Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Прибыль и рентабельность как основные финансовые показатели деятельности предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
«Ярославский  государственный технический университет»
    Кафедра «Экономики и управления» 
 
 

                                        Контрольную работу защитил
                                        с оценкой ____________
                                        Преподаватель,
                                        _____________ М.И.Маркин
                                        «__»__________2011 
 
 
 

Курсовая  работа
 по  дисциплине
«Экономика  предприятия»
на тему: «Прибыль и рентабельность как основные финансовые показатели деятельности предприятия» 

ЯГТУ 080502.65-018 к/р 
 
 
 

                                                     Работу выполнил
                                                     студент гр. ЗЭУС-48
                                                     ____________Л.А. Свистова
                                                     «___» ________2011 
 
 
 
 
 

2011
СОДЕРЖАНИЕ 
 

  ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРИБЫЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО  ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1. Понятие прибыли  предприятия. 4
1.2. Формирование прибыли. 7
  Схема формирования бухгалтерской прибыли (убытка) предприятия 8
1.3. Функции прибыли. 9
1.4. Планирование  прибыли методом прямого счета. 11
1.5. 1.6
1.7
Планирование  прибыли аналитическим методом. Планирование  прибыли методом совмещенного расчета
Распределение прибыли
13 14
17
2

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ  ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

19
2.1.

Понятие рентабельности.

19
2.2. Показатели  рентабельности. 21
2.2.1. Рентабельность  продукции. 25
2.2.2. Рентабельность  вложений предприятия. 26
2.3. Общая рентабельность. 26
2.4.

Методика  анализа общей рентабельности.

29
2.5. Порог рентабельности. 29
2.6. Запас финансовой прочности. 32
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

34
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

35
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 

    Рыночная  экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.
    В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
    Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия  в современных условиях, управленческому  персоналу  необходимо прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния как своего предприятия так и существующих потенциальных конкурентов. Важнейшее значение в определении финансового состояния предприятия состоит в своевременном и качественном анализе финансово-хозяйственной деятельности.
    Целью любого предприятия является прибыль, она же соответственно является и важнейшим объектом экономического анализа. Однако, сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием  своих ресурсов. Одним из основных показателей характеризующих эффективность работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным (прибыли) ресурсам.
    Данная курсовая работа состоит из двух глав посвященных прибыли и рентабельности  производственных предприятий соответственно.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ПРИБЫЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО  ПРЕДПРИЯТИЯ
 
    1.1. Понятие прибыли предприятия 

    Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и  полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее продажи потребителю.
    Хозяйственная деятельность — любая деятельность лица, направленная на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, в случае, когда непосредственное участие такого лица в организации такой деятельности является регулярным, постоянным и существенным.
    На  стадии продажи выявляется стоимость  товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле для хозяйствующего субъекта она представляет собой часть затрат по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности. На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли.
    Хозяйствующий субъект, как правило, ставит своей  целью получение прибыли, но не всегда ее извлекает. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они продают ее потребителю, получая при этом доход, что не означает получения прибыли. Для выявления финансового результата от продажи продукции необходимо сопоставить валовой доход с валовыми расходами на производство и обращение, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда валовой доход превышает валовые расходы, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если валовой доход равен валовым расходам, то происходит лишь возмещение затрат на производство и продажу продукции. Продажа состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При валовых расходах, превышающих валовой доход, предприятие получает убытки — отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.
    Таким образом, прибыль как экономическая  категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе хозяйственной и коммерческой деятельности.
    Прибыль – основной источник финансовых ресурсов предприятия, связанный с получением валового дохода.
       Валовой доход – выручка от  реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат, то есть включающий в себя оплату труд и прибыль. Связь между себестоимостью, валовым доходом и прибылью предприятия приведена на рис. 1 – приложение 1.
        Конечный финансовый результат  (валовая прибыль или валовой убыток) слагается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций,  уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
        Прибыль (или убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации в действующих ценах без НДС  и акцизов и затратами на производство и реализацию продукции. Предприятия, осуществляющие экспортную деятельность, при начислении прибыли из выручки от реализации продукции исключают экспортные тарифы.

        Вторая составляющая валовой  прибыли предприятия – прибыли  от реализации основных фондов  и иного имущества. Третья составляющая валовой прибыли – прибыль от внерелизационных операций, то есть от операций, непосредственно не связанных с основной деятельностью предприятия: сдача имущества в аренду, доходы по ценным бумагам предприятия, превышение суммы полученных штрафов над уплаченными, прибыль от совместной деятельности, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, и др.

        Для повышения эффективности  работы предприятия первостепенное  значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли. Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли факторы, влияющие на ее получение, классифицируют по различным признакам.

        К внешним факторам относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли.
        Внутренние факторы делятся на  производственные и непроизводственные. Производственные факторы характеризуют  наличие и использование средств  и предметов труда, трудовых  и финансовых ресурсов и, в  свою очередь, могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные.
        Экстенсивные факторы воздействуют  на процесс получения прибыли  через количественные изменения:  объемов средств и предметов  труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и т.д.
        Интенсивные факторы воздействуют  на процесс получения прибыли  через «качественные» изменения:  повышение производительности оборудования  и его качества, использование  прогрессивных видов материалов  и совершенствование технологий  их обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.
        К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труд и быта и др.
        При осуществлении финансово-хозяйственной  деятельности предприятия все  эти факторы находятся в тесной  взаимозависимости. «Прямое» влияние на величину себестоимости продукции, а значит, и прибыли, связано с тем, насколько рационально и экономично расходуются материальные ресурсы – ведь доля материальных затрат в составе себестоимости обычно колеблется от 60 до 90%.
        В индустриально развитых странах  (США, Канада, Германия, Англия, Франция, Италия и др.) широкое распространение получил расчет конечных результатов деятельности предприятия с помощью метода «затраты – выпуск». В соответствии с этим методом общий результат работы предприятия определяется путем суммирования эксплуатационного, финансового и чрезвычайного результатов. По каждому из видов деятельности производится соизмерение затрат с выпуском продукции (реализацией), доходами и определяется конечный результат. Эксплуатационной считается деятельность, соответствующая уставу предприятия; финансовой – деятельность, связанная с финансовым и банковским обслуживанием предприятия, выпуском ценных бумаг, участием в капитале сторонних предприятий, предоставлением и получением кредитов; чрезвычайной – деятельность по операциям длительного характера, как правило, продолжительностью от 2 до 5 лет (например, реализация основных фондов, ноу-хау, авторского и арендного права и др.).
  
    1.2. Формирование прибыли 

    Бухгалтерская прибыль (убыток) есть конечный финансовый результат, выявленный в отчетном периоде на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса.
    Валовая прибыль - это разница между нетто-выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью этих продаж без условно-постоянных управленческих расходов и затрат по сбыту (коммерческих расходов).
    Чистая  прибыль формируется в отчете о прибылях и убытках, по своему содержанию соответствует нераспределенной прибыли. Из таблицы видно, что в новом отчете о прибылях и убытках, во-первых, не обозначена бухгалтерская прибыль — при необходимости ее можно будет определить как сумму прибыли (убытка) до налогообложения и чрезвычайных доходов, уменьшенную на чрезвычайные расходы, а во-вторых, появились новые понятия прибыли до налогообложения и прибыли от обычной деятельности.
    Прибыль (убыток) до налогообложения есть, по существу, прибыль (убыток) от обычной  деятельности, так как налоговые и иные аналогичные платежи представляют собой инструмент изъятия государством части прибыли полученной. 

Схема формирования бухгалтерской  прибыли (убытка) предприятия
    
Выручка от продажи  товаров, продукции, работ, услуг
    -
    НДС, акцизы, экспортные пошлины и т.п.,     
 налоги  и обязательные платежи их  выручки
    -
    
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
     
    Валовая прибыль
    
-
    Коммерческие  расходы
    
-
    Управленческие  расходы
    
+/-
    
Прибыль (убыток) от продаж
    +
    Проценты  к получению (+), проценты к уплате (-)
    
+
    Доходы  от участия в других организациях
    
-
    Прочие  операционные доходы
    
+
    Прочие  операционные расходы
    
-
    
Внереализационные доходы
     
    
Прибыль (убыток) до налогообложения
    -
    Налог на прибыль и другие аналогичные  платежи
    
    Прибыль (убыток) от обычной деятельности
    
+/-
    Чрезвычайные  доходы (+), чрезвычайные расходы (-)
    
    Чистая  прибыль (нераспределенная прибыль, непокрытый убыток)
    Показатель, обозначенный как прибыль (убыток) от обычной деятельности, есть чистая прибыль от обычной деятельности, т. е. чистая прибыль без учета чрезвычайных доходов и расходов. 

    1.3. Функции прибыли 

    Рассматривая  прибыль как экономическую категорию, необходимо выделить выполняемые ею функции:
      Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства и оценивающим хозяйственную деятельность предприятия (оценочная функция).
      Прибыль оказывает стимулирующее воздействие на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (стимулирующая функция).
      Прибыль является источником формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов (фискальная функция).
    Значение  прибыли состоит в том, что  она отражает финансовый результат, отражающий эффективность производства, объем и качество произведенной  продукции, состояние производительности труда, уровень расходов и т. д. Вместе с тем на величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находится конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени, зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на производимую и продаваемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.
    Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем проданной продукции  и себестоимость, поэтому для  выявления конечного финансового  результата необходимо сопоставить  стоимость объема проданной продукции  и стоимость ресурсов, используемых в производстве, затрат на ее продажу.
    Таким образом, прибыль характеризует  экономический эффект, полученный в  результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия  с помощью прибыли в качестве единственного показателя оценить невозможно. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей.
    Содержание  стимулирующей функции прибыли  состоит в том, что прибыль  одновременно является финансовым результатом и основным источником собственных финансовых ресурсов предприятия, т. е. реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. За счет доли чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, осуществляется финансирование мероприятий по расширению производственной деятельности, научно-техническому и социальному развитию предприятий, материального поощрения работников. Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
    Стремление  к получению прибыли ориентирует  товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При  развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для хозяйствующего субъекта прибыль является сигналом, указывающим на то, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.
    Экономическая нестабильность, монопольное положение  товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов, главным образом, в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствует финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно реализовывать государство в ходе осуществления экономических реформ.
    Наконец, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов. Она поступает  в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ. 
 

    1.4. Планирование прибыли методом прямого счета 

        Определяющая роль прибыли требует  правильного ее исчисления. От  того, насколько обоснованно определена  плановая прибыль, во многом  будет зависеть успешная финансово-хозяйственная  деятельность предприятия.
        Расчет плановой прибыли должен  быть экономически обоснованным, что позволит осуществить финансирование инвестиций и инноваций, прирост собственных средств, создание эффективных систем организации и стимулирования труда, своевременную выплату налогов в бюджет. Следовательно, планирование прибыли на предприятиях имеет большое значение не только для предпринимателей, но и для национальной экономики в целом.
        Многообразие форм и направлений  деятельности предприятий и существующая система налогообложения требует раздельного планирования прибыли по ее видам. Раздельно планируется:
      прибыль от реализации товарной продукции;
      прибыль от реализации прочей продукции нетоварного характера;
      прибыль от реализации имущества;
      прибыль от внерелизационных доходов.
        Соответственно, существуют различные методы планирования прибыли по видам. Наиболее подробно разработаны в теории и успешно применяются на практике методы планирования прибыли от реализации товарной продукции. В отечественной практике чаще применяются метод прямого счета и аналитический метод.
    Экономически  обоснованное определение размера  прибыли имеет большое значение для предприятия, позволяет правильно оценить его финансовые ресурсы, размер платежей в бюджет, возможности расширенного воспроизводства и материального стимулирования работников. От объема прибыли, кроме этого, зависит и реализация дивидендной политики акционерного предприятия.
    Прибыль (убыток) от продаж представляет собой  валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов.
    При расчете планового размера прибыли (убытка) от продаж используют производственные показатели. Методы прогнозирования и планирования финансовых результатов в настоящее время не регламентированы, но достаточно подробно описаны в литературе. Наиболее известны два традиционных способа планирования прибыли — метод прямого счета и аналитический, которые применяют с определенными ограничениями и сегодня.
    Метод прямого счета. Прямой счет основан на том, что количество реализуемой продукции (объем продаж) по каждой номенклатурной позиции умножают последовательно на цены реализации и на себестоимость каждой единицы. Разность между суммами обоих произведений по всем позициям номенклатуры составляет планируемый объем прибыли. По несравнимой продукции себестоимость каждой единицы должна определяться по плановым единичным калькуляциям.
    При этом используют формулу: 

    П = В - 3 или П = П1 + П2 – П3, 

    где П — прибыль;
          В — выручка от реализации  продукции по оптовым ценам;
          3 — полная себестоимость реализуемой продукции, которая включает в себя себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие и управленческие расходы;
    П1, П2 — соответственно прибыль в остатках готовой продукции на начало и конец планового года;
    П3 — прибыль в товарной продукции планового года, определяемая исходя из плана производства по развернутой номенклатуре, плановых калькуляций по каждому изделию, смет управленческих и коммерческих расходов.
    Прибыль в переходящих остатках готовой  продукции обычно рассчитывают по всей их совокупности. Поскольку эти остатки учитывают по условно-производственной себестоимости, то и прибыль по ним исчисляют как разницу между суммой входных и выходных остатков в ценах реализации и по производственной себестоимости. Все коммерческие и управленческие расходы условно относят на выпуск товарной продукции. Прибыль в переходящих остатках можно также исчислять исходя из производственной себестоимости и уровня рентабельности к себестоимости за 4 квартал соответственно отчетного и планового года.
    Объем и состав остатков нереализованной готовой продукции на начало и конец года зависит от учетной политики предприятия. При определении выручки «по оплате» остатки готовой продукции включают:
    • готовую продукцию и товары для перепродажи на складе;
    • товары отгруженные, но не оплаченные покупателями и заказчиками, в том числе товары на ответственном хранении.
    Если  учетная политика предприятия определяет моментом реализации продукции ее отгрузку, то остатки нереализованной готовой продукции представляют собой готовую продукцию и товары для перепродажи на складе.
    Прямой  счет методически чрезвычайно прост, но при большом количестве наименований продукции трудоемкость его значительно возрастает. Расчет требует:
    а) определения ассортимента по всем позициям номенклатуры;
    б) составления калькуляций по всем изделиям сравнимой продукции;
    в) исчисления плановой себестоимости  и договорных цен по несравнимой  продукции, что, в свою очередь, предполагает разработку сметы производства по всем ее элементам;
    г) установления цен реализации выпускаемой продукции.
    Большим недостатком метода является то, что  он не позволяет выявить факторы, влияющие на размер прибыли в плановом периоде. 

    1.5. Планирование прибыли аналитическим методом 

    Аналитический метод. Он находит применение при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу, для проверки. Базой расчета служат затраты на 1 тыс. руб. товарной продукции, базовая рентабельность, а также совокупность отчетных показателей деятельности предприятия (факторный метод).
    С учетом затрат на 1 тыс. руб. товарной продукции  прибыль планируют по всему выпуску товарной продукции (сравнимой и несравнимой). Рассчитывают по формуле: 

    П = Т(100-З)/100, 

    где П — валовая прибыль от выпуска  товарной продукции;
    Т — товарная продукция в ценах  реализации предприятия;
    3 — затраты, руб., на 1 тыс. руб. товарной продукции, исчисленной в ценах реализации.
    Для определения общей суммы валовой  прибыли от продаж полученный результат корректируют на изменение прибыли в переходящих остатках готовой продукции.
    Аналитический метод применяют при укрупненном (перспективном) планировании, а также на стадии составления предварительных расчетов для бизнес-плана.
    К аналитическому методу относят также  планирование прибыли на основе базовой рентабельности. Это разновидность аналитического метода расчета прибыли. Базовая рентабельность — отношение валовой прибыли по товарной продукции к ее себестоимости за отчетный год. В целях сопоставления с плановым годом всю ожидаемую валовую прибыль за отчетный год корректируют на изменение цен, даже если оно произошло в конце года. Кроме тог, из нее исключают часть, приходящуюся на продукцию, которую в плановом году снимают с производства.                    
    При помощи показателя базовой рентабельности исчисляют валовую прибыль по сравнимой товарной продукции. Отдельно рассчитывают прибыль по несравнимой товарной продукции, прибыль в переходящих остатках готовой продукции и прибыль от продаж в планируемом году.
    При расчете прибыли по сравнимой товарной продукции анализируют влияние на нее изменений по сравнению с отчетным годом отдельных факторов: себестоимости продукции, ее ассортимента и качества, цен реализации. Расчет включает девять стадий.
    1. Расчет прибыли по сравнимой товарной продукции на основании базовой рентабельности. При этом в целях сопоставимости производится пересчет всей сравнимой товарной продукции планового года на себестоимость отчетного года исходя из предусмотренного ее изменения (в %).
    2. Определение влияния изменения себестоимости сравнимой товарной продукции на прибыль. Для этого сопоставляют сравнимую товарную продукцию планового года по себестоимости отчетного и планового года. Разница — сумма прибыли (убытка) от изменения себестоимости.
    3. Определение влияния на прибыль по сравнимой товарной продукции изменений в ассортименте. Рассчитывают средний уровень рентабельности при структуре выпуска продукции отчетного и планового года. Разница показывает отклонение рентабельности из-за изменения ассортимента.
    4. Расчет влияния качества на прибыль по сравнимой товарной продукции. Он производится на основании коэффициента сортности. Определяют удельный вес каждого сорта выпускаемых изделий в общем объеме производства и соотношение между ценами на отдельные сорта. Цену 1 сорта принимают за 100%, цену 2 сорта исчисляют в процентном отношении к цене 1 сорта и т. д.
    5. Расчет влияния на прибыль изменений цен реализации товарной продукции. Определяют товарную продукцию, на которую введены новые цены, в ценах реализации, умножая на изменение цен (в процентах).
    6. Исчисление прибыли в переходящих остатках готовой продукции. Себестоимость переходящих остатков умножают на рентабельность в 4 квартале отчетного и планового года.
    7. Расчет прибыли от продаж. Определяют валовую прибыль с учетом влияния рассмотренных факторов и прибыли в переходящих остатках готовой продукции и вычитают коммерческие и управленческие расходы, планируемые отдельно на основе смет.
    8. Определение прибыли по несравнимой товарной продукции. Эту прибыль находят прямым методом как разницу между ценой реализации предприятия и себестоимостью изделий. Если цены не установлены, прибыль исчисляют по среднему уровню рентабельности.
    9. Расчет общей прибыли от продаж. Суммируют прибыль от продаж сравнимой и несравнимой продукции.
    Для исчисления конечного финансового  результата, кроме прибыли от продаж, рассчитывают результаты от операционных и внереализационных доходов и расходов. 

    1.6. Планирование прибыли  методом совмещенного  расчета 

        В ряде случаев применяется метод совмещенного расчета прибыли. При его использовании применяются элементы первого и второго методов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого периода и себестоимость отчетного года определяются методом прямого счета, а воздействие на прибыль отдельных факторов с помощью аналитического метода.
        Исчисление оптимальной величины  прибыли является важнейшим элементом планирования предпринимательской деятельности на современном этапе хозяйствования.
        Для прогнозирования максимально возможной прибыли целесообразно применять различные методы ее определения.
        Кроме вышеназванных, существуют  методы финансового анализа, применяемые с целью оперативного и стратегического планирования. Например, операционный анализ, называемый также анализом «издержки-стоимость-объем-прибыль», который позволяет отслеживать и увязывать в единую систему финансовые результаты бизнеса, издержки и объемы производства.
        Ключевыми элементами операционного анализа служат:
    1)  производственный (операционный) рычаг;
    2)  порог рентабельности;
      запас финансовой прочности предприятия.
        Использование этих ключевых  элементов в системе операционного  анализа базируется, в частности,  на сопоставлении выручки от  реализации продукции с общей суммой затрат, подразделяемых на постоянные (условно-постоянные) и смешанные.
        Известно, смешанные затраты в  среднем составляют небольшой  удельный вес в структуре себестоимости,  что позволяет сосредоточить  внимание на постоянных и переменных расходах и выявить их влияние на величину прибыли. Дело в том, что прирост прибыли зависит от относительного изме6нения переменных или постоянных затрат.
        На использовании данного тезиса  базируются обоснования ряда  методик, позволяющих определить величину прибыли в плановом периоде.
        Часто используются методы, основанные  на «эффекте производственного  рычага», под которым в предпринимательской  терминологии экономически развитых стран, понимают такое явление, когда с изменением выручки от реализации продукции происходит более интенсивное изменение прибыли в ту или иную сторону.
        То есть чем выше удельный  вес постоянных затрат и соответственно  ниже удельный вес переменных  затрат при неизменной сумме  выручки от реализации, тем сильнее «эффект производственного рычага», - и наоборот.
        Когда же выручка от реализации  снижается, сила воздействия «рычага»  возрастает как при повышении, так и при понижении удельного веса постоянных затрат в общей их сумме, то есть каждый процент снижения выручки дает все больший и больший процент снижения прибыли, причем сила «рычага» возрастает быстрее, чем увеличиваются постоянные затраты.
        При возрастании выручки от  реализации, если порог рентабельности  пройден, сила воздействия рычага убывает: каждый процент прироста прибыли дает все меньший и меньший процент прибыли.
        Сила воздействия «производственного  рычага» в значительной степени  зависит от уровня фондоемкости, то есть чем больше основной капитал, тем больше постоянные затраты.
        Но при скачке постоянных затрат, диктуемом интересами дальнейшего  наращивания выручки предприятия, приходится проходить новый порог рентабельности.
        Порог рентабельности – это  такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю, то есть  

Прибыль = Валовая маржа  – Постоянные затраты = 0  

или, что  то же
Порог рентабельности = Постоянные затраты/Валовая  маржа в относительном выражении 

        Разница достигнутой фактической  выручкой от реализации и порогом  рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое положение предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидности средств, то есть 

Запас финансовой прочности =
= Выручка от реализации  – Порог рентабельности         

        Сила воздействия операционного  «рычага», как уже отмечалось, зависит  от относительной величины постоянных издержек.
        Так, для предприятий, отягощенных  производственными фондами, высокая  сила операционного «рычага»  представляет значительную опасность:  в условиях экономической нестабильности, падения платежеспособного спроса  и инфляции каждый процент снижения выручки оборачивается резким снижением прибыли и вхождением предприятия в зону убытков.
        Рассмотренные выше методы определения  прибыли создают возможность  при их применении планировать  на перспективу размеры прироста  прибыли, определять напревления ее максимизации и заблаговременно принимать меры по оптимизации структуры затрат в целях укрепления финансового положения предприятия и его дальнейшего эффективного развития.
 
 
 
 
1.7. Распределение прибыли 

        Распределение и использование прибыли является важным процессом, обеспечивающим как потребности развития предприятия, так и формирование доходов государственного бюджета.
        Механизм распределения прибыли  должен быть построен таким  образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.
        В зависимости от объективных  условий на различных этапах  развития украинской экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения прибыли – как до перехода к рыночным отношениям, так и условиях их развития – является обеспечение оптимального соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов.
        Предприятия имеют право использовать  полученную прибыль по своему  усмотрения, кроме той ее части, которая подлежит обязательному налогообложению и другим направлениям в соответствии с действующим законодательством. Следовательно, возникает объективная необходимость в оптимальной системе распределения прибыли, то есть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
        Экономически обоснованная система  распределении прибыли в первую  очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечивать финансовыми ресурсами потребности предприятия.
        Прибыль, остающаяся в распоряжении  предприятия, используется им  самостоятельно, государство не имеет права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли.
        Рыночные условия хозяйствования  определяют приоритетные направления  использования прибыли. Развитие  конкуренции вызывает необходимость  расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов. В соответствии с этим чистая прибыль направляется:
      на финансирование НИОКР;
      модернизацию производства;
      улучшение качества продукции;
      техническое перевооружение и реконструкцию производства.
        За счет чистой прибыли уплачиваются  некоторые виды налогов и сборов.
        Наряду с финансированием производственного  развития, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение потребительских нужд. Так, из прибыли выплачиваются единовременные пособия и вознаграждения; дивиденды по акциям и вкладам членов трудовых коллективов и т.д.
        Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только базой финансирования производственного и социального развития, но и является источником для уплаты различных штрафов и санкций, выплачиваемых предприятиями в случае нарушения действующего законодательства.
        В условиях рыночных отношений  у предприятий возникает необходимость  резервировать часть средств  в связи с проведением рисковых  операций. Поэтому предприятия вправе  создавать финансовый резерв, то  есть рисковый фонд.
        По мере развития предприятия, роста его доходности часть чистой прибыли может быть направлена на расширение спонсорской деятельности, благотворительные нужды.
        Итак, рост чистой прибыли, создающий  условия хозяйственного развития  предприятия, является важнейшим  фактором укрепления предпринимательской деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

    2.1. Понятие рентабельности

 
    Итоги работы компании во внешней торговле подлежат оценке за любой отчетный период. В связи с этим по данным учета и отчетности исчисляется система различных количественных и качественных показателей, призванная дать всестороннюю оценку деятельности компании. Показатели эффективности дают ориентировочную оценку выгодности экспортных и импортных операций.
    Одно  из его определений звучит так: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный), показатель экономической эффективности  производства на предприятиях. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль.
      Можно привести еще одно понятие  рентабельности: рентабельность –  показатель, представляющий собой  отношение прибыли к сумме  затрат на производство, денежным  вложениям в организацию коммерческих  операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.
      Разделяют рентабельность как  общую – процентное отношение  балансовой (общей) прибыли к среднегодовой  суммарной стоимости производственных  основных фондов и нормируемых  оборотных средств; и рентабельность расчетную – отношение расчетной прибыли к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды. Применяется также показатель уровня рентабельности к текущим затратам – отношение прибыли к себестоимости товарной или реализованной продукции.
      Каждое предприятие самостоятельно  осуществляет свою производственную  и хозяйственную деятельность  на принципах самоокупаемости  и прибыльности. Предприятие имеет  определенные расходы по изготовлению  продукции и ее реализации. Эти расходы представляют издержки производства данного предприятия (себестоимость), или индивидуальные издержки. Однако издержки отдельного продукта по предприятиям могут отклоняться от средних издержек по отрасли, которые принимаются за общественно необходимые затраты или стоимость, денежное выражение которых составляет цену продукта. Наличие индивидуальных издержек, порождает обособление другой части стоимости продукции – прибыль, а, следовательно, и относительного ее измерения – рентабельности.
      Однако абсолютная величина прибыли  не дает представления об уровне  и изменении эффективности производства  или торговли. Сумма прибыли может  увеличиваться, а эффективность  производства может оставаться  на прежнем уровне или даже  снизиться. Это происходит в том случае, если прирост прибыли получен за счет экстенсивных (количественных) факторов производства – увеличения численности работников, роста парка оборудования и т.д. Если же при росте численности работников их производительность осталась прежней или снизилась, то эффективность производства соответственно не изменяется или даже снижается. Основными отличительными признаками рентабельности в системе торговых и производственных отношений являются следующие:
    отношение прибыли к издержкам производства, характеризующие уровень прибыльности текущих затрат (на приобретение сырья, материалов, топлива, на амортизацию средств труда, расходы по управлению и обслуживанию производства и заработной плате работников);
    отношение прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов, характеризующие относительный размер возрастания авансированных затрат и дающее оценку экономической эффективности производственных фондов.
    Реальный  смысл имеют признаки рентабельности, которые характеризуют эффективность  затрат по прибыли, полученной после реализации.
    Распределительная функция рентабельности конкретно  проявляется в том, что ее величина является одним из основных критериев  для распределения части прибавочного продукта – прибыли.
    Если  предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность.
    Результативность  и экономическая целесообразность функционирования предприятия могут  оцениваться с помощью абсолютных и относительных показателей
    Абсолютные  показатели позволяют проанализировать динамику различных показателей  прибыли за ряд лет. При этом следует  отметить, что для получения более  объективных результатов следует  рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов.
    Относительные показатели меньше подвержены влиянию  инфляции т.к. представляют собой различные  соотношения прибыли и вложенного капитала, или прибыли и производственных затрат.
    По  абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный показатель – уровень рентабельности.
    Эти характеристики наиболее целесообразно  рассматривать относительно других временных периодов. Абсолютные цифры  сами по себе несут немного информации. Лишь зная динамику их изменения, можно  более достоверно судить о работе предприятия.
    В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций. 

    2.2. Показатели рентабельности 

    Показатели  рентабельности – это важнейшие  характеристики фактической среды  формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Различаются три вида рентабельности:
    рентабельность производства,
    рентабельность продукции (продаж),
    рентабельность капитала.
    Рентабельность  производства представляет собой отношение  прибыли к себестоимости продукции (издержкам).
    Рентабельность  продукции (продаж) выражается отношением прибыли к объему выручки от реализации. Она показывает, какую долю составляет прибыль в каждом рубле реализованной  продукции.
    Рентабельность  капитала определяется отношением прибыли  к объему применяемого капитала. Это основной параметр, интересующий собственника предприятия. Рентабельность капитала зависит от двух основных факторов – рентабельности продаж и скорости оборота капитала. Первый фактор определяется размером наценки, которая устанавливается продавцом. Она влияет на размер прибыли, получаемой при продаже каждой единицы товара. Ее увеличение повышает рентабельность продаж за счет роста цены. Второй фактор определяет, сколько раз за год обернется капитал, принося прибыль собственнику. Чем выше скорость оборота капитала, тем больше годовая масса прибыли. Повышение цены товара для роста рентабельности продукции одновременно является фактором снижения объема продаж, роста времени реализации, замедления скорости оборота капитала и, соответственно, снижения его рентабельности.
    К показателям, характеризующим результативность деятельности предприятия, относятся  также:
      производительность труда – количество продукции в натуральном или денежном выражении, выпущенной за определенный период времени (как правило, за год), приходящееся на одного работника.
      фондоотдача – годовой выпуск продукции в денежной форме, соотнесенный со стоимостью основного капитала (основных средств) предприятия. Обратный этому значению показатель – фондоемкость.
      материалоемкость – расход материала на единицу продукции или на рубль стоимости выпускаемой продукции.
    Выбор стратегии установления цены во многом определяется отраслевыми особенностями, типом сложившегося рынка, степенью его монополизации. В разных отраслях объективно складывается разная средняя скорость оборота капитала, разное соотношение основных и оборотных средств. Можно было бы предположить, что в отраслях с низкой скоростью оборота капитала, таких как судостроение, тяжелое машиностроение, доходность применения капитала будет более низкой, чем в отраслях с высокой оборачиваемостью активов, например в торговле, пищевой промышленности. Однако трудно представить, что предприниматели будут вкладывать капитал в отрасли, заведомо менее прибыльные, чем остальные. На практике в рыночной экономике действует механизм, определяющий тенденцию выравнивания уровня рентабельности капитала в разных отраслях, связанный с капиталистической конкуренцией.
     Многообразность вариантов решений, принимаемых  при определении прибыли, текущих издержек, авансированной стоимости для расчета рентабельности обусловливают наличие значительного количества ее показателей.
     Для расчета уровня доходности предприятия  все показатели рентабельности могут  быть объединены в следующие группы:
     1. Показатели, рассчитываемые для оценки доходности деятельности предприятия в целом. Методика их расчета основана на применении показателей прибыли предприятия или прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей реализованной продукции, себестоимости, величины акционерного капитала, вложенного капитала, собственного капитала, заемного капитала или совокупного капитала (в знаменателе).
     2. Показатели, рассчитываемые для  оценки доходности продукции, а также используемых ресурсов производства и затрат. Методика их расчета также базируется на применении показателей прибыли предприятия, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат - себестоимости, основных фондов, оборотных средств, оплаты труда, численности работников, производственных площадей и т. д.
     Наиболее  распространенными показателями в  практике отечественных предприятий являются:
     Рентабельность продукции - определяется как отношение прибыли предприятия (прибыли от реализации продукции или чистой прибыли) к себестоимости продукции (изготовленной, товарной или реализованной);
     Рентабельность изделия - определяется как отношение прибыли, закладываемой в цену изделия, к себестоимости изделия;
     Рентабельность оборота - рассчитывается как частное от деления величины чистой прибыли на объем реализованной продукции.
     Кроме того, предприятие может использовать и ряд других показателей рентабельности для характеристики уровня доходности своих активов, ресурсов и продукции.
     Рентабельность  производствапр) определяется по формуле: 

                                 Рпр  = (Пп/(ОПФ+НОС))*100%,                                   

     где Пп - прибыль предприятия, руб.;
          ОПФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;
           НОС - нормируемые оборотные средства, руб.
     Рентабельность  реализованной продукциип) определяется по формуле:
                                 Рп = (Пк.в/КВ)*100%,                                                                   

     где Пк.в - годовой прирост прибыли в результате реализации капитальных вложений;
             KB - капитальные вложения, руб.
     Рентабельность  оборота0) определяется по формуле: 

                                            Ро=(Пп/В)*100%,                                                

     где В - выручка от реализации продукции, руб.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.