На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности социальной перцепции в Интернет-пространстве

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Санкт-Петербургский  государственный университет
      Факультет социологии  
 
 
 

Курсовая  работа по кафедре «Культура и  коммуникации»
на тему :
«Особенности социальной перцепции в Интернет-пространстве» 
 

  Научный руководитель:
Капустина Е.Г.
Работу  выполнил:
 Студент  3 группы 2 курса
Направление «Общая социология»
Щербаносов  А.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт- Петербург 2011
Оглавление. 

    Введение……………………………………………………………………………………………………………….…….3
       Глава 1
    Интернет как коммуникативная среда…………………………………………………………………..….5
    Специфика Интернет-коммуникации……………………………………………………………………….. 8
    Глава 2 
    
       Самопрезентация и идентичность в Интернете………………………………..……….…………...13
    Феномен сетевого сообщества………....………………………………………………………………………22 

    Заключение………………………………………………………………………………………………………………..25
    Список источников……………………………………………………………………………………………………..26 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение. 

Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня – это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения. 

Процесс развития Интернета сопровождается формированием  некоторых норм, предписаний и  требований, связанных с определенной организационной и социальной структурой Интернет - пространства, посредством  которых контролируется и регулируется деятельность людей в процессе интеракции. Популярность и доступность Интернет - технологий способствует появлению новых возможностей и способов коммуникации, формирует новую сферу информационного взаимодействия, приводит к возникновению новых видов общественных отношений. 

В наше время, в связи с развивающимися в геометрической прогрессии технологиями, Интернет-коммуникация стала не только важной частью социальной жизни человека, но и фактически неизбежной. Учебная деятельность, работа, обмен необходимой информацией, всё это стало невыполнимо на полноценном уровне вне интернета. Без доступа к интернету, современный человек начинает ощущать информационный кризис, что делает человека зависимым от интернета. 

    Все большее усложнение социального мира и процессов социального взаимодействия в настоящее время определяет актуальность социально-психологического анализа субъективного значения социальной неопределенности для личности. Неопределенность социальных норм, разнообразие сред общения и видов деятельности в Интернете делают Интернет-коммуникацию удобным объектом для изучения детерминант поведения в неопределенной среде в целом. 

 Объектом данной курсовой работы является социальная перцепция в Интернет-пространстве. 

  Цель работы – выявить специфические  особенности восприятия(самоитдентификации и самопрезентации) в интернете, отличия от социальной перцепции в реальной жизни и взаимосвязь вариативности самопрезентации в интернете с социальными установками и личностными особенностями человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.
Интернет  как коммуникативная среда. 

Коммуникация - это социально обусловленный  процесс передачи и восприятия информации как в межличностном, так и  в массовом общении по разным каналам  при помощи различных вербальных и невербальных коммуникативных  средств.1 

Использование традиционных механизмов коммуникаций, таких факс или проводной телефон  сегодня быстро замещаются новыми технологиями - обмен мгновенными сообщениями, электронная почта, передача голоса и видео через Интернет. В настоящее  время уже существует ряд продуктов, каждый из которых обеспечивает работу того или иного механизма коммуникаций, с минимальным вторжением в соседнюю область.
   Общение с использованием Интернет - технологий получило название Интернет - коммуникации.
   Интернет - коммуникации - это такие методы общения, при которых передача информации происходит по каналам Интернет с использованием стандартных протоколов обмена и представления информации. Информация может передаваться в различной форме - голос, видео, документы, мгновенные сообщения, файлы.
    Интернет является многосторонним СМИ, который создает множество различных форм коммуникации. М. Моррис предложил делить их на 4 категории: 
 

1. асинхронная  коммуникация «один на один»  (электронные письма); 

2. асинхронная  коммуникация «многих с многими» (например, сеть Юзернет: сводки, листы рассылок, где требуется  согласие на рассылки или пароль, для входа в программу, в  которой сообщения касаются определенных  тем); 

3. синхронная  коммуникация «один на один»,  «один и несколько», «один с  несколькими» строятся вокруг  какой-либо конкретной темы, например, ролевые игры, чаты; 

4. асинхронная  коммуникация, где обычно пользователь  пытается разыскать сайт для  получения определенной информации  и здесь можно встретить коммуникацию  «многие и один», «один на  один», «один и многие» (веб-сайты,  гороскопы). 
 

     При самом первом знакомстве с Интернетом хорошо видно, что в отличие от традиционных СМИ, он предоставляет значительно большую степень контроля и свободы выбора со стороны потребителя (под понятием «традиционные средства информации» подразумеваются телевидение, радио, газеты, журналы, прямая почтовая реклама. Под новыми средствами понимается, прежде всего, Интернет).
    Интернет, благодаря свойствам интерактивности, эффекту присутствия и информационной насыщенности (текст, изображение и даже звук), а также за счет использования сетевой навигации превосходит другие средства информации по возможностям общения с существующими и потенциальными клиентами.
  С другой стороны, Интернет, как и любая коммуникативная среда, всегда трансформирует и как бы «размывает» личность автора, что приводит к относительной анонимности пользователей, общающихся через эту среду.
   Коммуникация посредством Интернет устроена таким образом, что на одном полюсе действует профессиональный производитель информации, а на другом всегда остается массовый субъект - заранее неопределенное по численности множество анонимных пользователей. К анонимности зачастую тяготеет даже полюс производства информации, такова сила ее природы в этой «медийной» среде. Недаром в Интернет так много сведений, происхождение которых не установлено. 

Интернет-технология делает коммуникацию трансграничной. Общение перестает быть привязанным к местоположению общающихся. На этой основе Интернет может выполнять социально-креативную функцию, то есть формировать новые общности с единой информационной базой и общим ценностно-нормативным фундаментом. Общая направленность развития средств распространения информации состоит в утверждении гетерархического (горизонтального, равноправного) порядка на месте иерархического (вертикального, с доминированием одного из субъектов общения). Происходит переход от односторонней к двухсторонней модели коммуникации. 

В условиях Интернета аудитория может участвовать  в производстве и обмене информацией, в том числе и между собой. Аудитория перестает (если захочет) быть только получателем сообщений. Однако здесь использование интерактивных  возможностей никогда не преодолеет естественного разделения ролей.
В сетевой  интерактивности выделяют три аспекта: 

1. «люди  и документы» - возможность для  пользователя формировать и реализовывать  запрос на информацию; 

2. «люди  и технология» - приспособленность,  удобство информационной технологии  для пользователей; 

3. «люди  и люди» - речь идет о приспособленности  данной коммуникации к двустороннему  общению, о социальных технологиях  общения, которые помогают достижению  позитивных социальных целей;  о том, как реализуется возможность  коммуникации между журналистами, обществом, властью и бизнесом - основными субъектами, выделяемыми  в анализе функционирования современного  общества. 

Анализируя  коммуникативную функцию Интернет, следует различать понятия «интерактивность» и «обратная связь». Первое шире второго. Обратная связь - это реакция, отклик субъекта на информационное воздействие. Именно в этом качестве в Интернет пока чаще всего используется функция «форум». Да и показатели посещаемости тоже выступают в роли обратной связи: свидетельствуют о том, заинтересовались ли сайтом и его контентом пользователи. Интерактивность же предполагает и другие возможности: контроля пользователя над содержанием (запрос, оценка), участия в его формировании через постановку проблем для освещения и обсуждения, инициативу в обсуждении, авторство, обмен мнениями с другими пользователями и т.п. Некоторые возможности такого рода могут использоваться и в традиционных СМИ. Но чего уж там никогда не было - так это возможности общения по горизонтали, между пользователями. Однако потенциал новой технологии реализуется только через активность людей. 

Коммуникации, в которых у субъектов, представляющих два полюса коммуникации, есть возможность  и отправлять и получать сообщения, а значит, есть взаимообратимость  их ролей. Г. Лассвэлл предложил называть их двусторонними. В СМИ взаимообратимость  никогда не может быть полной 
 
 

Специфика интернет-коммуникации. 

Основные  особенности «сетевого» общения:
1. Анонимность. Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается укрывание или презентация ложных сведений. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения - аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален. 

2. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации. Как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере. 

3. Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент. 

4. Затрудненность эмоционального компонента общения, в то же время стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания). 

5. Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи подают себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии ненормативного поведения. 

Причинами обращения к Интернету как  инструменту общения могут быть: 

1. Недостаточное насыщение общением в реальных контактах. В подобных случаях пользователи быстро теряют интерес к Интернет - общению, если появляются возможности для удовлетворения соответствующих потребностей в реальной жизни. 

2. Возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам невозможных в реальной жизни. Подобная возможность обусловлена вышеперечисленными особенностями общения посредством сети - анонимностью, нежесткой нормативностью, своеобразием процесса восприятия человека человеком. Желанием переживания тех или иных эмоций объясняется, вероятно, и стремление к эмоциональному наполнению текста. 
 

Сегодня по сути дела возникла новая форма языкового  взаимодействия - письменная разговорная  речь. Русский язык существует в  Интернете в основном в письменном варианте, но в условиях интерактивной  сетевой коммуникации темп речи приближен  к устной её разновидности. 

Обитатели чатов практически полностью  лишены вспомогательных (паралингвистических) средств: тембра речи, акцентирования части высказывания, эмоциональной  окраски, тембра голоса, его силы, дикции, жестов и мимики. Отсюда надежность речевого общения становится крайне низкой, ведь, по мнению психологов, при  обычной коммуникации в акте общения  невербальная коммуникация определяет до 55% результата. 

Столь глобальная нехватка не могла не быть определенным образом компенсирована, поэтому  общение в чате все-таки не обходится  без телесности. В первую очередь  был определенным образом компенсирован "эмоциональный дефицит" путем  введения в виртуальное общение  суррогатных, частично типизированных эмоциональных реакций - "смайликов" (от английского "smile" - "улыбка"), которые получили чрезвычайно широкое  распространение. Однако это все-таки именно суррогат эмоциональных реакций. Многократно предпринимались попытки  присвоить и закрепить обозначение  определенных эмоциональных состояний  за определенными смайликами, однако все они оказались безуспешными. Фактически на сегодняшний день смайлики только информируют об эмоционально окрашенном отношении автора к тексту, просто передавая направленность и  степень его эмоций (причем вид  смайлика никакого значения не имеет). Как мы видим, эмоциональная палитра  весьма бедна. 

Помимо "смайликов" для компенсации тембра и акцентирования части высказывания в виртуальном  общении используется так называемый "капс" (от английского "Caps Lock" - блокировка верхнего регистра клавиатуры; написание фразы или части  ее ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ), который повсеместно  в Сети трактуется как повышение  голоса. Недостаточность или невозможность  передачи в Интернете цвета, звука, движения заменяется вербальными и  знаковыми аналогами - большим количеством  восклицательных знаков, "традиционно  русской лексикой" (чаще всего  передаваемой латиницей), средствами из других речевых жанров. Новый мир  и новый стиль жизни в этом мире требует и новых языковых средств коммуникации либо трансформации  старых. Сленг, выработанный пользователями Интернета, переходит в общеупотребительную  лексику, возрождение эпистолярного  жанра в виде электронной переписки  также имеет свою языковую специфику, игровые условия виртуального пространства способствуют приближению коммуникации к игре, что на уровне языка проявляется  в тяготении к манере устной разговорной  речи на самом серьезном сайте. Вполне возможно, что речь идет о формировании нового стиля в русском языке - о стиле Интернет - общения - который  не только является специфической особенностью Интернет - сообщества, но и серьезно влияет на речевое поведение всего  общества в целом. Язык становится не только средством общения, но и средством  создания виртуальной реальности, так  как искусственные языки программирования являются лишь технологическим средством, благодаря которому Интернет работает, а подлинным языком виртуального сообщества оказываются естественные языки аудитории пользователей.2 

Несмотря  на то, что далеко не все формы  общения в Интернете предполагают маски для его участников, тем  не менее, тенденция демократичности  и упрощения проникает даже в  деловые бумаги, создаваемые и  существующие в формате онлайн, значительно  облегчая официальные стандарты  деловой переписки. Причем ситуация максимального сближения речевого Интернет - стиля с традициями разговорного стиля вообще повышает степень доверия  к высказыванию, что крайне важно  при осуществлении деловых контактов. 

Существуют  общие специфические черты взаимодействия в Интернет - сообществах, безотносительно  к их тематической направленности, времени существования, составу  и ресурсу, на котором они размещены: 

1. Организация  собственной социальной структуры  и стратификации пользователей  по формальным («гость», «новичок»,  «ветеран», «VIP», и т.д.) и неформальным  статусам («лидер», «авторитет»,  «звезда» и пр.), каждому из  которых присущи особые функции  и нередко отведены конкретные роли, что не только определяет положение Интернет - пользователя в сообществе, но и формирует групповые ожидания и стереотипы поведения в группе; 

2. Наличие  организационной культуры, т.е. целенаправленно  созданной системы ценностей,  установок, норм и правил поведения,  сформированных в рамках конкретного  Интернет - сообщества, принимаемых  и поддерживаемых его участниками  и отражающих характер их внутреннего  и внешнего взаимодействия, неисполнение  этих предписаний предполагает  вынесение предупреждений, наложение  определенных санкций, запретов  и т.д.; 

3. Неуправляемое  возникновение в процессе становления  и развития Интернет - сообщества  «естественной культуры», которая  включает в себя формирование  стереотипов поведения, традиций, общегрупповых ценностей и интересов,  жаргона и т.д., что в большинстве  случаев направленно на повышение  эффективности решения совместных  задач; 

4. Незначительная  целостность и устойчивость Интернет -сообщества как отдельно взятой  социальной группы, без подкрепления  ее индивидуальными межличностными  контактами; 

5. В качестве  одного из определяющих факторов  социальной дифференциации в  Интернет - сообществе выступает  уровень доступа к знаниям  и информации (информационная стратификация), при этом роль традиционных  критериев определения социального  положения незначительна, т.е.  происходит сглаживание межкультурных,  этнических, социльно-личностных различий  и наличествует уравнивание по  социальному, образовательному и  материальному статусу; 

6. В результате  ряда особенностей Интернет - пространства  создаются условия, при которых  групповые процессы протекают  гораздо быстрее, нежели в реальных  социальных группах и сообщества  существуют незначительный срок; 

7. Снимается  ряд коммуникативных барьеров  в общении, а появляющееся у Интернет - пользователя ощущение безнаказанности снимает некоторую ответственность за свои слова и поступки, что нередко приводит к потере чувства реальности и необоснованно рискованным действиям; 

8. Способность  Интернет - сообщества мгновенно  реагировать на возникающие в  обществе социальные проблемы  путем появления новых образцов  культуры, ценностей и социальных  норм, инноваций и т.д., закрепление  которых может осуществляться  как естественным, так и искусственным  путем, позволяя говорить о  частичной управляемости организационного  развития Интернет - сообщества. 

Процессы, происходящие внутри Интернет - сообществ во многом зависят от внешних факторов, таких  как события в социальной, политической, экономической и прочих сферах, а  функционирование Интернет - сообщества во многом определяется социально-психологическими характеристиками его участников, спецификой отношений между ними, общегрупповыми целями и ценностями. 

Таким образом, неформальное структурирование Интернет -пользователей по взаимным интересам, социокультурным ориентациям, устремлениям, совместно решаемым задачам и  другим, не предписанных актами социального  статуса, критериям, несмотря на этнические, социально-политические, гендерные  и иные различия, нередко анонимное  и асинхронное общение и территориальную  удаленность участников, привело  к появлению своего рода неофициальной  параллельной коммуникационной структуры, невидимой сети межличностных отношений, которая не только выполняет функции  совместной информационно-познавательной и коммуникативной деятельности, но и во многом выступает носителем  современных нравственных ценностей.3 
 
 
 
 
 

Глава 2.
Самопрезентация и идентичность в интернете. 
 

Большинство исследователей, говоря о влиянии "Я"-концепции  на поведение, вводят понятие самопрезентации, определяя ее как "процесс сообщения  другим людям, чем мы являемся, или  поведенческое выражение того, что  мы чувствуем в свой адрес и  думаем о себе».4  Выделяются две наиболее общие функции самопрезентации: защитная (намеренное произведение на окружающих определенного впечатления) и смысловая (подтверждение своей "Я"-концепции или самопознание).  

      Вхождение в виртуальные сообщества, авторизация в социальных сетях прежде всего предполагают самопрезентацию и самоидентификацию личности, при чём на разных уровнях информационной  насыщенности. Если первый- это традиционное присвоение себе некого «никнэйма», возможно с предоставлением о себе краткой информации(пол ,возраст, интересы и т.п.), то второе, более распространённое в социальных сетях- представленные на всеобщее обозрение фотографии, видеофайлы, музыкальные композиции, расширенная автобиографическая информация, опубликованные заметки и очерки и т.д. Интернет-жизнь становится настолько значимой в современном обществе, отдельную сторону социализации личности играет социализация непосредственно в интернет-пространстве.   В связи с таким широким спектром возможностей публичных действий в интернет-пространстве, на основе того как человек подходит к самопрезентации в интернете, осуществляется оценка его личности другими пользователями.  

Наиболее  подробно самопрезентация с точки  зрения ее защитной функции рассматривалась  в рамках интеракционистской. Однако, по мнению ряда авторов, самопрезентация  включает в себя не только стремление произвести на других определенное впечатление, но и демонстрацию мыслей и чувств. Обсуждая соотношение защитной и  смысловой функций самопрезентации, необходимо отметить, что люди различаются  по своей склонности к намеренному  конструированию впечатления о  себе: одни склонны все время контролировать свое поведение в соответствии с  ожиданиями социального окружения, другие ведут себя спонтанно, следуя в поведении скорее внутренним ориентирам, нежели опираясь на ожидания социального  окружения. 

Хотя очевидно, что Интернет есть среда прежде всего  информационная (по своему происхождению, основным функциям, возможностям, преобладающему содержанию, наконец), хотя подавляющее  большинство пользователей Сети используют ее именно как средство информационного поиска, хотя «родство»  Интернета с другими средствами массовой информации не нуждается в  развернутых доказательствах, научная  рефлексия проблем Интернет- коммуникации явно «перекошена» в сторону личности — так, как если бы виртуальная  реальность со всем ее практически  безграничным информационным ресурсом была бы исключительно «полем» самовыражения  человека.  

В итоге  возникает ощущение, что это среда  не столько информационная, сколько  «самоидентификационная» (с точки  зрения психологически ориентированного исследователя, конечно). Закономерно  возникает вопрос — почему это  так? Второе соображение касается самой  заявленной в названии проблемы, взятой при этом более широко — вне  контекста Интернет-коммуникации —  как проблема взаимосвязи возможных  стратегий самопрезентации с  идентичностью человека. Как первый ( самопрезентация), так и второй (идентичность) концепт, не говоря уже  о них взятых в сочетании, являются сегодня достаточно «модными» для  социальной психологии личности. Между  тем заметим, что если самопрезентацию  понимать как поведенческое выражение  эмоциональных и когнитивных  элементов Я-концепции, а идентичность либо как синоним Я- концепции, либо как ее центральный конструкт, то мы, по сути, вернемся к весьма старой проблеме: «подлинного» и «мнимого»  Я, соотношения социальной роли человека и self, играемого Я-для-Других и переживаемого  Я-для-себя и т.д. и т.п. Для полноты  картины можно добавить идею множественности  — как «самопрезентирующихся  Я», так и «самоидентифицирующихся» — столь популярную сегодня, и  смело обратиться к мысли У.Джемса, более чем столетней давности, согласно которой у человека столько  Я, сколько человек признают в  нем личность. Опять же возникает  вопрос — что стоит за этим вековым  «хождением по кругу» : реальный прирост  психологического знания или косвенное  доказательство тщетности прилагаемых  наукой усилий? Представляется, что  возможный ответ на эти два  возникших вопроса стоит искать не в рамках самой психологии, а  в более широком контексте  — именно социокультурном. Остановимся  на этом подробнее. 

Во-первых, то, что касается значительной представленности проблематики идентичности в исследованиях  виртуальной реальности. Представляется, что можно выделить ряд причин, это обусловливающих. Наиболее глобальные из них связаны с самим фактом становления информационного общества. Характерные для него экономические (реструктурализация экономических  ресурсов, переход к информационной экономике), политические (трансформация  природы власти — от власти капитала к владению информационными кодами) и социальные (замена социального  взаимодействия сетевыми формами связи, создание репрезентативных образов социальных структур) изменения задают персонифицированный и интерактивный характер информации в целом. Соответственно встает новая задача — изучения человека в информационном социуме, что неотделимо от исследования такого его центрального «ядра» как идентичность. Но сегодня это еще именно становление, собственно переход от индустриального общества к информационному, и потому субъективно для человека он представлен в определенной «разорванности» двух разных миров : реального социального бытия и бытия информационного. Первый, социальный мир, традиционно жестко объектен и структурирован, он исходно задает человеку рамки для самокатегоризации, ограничивая его как социальный объект (границами пола, возраста, национальности, профессиональной принадлежности и пр.); второй же — информационный — принципиально безграничен, и, следовательно, необходимым условием существования в нем является решение задачи самоопределения, поиска идентичности. Подобное установление «границ» возможно двумя путями :
через перенос  в виртуальное пространство уже  известных и наработанных в социальном мире символов (пола, возраста и пр.), то есть через виртуальную реконструкцию  социальной идентичности, и через  осмысление ценностных ориентиров своей  деятельности, через формирование себя в виртуальном пространстве как  активного субъекта, то есть через  виртуальную реконструкцию персональной идентичности.
Решение именно этой двойной задачи и позволяет  человеку стать субъектом не только социального, но и информационного  мира. Неслучайно, в одной из последних  работ, посвященных наступающей  информационной эре, подчеркивается, что поиск идентичности есть столь же важный источник социального развития, как и технико-экономические изменения. Таким образом, поставленная еще Э. Фроммом проблема связи типов идентичности личности с характеристиками социума приобретает новое звучание. Но информационное пространство в своем виртуальном выражении есть (сегодня, по крайней мере) пространство вербальное, соответственно на первый план в нем выступают именно самоописания, самопрезентации. И хотя проблема связи стратегий самопрезентаций и идентичности далеко не нова, именно информационное общество делает реальность самопрезентации «истиной в последней инстанции», своего рода окончательной реальностью, все более транслируя этот принцип в реальное социальное взаимодействие. ( Так работодатель сегодня ориентируется на резюме потенциального работника, составленное им самим, а в качестве одного из доказательств эффективности деятельности производственной структуры выступает количество проведенных ею презентаций. ) Таким образом, распространение культуры виртуальной реальности заставляет современное общество все более и более «структурироваться вокруг противостояния сетевых систем (net) и личности (self)», что в определенном смысле отражает противостояние процессов самопрезентации и идентичности, вновь обращая исследователей к данной проблематике. 

Наконец, представляется, что актуализация подобного исследовательского интереса связана с ведущими особенностями  самой культуры постмодернизма. Характерный  для нее этос незавершенности, открытости личности, и, следовательно, выделение  потенциальности как отличительной  черты человеческого существования  ставили для любого гуманитарного  знания задачу изучения не только актуального, но и возможного бытия. В этом смысле Интернет-коммуникация оказалась максимально  созвучной данной культурной парадигме  технологией: потенциальная множественность  виртуальной идентичности стала  привлекательна не только в силу меньшей  объективной социальной фиксированности  самопредставлений, существующих сегодня  в обществе, но и в силу нового соционормативного канона человека, для которого момент обретения настоящей  идентичности есть момент отказа от установившегося  в пользу нового5. (Известны постмодернистские формулы «ты и твое Эго — две большие разницы», «симулируй сам себя», «ты — особь своего личного пола» и т.п.) Именно поэтому по сути старая проблема множественности Я приобретает сегодня новое звучание. 

Итак, второе недоумение, касающееся определенного  «хождения по кругу» в анализе  проблем, связанных с Я-концепцией и ее проявлениями в реальном поведении  ч
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.