На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление заёмным капиталом

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание
      Введение
    I Основы управления капиталом предприятия
      Экономическая сущность и классификация капитала предприятия ...4
    1.2 Сущность и задачи управления капиталом предприятия…………….6
    1.3  Управление стоимостью капитала……………………………………..7 
    1.4 Управление структурой капитала ……………………………………16
    II  Управление собственным капиталом
    2.1 Состав собственного капитала и особенности формирования собственных финансовых ресурсов предприятия………………………..20
    2.2 Финансовые механизмы управления формированием операционной прибылью…………………………………………………………………...24
    2.3  Дивидендная политика предприятия………………………………...27
    2.4 Управление эмиссией акций…………………………………………..32
    III  Управление заёмным капиталом
    3.1 Состав заёмного капитала и механизмы его привлечения…………..34
    3.2 Управление привлечением банковского кредита…………………….36
    3.3 Управление финансовым лизингом…………………………………...38
    3.4 Управление облигационным займом………………………………….40
    3.5 Управление текущими обязательствами по расчётам …………….42
    IV Практическая часть
    Список  используемой литературы 
 
 
 

Введение
     Каждое  предприятие, предприниматель, организуя  свою деятельность преследует цель –  получить максимальный размер дохода. Для реализации этой цели необходимы средства производства, эффективное  использование которых определяет конечный результат работы.
     Зачастую, на практике капитал предприятия рассматривается как нечто производное, как показатель, играющий второстепенную роль, при этом на первое место, как правило, выносится непосредственно сам процесс деятельности предприятия. В связи с этим принижается роль капитала, хотя именно капитал и является объективной основой возникновения и дальнейшей деятельности предприятия. Поскольку доход, прибыль, приносит именно использование капитала, а не деятельность предприятия как таковая.
     Капитал - это объем средств имеющихся   в распоряжении субъекта хозяйствования в процессе деятельности, осуществляемой с целью получения прибыли. Структура капитала влияет на финансовое состояние предприятия, определяя его ликвидность и рентабельность. Капитал предприятия формируется за счет собственных средств и за счет заемных внешних источников.
     Управление  капиталом предприятия на данном этапе развития рыночных отношений  является одной из наиболее важных тем, так как грамотное его  использование позволяет предприятию  быть более финансово независимым.
     Объектом  исследования данной работы является собственный и заёмный капитал). Определяется значимость управления капиталом для устойчивого и продолжительного функционирования предприятия.
     Цель  работы – выяснить, что представляет собой процесс управления  капиталом  и как эффективно осуществлять такое  управление. 

     Цель  исследования, в свою очередь, определяет конкретные его задачи, основными  из которых являются:
      раскрыть сущность и задачи управления капиталом, его значимость;
      обозначить принципы формирования капитала предприятия;
      изучить из чего состоит собственный и заёмный капитал;
      рассмотреть процесс управления операционной прибылью – основного источника привлечения собственных финансовых ресурсов;
      выявить воздействия финансового левериджа на уровень прибыльности
      установить степень влияния дивидендной политики на изменение собственного капитала;
      раскрыть суть эмиссионной политики предприятия
      рассмотреть, как происходит управление финансовым лизингом и облигационным займом
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
I    Основы управления капиталом предприятия
   Капитал представляет собой накопленный  путём сбережений запас экономических  благ в форме денежных средств  и реальных капитальных товаров, вовлекаемых его собственниками в экономический процесс как  инвестиционный ресурс и фактор производства с целью получения дохода, функционирование которых в экономической системе  базируется на рыночных принципах и  связано с факторами времени, риска и ликвидности.
    Cтруктура капитала влияет на финансовое состояние предприятия, определяя его ликвидность и рентабельность. Капитал предприятия формируется за счет собственных средств и за счет заемных внешних источников. Капитал характеризует общую стоимость средств, инвестированных в формирование активов предприятия.  
    Эффективность хозяйственной деятельности предприятия  в значительной степени определена  объемом и структурой капитала. Поскольку капитал формирует благосостояние собственников, цель управления капиталом - оптимизация структуры капитала, который удовлетворяя  потребности предприятия в ресурсах, обеспечивал бы наиболее динамичный рост стоимости предприятия  при допустимом уровне риска.
1.1 Экономическая сущность  и классификация  капитала предприятия.
    Экономическая сущность капитала в том, что являясь   основным фактором производства, он  объединяет другие факторы (природные и трудовые ресурсы) в единый производственный комплекс. Собственный капитал является основной мерой  рыночной стоимости предприятия. При этом, объем используемого собственного капитала, как и его динамика, формируя  основу оценки рыночной стоимости предприятия, характеризует потенциал привлечения заемных финансовых средств.
    Капитал предприятия классифицируется по следующим  основным признакам.
   Признак классификации    Классификационные группы
         1. По источникам  привлечения
 
   1. По титулу собственности формируемого капитала
    • Собственный капитал     • Заемный капитал
     
   
2. По группам источников привлечения капитала по отношению к предприятию • Капитал, привлекаемый из внутренних источников • Капитал, привлекаемый из внешних источников
3. По национальной принадлежности владельцев капитала, предоставляющих его в хозяйственное использование • Национальный (отечественный) капитал • Иностранный капитал
4. По формам собственности капитала, предоставляемого предприятию • Частный капитал • Государственный капитал
   II. По формам привлечения
1. По организационно-правовым 
формам привлечения капитала 
предприятием
2. По натурально-вещественной 
форме привлечения капитала

• Акционерный капитал • Паевой капитал
• Индивидуальный капитал
• Капитал в денежной форме
• Капитал в финансовой форме
• Капитал в материальной форме
• Капитал в нематериальной форме
3. По временному периоду привлечения капитала • Долгосрочный (перманентный) капитал • Краткосрочный капитал
   III. По характеру использования
1. По степени вовлеченности в экономический процесс • Капитал, используемый в экономическом процессе • Капитал, не используемый в экономическом процессе
2. По сферам использования в экономике • Капитал, используемый в реальном секторе экономики • Капитал, используемый в финансовом секторе экономики
3. По направлениям использования в хозяйственной деятельности • Капитал, используемый как инвестиционный ресурс • Капитал, используемый как производственный ресурс
• Капитал, используемый как кредитный ресурс
4. По особенностям использования  в инвестиционном процессе • Первоначально инвестируемый капитал • Реинвестируемый капитал
• Дезинвестируемый капитал
5. По особенностям использования в производственном процессе     • Основной капитал     • Оборотный капитал
6. По степени задействованности в производственном процессе     • Работающий капитал     • Неработающий капитал
  7. По уровню риска использования     • Безрисковый капитал     • Низкорисковый капитал
    • Среднерисковый капитал
    • Высокорисковый капитал
8. По  соответствию правовым нормам использования     • Легальный капитал     • „Теневой" капитал
 
 
1.2 Сущность и задачи управления капиталом предприятия
    Управление  капиталом представляет собой систему  принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с оптимальным его  формированием из различных источников, а также обеспечением эффективного его использования в различных видах хозяйственной деятельности предприятия.
    Управление  капиталом предприятия направлено на решение следующих основных задач:
    1. Формирование достаточного объема капитала, обеспечивающего необходимые темпы экономического развития предприятия.
    2. Оптимизация распределения сформированного капитала по видам деятельности и направлениям использования.
    3. Обеспечение условий достижения максимальной доходности капитала при предусматриваемом уровне финансового риска.
    4. Обеспечение минимизации финансового риска, связанного с использованием капитала, при предусматриваемом уровне его доходности..
    5. Обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития.
    6. Обеспечение достаточного уровня финансового контроля над предприятием со стороны его учредителей.
    7. Обеспечение достаточной финансовой гибкости предприятия.
    8.Оптимизация оборота капитала.
    9. Обеспечение своевременного реинвестирования капитала.  

    1.3 Управление стоимостью капитала
    Стоимость капитала - общая сумма средств, которую необходимо уплатить за использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженная в процентах к этому объему.
    Под стоимостью капитала понимается доход, который должны принести инвестиции для того, чтобы они себя оправдали  с точки зрения инвестора. Стоимость  капитала выражается в виде процентной ставки (или доли единицы) от суммы  капитала, вложенного в какой-либо бизнес, которую следует заплатить инвестору  в течение года за использование  его капитала. Инвестором может быть кредитор, собственник (акционер) предприятия  или само предприятие. В последнем  случае предприятие инвестирует  собственный капитал, который образовался  за период, предшествующий новым капитальным  вложениям и следовательно принадлежит  собственникам предприятия. В любом  случае за использование капитала надо платить и мерой этого платежа  выступает стоимость капитала.
    Основная  область применения стоимости капитала - оценка экономической эффективности  инвестиций. Ставка дисконта, которая  используется в методах оценки эффективности  инвестиций, т.е. с помощью которой  все денежные потоки, появляющиеся в процессе инвестиционного проекта  приводятся к настоящему моменту  времени, - это и есть стоимость  капитала, который вкладывается в  предприятие.
    На  стоимость капитала оказывают влияние  следующие факторы:
      уровень доходности других инвестиций,
      уровень риска данного капитального вложения,
      источники финансирования.
    Рассмотрим  каждый из факторов в отдельности. Поскольку  стоимость капитала - это альтернативная стоимость, то есть доход, который ожидают  получить инвесторы от альтернативных возможностей вложения капитала при  неизменной величине риска, стоимость  данного капитального вложения зависит  от текущего уровня процентных ставок на рынке ценных бумаг (облигаций  и акций). Если предприятие предлагает вложить инвесторам капитал в  более рискованное дело, то им должен быть обеспечен более высокий  уровень доходности. Чем больше величина риска, присутствующая в активах компании, тем больше должен быть доход по ним для того, чтобы привлечь инвестора. Это золотое правило инвестирования.
    Кроме этих факторов, на стоимость капитала оказывает влияние то, какие источники  финансирования имеются у предприятия. Процентные платежи по заемным источникам рассматриваются как валовые  издержки (то есть входят в себестоимость) и потому делает долговые источники  финансирования более выгодными  для предприятия. Но в то же время  использование заемных источников более рискованно для предприятий, так как процентные платежи и  погашения основной части долга  необходимо производить вне зависимости  от результатов реализации инвестиционного  проекта. Стремясь снизить риск, предприятие увеличивает долю собственных привлеченных средств (производит дополнительную эмиссию акций). При этом, стимулируя инвестора производить вложения в собственность, оно вынуждено обещать более высокую отдачу при прямом вложении капитала в собственность. Инвестор также сознает, что вложение в собственность предприятия более рискованный вид инвестиций по сравнению с кредитной инвестицией, и поэтому ожидает и требует более высокую отдачу.
    Затраты на совокупный капитал складываются из затрат на собственный капитал  и затрат на заемный капитал.
    
    Сущность  концепции стоимости  капитала состоит в том, что как фактор производства в инвестиционный ресурс капитал в любой своей форме имеет определенную стоимость, уровень которой должен учитываться в процессе его вовлечения в экономический процесс.
    Процесс оценки стоимости капитала последовательно  осуществляется на предприятии по следующим трем этапам:
    Оценка стоимости отдельных элементов собственного капитала предприятия.
    Оценка стоимости отдельных элементов привлекаемого предприятием заемного капитала.
    • Оценка средневзвешенной стоимости капитала предприятия. Рассмотрим особенности и методический инструментарий оценки стоимости капитала предприятия в разрезе каждого из перечисленных этапов.
    I . Стоимость функционирующего собственного капитала имеет наиболее надежный базис расчета в виде отчетных данных предприятия. В процессе такой оценки учитываются:
    а) средняя сумма используемого собственного капитала в от- 
четном периоде по балансовой стоимости.
Этот показатель служит 
исходной базой корректировки суммы собственного капитала с учетом текущей рыночной его оценки. Расчет этого показателя осуществляется по методу средней хронологической за ряд внутренних отчетных периодов;

    б) средняя сумма используемого собственного капитала в те- 
кущей рыночной оценке
;

    в) сумма выплат собственникам капитала (в форме процентов, 
дивидендов и т.п.) за счет чистой прибыли предприятия.
Эта сумма 
и представляет собой ту цену, которую предприятие платит за используемый капитал собственников. В большинстве случаев эту цену определяют сами собственники, устанавливая размер процентов или дивидендов на вложенный капитал в процессе распределения чистой прибыли.

    II. Стоимость дополнительно привлекаемого акционерного (паевого) капитала рассчитывается в процессе оценки дифференцированно по привилегированным акциям и по простым акциям (или дополнительно привлекаемым паям).
    • Стоимость привлечения  дополнительного  капитала за счет эмиссии  привилегированных  акций определяется с учетом фиксированного размера дивидендов, который по ним заранее предопределен. Это значительно упрощает процесс определения стоимости данного элемента капитала, так как обслуживание обязательств по привилегированным акциям во многом совпадет с обслуживаем обязательств по заемному капиталу. Однако существенным различием в характере этого обслуживания с позиций оценки стоимости является то, что выплаты по обслуживанию заемного капитала относятся на издержки (себестоимость) и поэтому исключены из состава налогооблагаемой прибыли, а дивидендные выплаты по привилегированным акциям осуществляются за счет чистой прибыли предприятия, т.е. не имеют „налогового щита". Кроме выплаты дивидендов, к расходам предприятия относятся также эмиссионные затраты по выпуску акций (так называемые „издержки размещения"), которые составляют ощутимую величину.
     Стоимость привлечения дополнительного капитала за счет эмиссии простых акций (или дополнительно привлекаемых паев) требует учета таких показателей:
    а) суммы дополнительной эмиссии простых акций (или суммы 
дополнительно привлекаемых паев);

    б) суммы дивидендов, выплаченных в отчетном периоде на одну 
акцию (или суммы прибыли выплаченной собственникам на 
единицу капитала);

    в) планируемого темпа роста выплат прибыли собственникам 
капитала в форме дивидендов (или процентов);

    г) планируемых затрат по эмиссии акций (или привлечению дополнительного паевого капитала).
    В процессе привлечения этого вида собственного капитала следует иметь в виду, что по стоимости он является наиболее дорогим» так как расходы по его обслуживанию не уменьшают базу налогообложения прибыли, а премия за риск — наиболее высокая, так как этот капитал при банкротстве предприятия защищен в наименьшей степени.
    III. Заемный капитал в процессе финансового управления оценивается по следующим основным элементам:
      1) стоимость финансового кредита (банковского и лизингового);
    2) стоимость капитала, привлекаемого за счет эмиссии облигаций;
    3) стоимость товарного (коммерческого) кредита (в форме краткосрочной или долгосрочной отсрочки платежа);
    4) стоимость текущих обязательств по расчетам.
    1. Стоимость финансового кредита оценивается в разрезе двух основных источников его предоставления на современном этапе — банковского кредита и финансового лизинга (принципиальные положения такой оценки могут быть использованы и при привлечении предприятием финансового кредита из других источников).
    а) стоимость банковского кредита, несмотря на многообразие его видов, форм и условий, определяется на основе ставки процента за кредит, которая формирует основные затраты по его обслуживанию. Эта ставка в процессе оценки требует внесения двух уточнений: она должна быть увеличена на размер других затрат предприятия, обусловленных условиями кредитного соглашения (например, страхования кредита за счет заемщика) и уменьшена на ставку налога на прибыль с целью отражения реальных затрат предприятия.
    Управление  стоимостью банковского кредита  сводится к выявлению таких его предложений на финансовом рынке, которые эту стоимость минимизируют как по ставке процента за кредит, так и по другим условиям его привлечения (при неизменности привлекаемой суммы кредита и срока его использования).
    б) Стоимость финансового лизинга — одной из современных форм привлечения финансового кредита — определяется на основе ставки лизинговых платежей (лизинговой ставки). При этом следует учитывать, что эта ставка включает две составляющие — 1) постепенный возврат суммы основного долга (он представляет собой годовую норму финансовой амортизации актива, привлеченного на условиях финансового лизинга, в соответствии с которым после его оплаты он передается в собственность арендатору); 2) стоимость непосредственного обслуживания лизингового долга.
    Управление  стоимостью финансового лизинга  основывается на двух критериях:
    а) стоимость финансового лизинга  не должна превышать стоимости банковского кредита, предоставляемого на аналогичный период (иначе предприятию выгодней получить долгосрочный банковский кредит для покупки актива в собственность);
      б) в процессе использования финансового лизинга должны быть выявлены такие предложения, которые минимизируют его стоимость.
    2. Стоимость заемного капитала, привлекаемого за счет эмиссии облигаций, оценивается на базе ставки купонного процента по ней, 
формирующего сумму периодических купонных выплат. Если облигация продается на иных условиях, то базой оценки выступает общая 
сумма дисконта по ней, выплачиваемая при погашении.

    Управление  стоимостью привлекаемого капитала в этом случае сводится к разработке соответствующей эмиссионной политики, обеспечивающей полную реализацию эмитируемых облигаций на условиях, не выше среднерыночных.
    3. Стоимость товарного (коммерческого) кредита оценивается в 
разрезе двух форм его предоставления:

      а) по кредиту в форме краткосрочной отсрочки платежа:
    б) по кредиту в форме долгосрочной отсрочки платежа, оформленной векселем.
    Стоимость товарного (коммерческого) кредита, предоставляемого в форме краткосрочной отсрочки платежа, на первый взгляд представляется нулевой, так как в соответствии со сложившейся коммерческой практикой отсрочка расчетов за поставленную продукцию в пределах обусловленного срока (как правило, до одного месяца) дополнительной платой не облагается. Иными словами, внешне эта форма кредита выглядит как бесплатно предоставляемая поставщиком финансовая услуга.
    Однако  в реальности это не так. Стоимость  каждого такого кредита оценивается размером скидки с цены продукции, при осуществлении наличного платежа за нее. Если по условиям контракта отсрочка платежа допускается в пределах месяца со дня поставки (получения) продукции, а размер ценовой скидки за наличный платеж составляет 5%, это и будет составлять месячную стоимость привлеченного товарного кредита, а в расчете на год эта стоимость будет составлять:
    5% х 360/30= 60%. Таким образом, на первый взгляд бесплатное предоставление такого товарного кредита, может оказаться самым дорогим по стоимости привлечения источником заемного капитала.
    Учитывая, что стоимость привлечения этого  вида заемного капитала носит скрытый характер, основу управления этой стоимостью составляет обязательная оценка ее в годовой ставке по каждому предоставляемому товарному (коммерческому) кредиту и ее сравнение со стоимостью привлечения аналогичного банковского кредита. Практика показывает, что во многих случаях выгодней взять банковский кредит для постоянной немедленной оплаты продукции и получения соответствующей ценовой скидки, чем пользоваться такой формой товарного (коммерческого) кредита.
    Cтоимость товарного (коммерческого) кредита в форме долгосрочной отсрочки платежа с оформлением векселем формируется на тех же условиях, что и банковского, однако должна учитывать при этом потерю ценовой скидки за наличный платеж за продукцию.
    Управление  стоимостью этой формы товарного  кредита, как и банковской, сводится к поиску вариантов поставок аналогичной  продукции, минимизирующих размеры этой стоимости.
    4. Стоимость текущих обязательств предприятия по расчетам при определении средневзвешенной стоимости капитала учитывается по нулевой ставке, так как представляет собой бесплатное финансирование предприятия за счет этого вида заемного капитала. Сумма этих обязательств условно приравнивается к собственному капиталу только при расчете норматива обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами; во всех остальных случаях эта часть текущих обязательств рассматривается как краткосрочно привлеченный заемный капитал (в пределах одного месяца). Так как сроки выплат этой начисленной задолженности (по заработной плате, налогам, страхованию и т.п.) строго детерминированы, она не относится к управляемому финансированию с позиций оценки стоимости капитала.
    С учетом оценки стоимости отдельных  составных элементов заемного капитала и удельного веса каждого из этих элементов в общей его сумме может быть определена средневзвешенная стоимость заемного капитала предприятия.
    III. Оценка средневзвешенной стоимости капитала предприятия
    Оценка  средневзвешенной стоимости капитала основывается на поэлементной оценке стоимости каждой из его составных частей.
    Группировка результатов поэлементной оценки стоимости  капитала для проведения расчета  средневзвешенной его стоимости 

   
    Показатели     Элементы  капитала, выделенные в процессе оценки
          1     2 n - 1 n
    1. Стоимость отдельных элементов капитала, %  
C1
 
C2
      …
 
Cn - 1
 
Cn
    2. Удельный вес отдельных элементов капитала в общей его сумме, выраженный десятичной дробью  
Y1
 
Y2
 
  …
 
Yn-1
 
Yn
    С учетом приведенных исходных показателей  определяется средневзвешенная стоимость капитала (ССК), принципиальная формула расчета которой имеет вид:
    ССК = ? Сi х У    n, i=1
    где ССК — средневзвешенная стоимость  капитала предприятия;
    С, — стоимость конкретного элемента капитала;
    У — удельный вес конкретного элемента капитала в общей сумме.
    Рассчитанная  средневзвешенная стоимость капитала является главным критериальным показателем оценки эффективности формирования капитала предприятия. 

    1.4 Управление структурой капитала.
    Структура капитала представляет собой соотношение  всех форм собственных и заемных  финансовых ресурсов, используемых предприятием в процессе своей хозяйственной деятельности для финансирования активов.
    В процессе финансового управления капиталом  оптимизация его структуры является одной из наиболее важных и сложных  задач.
    Оптимальная структура капитала представляет собой  такое соотношение использования собственных и заемных средств, при котором обеспечивается наиболее эффективная пропорциональность между коэффициентом финансовой рентабельности и коэффициентом финансовой устойчивости предприятия, т.е. максимизируется его рыночная стоимость.
    Одним из механизмов оптимизации структуры  капитала предприятия является финансовый леверидж. Он характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала. Иными словами, финансовый леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал.
    Показатель, отражающий уровень дополнительно  генерируемой прибыли на собственный  капитал при различной доле использования  заемных средств, называется эффектом финансового левериджа. Он рассчитывается по следующей формуле:
   ЭфЛ = (1-Снп)х(КВРА-ПК)хЗК/СК,
    где ЭфЛ — эффект финансового левериджа, заключающийся в приросте коэффициента рентабельности собственного капитала, %;
    Снп — ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;
    КВРа — коэффициент валовой рентабельности активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов), %;
    ПК  — средний размер процентов за кредит, уплачиваемых предприятием за использование заемного капитала, %;
    ЗК  — средняя сумма используемого  предприятием заемного капитала;
    СК  — средняя сумма собственного капитала предприятия.
    Рассматривая  формулу расчета эффекта финансового левериджа, можно выделить в ней три основные составляющие:
    1) Налоговый корректор финансового левериджа (1 - Снп), который показывает в какой степени проявляется эффект финансового левериджа в связи с различным уровнем налогообложения прибыли.
    Дифференциал финансового левериджа (КВРа - ПК), который характеризует разницу между коэффициентом валовой рентабельности активов и средним размером процента за кредит.
    Коэффициент финансового левериджа (ЗК/СК), который характеризует сумму заемного капитала, используемого предприятием, в расчете на единицу собственного капитала.
    Выделение этих составляющих позволяет целенаправленно  управлять эффектом финансового левериджа в процессе финансовой деятельности предприятия.
    Налоговый корректор финансового левериджа  практически не зависит от деятельности предприятия, так как ставка налога на прибыль устанавливается законодательно. Вместе с тем, в процессе управления финансовым левериджем дифференцированный налоговый корректор может быть использован в следующих случаях:
        а) если по различным видам деятельности предприятия установлены дифференцированные ставки налогообложения прибыли;
        б) если по отдельным видам деятельности предприятие использует налоговые льготы по прибыли;
        в) если отдельные дочерние фирмы предприятия осуществляют 
    свою деятельность в свободных экономических зонах своей страны, где действует льготный режим налогообложения прибыли;

        г) если отдельные дочерние фирмы предприятия осуществляют 
    свою деятельность в государствах с более низким уровнем 
    налогообложения прибыли.

    В этих случаях, воздействуя на отраслевую или региональную структуру производства (а соответственно и на состав прибыли  по уровню ее налогообложения), можно снизив среднюю ставку налогообложения прибыли повысить воздействие налогового корректора финансового левериджа на его эффект (при прочих равных условиях).
   Дифференциал  финансового левериджа является главным условием, формирующим положительный эффект финансового левериджа. Этот эффект проявляется только в том случае, если уровень валовой прибыли, генерируемой активами предприятия, превышает средний размер процента за используемый кредит (включающий не только его прямую ставку, но и другие удельные расходы по его привлечению, страхованию и обслуживанию), т.е. если дифференциал финансового левериджа является положительной величиной. Чем выше положительное значение дифференциала финансового левериджа, тем выше при прочих равных условиях будет его эффект.
   В связи  с высокой динамичностью этого  показателя он требует постоянного  мониторинга в процесс управления эффектом финансового левериджа. Этот динамизм обусловлен действием ряда факторов.
    Прежде  всего, в период ухудшения конъюнктуры  финансового рынка (в первую очередь, сокращения объема предложения на нем  свободного капитала) стоимость заемных средств может резко возрасти, превысив уровень валовой прибыли, генерируемой активами предприятия.
    Кроме того, снижение финансовой устойчивости предприятия в процессе повышения  доли используемого заемного капитала приводит к увеличению риска его банкротства, что вынуждает кредиторов увеличивать уровень ставки процента за кредит с учетом включения в нее премии за дополнительный финансовый риск. При определенном уровне этого риска (а соответственно и уровне общей ставки процента за кредит) дифференциал финансового левериджа может быть сведен к нулю (при котором использование заемного капитала не даст прироста рентабельности собственного капитала) и даже иметь отрицательную величину (при которой рентабельность собственного капитала снизится, так как часть чистой прибыли, генерируемой собственным капиталом, будет уходить на обслуживание используемого заемного капитала по высоким ставкам процента).
    Наконец, в период ухудшения конъюнктуры  товарного рынка сокращается объем реализации продукции, а соответственно и размер валовой прибыли предприятия от операционной деятельности. В этих условиях отрицательная величина дифференциала финансового левериджа может формироваться даже при неизменных ставках процента за кредит за счет снижения коэффициента валовой рентабельности активов.
    Формирование отрицательного значения дифференциала финансового левериджа по любой из вышеперечисленных причин всегда приводит к снижению коэффициента рентабельности собственного капитала. В этом случае использование предприятием заемного капитала дает отрицательный эффект.
    Коэффициент финансового левериджа  является тем рычагом (leverage в дословном переводе — рычаг), который мультиплицирует положительный или отрицательный эффект, получаемый за счет соответствующего значения его дифференциала. При положительном значении дифференциала любой прирост коэффициента финансового левериджа будет вызывать еще больший прирост коэффициента рентабельности собственного капитала, а при отрицательном значении дифференциала прирост коэффициента финансового левериджа будет приводить к еще большему темпу снижения коэффициента рентабельности собственного капитала. Иными словами, прирост коэффициента финансового левериджа мультиплицирует еще больший прирост его эффекта (положительного или отрицательного в зависимости от положительной или отрицательной величины дифференциала финансового левериджа). Аналогично снижение коэффициента финансового левериджа будет приводить к обратному результату, снижая в еще большей степени его положительный или отрицательный эффект.
    Таким образом, при неизменном дифференциале  коэффициент финансового левериджа  является главным генератором как  возрастания суммы и уровня прибыли на собственный капитал, так и финансового риска потери этой прибыли.
   Знание  механизма воздействия финансового  левериджа на уровень прибыльности собственного капитала и уровень финансового риска позволяет целенаправленно управлять как стоимостью, так и структурой капитала предприятия. 

II Управление собственным капиталом
2.1 Состав собственного капитала и особенности формирования собственных финансовых ресурсов предприятия
   Финансовую основу предприятия представляет сформированный им собственный капитал. Под собственным капиталом понимается общая сумма средств, принадлежащих предприятию на правах собственности и используемых им для формирования активов. Стоимость активов, сформированных за счет инвестированного в них собственного капитала, представляет собой „чистые активы предприятия". Общая сумма собственного капитала предприятия отражается итогом первого раздела „Пассива" отчетного баланса.
    Основу  первой части собственного капитала предприятия составляет его уставной. Вторую часть собственного капитала представляют дополнительно вложенный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль и некоторые другие его виды.
    формирование  собственного капитала предприятия  подчинено двум основным целям:
    1. формированию за счет собственного капитала необходимого объема внеоборотных активов. Сумма собственного капитала предприятия, авансированная в разнообразные виды его внеоборотных активов (основные средства; нематериальные активы; незавершенные строительство; долгосрочные финансовые инвестиции и др.), характеризуется термином собственный основной капитал.
    2. формированию за  счет собственного  капитала определенного объема оборотных активов. Сумма собственного капитала, авансированная в разнообразные виды его оборотных активов (запасы сырья, материалов и полуфабрикатов; объем незавершенного производства; запасы готовой продукции; текущую дебиторскую задолженность; денежные активы и др.), характеризуется термином собственный оборотный капитал.
   Управление  собственным капиталом связано  не только с обеспечением эффективного использования уже накопленной его части, но и с формированием собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия. В процессе управления формированием собственных финансовых ресурсов они классифицируются по источникам этого формирования.  


    В составе внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, — она формирует преимущественную часть его собственных финансовых ресурсов, обеспечивает прирост собственного капитала, а соответственно и рост рыночной стоимости предприятия. Определенную роль в составе внутренних источников играют также амортизационные отчисления, особенно на предприятиях с высокой стоимостью используемых собственных основных средств и нематериальных активов; однако сумму собственного капитала предприятия они не увеличивают, а лишь являются средством его реинвестирования. Прочие внутренние источники не играют заметной роли в формировании собственных финансовых ресурсов предприятия.
    В составе внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит привлечению предприятием дополнительного паевого (путем дополнительных взносов средств участников) или акционерного ( путем дополнительной эмиссии и реализации акций) капитала. Для отдельных предприятий одним из внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов может являться предоставляемая им безвозмездная финансовая помощь (как правило, такая помощь оказывается лишь отдельным государственным предприятиям разного уровня). В число прочих внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов входят бесплатно передаваемые предприятию материальные и нематериальные активы, включаемые в состав его баланса.
    Приумножение  собственного капитала предприятия  связано в первую очередь в  управлением формированием его  собственных финансовых ресурсов. Основной задачей этого управления является обеспечение необходимого уровня самофинансирования развития хозяйственной деятельности предприятия в предстоящем периоде.
Управление формированием  собственных финансовых ресурсов предприятия  осуществляется по следующим основным этапам:
 

     2.2 Управление формированием операционной прибыли
     Основу  формирования собственных внутренних финансовых ресурсов предприятия, составляет балансовая прибыль, которая характеризует  один из важнейших результатов финансовой деятельности предприятия. Она представляет собой сумму следующих видов прибыли предприятия:
    прибыли от реализации продукции (операционную прибыль);
    прибыли от реализации имущества;
    прибыли от внереализационных операций.
     Среди этих видов главная роль принадлежит  операционной прибыли, на долю которой  приходится большая часть общей  суммы балансовой прибыли, а на многих предприятиях она является единственным источником формирования балансовой прибыли. Поэтому управление формированием прибыли предприятия рассматривается обычно как процесс формирования операционной прибыли.
     Основной  целью управления формированием  операционной прибыли предприятия  является выявление основных факторов, определяющих ее конечный размер, и изыскание резервов  дальнейшего увеличения ее суммы
     Механизм  управления формированием операционной прибыли строится с учетом тесной взаимосвязи этого показателя с  объемом реализации продукции, доходов  и издержек предприятия. Система  этой взаимосвязи получила название «Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли».
     В процессе осуществления операционной деятельности формируется три вида операционной прибыли:
     1. маржинальная операционная прибыль. 
     2. валовая операционная прибыль.
     3. чистая операционная прибыль. 
     В процессе управления формированием  операционной прибыли на основе системы  «Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» предприятие решает ряд  задач.
     1. Определение объема реализации продукции, обеспечивающего безубыточную операционную деятельность в течение короткого периода. Для достижения «точки безубыточности» своей деятельности предприятие должно обеспечить такой объем реализации продукции, при котором сумма чистого операционного дохода сравняется с суммой издержек – как постоянных, так и переменных.
     2. Определение объема реализации  продукции, обеспечивающего безубыточную операционную деятельность в длительном периоде.
     3. Определение необходимого объема  реализации продукции, обеспечивающего достижение запланированной (целевой) суммы валовой операционной прибыли.
     4. Определение суммы «предела безопасности»  (или «запаса прочности») предприятия,  т. е. размера возможного снижения  объема реализации продукции  в стоимостном выражении при  неблагоприятной конъюнктуре товарного  рынка, который позволяет ему осуществлять прибыльную операционную деятельность.
     5. Определение необходимого объема  реализации продукции, обеспечивающего достижение запланированной (целевой) суммы маржинальной операционной прибыли предприятия.
     6. Определение необходимого объема  реализации продукции, обеспечивающего достижение запланированной (целевой) суммы чистой операционной прибыли.
     7. Определение возможных результатов  роста суммы валовой операционной прибыли при оптимизации соотношения постоянных и переменных операционных издержек.
     Таким образом, механизм управления различными видами операционной прибыли предприятия  с использованием системы «Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли» основан на ее зависимости от следующих основных факторов:
    объема реализации продукции в стоимостном или натуральном выражении;
    суммы и уровня чистого операционного дохода;
    суммы и уровня переменных операционных издержек;
    суммы постоянных операционных издержек;
    соотношения постоянных и переменных операционных издержек;
    суммы налоговых платежей, осуществляемых за счет прибыли.
     Эти показатели могут рассматриваться  как основные факторы формирования суммы различных видов операционной прибыли, воздействуя на которые можно получить необходимые результаты .
     2.3 Дивидендная политика предприятия
     Под термином «дивидендная политика» можно  понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.
     Основной  целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.
     Исходя  из этой цели понятие дивидендной  политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.
     Наиболее  распространенными теориями, связанными с механизмом формирования дивидендной политики, являются:
     1. теория независимости дивидендов. Ее авторы – Ф. Модильяни  и М. Миллер утверждают, что  избранная дивидендная политика  не оказывает никакого влияния  ни на рыночную стоимость предприятия  (цену акций), ни на благосостояние собственников в текущем или перспективном периоде, так как эти показатели зависят от суммы формируемой, а не распределяемой прибыли.
     2. теория предпочтительности дивидендов (или «синица в руках»). Ее авторы  – М. Гордон и Д. Линтнер  утверждают, что каждая единица  текущего дохода (выплаченного в форме дивидендов) в силу того, что «она очищена от риска» стоит всегда больше, чем доход отложенный на будущее, в связи с присущим ему риском. Исходя из этой теории максимизация дивидендных выплат предпочтительней, чем капитализация прибыли.
     3. теория минимизации дивидендов (или  «теория налоговых предпочтений»). В соответствии с этой теорией эффективность дивидендной политики определяется критерием минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим доходам собственников. А так как налогообложение текущих доходов в форме получаемых дивидендов всегда выше, чем предстоящих (с учетом фактора стоимости денег во времени, налоговых льгот на капитализируемую прибыль и т. п.), дивидендная политика должна обеспечивать минимизацию дивидендных выплат, а соответственно максимизацию капитализации прибыли с тем, чтобы получить наивысшую налоговую защиту совокупного дохода собственников.
     4. сигнальная теория дивидендов (или  «теория сигнализирования»). Эта  теория построена на том, что  основные модели оценки текущей  реальной рыночной стоимости  акций в качестве базисного  элемента используют размер выплачиваемых по ней дивидендов. Таким образом, рост уровня дивидендных выплат определяет автоматическое возрастание реальной, а соответственно и котируемой рыночной стоимости акций, что при их реализации приносит акционерам дополнительный доход. Кроме того, выплата высоких дивидендов «сигнализирует» о том, что компания находится на подъеме  и ожидает существенный рост прибыли в предстоящем периоде.
     5. теория  соответствия дивидендной  политики составу акционеров (или  «теория клиентуры»). В соответствии  с этой теорией компания должна  осуществлять такую дивидендную политику, которая соответствует ожиданиям большинства акционеров, их менталитету. Если основной состав акционеров отдает предпочтение текущему доходу, то дивидендная политика должна исходить из преимущественного направления прибыли на цели текущего потребления. И наоборот, если основной состав акционеров отдает предпочтение увеличению своих предстоящих доходов, то дивидендная политика должна исходить из преимущественной капитализации прибыли в процессе ее распределения.
     Практическое  использование этих теорий позволило  выработать три подхода к формированию дивидендной политики – «консервативный», «умеренный» («компромиссный») и «агрессивный». Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики .
     Основные  типы дивидендной политики
Определяющий  подход к формированию дивидендной политики Варианты используемых типов дивидендной политики
1. консервативный  подход 1. остаточная  политика дивидендных     выплат
2. политика стабильного  размера
    дивидендных  выплат
2. умеренный  (компромиссный)     Подход
3. политика минимального     стабильного  размера дивидендов с
    надбавкой  в отдельные периоды
     
3. агрессивный  подход 4. политика стабильного  уровня     дивидендов
5. политика постоянного  возрастания
    размера  дивидендов
 
     1. Остаточная политика дивидендных  выплат предполагает, что фонд  выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия.
     2. Политика стабильного размера  дивидендных выплат предполагает  выплату неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции).
     3. Политика минимального стабильного  размера дивидендов с надбавкой  в отдельные периоды (или политика  «экстра-дивиденда») по весьма распространенному мнению представляет собой наиболее взвешенный ее тип. Ее преимуществом  является стабильная гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере при высокой связи с финансовыми результатами деятельности предприятия, позволяющей увеличивать размер дивидендов в периоды благоприятной хозяйственной конъюнктуры, не снижая при этом уровень инвестиционной активности.
     4. Политика стабильного уровня  дивидендов рассматривает установление  долгосрочного нормативного коэффициента  дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли (или норматива распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части).
     5. Политика постоянного возрастания  размера дивидендов предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики происходит, как правило, в твердо установленном проценте прироста к их размеру в  предшествующем периоде.
     С учетом рассмотренных принципов  дивидендная политика формируется  по следующим основным этапам . 

     
     Первоначальным  этапом формирования дивидендной политики является изучение и оценка факторов, определяющих эту политику. В практике финансового менеджмента эти факторы принято разделять на четыре группы.
    Факторы, характеризующие инвестиционные возможности предприятия
    Факторы, характеризующие возможности формирования финансовых ресурсов из альтернативных источников .
    Факторы, связанные с объективными ограничениями (уровень налогообложения дивидендов, фактический размер получаемой прибыли, коэффициент рентабельности собственного капитала и пр.).
    Прочие факторы (конъюнктурный цикл товарного рынка, участником которого является компания, неотложность платежей по ранее полученным кредитам, возможность утраты контроля над управлением компанией и др.).
     Оценка  этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной  политики на ближайший перспективный период .
     Важным  этапом формирования дивидендной политики является выбор форм выплаты дивидендов Основными из таких форм являются:
     1. выплаты дивидендов наличными  деньгами (чеками). Это наиболее простая и самая распространенная форма осуществления дивидендных выплат.
     2. выплата дивидендов акциями. Такая  форма предусматривает предоставление  акционерам вновь эмитированных  акций на сумму дивидендных  выплат.
     3. автоматическое реинвестирование. Эта форма выплаты предоставляет  акционерам право индивидуального  выбора – получить дивиденды  наличными, или реинвестировать  их в дополнительные акции.
     4. выкуп акций компанией. Он рассматривается  как одна из форм реинвестирования дивидендов, в соответствии с которой на сумму дивидендного фонда компания скупает на фондовом рынке часть свободно обращающихся акций.
     2.4 Эмиссионная политика предприятия
     Эмиссионная деятельность предприятия охватывает широкий спектр проблем, выходящих  за рамки финансового менеджмента. Поэтому, рассматривая вопросы эмиссионной политики предприятия как формы привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников, введем ряд ограничений.
     Во-первых, эмиссионная политика предприятия  будет ограничена вопросами эмиссии только акций – основного источника формирования собственного капитала на фондовом рынке.
     Во-вторых, из перечня вопросов исключено акционирование приватизируемых государственных предприятий. Их корпоратизация представляет собой лишь смену форм собственности с государственной на акционерную без дополнительного привлечения реального капитала.
     В-третьих, будут рассмотрены лишь финансовые аспекты эмиссионной политики, не затрагивая организационных и других ее вопросов .
     Привлечение собственного капитала из внешних источников путем дополнительной эмиссии акций является сложным и дорогостоящим процессом. Поэтому к данному источнику формирования собственных финансовых ресурсов следует прибегать лишь в крайне ограниченных случаях.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.