На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Основные принципы международного экологического сотрудничества

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 22.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФГАОУ ВПО  «Уральский федеральный университет 
имени первого  Президента России Б.Н. Ельцина»
Физико-технологический  институт
Кафедра радиохимии и прикладной экологии
    
 
 

Реферат
по  дисциплине «Экология»
На  тему: «Основные принципы международного экологического сотрудничества» 
 
 
 

 
                                                                                     Выполнила: студентка группы фт-38033
                                                                                   Нефёдова М.Е.
                                                             Проверил:    доцент  кафедры радиохимии  и
                                                                                   прикладной экологии, к.п.н.
                                                                                   Колясникова Н.Н . 

  
 
 

    Екатеринбург 2011
 

    Содержание
    Введение…………………………………………………………………….………стр. 3
    Глава 1. Общие понятия международного экологического права………………стр.4
                    1.1.Направления и формы международного сотрудничества……………стр.4
        1.2.Предмет,  объекты, принципы и источники  международно-правового регулирования  окружающей среды……………………………….…………..стр.5
    Глава 2. Международные организации в области охраны                                                                                                                                                                            окружающей среды……………………………………………………….………………стр.8
    Глава 3. Международные конвенции и соглашения, посвященные проблемам охраны окружающей природной среды………………………………………………………….стр.10
    Глава 4. Участие России в международном  сотрудничестве...............................стр.13
    Заключение…………………………………………………………………………стр.15
    Список  литературы………………………………………………………………...стр.16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение
    В настоящее время на одно из первых мест в международных отношениях выходит проблема рационализации природопользования и охраны окружающей природной среды.  Экологическая безопасность жителей  Земли может быть обеспечена лишь усилиями всего человечества. Для этого требуется единое понимание проблемы экологического кризиса планеты и совместные скоординированные действия всех стран и народов по его преодолению.
    Актуальность  темы исследования определяется постоянно возрастающей ролью международного сотрудничества в условиях современного мира и затрагивает самые широкие слои населения всего земного шара.
    Объект  исследования: межгосударственные отношения  в области охраны окружающей среды.
    Предмет исследования: принципы международного экологического права.
    Цель работы: Изучить основные принципы международного экологического сотрудничества.
    Задачи: 1. Рассмотреть международно-правовой механизм защиты окружающей среды.
                 2. Проанализировать роль международных организаций в сфере охраны окружающей среды.
                  3. Ознакомиться с итогами основных международных конференций в сфере охраны окружающей среды. Исследовать принятые международные соглашения и договоры.
                 4. Отследить участие Российской Федерации в работе международных организаций и выполнении обязательств международных конвенций.
    В своей работе я рассмотрю основные принципы международного сотрудничества, роль международного договора, участие международных организаций в сфере охраны окружающей среды и результаты важнейших международных конвенций, а также роль России в области охраны природных ресурсов. 
 
 

    Глава 1. Общие понятия международного экологического права.
      Направления и формы международного сотрудничества.
    В последней  четверти ХХ в. в условиях экологического кризиса, охватившего всю планету, объективной необходимостью стало международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей природной среды.
    Такая потребность вызвана:
    ·         глобальным (общепланетарным) характером многих экологических проблем (например, сохранение озонового слоя);
    ·         трансграничным переносом загрязняющих окружающую природную среду веществ  воздушными течениями, круговоротом воды, биологической миграцией по трофическим  цепям;
    ·         международным статусом природных  систем и объектов (Мировой океан, воздушный бассейн Земли, околоземное космическое пространство, Антарктида);
    ·         невозможностью решить все проблемы организации рационального природопользования и охраны окружающей природной среды  силами одной страны.
    Основные направления международного сотрудничества:
    – сохранение природных систем, мало затронутых хозяйственной деятельностью и  способствующих поддержанию планетарного экологического равновесия;
    – оздоровление окружающей природной среды, неблагоприятные  изменения которой обусловлены антропогенными причинами;
    – сохранение важнейших природных объектов, обеспечение  сохранения биологического разнообразия как важнейшего условия стабильного  функционирования биосферы;
    – создание эффективной системы международной  экологической ответственности за техногенные и иные действия, приводящие к деградации окружающей природной среды, в том числе за разрушение окружающей среды в результате военных действий. 

    Формы международного сотрудничества в области  охраны окружающей природной среды:
    – парламентское  сотрудничество – координация законодательной  деятельности в решении межгосударственных экологических проблем;
    – взаимодействие исполнительных структур (правительственных  организаций) в реализации международных  экологических программ;
    – сотрудничество «конвенционного типа», предусматривающее  единый подход различных государств к решению экологических проблем;
    – международный  экологический мониторинг важнейших  природных систем и объектов;
    – научно-техническое  сотрудничество, обмен информацией экологического содержания, совместное осуществление природоохранных мероприятий;
    – проведение международных экологических форумов  под эгидой ООН и ее структур;
    – заключение договоров и других видов международных  соглашений (двусторонние или многосторонние конвенции, протоколы, соглашения) для координации природоохранных мероприятий отдельных стран. [9] 

      Предмет, объекты, принципы и  источники международно-правового  регулирования окружающей среды.
      Международное экологическое право — это совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения его субъектов в области ООС и рационального природопользования. Согласно Конституции РФ, принципы и нормы международного права и международные конвенции и договоры имеют приоритет перед законами РФ.
    Принципы  международного экологического права  можно разделить на две группы: основные и специальные.
    К основным относятся общие принципы международного права, имеющие косвенное  отношение к экологии и только при определенных обстоятельствах  приобретающие экологический смысл. К ним относятся:
    обобщающий  принцип мирного сосуществования;
    принцип поддержания мира и международной  безопасности, из которого вытекают принципы территориальной целостности и  нерушимости границ государств, запрещение применения силы и угрозы силы, мирное разрешение международных споров, международная ответственность стран;
    принцип международного сотрудничества, из которого вытекает суверенное равенство государств и уважение государственного суверенитета, невмешательство во внутренние дела и добросовестное выполнение международных обязательств;
    принцип защиты прав человека, народов и  наций, из которого следует уважение прав человека и его основных свобод, самоопределение народов и наций.
    Специальные принципы международного экологического права имеют прямое отношение к экологическим проблемам. К ним относятся:
    принцип защиты ОС на благо нынешнего и  будущего поколений, он связан с обязанностью государств предпринимать все необходимые  действия по сохранению и поддержанию  качества ОС;
    общий принцип экологической безопасности отражает глобальный и чрезвычайно  острый характер международных проблем  в области ООС;
    принцип недопустимости нанесения трансграничного  ущерба, ограничивающий действия государств на своей территории, которые могут нанести ущерб состоянию ОС соседней страны, и означающий ответственность государств за нанесение экологического ущерба;
    экологически  обоснованное рациональное использование  природных ресурсов планеты; пока этот принцип в большей степени  декларативен и не имеет четкого единообразного толкования, но его постепенное внедрение соответствует критериям «Концепции устойчивого экономического развития», связанным с использованием возобновляемых и невозобновляемых ресурсов;
    принцип недопустимости радиоактивного заражения ОС. Этот принцип касается как военной, так и мирной стороны использования ядерной энергии;
    принцип защиты экосистем Мирового океана обязывает  страны принимать все требуемые  меры по предотвращению загрязнения  морской воды всеми возможными источниками;
    принцип запрета военного или любого иного  враждебного воздействия на природную  среду выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по запрещению использования таких  видов оружия, которые бы наносили необратимый вред природным экосистемам;
    принцип контроля за соблюдением международных  договоров по ООС предусматривает  создание разветвленной сети не только национальных, но и международных  органов мониторинга и контроля качества ОС; они должны осуществляться на глобальном, региональном и национальном уровнях на основе параметров и критериев, признанных на международном уровне;
    принцип международно-правовой ответственности  государств за нанесение ущерба ОС предусматривает ответственность  стран за ущерб, причиненный экосистемам  за пределами национальной юрисдикции.
    Объекты международно-правовой охраны ОС —  это биосфера в целом и составляющие ее отдельные элементы, которые подразделяются на универсальные, находящиеся в  общем пользовании всех государств (биосфера планеты Земля, Мировой  океан и его живые обитатели, морское дно за пределами континентального шельфа, атмосфера Земли и околоземное космическое пространство, Антарктида) и многонациональные. К последним относятся:
    водные  ресурсы многонациональных рек  и озер, принадлежащие двум или  более странам (например, река Дунай, Великие американские озера);
    популяции животных, мигрирующих через государственные  границы;
    пограничные природные комплексы.
    Субъектами  международных экологических правоотношений являются, главным образом, суверенные государства; к этим субъектам принадлежат также борющиеся за свою независимость нации и народы; восставшая и воюющие стороны; правительства в изгнании.
    Несуверенными субъектами являются различные международные, общественные и межправительственные организации (например, ЮНЕП, МАГАТЭ и др.).
    Источники международного экологического права  подразделяются на две категории:
    источники, являющиеся носителями действующих  правовых принципов и норм и образующие «твердое», т.е. обязательное право  в подлинном смысле этого слова;
    источники, содержащие рекомендательные правила, тем не менее, оказывающие влияние на международные отношения своим авторитетом («мягкое», т.е. рекомендательное право).
    К первой категории принадлежат международные  конвенции, соглашения, договоры, устанавливающие правила, признанные государствами в качестве обязательных правовых норм, а также международные обычаи, т.е. сложившиеся в международной практике правила поведения, за которыми субъекты международного права признают юридически обязательный характер. К «твердому» экологическому праву относят также общие принципы международного права.
    Ко  второй категории, т.е. к «мягкому»  экологическому праву относят решения  международных организаций, съездов, симпозиумов и конференций, а  также доктрины ученых в области  международного экологического права. 

    Глава 2. Международные  организации в  области охраны окружающей среды
     Возрастающий  интерес международного сообщества к проблемам ОС после Второй мировой  войны нашел свое выражение не только в усилении прямого международного сотрудничества, проведении большого числа политических, социально-экономических и научно-технических форумов, по священных отдельным аспектам взаимодействия общества и природы, но и в росте числа, повышении активности и расширении компетенции международных организаций. Такие организации позволяют объединить природоохранительную деятельность всех заинтересованных государств независимо от их политических позиций, определенным образом вычленяя и подчеркивая экологические проблемы из всей совокупности политических, экономических и других международных проблем. По признаку пространственной сферы полномочий или субъектно-территориальному признаку различаются организации глобальные и региональные (субрегиональные). [1]
     Важную  роль в области ООС играют и  активно занимаются организацией исследований окружающей среды и ее ресурсов специализированные учреждения ООН. [1]
     ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций  по вопросам образования, науки и  культуры), образованная в 1945 г., уже  в первые годы своей деятельности поддержала научные инициативы и общественные природоохранительные движения. Наиболее известным природоохранительным направлением в деятельности ЮНЕСКО является научная программа "Человек и биосфера" (МАБ), принятая в 1970 г. на ХVI Генеральной конференции этой организации. К выполнению программы МАБ уже приступили около 100 стран. [2]
     ФАО (Организация Объединенных Наций  по вопросам продовольствия и сельского  хозяйства), образованная в октябре 1945 г., является специализированным учреждением  ООН и занимается вопросами продовольственных ресурсов и развития сельского хозяйства в целях улучшения условий жизни народов мира. ФАО участвует в осуществлении более 100 природоохранительных программ на глобальном, региональном и национальном уровнях. [4]
     Забота  о здоровье людей - главная цель ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), что всегда связано с ООС. ВОЗ осуществляет сбор и распространение экологической информации, связанной с охраной здоровья людей, участвует в исследовательской работе, оказывает техническую помощь, осуществляет международный контроль за загрязнением ОС. [4]
     ВМО (Всемирная метеорологическая организация) была учреждена в 1951 г., как специализированное учреждение ООН. Природоохранительные функции ВМО связаны прежде всего  с глобальным мониторингом ОС. Она проводит мероприятия по оценке загрязнения атмосферы различными веществами и из разных источников, оценку трансграничного переноса загрязняющих веществ, их глобального распространения в низких слоях атмосферы, а также по изучению воз действия на озоновый слой земли. [4]
     По  договору с ООН осуществляет свою деятельность МАГАТЭ(Международное  агентство по атомной энергии), учрежденное  в 1957 г. В соответствии с мандатом МАГАТЭ ведет широкие исследования по использованию атомной энергии, разрабатывает меры по технике безопасности при использовании ядерного топлива и в связи с этим вплотную занимается защитой ОС от опасности радиоактивного заражения. [5]
     Следует отметить, что в настоящее время  в мире насчитывается более 500 неправительственных международных организаций, включивших в свою деятельность природоохранительные мероприятия. Главная роль в этой сфере принадлежат некоторым специализированным и зарекомендовавшим себя высокой активностью организациям, таким как Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) и Всемирный фонд охраны дикой живой природы (WWF). [7]
     Гринпи?с (англ. Greenpeace — «зелёный мир») — международная  общественная природоохранная организация, основанная в г. Ванкувер, Канада 15 сентября 1971 года Дэвидом Мактаггартом. Основная цель — добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путем привлечения к ним внимания общественности и властей. Гринпис существует только за счёт пожертвований сторонников и принципиально не принимает финансовую помощь от государственных структур, политических партий или бизнеса.
     Глава 3. Международные  конвенции и соглашения, посвященные проблемам  охраны окружающей природной  среды
     Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды регулируется международным экологическим правом, в основе которого лежат общепризнанные принципы и нормы. Важнейший вклад в становление этих принципов внесли Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г.), Всемирная хартия природы (ВХП), I одобренная Генеральной Ассамблеей (1982 г.) и Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Соответственно в истории развития (кодификации) основных экологических принципов международного сотрудничества обычно выделяют три этапа (периода).
     1. Стокгольмская конференция ООН  по окружающей среде (1972) ознаменовала  начало важнейшего этапа в  экологической политике государств  и международных сообществ. По  итогам конференции была принята  Декларация, в которой определялись стратегические цели и направления действий мирового сообщества в области охраны окружающей среды.
     Стокгольмская конференция провозгласила 5 июня Всемирным  днем окружающей среды. На конференции  был образован постоянно действующий  орган ООН по окружающей среде (ЮНЕП) со штаб-квартирой в г. Найроби (Кения).
     Программа ЮНЕП предусматривает организацию и планирование природоохранных действий в пределах трех функциональных направлений: 1) оценка окружающей среды —- глобальная система наблюдений; 2) управление окружающей средой; §3) вспомогательные меры (образование в области окружающей среды и подготовка кадров). ЮНЕП координирует также деятельность других международных организаций по использованию, воспроизводству и охране компонентов окружающей среды — земель, вод, атмосферы, растительного и животного мира и др.
     2. Всемирная хартия природы (ВХП)  принята Генеральной Ассамблеей  ООН 28 октября 1982 г. Как и  Стокгольмская декларация, Всемирная  хартия природы определила приоритетные  направления экологической деятельности международного сообщества на тот период, что в значительной мере предопределило дальнейшее формирование экологической политики государств. По мнению многих ученых и специалистов, Всемирная хартия природы в сравнении с конференцией в г. Стокгольме (1972 г.) продвинулась дальше по пути «генерализации международных юридических принципов охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов». В Хартии провозглашались следующие основные принципы;
     1. Человечество осознает, что является составной частью природы. Поэтому к природе следует относиться с уважением и не нарушать ее основных принципов.
     2. Генетическая основа жизни на  Земле не должна подвергаться  опасности. Популяция каждой формы  жизни, дикой или одомашненной, должна сохраняться, необходимую для этого среду обитания следует сохранять.
     3. Все регионы Земли, как на  суше, так и на морях, должны  быть подчинены охране в соответствии  с этими требованиями, особая  защита должна обеспечиваться  уникальным районам — типичным  представителям всех видов экосистем и среды обитания редких или исчезающих видов.
     4. Природные ресурсы должны не  расточаться, а использоваться  умеренно, как того требуют принципы, изложенные в настоящей Хартии; биологические ресурсы используются  лишь в пределах их природной способности к восстановлению; ресурсы многократного пользования, включая воду, используются повторно или рециркулируются.
     Согласно  Хартии, деградация природных систем в результате чрезмерного и нерационального  использования природных ресурсов, так же как и неспособность установить прочный эколого-экономический порядок между странами и народами, ведут к подрыву основ цивилизации.
     3. Конференция ООН по окружающей  среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 3—14 июня 1992 г.). В Рио-де-Жанейро встретились  114 глав государств, представители 1600 неправительственных организаций. Бесспорно, это был самый впечатляющий форум по экологии в XX в.
     Открывая  конференцию, Генеральный секретарь  ООН Бутрос Гали отметил: «Никогда ранее  в истории так много не зависело для вас самих, для ваших детей, для ваших внуков, для жизни во всем многообразии ее форм от того, что вы делаете или не делаете».
     На  конференции были одобрены пять основных документов: Декларация РИО об окружающей среде и развитии; Повестка дня  — XXI в.; Заявление о принципах управления, сохранении и устойчивого развития всех типов лесов; Рамочная конвенция по проблеме изменений климата; Конвенция по биологическому разнообразию.
     Важнейшими  достижениями Конференции ООН было признание следующих фактов: «проблема  окружающей среды и экономического развития не могут рассматриваться раздельно» (принцип 4), «государства должны сотрудничать в духе всемерного партнерства с целью сохранить, защитить и восстановить здоровье и целостность экосистемы Земли» (принцип 7), «мир, развитие и защита окружающей среды взаимосвязаны и неразделимы» (принцип 25). В основу разработки экологической стратегии государством мирового сообщества рекомендовалось положить концепцию устойчивого развития.
     На  Конференции было подчеркнуто, что  устойчивому развитию, под которым понимается одновременное решение проблем экономического развития и экологии, нет разумной альтернативы.
     Подводя итоги конференции, генеральный  секретарь оргкомитета М. Стронг (Канада) подчеркнул беспрецедентный  масштаб и значимость этого события. «Мир после конференции должен стать другим, — заявил он. — Другими должны стать дипломатия и система международных отношений ООН, а также правительства, принявшие на себя обязательства продвигаться к устойчивому развитию». Для человеческой популяции среда обитания — вся биосфера, которая представляет единую и целостную систему, поэтому успешное продвижение всего мирового сообщества к устойчивому развитию возможно лишь на основе согласованных усилий всех государств.
     В 2002 г. в Йоханнесбурге (ЮАР) состоялся крупнейший Всемирный саммит по устойчивому развитию «Рио + 10», на котором были подведены итоги первого десятилетия движения мирового сообщества по пути устойчивого развития. [10] 

     Глава 4. Участие России в международном  сотрудничестве.
     Россия  признает приоритет международных  правовых норм в сфере охраны окружающей природной среды.[8]
     Охрана  окружающей среды осуществляется на нескольких международных уровнях:
    с другими странами СНГ;
    со странами Балтии;
    с восточноевропейскими странами;
    с индустриально развитыми государствами;
    с развивающимися странами.
     Объекты охраны окружающей среды делятся  на:
     Находящиеся в пользовании всех государств (атмосфера, озоновый слой, Мировой океан);
     Используемые  несколькими или многими государствами (Антарктида, Балтийское, Черное, Баренцево моря);
     Используемые  двумя государствами (как правило, пограничные объекты – реки Дунай  и Амур, мигрирующие животные).[8]
     Российская  Федерация участвует более чем  в 50 международных природоохранных  договорах, конвенциях, соглашениях. Наша страна явилась одним из инициаторов и стала участницей подписания исторических международных соглашений:
    Конвенции о запрещении военного или любого другого враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.)
    Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Сейчас с участием России реализуются Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большом расстоянии (1979 г.), Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (1992 г.), Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.), Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.).[8]
     В 1992 г. в Москве страны СНГ заключили межправительственное соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды. В соответствии с ним в июле 1992 г. на совещании в Минске руководители природоохранных ведомств государств – участников соглашения подписали Протокол о создании и полномочиях Межгосударственного экологического совета (МЭС). Этот совет был учрежден для согласования природоохранной деятельности государств. В качестве рабочего органа был создан Секретариат Совета. Деятельность Секретариата фиксируется Межгосударственным экологическим фондом. Ежегодные взносы участников этого фонда равны 0,05% валового национального дохода каждой из стран. Основной задачей фонда является финансирование межгосударственных экологических программ. Советом был утвержден перечень самых уязвимых природных зон на территории стран содружества: Чернобыльская зона, бассейны Амударьи, Днепра; озеро Балхаш; Черное, Азовское, Каспийское моря; Приаралье. В настоящее время разрабатываются несколько соглашений между странами СНГ: об охране и использовании мигрирующих видов птиц и млекопитающих и мест их обитания; о редких, находящихся под угрозой исчезновения видах животных и растений; о сотрудничестве между МЭС и ЮНЕП.[7]
     Активно развивается двустороннее сотрудничество России с США, скандинавскими странами, Германией. На очередной сессии Российско-Американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству подписано совместное заявление в области охраны окружающей природной среды. Правительство США выразило готовность оказать техническое содействие и поддержку конкретным российским природоохранным проектам – это сотрудничество по проблемам озера Байкал;[9]
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.