На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное финансирование инновационных проектов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Инновационный менеджмент

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Тема 15. Система финансирования инноваций

 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

ВВЕДЕНИЕ    3 

1. ОЦЕНКА  СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ
     ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ    5 

    1.1.Факторы,  влияющие на инновационные процессы 
          развития муниципальных образований    5
    1.2. Роль  инновационного предпринимательства,  его правовое
          обеспечение в инвестиционной  политике городского хозяйства        10
    1.3. Зарубежный  опыт поддержки инновационной  деятельности             17
 
2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА          19 
    
    2.1. Классификация  инвестиций и инвесторов                     19
    2.2. Понятие  инвестиционного климата                        22
    2.3. Законодательные  условия инвестирования                      26
    2.4. Основные  направления сохранения и развития 
        российской  науки                         28 

3. РАЗРАБОТКА  МЕРОПРИЯТИЙ ПО 
    ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИЙ В ИННОВАЦИОННУЮ 
    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОРОДА                     33 

    3.1. Механизм  разработки комплексных муниципальных
           программ привлечения программ  привлечения инвестиций
           в деятельность города           33
    3.2. Изменение  системы управления           34
    3.3. Социально  – экономическая эффективность  предложенных 
            мероприятий           40 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           42 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ           44
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Развитие  рыночных отношений, приватизация государственной  и муниципальной собственности, разрушение командно-плановой экономики, сокращение объемов производства, рост числа неплатежеспособных предприятий и организаций изменили механизм управления научно-техническим прогрессом, повлияли на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведения (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организации и экономики в целом.
     В настоящее время Россия находится  в ситуации тяжелого финансового  кризиса,  главной причиной  которого стала проводившаяся в последние  годы экономическая политика – бюджетная политика правительства и денежно-кредитная и валютная политика Центрального банка.
     Инновационный процесс напрямую связан с финансированием, т.е. с привлечением инвестиционных средств в любой сфере деятельности.
       С экономической точки зрения  решения, принятые российским правительством и Центральным банком 17 августа 1998 года – об отказе от обслуживания государственного долга и 90-дневном моратории на обслуживание внешних кредиторов частными компаниями и банками, представляют собой не что иное, как конфискацию средств частных инвесторов, российских и зарубежных, совершенную в особо крупных размерах.
     Тема  достаточно актуальна, так как оценки современного состояния и структурных  изменений инновационного потенциала страны в целом, регионов и городов свидетельствуют об обвальном снижении инновационно-инвестиционной активности, что во многом обусловило углубление кризиса российской экономики.
     В решающей степени кризис инновационной  сферы был предопределен разрушительными  тенденциями в ее финансовом обеспечении. В 1992 г. расходы федерального бюджета на НИОКР были сокращены с 1,85 до 0, 94% ВВП. За годы реформирования (при практически полном отсутствии заказов от промышленности и оборонных отраслей)  произошло  двукратное падение доли финансирования науки с таким же уменьшением объемов самого ВВП. По этому критерию среди стран, входящих в ОЭСР, Россия занимает 20-е место, опережая только Мексику, Турцию, Грецию и Португалию. Недостаточный уровень финансирования вынудил научные организации свернуть многие материало- и энергоемкие эксперименты, определявшие приоритет отечественной науки [13].
     В курсовом проекте анализируется  современное состояние инвестиционной политики на примере финансирования инновационной деятельности города, проводится оценка правовой обеспеченности данной проблемы, исследование зарубежного опыта и разработка мер при решении проблемы финансирования различных нововведений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО   СОСТОЯНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ  ПРОЦЕССОВ В РОССИИ 

1.1. Факторы, влияющие  на инновационные процессы развития муниципальных образований 

       Анализ инновационной деятельности  промышленных предприятий разных форм собственности подтвердил общую тенденцию усиления рыночных требований к повышению конкурентноспособности отечественной продукции, особенно в отраслях, ориентированных на внешний рынок (топливной, металлургической, нефтехимической и др.).
     Внешними  факторами, влияющими на процесс введения инноваций, является неприемлемые условия кредитования и недостаток собственных финансовых средств, по мнению руководителей предприятий, сдерживают инновационную активность в этом направлении. Новые финансовые структуры (в первую очередь коммерческие банки), по существу, не вкладывают средства в реальный сектор экономики. Неустойчивая экономическая ситуация, налоговый пресс, высокие инфляционные ожидания, формирование высокодоходного фондового рынка, особенно государственных ценных бумаг, создали благоприятные условия для спекулятивных финансовых операций.
     В результате экономика страны, в частности  городских хозяйств,  распалась на два слабо связанных друг с другом сектора: высокорентабельное обращение и убыточное производство. Финансовая сфера перестала выполнять функцию обеспечения потребностей производственного процесса, его единства и  непрерывности, включая инновационную стадию. К тому же товарный оборот более чем наполовину обслуживается бартером и векселями. Отмеченные особенности поведения хозяйствующих субъектов наиболее остро проявляются в инновационной сфере, специфика которой, в частности, продолжительные сроки окупаемости инновационных проектов, повышает степень риска вложения финансовых средств.
     Вместе  с тем, хотя имеющиеся финансовые ресурсы ограничены, активизация инновационной деятельности, включая экстенсивные и интенсивные факторы ее развития, остается актуальной. Научно-технический прогресс нужно рассматривать как важнейшее средство достижения конечных результатов, обеспечивающее выход страны из кризиса, стабилизацию экономики и ее последующий рост. Поэтому, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, сегодня требуется активная государственная и муниципальная инновационная политика, основанная на жестком выборе целей, комплексном обосновании приоритетов в распределении ресурсов, новых методах ее реализации.
     Прежде  всего, необходим отбор приоритетных инноваций, оказывающих большое влияние на темпы и пропорции развития народного хозяйства. Именно такие инновации должны служить объектом государственного и муниципального протекционизма. Создаваемая в рамках этих приоритетов техника новых поколений призвана обеспечить конкурентноспособность отечественной продукции на мировом рынке, решение актуальных социальных и экологических проблем, качественно новый уровень ресурсосбережения и многократное повышение производительности труда.
     К внутренним дестабилизационным факторам следует отнести несоответствие сложившихся структур управления территориями и предприятиями рыночным условиям хозяйствования, отсутствие заинтересованности управленческого персонала в реализации новшеств, низкую конкурентноспособность продукции и услуг из-за монопольного положения отраслей городского хозяйства, устаревшую технологию производства, недостаток свободных средств и предприятий города.
       Одной их главных задач реформирования  инновационного потенциала является  выделение его выделение из стратегического ядра как гаранта сохранения отечественной научной школы на приоритетных направлениях научно- технического прогресса. Спасение науки может рассматриваться в социальном аспекте и в первую очередь с точки зрения обеспечения занятости невостребованных работников. По данным Госкомстата РФ, за последние годы численность занятого в науке и научном обслуживании населения сократилась. В 1992г. в научных организациях было занято 2307 тыс. чел., в 1993 г. – 2237 тыс. чел., в 1994 г. – 1833 тыс. чел., в 1995 г. – 1700 тыс. чел., в 1996 г. – 1630 тыс. чел., в 1997 г. – 1590 тыс. чел.,  в то время как в целом в экономике страны численность занятого населения уменьшилась на 8,5 %. За годы осуществления экономических реформ наблюдаются самые высокие темпы сокращения занятого в науке населения.
     Дальнейшее  развитие науки и техники должно идти по пути достижения наибольшей отдачи каждой единицы совокупных затрат труда, повышения эффективности научных  исследований, проектно-конструкторских  и опытных работ, сокращения времени прохождения научной идей по цепи «исследование - производство -  потребление».
     С учетом же реальной экономической ситуации в стране необходим селективный подход к определению объектов государственной поддержки. Таким образом, эта задача смыкается с проблемой выбора научно- технических приоритетов.
     Задачи  государственной  и муниципальной  инновационной политики следующие:
    Развитие направлений, в рамках которых создается техника новых
поколений, обеспечивающая в конечном итоге  статус России как ведущей технологической державы;
    Сохранение стратегического ядра инновационного потенциала на
базе  структур, работающих на приоритетных направлениях научно- технического прогресса;
         3. Содействие становлению и развитию  рыночных отношений в инновационной сфере, формированию конкурентной среды и малого
 инновационного  бизнеса.
     Финансовый  механизм реализации инновационной  политики города должен представлять собой систему ресурсного обеспечения  всего инновационного цикла, включая стадии разработки, промышленного производства и эксплуатационного применения инноваций на основе как прямого финансирования, так и использования методов косвенного регулирования, направленных на абсолютную и относительную экономию финансовых ресурсов у субъектов хозяйствования – участников инновационного процесса.
     Концепция финансового механизма  финансирования инноваций:
      Целевая ориентация на сочетание прямого госбюджетного
финансирования  инновационных программ и проектов с финансовой поддержкой отдельных научных организаций;
      Множественностью источников финансирования – бюджетное,
внебюджетное, средства финансово - промышленных групп, коммерческих банков, объединений, организаций и других хозяйствующих субъектов.
     Особое  значение в рамках такого механизма  приобретает усиление роли муниципального заказа как основного из главных  инструментов инновационной политики города, объектом финансирования должны стать муниципальные инновационные и научно – технические программы. Их основное содержание составляют отобранные по конкурсу проекты создания конкретных видов принципиально новой техники, технологий и материалов или достижение практических результатов в ходе комплексных теоретических и экспериментальных исследований.
     Предоставления  муниципального заказа на конкурсной основе с последующим заключением контракта на его выполнение обеспечит целевой характер и общее повышение эффективности финансовых ресурсов.  Этому же должна способствовать деятельность специальных бюджетных фондов, созданных для содействия реализации инициативных программ. Формами этой поддержки являются:
    гранты (средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом,
корпорацией, правительственным учреждением  или частным лицом)  некоммерческой организации или частному лицу для выполнения конкретной работы, в отличие от займа грант не нужно возвращать;
    субсидии на развитие материально-технической базы;
    пособия отдельным талантливым молодым ученым.
    В обобщенном виде система целевого распределения бюджетных
средств представлена на рис. 1.  



 


 
 

     
       
 
 

     Рис. 1 Система бюджетного финансирования инновационной сферы 

     Несмотря  на предпринимаемые усилия по развитию рыночных отношений в отечественной экономике, их слабое влияние на инновационную активность сохранится до того момента, когда начнут действовать внутренние мотивации к наращиванию выпуска высокоэффективной техники  и структурным изменениям производства, адекватным рыночному спросу.
     Вместе  с тем необходимо с короткие сроки  завершить создание организационно – правовой базы самого инновационного рынка, прежде всего в части защиты интеллектуальной собственности и формирования требуемой инфраструктуры,  включая:
    информационное обслуживание участников инновационного
процесса, в том числе держателей свободного капитала, авторов инноваций, менеджеров по организации инновационных проектов; 
    создание сети посредников по установлению горизонтальных
связей  между участниками всего жизненного цикла инноваций – от замысла  и его экспертизы до реализации инновационного продукта на базе специализированных коммерческих структур;
    развитие страхования инновационной деятельности, особенно в сфере
малого  бизнеса, а также образование  института "патентных поверенных" для охраны интеллектуальной собственности.
     Эффективное функционирование инновационного рынка предполагает обеспечение конкурентной среды и активное противодействие монополизму в науке. В данной связи заслуживают внимания такие меры, как ассоциативная организация современной инновационной деятельности, широкое применение гибких организационных структур, рациональное размещение и использование научно – технического потенциала в различных муниципальных образованиях [10, 11].  

1.2. Роль инновационного предпринимательства, его правовое обеспечение  в инвестиционной политике городского хозяйства
      
     Анализируя  факторы, влияющие на инновационный  процесс развития территорий и предприятий  городского хозяйства, можно отметить, что в структуре расходов на НИОКР  падает доля предпринимательского сектора  как источника финансирования. Только в 1994-1997 гг. она уменьшилась более чем на 4 пункта – с 19,9 до 15,3%. В странах с развитой рыночной экономикой роль частного бизнеса в финансовом обеспечении инновационной сферы намного больше. Показательно, что в России удельный вес бюджетных ассигнований составляет примерно 2/3 общих затрат на научные исследования и разработки, а в развитых странах – в среднем 40%.
     В связи с этим важная роль отводится  становлению малого инновационного бизнеса в деятельности всего городского хозяйства, который, как показал анализ зарубежного опыта, является серьезным фактором ускорения НТП благодаря созданию реальной конкуренции в инновационной сфере. Кроме того, развитие малых инновационных предприятий способствует эффективному использованию квалифицированных научно- технических кадров, неизбежно высвобождающих в процессе приватизации научных организаций и конверсии  городских предприятий ВПК, и также более полному задействованию научно – производственной инфраструктуры за счет коммерциализации законченных разработок,  аренды, лизинга и других рыночных инструментов.
     С развитием рыночных отношений складываются реальные условия для создания фондов рискового (венчурного) капитала как наиболее адекватного специфике инновационного предпринимательства.
     Потенциальными  инвесторами средств в учреждения венчурного финансирования могут стать субъекты коммерческой деятельности, которые имеют возможность вкладывать свободные средства на длительный срок, активно ищут способы защиты капиталов от инфляционных процессов и получения в перспективе высокой нормы прибыли.
     Ключевую  роль здесь должны сыграть инновационные  фонды, которые начиная с 1989 г. создаются при значительной государственной поддержке. В последние три года наблюдается устойчивый рост доли расходов Российского фонда технологического развития и отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов НИОКР в общих затратах на научные исследования и разработки. Объем средств, поступивших в указанные фонды в 1997 г., оценивается в 1,1 млрд. руб. (с учетом деноминации).
     Для обеспечения большей эффективности работы фондов требуются: усиление контроля за их деятельностью, что позволит им сконцентрироваться на поддержке инновационных процессов и исключит участие в торгово-посреднических и спекулятивных операциях; повышение роли объективной экспертизы и научной общественности при выборе объектов финансирования; отработка механизма возвратности средств, выделенных на реализацию проектов. Необходим также четкий нормативно-правовой порядок отчислений и консолидации средств в инновационные фонды.
     При остром дефиците собственных ресурсов у субъектов хозяйствования решающую роль в финансировании инновационной деятельности играют заемные средства, но их удельный вес незначителен и, например, в научно-технической сфере составляет около 7% общего объема финансирования НИОКР.
     Доля  инвестиций, направляемых коммерческими банками на инновации, не превышает 1-2%. Здесь требуются меры государственного и муниципального  воздействия, предусматривающие, с одной стороны, жесткую регламентацию и ужесточение контроля со стороны ЦБР за деятельностью банков, имеющих лицензии на обслуживание инновационных структур, а с другой - государственную поддержку в виде освобождения от налогообложения или льготного налогообложения доходов банков от кредитования инноваций, частичной компенсации рисковых инвестиций, предоставления государственных гарантий по стратегическим направлениям инновационной деятельности и др. Весьма актуальным представляется также создание специализированного инвестиционного банка инновационной сферы с контрольным пакетом акций, принадлежащим государству, и обязательным участием нескольких крупных научно-технических структур.
     Важнейшим источником средств для финансирования инновационной деятельности должен стать фондовый рынок. В рыночной экономике он является основным макроэкономическим инструментом формирования будущей структуры национального хозяйства на базе высокоэффективных нововведений. Поэтому нужно всемерно содействовать развитию сегмента фондового рынка, связанного с долгосрочными ценными бумагами (акциями, обязательствами, инвестиционными паями), и их эффективной торговле на вторичном рынке. Росту капитализации фондового рынка должны способствовать меры по усилению защищенности ценных бумаг за счет ужесточения порядка их эмиссии и обращения, широкого внедрения публичной отчетности, повышения ответственности эмитентов за предоставление недостоверной информации и т.д.
     Уменьшилось значение амортизационных отчислений как источника финансового обеспечения инноваций, направленных на обновление производственного аппарата и повышение технического уровня производства. В среднем по отраслям промышленности доля амортизации в капиталовложениях снизилась до 10-12%, тогда как в дореформенные годы этот показатель составлял 40%, что считалось недостаточным.
     Наряду  с переоценкой основных фондов необходимо более широко использовать методы ускоренной амортизации их активной части, ввести специальный режим хранения и расходования амортизационного фонда, индексирования амортизационных отчислений в соответствии с темпами инфляции. В обобщенном виде условия формирования инновационного рынка и схема его финансового обеспечения представлены на рис. 2.







 



 
 
 
 

Рис. 2. Условия формирования и финансовое обеспечение
инновационного  рынка
 

      Усиление роли государства в экономическом  регулировании инновационной деятельности тесно связано с переходом на новую систему налогообложения. Налоговая политика в инновационной сфере должна ориентировать участников инновационного процесса на проведение работ, реализующих приоритетные направления научно-технического прогресса, создание техники новых поколений, разрабатываемой в соответствии с государственным заказом.
     Для этих субъектов хозяйствования надо предусмотреть возможность освобождения от налогообложения части средств, имеющих целевое назначение, в том числе ассигнований на проведение поисковых и инициативных исследований, развитие опытно-экспериментальной базы, воспроизводство научно-интеллектуального потенциала и др. Кроме того, для них должны быть установлены пониженные ставки налогов на доход и используемые средства. Наряду с этим следует применять и меры экономического принуждения в виде различных санкций за несоблюдение контрактных обязательств, низкое качество научно-технической продукции, ее несоответствие требованиям экологии и др. Однако в каждом конкретном случае подбор экономических инструментов воздействия и границы их использования должны учитывать содержание задач и специфику объектов стимулирования.
     Формирование правовой среды инновационного предпринимательства является обязательным и непременным условием, обеспечивающим субъектам инновационного предпринимательства экономическую свободу. Формирование нормативной базы решает многие проблемы, стоящие на пути инновационного предпринимательства, начиная с момента регистрации субъектов инновационной деятельности, лицензирования, предмета их деятельности и заканчивая процедурами банкротства.
     Для правового обеспечения поддержки  малого предпринимательства имеют  значение различные Постановления Правительства РФ, нормативные документы Министерств и ведомств, законодательные акты муниципальных образований.
     Основы  законодательства России в инновационной  сфере заложены положением о государственной инновационной программе, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР  от 27 марта 1991 г. № 171.,  в соответствии с этим положением распоряжением Верховного Совета Российской Федерации от 30 апреля 1992 г. № 2.3 – Р-4 была утверждена инновационная программа «Новое поколение технологий и комплектов оборудования для реконструкции подземных инженерных сетей».  
     Патентный закон Российский Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3518-1 заложил основы законодательства России в сфере  охраны интеллектуальной собственности. Большое значение для создания условий, обеспечивающих сохранение научно – технического потенциала РФ, имел Указ Президента « О неотложных мерах по сохранению научно – технического потенциала РФ»  от 27 апреля 1992 г. № 426.
     Основное  место в системе правового  обеспечения предпринимательства занимает принятая в 1993 г. Конституция РФ.
     Большую роль для развития малого предпринимательства  в стране имеет постановления  Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 11 мая 1993 г. № 446, в котором были сформулированы основные элементы механизма поддержки малого предпринимательства. Особое значение для развития малого предпринимательства в стране имеет Указ Президента РФ «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношений бюджетов различных уровней» от 22 декабря 1993 г. № 2270, в котором предусмотрены налоговые льготы для субъектов малого предпринимательства. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 18 июня 1995 г. № 88-Ф3 определяет общие положения в области государственной поддержке и развития малого предпринимательства в РФ. Существенное место в развитии инновационного предпринимательства занимает постановление Правительства РФ «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов» от 19 августа 1994 г.  № 967, в котором  в целях создания условий для развития высокотехнологических отраслей экономики и внедрения прогрессивных машин и оборудования предприятиям предоставляется право применения механизма ускоренной амортизации активной части производственных   фондов.
     Значительную  роль в развитии инновационного предпринимательства  играет  также Указ Президента РФ «О частных инвестициях в РФ», который принят в целях привлечения  частных инвестиций, а также создание различных отраслевых, межотраслевых внебюджетных фондов научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ, призванных содействовать инновационным проектам. Средства этих фондов должны на договорной основе направляться на финансирование:
    научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по
созданию  новых видов наукоемких продукции, сырья и материалов;
    разработки новых и совершенствования применяемых технологий;
    мероприятий по повышению технического уровня продукции;
    работ по стандартизации, сертификации и лицензированию
продукции;
    работ в области охраны труда и техники безопасности;
    разработок нормативных и инструктивных материалов и других
научно- исследовательских и опытно –  конструкторских работ.
     Внебюджетные  фонды могут средства фондов размещать на депозитных счетах в банках, уплачивая в бюджет налог на полученный доход от суммы полученных депозитных процентов, а оставшуюся после уплаты налога часть на увеличение средств внебюджетного фонда.  Правительством РФ запрещено использовать средства внебюджетных фондов на осуществление коммерческих мероприятий. Ответственность за целевое использование средств внебюджетных фондов НИОКР возлагается на руководителей федеральных министерств, иных федеральных и муниципальных органов исполнительной власти и на руководителей объединений, в которых созданы внебюджетные средства [1, 5, 13, 14].
1.3. Зарубежный опыт  поддержки инновационной  деятельности 

       Особый интерес в этой области представляет опыт таких стран, как США, Японии, Великобритания, Канада, Франция, Израиль. Центральное место в этой системе занимает сфера НИОКР и внедрения новейших технологий на основе льготных кредитования и налогообложения, страхования и прямого финансирования венчурного предпринимательства. Для предоставления соответствующих льгот инновационным предприятиям создаются специальные институты: министерства и ведомства, научно-технические и технологические фонды, технопарковые структуры, коммерческие банки, страховые фонды и т.д. Деятельность их основана на законах о поддержке инновационного бизнеса, защите промышленной и интеллектуальной собственности. Поддержка осуществляется следующими методами государственного регулирования:
     Прямые – в административно-ведомственной и программно-целевой формах. Первая форма в виде прямого дотационного финансирования.
     В США в рамках введенной в 1992 г. программы помощи мелкому инновационному бизнесу 12 федеральных ведомств, имеющих более 100 млн. долл. на НИОКР, рассматривают предложения, поступающие от мелких предприятий, и выделяют средства мелким фирмам для разработки новых идей или продукции только в том случае, если в этом не принимает участие ни банковский,  ни венчурный капитал.
        Большое внимание уделяется развитию  передовых наукоемких производств в Канаде, предлагает финансирование в области информационных технологий, новых промышленных материалов и биотехнологии, за счет программы по микроэлектронике и разработке систем предприятиям возмещается до 50 % их затрат на НИОКР.
     Особое  место в системе прямых мер  воздействия государства на инновационный бизнес занимает стимулирование развития технопарковых структур (своеобразных «инкубаторов» малого инновационного бизнеса). Их главная задача – оказание разнообразных услуг и создание наиболее благоприятных для инновационных предприятий условий. Это достигается путем объединения усилий высших учебных заведений, научно-исследовательских центров и новых наукоемких предприятий. «Инкубаторы» создают необходимую инфраструктуру для нормальной жизнедеятельности малых инновационных предприятий. Как правило, подобные предприятия ориентированны на удовлетворение потребности крупных городов и создаются вокруг них. Очень часто региональная направленность деятельности технопарковых структур успешно сочетается с отраслевой.
     Многие  подобные комплексы возникли вокруг крупных университетов и научных центров и возглавляются ими. Новые предприятия часто создаются самими учеными и специалистами при помощи и участии университетов, местных органов власти, финансовых учреждений, торгово – промышленных палат и частного бизнеса. На предприятиях, успешно действующих в рамках таких комплексов, период внедрения новшеств сокращается в 2-3 раза по сравнению со средним сроком.
     Косвенные меры государственной поддержки направлены, с одной стороны, на стимулирование непосредственно инновационных процессов, а с другой – на создание благоприятного экономического климата для новаторской деятельности. К таким мерам относятся налоговые и кредитные льготы по научным исследованиям, НИОКР, разработке и внедрению инноваций. Льготные кредиты предоставляются обычно на 10-15 лет на более выгодных по сравнению с другими видами кредитования по величине процента и порядку погашения.
     Значительную  положительную роль в поддержке  инновационной деятельности имеют налоговые льготы на прибыль. Например, во Франции с 1979 г. существуют специальные премии за нововведения, в целом составляющие 25% суммы затрат на НИОКР, также исследовательский налоговый кредит (налоговая скидка, равная приросту расходов на НИОКР в текущем периоде по сравнению с базисным) [9, 11].
 

2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО  ИНВЕСТИЦИОННОГО  КЛИМАТА  

2.1. Классификация инвестиций  и инвесторов 

     Наиболее  общие правовые, экономические и  социальные условия инвестиционной деятельности на территории РФ определяет Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР". В качестве инвестиций, согласно этому закону, могут выступать материальные и нематериальные средства и другие ценности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта,  в том числе:
      денежные средства;
      целевые банковские вклады;
      паи, акции и другие ценные бумаги;
      технологии;
      машины, оборудование;
      лицензии, в том числе и на товарные знаки;
      кредиты;
      любое другое имущество или имущественные права;
      интеллектуальные ценности;
     Целевые ориентиры участников инвестирования.
       С понятием "инвестиции" связано  представление об использовании финансовых и иных средств для достижения целей привлечения инвестиций в инновационную деятельность города, в том числе:
      прибыль;
      амортизационные отчисления;
      денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц;
      страховые возмещения от аварий, стихийных бедствий и другие;
      банковские и бюджетные кредиты;
      облигационные займы;
      средства от продажи акций;
      паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц;
      денежные средства, централизуемые объединениями (союзами) предприятий;
      бюджетные инвестиционные ассигнования;
      внебюджетные фонды;
      иностранные инвестиции.
       Когда речь идет о финансировании  инновационных проектов, возникает представление о взносе финансовых средств или о формировании капитала. Этот капитал показывает, какая часть капитала предприятия, собственника, долевого участника в качестве собственного капитала и какая часть капитала от банков и других кредиторов (например, поставщиков) в качестве заемного капитала предоставлена в распоряжение команды разработчиков. Под финансированием, следовательно, понимается предоставление капитала для формирования имущества, формирования финансовых средств, а под инвестициями - их использование.
     В инвестиционно-инновационном процессе могут принимать участие различные  субъекты: граждане, юридические лица, организации, муниципальные образования, регионы государства. Мотивы их участия в инвестиционной деятельности, интересы, которые они отстаивают, цели, которых хотят достичь, весьма разнообразны. Их устремления могут не только совпадать, но и существенно отличаться, быть противоречивыми или конфликтными. Они зависят от функциональной роли субъекта в инвестиционном процессе, его статуса, стратегии развития, характера инвестиционного проекта, объекта инвестирования, инвестиционного климата и многих других факторов. Например, инвестор, вкладывающий собственные средства в инвестиционный бизнес-проект, желает его завершения в сжатые сроки, с требуемым качеством, за приемлемую цену и с минимальным риском для вложенного капитала.
     Исполнитель проекта или субподрядчик, наоборот, может быть заинтересован в том, чтобы подороже продать свои услуги или подольше "осваивать" средства инвестора. Хотя термин "субъект" охватывает различные категории участников инвестиционной деятельности, решения, в том числе инвестиционные, принимают на разных уровнях управления конкретные люди: частные лица, менеджеры, руководители, предприниматели, руководители муниципальных образований  и т. д.
     Целевые представления и ожидания людей  различного профессионального и социального статуса относительно результатов инвестиций существенно отличаются. Укрупненная классификация целевых предпочтений различных категорий лиц (субъектов), заинтересованных в результатах инвестиционно-инновационного проекта, приведена на рис. 3. 





     
     
     

Рис. 3  Классификация целевых  предпочтений различных
категорий лиц 

 

    2.2. Понятие инвестиционного  климата 

     Для анализа условий рационального использования инвестиций в экономической науке и практике применяется категория инвестиционного климата. Это обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных предпосылок, предопределяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему (экономику страны, региона, муниципальных образований).
     На  рисунке 4 показаны составляющие инвестиционного  климата и под влиянием каких  факторов он формируется.
     Инвестиционный  климат любой хозяйственной системы  характеризуется чрезвычайным динамизмом и постоянно меняется в лучшую или худшую сторону. Это особенно справедливо применительно к современным российским условиями. Поэтому актуальна задача мониторинга инвестиционного климата.
       Одним из вариантов подобного  мониторинга для России представляется  следующий вариант, он позволяет:
     - учесть сходство инвестиционных  условий в пределах межрегиональных образований и различия, а также специфику разных зон;
     - облегчить развитие системы мониторинга,  поскольку он учитывает возрастающую роль субъектов Федерации в инвестиционной политике страны;
     - уменьшить субъективизм при анализе  инвестиционного климата в хозяйственных системах разного уровня;
     - упростить управление системой мониторинга, сбор, обработку и передачу информации и подготовить конкретные рекомендации по улучшению инвестиционного климата на всех уровнях экономики России.
     Наиболее  обоснованный вариант механизма  организации и функционирования подобной системы мониторинга предложен экономистами ИЭ РАН, но его необходимо дополнить включением федерального и внутриобластных уровней.
     
 







 




 
 

 

 

 


 

 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 

Рис. 4 Структура инвестиционного климата и факторы его формирования 

 

      С учетом зарубежного и отечественного опыта была разработана методика составления комплексного рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов и муниципальных образований. Результаты исследования опубликованы в журнале "Эксперт" в 1996-1998 гг. В отличие от всех предыдущих исследований оценка инвестиционного климата осуществлялась для каждого из 89 субъектов Федерации. Впервые проведен анализ общедоступных региональных законодательных актов.
     В первых  двух оценках (1996 и 1997 гг.) инвестиционный климат региона и муниципальных образований рассматривался как комплексная система, состоящая из трех важнейших подсистем:
     - инвестиционного потенциала - совокупности имеющихся в регионе и муниципальных образований факторов производства и сфер приложения капитала;
     - инвестиционного риска - совокупности переменных факторов риска инвестирования;               
     - законодательных  условий - правовой системы, обеспечивающей стабильность деятельности инвестора.
     Бурный  рост в 1997-1998 гг. законодательной активности повсеместно избранных региональных и муниципальных властей значительно сблизил законодательные условия инвестирования в регионах и муниципальных образований, что позволило в рейтинге 1997-1998 гг. учитывать этот фактор в качестве одной из составляющих инвестиционного риска. К тому же введение понятия законодательного риска соответствует принципам международных оценок инвестиционного климата.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.