Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ» 

      Кафедра экономической теории и истории экономических учений 
 
 
 
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА
      По  дисциплине: Макроэкономика 

на тему: Монопольная власть: источники, показатели и экономические последствия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               20-11-2009
Содержание: 
 
 
 
 
 

Введение…………………………………………..……………………………..3 

    Сущность  монопольной власти и её показатели……………………… 9
    Источники монопольной власти………………………………………..14
    Экономические последствия монопольной власти……………………18
    Особенности проявления монопольной власти в экономике РБ……...21
 
Заключение…………………………………………………..……………….....25 

Список использованных источников…………………………………………..27
 


Введение

     Проблемы  монополизации хозяйственной  жизни, конкуренция  на рынке привлекают сегодня не только специалистов, но и  широких слоёв  населения. С начала 1990-х  гг. эти проблемы остро стали перед  Республикой Беларусь. Без принятия твёрдых  и последовательных мер против монополизма нельзя было надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.
      Монополия - это ситуация на рынке, которая  характеризуется множеством покупателей  и лишь одним продавцом. Сначала  обсудим поведение монополиста. Так как монополист является единственным производителем товара, то кривая рыночного  спроса дает цену, получаемую монополистом за предлагаемое к продаже количество товара. Мы увидим, как монополист может выиграть от своего контроля над ценами и как различаются цена и количество, максимизирующие прибыль, на монопольном рынке и на рынке свободной конкуренции. В целом предложение у монополиста будет меньше, чем предложение в условиях свободной конкуренции, а цена больше, чем конкурентная цена (и больше, чем предельные издержки). Это связано с определенными издержками для общества, так как меньше потребителей покупают продукт, а те, кто покупают, платят за него больше. Именно поэтому антитрестовские законы запрещают фирмам монополизацию большинства рынков. Когда положительный эффект масштаба делает монополию желательной, государство может максимизировать общественное благосостояние регулированием монопольных цен.
      Монополия в чистом виде - явление редкое, но на многих рынках друг с другом конкурируют  лишь несколько фирм. Взаимодействие фирм на таких рынках может быть сложным и нередко связанным  с различными аспектами конкурентной стратегии. Однако фирмы могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек. У таких фирм есть монопольная власть. Мы рассмотрим факторы, определяющие монопольную власть, критерии ее измерения и ее воздействие на ценообразование.
      Власть  монополий  - это одна из форм рыночной власти. Рыночная власть означает способность  продавца или покупателя влиять на цену товара. Так как покупатели или продавцы всегда обладают некоторой  рыночной властью (фактически на большинстве мировых рынков), мы должны понять механизм действия рыночных сил и их влияния на фирмы и потребителей.
 


             Сущность монопольной власти и её показатели 

      Продавец  обладает монопольной властью (или  властью над рынком), если он может  повышать цену на свою продукцию путём ограничения своего собственного объёма выпуска.
      Р. Лифман считал, что для монопольной  власти над рынком достаточно было контролировать 75 % производства, однако в ряде случаев монопольное положение достигалось и при контроле меньшей доли производства, равной 40-50%. На рынке она связана  с характером и особенностями реализуемых товаров, их дифференциацией. Дифференциация продукции означает отсутствие однородности предоставляемых потребителю товаров и услуг. Она позволяет уменьшать ценовую эластичность спроса, что свидетельствует об усилении монопольной власти производителя. Цена может быть повышена без сокращения объемов сбыта. В условиях дифференциации продукции она не является единственным инструментом конкуренции. Важное значение приобретают качество товаров, реклама, послепродажное техническое обслуживание.
      Условиями, определяющими возникновение монопольной власти и поддерживающими ее, являются: 1) производство "фирменных" товаров, т. е. товаров высшего качества, что позволяет монополии контролировать значительную часть продукции своей отрасли на рынке, зачастую даже не представляя собой крупную фирму; 2) собственность на важнейшие и редкие виды сырья (невоспроизводимые ресурсы), выгодное местоположение; 3) укрупнение предприятия до определенной (оптимальной) величины, обеспечивающей экономию на масштабах производства и контроль на рынке; 4) создание объединений; 5) предпринимательская деятельность и протекционистская политика государства; 6) обладание патентами, авторскими правами, лицензиями.
      Можно сделать вывод, что для того чтобы  обладать монопольной властью, фирме  вовсе не требуется быть монополистом, так как  даже маленькие бакалейные магазинчики в крупных городах  имеют какой-то контроль над ценами, которые они назначают. 
 
 
 

  Монополия в чистом виде - редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют  друг с другом несколько фирм. Почему же на рынке нескольких фирм каждая из них сталкивается с кривой спроса, имеющей наклон вниз, и тем не менее будет производить продукцию так, чтобы цена превышала предельные издержки?
  Предположим, например, что четыре фирмы выпускают  зубные щетки, кривая спроса на которые  показана на рис.4а. В целом фирмы  выпускают 20 000 зубных щеток в день (5000 в день каждая ) и продают их по цене 1,5 долл. за штуку. Заметим, что кривая спроса относительно неэластична. Это можно проверить: при цене 1,5 долл. эластичность спроса составит - 1,5.
  Теперь  предположим, что фирма А решает снизить цену, чтобы увеличить  спрос. Чтобы принять такое решение, ей необходимо знать, что произойдет с ее объемом реализации в результате изменения цены. Другими словами, ей нужно составить представление о новой кривой спроса, с которой она столкнется в качестве альтернативы рыночной кривой спроса. Возможная ситуация показана на рис.4b, где кривая спроса фирмы DA значительно эластичнее кривой рыночного спроса (при цене 1,5 долл. за штуку эластичность составит -0,6). 
 

   

Рис.4а  График рыночного  спроса на зубные щетки
Рис.4в  Рыночный спрос на зубные щетки в представлении
фирмы А
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Фирма может предвидеть, что при увеличении цены с 1,5 до 1,6 долл. сбыт снизится с 5000 единиц, скажем, до 3000 единиц, так как потребители будут покупать больше зубных щеток других фирм. (Если бы все фирмы подняли цену до 1,6 долл., сбыт фирмы А снизился бы только до 4500). Но по целому ряду причин сбыт не упадет до нуля, как это было бы на совершенном конкурентном рынке. Во-первых, зубные щетки фирмы А могут немного отличаться от товара конкурентов, и поэтому некоторые потребители заплатят за них несколько больше. Во-вторых, другие фирмы также могут поднять цену на свою продукцию. Аналогичным образом фирма А может предвидеть, что, снижая цену с 1,5 до 1,4 долл., она продаст большее количество зубных щеток (7000 вместо 5000). Но рынком она полностью не завладеет. Ряд потребителей все равно будут предпочитать зубные щетки конкурентов, а конкуренты могут также снизить свои цены.
  Итак, кривая спроса фирмы А зависит  от того, насколько ее продукция  отличается от продукции конкурентов и как будут конкурировать друг с другом четыре фирмы. По-видимому, фирма А сталкивается с кривой спроса, которая более эластична, чем кривая рыночного спроса, но эластична не бесконечно, как кривая спроса фирмы на совершенном конкурентном рынке.
  Сколько следует выпускать продукции  фирме А, если она располагает  информацией о формировании спроса на свою продукцию? Здесь применимо  то же правило: максимизирующий прибыль  объем производства достигается  тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам. На рис.4b объем производства составляет 5000 единиц, а соответствующая цена равна 1,5 долл., что превышает предельные издержки. Итак, хотя фирма А не является чистым монополистом, она обладает монопольной властью - она может назначить цену выше, чем предельные издержки, и получить дополнительную прибыль. Конечно же, ее монопольная власть меньше, чем если бы она вытесняла конкурентов и монополизировала рынок, но все-таки она весьма существенна.
  В связи  с этим возникают два вопроса. Во-первых, как мы можем измерить монопольную власть, чтобы можно было сравнить одну фирму с другой? Во-вторых, каковы источники монопольной власти и почему у ряда фирм монопольная власть больше, чем у других? 

  Показатели  монопольной власти
  Вспомним  важное различие между совершенно конкурентной фирмой и фирмой с монопольной властью: для конкурентной фирмы цена равна предельным издержкам, для фирмы с монопольной властью цена превышает предельные издержки. Следовательно, способом измерения монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки.
  В частности, мы может использовать коэффициент  превышения цены над предельными  издержками, который мы ввели ранее  как часть правила "большого пальца" при ценообразовании. Данный способ определения монопольной власти был предложен в 1934 г. экономистом Абба Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера:
  

  Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы P = MC и L = 0. Чем больше L, тем больше и монопольная власть.
  Данный  коэффициент монопольной власти может быть также выражен в  терминах эластичности спроса, с которой  сталкивается фирма. По уравнению (1) мы знаем, что 

                                                         (3) 

  Однако, Еd теперь означает эластичность спроса фирмы, а не всего рыночного спроса. В примере с зубными щетками эластичность спроса для фирмы А составляет -6,0, а степень монопольной власти равна 1/6 = 0,167.
Заметим, что значительная монопольная власть не гарантирует  высокие прибыли. Прибыль зависит  от отношения средних издержек к  цене. Фирма А может обладать большей  монопольной властью, чем фирма  В, но получать меньшую прибыль, если у нее значительно выше средние издержки.
 


  ИСТОЧНИКИ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ 

  Почему  некоторые фирмы обладают большой  монопольной властью, а другие незначительной или вовсе никакой? Монопольная  власть заключается в способности  устанавливать цену выше предельных издержек (причем величина, на которую цена превышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы). Уравнение (3) показывает, что чем менее эластичен спрос для фирмы, тем большей монопольной властью обладает данная фирма. Конечной причиной монопольной власти является, следовательно, эластичность спроса для фирмы. Вопрос заключается в том, почему некоторые фирмы (например, ряд универсамов) сталкиваются с более эластичной кривой спроса, тогда как другие (например, производители одежды с наклейкой фирменного дизайна, пример с которыми был приведен в предыдущей главе) - с менее эластичной кривой спроса.
  Три фактора определяют эластичность спроса для фирмы. Первый фактор заключается  в эластичности рыночного спроса. Собственный спрос фирмы будет по крайней мере столь же эластичен, как и рыночный спрос, и поэтому эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти. Второй фактор - число фирм на рынке. Если на нем много фирм, причем они не сильно отличаются друг от друга по размерам, то маловероятно, что одна из фирм будет способна существенно повлиять на цену. Третий фактор заключается во взаимодействии между фирмами. Даже если на рынке имеются лишь две или три фирмы, ни одна из них не сможет увеличить цену во много раз, если соперничество между ними носит агрессивный характер, когда каждая фирма старается захватить львиную долю рынка. Рассмотрим каждый из этих трех факторов, определяющих монопольную власть. 

  1. Эластичность рыночного  спроса
  Если  имеется только одна-единственная фирма (чистый монополист), то ее кривая спроса совпадает с кривой рыночного спроса. Тогда степень монопольной власти фирмы полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Однако чаще бывает, что несколько фирм конкурируют друг с другом. Тогда эластичность рыночного спроса устанавливает нижний предел для эластичности спроса каждой фирмы. Вспомним пример с производителями зубных щеток, показанный на рис.4. Рыночный спрос на зубные щетки мог бы быть не очень эластичным, но спрос каждой фирмы будет более эластичным. Насколько - это зависит от того, как фирмы конкурируют друг с другом (на рис.4 эластичность рыночного спроса составляет - 1,5, а эластичность для каждой фирмы - 6). Но независимо от того, как конкурируют фирмы, эластичность спроса для каждой из них никогда не будет менее - 1,5.
  Спрос на нефть весьма неэластичен, по крайней  мере в краткосрочный период, вот  почему ОПЕК смог поднять цены на нефть  значительно выше предельных издержек на ее добычу в 70-е годы - начале 80-х  годов. Спрос на такие товары, как кофе, какао, медь и олово, значительно эластичнее, и именно поэтому попытки производителей картелизировать эти рынки и поднять цены почти ни к чему не привели. В каждом случае эластичность рыночного спроса ограничивает потенциальную монопольную власть отдельных производителей. 

  2. Число фирм на  рынке
  Вторым  определяющим фактором кривой спроса для фирмы и, стало быть, ее монопольной  власти является количество фирм, действующих  на рынке. При прочих равных обстоятельствах  монопольная власть каждой фирмы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке. Чем больше фирм конкурируют между собой, тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от уменьшения объема реализации.
  Конечно, имеет значение не просто общее число  фирм, а число так называемых "основных игроков" (т.е. фирм, имеющих существенную долю на рынке). Например, если только на две крупные фирмы приходится 90% объема реализации на рынке, а на оставшиеся 20 фирм - 10%, у двух крупных фирм большая монопольная власть. Положение, когда только несколько фирм захватывают большую часть рынка, называется концентрацией рынка.
  Иногда  говорят (и в этом есть доля правды), что самый большой страх американского  бизнесмена - страх перед конкуренцией. Мы можем уверенно предполагать, что, когда на рынке действует всего несколько фирм, их руководители предпочтут, чтобы в отрасль на рынок не проникли новые фирмы. Рост числа фирм может только сократить монопольную власть основных фирм в отрасли. Важным аспектом конкурентной стратегии является создание препятствий проникновению в отрасль новых фирм - условие, которое удерживает от вступления в дело новых конкурентов.
  Иногда  для вступления в дело имеются  естественные препятствия. К примеру, одна фирма может иметь патент на технологию, необходимую для производства какого-то продукта. Это делает невозможным вступление на рынок других фирм, по меньшей мере до тех пор, пока не истечет срок действия патента. Другие законодательно установленные права действуют в том же направлении, например копирайт (авторское право) может ограничить продажу книги, музыкального произведения, программного обеспечения для ЭВМ в рамках деятельности отдельной компании, а необходимость обладания правительственной лицензией ограничивает доступ новых фирм на рынок телефонного обслуживания, телевизионных передач или внутренних грузовых перевозок. Наконец, эффект масштаба может ограничить число фирм, выступающих на одном рынке. В ряде случаев положительный эффект масштаба может привести к созданию такой ситуации, когда наличие на рынке только одной фирмы будет наиболее эффективным решением проблемы. Такая ситуация называется естественной монополией. 

  3. Взаимодействие между  фирмами
  Конкурентная  стратегия фирмы является решающим фактором монопольной власти. Предположим, что на рынке действуют четыре фирмы. Как они могут конкурировать друг с другом? Они могут, например, конкурировать очень агрессивно, сбивая цены друг друга, чтобы захватить большую часть рынка свободной конкуренции. Это, вероятно, снизит цены почти до конкурентного уровня. Каждая фирма побоится поднять свою цену, опасаясь потерять свою долю в общем объеме реализации, и, таким образом, она будет обладать минимальной монопольной властью или не иметь ее вовсе.
  Однако  фирмы могут и не конкурировать  между собой и даже вступать в сговор (в нарушение антитрестовского законодательства). В крайнем случае они могут образовать картель и договориться об ограничении объема производства и подъеме цен. Наиболее вероятно, что, поднимая цены по сговору, а не в одиночку, фирмы получат большую прибыль и поэтому картель может получить значительную монопольную власть.
  Таким образом, фирмы могут взаимодействовать различными способами. Здесь просто надо подчеркнуть, что при прочих равных обстоятельствах монопольная власть меньше, когда фирмы агрессивно конкурируют, и больше, когда они сотрудничают.
  Монопольная власть фирмы часто меняется по времени, как и условия ее деятельности (рыночный спрос и издержки). Это приводит к изменениям в поведении самой фирмы и ее конкурентов. Монопольная власть, следовательно, должна рассматриваться в динамике. Например, кривая рыночного спроса может быть неэластична на кратковременном отрезке (такая ситуация сложилась с нефтью, когда ОПЕК имел огромную монопольную власть в краткосрочный период, но значительно меньшую на долговременном этапе). Более того, реальная или потенциальная монопольная власть в краткосрочном периоде усиливает конкуренцию в отрасли на долговременном этапе. Большая краткосрочная прибыль может соблазнить некоторые новые фирмы вступить в дело, сокращая тем самым монопольную власть на долговременном этапе.
 


    Экономические последствия монопольной  власти 

  На  конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, а монопольная власть предполагает, что цена превышает  предельные издержки. Так как монопольная  власть приводит к повышению цен  и уменьшению объемов производства, нам следует ожидать ухудшения  благосостояния потребителей и увеличения благосостояния фирм. Улучшает или ухудшает монопольная власть благосостояние общества в целом?
   

Рис.6 Графическое изображение  чистых убытков 
от  монопольной власти
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Мы  можем ответить на этот вопрос, сравнивая излишек потребителей и производителей в условиях конкурентного и монополизированного рынков (мы предполагаем, что у производителей на рынке свободной конкуренции и у монополиста одинаковые кривые издержек). Рис.6 показывает кривые среднего и предельного доходов и кривую предельных издержек монополиста. Чтобы максимизировать прибыль, фирма осуществляет такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Монопольная цена и объем производства обозначены как Рm и Qm. На конкурентном рынке цена должна равняться предельным издержкам и конкурентные цена РC и количество продукции QC должны находиться на пересечении кривой среднего дохода (совпадающей с кривой спроса) и кривой предельных издержек. Теперь посмотрим, как меняется излишек, если мы перемещаемся с равновесных цены РC и количества QC к монопольным цене Рm и количеству продукции Qm.
  При монополии цена выше и потребители  покупают меньше продукции. Из-за более  высокой цены те потребители, которые  покупают товар, теряют часть излишка, показанную прямоугольником А. Те потребители, которые не могут купить товар по цене Рm, но купили бы его по цене РC, также теряют излишек в размере площади треугольника В. Следовательно, совокупная потеря потребительского излишка составляет А + В. Производитель, однако, получает прибыль, обозначенную прямоугольником А, продавая товар по более высокой цене, но теряет часть излишка, обозначенную треугольником С, представляющую собой дополнительную прибыль, которую производители получают от продажи (QC - Qm) по цене РC. Общая прибыль производителя, следовательно, составит А - С. Вычитая потерю потребительского излишка из прибыли производителя, мы получим чистые убытки, равные В + С. Это полные чистые убытки от монопольной власти. Даже если прибыли монополиста были обложены налогом и перераспределены в пользу потребителей продукта, эффективность не будет достигнута, потому что объем производства будет ниже, чем в условиях свободной конкуренции. Общие чистые убытки - это общественные издержки такой неэффективности.
  Могут возникнуть и дополнительные общественные издержки монопольной власти, которые  превышают полные чистые убытки в  треугольниках В и С. Фирма  может затратить огромные средства с общественных позиций непродуктивно, чтобы получить, удержать и использовать монопольную власть. Это может быть связано с расходами на рекламу, созданием своего "лобби" и юридическими попытками избежать правительственного контроля над ценами и антитрестовского законодательства. Это может выражаться также в создании неиспользуемых дополнительных производственных мощностей, с тем чтобы убедить потенциальных конкурентов оставить попытки проникновения на монопольный рынок. Экономический стимул этих издержек непосредственно связан с прибылью фирмы в результате получения монопольной власти (т.е. прямоугольник А минус треугольник С). Следовательно, чем большая часть излишка переходит от потребителей к монополисту (прямоугольник А), тем больше общественные издержки монополии.
  Проблемами  общественных издержек монопольной власти занимается государство. В следующей главе рассматриваются методы регулирования деятельности монополий со стороны государственных органов. 

 


Особенности проявления монопольной  власти в экономике  РБ 
 

      Для устранения монополизма и причин, его порождающих, необходим комплекс мер, направленных на преобразование форм собственности, перестройку производства, управления и обмена, осуществление которых не может происходить без целенаправленного государственного антимонопольного контроля и регулирования. Такой подход обеспечит необратимость рыночных преобразований в республике, станет одним из инстументов государственной политики по выводу экономики из кризиса.
      В течение переходного периода  необходимо создать предпосылки  для становления рыночных отношений: обеспечить максимальную свободу экономических субъектов (предпринимателей, предприятий); полную ответственность субъектов за результаты хозяйственной деятельности; равноправие всех форм собственности, включая частную конкуренцию производителей, т. е. перейти от конкуренции потребителей к конкуренции производителей. Главным в этой политике должна быть не борьба с монополизмом вообще, способная принять характер очередной кампании, а усиление начал саморегуляции, создание необходимых условий для формирования рыночных отношений, становления предпринимательства, конкуренции.
        Необходимость антимонопольного  регулирования в Республике Беларусь  обусловливают:
      1. Высокий уровень концентрации  производства;
      2. Преобладание крупных чистых  монополий - единственных производителей;
      3.  Усиление монополистических тенденций  со стороны хозяйствующих субъектов,  злоупотребляющих своим доминирующим положением на рынке.
      Начало  государственной политики в области  антимонопольного регулирования положено принятием в декабре 1992 г. первого в истории республики антимонопольного Закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции", вступившего в силу 1 марта 1993 г.
      Специализированным  органом, обеспечивающим координацию, реализацию и контроль за мерами по ограничению и устранению монополизма и его проявлений в хозяйственной деятельности, развитию конкуренции и предпринимательства выступает Министерство предпринимательства и инвестиций.
      Для ограничения монополистической  деятельности и устранения доминирующего положения хозяйствующих субъектов на местных рынках созданы антимонопольные структуры в областях и г. Минске, функционально подчиненные этому Министерству.
      Образование территориальных органов обусловлено  особенностями географии рынка, объемами, структурой и характером производства и потребления товара, а также расстоянием транспортировки грузов. В республике сложились и функционируют, наряду с республиканским, местные рынки, имеющие свою специфику, своих местных монополистов. Так, в отдельно взятых регионах практически не существует конкуренции хлебозаводу, молочному комбинату, другим предприятиям, производящим продукты питания, поставляющим продукцию на местный рынок. В рамках республики ни одно из подобных предприятий не подходит по своим параметрам под определение монополиста. Аналогичная ситуация складывается с торговыми предприятиями и предприятиями сферы услуг, антимонопольное регулирование которых осуществляется территориальными органами.
      Антимонопольная политика в Республике Беларусь направлена на: формирование конкурентных отношений в сфере производства и обращения товаров и услуг путем ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, устранение сложившейся в экономике республики монопольной структуры рынков путем введения в действие дифференцированных подходов к регулированию деятельности естественных и искусственных монополий, учета антимонопольных требований в ходе приватизации; ликвидацию монополизма, связанного с деятельностью различного рода объединений; установление порядка создания новых субъектов хозяйствования, исключающих монополизацию рынка; снижение отрицательных последствий монополизма, сохраняющегося по технологическим и иным причинам. Данная целевая функция определена Законом Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" и конкретизирована в республиканской Комплексной программе демонополизации экономики.
      Главными  задачами антимонопольной политики являются устранение экономических основ (условий), порождающих монополизм, и формирование конкурентных отношений.
      Антимонопольная политика в Республике Беларусь предполагает:
      1)  выявление природы монополий,  их видов, возможностей субъектов, обладающих чрезмерной экономической властью;
      2) отказ от тотального устранения  монопольных структур, дифференцированный  подход к монополистам-национальным  чемпионам, способствующим оздоровлению  экономики, и лишение монопольной власти тех, которые не способствуют прогрессивным сдвигам в экономике, тормозят развитие НТП, допускают расточительство и производят морально устаревшие виды продукции;
      3) не столько реорганизацию функционирующих  монополий, сколько изменение окружающей их экономической среды, разумную либерализацию национального рынка, развитие производственной инфраструктуры: транспорта и связи; стимулирование производства товаров-субститутов и т. д.
      Антимонопольное регулирование применительно к нашим условиям особенно опасно тем, что может оказаться суррогатом командно-административных механизмов, оно  охватывает  практически   все  хозяйствующие субъекты, занимающие монопольное или доминирующее положение на рынке. Также это регулирование направлено на становление конкурентных отношений, в то время как на Западе — на устранение барьеров, препятствующих развитию конкуренции. Эта особенность объясняется тем, что в сфере народного хозяйства мы идем от монополии к конкуренции, а в рыночной экономике наоборот — от свободной конкуренции к монополии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.