На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Направления и способы совершенствования государственной политики в области стимулирования иностранных инвестиций

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       СОДЕРЖАНИЕ 

       Введение 3
       1. Иностранные инвестиции, их виды, формы и роль в развитии национальной экономики 5
       1.1. Инвестиционный рост национальной экономики 8
       2. Методы и формы регулирования иностранных инвестиций 11
       3. Направления и способы совершенствования государственной политики в области стимулирования иностранных инвестиций 14
       3.1. Инвестиционный климат. Привлечение прямых иностранных инвестиций 18
       Заключение 25
       ЛИТЕРАТУРА 27
       ПРИЛОЖЕНИЕ 1 28
       ПРИЛОЖЕНИЕ 2 29
       Введение 

       Иностранные инвестиции можно определить как  все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вывезенных с территории одного государства и вложенных  на территории другого, для ведения  в последнем на свои риск предпринимательской  или иной деятельности в целях  получения дохода или иного социального  эффекта от совместного использования  сторонами вложенного капитала.
       По  своим характеру и формам заграничные  капиталовложения могут быть различными.
       По  источникам происхождения можно  выделить следующие виды иностранных  инвестиций: государственные и частные  инвестиции.
       Государственные инвестиции (в международной практике называют еще официальными)- это  средства из госбюджета, которые направляются за рубеж или принимаются оттуда по решению либо непосредственно  правительств, либо межправительственных организаций. Это государственные  займы, ссуды, гранты (дары), помощь, международное  перемещение которых определяется межправительственными соглашениями. Сюда же относятся кредиты и иные средства международных организаций (к примеру, кредиты МВФ). В этом случае речь идет об отношениях между  государствами, которые регулируются международными договорами и к которым  применяются нормы международного права. Возможны и диагональные отношения, когда консорциум (группа) частных  банков предоставляет инвестиции государству  как таковому.
       Под частными инвестициями понимаются инвестиции, которые предоставляют частные  фирмы, компании или граждане одной  страны соответствующим субъектам  другой страны. Инвестиционные отношения  настолько сложны и многообразны, что нередко отношения между  государствами тесно связаны  с отношениями между частными лицами.
       По  характеру использования зарубежные капиталовложения бывают ссудными и  предпринимательскими.
       Ссудные инвестиции означают предоставление средств  взаймы ради получения прибыли в  форме процента. В этой сфере довольно активно выступают капиталы из государственных  и вложения из частных источников.
       Предпринимательскими  инвестиции прямо или косвенно вкладываются в производство и связаны с  получением того или иного объема прав на получение прибыли в форме дивиденда. Чаще всего речь идет здесь о вложениях частного капитала.
       По  целям предпринимательские капиталовложения делятся на прямые и портфельные.
       Под инвестиционной деятельностью понимаются действия юридического лица или физического  лица, или государства (административно- территориальной единицы государства) по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному  использованию для получения  прибыли достижения иного значимого  результата.
       Инвесторы в целях определения особенностей регулирования их деятельности рассматриваются  как национальные либо иностранные  инвесторы.
       Иностранными  инвесторами в Республике Беларусь признаются:
       -иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;
       -международные организации;
       -иностранные юридические лица;
       -иностранные граждане;
       -физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.
       Целью данной работы является исследование инвестиционного рынка республики Беларусь, его сравнение с опытом зарубежных стран.
       Задачи  управляемой самостоятельной работы:
    дать определение понятию инвестиции;
    выяснить, какова роль инвестиций в экономике;
    исследовать ситуацию с инвестициями в РБ и сделать выводы.
       Объект – привлечение иностранных инвестиций.
       Предмет – механизм государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций.
1. Иностранные инвестиции, их виды, формы и роль в развитии национальной экономики
       Иностранные инвестицииэто вложения иностранными юридическими и физическими лицами финансовых и материальных средств в различные объекты с целью получения прибыли или достижения социального эффекта. В соответствии с действующим законодательством объектами иностранных инвестиций могут быть предприятия и организации, которые занимаются деятельностью, не запрещенной в республике; строения и имущество белорусских юридических и физических лиц; банковские вклады, акции и другие ценные бумаги; научно-техническая продукция; природные ресурсы и др.
       Субъектами  иностранных инвестиций могут быть иностранные государства, международные организации, иностранные юридические и физические лица. Иностранные инвестиции на территории Республики Беларусь регулируются путем регистрации субъектов, лицензирования и квотирования внешнеэкономических операций, таможенным режимом.
       Иностранные инвестиции необходимы в тех отраслях экономики, где нужны значительные средства для вывода их из кризиса, уменьшения социальных противоречий в обществе. Такими отраслями для нашей страны являются производство продовольствия, товаров повседневного спроса, медикаментов и др. В большинстве развивающихся стран, странах СНГ в реконструкции и модернизации нуждаются практически все предприятия агропромышленного комплекса, топливно-энергетические отрасли, лесное хозяйство.
       Юридические и физические лица Республики Беларусь имеют право на осуществление инвестиционной деятельности за пределами Республики Беларусь в следующих формах:
    создание юридических лиц, в том числе банков и небанковских кредитно-финансовых организаций с участием инвестиций юридических и физических лиц Республики Беларусь, а также филиалов (представительств) банков Республики Беларусь;
    приобретение имущества или имущественных прав, а именно: недвижимости, доли в уставном фонде юридических лиц иностранных государств, ценных бумаг, в любых других формах, не противоречащих законодательству иностранных государств и соответствующих международным договорам Республики Беларусь.
       Иностранные инвестиции целесообразны в любой  стране с рыночной экономикой. Особенно необходимы они развивающимся странам, вступившим на путь рыночных реформ и испытывающим недостаток инвестиционных ресурсов (как, например, Республика Беларусь).
       Используя передовые зарубежные технологии, научно-исследовательские разработки, современное оборудование, прогрессивный опыт ведения бизнеса, принимающая страна может модернизировать действующие предприятия, создавать новые перспективные производства, выпускать конкурентоспособную продукцию и постепенно интегрироваться в мировую экономику. Иностранные инвестиции способны оказать положительное влияние на совершенствование структуры национальной экономики, рост эффективности производства, проведение рыночных преобразований.
       Иностранные инвестиции могут стать катализатором  ускоренного экономического и социального развития страны-реципиента. Мировой опыт свидетельствует о том, что практически все страны, достигшие значительного экономического роста в последнее десятилетие, активно привлекают иностранный капитал (Китай, Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Венгрия, Польша, Чехия и др.). Неоспорим вклад иностранного капитала в достижение высоких уровней экономического развития таких стран, как США, Франция, Германия, Италия, Швейцария и др.
       В силу вышеизложенного привлечение  иностранных инвестиций определено в качестве важнейшего направления инвестиционной политики нашего государства. Потребность белорусской экономики в иностранных инвестициях на период до 2010 г. оценивается в 13 млрд дол. США (36 % общего объема инвестиций).
       Чрезвычайно важным фактором, способствующим притоку иностранного капитала в Республику Беларусь, станет ее вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО).
       Существует  много видов инвестиций, мы определим лишь некоторые из них. Как правило, разделяют инвестиции на портфельные - инвестиции в ценные бумаги, и инвестиции в реальные активы - инвестиции в физические активы. Инвестиции в реальные активы можно классифицировать с позиции, какую из стоящих перед фирмой задач необходимо решить с их помощью:
       1. Инвестиции в повышение эффективности.  Они служат для снижения затрат  предприятия за счет замены  оборудования, обучения персонала или перемещения производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства;
       2. Инвестиции в расширение производства  служат для расширения возможностей  выпуска товаров для ранее  сформировавшихся рынков в рамках  уже существующих производств;
       3. Инвестиции в создание новых  производств. Данная группа инвестиций  обеспечивает создание новых  предприятий, которые будут выпускать  новые товары;
       4. Инвестиции ради удовлетворения  требований государственных органов  управления. Они необходимы для  случая, когда предприятие должно  удовлетворять требования властей  в части экологических стандартов, либо безопасности продукции,  либо иных условий деятельности. Основной причиной для введения  такой классификации является  различный уровень риска, с  которым они сопряжены. Чем  выше доля сберегаемых средств,  тем выше темп прироста экономики.  Таким образом, наименее рисковыми  являются инвестиции для удовлетворения  требований государственных органов  управления и инвестиции в  повышение эффективности. 
       Существует  еще несколько классификаций  инвестиций, с целью учета, анализа  и планирования. Инвестиции могут  быть как краткосрочными, так и  долгосрочными, краткосрочные - если период инвестирования не больше 1 года, долгосрочные - если период окупаемости составляет больше 1 года. Валовые инвестиции - это общий объем инвестированных  средств в определенном периоде, направленный на новое строительство, приобретение средств производства и на прирост товароматериальных запасов. Чистые инвестиции - объем  валовых инвестиций, уменьшенных  на сумму амортизационных отчислений в определенном периоде. По характеру  участия различают прямые и непрямые инвестиции. Прямые - осуществляются при  непосредственном участии инвестора  в выборе проектов инвестирования и  вложении средств. Непрямые - при опосредуемом участии инвестора другими лицами.
       По  формам собственности:
    Частные.
    Государственные.
    Иностранные.
    Совместные
       По  региональному признаку: 
    Инвестиции внутри страны.
    Инвестиции за рубежом
       Иностранный капитал поступает в Республику Беларусь в форме частных инвестиций (прямых и портфельных), а также в форме кредитов и займов. Последние предоставляются как международными финансово-кредитными организациями, так и отдельными странами и банками.
       Для Беларуси, как страны с переходной экономикой, в настоящее время наиболее выгодны прямые инвестиции. В перспективе же, по мере стабилизации и роста экономики, важным источником привлечения иностранного капитала в реальный сектор может стать фондовый рынок, как это сложилось в промышленно развитых странах.
       Прямые  инвестиции осуществляются в основном путем образования совместных и  иностранных предприятий. По определению Международного валютного фонда, иностранные инвестиции считаются прямыми в случае, когда иностранный инвестор владеет не менее 25% акций предприятия или их контрольным пакетом, величина которого может колебаться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров. Осуществляя прямые инвестиции, иностранный инвестор обычно ставит целью получение контроля над деятельностью предприятия.
       Прямые  инвестиции являются, как правило, долгосрочными вложениями и служат важным источником обновления производственных мощностей предприятий, обеспечивают создание высокотехнологических производств, новых рабочих мест, рост экспорта белорусских товаров. К тому же прямые инвестиции не увеличивают внешний долг правительства. Более того, они способствуют зарабатыванию валюты для погашения долга. Важным моментом является и то, что при прямом инвестировании, как правило, не выдвигаются политико-экономические требования к правительству принимающей страны. Международный валютный фонд, например, при выдаче кредита ставит достаточно жесткие условия перед странами-заемщиками.

1.1. Инвестиционный рост национальной экономики

       Инвестиции  в экономику Беларуси составляют значительную долю в ВВП. Однако сравнение темпов их роста и увеличения расходов на конечное потребление показывает, что доля накопления основного капитала значительно отстает от потребления ВВП. Это нормально для зрелой рыночной экономики, однако представляется чрезмерным при реализации стратегии высоких темпов экономического роста. При прочих равных условиях в экономиках других государств это означает замедление инвестиционной активности.
       Объем инвестиций в основной капитал начиная  с 1992г. катастрофически падал (в 1995г. он составил к уровню 1990г. лишь 39%). С 1997г. инвестиционная и строительная деятельность в государстве активизировалась. В 2007г. объем инвестиций в основной капитал вырос в 3,7 раза к уровню 1995г. и в 2,6 раза к уровню 2000г.
       В 1995-2000гг. рост валового накопления равнялся в среднем за год 19,4%, а расходы на конечное потребление - 26,6%, в 2001-2005гг. - соответственно 31,7 и 32,6%. Для преодоления дефицита инвестиций потребовалось сокращение расходов на конечное потребление, в том числе расходов государственного бюджета. В 2007г. использование ВВП на конечное потребление увеличилось по отношению к 2005г. на 21,3%, а валовое накопление основного капитала - на 57,9%.
        Актуальность и острота проблемы инвестиций для Беларуси с каждым годом возрастает. Увеличение объема инвестиций в основной капитал является важным резервом экономического роста государства. Ведь без вложений в необходимых объемах средств в воспроизводственный процесс не создать новых эффективных рабочих мест, не добиться стабильного и долговременного экономического роста, заметного повышения жизненного уровня народа. Создание более благоприятного инвестиционного климата и участие иностранных инвесторов в строительстве новых предприятий, реконструкции и обновлении технологий, в приватизации белорусских субъектов хозяйствования обеспечат условия для притока в страну основного капитала.
        Одной из основных задач социально-экономического развития является создание действенного механизма инвестирования экономики, прежде всего на основе стимулирования высокоэффективных вложений, обеспечения условий для привлечения частного капитала, а также предотвращения утечки капитала за границу.
       По  уровню пороговых значений экономической  безопасности, установленному НАН Беларуси, доля инвестиций в основной капитал должна быть не менее 20% от ВВП. В 1990г. этот уровень составлял 21,5%, затем пошло снижение удельного веса инвестиций в ВВП и в среднем он составил в 1995-2003гг. 18,6%, в 2006г. — 21,6%, в 2005г. - 23,2%, в 2006г. - 25,7%, в 2007г. - 26,3% (см. приложение 1).
       Экономическая эффективность инвестиций зависит  от источника затрат, направления их использования (расширение, реконструкция существующих фондов, новое строительство), технического уровня реконструируемых или вновь создаваемых основных фондов, от назначения или использования последних. Основными источниками увеличения объемов вложений по-прежнему остаются внутренние инвестиции - 24481,9 млрд руб. Их доля в общем объеме инвестиций республики в 2007г. составила 97% (в 2006г. - 97,4%). Собственные средства юридических лиц оцениваются на уровне 10440 млрд руб., рост к 2006г. на 8,1%.
       Кредитная поддержка банками инвестиционной деятельности предприятий и населения составила 4922 млрд руб., или 19,5% в структуре инвестиций в основной капитал и увеличилась по сравнению с 2006г. на 0,6 п.п. Привлечено собственных средств населения в 2007г. на сумму 1975 млрд руб., или на 0,6% больше, чем в 2006г.
        Участие консолидированного бюджета  в финансировании инвестиционной деятельности сохранилось в 2007г. на уровне 2006г. (см. приложение 2). 

2. Методы и формы регулирования иностранных инвестиций
       Еще один путь активизации инвестиционной деятельности привлечение иностранного капитала, который пока не превратился в фактор макроэкономического значения. Так, удельный вес иностранных инвестиций в общем объеме долгосрочных капиталовложений остается незначительным (по разным оценкам, от 5 до 10%). Доля продукции, выпускаемой на предприятиях с участием иностранного капитала, в общем объеме промышленного производства и того меньше около 5%. На иностранные предприятия и предприятия смешанной собственности с участием белорусского и иностранного капитала вообще приходится порядка 1% основного капитала. Однако важны не только масштабы, но и эффективность использования иностранных инвестиций, их влияние на перспективы развития белорусской экономики.
       Между интересами экспортеров и импортеров капитала существуют объективные противоречия, которые в условиях экономического неравенства партнеров ставят более сильную сторону (как правило, экспортера капитала) в предпочтительное положение при выборе условий инвестирования. Применительно к Беларуси это привело к тому, что импортируемый иностранный капитал слабо «работает» на социально-экономическую стабилизацию в стране.
       Между тем мировой опыт доказывает, что  позитивное воздействие импорта  капитала на экономику принимающей страны достигается лишь в том случае, когда государство импортер проводит активную политику, в частности, соизмеряет потенциальную выгоду для решения национальных хозяйственных и политических задач с возможной угрозой суверенитету и независимости в случае бесконтрольного допуска иностранных инвесторов. В результате иностранные инвестиций допускаются в те отрасли и в том количестве, которые отвечают долговременным интересам страны. К сожалению, при разработке государственных мер по привлечению иностранных инвестиций в экономику Беларуси преобладает односторонний подход, исходящий из предположения об исключительно позитивном воздействии иностранного капитала.
       Иностранные фирмы инвесторы заинтересованы, например, в получении из Беларуси продукции экологически «грязных» производств. Вкладывая средства в белорусскую экономику, они навязывают такие схемы финансирования инвестиционных проектов, которые стимулируют их собственных товаропроизводителей. В результате большая часть иностранного капитала привлекается в Беларусь в самых невыгодных формах, например, в виде связанных кредитов.
       Получили  распространение кредитно-бартерные  сделки, в соответствии с условиями которых оборудование, необходимое для реализации проекта, закупается за счет кредита в стране, предоставляющей этот кредит, а 70-80% конкурентоспособной продукции, которая будет произведена на этом оборудовании, продается в качестве уплаты по кредиту. В результате отечественные предприятия сворачивают производство, а импорт аналогичного оборудования растет.
       Отвергая  возможность угрозы национальной безопасности, сторонники такого подхода часто  ссылаются на опыт США, на долю которых  приходится свыше 1/5 мировых иностранных инвестиций, что эквивалентно 7% валового внутреннего продукта этой страны. Попытаемся разобраться, что же скрывается за приведенными цифрами.
       На  протяжении многих десятилетий в  США действует отлаженная система  государственного регулирования в  сфере прямых иностранных инвестиций на двух уровнях: федеральном и местном. Наиболее важным направлением федерального регулирования является защита интересов национальной безопасности. При этом с конца 80-ых годов здесь безопасность страны все в большей степени связывается не с военным фактором, а состоянием национальной экономики, с поддержанием и усилением конкурентоспособности США в мире. Организационной структурой, обеспечивающей контроль над инвестиционными потоками, является Комитет по иностранным инвестициям. В законодательство США была введена поправка, в соответствии с которой президент США наделяется полномочиями блокировать или приостанавливать процессы слияния или приобретения американских фирм, связанные с установлением контроля иностранной стороны.
       Федеральные законы США ограничивают или запрещают  иностранное участие и в ряде секторов экономики: прибрежное судоходство, внутренняя авиация, строительство  гидроэлектростанций, добыча полезных ископаемых на федеральных землях, банковское дело, средства массовой информации, ядерная энергетика.
       Важным  направлением федерального регулирования  иностранного инвестирования является и защита технологической базы США. Она осуществляется через механизм выдачи лицензий на передачу технической информации иностранной стороне. Лицензии могут быть аннулированы исходя из внешнеполитических соображений или в целях защиты интересов национальной безопасности. Для иностранных фирм осложнено получение «сертификата надежности», обязательного для работы по контрактам, содержащим секретную информацию.
       Таким образом, даже в стране, располагающей  самым мощным экономическим потенциалом, существует развитая и весьма жесткая система контроля над инвестиционными потоками с целью предотвратить потерю контроля над экономикой, следовательно, и угрозу национальной безопасности.
       Хотелось  бы еще раз подчеркнуть, что спад инвестиций является важнейшим индикатором вхождения экономики любой страны в состояние кризиса, а оживление инвестиционной активности непременным условием выхода на устойчивую траекторию экономического роста. Как мировой опыт, так и белорусская действительность свидетельствуют, что без активизации роли государства в инвестиционном процессе путем его прямого и косвенного регулирования преодоление депрессивного состояния экономики, восстановление и рост экономического потенциала Беларуси невозможны.
3. Направления и способы совершенствования государственной политики в области стимулирования иностранных инвестиций
       Достижение  целей программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010гг. невозможно без существенной активизации инвестиционных процессов в стране. Несмотря на то, что в последние годы динамика капиталовложений в республике была достаточно высокой, по итогам I квартала 2008 г. было отмечено ее резкое снижение, что неизбежно подталкивает к поиску новых источников и методов инвестирования. В данной связи все большее внимание уделяется иностранным инвестициям, которые считаются наиболее капиталоемкими и технологически прогрессивными. Однако, прежде чем делать предположения о возможной роли иностранных инвестиций в экономическом развитии Беларуси, представляется необходимым обратиться к опыту других постсоциалистических стран, как наиболее соответствующему современным белорусским социально-экономическим условиям.
       Стратегическая цель инвестиционной политики нашей страны состоит как в привлечении инвестиций и направлении их на реализацию приоритетов социально-экономического развития и решение экологических проблем в стране, так и в форме развития политики экспорта капитала на основе использования конкурентных преимуществ других стран, путем создания ТНК, ФПГ и других горизонтально-интегрированных (кластерных) структур. На первом этапе (2006–2010 гг.) инвестиционная политика будет осуществляться на основе Национальной программы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 г. и в соответствии с государственными инвестиционными программами, проектами привлечения иностранных инвестиций для развития малого и среднего бизнеса, а также с учетом программ, реализуемых в инвестиционной сфере международными фондами и организациями.
         Для выполнения предусмотренных программными документами объемов инвестиций целесообразно осуществить реализацию следующих мероприятий: обеспечить реальные и действенные гарантии целевого использования на инвестиции средств, полученных от продажи государственного имущества частным инвесторам и направления их, прежде всего, на финансирование проектов, основанных на высоких технологиях; разработать концепцию финансово-промышленных групп, включающих предприятия, банки, торговые дома и торгово-сбытовую инфраструктуру, сеть финансовых посредников (страховые, пенсионные фонды) и обеспечить формирование надлежащих институционально-правовых условий организации финансовых холдингов в Республике Беларусь; обеспечить государственную поддержку приоритетных инвестиционных проектов; заработать необходимый пакет мер по учреждению в республике венчурных фондов; создать необходимые условия по мере роста доходов населения и укрепления финансов предприятий для формирования долгосрочных целевых накоплений в инвестиционных, жилищно-строительных, страховых, пенсионных фондах. Развитие правовых основ рыночной экономики, совершенствование практики их применения при общем улучшении макроэкономических условий будут способствовать мобилизации внутренних сбережений, притоку иностранного капитала, в том числе вывезенного из страны. В этот период следует принять меры, способные обеспечить поддержку высокого уровня инвестиций, которые позволили бы провести модернизацию и реструктуризацию отечественной промышленности, ввести в оборот качественно новое оборудование, с использованием новейших технологий, повысить конкурентоспособность отечественных товаров и экономики в целом.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.