На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Контрольная работа по "Экономике предприятия"

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 22.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Оглавление 

 


Введение

 
     Несмотря  на имеющиеся серьезные недостатки в развитии отечественной экономики, нельзя не признать, что преимущества рыночной системы хозяйствования неоспоримы. В условиях рыночной экономики создаются новые социально-экономические отношения. Они предопределяют формирование рынка и обслуживание процедуры купли-продажи, которые тесно взаимосвязаны и направлены на обеспечение равновесия всех элементов расширенного воспроизводства. Возникновение рыночных форм собственности, зарождение экономической свободы, реальное появление конкуренции товаров и производств -- все это свидетельствует о возникновении новой модели социально-экономического развития общества, т.е. рыночной экономики.
     В условиях рыночных отношений, для которых  характерны свободное предпринимательство  и отсутствие государственного контроля за производством и распределением изготовленной продукции, экономических  показателей, отражающая хозяйственную деятельность промышленного предприятия, постоянно претерпевает изменения. Так, показатели, которые не отвечают требованиям рыночных отношений, исключаются, другие уточняются и модифицируются, появляются новые, соответствующие требованиям товарного производства.
     В последние годы заинтересованность товаропроизводителей в объективной  экономической оценке собственного производства значительно усилилась.
 


1. Рыночная система  и основные виды  рынков. Организация  (предприятие) как  хоз. субъект в  рыночной экономической системе

     Принцип свободы экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности личности, семьи, социальной группы, предприятия  во всех сферах жизни в рамках соблюдения законности предопределяет возможность  любого экономического субъекта реализовать свои способности. Также это - желание самым активным образом по собственному выбору участвовать в общественном производстве, быть товаропроизводителем или посредником между производителем и потребителем, организовать свое дело. В этом основополагающем принципе есть две стороны: предоставление каждому активному субъекту собственнических и предпринимательских прав, помогающих воплотить замыслы в конкретные объекты, а также ликвидация чрезмерных ограничений на формы, виды, объемы предпринимательства предприятий и граждан. Необходимо вместе с тем понимать, что свобода действий предпринимателя в условиях рыночной экономики не является абсолютной. Она, как и в любой другой экономической системе, ограничена, прежде всего, законами. На них основан принцип государственного регулирования рынка и рыночных отношений. Любая рыночная экономика в цивилизованном государстве регулируема. Вопрос может быть поставлен лишь о мерах и способах государственного воздействия на рынок и законодательного оформления подкрепляющих их юридических актов. В качестве инструментов регулирования рынка выступают государственные программы, налогообложение, финансово-кредитная и банковская системы, трудовое законодательство, ценовые ограничения, антимонопольные меры. Важно и то, что рыночная свобода возникает не просто так, она сопряжена с экономической ответственностью и риском предпринимателя. Рыночная экономика, вводя равноправие многообразных форм собственности, проявляет чувство ответственности, ибо он может потерять деньги, имущество, работу.
     Кроме того, рынок подрывает диктат производителя, способствуя диктату над ним  со стороны потребителя. В этом смысле рыночная экономика опирается на принцип примата потребителя, его  главенства. В рыночной экономике  ценовой механизм и система конкуренции вызывают соперничество между производителями в борьбе за покупателя, потребителя. Появляется особый вид ответственности перед потребителем, ибо его потеря означает снижение дохода, прибыли, а иногда и крах фирмы.
     Рыночной  экономике свойствен принцип рыночного ценообразования. Как известно, цена формируется на рынке в результате торга продавца и покупателя, взаимодействия спроса и предложения. Эта цена возникает в итоге установления баланса противонаправленных тенденций: желания одной стороны продать товар дороже и другой стороны - купить дешевле. В нормально функционирующей экономике цена на свободном рынке не опускается ниже себестоимости и не поднимается выше суммы себестоимости и прибыли, соответствующей среднему нормативу рентабельности. Продавать по более низкой цене просто невыгодно, а при высокой прибыльности товара его тут же начинают производить и продавать конкуренты, и цена падает.
     Рыночной  экономике присущ принцип договорных, контрактных отношений. Значительное ослабление распорядительства со стороны вышестоящих организаций в экономике рыночного типа, экономическая свобода хозяйствующих субъектов настоятельно потребует приведения в действие механизмов саморегуляции, роль которых особенно важна на уровне предприятий, учреждений.
     Принцип открытости экономики означает, что  свобода предпринимательства распространяется на внешнеэкономические связи и  выражается в том, что хозяйственные  организации и предприятия обладают правом осуществлять внешнеэкономические  операции при соблюдении определенных условий и ограничений. Реализация этого принципа является основным условием интеграции страны в систему мирохозяйственных связей и проникновения на мировой рынок. Защита внутренних интересов в условиях открытости экономики обеспечивается соблюдением признанных международных норм и установленного законодательства страны.
     Рыночная  экономика немыслима без реализации принципа конкуренции. Без конкуренции  рыночный механизм не работает. Конкуренция  должна быть, прежде всего, между отдельными товаропроизводителями, предприятиями, выпускающими однородную продукцию. Она крайне необходима во избежание монополизации и захвата рынка. Конкуренция представляет одно из самых эффективных и действенных средств возбуждения деловой активности, использования достижений научно-технического прогресса, роста качества продукции, удовлетворения меняющихся запросов потребителей.
     Если  централизованная экономика опирается  на непосредственное управление материально-вещественными  объектами и процессами, то рыночная экономика тяготеет к управлению при помощи принципа воздействия на финансы и денежное обращение. Другими словами, рыночная экономика гораздо полнее использует механизм стоимости и товарно-денежные отношения. В этом смысле можно утверждать, что рыночной экономике более присущи экономические методы управления. На практике это находит воплощение в значительном повышении роли денег, кредита, банков, распределительной и налоговой систем, цен.
     Основное  свойство экономики рыночного типа состоит в распространении рыночных отношений на все хозяйственные сферы, проникновение их во все отрасли, охват всех регионов страны. Это свойство можно назвать всеобщностью рыночных отношений. Хотя глубина проникновения рыночных отношений, широта охвата ими социально-экономических явлений и процессов различны в разных отраслях и секторах экономики, практически ни один из них не оказывается вне зоны воздействия рынка. Таким образом, вся экономика становится как бы совокупностью многообразных рынков, различающихся только степенью, мерой, глубиной проникновения рыночных отношений в отдельные части хозяйственной системы. Рынок существует уже не только в качестве территориально и функционально обособленной ячейки экономики, но проникает в виде рыночных отношений во все клетки экономического организма.
     При наиболее укрупненной структуризации в составе единого рынка обычно выделяют следующие виды отдельных  рынков:
     1)рынок  потребительских товаров, услуг,  жилья, зданий и сооружений  непроизводственного назначения.
     2) рынок средств производства и производственных видов деятельности.
     3)рынок  денег, валюты, ценных бумаг. 
     4) рынок труда, рабочей силы, рабочих  мест.
     5) рынок информации, интеллектуального  продукта, инноваций. 
     Таким образом, рынок является особым экономическим  механизмом, который через конкуренцию способствует рациональному распределению ресурсов, влияет на объем и структуру производства, заставляет потребителя выбирать рациональную систему потребления и, в конечном итоге, оздоровляет экономику, освобождая ее от убыточных, неконкурентоспособных предприятий.
     Рынок нередко определяют как совокупность существующих и потенциальных покупателей  товаров. Вместе с тем в более  широком плане рынок определяется как совокупность социально-экономических  отношений в сфере обмена, посредством  которых осуществляется реализация товаров. Таким образом, рынок представляет собой обширную сферу проявления индивидуальных случайностей.
     Поскольку воспроизводственный процесс отражает объективную логику развития общества, рынок не может быть случайным  явлением – его возникновение вполне закономерно и связано с процессом развития общественного производства.
     Рынок зависит от политических, социальных, географических и других условий. Вместе с тем, бесспорно, рынок не только является регулятором, но и служит критерием целесообразности затрат на производство тех или иных товаров. Если товар не реализуется, затраты на него являются убытками для общества.
     Для идеального рынка (который в действительности не существует), необходимо три основных условия:
    абсолютное право любого человека или организации производить, покупать или продавать что угодно, не запрещённое законом или моральными нормами;
    абсолютное право свободной продажи и покупки любого товара на рынке по свободной цене;
    абсолютная свобода доступа к любой отрасли производства продуктов и оказания услуг без ограничения.
     Идеальных рынков в природе не существует, поскольку не может быть абсолютно  свободных товаропроизводителей, покупателей  и цен. Общество существует как большая  система, в которой между всеми  элементами имеется огромное число причинно-следственных связей, поэтому реально не может быть не только всех, но даже единичных продавцов, покупателей и цен, абсолютно свободных и независимых.
     Рынок может существовать только в том  случае, когда он одновременно включает следующие рынки:
     - рынок средств производства;
     - рынок потребительских товаров;
     - рынок интеллектуальных продуктов;
     - финансовый рынок (который подразделяется  на рынок ценных бумаг и  рынок кредитов);
     - рынок рабочей силы.
     В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция увеличения значимости рынка интеллектуальных продуктов и финансового рынка и уменьшение значимости рынков материальных ресурсов и товаров.
     При производстве интеллектуальных продуктов  используется весь комплекс достижений научно-технического прогресса, все предшествующие открытия, изобретения, передовые идеи. Благодаря этому стоимость интеллектуальных затрат составляет 90-98%, а материально-вещественных – 2-10%. Поэтому в настоящее время значительно целесообразнее производить и продавать интеллектуальные товары, чем материалы, сырьё и т.п.
     Итак, основными составляющими рынка  являются:
    продавец;
    покупатель;
    продукт или услуга;
     Продавец  выступает на рынке, определяя товар, цену, рекламу, сервис, сбытовые сети. Покупатель определяет методы оценки и выбора товара. Поскольку все сделки осуществляются в условиях действия окружающей среды, то , естественно, среда не остаётся пассивной к продавцу и товару.
     Внешнюю среду образуют политические, социальные, правовые, общеэкономические и другие факторы, действующие на рынок. Это ещё раз подчёркивает, что принципиально не может быть абсолютно свободных продавцов, покупателей и цен.
     Степенью  предложения товаров и спроса на них характеризуется насыщенность рынка. Если предложение превышает  спрос, то цены должны упасть, так как производитель стремится реализовать продукцию и возместить затраты хотя бы частично. Если спрос существенно превышает предложение, цены растут.
     Следует видеть разницу между потребителем и покупателем. Применительно к  потребительскому рынку продукты питания, например, покупает обычно хозяйка дома – следовательно, она является покупателем. Потребляют же эти продукты все члены семьи, поэтому он являются потребителями. Поэтому следует в каждом конкретном случае чётко определить, кто является конечным потребителем товара, что позволит установить обратную связь.
     Состояние рыночного равновесия, при котором  величина спроса равна величине предложения, обычно является мимолётным или вообще не достигается. На практике, как правило, имеет место рыночная ситуация, при которой либо спрос превышает предложение, либо предложение превышает спрос. В первом случае складывается ситуация, называемая рынком продавца (рынок производителя), при которой предложение определяет максимум объёма продажи данного продукта или услуги на определённом рынке. Второй случай – это рынок покупателя (рынок потребителя), определяющий рыночную ситуацию, при которой спрос определяет максимум объёма продажи данного товара на каком-то рынке.
     Недостаточность предложения, типичная для рынка продавца, может иметь разный диапазон. Она может быть постоянной или временной, охватывать весь рынок или только его отдельные сегменты, например региональные или отраслевые. Основное ограничение предложения вытекает из дефицита факторов производства – производственных площадей, оборудования, сырья, материалов, комплектующих изделий, запасных частей и т.д. Другое ограничение может быть следствием контроля предложения, чаще всего в виде административного распределения. Это лимитирует свободную продажу и создаёт условия для развития теневой экономики. Другое ограничение предложения связано с низкой эластичностью факторов производства во взаимосвязи с действием фактора времени. Это означает, что прирост продукции иногда можно получить только через продолжительное время, например из-за длительности производственно цикла.
     Основой любой экономической системы  является производственная деятельность, т.е. производство продукции, выполнение работ и оказание услуг.
     Производство  создает необходимую базу для  потребления, непосредственно определяет его уровень и обеспечивает благосостояние как отдельных работников, так и общества в целом. 
     В современной экономике производство организуется в форме предприятия. Поэтому предприятие является основным элементом экономической системы, а уровень используемой на предприятии техники и технологии, организация производства, финансовое состояние предприятия непосредственно определяет степень развития экономики в целом.
     Экономическая сущность предприятия может быть охарактеризована с различных сторон.
     В общем случае под определением предприятие подразумевается коммерческая организация, созданная с целью удовлетворения с помощью прибыли определенных общественных потребностей, т.е. предприятие – это хозяйствующий субъект.
     Предприятие может также рассматриваться как имущественный комплекс, включающий все виды имущества, необходимого для осуществления производственной деятельности.
     Предприятие представляет собой обособленную хозяйственную  единицу, обладающую экономической  и административной самостоятельностью, организационно-техническим, экономическим и социальным единством, и имеющую общие цели деятельности.
     С этой позиции любое предприятие  представляет собой организацию.
     Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.
     Представление о предприятии, как об организации  позволяет сделать выводы о том, что предприятие – это, прежде всего, коллектив работников, связанных  определенными социально-экономическими отношениями и интересами. Прибыль в данном случае создает лишь необходимую базу для удовлетворения потребностей всего коллектива. Т.е. предприятие – это социальная единица.
     Предприятие не только хозяйствующий субъект, но юридическое лицо.
     Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, в хозяйственном ведение или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять различные права, нести обязанности, быть истцом  или ответчиком.
 

     

2. Показатели оборачиваемости  оборотных средств,  их экономическое  значение.

 
     Оборотные средства — это совокупность денежных средств, авансируемых для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения, обеспечивающих непрерывность хозяйственной деятельности фирмы.
     Состав  и классификация оборотных средств 
     
     Структура оборотных средств — это соотношение между отдельными элементами оборотных средств, выраженное в процентах. Различие в структурах оборотных средств компаний обусловливается многими факторами, в частности, особенностями деятельности организации, условиями ведения бизнеса, снабжения и сбыта, местонахождением поставщиков и потребителей, структурой затрат на производство.
     Оборотные производственные фонды включают в себя:
    предметы труда (сырье, основные материалы и покупные полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо, тара, запасные части и т. п.);
    средства труда со сроком службы не более одного года или стоимостью не более 100-кратного (для бюджетных организаций — 50-кратного) установленного минимального размера оплаты труда в месяц (малоценные быстроизнашивающиеся предметы и инструменты);
    незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления (предметы труда, вступившие в производственный процесс: материалы, детали, узлы и изделия, находящиеся в процессе обработки или сборки, а также полуфабрикаты собственного изготовления, не законченные полностью производством в одних цехах предприятия и подлежащие дальнейшей обработке в других цехах того же предприятия);
    расходы будущих периодов (невещественные элементы оборотных фондов, включающие затраты на подготовку и освоение новой продукции, которые производятся в данном периоде, но относятся на продукцию будущего периода; например, затраты на конструирование и разработку технологии новых видов изделий, на перестановку оборудования).
     Оборотные средства представляют собой более  подвижную часть активов.
     В каждом кругообороте оборотные средства проходят три стадии: денежную, производственную и товарную.
     Для обеспечения бесперебойного процесса на предприятии формируются материально-производственные запасы оборотных средств или  материальные ценности, ожидающие своего дальнейшего производственного или личного потребления. Материально-производственные запасы являются наименее ликвидной статьей среди статей оборотных активов. Используются следующие методы оценки запасов: по себестоимости каждой единицы закупаемых товаров; по средней себестоимости, в частности, по средневзвешенной себестоимости, скользящей средней; по себестоимости первых по времени закупок; по себестоимости последних по времени закупок. Единицей учета оборотных средств в качестве материально-производственных запасов выступают партия, однородная группа, номенклатурный номер.
     В зависимости от назначения запасы делятся  на производственные и товарные. В  зависимости от функций использования запасы могут быть текущими, подготовительными, страховыми или гарантийными, сезонными и переходящими.
    Страховые запасы — запас ресурсов, предназначенный для бесперебойного снабжения производства и потребления в случаях уменьшения поставок по сравнению с предусмотренными.
    Текущие запасы — запасы сырья, материалов и ресурсов для удовлетворения текущих потребностей предприятия.
    Подготовительные запасы — запасы, зависящие от производственного цикла, необходимы, если сырье должно пройти какую-либо обработку.
    Переходящие запасы — часть неиспользованных текущих запасов, которые переходят на последующий период.
     Оборотные средства находятся одновременно на всех стадиях и во всех формах производства, что обеспечивает его непрерывность и бесперебойную работу предприятия. Ритмичность, слаженность и высокая результативность во многом зависят от оптимальных размеров оборотных средств (оборотных производственных фондов и фондов обращения). Поэтому большое значение приобретает процесс нормирования оборотных средств, который относится к текущему финансовому планированию на предприятии. Нормирование оборотных средств является основой рационального использования хозяйственных средств фирмы. Оно заключается в разработке обоснованных норм и нормативов их расходования, необходимых для создания постоянных минимальных запасов, и для бесперебойной работы предприятия.
     Норматив  оборотных средств устанавливает  их минимальную расчетную сумму, постоянно требующуюся предприятию  для работы. Незаполнение норматива оборотных средств может привести к сокращению производства, невыполнению производственной программы из-за перебоев в производстве и реализации продукции.
     Нормируемые оборотные средства — планируемые предприятием размеры производственных запасов, незавершенного производства и остатков готовой продукции на складах. Норма запаса оборотных средств — время (дни), в течение которого ОБС находятся в производственном запасе. Она состоит из следующих запасов: транспортного, подготовительного, текущего, страхового и технологического. Норматив оборотных средств — минимальная сумма оборотных, в том числе денежных средств, необходимых компании, фирме для создания или поддержания переходящих товарно-материальных запасов и обеспечения непрерывности работы.
     Источниками формирования оборотных средств могут быть прибыль, кредиты (банковские и коммерческие, т. е. отсрочка оплаты), акционерный (уставный) капитал, паевые взносы, бюджетные средства, перераспределенные ресурсы (страхование, вертикальные структуры управления), кредиторская задолженность и др.
     Эффективность использования оборотных средств  оказывает влияние на финансовые результаты деятельности предприятия. При ее анализе применяются следующие  показатели: наличие собственных  оборотных средств, соотношение  между собственными и заемными ресурсами, платежеспособность предприятия, его ликвидность, оборачиваемость оборотных средств и др. Под оборачиваемостью оборотных средств понимается продолжительность последовательного прохождения средствами отдельных стадий производства и обращения.
     Выделяют  следующие показатели оборачиваемости  оборотных средств:
    коэффициент оборачиваемости;
    продолжительность одного оборота;
    коэффициент загрузки оборотных средств.
     Коэффициент оборачиваемости средств (скорость оборота) характеризует размер объема выручки от реализации продукции на среднюю стоимость оборотных средств. Продолжительность одного оборота в днях равна частному от деления числа дней за анализируемый период (30, 90, 360) к оборачиваемости оборотных средств. Величина, обратная скорости оборота, показывает размер оборотных средств, авансируемых на 1 руб. выручки от реализации продукции. Это соотношение характеризует степень загрузки средств в обороте и называется коэффициентом загрузки оборотных средств. Чем меньше величина коэффициента загрузки оборотных средств, тем эффективнее используются оборотные средства.
     Главной целью управления активами предприятия, в том числе и оборотными средствами, является максимизация прибыли на вложенный  капитал при обеспечении устойчивой и достаточной платежеспособности предприятия. Для обеспечения устойчивой платежеспособности у предприятия постоянно должна находиться на счете некоторая сумма денежных средств, фактически изъятая из оборота для текущих платежей. Часть средств должна быть размещена в виде высоколиквидных активов. Важной задачей в части управления оборотными средствами предприятия является обеспечение оптимального соотношения между платежеспособностью и рентабельностью путем поддержания соответствующих размеров и структуры оборотных активов. Необходимо также поддерживать оптимальное соотношение собственных и заемных оборотных средств, так как от этого непосредственно зависят финансовая устойчивость и независимость предприятия, возможность получения новых кредитов.
     Анализ оборачиваемости оборотных средств (анализ деловой активности организации)
     Оборотные средства — это средства, авансируемые организациями для поддержания непрерывности процесса производства и обращения и возвращающиеся в организации в составе выручки от реализации продукции в той же денежной форме, с которой они начали свое движение.
     Для оценки эффективности использования  оборотных средств применяются  показатели оборачиваемости оборотных средств. Основными из них являются следующие:
    средняя продолжительность одного оборота в днях;
    количество (число) оборотов, совершаемых оборотными средствами в течение определенного периода времени (год, полугодие, квартал), иначе — коэффициент оборачиваемости;
    сумма занятых оборотных средств, приходящихся на 1 рубль реализованной продукции (коэффициент загрузки оборотных средств).
     Если  оборотные средства проходят все  стадии кругооборота, например, за 50 дней, то первый показатель оборачиваемости (средняя продолжительность одного оборота в днях) составит 50 дней. Этот показатель приблизительно характеризует среднее время, которое проходит от момента приобретения материалов до момента реализации продукции, изготовленной из этих материалов. Данный показатель может быть определен по следующей формуле:
     
    П — средняя  продолжительность одного оборота  в днях;
    СО — средний остаток оборотных средств за отчетный период;
    Р — реализация продукции за этот период (за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизов);
    В — число дней в отчетном периоде (в году — 360, в квартале — 90, в месяце — 30).
     Итак, средняя продолжительность одного оборота в днях исчисляется как  отношение среднего остатка оборотных  средств к однодневному обороту  по реализации продукции.
     Показатель средней продолжительности одного оборота в днях может быть исчислен и другим способом, как отношение числа календарных дней в отчетном периоде к количеству оборотов, совершенных оборотными средствами за этот период, т.е. по формуле: П = В/ЧО, где ЧО — число оборотов, совершенных оборотными средствами за отчетный период.
     Второй  показатель оборачиваемости — число оборотов, совершаемых оборотными средствами за отчетный период (коэффициент оборачиваемости) — также может быть получен двумя способами:
    как отношение реализации продукции за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизов к среднему остатку оборотных средств, т.е. по формуле: ЧО = Р/СО;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.