На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Человек, его права и свободы - высшая ценность

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 22.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание  
Введение 3
1. Общая  характеристика прав человека  и гражданина и становления конституционно-правового института прав человека и гражданина 7
   1.1. История развития прав человека и гражданина 7
   1.2. Права человека и права гражданина: соотношение и взаимосвязь 11
2. Классификация  прав и свобод человека и  гражданина. Защиты прав и свобод 25
   2.1. Основные и иные права человека  и гражданина 25
   2.2. Система механизмов обеспечения  и защиты прав и свобод человека  и гражданина  27
   2.3. Международная защита прав и свобод человека и гражданина 29
3. Проблемы  защиты и реализации, основных  прав и свобод человека и  гражданина 32
   3.1. Гарантии осуществления и защиты  прав и свобод 32
   3.2. Механизм осуществления гарантий прав и свобод 33
   3.3. Виды гарантий, их характеристика  52
Заключение 54
Глоссарий 59
Список  использованных источников 63
Приложение  А 68
Приложение  Б 69
Приложение  В 70
Приложение  Г 71
Приложение  Д 72
Приложение  Е 73

1.

Введение

     Часть 1 ст.1 Конституции  Российской Федерации провозглашает нашу страну демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Смысл правового государства раскрывается через ст. 2 Конституции РФ, в которой закреплено, что: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью…». Это говорит о том, что Россия является правовым государством, одним из важнейших признаков такого государства является выраженное в данной статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Это единственная высшая ценность остальные общественные ценности такой конституционной оценки не получили и располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить.
      Актуальность  данной темы заключается в том, что  Конституция закрепляет те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для отдельного человека, так и в целом для общества, для государства. То есть основные права и свободы.
          Для человека они являются необходимыми предпосылками обеспечения условий достойного и свободного существования личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он состоит; экономических и социальных условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно насущных материальных и духовных потребностей.
      Для государства, общества значимость конституционного закрепления прав и свобод выражается в том, что именно их реализация необходима для претворения  в жизнь сущностных свойств государства как демократического и правового.
      Кроме того, само существование государства, общества обеспечиваются совокупной деятельностью  людей во всех сферах их жизнедеятельности - политической, экономической, духовной. Так без реализации права на свободу  предпринимательства не могла быть создана экономическая среда, без реализации избирательных прав граждан - невозможно формирование структур управления обществом.
     Подчёркивание прав и свобод человека как высшей ценности, признаваемой, соблюдаемой, защищаемой государством, не означает и не допускает какого-то принижения государства. Наоборот, эта обязанность правового государства может значительно повысить его авторитет и значение в жизни общества, в организации экономической и культурной жизни общества. Разумеется, если эти необходимые общественные функции государства будут полно и последовательно исполняться. 
     Права человека – это определённые нормативно структурированные свойства и особенности  бытия личности, которые выражают её свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями её жизни, её взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.
     Права человека дают обществу возможность  управлять государством или дистанцироваться от него, самоопределяться в сфере частной жизни, выборе убеждений, отношении к религии, собственности. Поглощение гражданского общества государством, огосударствление всех сфер жизни происходят там, где права человека либо отсутствуют, либо носят декоративный характер.
     Теория  прав человека как наука призвана изучать природу и сущность этого явления, его генезис, социальные, философские, политические, этические, религиозные предпосылки. Важнейшее место в науке о правах человека отводится исследованию взаимодействия прав человека и государства. Так же она рассматривает их не только как явление юридическое; она раскрывает связь этих прав с политикой, нравственностью, философией, религией, поскольку права человека – это сложное многомерное образование.
     Правовое  демократическое государство признаёт приоритет прав человека, ограничивая этими правами свои властные функции. Поэтому подлинная природа государства раскрывается через права человека, место и роль индивида в обществе, его взаимоотношения с государством.
     Для России крайне важны понятия прав человека. Особая их значимость в жизни общества, в развитии нормальных связей и                                                                                                           взаимодействий между людьми и социальными группами, между личностью и государством требует определить общие закономерности этих явлений, позволяющие координировать и упорядочивать общественные отношения. В общественном сознании, в культуре страны – как дореволюционной, так и послереволюционной – права человека не занимали значительного места. На сегодняшний момент в России всё ещё отсутствует подлинное уважение к человеку и его правам, так как деформация правосознания, происходившая десятилетия, укоренившееся пренебрежение к правам и свободам создают ситуацию незащищенности человека, его неуверенность в предсказуемости действий властей.
     Внутригосударственные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина дополняются международно-правовыми  формами их обеспечения. Поэтому  важно изучать систему международно-правовой защиты прав человека, её развитие, сочетание универсальных и региональных механизмов, осуществляющих такую функцию.
     Учитывая  значимость прав человека в обеспечении  нормальной жизнедеятельности общества, следует обратить особое внимание на механизмы и процедуры их защиты, раскрыть её конституционные, судебные, административно-правовые способы, показать особенности правоохранных механизмов в зарубежных странах, их становление в российском государстве.  
       Международное право исследует  систему международно-правовых актов  по правам человека, структуру и назначение органов, осуществляющих международно-правовую защиту этих прав.
     Все эти сложные проблемы составляют предмет теории прав человека. Они  требуют глубокого изучения и  освоения, поскольку без этого невозможна культура гуманитарного мышления, человеческое измерение всех процессов, происходящих внутри общества  и в современном мире в целом.
     Конституционное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административно-процессуальное право изучают процедуры и механизмы защиты прав человека, способы восстановления нарушенных прав.
     Отраслевые  юридические науки изучают конституционные, гражданские, земельные, аграрные, экологические и иные  права индивидов, в единстве своём образующие правовой статус человека и гражданина.
     Знания о правах человека, ставят целью не только воспитывать людей, формировать правильные представления о правах человека как необходимом условии его свободы и равенства, но и создавать правовое общество, в котором права человека являются неотъемлемыми, а уважение и защита прав человека – важнейшим свойством всего уклада государственной и общественной жизни. 
      Цель данной работы заключается в исследовании закрепленных в Конституции Российской Федерации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
      Поставленная цель решается посредством следующих задач:
      - исследовать сущность правового статуса человека и гражданина;
      - исследовать содержание конституционных прав и свобод;
      - исследовать конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации;
      Предметом исследования, проведенного в данной работе, выступают права, свободы  и обязанности человека и гражданина, их содержание и гарантии, а также  проблемы их практической реализации.
      Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им как необходимое условие его существования.
      В работе были использованы Конституция и комментарии к Основному закону Российской Федерации, законодательные акты Российской Федерации, международные нормативно – правовые акты, монографии и периодика, материалы судебной практики.
     Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. 
 
 
 
 

1. Общая характеристика  прав человека  и гражданина и  становления конституционно-правового  института прав человека и гражданина
1.1. История развития  прав человека  и гражданина
            Права человека формировались  из многократно повторяющихся  актов деятельности людей, повторяющихся  связей и устойчивых форм отношений.  Это был поиск способов взаимодействия индивидов, как с государством, так и между собой.
          К содержанию прав человека  и их распределению в обществе  необходимо подходить исторически.  Современный каталог прав человека, зафиксированный в международных  документах, – результат длительного исторического пути.
          Каждая эпоха вносила свои  коррективы в понимание сущности  и общепризнанный набор прав  и свобод человека. Так, античный  раб свободнее первобытного дикаря, средневековый крепостной крестьянин  свободнее античного раба, а наемный рабочий раннего буржуазного общества свободнее средневекового крепостного.
          В первобытном обществе существовали  определенные нормы поведения  человека, которые носят название  «мононормы», поскольку они еще  не могут быть подразделены  на нормы морали, религии и права. Мононормы никогда не давали преимущество одному члену общества перед другим. Ими закреплялось так называемое «первобытное равенство». Индивидуум полностью поглощался обществом себе подобных, все действия, которых строго регламентировались.
          Формы рабовладельческого государства  были разнообразны и определялись  разным соотношением сил между  группировками господствующего  класса (военная, бюрократическая,  религиозная).
          Своеобразной формой рабовладельческого  государства была деспотия. Специфической разновидностью рабовладельческого государства была полисная форма, которая выступала в виде рабовладельческой демократии, тирании, аристократии. Полисная демократия породила начальные формы прав человека. Это связано с возникновением определенного пространства свободы, которое создало условия для появления равных политических прав у лиц, являющихся гражданами.
          Мыслители того времени стали  задумываться над взаимоотношениями  личности и государства. Так,  Аристотель, анализируя современное ему общество, наделял личность некоторыми правами, прежде всего политическими. Впервые появился термин «равенство». Но какое это было равенство и для кого?
          В VI веке до н.э. архонт Солон  разработал Конституцию (Закон  XII таблиц), закреплявшую некоторые элементы демократии и устанавливавшую право на привлечение к ответственности государственных чиновников. Вклад в развитие гражданских свобод внесли римляне, которые ввели разделение властей, приняли и разработали идеи естественного права. На этом этапе возникает понятие «свобода», хотя само употребление слова «свобода» появилось еще в XXIV в. до н.э., когда монарх Шумера установил «свободу» для своих подданных: он применял санкции к бессовестным сборщикам налогов, защищал вдов и сирот от несправедливых действий людей, обладающих властью, и т.д. Однако права, закрепленные в законах древних греческих и римских городов-государств, еще нельзя назвать правами человека, в том смысле, в котором мы сейчас понимаем этот термин. Сам человек еще не стал полноценной личностью и играл в обществе ту роль, которая определялась и диктовалась ему социальным положением. Неравномерность распределения прав между различными классовыми и сословными структурами (и полное лишение рабов этих прав) было неизбежным для тех этапов общественного развития.
          В эпоху Средневековья возникают  попытки ограничения прав монарха,  соединения монархии с сословным  правительством, стремление определить  для владычества монарха правила,  которым он должен следовать.  В Англии противостояние монарха и рыцарства закончилось подписанием в 1215 году Великой хартии вольностей, ставшей фундаментом для становления личных и политических прав и свобод.
          В ней содержались статьи, направленные  на обуздание произвола королевских чиновников, требования не назначать на должность судей и шерифов лиц, не знающих законов либо не желающих их выполнять.
          В эпоху Просвещения были сделаны  самые важные шаги для становления  прав человека. Одним из достижений  в развитии взглядов на общество в эпоху Просвещения явилась созданная на новом этапе развития общества теория естественного права. Естественные права – это врожденные, неотъемлемые права, которые должны признаваться за любым человеком только потому, что он человек. Ряд средневековых мыслителей (Марсилий Падуанский, Генри Брэктон и др.) защищали идею свободы, равенства всех перед законом. Характерна в этом отношении антикрепостническая позиция известного французского юриста 13 в. Бомануара, утверждавшего, что «Каждый человек свободен».
          Зародившееся в эпоху рабовладения, христианство также выступило  как религия свободы и сыграло  значительную роль в процессе  становления универсальных понятий  прав человека. Согласно христианству, все люди равны как «дети  Божии». Это сочетается с всеобщей свободой. «Закон Христов есть закон совершенный, закон свободы, ибо дан не рабам, но детям Божиим, которые побуждаются исполнять его не рабским страхом, но живущею в них любовью Христовой». Новозаветные идеи получили углубленную разработку и развитие в политико-правовых учениях ряда христианских мыслителей (Августина, Фомы Аквинского и др.). Век Просвещения заговорил о правах человека мыслящего, рассуждающего. Его деятели пропагандировали царство разума – гуманизм. Преодоление невежества, воспитание уважения к человеческому достоинству виделись основным инструментом такого общества.
          Так, голландский философ Спиноза  утверждал, что есть права,  которые вообще не могут быть  отчуждены от индивида, например, способность суждения, способность познания Бога, право не свидетельствовать против себя. Вольтер утверждал, что свобода существует в первую очередь как свобода личная, частная, а не свобода общества вообще; основой личной свободы является свобода слова.
          Решающим этапом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII – XVIII веков, которые провозгласили не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократическое звучание. Сторонники естественного права (Дж. Локк, Г. Гроций, Т. Гоббс) полагали, что независимость человека может быть ограничена, но лишь в связи с заключением общественного договора и образованием государства. Взгляды этих просветителей не полностью совпадают между собой, а в некоторых отношениях даже противоположны. Так, английский просветитель Дж. Локк считал, что жизнь, свобода и собственность являются неотъемлемыми правами каждого человека, независимо от его социального происхождения. Этими правами человек наделен от рождения, в них сущность и смысл человеческого существования, и никто ни под каким предлогом не имеет права отнять или отменить их.
          Другой ведущий представитель  школы естественного права голландский  юрист Г. Гроций в своем труде «О праве войн мира» писал о праве, «которое имеет источником саму природу или установлено законами божескими, или же введено правами или молчаливым соглашением».
          Английский философ и политический  мыслитель Т. Гоббс полагал,  что воля государства (суверена), выраженная в законах, важнее свободы каждого отдельного гражданина – в противном случае наступает хаос, и начинается борьба всех против всех. Свобода, по Гоббсу, – лишь на те случаи жизни, которые регулируются законом.
         Французский просветитель Ж.-Ж. Руссо в своей работе «Об общественном договоре, или Принципы политической правды» отмечал различия между индивидом как частным лицом и индивидом как гражданином – членом «публичной персоны». Его дуализм человека – члена гражданского общества и человека – гражданина государства позже стал основной концепцией прав человека и гражданина.
          Учение естественного права было  развито американскими общественными  деятелями Т. Джефферсоном и  Т. Пейном. Ими была подготовлена  Декларация прав Вирджинии (1776 г.), которую иногда называют первой декларацией прав человека. Идеи Декларации прав Вирджинии были развиты в Декларации независимости США 1776 года.
          Права человека, которые сложились  в период буржуазных революций,  в дальнейшем получили всеобщее конституционное признание и развитие. Закрепление того, что понималось под принципами естественного права, в революционных декларациях о независимости, создание документально оформленных конституций, – все это способствовало представлению о праве как первооснове общества. И хотя в различных государствах отдельные положения трактовались неодинаково, идея прав человека как средства защиты личности от государственного произвола и государства как орудия защиты прав человека оставалась неизменной.
          В XIX и XX веках ряд проблем  прав человека привлек широкое  внимание общественности и стал  рассматриваться на международном  уровне и оформляться в письменном  виде. К этому периоду относится  принятие первых международных  соглашений, относящихся к правам человека. В Англии и Франции рабство было объявлено вне закона, а в 1814 году британское и французское правительства подписали Парижский договор о сотрудничестве с целью пресечения работорговли. На Брюссельской конференции 1890 года был подписан Акт против рабства, который позднее был ратифицирован восемнадцатью государствами. Первые Женевские конвенции (1864 и 1929 гг.) обозначали еще одно поле раннего периода международного сотрудничества государств, а именно, начало выработки правил ведения войны. В частности, Конвенция установила правила обращения с больными и ранеными солдатами. Идея защиты прав людей от правящих властей получила широкое признание. Отдельные страны уже признали важность этих прав в письменной форме, и описанные выше документы стали предвестником многих нынешних соглашений по правам человека.
          После Первой мировой войны  была создана Лига Наций, межправительственная  организация, которая пыталась  защищать основные положения  прав человека. Но лишь после  всех зверств, совершенных во время Второй мировой войны, и в основном как их следствие, возникла совокупность международных правовых норм. Именно из-за того, что произошло во время войны, стало возможным и необходимым международное согласие, принятие международных мер для защиты и систематизации, прав человека. Устав Организации Объединенных Наций, подписанный в 1945 году, отразил это положение. В Уставе записано, что основной задачей ООН является «избавить грядущее поколение от бедствий войны» и «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин». Всеобщая декларация прав человека была разработана Комиссией по правам человека ООН и принята Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 года. С той поры международным сообществом был разработан целый ряд основополагающих документов, признанных гарантировать декларированные принципы. 

1.2. Права человека  и права гражданина: соотношение и  взаимосвязь
      «Права  человека» и «права гражданина»  как две  категории  прав  обычно упоминаются в одной «связке», однако их содержание  не  тождественно.  Объем прав, входящих в единый правовой статус,  в  определенной  мере  зависит  от того, выступает ли индивид в качестве человека или в качестве гражданина.
          Так, Конституция РФ разграничивает основные права и свободы человека и гражданина. Такой подход   не   является   традиционным    для    нашего конституционного регулирования, которое сводило положение человека только  к его взаимосвязи с  государством  в качестве  гражданина,  получившего свои права  в  «дар»  от  государственной  власти  и  всецело  ей   подчиненного. Определяя различия между  человеком  и  гражданином,  новая  Конституция  РФ восстанавливает те общечеловеческие  ценности,  которые  были  утверждены  в результате буржуазных революции и нашли свое  воплощение  в  законодательных актах, впервые в истории человечества закрепивших равенство, свободу,  право на счастье, — Декларации независимости 1776  г.,  Билле  о  правах  1789  г. (США), Декларации прав человека и  гражданина  1789  г.  (Франция).  Впервые такое разграничение ввела французская Декларация.
          В чем смысл этого разграничения, раздвоения человека? Оно непосредственно вытекает из различения гражданского общества и  государства, преодолевает одностороннее рассмотрение человека в его взаимосвязи только  с государством, расширяет сферу его самоопределения. «Человеку как таковому отводится автономное поле деятельности, где движущей силой выступают его индивидуальные интересы». Реализация таких интересов осуществляется в гражданском обществе,  основанном  па  частной  собственности,  семье,  неси сфере  личной  жизни,  и  опирается   на   естественные   нрава   человека, принадлежащие ему от рождения.
      Государство, воздерживаясь от вмешательства в эти отношения,  призвано ограждать  их  не  только  от  своего,  но  и  от  чьего  бы  то   ни   было вмешательства.  Таким  образом,  в  гражданском  обществе  на  основе   прав человека создаются условия  для  самоопределения,  самореализации  личности, обеспечения ее автономии и независимости от любого   незаконного вмешательства.
          Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина — из позитивного, хотя и те и другие  носят неотъемлемый  характер.  «Права человека являются исходными, они присущи всем людям от  рождения  независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут,  или  нет,  а права гражданина включают в себя те права,  которые  закрепляются  за  лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство)».
          Таким образом, каждый гражданин того или  иного  государства  обладает всем комплексом прав, относящихся  к  общепризнанным  правам  человека  плюс всеми  правами  гражданина,  признаваемыми  в  данном  государстве.  Поэтому правомерен термин «гражданские права и свободы»,  синтезирующий  обе  группы прав и свобод.
          Права гражданина — своеобразное ограничение  равенства  между  людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране,  но  не  имеющие  гражданства. Они охватывают  сферу  отношений  индивида  с  государством,  в  которой  он рассчитывает  не  только   па   ограждение   своих   прав   от   незаконного вмешательства, но и на активное  содействие  государства  в  их  реализации. Статус гражданина вытекает из его особой правовой  связи  с  государством  — института гражданства (ст. 6 Конституции РФ).
          Эти права обычно предполагают возможность  участия  в  государственных делах, в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска  в своей стране к  государственной  службе.  Следовательно,  лица,  не  имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют.  Такая  дискриминация, допускаемая  международным  сообществом,  объясняется  правомерным  желанием каждого государства предоставить указанные  права  только  лицам,  устойчиво связанным  с  судьбой  страны  и  в  полной  мере  несущим   конституционные обязанности. Это не означает, что лица  без  гражданства  не  несут  никаких обязанностей (например, соблюдать конституцию, уплачивать налоги и др.).
          Некоторые   права   предоставляются   исключительно    гражданам    по соображениям общенародных интересов (например, в Российской Федерации  право частной собственности относится к категории прав человека, а  право  частной собственности на землю -  только  прав  граждан)  или  в  силу  особенностей некоторых гарантий (Российское государство в состоянии гарантировать  защиту и покровительство за пределами страны только своим гражданам).
          Все статьи  главы  2  Конституции  РФ  «Права  и  свободы  человека  и гражданина»  последовательно  различают  права  и  свободы   по   указанному принципу. Это находит выражение в формулировках статей. Там, где  речь  идет о  правах  человека,  Конституция  использует  формулировки:  «каждый  имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» и т. д. Использование  таких формулировок  подчеркивает  признание  указанных  прав  п  свобод  за  любым человеком, находящимся па территории России, независимо  от  того,  является ли он гражданином РФ, иностранцем пли лицом без гражданства.
          Наряду с этим в ст. 31, 32, 33, 36 сформулированы права, принадлежащие только  гражданам  РФ.  Это  преимущественно  политические  права  —   право собраний, митингов, демонстраций;  право участвовать в управлении  делами государства;  избирать  и  быть   избранным;   право   равного   доступа   к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия; право  на обращение. Однако ст. 36 закрепляет  социально-экономическое  право  частной собственности на землю только за гражданами и их объединениями.
          В Конституции обозначены и обязанности, которые несут только  граждане РФ — защита Отечества (ст.  59);  возможность  осуществления  своих  прав  и обязанностей в полном объеме с 18  лет (ст.  60).  Только  на  граждан РФ распространяется запрет высылки за пределы государства  пли  выдачи  другому государству   (ст.   61);   возможность   иметь   гражданство   иностранного государства — двойное гражданство (ст. 52).
          В этой связи следует обратить внимание на формулировки  Международного пакта о гражданских и политических правах: «каждый человек  имеет  право  на свободу и личную неприкосновенность» (ст. 9), «никто  не  может  быть  лишен свободы па том  основании,  что  он  не  в  состоянии  выполнить  какое-либо договорное  обязательство»  (ст.  11);  «все  лица  равны  перед  судами   и трибуналами» и др. Личные права  сформулированы  применительно  к  человеку, который  может быть, а может и не быть  гражданином  того  пли   иного государства.  Однако  ст.  5,  закрепляющая  политические  права  (право  на участие в ведении государственных дел, право голосовать  и  быть  избранным, допуск  в  своей  стране  на  общих условиях равенства к государственной службе), применяет термин «каждый гражданин». Стало быть, за  различением терминов и понятий «человек» и «гражданин» следует различение в правовом статусе индивида.
          Принимая на себя обязательства по обеспечению прав человека, государство имеет право требовать от него поведения,  которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических  нормах.  Поэтому государство формулирует свои требования к индивидам в системе обязанностей, устанавливает меры  юридической   ответственности   за   их   невыполнение. Государство  как  носитель  политической  власти располагает специальными механизмами обеспечения прав человека и выполнения им своих обязанностей.
          Обязанность — это объективно необходимое, должное поведение  человека. Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая объективная необходимость определенного поведения не всегда субъективно осознается  индивидом,  а  это может привести к отступлению  от  требовании  норм.  Государство  в  системе обязанностей указывает  целесообразный,  социально полезный  и необходимый вариант поведения. Часть обязанностей как элемент правового статуса распространяется на всех лиц, проживающих в  государстве.  Так,  Конституция РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги  и сборы (ст. 57); сохранять природу и окружающую среду, бережно  относиться  к природным богатствам (ст. 58). Наряду с  этим  обязанность,  закрепленная  в ст.  59,  четко формулирует, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
          Включение обязанностей в правовой статус индивида «не колеблет принципов свободы и правового государства, поскольку права одних лиц, не подкрепленные обязанностями других, реализованы быть не могут».
          Все сферы действия правового статуса в единстве прав и обязанностей  — это «пространство свободы», основанное на свободе выбора, самоопределении и ответственности личности перед обществом и своими согражданами. Свобода и ответственность выражают объективную необходимость определенных форм поведения, соответствующих интересам общества и других людей.
          Руководствуясь этими интересами, государство требует выполнения обязанностей и определяет запреты, связанные с  ненадлежащим  использованием прав и свобод, с целью  защитить  интересы  общества  и  государства,  права других лиц. Связь свободы и обязанностей  раскрывается  в  ст.  29  Всеобщей декларации  прав  человека:  «Каждый человек имеет обязанности перед обществом,  в  котором  только  и  возможно  свободное  и  полное развитие личности».
          В связи с вопросом об обязанностях нередко возникает важная для прав человека  проблема индивидуализма, его границ, с одной стороны, и коллективизма, солидарности — с другой, которые зачастую рассматривают как категории несовместимые, противостоящие друг другу.
          Известно, что права человека в период буржуазных революций были неотделимы от идеи индивидуализма, связанных в основном со свободой и автономией личности в экономической сфере.  Это определялось требованиями класса буржуазии освободиться от феодальной опеки и свободно распоряжаться своими способностями в сфере  производства.  Сторонники  индивидуализма  (А. Смит, С. Милль, Б. Констан, Д. Локк), понимая, что неограниченная индивидуальная свобода неизбежно приведет к  нарушению принципа  равенства, тем не менее считали такую свободу приоритетной ценностью. В частности, свобода индивида, частного лица «первична по отношению к политическим структурам и их функционированию. Это  решающее, по  Миллю, обстоятельство ставит государство в зависимость от воли и умения людей создавать и налаживать нормальное (согласно достигнутым стандартам европейской цивилизации) человеческое общежитие».
          По мере развития буржуазного общества стали обнаруживаться неблагоприятные социальные и моральные последствия безудержного индивидуализма — резкая поляризация общества, нарушение принципа  равенства. Стало очевидно, что произошла переоценка принципа либерального индивидуализма и практически все свелось не к выявлению подлинной индивидуальности человека, а к свободе в распоряжении собственностью.
          Концепция либерального индивидуализма в правовой сфере нашла выражение в теории «негативных прав», т.е. прав на свободу от власти, «изъятия из-под ее воздействия и вмешательства духовных и материальных  интересов личности. Права индивидуальной свободы стали известны под названием прав свободы».
          Индивидуализм стал девизом либерального общества. П.М. Коркунов писал, что   «вся новая история представляет собой трагическую борьбу индивидуальности с общественным авторитетом». В своей лекции «Общественное значение права» Коркупов определяет: главное назначение  права  —  оберегать все частное, индивидуальное, окружать индивида как предохранительной сеткою целой системой юридических норм, поскольку личность должна оградить себя от всевозрастающей солидарности и коллективизма.
          Крайний индивидуализм связан был с отрицанием обязанностей человека перед обществом, поскольку это выглядело посягательством на автономию личности. Дальнейшее развитие индивидуализма показало, что полная независимость человека от общества так же неблагоприятна, как и его полное подчинение коллективу. Начался поиск компромисса между индивидуализмом и принципом солидарности, который необходим для развития общества без катаклизмов  и потрясений. В конце XIX в. принцип индивидуализма был потеснен, произошло, но выражению Л. Дюги, «умаление индивидуалистической доктрины».
          Это отнюдь не значит, что настало время «авторитарного коллективизма». Речь идет о другом: в современном обществе люди должны осознавать ответственность друг перед другом, вырабатывать чувство солидарности и взаимоподдержки. Проповедь крайнего индивидуализма  неплодотворна для прав человека,  она  ориентирует  на  эгоистическое,  анархическое  своеволие и снимает значимость такой большой социальной проблемы, как обязанность и ответственность личности перед обществом.
          Человек, находясь в обществе, постоянно взаимодействуя с другими людьми, не может не иметь обязанностей и  по отношению  к обществу, и по отношению  к  согражданам.  Поэтому  обязанность  — столь же важный и необходимый элемент правового статуса, как права и свободы. Они связаны неразрывно и не могут существовать вне зависимости друг от друга. Такая зависимость создаст нравственное взаимодействие людей. Статья 1 Всеобщей декларации прав человека провозглашает: «Все  люди  рождаются  свободными  и равными в правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».
          В наше время при возросшей миграции населения разных стран,  и  прежде всего — рабочей силы и  беженцев,  а  также  в  связи  с  развитием  широких контактов в мире  бизнеса,  науки и культуры  в каждой  стране  постоянно находится, а часто и оседает много людей, которые  по  разным  причинам  или временно не приобретают гражданства  государства  пребывания.  Их  положение определяется только статусом  прав  человека,  который,  однако,  охраняется каждым государством в силу его конституции и международного права.
          В связи  с  этим  конституции  стран  мира,  следуя  установившейся  в международно-правовых  актах  терминологии,  говоря   о   правах   человека, употребляют слова «каждый имеет право...», «никто не может  быть  лишен...», «все», «личность». Права человека подразумеваются и  в  тех  случаях,  когда конституционный текст закрепляет обезличенную обязанность  государства  что- то «гарантировать», «признавать»  или  «охранять».  Когда  же  речь  идет  о правах,  предоставляемых   только   лицам,   имеющим   гражданство   данного государства, то употребляется четкая формулировка  «граждане  имеют  право». Следовательно,  за  терминологическим  различием  стоит  различие  правового статуса, т.е. объема прав и обязанностей человека и гражданина.
          Таким образом,  правовой  статус  человека  и  гражданина,  включающий права, свободы и обязанности, целенаправленно влияет на создание сбалансированных способов взаимодействия людей друг с другом и формирование нормальных отношений индивида, общества и государства. 

          Основные ценности прав человека. В основе концепции прав человека лежат основные ценности, такие, как человеческое достоинство, свобода, равноправие, толерантность, демократия, справедливость.
          Уважение человеческого достоинства  утверждает ценность человеческой  личности вне зависимости от  имеющегося у нее социального  статуса. Человеческое достоинство  нерушимо. Достоинство предполагает уважительное отношение к каждому со стороны других людей, а также общества и государства.
          Человеческое достоинство – не  только общественное достояние,  но и индивидуальное состояние,  мерило самосознания, самоуважения, определяющее манеру поведения личности, установления контактов с другими людьми. Осознание собственного достоинства и уважительное отношение со стороны других людей и государства чрезвычайно важны для самоутверждения личности, ее практических успехов. Неуверенность в себе, самоуничижение влияют на жизнедеятельность личности.
          Уважение человеческого достоинства  отражается всей системой прав  человека, и наиболее ярко в  таких правах, как право на  неприкосновенность чести и репутации,  право на имя, жизнь, целостность  личности, бесчеловечного и унижающего достоинства обращения и наказания, на право личной жизни, на презумпцию добропорядочности и невиновности, на достойное существование и др.
          Важной ценностью прав человека  является свобода. Термин «свобода»  употребляется в юридической литературе в двух значениях. В общем смысле он означает состояние отдельного человека, всего народа, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению. Иное дело – свобода как субъективная возможность совершать, или не совершать какие-либо действия (например, свобода совести, свобода слова и т. д.).
          Таким образом, понятие «свобода  человека» характеризуется как  отсутствие каких-либо ограничений,  стеснений человека в чем-то (деятельности, поведении). Она нужна, потребна, но не всегда допускается властью, государством, законом. Свобода требует определенного, достаточно высокого уровня развития граждан, терпимости, сдержанности, сочувствия к ближнему, скромности в поведении. Ф.М. Достоевский отмечал, что «свободные установления тогда хороши, когда они используются людьми, себя уважающими, а стало быть, уважающими свой долг гражданина». Свобода индивида просматривается практически в каждом праве: в праве личной неприкосновенности, в свободе от рабства, неволи, насилия и принуждения, в свободе слова, мысли, совести и вероисповедания, свободе собраний и объединений.
           В ценности свободы выражена  идея защиты человека от произвола  сильных или наделенных властью,  от диктата с чьей-либо стороны.  Ценность свободы означает самоопределение человека, его независимость и автономию, возможность мыслить и действовать в соответствии с собственной волей и без принуждения извне.
          Из главного постулата прав  человека «все люди обладают  человеческим достоинством» следует основная ценность их равной, одинаковой значимости для политической правовой, экономической, социальной жизни, следовательно, и равенства в правах. Принцип равноправия прослеживается во многих правах: право равенства перед законом и судом, право на культурное, религиозное разнообразие, право на интеграцию инвалидов, пожилых людей и др. Равноправие следует понимать как равенство гарантируемых возможностей, а будут ли использованы эти возможности – зависит от индивида.
          Основной смысл демократии для прав человека связан с общественными отношениями, которые гарантировали бы права человека со способами осуществления прав, с формированием практики политического участия, гражданственностью личности, формой устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии решений по большинству.
          Демократия способна принести  пользу как наиболее рациональная  форма организации и управления, при которой возможны права  человека. Демократия позволяет  посредством сотрудничества, компромисса, выявления различных точек зрения гармонизировать различные права, интересы, предпочтения, улаживать разногласия мирным путем.
          Каждый член демократического  общества или демократически  устроенной организации имеет  возможность реализовать свои права избирать и быть избранным, критиковать, свободно обсуждать вопросы организации, страны, участвовать в управлении и т. д. Демократия воспитывает гражданскую культуру и культуру прав человека, которые, в свою очередь, формируют активное участие в политике, власти, готовность к самоограничению, компромиссам, подчинению закону, нетерпимость к насилию, т. е. демократия способствует обретению политико-правовой дееспособности.
          Толерантность – это особая  ценность прав человека, она утверждает уважение к чужому мнению, к различным формам самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантность вытекает из факта уважения прав других людей. Она вырастает из убеждения, что все свободны, иметь собственное мнение, веру, свободны от предрассудков, каждый вправе критиковать мысли и действия других людей и власти, а также внимательно прислушиваться к критике. Она неразрывна с признанием за каждым права на творчество, на культурную самобытность, свободный выбор нравственности, с правом иметь индивидуальный облик, вести собственный образ жизни.
          В то же время международное  сообщество установило ряд принципов,  с которыми государства согласились  и которым они должны следовать. 

          Принципы прав человека. Права человека естественны, они принадлежат каждому человеку от рождения только потому, что он человек. Источник прав человека – в сущности человека. И не так уж важно, что находится в основе «естественности прав человека»: Бог, Природа, «здравый смысл, соответствующий разумной природе» (Гроций), «естественное состояние» (Локк и др.), «верховный интеллект» (Вольтер), «всеобщий закон свободы» (Кант). Несмотря на достаточно большое число достойных людей, причастных к формулированию и обоснованию прав человека, очевидно, что права человека не являются продуктом чьей-либо воли или выдумки. Они никем не даруются, их нельзя отобрать, заслужить или купить, они проистекают из человеческого способа жить.
          Права человека неотъемлемы. Это  означает, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к самому факту человеческого сосуществования. Но при определенных обстоятельствах действия некоторых из них может быть приостановлено или ограничено. Например, приостанавливается ряд прав человека, виновного в совершении преступления, или введение комендантского часа во время гражданских беспорядков, ограничивающее свободу передвижения граждан.
          Права человека взаимозависимы  и взаимосвязаны. Это означает, что различные права человека, по существу, связаны между собой и не могут рассматриваться по отдельности. Осуществление одного права зависит от существования многих других прав, и нет ни одного права, которое было бы важнее остальных.
          Права человека универсальны, т.  е. они равно применимы к  людям во всем мире, причем без ограничений во времени. Каждый имеет право пользоваться правами человека, без какого бы то ни было различия, независимо от расы, цвета кожи, вероисповедания, политических или иных убеждений, имущественного или сословного положения. 

          Конституционный статус личности. Во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей. Основные права, свободы и обязанности личности закреплены конституционным правом и называются конституционным статусом.
          Конституционный статус личности  в демократическом государстве  основывается на следующих принципах:
1)  человек, его права и свободы – высшая ценность;
2)  все граждане имеют права и свободы от рождения;
3)  граждане имеют равные права;
4)  основные права и свободы граждан не отчуждаемы;
5)  осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц;
6)  основные права и свободы гарантированы государством.
          В структуре конституционного статуса личности выделяют три элемента:
– конституционные  права – это такие юридически признанные возможности человека избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы только при условии исполнения соответствующей (корреспондирующей) юридической обязанности государства в лице государственных органов, должностных лиц, а также других субъектов права (право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование и др.).
– конституционные  свободы – это такие правомочия индивида, которые он может реализовывать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими органами государства, должностными лицами и другими субъектами права (право на жизнь, на достоинство, на свободу передвижения, слова, мысли, вероисповедания и т. п.).
– конституционные  обязанности – это предписанные и закрепленные в Конституции  определенные вид и мера необходимого (должного) поведения (обязанность платить  налоги, сохранять окружающую среду, защищать Отечество).
          Отличие конституционных прав, свобод от обязанностей носит принципиальный характер: за неисполнение обязанностей могут быть применены санкции, нежелание же использовать принадлежащие индивиду права и свободы не преследуется по закону.
          Обязанности гарантировать основные права и свободы возлагается, согласно ст. 45, на государство и всю систему государственных органов. Этот общий принцип детализируется в других статьях Конституции.
          Различают социально-экономические,  политические и юридические гарантии. Первые две разновидности гарантий еще называют общими гарантиями.
1) Социально-экономические  гарантии заключаются в создании государством таких условий, которые бы позволили людям повысить свое благосостояние. К их числу относятся социальная стабильность, развивающаяся экономика, обеспечение занятости людей, увеличение рабочих мест, повышение платежеспособности населения, снижение налогов, создание разветвленных транспортных, информационных систем и т. п.
2) Политические  гарантии будут налицо, когда граждане смогут в той или иной мере участвовать в управлении государством, когда политические структуры будут устойчивы и будут способны содействовать достижению гражданского согласия, когда в обществе будет, достигнут необходимый уровень политической культуры.
3) Юридические  гарантии – это закрепленные в законодательстве правовые условия и средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина (качественное, детализированное и беспробельное законодательство, разработка механизма осуществления своих прав, применение мер юридической ответственности при жестком соблюдении процессуальных норм и др.). 
 
 
 
 
 
 

2. Классификация прав  и свобод человека  и гражданина. Защита прав и свобод
2.1. Основные и иные права человека и гражданина
      Прежде всего, необходимо внести ясность в понятие “основные”, “конституционные” и иные права человека. Отсутствие точных формулировок в ряде конституций затрудняет ответ на этот вопрос. Однако основные права личности – это и есть конституционные права. Такая трактовка вытекает, например, из сопоставления ст.17 и ст. 55 Конституции РФ, отмечающей, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно трактоваться, как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем в п. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах, что позволяет подчеркнуть их особые свойства – не отчуждаемость и естественный характер (принадлежность от рождения).
     Основные  права являются субъективными. Это  истина, которая сегодня очевидна, входе исторического развития неоднократно оспаривалась. Лишь в начале 20-го века в результате долгих споров о понятии субъективного права вообще и основных прав образовалось новое понимание основных прав как субъективных, и гражданин получил возможность ссылаться на них перед лицом властных структур.
     Основные  права, т.е. возможность осуществлять свои конституционные и другие права, неотчуждаемы – отказ от них юридически недействителен. Производные от основных, “другие” права, например право собственности на определенную вещь, отчуждаемы; она может быть продана, подарена и т.п., но это не ущемляет основного права человека иметь в собственности имущество.
     Основные  права и свободы могут быть ограничены в случаях и в мере, предусмотренных Конституцией и законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст.55. Конституции РФ). Некоторые права могут быть ограничены в случае злоупотребления ими, например право на объединение – запретом создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни и т.п. (ч. 5. ст. 13. Конституции РФ).                     
     В специальной литературе стало обычным  рассматривать конституционные  права как основные. Это нашло  выражение в Веймарской конституции, было воспринято Основным Законом ФРГ, а затем рядом новых европейских конституций. “Какое бы обозначение ни выбиралось, речь по существу, всегда идет о тех правах, которые являются фундаментальными для обеспечения правового статуса человека и гражданина и которые поэтому получают гарантии в основных законах государства”19.
     Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. предусматривает  возможность человека обратиться в  Европейский суд для защиты нарушенного  права на условиях исчерпанности  всех внутригосударственных средств  защиты прав, предусмотренных национальным законодательством.
     Часть 2 статья 11 Европейской конвенции  о защите прав человека и основных свобод гласит: “Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены  законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц”. 
     В современном мире, когда проблема защиты прав человека вышла далеко за пределы каждого отдельного государства, возникла необходимость в создании универсальных международно-правовых стандартов, которые так же являются основными правами человека. Эти основные права отражены в ряде важнейших международно-правовых актов, установивших общечеловеческие стандарты прав и интересов личности, определивших ту планку, ниже которой государство не может опускаться. 
 
 

2.2. Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод
     Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления.
          Особую роль в защите прав и свобод от нарушения органами государственной власти и органами местного самоуправления, а так же другими лицами играют органы судебной власти. Конституцией предусмотрен и орган, который занимается только данной проблемой – Уполномоченный по правам человека. Однако деятельность Уполномоченного по правам человека не исключает необходимости быстрейшего полного исполнения конституционного положения о создании системы административного судопроизводства (ст. 118, ч.2). Независимые и беспристрастные административные суды – необходимое средство для укрепления законности в деятельности государственных органов управления.
     Конституция РФ, предписав, что права и свободы  человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления, одновременно установила способ обеспечения этих прав и свобод – правосудие.
     Правосудие  – деятельность суда, осуществляемая в предусмотренном процессуальным законом порядке и заключающаяся в рассмотрении и разрешении конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм гражданского, административного и иных отраслей права. Суд является гарантом прав личности. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 ч. 1). Право на судебную защиту каждого означает, что им обладает любое лицо независимо от гражданства. Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий суд и, с другой стороны обязанность последнего рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение. 
     В статье 45 части 1 Конституции РФ говорится: “Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”. Под государственной защитой прав и свобод понимается направленная на это деятельность всех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной. Каждая из них, действуя самостоятельно, должна в то же время направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные гражданам права и свободы не оставались только на бумаге, а были защищены на деле.
     Особая  роль в защите прав и свобод принадлежит  Президенту РФ, как гаранту прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ). Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями и имеет большие возможности для выполнения этой обязанности. В его непосредственном подчинении имеется аппарат, структурные специальные подразделения, которые способствуют ему в исполнении этой государственной задачи.
     Многие  вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатываются и  решаются на уровне Правительства РФ и его аппарата. В этом участвуют  практически все министерства и  ведомства. Например, МВД – обязано  решать вопросы борьбы с преступностью, обеспечивать безопасность населения, защищать его имущественные и иные права от посягательств. Органы законодательной и исполнительной власти в субъектах Федерации также должны разрабатывать и реализовывать меры, гарантирующие политические, социальные, экономические и культурные права граждан.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.