На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Национальная экономика и результаты ее функционирования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
КАФЕДРА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ 
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»
на  тему «Национальная экономика и результаты ее функционирования» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                  Исполнитель:
                                    специальность              Ф и К
                                    группа                            11
                                    курс                                ФНО
                                    № зачетной книжки     
                                  Руководитель: 
 
 
 
 
 
 

                               Владимир 

 
 
 
 
 
     Оглавление 

Введение…………………………………………………………………………..3
    Национальная экономика и цели ее развития……………………………5
    Структура национальной экономики……………………………………11
    Экономические и социальные результаты функционирования национальной экономики, их динамика в России…………………………….14
    Заключение………………………………………………………………..30
    Тесты………………………………………………………………………31
Список  использованной литературы…………………………………………...32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
      Механизм  хозяйствования экономических субъектов  рассматривается на двух уровнях  — в рамках фирмы (закономерности ее поведения изучаются микроэкономикой) и в рамках национальной экономики (изучаются макроэкономикой). Макроэкономика — это наука, исследующая закономерности функционирования и тенденции развития национальной экономики в целом, а также инструменты и методы ее регулирования. Другими словами, это наука об агрегированном поведении субъектов в экономике. Именно совокупные экономические тенденции являются объектом исследования макроэкономики. Объектом анализа в макроэкономике выступают следующие глобальные проблемы, связанные с ее равновесием и нестабильностью:
• инфляция;
• безработица;
• динамика и развитие;
• качество и источники роста;
• уровень  доходов всех субъектов и их использование.
      Основным  методом макроэкономического анализа  является агрегирование. В качестве агрегатов используются показатели общего уровня цен, занятости, общего количества товаров и услуг, произведенных в национальной экономике; совокупные доходы; совокупное потребление и сбережение. Кроме того, в макроанализе широко используется метод моделирования и статистического анализа. В отличие от микроэкономики, изучающей поведение отдельных экономических агентов, макроэкономика изучает народное хозяйство как единое целое. Она исследует результаты совместной деятельности всех экономических агентов. При этом в центре ее внимания находятся такие обобщающие показатели функционирования экономики, как совокупный общественный продукт, уровни безработицы и инфляции, состояния государственного бюджета и платежного баланса страны, темпы экономического роста. Важнейшей методологической особенностью макроэкономического исследования считается агрегирование. Прежде всего макроэкономический взгляд на народное хозяйство различает в нем четыре обобщенных экономических субъекта: домашние хозяйства, предпринимательский сектор, государство и заграница. Домашние хозяйства — все частные хозяйственные ячейки внутри страны, чья деятельность направлена на удовлетворение собственных потребностей. Являются собственниками всех производственных ресурсов, продаваемых ими фирмам. За счет продажи ресурсов домашние хозяйства получают доход, который распределяется на текущее потребление и сбережения. Следовательно, домашние хозяйства проявляют следующие виды экономической активности: продают факторы производства, потребляют часть полученного дохода и сберегают другую его часть. Предпринимательский сектор — совокупность фирм, зарегистрированных внутри страны. Их деятельность сводится к покупке производственных ресурсов, производству и продаже готовой продукции, инвестированию (превращению в дополнительный капитал сбережений домашних хозяйств). Государственный сектор — все государственные институты и учреждения страны. Занимаются предоставлением общественных благ, достающихся потребителям как бы бесплатно (оборона, правопорядок, услуги производственной и социальной инфраструктуры). Результаты деятельности государства проявляются в снижении затрат фирм, а также расходов домашних хозяйств. При этом цель государственной деятельности состоит в максимизации не прибыли, но общественного благосостояния. Заграница включает все экономические субъекты, имеющие постоянное местонахождение за пределами страны. Воздействие заграницы на отечественную экономику осуществляется через обмен товарами, услугами, капиталом и национальными валютами. Макроэкономическое агрегирование распространяется и на рынки. Все множество рынков отдельных благ объединяется в единый общий рынок, на котором продается и покупается один вид блага. Таких агрегированных рынков четыре:
— рынок  товаров;
— рынок  труда;
— денежный рынок;
— рынок  ценных бумаг.
      Таким образом, в результате агрегирования  функционирование национальной экономики представляется как взаимодействие четырех экономических субъектов на четырех рынках [1].
1. Национальная экономика  и цели ее развития
      Учитывая, что объектом анализа макроэкономики является национальная экономика, следует  дать ей определение. Национальная экономика — это целостная система взаимосвязей между хозяйствующими субъектами по поводу производства, распределения и использования национального продукта в целях повышения благосостояния нации. Важнейшими сферами национальной экономики являются материальное и нематериальное производство, непроизводственная сфера. Каждая из сфер также имеет свои структурообразующие элементы — отрасли. Понятно, что устойчивость структуры национальной экономики весьма относительна. Многообразие внешних и внутренних факторов, воздействующих на нее, способствует непрерывной модификации этой структуры. Объект исследования макроэкономики можно более полно проиллюстрировать через ее цели:
1. Главной  и определяющей целью макроэкономического  развития является экономический рост. Чем больше товаров и услуг будет произведено и экономике, тем выше уровень жизни населения. Растущая экономика обладает большей способностью удовлетворять новые потребности. Следствием экономического роста страны становится сглаживание социальных, политических, национальных противоречий. Растущая экономика характеризуется приростом годового национального объема производства, который может использоваться не только для эффективного удовлетворения потребностей, но и для разработки социальных или научно-технических программ. Если растет общественное производство, то в условиях ограниченности ресурсов не приходится решать дилемму: либо повышать уровень потребления, либо бороться с бедностью и загрязнением окружающей среды. Растущее производство позволяет осуществлять и то, и другое. Таким образом, экономический рост облегчает решение проблемы ограниченности ресурсов.
Факторами экономического роста являются:
• природные  ресурсы (необходимо наиболее полное их извлечение и комплексная переработка);
• трудовые ресурсы (повышение уровня образования, улучшение здоровья, совершенствование организации труда);
• основной капитал (оборудование предприятий, транспортные средства и т.п.);
• научно-технический  прогресс;
• совокупный спрос.
2. В  любой национальной экономике решается проблема обеспечения высокого уровня занятости. Работа необходима каждому, кто желает этого и способен работать. Труд должен оплачиваться соответственно произведенному продукту. Однако это не означает, что в стране не может быть свободной, не занятой в производстве рабочей силы. Иначе производство работало бы на границе своих возможностей, и не было бы резервов для структурной перестройки народного хозяйства, развития научно-технического прогресса. Кроме того, полная занятость всегда является причиной чрезмерно высокого платежеспособного спроса населения, что порождает рост цен, а соответственно, и инфляцию. В силу этого занятость должна поддерживаться на естественном уровне. Это в среднем 5 — 6% безработных, составляющих добровольную (фрикционную) безработицу, связанную с поиском и ожиданием работы, и структурную безработицу, связанную с изменением технологии производства. Если занятость поддерживается на естественном уровне, это означает, что существует полная занятость.
3.Экономическая эффективность является третьей целью макроэкономики. Учитывая, что ресурсы любой национальной экономики ограничены, их следует использовать эффективно. Эффективное производство развивается с минимальными затратами, усилиями и потерями. Рост экономической эффективности проявляется в сокращении затрат на единицу продукта или в увеличении продукта на прежнюю величину затрат. Эффективно все то, что в наибольшей мере способствует оптимальным темпам экономического роста. По тому, какую отдачу дают факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательская способность), можно судить о правильности и разумности принимаемых хозяйственных решений. Главным и обобщающим показателем роста экономической эффективности производства в национальной экономике является прирост национального дохода на душу населения. Соизмерение темпов прироста национального дохода позволяет выбрать оптимальные варианты решения экономических проблем. Чтобы добиться эффективности, ситуация в стране должна приближаться к такой, когда любое увеличение выпуска какого-либо продукта будет приводить к сокращению производства другого.
4.Следующим  целевым ориентиром макроэкономического  развития является стабильный  уровень цен, означающий отсутствие  резких скачков в их динамике. Следует иметь в виду, что общий уровень цен — новая категория, отличная от цен на микроуровне. Этот показатель отражает стоимость широкого ряда разнообразных товаров и услуг в разные моменты времени. В экономике должна действовать устойчивая тенденция формирования цен, основывающихся на равновесии спроса и предложения товаров. В условиях острого дефицита, при значительном повышении спроса складывается высокий уровень цен. В этом случае возникает ценовой диктат со стороны поставщиков, снижается покупательная способность денег, развиваются инфляционные процессы. В условиях перепроизводства складывается низкий уровень цен. В результате снижаются стимулы к развитию производства, его обновлению на основе научно-технического прогресса.
5. Экономическая  свобода — и цель, и принцип макроэкономики. Ее определяют три основных вопроса: что, как и для кого производить. Это свобода предпринимательской деятельности и профессии, свобода перелива капиталов и экономической информации, технологических способов ведения производства, передвижения трудовых ресурсов из одной отрасли в другую. Свобода каждого потребителя выбирать и покупать материальные блага и услуги в соответствии со своими вкусами и предпочтениями. Однако экономическая свобода не означает, что у нее нет границ. Предпринимательская деятельность, например, ограничена спросом на те или иные виды продукции и размерами имеющегося капитала. Перелив капиталов ограничивается различными препятствиями вступления в отрасль. Свободу каждого потребителя ограничивают доходы. Поэтому точнее было бы сказать, что целью макроэкономики является расширение границ экономической свободы, естественно, до оптимального уровня.
6.Справедливое  распределение доходов — также  важная цель экономики. Люди  от природы наделены неодинаковыми  способностями. Они растут в разных обстоятельствах и социальном окружении, владеют различным количеством капитала и ресурсов. Эти исходные условия порождают различия в доходах. С течением времени, в зависимости от эффективности бизнеса, приобретенной профессии, оплаты труда и других обстоятельств, доходы еще более дифференцируются. В результате кто-то зарабатывает очень скромные суммы, тогда как другие имеют доходы, во много раз превышающие доходы остального населения. Ситуация абсолютного равенства доходов невозможна — это означало бы «уравниловку». Задача справедливого распределения доходов состоит в том, чтобы ни одна группа населения не пребывала бы в крайней нищете. Реализовать ее можно через разнообразные программы безвозмездных социальных выплат (пособия на детей и профессиональную подготовку, льготное кредитование и дотации на переориентацию производства, эффективное налогообложение). Следует иметь в виду, что распределение доходов имеет тенденцию становиться более справедливым и равномерным по мере развития общего благосостояния страны. Важно избежать при этом как чрезмерной дифференциации в уровне жизни, так и «уравниловки».
7.Дополняет  предыдущую цель экономическая  обеспеченность, касающаяся только  определенной части населения  — нетрудоспособных граждан:  хронически больных, инвалидов и т.п. В поддержке этих категорий граждан особую роль играет социальное страхование и государственная помощь. Государство предоставляет этим лицам страховой доход — субсидии, направленные на обеспечение минимального уровня жизни. Они получают и различные виды натуральной помощи — бесплатную медицинскую помощь, талоны на питание и одежду. Источником этих средств являются налоги с заработной платы, прибылей и других доходов трудоспособного населения.
8.Все  более актуальной становится  задача поддержания равновесия взаимодействия с окружающей средой. Должное качество жизни нынешнего и будущего поколений может быть обеспечено только в чистой экологической среде. Однако накопление громадных производственных мощностей, погоня за максимальной выгодой любыми средствами подвели человечество к крайней границе давления на природу. В результате возникла опасность экологической катастрофы. Развитие хозяйства теперь подпадает под действие не только законов собственно производства, но и законов сохранения экологического равновесия. В этих условиях возникла необходимость изменения отношения общества к природе на основе новой стратегии НТП и социального развития, выработки новых социальных ценностей и ориентиров для выживания. Производство должно осуществляться на основе ресурсосберегающих, природно-защитных, безотходных технологических систем. Эта цель является важной не только для национальных экономик, но и мирового сообщества в целом.
9. Увеличение  свободного времени как основа  гармоничного развития личности. Свободное время — один из обобщающих показателей уровня жизни страны, объема потребностей населения, поскольку в величине и структуре свободного времени отражаются все моменты, связанные с материальным благосостоянием и культурным уровнем людей. Важным является вопрос о целесообразном, рациональном использовании свободного времени. Оно выступает условием роста производства, так как свободная деятельность и развитие — основа для формирования высококвалифицированной рабочей силы.
10.Поддержание  равновесного внешнеторгового баланса. Каждая страна, участвуя в международном разделении труда, экспортирует и импортирует продукцию и услуги. Для равновесия в макроэкономике необходим баланс между экспортом и импортом. Это возможно на основе свободной продажи на внутреннем рынке товаров других стран и отечественных товаров на рынке других стран. Такое равновесие обеспечивает стабильный обменный курс национальной валюты.
      Цели  макроэкономики определяют государственную  экономическую политику, которая  должна базироваться на четком выявлении оптимальных приоритетов развития и сочетании перечисленных целей. В зависимости от ситуации, складывающейся в национальной экономике, могут стать первоочередными, например, задачи экономического роста, полной занятости, а второстепенными — достижения стабильного уровня цен [4].
2. Структура национальной  экономики
      Структура национальной экономики может быть рассмотрена с позиции следующих  компонентов и критериев:
• воспроизводственная  структура: критерий  ее выделения  — особенности хозяйствования и функции субъектов макроэкономики: домашних хозяйств, бизнеса и государства. Они являются элементами воспроизводственной структуры;
• социальная структура: здесь структурные элементы объединяются по критериям различных  форм собственности, видов труда и доходов, групп предприятий;
• отраслевая структура: критерий выделения —  однородность выполняемых производственных функций, выпускаемых продуктов, услуг  и других результатов;
• территориальная  структура: выделяется по критерию размещения производительных сил;
• инфраструктура: критерий выделения — особенности  обслуживания того или иного производства;
• структура  внешнеэкономических связей: выделяется по критерию взаимодействия субъектов  одной или нескольких стран.
      Понятно, что устойчивость структуры национальной экономики весьма относительна. Многообразие внешних и внутренних факторов, воздействующих на нее, способствует непрерывной модификации этой структуры.
Выводы:
1. Продукт  всегда равен доходу. Стоимость  произведенного продукта обязательно распадается на доходы производителей.
2. Расходы  равны доходу. В данном случае  национальный доход (Y) равен потребительским  расходам домашних хозяйств (С) Y=С. 
      Эти выводы верны и в том случае, если в экономике производятся разные виды товаров с использованием разных факторов производства.
      Усложним  схему, введя государство и заграницу, а также учтя сбережения.
      Тогда не все доходы домашних хозяйств превращаются в расходы на товары, произведенные  в стране. Есть три способа использования  денежных средств (национального дохода), не связанных с приобретением товаров и услуг произведенных национальными фирмами: а) сбережения (S); б) уплата налогов (Т); в) импорт (М). Эти способы расходования денежных средств называются утечками из кругооборота продукта и дохода.
      Следовательно, Y в процессе его использования  распадается на потребительские  расходы домашних хозяйств, включая  расходы на импорт (С), сбережения домашних хозяйств (S) и налоги (Т) Y = C+S+T.
      С другой стороны существуют три вида расходов на отечественные товары, которые не являются расходами домашних хозяйств: а) инвестиционные расходы фирм (I); б) государственные расходы (G); в) экспорт (X). Такие расходы называются инъекциями, производимыми в кругооборот.
Совокупные  расходы на национальный продукт:
Y = C + I+G + X - M,
записанные  в виде уравнения, называются основным макроэкономическим тождеством.
Выражение (Х-М) представляет собой чистый экспорт  товаров и услуг.     Допуская, что стоимость продукции первой отрасли совпадает с созданной  с ней добавленной стоимостью, имеем совпадение ВВП должен вычитаться из суммы личного потребления и «инъекций» во избежание повторного счета, поскольку переменные С, I и G включают расходы как на национальные, так и на импортные товары. Поскольку доходы равны расходам, то:
Y=C+S+ T=C+I+G+X-M.
Отсюда:
S+T+M=I+G+X.
      Следовательно, «утечки» равны «инъекциям». Однако в отдельных парах «утечек» и  «инъекций» равенства может и  не быть: сбережения домашних хозяйств S не обязательно равны инвестициям I, налоги Т не обязательно равны государственным расходам G, экспорт X не обязательно равен импорту М.
      Поскольку государственные сбережения есть разница  между налогами и государственными расходами SG=T—G, а сбережения иностранцев  есть разница между импортом и  экспортом (SF = M—X), то сумма сбережений домашних хозяйств, государства и иностранцев обязательно равна инвестициям: I=S+SG+SF.
Из последнего уравнения следует:
1. Дефицит  госбюджета (отрицательные сбережения  государства) 
уменьшает инвестиции, поскольку для его  покрытия государство вынуждено оттягивать на себя часть свободных ресурсов финансового рынка.
2. Отрицательный  чистый экспорт страны (положительные  сбережения иностранцев) увеличивает  инвестиции за счет иностранных  инвестиций. У иностранцев образуются  свободные деньги, вырученные в данной стране, которые они имеют возможность вложить в ее экономику. Можно сказать и так: если страна не может предложить иностранцам достаточное количество своих товаров в обмен на импорт, то ей приходится либо брать у иностранцев деньги взаймы, либо продавать им свои предприятия. И то, и другое означает иностранные инвестиции в национальную экономику [3].
3. Экономические и  социальные результаты  функционирования  национальной экономики,  их динамика в  России
      Эффективность функционирования и регулирования макроэкономических процессов невозможна без статистического учета показателей национальной экономики. На их основе можно определить состояние макроэкономического равновесия. Практическое наблюдение за макроэкономическими процессами осуществляется на базе системы национальных счетов (СНС). Основной целью СНС является информационное обеспечение комплексного и многостороннего анализа процесса создания и использования национального продукта и национального дохода.
      СНС — это комплекс таблиц, имеющих форму бухгалтерских счетов, в которых отражаются процессы производства, распределения и конечного использования общественного продукта и национального дохода. Фактически — это специальные балансы, в которых с одной стороны отражено наличие ресурсов, а с другой — их использование (принцип двойной записи). Они дают системную картину экономической деятельности страны. В СНС находят отражение все основные аспекты экономической и социальной политики государства — экономический рост, институциональная и отраслевая структура экономики, благосостояние населения, качество жизни, инфляция, проблемы дефицита бюджета и др. Значительна роль СНС в международном сотрудничестве — на ее основе определяются квоты той или иной страны в финансовых международных экономических организациях.
      В разных странах имеются свои модели национального счетоводства. Так, британо-американская модель ориентирована на учет прибыли  и предназначена для удовлетворения запросов инвесторов и кредиторов (используется в США, Голландии, Австралии, Канаде, Гонконге, Великобритании, Индонезии, некоторых государствах Африки и Юго-Восточной Азии). Континентальная модель ориентирована на материально-производственный учет и предназначена для обеспечения взаимосвязей бизнеса и банков, которые, в основном, удовлетворяют финансовые запросы компаний (используется в большинстве стран Западной Европы, Японии, некоторых африканских странах). Распространены также южноамериканская и исламская модели [4].
      Международная система (международный стандарт учета) базируется на учете затрат. Она ориентирована на обеспечение международной согласованности учета интересов международных компаний и иностранных валютных рынков. В настоящее время идет процесс унификации СНС разных стран.
Система национальных счетов выполняет следующие функции:
• служит основой для выработки экономической  политики;
• создает  предпосылки и фактический инструментарий для экономического прогнозирования  деятельности всех субъектов (агентов) национальной экономики;
• помогает сопоставить широкий круг макроэкономических показателей, оценить уровень жизни различных групп населения в стране и за рубежом;
• служит связующим звеном экономической  теории с хозяйственной практикой;
• используется для оценки конъюнктуры и выработки  стратегии и тактики хозяйственной политики фирм.
      Основоположником  метода национального счетоводства считается представитель школы  физиократов Ф. Кенэ. Он анализировал общественное воспроизводство, установив балансовые пропорции между национально-общественными и стоимостными элементами общественного продукта. Создателями системы национальных счетов стали Р. Стоун, Д. Деркеен, К. Грюзон, О. Аукуст, Дж. Хикс.
      Первая  СНС была создана для Палестины  по данным экономического развития за 1936 год. Новый этап в развитии национального  счетоводства можно отнести к  послевоенным годам, когда необходимость  восстановления экономики развитых стран потребовала централизованных государственных инвестиций, увеличения государственного сектора, подготовки программ экономического развития и контроля за их реализацией [6].
      Первая  попытка составления национальных счетов в официальной статистике США относится к 1947 году, Великобритании — к 1946 году, Франции — к 1949 году. С 1952 года стандартная система показателей, характеризующих результаты производства, стала применяться ООН. Это была взаимоувязанная система из шести счетов, характеризующих результаты основных процессов в экономике.
      Система национальных счетов изменялась в течение  последней половины XX века. В 1968 году статистическая комиссия ООН приняла  новый вариант СНС, который воплощает  идею интеграционных показателей производства и национального богатства и  включает сводные счета, счета производства и потребления, счета доходов и расходов и др. С 1993 года действует третья модификация международного стандарта системы национальных счетов. СНС-93 — это система показателей, которая охватывает операции всех хозяйственных субъектов (с товарами, услугами, доходами, финансовыми инструментами) и все виды финансовых и товарных потоков.
      Методология СНС базируется на теории равновесия, принципе двойной записи и бухгалтерских  балансов.
      Основополагающим  принципом национального счетоводства является теория равновесия. Проблема макроэкономического равновесия — это проблема выбора, устраивающего всех в обществе, при котором способ использования ограниченных производственных ресурсов и их распределение между различными хозяйствующими субъектами (агентами) сбалансированы. Эта сбалансированность означает, что достигается совокупная пропорциональность:
• производства и потребления;
• ресурсов и их использования;
• предложения  и спроса;
• производства и его результатов;
• материально-вещественных и финансовых потоков.
      Основой СНС является национальный объем  производства. Существует несколько  показателей национального объема производства: валовой внутренний продукт, валовой национальный доход, валовой  национальный продукт, чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход, валовое сбережение и валовое накопление.
      Главным показателем системы национальных счетов, принятой в 1993 году, является валовой  внутренний продукт (ВВП). Он представляет собой стоимость всех товаров  и услуг, созданных в национальной экономике за определенный период времени, как правило, за год, за исключением промежуточного продукта — стоимости потребленных в процессе производства предметов труда (ресурсов, с помощью которых производится готовый продукт, — сырья, электроэнергии, материалов). ВВП предполагает учет результатов деятельности не только сферы материального производства, но и сферы услуг. В нем учитывается продукция, идущая на фактическое конечное потребление.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.