную функцию. Если члены коллектива не знают конечной цели, или эти цели не совпадают с их личными, возникает ситуация неопределенности, снижения эмоционального уровня коллектива.
      Классификация целей позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующие механизмы и методы, наработанные для разных групп целей. Возможный вариант классификации целей представлен в таблице 13.
      Таблица 1
Критерии  классификации Группы  целей
Период  установления Стратегические  Тактические Оперативные
Содержание Экономические Организационные Научные  Социальные  Технические Политические
Функциональная  структура Маркетинговые Инновационные Кадровые Производственные  Финансовые Административные
Среда Внутренние Внешние
Приоритетность Особо приоритетные Приоритетные
Прочие
Измеримость Количественные Качественные
Повторяемость Повторяющиеся Разовые
Иерархия Организации Подразделений
Стадии  жизненного цикла Проектирование  и создание объекта Рост объекта
Зрелость объекта Завершение жизненного цикла объекта
 
    1.5.Типы  организационных  целей
      Различают три типа организационных целей: официальные; оперативные; операционные.
       Официальные цели определяют общее назначение организации, как это описывается в уставе или положении об организации. Как правило, они абстрактны, идеалистичны и описываются в качественных терминах. Они оправдывают существование организации перед обществом, имеют внешнюю направленность и выполняют важную защитную функцию, создают организации благоприятный имидж. Однако по этим целям трудно определить, чем на самом деле занимается организация.
       Оперативные цели исходят из действительной политики и указывают, что организация на самом деле пытается делать независимо оттого, что было заявлено в официальных целях. Эти цели имеют внутреннюю направленность, они важны для членов организации и обычно мало известны внешнему миру. Формой их выражения является план работы организации.
      Операционные  цели еще более специфичны и более измеряемы, чем оперативные. Они направляют поведение и по ним дают оценку работе. Они разрабатываются до деталей и выражаются в количественных терминах, выступают в форме конкретных заданий отдельным исполнителям и рабочим группам.
      Различие  между этими тремя типами целей  дает ценную информацию для понимания  управления организацией.
 

    Глобальная цель организации и цель функционирования определенных  подразделений
    2.1. Понятие глобальных  целей организации
      Одной из главных задач менеджмента  является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует  и развивается организация как целостная система. Целеполагание – это исходный момент в деятельности менеджера, приобретающий все большее значение в условиях развивающейся рыночной экономики. В результате разгосударствления и демонополизации, законодательного закрепления многообразия форм собственности, децентрализации и регионализации управления экономикой в ней с каждым годом увеличивается число вновь образуемых объектов управления. Каждый из них начинает свой жизненный цикл со стадии создания, на которой, прежде всего, определяются цели и задачи организации, ее специализация, размеры, ресурсы, рынки потребителей продукции иди услуг и т.д. Те задачи решать и действующие самостоятельные хозяйствующие субъекты и несущие полноту ответственности за результаты.
      Целевая функция начинается с установления общей цели предприятия, выражающей причину его существо. В литературе нередко обозначается такими понятиями как "политика", "философия", "миссия". В ней обычно детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации.
      В прежних условиях хозяйствования наши предприятия не определяли свою миссию, так как при централизованном управлении цели и задачи каждого управляемого объекта устанавливались и жестко диктовались сверху. Как правило, они раскрывались через систему плановых заданий и показателей использования выделенных центральными органами ресурсов. Сейчас вступив в силу законы рыночной экономики требуют определенных правил поведения хозяйствующих субъектов. Среди них – обнародование миссии организации, дающей представление о ее назначении, необходимости и полезности для окружающей среды, сотрудников, общества в целом.
      Наукой  менеджмента не выработаны какие-либо универсальные правила, применяемые при формулировании миссии. Поэтому существует множество самых разнообразных подходов к определению миссии и к ее содержанию, отражающие оценку роли и значения организации, в первую очередь, со стороны руководителей, принимающих решения. Центральным моментом миссии является ответ на вопрос, какова главная цель организации? На первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности потребителей (покупателей производимой продукции), причем не только в настоящее время, но и в перспективе.
    2.2. Цели функционирования  определенных подразделений
      Общая цель организации образует фундамент  для разработки стратегии развития и установления ключевых целей по таким важнейшим функциональным подсистемам организации, как маркетинг, производство, НИР, персонал, финансы, менеджмент. Каждая из этих подсистем реализует свои цели, логически вытекающие из миссии как общей цели организации.
      Так, маркетинг направляет свою деятельность на создание спроса, и поэтому его  целями являются: определение потребности населения и производства в продукции и услугах предприятия, разработка и спецификация параметров новой продукции, освоение рынков, распределение и доставка продукции потребителям, контроль за изменением вкусов и спроса потребителей, сбор и обработка информации о товаре, рекламирование фирмы и ее продукции и т.д.
      Постановка  целей маркетинга связана с детальным  изучением спроса и предложения  на продукцию, выпускаемую на данный момент и на новую продукцию. Кроме  того должна быть тщательно изучена ситуация на уже освоенных предприятием и на новых. Поэтому работу должны выполнять специалисты по исследованию рынка, по прогнозированию и планированию владеющие соответствующей информацией и методами разработки целевых моделей. Состав и количество этих специалистов зависят от возможностей предприятия самостоятельно проводить эту сложную и требующую большого профессионализма работу. Если возможности ограничены, надо использовать те элементы рыночной инфраструктуры, которые уже начали формироваться в стране: консультантов по управлению, специалистов по нововведениям, информационной технологии, вычислительным методам и т.п.
      Производство  охватывает такие виды деятельности организации, как получение, хранение и распределение средств производства, превращение входных ресурсов в  конечный продукт, его хранение и  распределение, а также послепродажное обслуживание.
      При установлении целей по этой подсистеме необходимо учитывать разнообразие видов выполняемых здесь работ. Так, предпроизводственная подготовка связана с приемкой товаров, сырья, материалов, с хранением на складах, управлением запасами. Само производство требует машинной обработки, сборки, контроля качества, упаковки, технического обслуживания оборудования; работа с конечной продукцией (послепроизводственная логистика) связана с размещением готовых товаров на складе, с обработкой заказов и доставкой товара. Наконец, послепродажное обслуживание требует проведения установочных работ, ремонта, поставки запасных частей.
      Цели  этой сложнейшей подсистемы организации  устанавливаются в виде системы  показателей, отражающих объемы, ассортимент продукции, качество, производительность, затраты и т.д.
      Подсистема, связанная с исследованиями и, разработками, реализует цели нововведений на предприятии. Ее направленность – это поиск новых видов продукции и услуг для замены устаревших, определение целей проведения научных исследований и разработок, введения новшеств и модернизации всех сфер деятельности предприятия.
      Подсистема "Персонал" направлена на работу с трудовым коллективом и формулирует  свои цели по найму, расстановке, обучению, продвижению и оплате труда работников предприятия. Важнейшей целью этой подсистемы является высокая заинтересованность сотрудников в решении общих задач предприятия и создание для этого благоприятного климата.
      Финансовая  подсистема предприятия нацеливает свою деятельность на организацию финансирования, кредитования, налоговых обязательств, составление бюджетов (по предприятию в целом, его подразделениям и программам).
      Подсистема "Менеджмент" имеет в качестве своей ключевой задачи эффективное  достижение целей организации, исключающее нерациональные затраты времени, ресурсов и талантов. В соответствии с нею она устанавливает цели по активизации работников всех подразделений организации по контролю за движением и использованием всех его ресурсов и т.п. Для этого производится глубокий анализ проблем во всех сферах и областях деятельности организации и выделяются те, которые требуют наибольшего внимания и усилий, так как являются главными факторами достижения желаемых результатов. Эти проблемы специфичны для каждой организации. 
 

 

    Понятие дерева целей организации
       Количество  и разнообразие целей и задач  менеджмента настолько велики, что  без комплексного, системного подхода  к определению их состава не может  обойтись ни одна организация, независимо от ее размеров специализации вида, формы собственности. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать построение целевой модели виде дерева целей. Дерево целей – это графическая модель совокупности последовательности дробящихся целей в соответствии с понижающимся уровнем подсистем. Пример дерева целей представлен на схеме 3 

      Схема 3. Дерево целей организации
      При построении дерева целей используют накопленные в результате опыта  принципы и правила построения целеобразования:
    Цели находятся в непосредственной зависимости от потребностей общества, т.е. является следствием потребностей.
    Выбор целей субъективен, т.е. производится конкретными лицами, имеющими определенный запас знаний и опыта, но любая цель должна быть конкретна, достижима, иметь конкретные количественные характеристики.
    Средства для достижения глобальной цели являются ее подцелями. Ни одна цель высшего уровня иерархии не достигается непосредственно, а лишь путем достижения подцелей, на которые она распадается.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.