На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Малый бизнес в рыночной экономике РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Негосударственное образовательное  учреждение высшего
профессионального образования
«ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
Орехово-Зуевский филиал 
 
 
 

Очное отделение 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА  
 

по предмету «Экономическая теория»
на тему
«Малый  бизнес в рыночной экономике РФ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Орехово-Зуево
2009г.
Содержание 

Введение. ......3
    Глава 1. Сущность малого бизнеса и его роль в экономике. 6
   1.1. Сущность и критерии определения субъектов малого бизнеса. 6
   1.2. Роль малого бизнеса в развитии экономики. 8
    Глава 2. Проблемы развития малого бизнеса в России и пути их
                     решения.............................................................................................17
    2.1. Проблемы развитие малого бизнеса....................................................17
      2.2.Возможные пути их решения.................................................................23
Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в России..................... 26
Заключение........................................................................................................31
Библиография ....33
Приложения......................................................................................................... 
 

 

      Введение
     Современная экономика представляет собой комбинацию различных по масштабу производств - крупных, средних и малых. Размеры предприятий зависят от ряда факторов, в числе которых - специфика отраслей, их технологические особенности.
     Вместе  с тем во многих странах мира всё  большее развитие получают малые  предприятия. С одной стороны,  проявляются их преимущества: близость к рынкам сбыта, наибольшее приспособление к запросам покупателей, производство продукции мелкими партиями и др. С другой стороны - крупные предприятия всё больше взаимодействуют с небольшими, используя их преимущества в тех областях, где крупным предприятиям невыгодно затрачивать свои усилия.
     Следует также иметь в виду, что развитие малого предпринимательства позволяет  развивать конкурентную среду, создавать  новые рабочие места, лучше использовать местные сырьевые ресурсы.
     Все эти бесспорные преимущества предопределили высокое развитие малого бизнеса  в мире. В промышленно развитых странах Европы, Азии, Америки удельный вес малых предприятий в валовом  внутреннем продукте составляет от 40 до 60%, высока доля занятых в этом секторе экономики.
     В России малое предпринимательство  ещё не получило должного развития. Страна имеет множество резервов для расширения этой сферы экономики, придания ей большего размаха, большего участия в экономике страны, в обеспечении роста благосостояния населения.
     Малые предприятия сегодня – это  динамично развивающийся сектор любой рыночной экономики, в том числе и российской. Развитие производства предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку растет доля конкурентной среды, создаются дополнительные рабочие места, расширяется и укрупняется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к все большему и большему пополнению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
     «Описывая позитивную роль малого бизнеса в экономике, следует отметить некоторые его черты:
    малые фирмы очень  динамичные и гибкие, они способны на быстрое обновление списков и перечней производимой ими продукции;
    они хорошо учитывают спрос потребителей и поэтому более приспособлены к изготовлению и выпуску нестандартных изделий.
    малые предприятия требуют меньше капитальных вложений, так как быстрее и дешевле технически перестраиваются.
    некоторые из них - рисковые фирмы – являются наиболее инновативными предприятиями, создающими самые революционные технические новинки;
    обычно на малом предприятии царит дух предприимчивости, а дружеские отношения небольшого коллектива сотрудников способствуют реализации их творческих возможностей;
    чаще всего малые предприятия действуют в трудоемких сферах производства. Поэтому в них насчитывается наибольшее количество свободных мест.
    в большинстве стран малые предприятия являются главными налогоплательщиками, обеспечивают значительную часть доходов бюджета» ?.
     Возникает вопрос об эффективности организации  деятельности малых предприятий  и об их государственной поддержке. Опыт управления малым бизнесом, накопленный в странах западной Европы, в национальном и межгосударственном масштабах еще слабо используется в России.  

     _________________
    ? Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics): учебник / кол. авт.; под ред. проф. А.Г. Грязновой и проф. А.Ю. Юданова. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007. 584-585 с.
     Между тем именно малое предпринимательство  создает основу рыночной экономики. Таким образом, дальнейшее развитие ситуации без активного и государственного вмешательства может  привести к сужению этого сектора экономики, а впоследствии и к обострению проблем как экономических, так и социальных. И поэтому, я считаю, что развитие малого предпринимательства в нашей стране должно стать важнейшей частью общегосударственных социально-экономических преобразований.
     Данная  тема не могла не заинтересовать меня, так как еще до того, как я начала изучать экономическую теорию, можно было понять немалую роль развития малого бизнеса в секторе экономики. Ведь не зря государство, национальные и частные банки проводят политику по поддержанию данного типа предпринимательства.
     Цель моего исследования заключается в определении истинного места малого бизнеса в современной экономике. Задачи: определить роль малого бизнеса в рыночной экономике, проследить особенности его развития в России и за рубежом, определить институциональную среду малого бизнеса, раскрыть проблемы и перспективы его развития.
     Для того чтобы наиболее широко раскрыть вопросы, поставленные мною в задачах  исследования, мне пришлось проработать  материалы по этой теме, среди них: официальные документы, учебная литература, статьи из периодических изданий, статистические сборники, справочная литература и интернет-источники.
     Свою  работу я поделила на 3 части. В первой части я расскажу о характеристике малого бизнеса в России и о его особенностях в рыночной экономике. Во второй части я уделю внимание проблемам и возможным путям развития малого бизнеса в России. В заключительной части я рассмотрю перспективы развития малого бизнеса в России. 
 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА  И ЕГО РОЛЬ В  ЭКОНОМИКЕ
      Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства
     Для начала я хотела бы дать определение малого предприятия. В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого бизнеса отнесены юридические лица, в уставном капитале которых доля государственной собственности и субъектов РФ, муниципальной собственности, собственности общественных и религиозных организаций, а также благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, также не должна превышать 25%. Частные производители – фермеры и лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, также относятся к категории малого бизнеса.
     В свою очередь, малый бизнес – это совокупность мелких и средних предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами.
     Наиболее общими показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), величина активов, размер уставного капитала, объём оборота (прибыли, дохода) и др. Общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Могу уточнить, что наиболее часто применяются следующие критерии: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Во многих  развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих.
     Средняя численность работников малого предприятия  за отчётный период определяется с учётом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учётом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
     «В случае превышения малыми предприятиями вышеназванной численности работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объёме оборота или в годовом объёме прибыли»?.
     Все мелкие и средние предприятия можно услoвнo разделить на две группы.
     К первой группе относятся предприятия, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Они работают по контракту с крупными предприятиями, при этом оставаясь юридически самостоятельными. Для этой группы предприятий характерны: специализация на производстве ограниченного круга деталей и узлов (что избавляет крупные предприятия от их производства в своих цехах); более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей. Наконец, в условиях нового этапа научно-технического прогресса предприятия малого бизнеса, с одной стороны, функционируют как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой — как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями. 
 
 

  _______________
? 11,Предпринимательство: Учебник / Под ред. М.Г. Лапусты. – 4е изд., испр. и доп. – М.: Инфра- М 2007, 201-203с.
     Ко  второй группе относятся предприятия малого бизнеса, непосредственно конкурирующие на рынке с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом. Предпосылками для развития предприятий этой группы служат: способность быстро реагировать на требования рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги; существенно меньший стартовый капитал, что позволяет свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками; стремление заполнить ниши, которые по различным причинам не выгодны крупным фирмам; и наконец, ценовая политика крупных фирм, диктующих рынку довольно высокие цены. 

      Роль  малого бизнеса в  развитие экономики
     Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения её гибкости. По тому, как развит уровень малого предпринимательства, специалисты судят о способностях и возможностях страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Россия находится на начальном этапе развития рыночных отношений. Именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой, обеспечивающей подготовку населения к переходу всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на все трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.
     Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах  Европейского Сообщества (ЕС), в США  и Японии на малые и средние предприятия приходится около 50% общей численности занятых. Их доля в ВВП превышает 50% (См. приложение Таблица №1).
     Как видно из таблицы №1, развитие малого бизнеса в России, в сравнении с несколькими развитыми странами, отстает, и причем, существенно. В составе важнейшего итогового показателя — ВВП доля малых и средних предприятий в России составляет лишь 10—11%, в то время как в развитых странах — 50—60%.
     К сожалению, за последние годы существенного  изменения ситуации не произошло. По данным на конец 2006 г. - начало 2007 г. общее число малых предприятий составило 953,1 тыс., или в расчете на 1 тыс. жителей — 6,64; численность занятых в них (в среднем за 2007 г.) — 7815 тыс. чел., или 10,7% экономически активного населения страны. По численности работников в 2007 г. промышленность и строительство занимают соответственно 21,8 и 19,3% (1710,7 и 1514,8 тыс. чел.), что также, на мой взгляд, недостаточно. Наибольший удельный вес по численности имеют торговля и общественное питание (2629,8 тыс. чел., или 33,6%). При этом численность работающих на предприятиях малого бизнеса, так же, как и объем производства, растет незначительно, а в отдельных отраслях почти не меняется.
     Приведенные данные позволяют сделать вывод  о том, что в нашей стране велики резервы роста предприятий малого бизнеса. От темпов роста этой сферы хозяйственной деятельности в ближайшие годы в России будут зависеть развитие экономики в целом, повышение ее эффективности, а также рост благосостояния народа России.
     Условия, необходимые для  формирования малого бизнеса. Малый бизнес не может формироваться без ничего. Для этого необходимы определенные условия, а именно: экономические, социальные, правовые и другие.
     Экономические условия. К экономическим условиям относятся:
     • предложение товаров и спрос  на них;
     • виды товаров, которые могут приобрести покупатели;
     • объемы денежных средств, которые могут  быть истрачены на
     покупки;
    • избыток  или недостаточность рабочих  мест, рабочей силы, влияющие на уровень  заработной платы работников, т.е. на их возможность приобретать товары.
     На  экономическую обстановку существенно влияют наличие денежных ресурсов и их доступность, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, которые необходимы предпринимателям для финансирования своих деловых операций, которые в свою очередь предоставляются кредитными учреждениями.
     За  всем этим следит множество организаций, составляющих инфраструктуру рынка. С помощью этих организаций предприниматели могут вести коммерческие операции и устанавливать деловые взаимоотношения. К таким организациям относятся:
     •  банки, оказывающие финансовые услуги;
     •поставщики, организующие снабжение сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, энергией, машинами и оборудованием, инструментом и др.;
    •оптовые  и розничные продавцы, предоставляющие  услуги по доведению товаров до потребителя;
    •специализированные фирмы и учреждения, оказывающие  профессиональные юридические, бухгалтерские, посреднические услуги;
     •агентства  по трудоустройству, занимающиеся подбором рабочей силы;                                                                            
     • учебные заведения, обучающие рабочих  и специалистов-служащих;
    •прочие агентства - рекламные, транспортные, страховые  и т.п.;
    •средства связи и передачи информации.
     Социальные  условия. Наряду с экономическими условиями стоят и социальные условия формирования малого бизнеса. Социальные условия отражают желание покупателя приобрести тот или иной товар, учитывая его вкусы и предпочтения. Потребности могут меняться в соответствии с модой или потребностями человека. Важную роль в формировании потребностей играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Бесспорно они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и опосредованное — на их спрос на товары. Социальные условия также влияют на отношение индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом.
     От  своей деятельности предприниматель должен получать удовлетворение и удовольствие. Он активно участвует в решении социальных вопросов, касающихся его сотрудников, включающие в себя охрану их здоровья, сохранения рабочих мест и др.
     Важную  роль в формировании малого бизнеса играют подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала. Речь идет об организации обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности, обучения и переобучения персонала, о стажировке в разных странах и т.д.
     Правовые условия. Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках правовой среды.  Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий, к которым относятся наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития. Правовые нормы должны обеспечивать:
    •упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий малого бизнеса;
     •защиту предпринимателей от государственного бюрократизма;
     •совершенствование  налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности предпринимателей России с предпринимателями зарубежных стран. Сюда входят также создание региональных центров поддержки предприятий малого бизнеса, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Большое значение имеет подготовка законодательных инициатив по вопросам правовых гарантий малого бизнеса, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств.
     Обосновывая необходимость государственного регулирования  предпринимательской деятельности, Ф. Котлер называет три основные причины, в силу которых появились соответствующие  законодательные акты:
     •  необходимость защитить фирмы друг от друга. «Предприниматели в один голос превозносят конкуренцию, но, когда затрагивают их собственные интересы, пытаются нейтрализовать ее». Отсюда принятие законов, предотвращающих проявления недобросовестной конкуренции;
     •  необходимость защиты потребителей от недобросовестной деловой практики. Этим объясняется направленность законов против тех фирм, которые, оставшись без присмотра, могут начать выпускать плохие товары, приводить ложные сведения в рекламе, вводить в заблуждение посредством упаковки и уровня цен;
     • необходимость зашиты высших интересов общества от разнузданности предпринимателей. Как очень мягко указывает Ф. Котлер, «предпринимательская деятельность не всегда обеспечивает нам лучшее качество жизни»?.
     В условиях перехода к рыночным отношениям в России произвол предпринимателей нередко проявляется в очень жестких формах. В сфере малого бизнеса России система законов только складывается.
     Рыночная  экономика старается  делать все возможное  в интересах всего общества и каждого человека в отдельности, но она не способна следить за экономическими и социальными процессами своевременно. Она не обеспечивает социально справедливого распределения дохода, не гарантирует права на труд, не поддерживает социально незащищенные слои населения. Не решает рыночная экономика и многих других актуальных проблем.
     Обо всем этом, на мой взгляд, должно заботиться государство. А именно, создавать механизм рыночного регулирования и воздействия на предпринимательскую деятельность.
     А теперь давайте рассмотрим развитие малого бизнеса в России. 

     _____________
     ? 7, Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок: Пер. с англ. М.: АСТ, 2007, 130 с. 

     В начале своей работы я дала определение субъекта малого бизнеса в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Следует отметить, что за последние годы такая деятельность получила широкое развитие.
     Отсюда следует, что предприятия малого бизнеса можно создавать, во-первых, путем выделения структурных единиц из состава предприятий и объединений, цехов, производств, других подразделений и, во-вторых, на акционерных началах. Второй способ в современных условиях оптимален.
     Предприятия малого бизнеса могут учреждаться  совместно с государственными, общественными, кооперативными предприятиями и  частными лицами, а также организациями  других форм собственности.
     Я могу отметить, что развитие предпринимательства, не зависимо от его формы, так или иначе подводится под два условия: внутренней экономической обстановки в стране и ее регионах,  и способностей того или иного предпринимателя, иначе говоря, использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. Два условия, перечисленных мною, в большей степени, воздействуют на развитие именно малой экономики, так как она более чувствительна к условиям хозяйственной обстановки  и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений.
     По  состоянию на конец 1996 г. в России насчитывалось 841,7 тыс. малых предприятий. В последующие годы число таких предприятий несколько увеличивалось (1999 г. — 890,6 тыс.), затем снижалось (2000 г. — 879,3 тыс., 2001 г. — 843,0 тыс.), далее опять несколько возрастало (2002 г. — 882,3 тыс., 2003 г. — 893,0 тыс. и конец 2004 г. — 951,3 тыс.). (См. приложение Рисунок № 1).
     Визуальный  анализ графика позволяет констатировать рост количества малых предприятий, начиная с 2002 года, до этого момента (с 1999 по 2001 гг.) наблюдалось медленное сокращение их количества, что позволяет разделить исследуемый промежуток времени на два соответствующих периода:
     1. Период спада (1999 – 2001 гг.),
     2. Период подъема (2002 – 2006 гг.).
     Кроме этого, очевидным является факт сезонности: данные свидетельствуют о том, что  в 1-ом квартале каждого нового года количество малых предприятий меняется существенно по сравнению с изменениями в течение года. Другими словами, основная волна регистрации/ликвидации малых предприятий приходится на начало года, а уже впоследствии происходят обычные рыночные подстройки, определяющие годовую динамику. При этом в 2003 году количество малых предприятий почти не изменилось по сравнению с 2002 годом, что немного нарушает общую тенденцию скачкообразного роста малых предприятий в период подъема.
     Такая неустойчивая динамика снижения и роста числа малых предприятий свидетельствуют о том, что в стране еще не созданы стабильные условия для существенного роста числа малых предприятий до такой величины, которая отвечала бы потребностям экономики и была бы близка к показателям промышленно-развитых стран Европы, Азии и США.
     Рост  числа малых предприятий с 841,7 тыс. на конец 1996 г. до 953,1 тыс. на конец 2006 г. произошел главным образом за счет торговли и общественного питания (с 359,3 до 441,2 соответственно). Существенно возросло также число малых предприятий в отрасли операций с недвижимым имуществом (в 7,5 раз, с 3,9 тыс. до 30,5 тыс.), в оптовой торговле продукцией производственно-технического назначения (в 1,7 раза, с 14,6 тыс. до 25,7 тыс.). К предприятиям торговли и общественного питания относится почти половина (47%) малых предприятий. В ведущих отраслях экономики — промышленности и строительстве — сократились число малых предприятий и их удельный вес в общем итоге. (См. приложение Рисунок №2)
     Достаточно  серьезным недостатком можно  считать абсолютное и относительное снижение числа предприятий малого бизнеса в науке и научном обслуживании (с 46,7 тыс. до 20,7 тыс., или с 5,5 до 2,2%), в сфере финансов, кредита страхования и пенсионного обеспечения (с 10,8 тыс. до 5,6 тыс., или с 1.3 до 0,6%).
     В России множество предприятий функционируют неэффективно, и оборудование на них устарело. На основе этого нужно обновить миллионы рабочих месс; на создание одного рабочего места в крупной корпорации требуется 100—150 долл. За счет малого бизнеса это можно сделать дешевле и быстрее.
     На  рисунке № 3 (См. приложение Рисунок № 3) представлен график численности занятых на малых предприятиях за 1999 – 2006 гг. Визуальный анализ позволяет выявить в динамике численности занятых на малых предприятиях закономерности, аналогичные динамике количества малых предприятий.
     Совершенно  четко выделяются два периода, по времени совпадающие с теми, что  были получены на основе данных количества малых предприятий.
     1. Период «спада» (1999 – 2001 гг.),
     2. Период подъема (2002 – 2006 гг.).
     При этом, однако, стоит отметить, что по отношению к численности занятых на малых предприятиях для периода 1999 – 2001 гг. характерен не спад, а стабильность (стагнация) с незначительными сезонными колебаниями.
     Следовательно, можно сделать вывод о характере  динамики показателей малого предпринимательства. (См. приложение Таблица № 2)
     Таким образом, несмотря на наблюдаемый ежегодный  рост количества малых предприятий  и соответствующий рост занятости  на них, необходимы дальнейшие изменения  правил хозяйственной деятельности, создающие стимулы как к экстенсивному, так и интенсивному развитию малого предпринимательства.
     Предприятия малого бизнеса пользуются поддержкой государства во всех развитых странах. Этот факт подтверждает, что малый  бизнес как форма организации  общественно необходимого труда отвечает социально-экономическим интересам России. Эта деятельность в пользу не только для экономики страны, но и для каждого гражданина. Предприятия малого бизнеса включают в процесс общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство. Малый бизнес служит таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.
 

     
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.