На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Процесс формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках речевой культуры

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 22.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Автономное  образовательное учреждение среднего профессионального образования  «Тюменский педагогический колледж  №1» 
 
 

ПК  русского языка и литературы 
 
 
 

выпускная квалификационная работа 

Выполнила: студентка
Поспелова А.Ю.
специальность: 0507
«препод. в нач. кл.»
группа  417 школьное
 отделение
научный руководитель:
 Богатырёва  Т.И. 
 
 
 
 

                                                 
  Тюмень 2011

СОДЕРЖАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………35-43 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность исследования
     Постоянно растущие темпы обновления знаний приводят к непрерывному образованию.    Повышение качества образования является одной из важных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетенций (компетентностей), что отмечено в текстах "Стратегии модернизации содержания общего образования" (2001 г.) и "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года". Формируемый на этой основе компетентностный подход к образованию рассматривается и в контексте Болонского процесса.
     Формирование  коммуникативной компетенции является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к успешной деятельности субъекта, да и к успешной жизни в целом.
      Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста является на современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем. Возрастная категория детей выбрана неслучайно. Следующий этап в жизни ребенка - подростковый возраст, когда одним из доминирующих факторов являются навыки общения. Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал.
     Объект исследования – процесс формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках речевой культуры.
     Предмет исследования – приёмы формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках речевой культуры.
     Цель: выявить наиболее эффективные способы формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках речевой культуры.
     Задачи:
1. Раскрыть  речеведческие понятия как теоретическую основу формирования коммуникативной компетенции.
2. Изучив компетентностный подход в образовании, раскрыть понятие «коммуникативной компетенции».
3. Отобрать методы и приёмы, способствующие формированию коммуникативной компетенции младших школьников.
     Гипотеза – если педагог будет формировать коммуникативную компетенцию на уроках речевой культуры, то у учащихся повысится уровень сформированности речевой культуры, уровень знаний по предмету, уровень развития мышления и изменится отношение к предмету.
     Методы исследования
Теоретические методы:
    теоретический анализ и синтез; 
    абстрагирование;
 Эмпирические методы:
    изучение литературы;
    изучение результатов деятельности учащихся;
    наблюдение за работой учащихся;
    тестирование, анкетирование;
    педагогический эксперимент.
       Практическая направленность
Материал  исследования может быть использован студентами специальности «Преподавание в начальных классах» при подготовке к практике и педагогами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Язык и  речь. Речеведческие понятия как основа формирования коммуникативной компетенции

§ 1.1 Язык и речь. Понятие о культуре речи

     Термины язык и речь многозначны. Иногда они соотносятся как синонимы, обозначая одно и то же явление. Например: В его языке много иностранных слов и Его речь изобилует иностранными словами. Однако если сказать: Он изучает русский язык и Он изучает русскую речь, то различие между этими словами становится очевидным. Изучить язык – значит:
    овладеть его фонетической системой;
    познать особенности изменения различных грамматических категорий слов, т.е. понять, как склоняются существительные, прилагательные, как изменяются глаголы;
    освоить модели сочетаемости слов, модели построения предложений.
     Язык воспринимается как система, представленная в моделях, как нечто абстрактное, существующее в потенции, т.е. не в явном, а в скрытом виде, и проявляется при известных условиях.  Изучить речь -  значит познать, усвоить особенности звучащей речи, её специфику. Речь представляет собой как нечто  материальное, мы её слышим (устная речь) или воспринимаем зрением (письменная речь).
     Язык – продукт деятельности  коллектива. Представление о характерных чертах того или иного языка мы имеем благодаря огромной работе многих лингвистов, которые исследуют индивидуальные языки, зафиксированные в различных памятниках письменности (летописи, договоры, указы, грамоты,  письма, научные труды, художественные и публицистические произведения), изучают всевозможные записи устной речи. Данные о фонетике, лексике, морфологии, синтаксисе обобщаются, описываются в научных статьях, монографиях, грамматиках, словарях. Так вырисовывается системная организация структуры национального языка. Язык объективен и обязателен для всех.
     Речь отражает опыт индивидуума.  У каждого человека свой больший  или меньший словарный запас,  своё знание и умение использовать  слова, модели их сочетаемости, модели построения предложений. Поэтому речь субъективна и произвольна.
     Речевая деятельность занимает важное место в жизни современного человека, без нее немыслимы ни овладение профессиональными знаниями, ни общекультурное развитие. Умение вести диалог становится одной из основных характеристик личности как социального феномена [4, с 17] .
      Анализ научной литературы по лингвистике, культурологии, педагогике показывает, что понятие «культура речи» трактуется как владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при которой осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач коммуникации.
      «Итак, культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач», – так определяет понятие культуры речи Е.Н. Ширяев[27, с. 74].
     Термин культура речи многозначен. «Культура речи – это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения. Культура речи – это совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о ее совершенстве. Культура речи – это область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи» [28, с. 33].
     К настоящему времени в науке установлено, что культура речи состоит из трех компонентов: нормативного, коммуникативного и этического. Вместе с тем, важную роль для дисциплин культурологического цикла играют такие качества речи, как эмоциональность, выразительность, образность, интуитивность, ассоциативность. Перечисленные качества речи целесообразно выделить в эстетический компонент культуры речи. Исходя из вышесказанного, культура речи состоит из четырех компонентов: нормативного, коммуникативного, этического и эстетического (см. рис.1)[2, с. 41]. 


Рис. 1. Основные компоненты культуры речи
      Нормативный аспект культуры речи – один из важнейших, но не единственный. Он предполагает знание литературных норм и умение применять их в речи. Однако эффективность общения не всегда достигается одной правильности. Важно учитывать, кому адресован текст, принимать во внимание осведомленность и интересы адресата.
      Язык  располагает богатым арсеналом  средств, позволяющим найти нужные слова для объяснения сути дела любому человеку. Среди языковых средств  необходимо выбирать такие, которые с максимальной эффективностью выполняют поставленные задачи общения. Навыки отбора таких средств составляют коммуникативный аспект культуры речи.
      Соблюдение  норм поведения, уважение к участникам общения, доброжелательность, тактичность и деликатность составляют этическую сторону общения. Этические нормы составляют необходимую часть культуры речи, а культура речи, в свою очередь, является важной частью общей культуры человека.
      Общение между людьми является и социально-психологическим взаимодействием и каналом передачи информации. Поэтому используется термин коммуникация. Коммуникация – общение между людьми, процесс обмена информацией, процесс, поддерживающий функционирование общества и межличностные отношения. Коммуникация складывается из коммуникативных актов, в которых участвуют коммуниканты (автор и адресат сообщения), порождающие высказывания (тексты) и интерпретирующие их. Процесс коммуникации начинается замыслом говорящего и имеет целью понимание высказывания адресатом.
      Результатом речевой деятельности говорящего является текст. Текст – это законченное речевое произведение (письменное или устное), основными свойствами которого являются цельность и связность. Текст играет важную роль в развитии  речевой культуры  человека, так как конечная цель освоения русского языка в школе – научить детей связно выражать свои мысли в устной и письменной формах.
      Важным  является понятие о качествах  речи. Качества речи – это свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего. В филологии различают речевую культуру личности; речевую культуру общества[22, с. 106].
      Речевая культура личности индивидуальна. Она  зависит от эрудиции в области  речевой культуры общества и представляет собой умение пользоваться этой эрудицией. Речевая культура личности заимствует часть речевой культуры общества, но вместе с тем она шире речевой культуры общества. Правильное пользование языком предполагает собственное чувство стиля, верный и достаточно развитый вкус.
      Речевая культура общества есть отбор, собирание  и хранение лучших образцов речевой  деятельности, образование литературной классики и следование нормам литературного  языка. Такого понимания речевой  культуры придерживается Ю.В. Рождественский [5,с. 221].
     Конечно, в рамках науки о культуре речи рассматриваются не только примеры высокого уровня владения литературными нормами и правилами общения, но и случаи нарушения норм как в речевой деятельности индивида, так и в речевой практике общества. Успешное общение между людьми требует коммуникативной компетенции участников такого общения. Коммуникативная компетенция – это совокупность знаний, умений и навыков адекватного отражения и восприятия действительности в различных ситуациях общения. Основными понятиями культуры речи являются также такие понятия, как литературный язык, нормы языка, стиль, языковой стандарт, виды и формы речи, речевой этикет [7, с 75].
     Итак, в этом параграфе мы рассмотрели основные  речеведческие  понятия к ним относят: язык, речь, культура речи, нормативный коммуникативный этический эстетический компоненты, текст, качества речи, коммуникативная компетенция.  
 
 
 
 

§1.2. Коммуникативная компетенция в аспекте речевой культуры

     В материалах модернизации (Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», «Федеральный компонент государственного стандарта общего образования») образования провозглашается компетентностный подход как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. «Концепция модернизации российского образования до 2010 года» формулирует задачу следующим образом: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования» [8, с 24].
     Внедрение компетентностного подхода, начиная с начальной ступени образования затруднено тем, что большинство школьных программ, используемых в современной начальной школе, создавались до появления компетентностного подхода.
     Для компетентностного подхода в качестве смыслоопределяющих категорий выступают – «компетенция» и «компетентность» в разном соотношении друг с другом.
     Хуторской А.В. отличает часто синонимически используемые понятия "компетенция" и "компетентность" следующим образом: Компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [24, с 29].
     Т.В. Иванова определяет такие виды компетенций:
      Коммуникативная;
      Информационная;
      Социальная и политическая (правовая);
      Учебно – познавательная;
     Нас будет интересовать коммуникативная компетенция, рассмотрим её более подробно.
     Коммуникативная компетенция – это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни младшего школьника.
     Младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.
     Коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями.
     Рассмотрим каково же значение  коммуникативной компетенции для младшего школьника: во – первых, она влияет на учебную успешность,             во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения, в – третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия его будущей жизни.                      
     Коммуникативная компетенция предполагает владение всеми видами речевой деятельности, культурой речевого поведения; включает знание основных речеведческих понятий, систему коммуникативных умений, среди которых главными являются умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам, ситуациям общения, с учётом адресата, стиля.
     Многие авторы считают коммуникативную компетентность не набором коммуникативных умений и навыков, а целостной системой, совокупностью 4 групп характеристик.
     В структуре выделяются следующие компоненты: когнитивный, личностный, эмоциональный и поведенческий.
     Раскроем смысл каждого компонента, его значение в коммуникативной компетентности и желаемый уровень для младшего школьника.
     Когнитивный компонент образует знания о ценностно – смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его. Каково значение этих знаний?  Человек обучается общению, наблюдая поведение близких людей, подражая их примеру, что происходит недостаточно осознанно. Ребёнок, и даже взрослый, не задумывается о самой форме этого процесса и может познавать его на протяжении всей жизни. Это позволяет лучше понять особенности собственного общения, усовершенствовать его, разнообразить коммуникативные возможности.
     Для возрастного уровня младшего школьника актуальны и доступны знания о самом себе и других людях. В ограниченной степени – о личностных качествах, проявляющихся в общении.
      Личностный компонент образует особенности личности, вступающей в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. Застенчивость, отчуждённость и эгоистичность, заносчивость и тревожность, агрессивность и конфликтность негативным образом сказываются на общении. Несомненно, коммуникативная компетентность младшего школьника должна базироваться на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности и уважении к людям, справедливости, честности и эмоциональной стабильности. В младшем школьном возрасте многие из них уже заложены, но изменения вполне возможны.
      Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности связан, прежде всего, с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнёра, но и предвосхищать его. Это очень важно, ведь именно эмоциональный фон создаёт ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения. Обозначенные составляющие эмоционального компонента в доступной форме могут вырабатываться у младшего школьника.
     Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетентности. Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение. Их особенности, степень сформированности могут быть изучены и измерены, а также стать конкретной задачей развития или коррекции у ребёнка.
      Формирование познавательной и коммуникативной компетенции – непрерывный  педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Есть смысл говорить о компетенциях только тогда, когда они проявляются  в  какой – нибудь ситуации: не проявленная компетенция, остающаяся потенциальной, не является компетенцией, а самое большее остаётся в качестве скрытой возможности.
      В данном параграфе мы рассмотрели компетентностный подход как один из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Выделили смыслоопределяющие категории компетентностного подхода (компетенция и компетентность), развели понятия «компетентность» и «компетенция», познакомились с классификацией компетенций Т.В. Ивановой. Более подробно ознакомились с коммуникативной компетенцией, и её  компонентами.
      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА  УРОКАХ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ

§2.1. Критерии речевого развития младшего школьника

     Качество образования по культуре речи в начальном звене определяется уровнем лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся.
     Мы выделили следующие критерии речевого развития, позволяющие определить степень коммуникативной компетенции [9,c,118-119]:
    объем словаря (активного, пассивного) и осознанное его употребление в речи;
    речевая память, возможность быстро запоминать слова и выражения и длительно сохранять их в речевом общении; динамика обогащения словаря;
    слуховая и смысловая ассоциативность при восприятии и творении речи; понимание многозначности слова, потребности знать его этимологию;
    творение речи в соответствии с ее содержанием и с ориентацией на слушателя, к которому она обращена.
     Критерии  оценки речи учащихся:
    манера речи, слог, стиль (смешанный, образно-яркий, вульгарный и т.п.);
    общая композиция высказывания (внутренняя цельность, законченность, логичность, соразмерность частей);
    конструкция фраз, характер изложения (пластичность, динамичность, статичность, отрывистость);
    внешняя форма (особенности произношения, словесные формы, ритмичность);
    качество образов (зрительные, слуховые, смешанные).
     Качества  литературной речи:
    правильность (соответствие литературной норме);
    чистота (отсутствие жаргонизмов, диалектизмов);
    точность (её соответствие мыслям говорящего или пишушего, правильный отбор языковых средств для адекватного выражения содержания высказывания);
    логичность (речь должна быть понятна, последовательна, непротиворечива, доказательна, убедительна, информативна);
    уместность;
    образность;
    доступность;
      выразительность
     В современной методике постепенно утверждается культуроведческий аспект преподавания языка в начальной школе (вводятся тексты о быте русского народа, истории русских имен, фамилий, исконно русских географических названий, речевом этикете, глубоко изучается фольклор).                                        
     Таким образом,  к критериям речевого развития младшего школьника относят: критерии, позволяющие определить степень коммуникативной компетенции (объём словаря, речевая память, слуховая и смысловая ассоциативность, творение речи),  критерии оценки речи учащихся (манера речи, общая композиция высказывания, конструкция фраз, внешняя форма, качество образов). Культурной речи  присущи  следующие требования: правильность, чистота, точность, логичность, выразительность, уместность, образность, доступность. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований (критерий). Нельзя допускать, чтобы в начальных классах проводилась серьёзная работа лишь над отдельными сторонами речи. Все эти требования  касаются содержания, структуры речи, речевого оформления устных сообщений и письменных сочинений и отражают потребности общения в современном мире.

§ 2.2. Приёмы  формирования коммуникативной  компетенции на уроках речевой культуры

     Приступая к работе над данной компетенцией нужно помнить, что только хорошо продуманная система может дать положительные результаты.

     Рассмотрим приёмы, способствующие  формированию коммуникативной компетенции  младших школьников на уроках  речевой культуры:
    Исправление недостатков речевого развития:
    воспитание звуковой культуры речи (развитие правильного звукопроизношения, отчётливое произношение слов и фраз, корректировка темпов речи);
    уточнение словарного запаса речи (углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, обогащение словаря, устранение нелитературных слов);
    выявление уровня сформированности фразовой речи. Предлагаем пересказать небольшой текст. Так как, чтобы научить высказываться по определённой теме, необходимо знать: в какой мере развита фразовая речь у каждого ученика.
    совершенствование речевого общения;
     Совершенствование речевого общения, коммуникативной компетенции возможны через:
- развитие  внимания к звуковой стороне  слышимой речи (повторение вопроса,  хоровое повторение вывода, чередование  индивидуальных ответов с хоровыми);
  - учебное общение в паре или в группе (разыгрывание речевых ситуаций, их анализ;
- подбор  точных формулировок для ответа  на вопрос учителя;
- выделение  голосом главного.
  2.   Большая роль в развитии коммуникативных способностей отводится работе с предложением и работе над связной речью. Используем следующие приёмы работы над предложением:
1) чтение образцов, отработка интонации, выразительности. Просто дети должны услышать, почувствовать предложение как единицу речи. Хорошее, выразительное прочтение предложения даёт очень много для развития речи. Незаменимы для интонирования загадки, например: «Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица». К числу упражнений по образцу принадлежат также многочисленные варианты, предполагающие составление предложений, аналогичных данным, но на другую тему. Например, учитель предлагает детям послушать стихотворение С. Погореловского «Здравствуй, лес!»:
Здравствуй  лес, дремучий лес,
Полный  сказок и чудес!
Затем предлагает учащимся составить своё предложение по этому образцу, но с обращением не к лесу, а к утру, к лугу. Дети составляют предложения: «Здравствуй, утро! Здравствуй, луг!».
2) конструктивные упражнения:
а) построение предложения из разрозненных слов. Варианты этого упражнения:
- все  слова даны в нужной форме:  «видели, белочку, рыженькую, дети, лесу, в»;
- некоторые  слова даны в нужной форме,  а часть слов - в начальной форме:  «видеть, белочку, маленькая, дети, лес, в».
б) работа с деформированным текстом. Например,
- Живёт,  большого, белка, в, дупле, дерева, рыженькая.
- Гнёздышко,  а, птички, в его ветвях, маленькой.
- Целый,  они, хлопочут, день.
4) редактирование предложений или их групп, содержащих речевые ошибки, недочёты.
5) основные виды творческих упражнений по составлению предложений следующие:
- составление  предложения по опорным словам (2-3 слова);
- составление  предложения по предметной или  сюжетной картинке;
- составление  предложения по заданному обороту  речи, фразеологизму, крылатому выражению;
- составление  предложения по узкой теме, заданной  учителем или учащимися;
- свободное составление предложения (задание звучит так: «Составьте предложение любого вида и на любую тему»).
3. Приёмы работы над связной речью:
     1) моделирование структуры текста. Например, с помощью памятки «Текст» - определи:
- тему (о чём будешь писать, говорить);
- главную  мысль (что главное хочешь сказать);
- название (если его нет), передай в нём  тему, главную мысль;
- содержание  и порядок предложений (с чего  начнёшь, как продолжишь, что потом  скажешь нового, чем закончишь);
- план  текста (нужно ли несколько частей, о чём будешь говорить в каждой, как назовёшь их).
2) редактирование своего текста. Например, по памятке «Редактор» - проверь:
- понятна  ли тема, ясна ли главная мысль,  передаёт ли их название текста, выделены ли красной строкой  части текста;
- движется  ли мысль от предложения к  предложению, не нарушен ли  их порядок;
- удачны  ли начало и конец текста;
- правильно  ли, точно ли выражены мысли.
3) составление текстов различных типов: описание, повествование и рассуждение, а также разных жанров: рассказ, пейзажная зарисовка, описание картины, очерк, статья в газету, письмо, пьеса.
5) передача сюжета в диалогической форме.
6) составление рассказа по вопросам, по картинкам и вопросам, по заданному началу.
7) составление схем, определяющих состав и последовательность выполняемых операций, например, перед выполнением задания «написать письмо родным», можно использовать схему письма.
8) чтение  стихотворных отрывков, предложений с пропущенными словами [20, с 3  - 34].
     Следует отметить важнейшие требования, предъявляемые к речевым упражнениям: последовательность, систематичность, доступность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинять их единой цели. Важно предусмотреть определённую, конкретную цель каждого речевого упражнения.
      Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения. Жизнь – это общение. А. Сент – Экзюпери говорил, что «самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения».
Именно  коммуникативная компетенция способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. “Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.
     Итак, нами рассмотрены приёмы  формирования коммуникативной компетенции  младших школьников на уроках  речевой культуры. Данные приёмы способствуют отработке навыков правильного произношения и употребления слов повседневного речевого общения, а также позволят разнообразно и неутомительно научить детей говорить правильно.  

ГЛАВА III. Опытно – экспериментальная работа

      Опытно - экспериментальная работа проходила во 2  «Б» классе школы №24 г. Тюмени с 6 апреля по 17 мая. Класс состоял из 28 учеников, но удалось провести эксперимент на 23 учениках.

     Эксперимент прошёл в 3 этапа. На первом констатирующем этапе эксперимента  выявили первоначальный уровень сформированности коммуникативной компетенции младших школьников. На формирующем этапе эксперимента были разработаны и проведены с целью формирования коммуникативной компетенции младших школьников конспекты уроков речевой культуры. На третьем контрольном этапе эксперимента определили итоговый уровень сформированности коммуникативной компетенции младших школьников.

3.1. Выявление уровня сформированности коммуникативной компетенции младших школьников на констатирующем этапе эксперимента

     Цель: определение стартового уровня  сформированности коммуникативной  компетенции младших школьников.
     Для того чтобы формирование  коммуникативных умений младших  школьников осуществлялось эффективно, необходимо знание их уровня  развития на данный момент. Выявление имеющегося у младших школьников уровня развития коммуникативных умений осуществлялось при помощи тестирования (прил. №1).
     Уровень сформированности критериев определяется по суммарным баллам.      Каждое правильно выполненное  задание оценивается на 5 баллов, тем самым общее количество баллов, которые может получить ученик – 50 баллов. Выделяется всего пять уровней: низкий (1 -10 баллов), ниже среднего (11 -20 баллов), средний (21 – 30 баллов), выше среднего (31 – 40 баллов), высокий (41 – 50 баллов).
         Низкий уровень развития коммуникативной компетенции  характеризуется:
    показатель «Правильность». Не соответствие литературной норме;
    показатель «Чистота». Употребление жаргонизмов и диалектизмов, присутствие лишних слов (ну, значит, так сказать);
    показатель «Точность». Испытуемый не смог передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства. Неосознанное употребление слов в речи.
    показатель «Логичность». Нарушена конструкция фраз,  последовательность изложения мысли.
    показатель «Ясность». Неправильное творение речи в соответствии с её содержанием и с ориентацией на человека, к которому она обращена;
     Уровень ниже среднего. Имеются некоторые отрывочные знания, но испытуемый не может ими оперировать. Допускаются ошибки в общей композиции высказывания в конструкции фраз, в употреблении слов, выражений; низкий уровень смысловой ассоциации; наличие случаев, когда встречаются в речи лишние слова, жаргонизмы, диалектизмы;   ошибки  в произношении; неточный выбор адресата.
     Средний уровень. Удовлетворительное владение речевыми умениями и навыками. Средний уровень развития смысловой ассоциации. Встречаются ошибки в словоупотреблении некоторых слов; недочёты в композиции высказывания в конструкции фраз,  в произношении слов.
     Уровень выше среднего. Хорошее владение речевыми умениями и навыками, возможны некоторые ошибки.
     В ходе констатирующего этапа эксперимента нами использовались два метода: сбора (учащиеся выполняли тест) и регистрации данных (педагогическая оценка), свидетельствующих о степени владения каждым учеником коммуникативной компетенцией.
Количественные  характеристики
Показатели теста: «Уровень сформированности коммуникативной компетенции»
Таблица № 1
Ф.И. Суммарный балл Оценка Уровень
1 Андреева Лиза 26 баллов средний 3
2 Бабанова Анжела 29 баллов средний 3
3 Долинина  Диана 20 баллов ниже среднего 2
4 Зорина Оля 24 балла средний 3
5 Казакевич Ангелина 32 балла выше среднего 4
6 Кривцова Настя 16 баллов ниже среднего 2
7 Конев Артём 32 балла выше среднего 4
8 Коротков Павел 26 баллов средний 3
9 Куталевская Анна 22 балла средний 3
10 Насекин Сергей 19 баллов ниже среднего 2
11 Назаруков Витя 17 баллов ниже среднего 2
12 Парщуков Никита 32 балла выше среднего 4
13 Поляков Влад 26 баллов средний 3
14 Прудаев Данил 29 баллов средний 3
15 Саламанова  Валерия 24 балла средний 3
16 Секерин Миша 25 баллов средний 3
17 Тарачёв Егор 18 баллов ниже среднего 2
18 Темников Данил 17 баллов ниже среднего 2
19 Тимошенко Анна 26 баллов средний 3
20 Уруспаев Валентин 23 баллов средний 3
21 Усков Саша 28 баллов средний 3
22 Фёдорова Ира 23 балла средний 3
23 Чудин Кирилл 32 балла выше среднего 4
     Таким образом, в результате проведённого теста выявили следующий уровень сформированности коммуникативной компетенции до формирующего эксперимента.
Таблица № 2
Уровень Количество  учащихся данного уровня
Низкий 0 (0%)
Ниже  среднего 6 (26%)
Средний 13 (56,5%)
Выше  среднего 4 (17,3%)
Высокий 0 (0 %)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2. Формирующий этап.

     Целью формирующего этапа эксперимента являлось повышение уровня сформированности речевой культуры, развитие теоретического и творческого мышления школьников. 
     На формирующем этапе исследования были поставлены следующие задачи:
    разработать конспекты уроков по речевой культуре, направленные на развитие коммуникативной компетенции детей;
    создание комфортной, развивающей, стимулирующей среды, вызывающую  интерес, творческую активность младших школьников;
    формирование у младших школьников этической основы;
    реализация структурно-содержательных компонентов коммуникативной компетентности;
     В соответствии с задача
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.