На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Функционирование рынка монополистической конкуренции. Равновесие в условиях монополистической конкуренции.

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 21.10.2013. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 
 

Кафедра менеджмента и информационных технологий 
 

Экономическая теория
Курсовая работа
Вариант № 23 
 
 
 
 

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 
 

Пояснительная записка 
 
 
 
 
 

подпись 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………3
      1 Функционирование рынка монополистической конкуренции……………4
1.1 Понятие и характерные черты монополистической конкуренции………….4
1.2Равновесие в условиях монополистической конкуренции…………………..9
      2 Практический раздел………………………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………...20
Список использованных источников…………………………………………….21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Совершенная конкуренция и монополия – это противоположные крайние модели рыночных структур. Однако могут существовать и промежуточные модели, которые не являются полностью конкурентными, не контролируются единственным продавцом и которые встречаются гораздо чаще. Монополии, владея даже 99% рынка, не могут сохранить свою власть надолго. С течением  
времени происходят многократные разделения и слияния, что в конечном итоге приводит к конкуренции сильных соперников.

      Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.
        Исследование и использование модели монополистической конкуренции начались относительно недавно в 1930-хх годах. Но эта модель имела мгновенный успех и чрезвычайно быстро вошла в основное течение микроэкономической науки.
        Данная работа посвящена рассмотрению именно этой модели, именно этого промежуточного типа рыночной структуры.  
 
 
 
 

       1 Функционирование рынка монополистической конкуренции
       1.1 Понятие и характерные черты монополистической конкуренции
      Конкуренция (лат. concurrere - состязаться) - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание - закон рынка. [1]
      Конкуренция является «собирательным», многосложным процессом регулирования товаров, денег и доходов. Рынок и конкуренция друг без друга не существуют. Конкуренция - является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Она представляет собой форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между агентами спроса и предложения, между потребителями и производителя благ (товаров или услуг). Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение, обмен и потребление. Они выполняют важную роль своеобразной «соединительной ткани», благодаря наличию которой рыночная экономика функционирует в качестве сложной и многозвенной системы. [2]
        Конкуренция выполняет троякую роль. Во-первых, благодаря соперничеству утверждаются общественно нормальные условия производства и обращения. Во-вторых, рыночная состязательность прокладывает дорогу всему новому, передовому. В-третьих, разрушаются и устраняются с рыночной арены все неэффективные и отсталые хозяйства. Вследствие всего этого в обществе происходит определенное расслоение. Выделяются те, кто преуспевает, опираясь на технические, организационные и экономические достижения. Имеются и опустившиеся ниже общественно нормального уровня, разорившиеся и потерпевшие. [3]
       Более того, содержание конкуренции раскрывается в понятии «конкурентного» и «неконкурентного» рынков. Конкуренция или конкурентный рынок - это невозможность влияния на уровень цены ни одним из многочисленных участников рыночного процесса: попытка завысить цену завершается невозможностью продать товары, а искусственное снижение цен - приносит убытки и затрудняет возмещение издержек. На конкурентном рынке ни один покупатель или продавец не способен повлиять на спрос и предложение таким образом, чтобы, изменяя количество товаров, повышая их цену и собственные доходы. Масштабность, массовость и насыщенность рыночных потоков такова, что любой его участок представляет по существу мизерную долю любого товара или дохода, так что влиять на цены или на количественные параметры потоков - практически невозможно. В этом смысле конкуренция выступает своеобразным регулирующим механизмом рынка. Препятствий для вступления в этот процесс или выхода из него не существует. Они определяются чисто экономическими факторами конкурентоспособности: наличием (или отсутствием) возможностей для снижения издержек производства, применением более совершенных технологий, улучшением качества работ, продуктов, услуг. Справедливо классическое утверждение о том, что только рыночная конкуренция может быть процессом для открытия новых возможностей, которые без обращения к ней оставались бы неиспользованными в экономике. Только этот процесс позволяет открыть новые и более дешевые товары и способы их производства, более прогрессивные технологии и способы обслуживания. В конкурентном процессе успех может быть обеспечен лишь тому его участнику, кто сумеет обнаружить едва обозначенные контуры новых технологий производства, потребность в новых продуктах, использует не замеченную разницу между нынешними ценами факторов производства и будущими ценами товаров, которые могут быть произведены с их помощью. Участники конкуренции постоянно решают своеобразную дилемму: либо приложить огромные усилия, чтобы «вписаться» в виражи прогресса и опередить тех, кто добился успехов, либо смириться с потерей доходов. [4]
      Совершенная, свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий. [5]
       Признаки совершенной конкуренции
       - бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей
       - однородность и делимость продаваемой продукции
       - отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка
       - высокая мобильность факторов производства
       - равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)
       В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.
       В некоторых странах одним из широко используемых видов недобросовестной конкуренции является дача взяток в явном и неявном виде различным представителям государства в обмен на различного рода преференции. [6]
       Чтобы понять, каково  экономическое  поведение  предприятий в условиях  несовершенной конкуренции, надо прежде всего понять, что такое несовершенная   конкуренция.  Рынки, на которых либо  покупатели,  либо  продавцы  принимают  в расчет свою способность  воздействовать  на  рыночную  цену  являются  несовершенно  конкурентными. Многие рынки, как, например, рынки автомобилей, моментальной фотографии, услуг  телефонной  связи , являются несовершенно конкурентными. [1]
       Основные типы несовершенной конкуренции:
       - Монополистическая конкуренция.
       - Олигополия.
       - Монополия.
       Самым ярким и показательным примером несовершенной конкуренции является монополия, которая характеризуется наличием одного-единственного продавца конкретного вида товара или услуг на рынке и невозможностью вхождения в него других фирм. В качестве примера можно привести   монополию компании ОАО "РЖД" (в России) на грузоперевозки железнодорожным транспортом. Монополистами также являются фирмы, обеспечивающие электро-,  тепло-,  водоснабжение населения и предприятий, услуги всех видов общественного  транспорта,  почтовую, телефонную и другие виды связи в России, но цены, устанавливаемые продавцами данных  услуг регулируется государственной властью. Но в реальной жизни монополист не имеет никаких идентифицируемых соперников. [7]
       Поскольку монополист является единственным поставщиком некоего товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса на его продукцию. [3]
       Продавец, обладая монополией (властью  над  рынком), может повышать цену на свой товар путем ограничения своего собственного объема выпуска.
       На несовершенно конкурентных рынках, где преобладает монополия, проявляется тенденция, не дающая возможности проникновения  на  рынок  любого нового продавца. Именно, поэтому монополия может иметь значительный прирост прибыли. [8]
       Для лучшего понимания механизма рынка несовершенной конкуренции важно рассмотреть классификацию рыночных структур. В качестве признаков, определяющих форму рыночной структуры, выступают: количество фирм, входящих в отрасль; характер производимой продукции, входные барьеры при вступлении в отрасль; степень контроля, или власти над ценой.
       В реальной действительности не существует только абсолютная монополия. Наблюдается смещение различных элементов рассмотренных в таблице 1.1 рыночных структур. [4]
       Таким образом:
      Чистая монополия - рыночная ситуация (модель рынка), когда на товарном рынке имеется один продавец незаменимого товара. [5]
      Дуополия - тип рыночной структуры, при которой имеются только два поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствует монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства. Дуополия - наиболее простой случай олигополии. [5]
      Таблица 1 – Смещение различных  элементов рыночных структур
Модели  рынка конкуренции Количество фирм в отрасли Характер продукции Входные барьеры Контроль над  ценой.  
Совершенная конкуренция множество мелких фирм стандартизированная, однородная свободный вход и выход
практически отсутствует  
Чистая  монополия Одна фирма (отрасль представлена одной фирмой) Однородная  продукция, не имеющая субститутов Высокие Полный  
Дуополия Две фирмы Однородная Высокие Частичный  
Олигополия Малое количество фирм Однородная  или с незначительной дифференциацией Высокие Частичный  
Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта Множество фирм Разнородная продукция Низкие Слабый  
 
      Олигополия - тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию. [5]
      Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта - модель рынка, при которой большое число фирм производят близкую, похожую, но не полностью взаимозаменяемую продукцию. [5]
      Для монополистической конкуренции не требуется наличие сотен или тысяч фирм, достаточно сравнительно небольшого их числа, например, 25, 35, 60 или 70 в каждой отрасли. Из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных признаков монополистической конкуренции:
       - Малая доля рынка. Каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка и поэтому имеет очень ограниченный контроль над рыночными ценами.
      - Невозможность сговора. Наличие сравнительно большого числа фирм гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия с целью ограничения объёма производства и искусственного повышения цен почти невозможны.
     - Независимость действий. Когда в отрасли действует много фирм. Между ними нет жёсткой взаимной зависимости; каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурентов. [9]
       Закон конкуренции оказывает более сильное воздействие на поведение субъектов рынка по сравнению с законами спроса и предложения. Свободная конкуренция как бы заставляет чрезмерно высокие и очень низкие цены двигаться к точке равновесия. Это центростремительное движение ведет, в конечном счете, к равенству противоборствующих сторон. Прямая причастность рыночной состязательности к образованию равновесной цены и равновесного количества товаров связана с правилами конкурентной "игры".[10] 
 
 
 

       1.2 Равновесие в условиях монополистической конкуренции
       Монополистическая конкуренция - тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка.
Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:
       а) наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей);
       б) свободный вход на рынок и выход с него(отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок);
      в) разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например, по химическому составу);
      г) совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
      д) влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках. [4]
      Спрос на продукцию отражает кривая спроса, показывающая суммарный объем продукции, поставляемой фирмой при каждом значении цены. Кривая спроса на продукцию, как и у фирмы-монополиста, является убывающей с той лишь разницей, что она более эластична, поскольку продавец в условиях монополистической конкуренции встречается с относительно большим числом конкурентов, выпускающих товары-субституты. Чем больше конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем более эластичной является кривая спроса. В условиях монополистической конкуренции кривая предельного дохода (MR) расположена ниже кривой спроса производителя (D), и ее наклон будет составлять половину угла наклона линии спроса (рисунок 1).
В коротком периоде в условиях монополистической конкуренции фирма, максимизирующая прибыль, будет стремиться осуществлять производство при такой комбинации цены (ОР) и объема выпуска (OQ), которая уравнивает предельные издержки (МС) и предельный доход (MR). В этом случае фирма может извлечь сверхприбыль (рисунок 2). 
 
 
 


Рисунок 1 - Спрос на продукцию монополистической фирмы 

      
 

Рисунок 2 - Краткосрочное равновесие монополистической конкуренции
     В долгом периоде максимизация прибыли предполагает такой объем выпуска, при котором предельный доход равен долгосрочным предельным издержкам. В долгом периоде сверхприбыли стимулируют новые фирмы ко входу на рынок, что вызывает понижение кривой спроса для закрепившихся фирм, т. е. сдвигает кривую спроса влево. Это означает уменьшение объема продаж при каждом уровне цен. Вход новых фирм будет продолжаться до тех пор, пока дополнительные прибыли не исчезнут (рисунок 3). 

         
 
 

 

Рисунок 3 - Длительное равновесие монополистической конкуренции 

       Фирма по-прежнему максимизирует прибыль при такой комбинации цены (ОРЕ) и объеме выпуска (OQE), когда предельные издержки равны предельному доходу. Однако в этом случае фирма извлекает лишь нормальную прибыль. Равновесие на уровне нормальной прибыли в долгом периоде аналогично равновесию фирмы при совершенной конкуренции с той разницей, что монополистическая конкуренция вызывает менее эффективную действенность рынка. В условиях монополистической конкуренции фирма выпускает меньше продукта и реализует его по более высокой цене в сравнении с совершенной конкуренцией. Поскольку кривая спроса имеет отрицательный наклон, то она касается долгосрочной кривой средних издержек слева от точки минимума последней. Следовательно, размер каждой фирмы меньше оптимального, вследствие чего на рынке образуется избыточная мощность. [6]
       Каковы экономические последствия монополистической конкуренции? Во-первых, недоиспользуются ресурсы для производства товаров, т. е. возникают избыточные производственные мощности. Во-вторых, потребители не получают товар по наименьшей цене, т. е. недопроизводится продукция, необходимая потребителю. В-третьих, приспособление продукта к потребительскому спросу требует дифференциации продукта и его совершенствования. В-четвертых, приспособление потребительского спроса к продукту вызывает совершенствование рекламы. Названные два вида приспособления в определенной степени компенсируют монополистическую конкуренцию, однако максимальная экономическая и социальная эффективность не достигается. [10]
       Избыточная производственная мощность иллюстрируется на рисунке 4.
Из рисунка  4 видно, что минимум LATC, точка М, в которой LMC пересекает LATC, расположена правее точки Е, которой соответствует прибылемаксимизирующий выпуск долгого периода qE. Эффективность применяемых в производстве ресурсов достигается тогда, когда средние издержки в долгом периоде минимальны.

Рисунок 4 - Избыток мощности 

     Эта эффективность будет достигнута при выпуске qM, соответствующем минимуму долгосрочных средних издержек (точка М).       Но прибылемаксимизирующий выпуск монополистически конкурентной фирмы составит лишь qE, что много меньше qM. Разность между qM и qE называют избытком мощности.
       Теперь перейдем к вопросу:  "Чем же характеризуется экономическое поведение предприятий в условиях следующего основного типа несовершенной конкуренции -  монополистической конкуренции. Здесь, как подразумевает само   название, монополистической  конкуренции,  свойственны черты как монополии, так и совершенной конкуренции. Как и в условиях монополии, каждая фирма  производит продукцию, которую покупатели полагают отличной от  продукции  всех  других  продавцов. Однако, в данных условиях имеет  место  и  конкуренция поскольку множество других продавцов предлагают близкие, хотя и не полностью взаимозаменяемые товары.
      По  существу, монополистическая конкуренция -  это  совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции,  дающая  каждому монополистическому  конкуренту  некоторую  власть над рынком, так как  каждый конкурент,  может слегка повышать цену, не теряя при этом своих традиционных покупателей. Но все же его монопольная власть   уменьшается   пропорционально   количеству  конкурентов, предлагающих подобные товары и услуги.
      Возможность  дифференциации продукции ставит новые и трудные проблемы  эффективности,  продавцы  должны четко решать, какие из продуктов  производить и какие  технологии использовать при их производстве,  как проводить  рекламу для повышения спроса на свой товар. 

       2.Практический раздел
       Задание 1
       На рисунке изображена линия  производственных возможностей  для конкретной экономики. Если данная экономика испытывает рецессию, в какой из четырех точек, показанных на рисунке, она находится? 

 

Рисунок 5 

     Решение:
     Если данная экономика испытывает рецессию, то она будет находиться в точке А, показанной на рисунке, так как каждая точка на кривой производственных возможностей, представляет некий максимальный объем производства любых двух продуктов. Эта кривая фактически изображает определенную границу. Чтобы осуществить различные комбинации производства предметов потребления при использовании данных средств производства, общество должно обеспечить полную занятость и полный объем производства. Точки, аналогичный А, расположенные внутри области, ограниченной кривой производственных возможностей, выражают неэффективное использование ресурсов, что характеризует рецессию экономики.
      Задание 2
     Спрос и предложение на некий товар описывается уравнениями:
QD=1000-40*P,                                                                                                     (1) 

QS=300+30*P                                                                                                       (2) 

где Q – количество товара;
       Р – цена товара
      а) вычислите параметры равновесия на рынке данного товара;
      б) государство установило на данный товар фиксированную цену в 8 денежных единиц за единицу товара. Охарактеризуйте последствия такого решения.
       Решение:
      а) Существует лишь одна цена, при которой планы продавцов и покупателей совпадают (Р1). При цене Р1 объемы планируемых покупок и продаж одинаковы
QD=QS.  т.е. 

1000-40*P=300+30*P 

       Отсюда следует, что равновесная цена  Р1 = 10 денежным единицам, при которой  суммарное количество  товаров (600 единиц), предложенное покупателям, в точности совпадает с количеством товаров которое потребители планировали купить – 600 единиц. Рынок находится в состоянии равновесия.
       б) если государство установило на данный товар фиксированную цену в 8 денежных единиц за единицу товара, то величина спроса QD исходя из данного уравнения (1) увеличится до 680 единиц товара, а величина предложения QS,  исходя из данного уравнения (2) уменьшится до 540 единиц товара, т.е.: 

 QD>QS при Р=8 

       Величина спроса превышает величину  предложения, рынок испытывает  дефицит товара, выраженный в  140 единицах товара.  
 

       Задание 3
       Вас, как главного экономиста  автомобилестроительного предприятия,  просят спрогнозировать общий доход от продажи модели автомобиля. Для каждого из обозначенных ниже изменений покажите коротко, будет ли общий доход предприятия от продажи машин увеличиваться, уменьшаться или останется неизменным, используя различные виды эластичности спроса для подтверждения вариантов ответов:
       а) снижение цены, когда спрос  эластичен;
       б) рост цены, когда кривая спроса  на автомобили представляет собой  равностороннюю гиперболу (как на представленном ниже рисунке)

Рисунок 6
      в) рост национального дохода;
      г) снижение цен на другой автомобиль(заменитель Вашей модели)
      Решение:
      а) При снижении цены, когда спрос эластичен, общий доход предприятия от продажи машин возрастет.    Так как величина спроса «живо» реагирует на изменение цены. В этом случае уменьшение цены вызывает возрастание величины спроса. Процентное изменение величины спроса,  больше чем процентное изменение цены; падение цены вызывает рост доходов от продажи данного товара(рисунок 7).

Рисунок 7
      б) рост цены, когда кривая спроса на автомобили представляет собой равностороннюю гиперболу вызывает абсолютно пропорциональное изменение величины спроса, так, что общий доход остается неизменным.
      в ) при росте национального  дохода,  в случае если доход каждого потребителя увеличиться,  доля расходов на данный товар в бюджете потребителя уменьшится значит спрос станет менее эластичным, общие доходы предприятия   могут увеличится.
      г )  при снижение цен на другой автомобиль(заменитель модели) доход уменьшится так как у товара-заменителя более выгодная цена.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.