Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Заемный капитал и эффект финансового рычага

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
ТЕХНОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ
МРИПК
Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
по дисциплине «Финансы организаций» 

    на  тему: «Заемный капитал и эффект финансового рычага» 
     
     
     
     
     

Выполнил: студент гр. Д550-5
Убашеева  Д.Э 

                                      Проверил: к.э.н., доцент
                                                 Капустина Е.И. 
 

                                            
 
 
 
 
 
 
     Улан-Удэ
     2011 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАЕМНЫМ КАПИТАЛОМ…………………………………………………………………….5
1.1. Краткая  история ООО «ТАН»……………………………………………….5
1.1. Понятие и сущность заемного капитала……………………………………6
1.2. Этапы управления привлечением заемных средств………………………..8
1.3  Эффект финансового рычага……………………………………………….15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЗАЕМНЫМ КАПИТАЛОМ ООО «ТАН»…………………………………………………………………………….18
      Анализ структуры заемного капитала……………………………………..18
      Управление заемным капиталом……………………………………….…..20
      Расчеты эффекта финансового рычага………………………………….…22
      Мероприятия по совершенствованию управления заемным капиталом..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ…..…....27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Каждое  предприятие, начиная свою производственно-хозяйственную  деятельность, должно располагать определённой денежной суммой. На эти денежные ресурсы предприятие закупает на рынке или у других предприятий по договорам сырьё, материалы, топливо, оплачивает счета за электроэнергию, выплачивает своим работникам заработную плату, несёт расходы по освоению новой продукции, всё это представляет собой один из важнейших параметров хозяйствования, который получил название «заемные средства». Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемных средств.

     В условиях рыночных отношений заемные  средства приобретают особо важное значение. Ведь они представляют собой  часть производительного капитала, которая переносит свою стоимость  на вновь созданный продукт полностью  и возвращается к предпринимателю  в денежной форме в конце каждого кругооборота капитала.
     Управление  заемными средствами имеет большое  значение как для крупных компании, где оборотные средства составляют более половины всех ее активов, так  и для небольших компаний, у  которых краткосрочные обязательства являются основным источником финансирования.
     Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что на предприятиях разных отраслей экономики объем используемых заемных  средств значительно превосходит  объем собственного капитала. В связи  с этим управление привлечением и эффективным использованием заемных средств является одной из важнейших функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности.
     Привлечение заемных средств - довольно распространенная практика. С одной стороны, это фактор успешного функционирования предприятия, способствующий быстрому преодолению дефицита финансовых ресурсов, свидетельствующий о доверии кредиторов и обеспечивающий повышение рентабельности собственных средств.
     С другой стороны, предприятие обременяется финансовыми обязательствами (особенно если уровень процентов за кредит высокий). Привлечение заемных средств  широко практикуется при агрессивной  политике финансирования. Величина и  эффективность использования заемных средств - одна из главных оценочных характеристик эффективности управленческих финансовых решений. В целом, хозяйствующие субъекты, использующие кредит, находятся в более выигрышном положении, нежели предприятия, опирающиеся только на собственный капитал. Несмотря на платность кредита, использование последнего обеспечивает повышение рентабельности предприятия.
     Предметом изучения в данной курсовой работе является управление заемным капиталом и эффект финансового рычага.
Объект  исследования курсовой работы - ООО «ТАН».
Цель  работы - проанализировать управление заемным капиталом и эффект финансового рычага на ООО «ТАН».
Задачи  данной курсовой работы состоят в  следующем:
1. Теоретически  изучить управление заемным капиталом;
2. Дать  расчет ЭФР предприятия;
3. Провести  анализ управления заемным капиталом  на ООО «ТАН»;
4. Дать  рекомендации по совершенствованию  управления заемным капиталом. 
 
 
 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАЕМНЫМ КАПИТАЛОМ
1.1. Краткая история ООО «ТАН» 

     ООО «ТАН» специализируется на торговле бытовой техникой, компьютерами и цифровой техникой, а также мебелью. В состав объединения входит дочерняя компания «Славия-Тех», объединяющая четыре розничных магазина техники в Улан-Удэ, а также гипермаркет «Мега Техника» и торговый центр «Мега Мебель».
     ООО «ТАН» было основано в 1992 году. С  расширением деятельности компании к ее изначальному ассортименту аудио-видео  и бытовой техники добавился  товар из смежных сегментов рынка, как компьютеры, мобильные телефоны и цифровая техника. В 1998 году компания начала тесное сотрудничество со всемирно известным производителем техники «LG Electronics». Сейчас в Улан-Удэ работают два фирменных магазина LG.
     Сегодня компания является официальным дилером  марок «LG Electronics», «Evgo», «Rolsen», «Рубин», «Атлант», «Норд», «Бирюса», «ЗВИ». Сервисный центр компании имеет авторизацию от 24 заводов-изготовителей («Samsung», «LG Electronics», «JVC», «Panasonic», «Indesit» и другие).
     Сейчас  в состав объединения входят пять салонов «Славия-Тех» в г. Улан-Удэ, 12 магазинов "Славия-тех" за пределами г. Улан-Удэ, фитнес-центр «Fresh» и торговый комплекс "Мега Дом" включающий в себя: Мегатехнику; Мегамебель; Сто тысяч мелочей; продуктовый супермаркет «Гурман».
     Штат  компании составляет более 500 человек. 
 
 
 

1.2. Понятие и сущность заемного капитала 

     Как известно, формирование финансовых ресурсов предприятия осуществляется за счет собственных и заемных средств. К собственным источникам финансовых ресурсов на действующих предприятиях относится прибыль (от основной и других видов деятельности), амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества. По мере функционирования предприятия (роста производственной программы, износа основных производственных фондов и т.д.) потребность в денежных средствах возрастает, что требует соответствующего финансирования прироста капитала, поэтому при недостатке собственных средств предприятие может привлекать средства других организаций, которые получили название заемный капитал.
     Заемный капитал - это часть капитала, используемая хозяйствующим субъектом, которая не принадлежит ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого кредита или эмиссионного займа на основе возвратности. Необходимость привлечения заемного капитала должна обосновываться предварительно сделанным расчетом потребности в оборотных средствах. В состав заемных средств входят финансовый кредит, полученный от банковских и небанковских финансово-кредитных учреждений, коммерческий кредит от поставщиков, кредиторская задолженность предприятия, задолженность по эмиссии долговых ценных бумаг и др. В бухгалтерском учете заемные средства и кредиторская задолженность отражаются отдельно. Поэтому в широком смысле возможно выделение заемных средств и в узком смысле - собственно финансового кредита. Разница между заемными средствами в широком и узком смысле представляет собой привлеченные средства. С одной стороны, привлечение заемных средств - это фактор успешного функционирования предприятия, который способствует быстрому преодолению дефицита финансовых ресурсов, свидетельствует о доверии кредиторов и обеспечивает повышение рентабельности собственных средств. С другой стороны, предприятие обременяется финансовыми обязательствами. Одна из главных оценочных характеристик эффективности управленческих финансовых решений - величина и эффективность использования заемных средств.
     Заемный капитал может использоваться как  для формирования долгосрочных финансовых средств в виде основных фондов (капитала), так и для формирования краткосрочных (текущих) финансовых средств для каждого производственного цикла.
     Любое предприятие должно оплачивать свои счета так, чтобы еще оставалось достаточно денег на улучшение дела. Но основная цель бизнеса состоит  в приращении стоимости предприятия, а значит и в увеличении богатства  владельцев, посредством расширения дела. Все, что для этого нужно, - это продавать хорошие товары и услуги дороже издержек их производства. Однако прежде чем вы начнете получать какую-либо выручку от продаж, вам потребуются деньги, чтобы "запустить" бизнес. Но, даже поставив свое предприятие на ноги, вы не избавитесь от необходимости иметь внешний источник финансирования: вам может понадобиться дополнительная наличность, чтобы пережить спад или обновить производственные мощности и оборудование.
     Поскольку без денег деньги не сделаешь, компании часто сталкиваются с необходимостью брать дополнительные средства в долг. В использовании заемных денег для извлечения прибыли проявляется действие механизма заимствования; заем в данном случае используется в качестве "рычага": он повышает потенциал заемщика в производстве прибыли. Если вы соединяете собственные средства (ваш капитал) с заимствованными деньгами, вы тем самым увеличиваете объем капитала, который можно вложить в дело. Покуда ваша норма прибыли на заемные средства превышает процент, который вы платите за этот заем, ваши дела идут хорошо. Однако механизм заимствования - палка о двух концах: он может увеличить вашу прибыль, но может и принести убытки.
     Заимствование осложняется тем, что имеет множество  источников, и с каждым из них связаны свои преимущества и недостатки, издержки и выгоды. Задача финансового менеджера - найти такое сочетание источников финансирования, которое имело бы наименьшую цену. Процесс этот динамичный, поскольку изменение экономических условий сказывается и на стоимости кредита.
     Помимо  поиска источников финансирования финансовый менеджер должен следить за эффективностью расходования средств. У большинства  компаний потенциальных статей расхода  множество, а размеры капитала ограниченны. Чтобы выбрать наиболее рациональный способ расходования средств, управляющему финансами необходимо разработать такую методику отбора, которая позволила бы безошибочно определить варианты, более других соответствующие целям организации[4,с.253]. 

1.3. Этапы управления привлечением заемных средств 

     Политика  привлечения заемных средств  представляет собой часть общей  финансовой стратегии, заключающейся  в обеспечении наиболее эффективных  форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в  соответствии с потребностями развития предприятия.
Процесс управления привлечением заемных средств  предприятием строится по следующим  основным этапам:
1. Анализ  привлечения и использования  заемных средств в предшествующем  периоде. 
     Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.
     На  первом этапе анализа изучается  динамика общего объема привлечения  заемных средств в рассматриваемом  периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов предприятия.
     На  втором этапе анализа определяются основные формы привлечения заемных  средств, анализируются в динамике удельный вес сформированного финансового кредита и внутренней кредиторской задолженности в общей сумме заемных средств, используемых предприятием.
     На  третьем этапе анализа определяется соотношение объемов используемых предприятием заемных средств по периоду их привлечения. В этих целях проводиться соответствующая группировка используемого заемного капитала по этому признаку, изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных оборотных и внеоборотных активов.
     На  четвертой стадии анализа изучается  состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческих) кредитов. Эти условия анализируются с позиций их соответствия конъюнктуре финансового и товарного рынков.
На пятой  стадии анализа изучается эффективность использования заемных средств в целом и отдельных их форм на предприятии. В этих целях используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала. Первая группа этих показателей сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.
     Результаты  проведенного анализа служат основой  оценки целесообразности использования  заемных средств на предприятии  в сложившихся объемах и формах.
2. Определение  целей привлечения заемных средств  в предстоящем периоде.
     Эти средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним из условий последующего эффективного их использования. Основными целями привлечения заемных средств предприятия являются:
а) пополнение необходимого объема постоянной части  оборотных активов. В настоящее время большинство предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности финансировать полную эту часть оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;
б) обеспечение  формирования переменной части оборотных  активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть  оборотных активов частично или  полностью финансируется за счет заемных средств;
в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных средств  в этом случае выступает необходимость  ускорения реализации отдельных  реальных проектов предприятия ( новое  строительство, реконструкция, модернизация), обновление основных средств (финансовый лизинг) и т. п.
г) обеспечение  социально-бытовых потребностей своих  работников. В этих случаях заемные  средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели.
д) другие временные нужды. Принцип целевого привлечения заемных средств  обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется обычно на короткие сроки и в небольших  объемах.
3. Определение  предельного объема привлечения  заемных средств.
     Максимальный  объем этого привлечения диктуется  двумя основными условиями:
а) предельным эффектом финансового левериджа. Так  как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования), при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;
б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться не только с позиции самого предприятия, но и с позиции возможных его кредиторов, что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств.
     С учетом этих требований предприятие  устанавливает лимит использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности.
     4. Оценка стоимости привлечения  заемного капитала из различных  источников.
     Такая оценка проводиться в разрезе  различных форм заемного, привлекаемого  предприятием из внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей предприятия в заемном капитале.
     5. Определение соотношения объема  заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе.
     Расчет  потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств  обосновывается на целях их использования  в предстоящем периоде. На долгосрочный период (свыше 1 года) заемные средства привлекаются, как правило, для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов (хотя при консервативном подходе к финансированию активов заемные средства на долгосрочной основе привлекаются и для обеспечения формирования оборотного капитала). На краткосрочный период заемные средства привлекаются для всех остальных целей их использования.
     Расчет  необходимого размера заемных средств  в рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых  направлений их предстоящего использования. Целью этих расчетов является установление сроков использования привлекаемых заемных средств для оптимизации соотношения долго- и краткосрочных их видов[3, с.324]. В процессе этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств.
     Полный  срок использования заемных средств  представляет собой период времени  с начала их поступления до окончательного погашения всей суммы долга. Он включает в себя три временных периода: а) полезного использования; б) льготный (грационный); в) срок погашения.
а) срок полезного использования - это период времени, в течение которого предприятие  непосредственно использует предоставленные  заемные средства в своей хозяйственной  деятельности;
б) льготный (грационный) период - это период времени с момента окончания полезного использования заемных средств до начала погашения долга. Он служит резервом времени для аккумуляции необходимых финансовых средств;
в) срок погашения - это период времени, в  течение которого происходит полная выплата основного долга и процентов по используемым заемным средствам. Этот показатель используется в тех случаях, когда выплата основного долга и процентов осуществляется не одномоментно после окончания срока использования заемных средств, а частями в течение определенного периода времени по предусмотренному графику[9, с.294].
Расчет  полного срока использования  заемных средств осуществляется в разрезе перечисленных элементов  исходя из целей их использования  и сложившейся на финансовом рынке  практике установления льготного периода и срока погашения.
     Средний срок использования заемных средств  представляет собой средний расчетный  период, в течение которого они  находятся в использовании на предприятии.
Он определяется по формуле:
ССз = СПз/2+ЛП+ПП/2,                                                                                       (1)
где ССЗ - средний срок использования заемных  средств;
СПЗ - срок полезного использования заемных  средств;
ЛП - льготный (грационный) период;
ПП - срок погашения.
     Средний срок использования заемных средств определяется по каждому целевому направлению привлечения этих средств; по объему их привлечения на кратко- и долгосрочной основе; по привлекаемой сумме заемных средств в целом.
     Соотношение заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе, может быть оптимизировано также с учетом стоимости их привлечения.
     6. Определение форм привлечения  заемных средств.
Эти формы  дифференцируются в разрезе финансового  кредита; товарного (коммерческого) кредита; прочих форм. Выбор форм привлечения заемных средств предприятие осуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности.
     7. Определение состава основных  кредиторов.
     Этот  состав определяется формами привлечения  заемных средств. Основными кредиторами  предприятия являются обычно его постоянные поставщики, с которыми установлены длительные коммерческие связи, а также коммерческий банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание.
     8. Формирование эффективных условий  привлечения кредитов.
     К числу важнейших из этих условий относятся:
а) срок предоставления кредита - является одним  из определяющих условий его привлечения. Оптимальным считается срок предоставления кредита, в течение которого полностью  реализуется цель его привлечения (например, ипотечный кредит - на срок реализации инвестиционного проекта; товарный кредит - на период полной реализации закупленных товаров и т.п.).
б) ставка процента за кредит - характеризуется  тремя основными параметрами: ее формой, видом и размером.
     По  применяемым формам различают процентную ставку (для наращения суммы долга) и учетную ставку (для дисконтирования  суммы долга). Если размер этих ставок одинаков, то предпочтение должно быть отдано процентной ставке, так как  в этом случае расходы по обслуживанию долга будут меньшими.
     По  применяемым видам различают  фиксированную ставку процента (устанавливаемую  на весь срок кредита) и плавающую  ставку процента (с периодическим  пересмотром ее размера в зависимости  от изменения учетной ставки центрального банка, темпов инфляции и конъюнктуры рынка). Время, в течение которого ставка процента остается неизменной, называется процентным периодом. В условиях инфляции для предприятия предпочтительней является фиксированная ставка или плавающая ставка с высоким процентным периодом.
     Размер  ставки процента за кредит является определяющим условием при оценке его стоимости. По товарному кредиту он принимается  при оценке в размере ценовой  скидки продавца за осуществление немедленного расчета за поставленные товары, выраженной в годовом исчислении.
в) условия  выплаты суммы процента - характеризуется  порядком выплаты его суммы. Этот порядок сводиться к трем принципиальным вариантам: выплате всей суммы процента в момент предоставления кредита; выплате  суммы процента равномерными частями; выплате всей суммы процента в момент уплаты суммы основного долга (при погашении кредита). При прочих равных условиях предпочтительней является третий вариант.
г) условия  выплаты суммы основного долга - характеризуются предусматриваемыми периодами его возврата. Эти условия сводятся к трем принципиальным вариантам: частичному возврату суммы основного долга в течение общего периода функционирования кредита; полному возврату всей суммы долга по истечении срока использования кредита; возврата основной или части долга с предоставлением льготного периода по истечении срока полезного использования кредита. При прочих равных условиях третий вариант является для предприятия предпочтительней.
д) прочие условия, связанные с получением кредита - могут предусматривать необходимость его страхования, выплаты дополнительного комиссионного вознаграждения банку, разный уровень размера кредита по отношению к сумме заклада или залога и т.п.
9. Обеспечение  эффективного использования привлеченных  кредитов.
     Критерием такой эффективности выступают показатели оборачиваемости и рентабельности капитала.
10. Обеспечение  своевременных расчетов по полученным  кредитам.
     С целью обеспечения по наиболее крупным  кредитам может заранее резервироваться  специальный возвратный фонд. Платежи по обслуживанию кредитов включаются в платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности.
     На  предприятия, привлекающих большой  объем заемных средств в форме  финансового и товарного (коммерческого) кредита, общая политика привлечения заемных средств может быть детализирована затем в разрезе указанных форм кредита[8, с.268].
     Одним из основных инструментов, как говорилось выше, применяемых финансовыми менеджерами, является так называемый эффект финансового  рычага.

1.4. Эффект финансового рычага

     Эффект  финансового рычага (ЭФР) - это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию  кредита, несмотря на платность последнего.

     Действие  ЭФР легко проследить на следующем  примере. Возьмем два предприятия (А и Б) и произведем для них расчет рентабельности собственных средств (РСС): у предприятия Б (есть кредит) чистая рентабельность собственных средств выше, чем у предприятия А, только лишь за счет иной финансовой структуры пассива. Эта разница и есть эффект финансового рычага.

     Выводы: Предприятие, использующее только собственные  средства, ограничивает их рентабельность примерно двумя третями экономической рентабельности: РСС = 2/3ЭР                                                                             (2)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.