На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Эффективность деятельности предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание. 

    Введение……………………………………………………………………………………3
    Эффективность – как главная экономическая категория…………………………...4
             1.1.Понятие экономической эффективности…………………………………….…….4
        1.2. Показатели эффективности деятельности предприятия………………………...5
    2. Анализ производственно-финансовой  деятельности Гомельского мотороремонтного  завода……………………………………………………………………………….. 9
             2.1.Анализ выпуска и реализации  продукции…………………………………….….10                 
             2.2.Анализ основных фондов предприятия……………………………………….….15
             2.3. Анализ финансового положения  ГМРЗ…………………………………………16
          3. Пути повышения эффективности  деятельности мотороремонтного  завода……...20
             3.1.Реорганизация отдела маркетинга  на Гомельском мотороремонтном заводе...20
                 3.2. Повышение эффективности путём  применения инструментов  товарной  политики на предприятии………………………………………………………………….26      
          Заключение…………………………………………………………………………….…34
           Список использованной литературы…………………………………………………..35      
           Приложения……………………………………………………………………………..36         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 
 
 
 

    Гомельский  мотороремонтный завод, являясь  в Республике Беларусь единственным производителем вакуумных насосных установок и специализированным на ремонте гидропривода кормоуборочных и зерноуборочных комбайнов,  имеет ряд проблем, связанных с низкой рентабельностью продукции, снижающимся уровнем её производства, большими запасами продукции на складе, нестабильным финансовым положением и т.д.  

    Поэтому в курсовой работе я постараюсь объективно проанализировать сложившуюся финансово – производственную ситуацию предприятия и предложить некоторые пути повышения эффективности его деятельности. 

    Эффективность предприятия достаточно широкое понятие, охватывающее все стороны деятельности предприятия и в конечном итоге,  влияет как на  уровень развития  предприятия, так и на уровень развития страны в целом. Любые, производственные единицы, каких бы масштабов они ни были, какие бы не разрабатывали стратегии развития, и средства их достижения  конечной целью любого из них является  повышение эффективности своей деятельности.
    В курсовой работе я остановлюсь на двух направлениях повышения эффективности деятельности ГМРЗ:
    изменение маркетинговой политики на предприятии
    применение инструментов товарной политики, а именно внедрение выпуска новых видов продукции.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Эффективность –  как главная экономическая  категория. 

      Понятие экономической эффективности.
 
    Проблема эффективности отражена на всех стадиях производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Это достаточно широкое экономическое понятие, в основе которого лежит ограниченность ресурсов, времени, получение как можно большего количества продукции и прибыли и т.д.
    Эффективность (от латинского слова “effectus” – исполнение, действие) – это результативность, следствие каких-либо причин или действий. Понятие эффективности в экономической деятельности  рассматривается как отношение  результата к затратам. А так как в основе определения эффективности лежит 2 понятия:  оценочный характер и сравнительное преимущество то эффективность можно определить как отношение между ценностью того, что произведено, и того, что не произведено, между полученными благами, от производства которых пришлось отказаться, потому что оно было сопряжено со слишком большими альтернативными стоимостями.
    Следовательно, понятие экономической эффективности  относится как к соотношению результата  производства с затратами на его осуществление, так и с результатами  того, что произведено, и того, от чего пришлось отказаться при выборе альтернативного варианта. Первое понятие относится к выбору уже реализованных, прошлых решений. Выбор в этом случае означает оценку целесообразности прошлого выбора, результата деятельности предприятия, выявление резервов повышения эффективности производства и основывается на анализе средних показателей. Второе понятие даёт возможность определить целесообразность будущих решений, выявить оптимальный вариант использования ресурсов и основывается на анализе предельных показателей.
    Понятие экономической эффективности  производственной деятельности дано в работах многих экономистов. Однако мнения их по этому  поводу значительно различаются. В таблице 1.1. предоставлены элементы понятия экономической эффективности.
                                                                                                                Таблица 1.1.
    Элементы  понятия экономической эффективности. 

           Элемент Характеристика  элемента
        Объект
      Воспроизводство в целом и его фазы
      Вид отношений Отношение между  людьми; экономические отношения и интересы; соизмерение; соотношение; степень использования; математические отношения;
      Вид результата Результат; эффект; полезность; материальное благо; интеллектуальная ценность; конечный результат производства;
      Вид затрат Общественный  труд; овеществлённый и живой труд;
      Вид ресурсов Трудовые, материальные, природные и денежные ресурсы.
 
 
     В ряде работ эффективность исследуется  применительно к отдельным фазам воспроизводства, что  представляет несомненный интерес для определения  эффективности общественного воспроизводства в целом.
     В других работах при рассмотрении эффективности авторы не конкретизируют объект.
     Под экономической эффективностью производства подразумеваем материальное производство, т. к. в нематериальной сфере на экономические категории, закономерности, законы в значительной степени влияют внеэкономические факторы (международная обстановка, политическая ситуация в стране, культурный уровень и т. д.). При этом эффективное развитие материального производства служит основой дальнейшего развития нематериальной сферы.
     Второй  элемент понятия экономической  эффективности – это вид отношений. В работах, посвящённых проблемам  экономической эффективности, рассмотрены вообще отношения между людьми или между отдельными личностями и коллективами или между производителями.
     Отдельные авторы элементом понятия экономической  эффективности считают соизмерение, соотношение, степень использования, что, по моему мнению, не является характеристикой экономических отношений между людьми. Их можно отнести скорее к показателям эффективности.
     Следующим элементом, характеризующим понятие  экономическая эффективность, является вид результата полезной деятельности производства. То, что понятие эффективности отражает экономические отношения, связанные с получением определённого результата, признаётся многими экономистами. Однако категорию результат экономисты понимают по-разному (во многих работах даже не уточняется, какой конкретный результат отражён в понятии). Многие экономисты под производственным результатом подразумевают полезность или полезный результат.
     Большинство авторов считает, что эффективность  характеризует отношения не только между результатом, но и между  эффектом. Эффект определяется абсолютным превышением результатов над затратами и является абсолютным показателем эффективности.
     Одним из важных элементов эффективности  является вид затрат.  Большинство  авторов исключают затраты из рассмотрения, считая, что эффективность производства отражает степень производительного использования ресурсов, необходимых для производства материальных благ. А это означает, что материалоёмкость продукции, затрат на 1 руб. продукции и ряд других показателей, отражающих эффективность текущих затрат, не будут влиять на эффективность производства. 

1.2.Показатели  эффективности деятельности  предприятия. 

     Обоснование показателей, отражающих эффективность  производства, осуществляется путём перехода от понятия к показателю с помощью критерия эффективности. Критерий эффективности – это максимизация конечных результатов производства при наилучшем использовании затрат и ресурсов. Это целевой показатель, по которому можно судить о достижении определённого уровня эффективности.
     Можно выделить следующие группы критерий эффективности:
    Наиболее общий комплексный критерий – экономические результаты управляемой системы в целом, т.е. достижение предприятием наивысших  технико-экономических результатов при наименьших затратах;
    Группа частных критериев:
      наименьшие затраты живого труда при производстве продукции;
      наименьшие затраты материальных ресурсов;
      наименьшие затраты финансовых ресурсов;
      наивысшая рентабельность предприятия;
      наименьшая себестоимость.
         3.   Группа обобщающих многие  другие показатели критериев:
      наименьшие затраты времени на производство единицы продукции;
      высокие темпы научно-технического развития;
      наивысшие показатели использования основных фондов.
        4.   Группа качественных критериев:
      наилучшие условия труда, ведущие к снижению напряжённости (утомляемости) работников;
      выполнение плановых заданий в установленные сроки;
      выпуск продукции наивысшего качества;
      максимальное снижение текучести кадров и  установление стабильности персонала.
     Для любого экономического субъекта или  предприятия критерием экономической эффективности служит увеличение  всего того, что представляет для них ценность в настоящем или будущем, то есть увеличение богатства.
     Для экономики государства  эффективность  – это понятие, которое связано  в максимизацией экономического благосостояния.
     Таким образом, оценка экономической эффективности  возможна только в рамках определённой структуры, охватывающей все потоки затрат и выпуска данной производственной системы, а также устанавливающей критерии оценки альтернативных решений и результата деятельности. Эффективность нельзя определить как некую абсолютную и абстрактную величину, независящую от цели и соответствующих ограничений анализируемой системы.
     Принципиальная  модель эффективности может быть представлена в виде 

                                         Р = F ( Р, З )                                                 (1)
     Где F ( Р, З ) – это функция зависимости между двумя переменными – затратами и результатами.
     Учёные  по-разному относятся к выбору показателей оценки эффективности, но большинство из них сходятся во мнении, что показатели должны:
      быть адекватными  реальной деятельности предприятия;
      быть соизмеримыми по качественным и количественным параметрам;
      базироваться на официальной отчётности;
      отражать динамичность развития системы организации и управления предприятием;
      строится на основе системного подхода, т.е. находится в тесной взаимосвязи между всеми показателями системы;
      учитывать возможность трансформации показателей при переходе к различным уровням оценки.
     Результат производственной деятельности определяется характером этой деятельности, его специфическими целями. Он выражается показателями объёмов хозяйственной деятельности, прибыльностью, снижением затрат (издержек), улучшением социальных и экономических условий и т.д.
     Сопоставление отдельных величин разных видов  результатов и затрат позволяет  определить величину или изменение  данного соотношения, например: производительность, фондоотдача, материалоёмкость, капиталоёмкость и т.д.
     Многочисленность  видов затрат и различие тенденции показателей эффективности требуют их соизмерения, что достигается применением обобщающих показателей  эффективности. К ним относятся: прибыль, рентабельность производства, рентабельность текущих затрат, рентабельность капитала и т.д.
     Формирования показателей эффективности предприятия характеризует структурно-логическая модель факторной системы (рис 1.1.)
     
     
     
 
 
 

Рис 1.1. Структурно-логическая модель факторной  системы эффективности производства. 
 

     В целом эффективность деятельности предприятия можно показать с помощью  обобщающих показателей  эффективности. (см. прилож 1).
     Если  на уровне рабочего места, участка, цеха возможно измерить  эффективность  или с помощью соотношение  затрат и выпуска  в натуральном  выражении или с помощью технико-экономических показателей, то уже с повышением уровня агрегирования происходит переход к соотношению финансовых показателей затрат и выпуска, что и позволяет их измерить.
       Следовательно, показатели для  оценки эффективности должны  выбираться путём соотношения “затраты - результаты”. Система связей факторов, через которые изменение эффективности  влияет на издержки производства, цены, доходы, позволяет осуществлять управление и контроль над производством, оценить альтернативные средства изменения эффективности, имеющиеся в распоряжении предприятия, определить значение прошлых и возможных будущих производственных решений и нововведений. 
 

     При анализе и оценке эффективности  деятельности предприятия необходимо учитывать:
    изменение потребности в каждом виде затрат на единицу продукции;
    изменение пропорций затрат как для учёта возможностей их размещения, так и  для различий в изменении эффективности использования основных и второстепенных видов затрат;
    изменения во всей системе соотношений показателей эффективности, чтобы иметь возможность их корректировать в соответствии  с данными критериями;
    различие в эффективности использования ресурсов при полном и неполном их использовании.
    Повышение эффективности производства предполагает:
      освоение и модернизация выпускаемой продукции;
      внедрение в производство новых машин, оборудования, инструмента, новы материалов;
      использование новых технологий и способов производства продукции;
      усовершенствование и применение новых прогрессивных методов у правления, средств и методов организации и управление производством.
      
     Однако  реализация многих направлений в  области повышения эффективности  деятельности предприятия тормозится внешними факторами, а именно: 

    часто изменяющееся и несовершенное налоговое законодательство;
    нестабильная социально-политическая ситуация;
    высокие темпы инфляции;
    низкая  инвестиционная привлекательность в республике;
    непрогрессивность проводимых экономических реформ;
    рост цен на топливо и электроэнергию и т.д.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     2.  Анализ производственно-финансовой деятельности Гомельского мотороремонтного завода. 

    На  сегодняшний день Гомельский мотороремонтный  завод находится в трудном  экономическом положении, что связано  со следующими проблемами, отражёнными  в таблице 2.1. 

                                                                                                          Таблица 2.1.1.
Проблемы  деятельности ГМРЗ. 

    Существующие  проблемы Пути  решения
    Отсутствие  гарантированного притока оборотных средств 1. Решение проблемы  с погашением задолженности через отсрочку платежей; 2. Разработка  и утверждение нормативов минимальной рентабельности и гарантий оплаты поставок.
    Неадекватно-допустимый уровень рентабельности
      Определение целесообразности возможной ликвидации производства нерентабельной продукции;
      Увеличение выпуска продукции с максимальной рентабельностью и спросом;
      Выработка стратегии поведения предприятия на рынке;
      Производство только продукции, рентабельность которой превышает минимально-допустимую (установленную);
      Проведение экономических расчётов по каждому виду продукции о целесообразности выпускаю
    Низкая  эффективность продаж
      Реорганизация отдела маркетинга;
      Постоянный анализ заключаемых контрактов и договоров и исключение клиентов, не отвечающих требованиям по гарантиям выплат и др.
      Совершенствование технологических процессов с целью снижения переменных издержек на материалы и топливо;
      Постоянный анализ поставщиков материалов, комплектующих, с целью выявления наиболее приемлемого по цене и качеству.
    Большие запасы готовой продукции на складе
      Реорганизация отдела маркетинга с целью поиска новых рынков сбыта,  выход на новые сегменты и т.д.
      Обновление ассортимента продукции, модернизация и улучшение выпуска существующей продукции.
    Старый  парк оборудования и устарелые технологии
      Привлечение кредитов и инвестиций.
      Совершенствование технологий.
 
 
 
    На  современном этапе можно определить миссию Гомельского мотороремонтного завода – содействие в повышении  благосостояния граждан и предприятий  Республики Беларусь на основе организации  промышленной деятельности по ремонту сельскохозяйственной техники и агрегатов, выпуску вакуумных насосных станций для машинного доения крупного рогатого скота.
    Для реализации миссии предприятие должно достичь следующих целей:
    Поэтапный эволюционный процесс улучшения своих позиций на уже освоенных рынках и проникновение на новые и закрепление на них, определённые экономической целесообразностью, интересами клиентов и самого предприятия.
    Максимальное привлечение целевых безвозмездных и низкопроцентных финансовых и материальных инвестиций.
    Организация производственного процесса на основе системы управления качеством и управления издержками.
    Оптимальная децентрализация структуры ГМРЗ, компьютеризация управления и оптимизация информационных управленческих потоков.
    Для более глубокого содержания работ, заключённых в миссии предприятия , покажем их суть, разбив их по областям деятельности:
          1.Область производственной деятельности:
      маркетинговая и производственная политика должна осуществляться на основе;
      производства и ремонта сельскохозяйственной техники и агрегатов, организуемых по критерию оптимизации производительности  с минимизацией издержек;
      создание и обеспечение эффективной системы качества и агрессивного быстрореагирующего маркетинга;
      применение современных методов управления материальными потоками  на основе логистики с применением компьютеризированных систем обработки информации.
            2.Финансово- экономическая политика  предприятия должна осуществляться  на основе разработки и внедрения  системы  планирования  и контроллинга ,базирующихся на финансовых инструментах , позволяющих заводу функционировать на основе оптимального сочетания самофинансирования и использования кредитных ресурсов.
      3.Область управления.
      - реорганизация структуры управления  на основе оптимальной децентрализации и организации информационно-управленческих потоков, позволяющих с высокой эффективностью делегировать полномочия по принятию решения.
      - работа с персоналом, клиентами  должна осуществляться на основе  создания благоприятной системы взаимоотношений. 

2.1.Анализ  выпуска и реализации  продукции. 

    Гомельский  мотороремонтный завод является крупнейшим предприятием, специализированном на ремонте гидропривода кормоуборочных и зерноуборочных комбайнов, капитальном и текущем ремонте двигателей, а так же он является единственным в Республике Беларусь производителем насосных станций для машинного доения крупного рогатого скота.
    Предприятие осуществляет следующие виды экономической  деятельности согласно Общегосударственному Классификатору Республики Беларусь “ОК РБ 005 - 96”:
    29119 – Ремонт тракторных дизельных  двигателей;
    29122 – Производство вакуумных водокольцевых  насосов, насосных станций;
    29129 – Ремонт насосов и компрессоров;
    29149 – Ремонт агрегатов, узлов  и деталей к сельскохозяйственным машинам и технике;
    29249 – Переоборудование автомобилей  для работы на дизельном топливе;
    29319 – Производство оборудования  для животноводства и кормопроизводства,  производство дизельных установок,  аппаратов индивидуального доения;
    29329 – Ремонт машин и оборудования, используемых в сельском хозяйстве и лесоводстве;
    25240 – Производство изделий из  пластмасс, производственно-технического  назначения, товаров народного потребления и другие.
     Структура выпуска товарной продукция  предоставлена на рис.2.1.1. 
 

Рис.2.1.1. Структура выпуска товарной продукции  за 2000 год. 

    Данные  прилож. 2. свидетельствуют о том, что для ГМРЗ выпуск насосных станций, капитальный ремонт двигателей, переоборудование трактора Т-150, ремонт комбайна  являются основополагающими.
    По  данным прилож.3 можно сделать вывод о том, что с 1990 года наблюдается явное снижение выпуска и ремонта двигателей (Д-50, Д-50Л, Д-240, Д-242), аппарата питающего, выпуска насосных станций, переоборудование трактора Т-150 К.
      Это вызвано объективной причиной – уменьшением заказов от сельхозпредприятий, что объясняется наблюдающимся экономическим кризисом, ростом инфляции, снижением платёжеспособности сельхозпредприятий, колхозов и совхозов, а также их многочисленной ликвидацией.
    Проведен  анализ реализации продукции в таблице 2.2., основанный на данных прилож. 4,5.
    Таблица 2.1.1
    Анализ  выпуска и реализации продукции  ГМРЗ за 1998 – 2000 годы.
Показатели 1998год 1999 год 2000 год  Отклонение от 1998 года, % Отклонение от 1999 года, %
1. Остатки готовой  продукции на начало года:          
1.1. В действующих  ценах 5075 26432 36258 714,012 137,17
1.2. В сопоставимых ценах 2000 года 49912,6 92512 36258 72,63 39,19
2. Выпуск товарной продукции          
   
В действующих  ценах
130634 398272 1294500 990,9 325,029
  В сопоставимых ценах 2000 года 1288456 1506209 1294500 100,5 85,94
3. Реализация  продукции          
   
В действующих  ценах
109277 388446 1073314 982,1957 276,309
  В сопоставимых ценах 2000 года 1077809 1359561 1073314 99,583 78,9456
4. Остатки готовой  продукции на конец года          
  В действующих  ценах 26432 36258 257444 973,986 710,03
  В сопоставимых ценах 2000 года 260707,4 289518 257444 98,750 187,747
 
    Данная  таблицы 2.1.1. свидетельствует о том, что на предприятии снижается  реализация продукции (в 2000году она составила 99,583% к реализации в 1999году), увеличиваются остатки готовой продукции на складе (в 2000году они составили 98,75% к остаткам 1998 года, а уже к 1999 году они составили - 127,745%). Эта ситуация в целом неблагоприятно влияет на производственно-хозяйственную деятельность ГМРЗ.
     Структура реализации продукции предоставлена  на рис 2.2.2.
    Рис.2.1.2. Структура реализации продукции  ГМРЗ за 2000 год. 

    Структура реализации продукции   свидетельствует, что стратегия сбытовой политики ГМРЗ  ориентирован на местный рынок – Гомельская область, что объясняется нахождением в других регионах Республики Беларусь предприятий –конкурентов, обеспечивающих подобной продукцией свой регион:
    Могилёвский мотороремонтный завод;
    Витебский мотороремонтный завод;
    Держинский мотороремонтный завод (Минская обл.);
    Берёзовский мотороремонтный завод  (Брестская обл.);
    Козимировский опытный завод (Могилёвская обл.);
    Слонимский мотороремонтный завод (Гродненская область);
    Оршанская спецпромтехника (Витебская обл.);
    Экспорт продукции ГМРЗ незначителен, что  связано с отсутствием мощной маркетинговой службы на предприятии.  

    Можно придти к следующим выводам:
    значительное снижение реализованной продукции связано с нерентабельным выпуском основной продукции ГМРЗ -  капитальный и текущий ремонт двигателей, по которым рентабельность достигает более -30 –  - 40 %.
    Значительное снижение товарной продукции, которое связано с увеличением брака продукции, низкой организацией трудовой дисциплины рабочих предприятия, незаинтересованностью работников в получении максимального результата, отрицательной рентабельностью ремонта двигателей.
    Недостаточная работа отдела маркетинга – отсутствие выхода на рынки СНГ и за рубеж, непроведением исследования рынка и запросов потребителей, отсутствие политики формирования и стимулирования сбыта,  хотя предприятие имеет все для этого производственные возможности;
    Большие запасы готовой продукции на складе, что связано с невостребованностью ею потребителей по следующим причинам:
      сельскохозяйственные предприятия на сегодняшний день не в состоянии оплачивать продукцию в связи с тяжёлым финансовым положением;
      высокая материалоемкость ремонта двигателей, которая прямым образом влияя на цену, ведёт к её росту, поэтому предприятию следует применить новые технологии их  ремонта.  
 
            Из вышесказанного подведём итог  - основными  направлениями в  повышении эффективности деятельности  предприятия должна быть товарная политика предприятия, которая позволит пересмотреть ассортимент выпускаемой продукции, обоснованность затрат на её выпуск и реализацию, применение новых технологий, внедрение выпуска новых видов изделий, модернизация уже выпускаемой продукции; и реорганизация отдела маркетинга, которая позволит предприятию выйти на новые рынки сбыта и тем самым получить необходимую прибыль.
             

2.2.Анализ  основных фондов.
    Проведём  анализ основных фондов предприятия. Проанализируем наличие, движение и динамику основных фондов.
    Таблица 2.2.1.
    Наличие, движение и динамику основных фондов за 2000 год, тыс. руб.
Основные  фонды Наличие на начало года Поступило за год Выбыло за год Наличие на конец  года Превышение поступления над выбытием Темп роста, %
Промышленно-производственные фонды 1990647 3551046 - 5541693 +3551046 283,4
Активная  часть промышленно производственных фондов 1256605 1889778 - 3146383 +1889778 250,38
Непроизводственные фонды 90853 263173 516 353510 +262657 389,1
Итого 2081500 3814219 516 +3813703 283,2  
    Данные  таблицы 2.2.1. показывают, что производственно-промышленные фонды увеличились за год на 3551046 тыс. руб. или на 183,4%, а удельный вес их в составе всех фондов изменился  (таблица 2.2.2.).
Таблица 2.2.2.
Наличие, состав и структура основных фондов за 2000 год, тыс. руб. 

Группы  основных фондов и их наименования На начало года На конец  года Изменение
Сумма, тыс. руб. Удельный вес, % Сумма, тыс. руб. Удельный вес, % Суммы, тыс. руб.  Удельного веса, %
 Основные            
1. Здания  776353 37,30 2396002 44,03 +1819649 +7
2. Сооружения 31528 1,51 105995 1,79 +74467 +0,28
3. Передаточные  устройства 5437 0,26 15751 0,267 +10314 +0,007
4. Машины и оборудование 1234366 59,3 3068771 52,05 +1834405 -7,25
5. Транспортные  средства 22239 1,07 77096 1,31 +54857 +0,24
6. Инструменты,  производственный и хозяйственный  инвентарь и принадлежности. 11577 0,56 31588 0,53 +20011 -0,03
Итого 2081500 100 5895203 100 +3813703 -
 В  том числе            
- производственные 1990647 95,63 5541693 94,0 +3551046 -1,63
- непроизводственные 90853 4,36 353510 5,99 +262657 +1,63
 
    Данные  таблицы 2.2.2. показывают, что в структуре промышленно-производственных  фондов наблюдается снижение активной части фондов, основными из которых являются машины и оборудование (удельный вес их на конец года снизился на 7,25%).Это негативный факт, т.к. снижение удельного веса активной части основных фондов способствует снижению производственной мощности предприятия, снижению фондоотдачи.
    Оценку  движения основных фондов приведём в  таблице 2.2.3..
     Таблица 2.2.3.
     Оценка  движения основных фондов за 1998 – 2000 годы, тыс. руб.  

        Показатели 1998 год 1999 год 2000 год
    1 Первоначальная  стоимость основных фондов 195496 2081500 5895203
    2 Остаточная  стоимость основных фондов 94449 1027730 2915762
    3 Среднегодовая стоимость основных фондов      
    3.1  В том  числе стоимость среднегодовая  активной части основных фондов 127091,5 691628,5 2201494
    4 Удельный вес  активной части фондов, % 64,88 60,7 55,19
    5 Износ основных фондов 101047 1053770 297441
    6 Коэффициент  износа, % 51,68 50,62 50,54
    7 Коэффициент годности, % 48,32 49,38 49,46
    8 Коэффициент обновления, % 0,098 90,62 64,70
    9 Коэффициент выбытия, % 0,493 0,172 0,02
 
     Таблица 2.2.3. составлена по данным Приложения 4 ,5. Показатели таблицы 2.2.3. свидетельствуют  о сильной изношенности основных фондов, составившей 50,54% в 2000 году. Обновление активно наблюдается в 1999 году и в 2000 году, оно составило 90,62 % и 64,70%  соответственно. Это связано в основном с модернизацией имеющегося оборудования. Выбытие наиболее ярко наблюдается в 1998 году – 0,493 %  стоимости фондов на начало года. Степень годности фондов незначительно увеличилась, начиная с 1998 года, однако этот прирост незначителен.
     В целом на предприятии производственные фонды характеризуются большим  износом, наличием большого количества изношенного оборудования, средний возраст которого в пределах от 10 до 20 лет. Это всё говорит о слабой технической базе предприятия. 
 

2.3. Анализ финансового положения ГМРЗ. 

     Финансовое  положение завысит от результатов  его производственной деятельности Бесперебойный выпуск и реализация высококачественной продукции положительно влияет на финансовое положение предприятия.
     По  данным приложения 3 можно сделать  вывод, что общая сумма средств  предприятия возросла за 2000 год на 2434609 тыс. руб. или на 303,1% по сравнению с предыдущим годом. Распределение средств между внеоборотными и оборотными активами 86,07% и 13,93% соответственно. На конец года произошли следующие изменения в этих группах средств: снижения внеоборотных активов на 5,58% и увеличение оборотных средств соответственно на 5,58% или на 541574 тыс. руб. Это произошло за счёт значительного увеличения запасов на 464,14%, дебиторской задолженности на 555%, прочих оборотных активов на 609,80%.
     Изучение  наличия, состава и структуры  производственных запасов и затрат  позволяет сделать вывод о неблагоприятной тенденции накопления готовой продукции на складе. Общая её сумма на конец года составила 295371 тыс. руб. Следующим негативным моментом является рост дебиторской задолженности на 4649 тыс. руб. или на 455,03%. Основную часть дебиторской задолженности составляют покупатели и заказчики – около 97,3%. Оборачиваемость дебиторской задолженности составила 19 дней на конец 2000 года. При учёте того, что в большинстве своём продукция отгружается в пределах Республики Беларусь это достаточно долгий срок.
     Общий прирост источников средств составил 2434609 тыс. руб., что обусловлено ростом как собственных, так и привлечённых средств. Уставный фонд ГМРЗ возрос до 39000 тыс. руб. в связи с переименованием Гомельского мотороремонтного завода в коммунальное унитарное предприятие “ Гомельский мотороремонтный завод ”.
     Проанализируем  финансовую устойчивость и платёжеспособность предприятия на основе данных прилож. 3,4.
     Таблица 2.3.1.
     Анализ  показателей финансовой устойчивости ГМРЗ за 2000 год, тыс. руб. 

Показатели На начало года На конец  года изменение
расчёт Уровень показателя расчёт Уровень показателя
1.Коэффициент  собственности 1065999: 1194097 0,893 3023131: 3628706 0,833 -0,06
2.Коэффициент  соотношения общего и заёмного  капитала 128098:  1194097 0,107 605575:  3628706 0,167 +0,06
3. Коэффициент  соотношения заёмного и собственного  капитала 128098:  1065999 0,12 605575:  3023131 0,203 +0,08
4. Коэффициент долгосрочного привлечения  капитала - - 28363: (28563+3023131)
0,009 +0,009
5.Коэффициент  манёвренности собственных средств 38191:  1065999 0,0358 130851: 3023131
0,043 +0,007
6. Коэффициент  накопления износа 1053770:  2081500 0,506 2979441:  5895203 0,505 -0,001
7. Коэффициент  реальной стоимости основных  средств в общей сумме средств  предприятия 1027730:  1194097 0,86 2915762:  3628706 0,8035 -0,056
 
     На  основании данных таблицы 2.3.1. можно  сделать следующие выводы: на каждый рубль собственных средств ГМРЗ привлёк заёмных на начало года 12 коп., а на конец – 20,3 коп. Коэффициент  долгосрочного привлечения заёмных  средств достаточно низок – 0,009. Это означает, что каждый рубль долгосрочных активов финансировался заёмными источниками на 0,9 копеек. Коэффициент накопления износа показывает, что  50,6%первоначальной стоимости основных средств на начало года погашены износом. Незначительное его снижение произошло в конце года на 0,001. Коэффициент реальной стоимости основных средств в конце года снизился на 0,056%, что связано с изменением их структуры. 

     Данные  Приложения 5 свидетельствуют о том, что коэффициент текущей ликвидности снизился к концу году на 0,086 и составил 1,209, что ниже теоретического значения  (2 – 2.5). Коэффициент “критической” ликвидности также снизился на 0,054 и составил в конце года 0,199. При этом его теоретическое значение считается достаточным при уровне 0,7-0,8. Коэффициент абсолютной ликвидности незначительно вырос и составил на конец года 0,507, т.к. его теоретическая величина  не должна быть меньше 0,2 – 0,25, следовательно, он в норме.
     Динамика  показателей ликвидности приведена  на рис 2.3. 

Показатели ликвидности
Теоретическое значение коэффициентов Динамика показателей  ликвидности
      Рис 2.3. Динамика показателей ликвидности.
     Рассчитаем  коэффициент восстановления платёжеспособности предприятия по формуле:
     КВУ = (КТЛ1 + М/Т (КТЛ 1 - КТЛ ))/ КТЛН
     где  КТЛ, КТЛ 1, КТЛНкоэффициенты текущей ликвидности на начало, конец отчётного периода, нормативный;
            М – период восстановления  платёжеспособности, месяцев;
             Т – продолжительность отчётного  периода, месяцев.
     Следовательно: 

     Кву= (1,209+ 6/12 (1,209-1,298))/1,7 = 0,685 

     Т.к. коэффициент восстановления платёжеспособности меньше 1, то реальные возможности восстановить платёжеспособность в течение 6 месяцев отсутствует. 

     При анализе выручки и  прибыли  от реализации продукции также можно говорить о её снижении, что наглядно представлено на рис.2.4.
       

     Рис.2.4. Динамика финансовых результатов  ГМРЗ  за 1998 – 2000 годы в сопоставимых ценах. 

             В целом финансовое состояние  ГМРЗ можно оценить как неустойчивое  и структуру баланса нестабильную.
               Основными направлениями  изменения  этих негативных моментов должно  быть проведение эффективной  товарной политики, основанной на  изменении структуры выпускаемой продукции: снижение выпуска нерентабельных товаров, внедрение новых видов продукции, пользующихся спросом и имеющих высокое качество.
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Пути  повышения эффективности  деятельности мотороремонтного  завода. 

3.1.Реорганизация  отдела маркетинга  на Гомельском  мотороремонтном  заводе. 

     Комплексным подходом к маркетингу ГМРЗ должна быть целевая ориентация всех отделов производственной системы, а также производственной  и социальной инфраструктуры, обслуживающую эту систему, на решение проблем, возникающих у потенциального потребителя товаров и услуг, выводимой предприятием на рынок.
     В настоящее время решение о  производстве того или иного товара должно приниматься только на основе  тщательного анализа нужд, потребностей и запросов потенциальных и реальных покупателей. Поэтому следует реорганизовать отдел маркетинга, т.к. его деятельность неэффективна.
     Отдел маркетинга на ГМРЗ был создан  20 июня 1995 года по новым веяниям того
времени, и на данный момент решает вопросы, связанные с таможней, рекламой продукции  и её сбытом.  Этот отдел на сегодняшний  день называется отдел маркетинга и внешнеэкономических связей. Структура отдела маркетинга предоставлена на  рис 3.1.
     
       
 

Рис 3.1. Структура отдела маркетинга и внешнеэкономических  связей. 
 

    Структура отдела маркетинга и функции её работников обладает рядом недостатков:
    Юрисконсульт не может быть в двойном подчинении - начальника отдела маркетинга и зам директора по коммерческим вопросам , что противоречит его должностным инструкциям  и лишает его независимости в принимаемых решениях;
    Отделу сбыту должен быть подчинён склад готовой продукции для обеспечения своевременной приёмки и  бесперебойной отгрузки продукции;
    Должны быть пересмотрены функции работников отдела маркетинга, т.к. они не обеспечивают эффективной деятельности предприятия.
 
     Представим  в таблице 3.2. функции, которые выполняют  работники отдела маркетинга и те, которые должны выполнять.
     Таблица 3.2.
     Необходимые функции работников маркетинга, которые  необходимы для эффективной деятельности ГМРЗ
Функции работников отдела маркетинга. Уже выполняются Не выполняются
1. Выявлять  и изучать потребительские рынки  для товаров и услуг завода    
2. Изучать,  прогнозировать и формировать  спрос на продукцию и услуги  завода   +
3. Определять  и прогнозировать рыночные цены   +
4.Изучать  спрос потребителей   +
5. Осуществлять  связь с потребителями для  долгосрочного взаимодействия +  
6. Изучать  конкурентов, формы и уровень  конкуренции   +
6. Определять  наиболее эффективные способы  продвижения товара   +
7.Расчёт  затрат и планирование средств  по организации и проведению рекламной деятельности Только расчёт затрат на рекламу +
8. Производить  поиск новых партнёров   +
9. Оформление  договоров о коммерческом и  производственном сотрудничестве +  
10. Выполнение  работы по заключению договоров  на поставку продукции.         +  
11. Извещать  заказчиков об увеличении стоимости  заказа в связи с установкой новых деталей и узлов +  
12.  Проведение бартерных операций +  
13. Вести  работу с хозяйствами и организациями  по взысканию с них дебиторской  задолженности Частично  
14.  Анализ внешнего рынка сбыта  продукции и выход на него   +
15. Комплексное  изучение рынка   +
16. Производить  расчёт с дебиторами завода  бартером. +  
 
       Таким образом, необходимо создать  новую структуру маркетинга, которая  бы  ликвидировала  вышеперечисленные недостатки.
      Предлагаемая структура маркетинга представлена на рис.2.3.
     
                              
                          Рис.3.2. Предлагаемая структура отдела  маркетинга. 

     Предоставим должностные функции работников предлагаемой структуры отдела маркетинга в таблице  3.3.
       Таблица 3.3.
     Должностные функции работников предлагаемой службы маркетинга 

Должность Количество  человек Выполняемые функции
Начальник отдела маркетинга 1 Разработка  основных направлений развития маркетинговой политики на ГМРЗ, постановка целей и средств её достижения, контроль за её выполнением
Подразделение сбыта
Экономист по сбыту 1 Разработка  и реализация мероприятий по стимулированию сбыта, проведение личной продажи, выбор форм и методов реализации продукции, заключение договоров с клиентами, подготовка продукции к отправке.
Специалист  по рекламе 1 Организация рекламной  деятельности, проведение выставок и  участие в ярмарках, создание имиджа и торговой марки предприятия.
Зав. складом  готовой продукции 1 Заключение  договоров, обеспечение своевременной  приёмки и отгрузки продукции.
Подразделение планирования маркетинга
Экономисты 2 Планирование  и прогноз коньюктуры и спроса, составление плана выпуска и  реализации продукции, планирование хозяйственных оптимальных связей; участие в разработке новых видов продукции и совершенствование существующих; составление сметы расходов на управление сбытом и проведением рекламной деятельности.
Подразделение исследования рынка
маркетологи 2 Исследование  и анализ потенциальных и реальных рынков: потребителей, конкурентов: цены, спроса, и т.д.; сегментирование рынка и выбор определённого сегмента для реализации продукции; поиск новых рынков сбыта и разработка мероприятий по выходу на них.
 
     Вышеперечисленные подразделения отдела маркетинга должны функционировать во взаимосвязи, как между собой, так и между другими подразделениями предприятия:  ПЭО, бухгалтерией, техническим отделом, отделом материально-технического снабжения, а также и с начальниками цехов. Это позволит скоординировать их усилия на достижении целей предприятия, управлять материальными потоками  и в целом повысить эффективность их работы.
     Последовательность  проведения мероприятий по реорганизации  службы маркетинга предоставим в  таблице 3.4.
     Таблица 3.4.
     План  мероприятий по реорганизации отдела маркетинга на ГМРЗ. 

Наименование  мероприятий Ответственный исполнитель
    Внедрение прогрессивной системы оплаты труда сотрудникам отдела маркетинга.
      Разработка должностных инструкций сотрудникам отдела маркетинга и их утверждение.
      Определение потребности всех уровней и всех подразделений в информации по маркетингу, её вида и количества.
      Разработка инструкций и форм для сбора информации, её обработки по внутренним ресурсам предприятия и рынкам.
Директор, начальник отдела маркетинга, ОТ и З, ПЭО.
2.  Проведение первичной оценки  конкурентоспособности продукции. 2.1. Сбор  данных о конкурентах в отрасли,  стран СНГ, за рубежом.
      Изучение запросов потенциальных и реальных  потребителей.
      Формирование требований к выпускаемой продукции.
      Определение перечня параметров изделий, подлежащих оценке с точки зрения уровня конкурентоспособности.
      Выбор базы сравнения, анализ параметров, расчёт показателей конкурентоспособности по нормативным параметрам.
      Анализ цены потребления, определение показателя конкурентоспособности по экономическим и техническим параметрам, расчёт стоимости единицы качества.
      Расчёт интегрального показателя конкурентоспособности.
      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.