На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Взаимодействие социальных норм и права

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ....3 

ГЛАВА 1. Социальное регулирование  и его виды........................................4
1.1 Понятие и  основные виды социального регулирования…………………..4
1.2. Социальные  нормы…………………………………………………………..7 

ГЛАВА 2. Взаимодействие социальных норм и права……………………11
2.1.Классификация  социальных норм………………………………………….11
2.2 Соотношение  права и моральных норм…………………………………....20 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................31 

Список использованной литературы...................................................................32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ
      На сегодняшний день стоит обратить внимание, на то, что Россия переживает тяжелейший кризис социальной сферы. Его важнейшими приметами являются: деградация социальной структуры общества, обеднение населения, кризис качества и образа жизни, истощение здоровья нации, ухудшение репродуктивного потенциала и генофонда России, медленное разрушение образовательного и интеллектуального потенциала страны. Все это происходит на фоне насаждения чуждого для россиян образа жизни, популяризации жестокости и моральной вседозволенности. Данный период развития общества характеризуется переоценкой ценностей, выдвижением на первый план индивидуальных потребностей, и падением нравственности.
      Кризис социальной сферы во многом – результат и показатель несоответствия курса экономических реформ ожиданиям населения, несогласованности действий органов государственного управления с интересами человека. Программы современных социальных преобразований носят декларативный характер, недостаточно состыкованы с финансовыми возможностями государства, а темпы реформирования социальной сферы не увязаны с реальными доходами населения. Социальное регулирование – это механизм, с помощью которого происходит упорядочение взаимоотношений между людьми.
      Цель курсовой работы изучить особенности права в системе социального регулирования. Для достижения поставленной выше цели, предполагается разрешить ряд задач: рассмотреть понятие социального регулирования и его виды; изучить особенности взаимодействия социальных норм и права; проанализировать соотношение права и моральных норм, уровень правового воздействия и регулирования. 
      Объект исследования право, социальное регулирование, предмет исследования значение права в социальных нормах и социальном регулировании и воздействии.  

      ГЛАВА 1. Социальное регулирование  и его виды
      1.1 Понятие и основные  виды социального  регулирования 

      Под социальным регулированием понимается упорядочение общественных отношений. Необходимость социального регулирования коренится в действиях объективных законов общественного развития, которые вовсе не предполагают предопределенность поведения человека. Люди действуют согласно свободе воли в пределах возможных вариантов поведения, исходя из условий, а также из субъективных возможностей. Множественность вариантов решений одной общей задачи создает возможность оказывать определенное направляющее воздействие на деятельность людей, т.е. регулировать их действия со стороны общества в лице его общественных институтов.
      Регулирование представляет собой форму целенаправленного, управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в объекте  и развитие его путем введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей)1. Посредством регулирования создаются возможности и ограничения деятельности, которые должны вызвать в управляемом объекте мотивацию и целеполагание, желаемые с точки зрения субъекта управления.
      Основную  цель регулирования можно определить как необходимость добиться соответствия между поведением личности и действием общности людей, их интересами, целями и задачами, вытекающими из наличествующих в данном обществе объективных возможностей. Подобная регуляция осуществляется сложным взаимодействием целого ряда средств и методов. Общество на любом этапе своего развития не может обходиться без особого социального механизма, функции которого состоят в том, что он регулирует общественные отношения и поведение людей, поддерживает общественную дисциплину, способствуя, таким образом, целенаправленности функционирования и развития общества в целом и его отдельных элементов, важнейшим из которых является личность.
      Традиционно выделяют два вида социального регулирования: нормативное и индивидуальное (казуальное)2.
      В самом общем смысле слова нормативная регуляция означает, что индивиду или группе в целом предписывается, «задается» определенный – должный – вид поведения, его форма, тот или иной способ достижения цели, реализации намерений и т.д., «задаются» должная форма и характер отношений и взаимодействий людей в обществе, а реальное поведение людей и отношения членов общества и различных социальных групп программируются и оцениваются в соответствие с этими предписанными, «заданными» стандартами – нормами.
      Нормативное регулирование осуществляется при помощи норм, т.е. общих вариантов, моделей поведения. Признаки норм определяют основные характеристики нормативного регулирования. Во-первых, оно характеризуется неперсонифицированностью адресата воздействия, т.е. носит общий характер, адресовано заранее неопределенному кругу лиц. Во-вторых, нормативное регулирование рассчитано на неограниченно долгое применение во времени. В-третьих, нормативное регулирование рассчитано на множество однотипных жизненных ситуаций. Нормативное регулирование отражает типичное в общественных отношениях, оно не учитывает особенности и специфику конкретных ситуаций, поэтому в реальной жизни обобщенные предписаний норм дополняются индивидуальным регулированием.
      Индивидуальное  регулирование осуществляется через задание объекту требуемого результата и путей его достижения. Оно предполагает вынесение решений, относящихся к единичным случаям, требующим регулирующего воздействия. Характеристики казуального регулирования следующие. Во-первых, казуальное регулирование относится к конкретному лицу или группе поименованных лиц, т.е. характеризуется персонифицированностью адресата. Во-вторых, индивидуальное регулирование рассчитано на урегулирование одной конкретной жизненной ситуации. В-третьих, индивидуальное регулирование рассчитано на разовое применение и не относится ко всем подобным ситуациям, которые могут возникнуть в будущем. Казуальное регулирование призвано учитывать специфику каждой отдельной ситуации, все то случайное и особенное, что не укладывается в схему типических предписаний нормативного регулирования.
      Примат  нормативного регулирования над  казуальным очевиден. Благодаря появлению  норм как средств управления общество избавляется от необходимости регулировать одни и те же случаи поведения только в индивидуальном порядке. Оно получает возможность, прогнозируя типические ситуации путем практического применения норм или образцов поведения, обеспечивать необходимую социальную направленность поведения людей, сохранять его организованность и динамичность.
      Важнейшим признаком нормативного регулирования  является его системность. Система  нормативного регулирования – это совокупность социальных и технических норм, при помощи которых оказывается целенаправленное упорядочивающее воздействие на общественные отношения3.
      Нормативная система – это не простая механическая сумма отдельных видов нормативного регулирования, а именно система. Сложившееся в этой системе соотношение общего и отдельного, целого и частей придает ей новое качество, отличное от простой совокупности, признаков, свойственных различным видам нормативного регулирования. Общественные отношения подвергаются воздействию ряда социальных норм. В каждом конкретном случае между нормам складывается определенная субординация. Такая иерархическая связь отдельных норм разных видов отражает системный, целостный характер нормативного регулирования.
      Элементами  нормативного регулирования являются социальные и технические нормы.
      1.2. Социальные нормы 

    Социальные  нормы в абстрактном значении можно определить по-разному. В частности, профессор М.Н. Марченко дает следующую формулировку: социальные нормы – это правила социально значимого поведения членов общества4. В свою очередь профессор В.К. Бабаев считает, что социальные нормы – это общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, указатели, правила поведения людей5. Несмотря на очевидные различия в определениях, даваемых различными учеными, они все исходят из того, что социальные нормы являются регуляторами существующих в социуме общественных отношений между людьми, организациями, коллективами, социальными группами и т.д. Целостная, динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечения согласованного взаимодействия людей, прав человека, стимулирования роста благосостояния народа. Система социальных норм отражает достигнутую ступень экономического, социально-политического и духовного развития общества, в них находят отражение качество жизни людей, исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти. Нормы, регулирующие общественные отношения, отражают и конкретизируют действия объективных законов, тенденций общественного развития, т.е. таких законов, которые действуют с естественноисторической необходимостью. Они страхуют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют в нужное русло. «Урегулированность и порядок являются именно формой общественного упрочения данного способа производства и потому его относительной эмансипации от простого случая и просто произвола»6. В этом свете не совсем ясной остается мысль В.Д. Плахова о том, что социальные нормы «путь социологические законы» особый институт, являющийся атрибутом социальной формы движения материи. Получается, что объективные законы, по которым развивается человеческая история, и есть нормы, что последние представляют собой некие не зависимые от людей изначальные свойства (атрибуты) общества, в то время как они привносятся в его жизнь людьми, социальной практикой. Социальные нормы связаны так же с законами естественно – техническим прогрессом общества, всей человеческой цивилизации. В последующем нормы права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средствами социальной регуляции. Понятие «норма» и «правило» употребляются и воспринимаются в обиходе как равнозначные. Они обычно определяются друг через друга: норма – это правило, а правило – это норма. Между тем, при более внимательном подходе выясняется, что «правило» - все же более узкий термин, ем «норма». Правовые нормы довольно сложны по своей конструкции, элементному составу, где правило заключено лишь в диспозициях, не охватывая собой гипотезу и санкцию7. Социальным нормам посвящено немало солидных публикаций, свидетельствующих об актуальности и значимости проблемы. При этом особое внимание уделяется норма права и морали как двум наиболее мощным и эффективным регуляторам, тесно взаимодействующим между собой. Социальная норма – не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает так же и само реальное действие – то, что фактически утвердилось в жизни, практике. В этом случае поступки и становятся правилом. В философской и естественнонаучной литературе под нормой не только какое-то общее правило, но и то, что уже сложилось и давно бытует в действительности. Применительно к человеческому поведению можно сказать, что в качестве социальной нормы выступает такое поведение, которое выражает типичные социальные связи и отношения. Необходимо выделить качественный аспект нормы. Норма – это проявление и отражение естественной или общественной закономерности. Нормальным является такое функционирование системы, которое отвечает ее природе и ее свойствам, является оптимальным либо, по меньшей мере, допустимым для данного процесса. Можно сказать, что норма – это мера полезного, а по тому типичного функционирования. Иными словами, социальная норма выражает не только «должное», но и «сущее». Норма – это мера позитивного, общественно полезного поведения, направленного на достижение определенного результата, интереса. И не случайно поведение соответствующее норме, встречаются чаще, чем отклонение от нее – патология. Социальные нормы регулируют не все, а наиболее типичные массовидные отношения. Случайные связи проступки мотивы не могут отразиться в норме. Норма – это всегда стереотип основанный как на внутренних побуждениях, так и на внешних детерминантах. Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны. Это связано с разнообразием самих общественных отношений – предмета регулирования. В социологии они делятся по различным основаниям на соответствующие виды, классы, группы (элементарные и сложные, интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные, спонтанные и директивные, «живые» и «мертвые», функционирующие и нефункционирующие). Юридическая наука не вдается в столь подробную и исчерпывающую классификацию, а подразделяет указанные нормы в основном из таких критериев, как способы формирования, среда действия, социальная направленность. С этой точки зрения выделяют: правовые нормы, моральные, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев, нормы культуры, экономические, общечеловеческие нормы. Это – общепринятая и наиболее распространенная классификация. Объединяющим началом этих норм является социальный, а не технический характер. Такова система социальных регуляторов, принятая в нашем обществе, как, впрочем, и во всяком ином. К ним можно добавить нормы международного права в той части, в которой они не противоречат воле Российского государства (двусторонние и многосторонние договоры, соглашения, пакты, уставы, конвенции, декларации. Говоря о праве можно обозначить, что право – уникальный высоко значимый и авторитетный регулятор, но оно лишь один из компонентов системы нормативного регулирования. Выявление места и роли права среди иных социальных регуляторов имеет важное значение для понимания его природы, определения возможностей и пределов регулятивного действия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА 2. Взаимодействие социальных норм и права
      2.1.Классификация  социальных норм
      Все нормы, существующие в обществе, обычно подразделяются на технические и социальные. Технические нормы — это правила взаимодействия людей с силами и объектами природы, техникой, орудиями и инструментами труда. Это правила проведения строительных работ, агротехнические нормы, технические стандарты, нормы расходования материалов, топлива и т.д. В современную эпоху научно-технической революции, усложнения производственных процессов, возрастания значения экологических проблем их роль особенно значительна.
      В широком смысле к техническим нормам можно отнести также правила математики, языка, аутотренинга, спортивных игр, физиологические, медицинские, санитарно-гигиенические и др. Ряд технических норм закрепляется в нормативных правовых актах, приобретая тем самым юридическую силу. Обычно они называются технико-правовыми. Это правила противопожарной безопасности, эксплуатации различных видов транспорта, энергетики, госстандарты и т.д.
      Особую  проблему составляет соотношение технических  и правовых норм. Во многих случаях технические нормы входят в содержание нормативных актов, образуя т.н. технико-юридические (или юридико-технические) акты. Примерами могут служить всевозможные правила техники безопасности, инструкции, устанавливающие порядок работы на некоторых технически сложных производствах и т.д8. Особенность таких актов в том, что они обладают двойным обеспечением: во-первых, выполняются в силу целесообразности содержащихся в них правил (как и всякие технические нормы), а во-вторых, защищены от нарушений возможностью применения мер юридического воздействия. Такой порядок рационален, ибо нарушения технических норм влекут за собой значительные последствия, и часто опасные для человека.
      Социальные  нормы регулируют отношения между  людьми и их коллективами. Они объединены тем, что создаются и развиваются на протяжении всей истории человечества, выражают потребность социальных систем в саморегуляции, входят в структуру общественного сознания и обусловлены уровнем цивилизованности общества, его потребностями и интересами. Общее назначение социальных норм – упорядочить совместное существование людей, обеспечить и согласовать их социальные взаимодействия, придать последним стабильный, гарантированный характер. Социальные нормы ограничивают индивидуальную свободу индивидов, устанавливая пределы возможного, должного и запрещенного поведения. Они «являются силами, обуздывающими произвол человеческих страстей, вносящими мир и порядок во взаимные отношения людей и противопоставляющими эгоизму частных стремлений интересы общего блага и требований справедливости»9.
      Социальные  нормы весьма многочисленны и  разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью самих общественных отношений — предмета регулирования. Социальные нормы имеют следующие  общие признаки.
      Во-первых, они регулируют типичные ситуации или вид общественных отношений (поведение в общественном месте, отношение к старшим, проведение демонстраций и т. п.), а не отдельный случай или конкретные общественные отношения.
      Во-вторых, социальные нормы рассчитаны на многократное повторение. Урегулировав одну ситуацию, социальная норма начинает действовать вновь, если возникнет аналогичная ситуация.
      В-третьих, социальные нормы имеют общий  характер, т. е. они рассчитаны не на одного или нескольких человек, а  сразу на многих лиц, поименно не указанных. Их характеризуют неперсонифицированность, неконкретность адресата.
      В-четвертых, за нарушение социальных норм санкции  следуют со стороны людей (индивидов, организаций, государства, общества).
    Рассмотрев  общие признаки – характерные  для каждого вида социальных норм, вполне логично следует отметить и главные отличительные признаки вышеуказанных «мер поведения». Дифференцирующие признаки также в большей степени влияют на классификацию социальных норм. Итак, различия в следующем: во-первых, по источникам формирования. Так, право исходит от государства, состоит из норм, установленных государством; нормы же морали, например, а также обычаи, традиции, создаются обществом, и для того, чтобы они действовали, не обязательно признание их государством. Во-вторых, они различаются формой, в которую облекаются: нормы права существуют только в официальной, установленной государством форме (как правило письменной – закон, указ, постановление), для морали же не существует строго фиксированной формы. В-третьих, различия определяются и критериями, по которым оценивают поведение и поступки людей - мораль и право: мораль оценивает поведение с точки зрения добра и зла, чести, совести, поощряемого и порицаемого обществом, а право – с точки зрения правомерного и неправомерного, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого. В-четвертых, по характеру ответственности за нарушение норм права следует юридическая ответственность, а за нарушение норм морали – общественное порицание. В-пятых, по объему регулируемых общественных отношений: нормы морали регулируют значительно больший круг общественных отношений, чем право. Не все общественные отношения подвержены правовому регулированию, в то время как с точки зрения морали могут быть оценены любые поступки и отношения. В то же время нормы права и нормы морали тесно связаны в регулировании общественных отношений. Нормы права только тогда добровольно соблюдаются и исполняются, когда они имеют моральное обоснование.
      В своем поведении люди используют самые разнообразные социальные нормы. В их числе можно выделить следующие.
    Ритуалы — правила поведения, в которых акцент делается на внешнюю форму поведения. Содержание же ритуала не столь важно. Иначе ритуал можно определить как церемонию, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. Например, при открытии сессии Государственной Думы исполняется гимн России, что должно внушать депутатам чувство Ответственности за свою деятельность.
    Обряды — также заключаются в символических действиях, но в отличие от ритуалов глубже проникают в психологическую сферу человека, преследуют еще и воспитательные, идеологические цели, например, обряд захоронения, заключения брака и др.
    Мифы — предания, сказания, повествования, былины, которые учат людей тому, что следует делать, а чего делать нельзя.
    Обычаи — это правила поведения, сложившиеся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшие всеобщими в результате многократного повторения. Иначе обычаи можно определить как стереотип поведения. Они прочно входят в сознание людей потому, что выражают какую-то жизненную закономерность, например передачу имущества умершего близким родственникам, воспитание детей матерью, кровную месть, двоеженство и др. Большое значение в повседневной жизни играют обыкновения – сложившаяся в отдельных сферах деятельности хозяйственная, управленческая, бытовая и иная практика, которая в силу привычки, повторяемости постепенно приобретает регулятивное значение10.
      Можно выделить также и такой вид  правил, как деловые обыкновения, складывающиеся в производственной, научной, учебной деятельности людей и направленные на повышение ее эффективности. Деловые обыкновения — это правила поведения, складывающиеся в практической производственной деятельности корпораций и регулирующие повседневную жизнь членов (работников) корпорации. Иначе деловое обыкновение можно определить как устоявшуюся практику, заведенный порядок дел. Деловым обыкновением является приглашение на работу коммерческими структурами бывших спортсменов и даже уголовных элементов для защиты от рэкетиров как практическая необходимость, что склоняет к мысли о существовании в данном случае делового обыкновения. Также деловое обыкновение — различные планерки, летучки, разборы с началом рабочего дня, смены, на которых докладываются распоряжения, приказы руководителей, происшедшие ЧП и ставятся задачи на предстоящую смену. Деловым обыкновением следует признать и правило, принятое в фирме. Очень часто это бывает правило приветствовать позвонившего абонента, называть наименование фирмы и т.п.
      В современном обществе существуют как древние, многовековые обычаи и традиции, которые носят реакционный характер и с которыми необходимо бороться (кровная месть, похищение невесты и др.), так и новые, отражающие динамику современной жизни и основанные на идеях коллективизма, добра и человечности.
      Главная особенность обычных норм состоит  в полном отсутствии их материальной фиксации. Они не закрепляются документально  и обеспечиваются силой привычки. Обычай представляет собой привычные  для определенной группы людей или общества в целом действия. Причем эти правила могут быть внешне не мотивированы, не содержать логического объяснения. Возможно, когда-то тот или иной обычай имел рациональное обоснование, но со временем оно утрачивается. Обычаи передаются из поколения в поколение и отражают преемственность культур, поколений, жизненного опыта11. Близки к обычаям и во многом идентичны им традиции, создание которых не обязательно связано с длительным существованием соответствующей нормы, а возникает на базе распространения какого-либо примера поведения, воспринятого тем или иным коллективом либо обществом в целом (например, застолье как форма празднования определенных памятных дат). Как и обычаи, традиции опираются не только на поддержку общественного мнения, но также и на психологические факторы: стремление людей следовать модному поведению, боязнь осуждения со стороны окружающих. Привычка соблюдать обычаи и традиции для большинства членов общества превращается во внутреннюю потребность, стереотип поведения.
      5. Традиции — так же как и обычаи, регулируют устойчивые отношения. Но традиции носят поверхностный характер, поскольку не затрагивают какой-либо общественной закономерности, а больше относятся к внешней стороне поведения людей. Отличает эти два вида социальных норм, и срок их формирования: обычаи формируются на протяжении жизни нескольких поколений, традиции имеют меньший исторический шлейф. Вот почему, если ломку обычаев люди переживают мучительно, ломка традиций происходит менее болезненно. Примером традиций, исчезнувших без особого труда, могут быть демонстрации советского периода. Устойчивой же традицией является застолье, допустим, по поводу заключения брака.
      6. Религиозные нормы — правила, установленные различными церковными конфессиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Библия, Талмуд, Коран, Сунна, Законы Ману и др.), в актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духовенства или высших чинов церкви, в комментариях религиозных книг. Такие нормы регламентируют отправление обрядов, церковных служб, соблюдение постов. Религиозные нормы могут иметь также нравственное содержание (например, заповеди из Ветхого завета: не убий, не укради, почитай родителей своих и т.д.).
      В древности и в Средние века многим религиозным нормам придавался юридический характер (каноническое право в средневековой Европе). В современных мусульманских государствах основными источниками права являются религиозные книги — Коран и Сунна. Известно также, что в первые годы советской власти нормы мусульманского права применялись в некоторых регионах Средней Азии и Кавказа.
      Ныне  в большинстве цивилизованных стран  люди имеют возможность беспрепятственно совершать религиозные обряды, не связанные с насилием над личностью, нарушением общественной морали (вступление в брак, погребение усопших и др.), однако правового значения такого рода акты не имеют.
      Религиозные запреты и дозволения, представляя  собой элементарные нормы человеческих взаимоотношений, концентрируют в  себе выработанный тысячелетиями опыт социального общежития людей. Это источник божественной и человеческой мудрости, путеводный компас благоденствия, нормального существования человечества.
    Правовые нормы — это правила поведения, являющиеся обязательными и охраняемые от нарушений силой государственного принуждения. Юридические нормы регулируют наиболее важные общественные отношения (структуру и порядок осуществления государственной власти, взимание налогов, ответственность за правонарушения, использование земли, недр, охрану окружающей среды и др.). Поскольку нарушение этих норм может принести обществу значительный вред, государство и устанавливает за него санкции, отличающиеся жесткостью, суровостью по сравнению с мерами реагирования за нарушение других видов социальных норм.
    Моральные нормы — это правила поведения, определяющие, что есть добро а что есть зло. Моральные требования, предъявляемые к людям, и контроль за их исполнением осуществляются с помощью средств духовного воздействия: через чувство долга, которое каждый человек должен сделать мотивом своего поведения, а также через оценку и самооценку поступков. Опираясь на выработанные нравственные требования, усваивая их, каждый человек может самостоятельно регулировать свое поведение. В качестве примера можно привести моральные нормы, требующие помогать младшим, заботиться о престарелых, не обижать женщин, не говорить плохо о человеке в его отсутствие. Ответственность за нарушение моральных норм в отличие от юридической ответственности имеет не материальный, а духовный характер.Политические нормы регулируют отношения классов, сословий, наций, политических партий и других общественных объединений, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. Они существуют как в форме общих лозунгов (принцип народовластия, строительство коммунизма, внедрение основ рыночной экономики и др.), так и в виде более конкретных политических норм (приватизация государственной собственности, внедрение принципов местного самоуправления, экономическая программа, пенсионная, налоговая реформы и т.д.). В любом случае они выступают формой осознания и выражения классового, коллективного, группового интереса, оценки политического бытия.
    Политические нормы содержатся во взглядах философов, политических деятелей, лидеров политических партий, социальных движений, их публичных выступлениях, в уставах и программах партий и иных общественных объединений относительно их задач и функций, общих и конкретных программ и направлений деятельности, структуры и характера государственной власти. В зависимости от конкретно-исторических условий, соотношения классовых, национальных, религиозных сил, уровня сознания общества и его культуры взаимодействие таких норм бывает различным. Это и взаимоподдержка, и компромиссное согласование,и противоборство.
      Политические нормы не должны иметь первенства над правом. Иное порождает политический произвол и способствует созданию тоталитарных режимов. Только там возможны подлинно демократический строй и цивилизованное гражданское общество, где политика, политические нормы опираются на закон, где право ограничивает политическую власть, где человек, его интересы и права являются основным объектом деятельности государства.
      10. Нормы общественных, объединений (корпоративные нормы) регулируют права и обязанности членов партий, профсоюзов, добровольных обществ (молодежные, женские, творческие, научные, культурно-просветительские, спортивно-оздоровительные и другие объединения), порядок их создания и функционирования (структура, порядок управления, полномочия органов объединения, размер членских взносов и т.п.), а также отношения таких объединений с государственными 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.2 Соотношение права  и моральных норм 

      Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия. Внимательное сопоставление права и морали, выяснение взаимосвязей между ними позволяют более глубоко познать оба эти явления3.
      Единство  права и морали состоит в том, что:
      во-первых, они представляют собой разновидности  социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;
      во-вторых, право и мораль преследуют, в конечном счете, одни и те же цели – упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;
      в-третьих, у права и морали один и тот  же объект регулирования – общественные отношения (только в разном объеме);
      в-четвертых, право и мораль в качестве нормативных  явлений определяют границы должных  и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и  гармонизации личных и общественных интересов;
      в-пятых, право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами.
      в-шестых, право и мораль выступают в  качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих начал.
      Однако  наряду с общими чертами право  и мораль имеют существенные различия, обладают своей спецификой. Учет своеобразия  этих феноменов имеет, более важное значение, чем констатация их общности. Именно поэтому онтологические статусы и признаки права и морали заслуживают пристального сравнительного анализа.
      Отличительные особенности данных явлений заключаются  в следующем.
      1. Право и мораль различаются, прежде всего, по способам их формирования12. Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями), им же отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права; правотворчество – его исключительная прерогатива. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.