На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие финансовой системы РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……5
1 ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ.
ЕЕ СОСТАВ И СТРУКТУРА…………………………………………………..8
1.1 Экономическое содержание финансовой системы государства………...8
1.2  Состав и структура финансовой системы развитых стран………………10
1.3 Состояние государственных и муниципальных финансов в
условиях  реформирования государственного сектора……………….………15
2  АНАЛИЗ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ
ФИНАНСОВОЙ  СИСТЕМЫ РФ…………………………………………….. 17
2.1 Анализ федерального бюджета РФ……………………………………….17
2.2 Децентрализованные финансы в условиях конструктивного развития..21
2.3 Анализ деятельности  государства в регулировании  финансов хозяйствующих субъектов……………..……………………….……………..26
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ………..30
3.1 Основные задачи в области стабилизации финансовой системы……...30
3.2 Решение проблем развития финансовой системы РФ…………………..33
3.3 Основные рекомендации по решению проблем развития
хозяйствующих субъектов…………………………….………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….………………………………..38
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..……40
ПРИЛОЖЕНИЕ

      ВВЕДЕНИЕ

     Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.
     Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:
     -   недостаточные темпы развития  экономики;
     -  диспропорции развития экономической  системы;
     - отставание в адаптации к изменениям  на внешних товарных и финансовых  рынках;
     -  излишнюю социальную напряженность,  отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;
     -  низкий уровень удовлетворения  потребностей индивидуума и др.
     Финансовую  систему будем рассматривать  как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
     Тема  курсовой работы является очень актуальной  для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и  необходимой  предпосылкой  роста и стабильности экономики в целом.  Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно,  хотя структурный переход от в  основном централизованно  планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему.  После того,  как создана надежная финансовая система,  могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
     Финансовая  система сегодня является предметом  дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые  призвана решать финансовая система, можно  назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
     Цель  работы рассмотреть теоретические  и практические аспекты финансовой системы России
      В связи с этим необхоимо решить следующие задачи:
    Рассмотреть понятие финансовой системы страны. Ее состав и структуру;
    Произвести  анализ и характеристика элементов финансовой системы РФ;
    Наметить направления развития финансовой системы РФ.
     Объект  исследования - финансовая система  России.
     Предмет исследования -  характеристика и трансформация структуры финансовой системы России
     Временной период исследования составляет 2008-2010 гг.
      В первой главе рассматриваются общетеоретические  вопросы финансовой системы России, понятие и структура.
    Во  второй главе дается характеристика состояния элементов финансовой системы РФ.
    В третьей главе рассмотрены направления совершенствования и стабилизации финансовой системы РФ.
    Работа  состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
    При подготовке и написании работы использовалась учебная и периодическая литература, нормативно-правовые акты и ресурсы Интернет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1  ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ. ЕЕ СОСТАВ И СТРУКТУРА

        Экономическое содержание финансовой системы государства
      На  ранних стадиях развития государства  не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. С отделением государственной казны от личной кассы и собственности монарха (XVI-XVII вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита [5, c. 154].
      Финансовая  система представляет собой совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих  политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с другой - из финансов частных предприятий, корпораций, монополий.
      В эпоху домонополистического капитализма  государственная финансовая система  имела два звена - государственный  бюджет и местные финансы. Они  давали возможность формировать фонды денежных средств, с помощью которых государство выполняло свои функции. Под влиянием развития производительных сил, глубоких изменений в экономике структура финансовой системы меняется. Происходит выделение и развитие новых финансовых звеньев, рост их самостоятельности.
      На  современном этапе государственная  финансовая система в развитых зарубежных странах включает четыре звена: государственный  бюджет; местные финансы; специальные  внебюджетные фонды и финансы  государственных предприятий. Ведущим звеном государственных финансов выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию - это главный централизованный фонд денежных средств государства.  
Государственный бюджет - основное средство перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны. В госбюджете сосредоточиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении общегосударственные расходы. В нем находят органическую увязку основные финансовые институты - налоги, внутренние займы, расходы.

      
      
      
        

      
        

      
        

      
      
      
      
        
 

      Рисунок 1- Основные звенья финансовой системы  РФ [13, c. 183]
      Основными доходами государственного бюджета  выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его доходов. За государственным бюджетом в странах с развитой рыночной экономикой закреплены главные налоги - подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины. Из государственного бюджета производятся и основные расходы на: военные цели, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам.  
Государственный бюджет в силу своего положения тесно связан с другими звеньями финансовой системы. Он выступает координирующим центром, оказывающим в условиях рыночной экономики необходимую им помощь. Эта помощь в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий обеспечивает нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы, решение ими возложенных на них задач.

      Следующим по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В современных условиях под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, их связь и зависимость от крупного капитала, расширяются и усложняются функции местных властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе. Местные финансы охватывают широкую группу второстепенных налогов (в основном поимущественных), систему местного кредита, специальных фондов. Центральное место в этом звене принадлежит местным бюджетам, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Структура местных финансов определяется государственным устройством и соответствующим административным делением государства.  
 

       1.2  Состав и структура финансовой системы развитых стран 
     

      Местные финансы, или финансы местных  органов управления, являются важным звеном финансовой системы развитых зарубежных государств. На долю местных  финансов приходится значительная часть  финансовых ресурсов этих стран: в США, ФРГ и Японии – 50-60%; в Великобритании и Франции - более 30% [7, c. 161].
      Местные финансы представляют собой систему  экономических отношений, посредством  которых местные органы управления распределяют, перераспределяют и используют национальный доход в соответствии с возложенными на них функциями.
      В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции  регулирования этих процессов переходят  от центральных уровней государственной  власти к местным. Поэтому роль региональных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется. Местные финансы активно вовлекаются в регулирование экономики, стимулирование экономического роста, в реализацию региональных программ, воспроизводство рабочей силы.  
Через местные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления местным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств региональных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.

      В соответствии с конституцией и законами местные органы власти ведут свое бюджетное хозяйство самостоятельно и независимо, т.е. несут ответственность  за планирование и исполнение своих  бюджетов, а также осуществляют контроль за этими процессами [12, c. 84].
      Состав  и структура местных финансов. Звеньями системы местных финансов являются местные бюджеты, специальные  фонды местного значения, финансы  предприятий, находящихся в собственности  местных органов управления. Главное звено местных финансов - местный бюджет, который включает основные доходы и расходы местных органов власти. В США к ним относятся бюджеты штатов, графств, муниципалитетов, тауншипов; во Франции - регионов, департаментов, округов, коммун; в Германии - земель, уездов, городов, общин; в Великобритании - графств, округов; в Италии - областей, провинций, коммун; в Японии - префектур и муниципалитетов.
      В современных условиях все в большей  степени местные органы власти призваны обеспечивать комплексное развитие территорий, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии регионов. Указанные факторы вызывают необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы региональных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов регионов.
      Доходы  местных бюджетов формируются за счет местных налогов и сборов, неналоговых доходов, поступлений из вышестоящих бюджетов и займов. Соотношение между этими источниками зависит от функций, возложенных на местные органы управления, от потенциальных возможностей получения ими местных налогов, а также возможностей вышестоящих органов власти оказывать финансовую помощь территориям. Международный опыт свидетельствует о том, что в более экономически развитых странах доля доходов региональных бюджетов в общем объеме ресурсов государства выше. Так, если в Португалии она составляет - 3% в ВНП, то в Норвегии - 15%, в Швеции - 31%.
      Налоги  являются главным источником доходов  местных бюджетов. В соответствии с налоговым законодательством  каждой страны они закреплены за отдельными видами региональных бюджетов. Ставки по этим налогам устанавливаются, как правило, местными органами власти. Число таких налогов в разных странах колеблется от 20 до 100, а их удельный вес в общих доходах местных бюджетов - от 30 до 70%.
      Различают три основные группы местных налогов. Местные прямые и косвенные налоги, применяемые практически во всех странах. Широко распространенными прямыми местными налогами являются поимущественные, промысловые, поземельные и налоги на автомобили, а в ряде стран - на жителей и на профессию (Франция). К местным косвенным налогам относятся налоги на покупки, акцизы на бензин, табак, спиртные напитки, потребление электричества и газа. В Великобритании местное косвенное налогообложение, по существу, отсутствует.
      Вторую  группу местных налогов можно  назвать налогами, которые взимаются как надбавки к общегосударственным налогам или как отчисления от них (к примеру, в Италии — к поземельному и сельскохозяйственному налогам). Эти налоги устанавливаются в определенном проценте к государственным, собираемым на территории местных органов власти. В частности, в Германии 42,5% поступлений от подоходного налога с физических лиц направляются в федеральный бюджет; 42,5% - в бюджет соответствующей земли и 15% - в местный бюджет, налог на прибыль корпораций делится в пропорции 50 на 50% между федеральным и земельным бюджетами.
      Прочие  местные налоги составляют особую группу местных налогов. Это налоги на зрелища, собак, занятие торговлей, на владение транспортными средствами, на выдачу лицензий, на игорный бизнес (Испания) и др. Как правило, эти налоги большого финансового значения не имеют для доходов местных бюджетов.
      Определенное  место в формировании местных  бюджетов занимают и неналоговые  доходы. К ним относятся доходы от собственности, управляемой местными органами власти, от сдачи в аренду или продажи земли, лесных массивов, доходы от эксплуатации водоемов, коммунальных предприятий, от поступлений судебных пошлин, штрафов, различных сборов. Во Франции во многих коммунах установлен налог на коммунальный общественный транспорт. Обычно он вводится в коммунах с населением более 30 тыс. жителей. Его уплачивают все предприятия, на которых число занятых превышает 9 наемных рабочих. Местные органы власти по согласованию с населением могут вводить и другие постоянные или временные налоги - налог на мощение дорог, укладку тротуаров, уборку улиц и др.
      Одной из существенных статей местных бюджетных  расходов являются затраты, связанные  с погашением полученных займов и  выплат процентов по ним. К примеру, во Франции на выплату процентов  по займам и ссудам приходится выделять более 10%, а на погашение полученных займов - около 20% всех расходов бюджетов муниципалитетов.  
Следующим звеном местных финансов развитых зарубежных государств являются специальные местные фонды, имеющие, как правило, целевой характер. Например, за счет специальных кредитных фондов местные органы проводят займовые операции, за счет фондов социального страхования финансируют целевые социальные программы. В некоторых странах из специальных фондов покрываются временные кассовые "разрывы", которые образуются при исполнении местных бюджетов. Источниками формирования таких фондов служат заемные ресурсы, специальные сборы (страховые), поступления из централизованных внебюджетных фондов (пенсионного) и др. Специальные фонды имеют определенную самостоятельность, отделены от местных бюджетов.

      Самостоятельным звеном местных финансов являются местные  государственные предприятия. К  ним относятся муниципальные, дорожные, транспортные предприятия, предприятия  газо-, энерго- и водоснабжения, а  также жилищное хозяйство. Местные предприятия занимаются обслуживанием населения, оказывают помощь частному капиталу в сооружении новых объектов.  

     1.3. Состояние государственных и  муниципальных финансов в условиях  реформирования государственного  сектора 

     Финансовая система состоит из финансовых организаций (институтов) различных типов и уровней. Особенностью финансов как сферы государственной деятельности является первичное значение нормативной базы, так как любой финансовый институт создается на основе нормативных актов и действует в ее пределах. Следовательно, рассмотрение финансовой системы начнем с нормативно-законодательных институтов и их нормативных актов:
     Федеральное Собрание - Федеральные Конституционные  законы, федеральные законы;
     Президент РФ – Указы Президента РФ;
     Правительство РФ – Постановления Правительства  РФ;
     Федеральное Министерство – приказ и т.д. [9, c. 195]
     В современных условиях в системе  государственного управления выделяются федеральные органы исполнительной власти – финансовые, полуфинансовые, нефинансовые.
     Финансовый  блок Правительства (расширенного, так  как ЦБ РФ формально не входит в  Правительство РФ):
     1. Центральный Банк РФ (Центральный  аппарат (ЦА) + территориальные учреждения: Главные управления, национальные  банки, расчетно-кассовые центры);
     2. Министерство финансов РФ (ЦА + Контрольно-ревизионные  управления + Управления Федерального  Казначейства по субъектам РФ + органы страхового надзора + органы валютного контроля + подведомственные  организации)
     3. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ЦА + региональное отделение)
     4. Министерство имущественных отношений (ЦА + региональное отделение)
     5. Разные финансовые органы, в т.ч. государственные внебюджетные фонды
     Полуфинансовый  блок:
     1. Министерства: по антимонопольной  политике РФ, природных ресурсов РФ, труда и социального развития РФ, экономического развития и торговли РФ, юстиции РФ
     2. Федеральная энергетическая комиссия 
     3. Федеральная служба финансового  оздоровления
     4. Российское агентство по государственным  резервам
     Все остальные федеральные органы исполнительной власти входят в нефинансовый блок.
      Я считаю, что каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а эта система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. 
Другими словами, финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   
    АНАЛИЗ  И ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
         
      2.1 Анализ федерального бюджета  РФ 

      Формирование  федерального бюджета на 2011 - 2013 годы осуществлено в условиях начала реализации Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности  бюджетных расходов на период до 2012 года, предусматривающей создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ.
Таблица 1 - Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации в 2009- 2011 годах
  2009 год 2010 год 2011 год
млрд. рублей доля в ВВП, %
млрд. рублей доля в ВВП, %
млрд. рублей доля в ВВП, %
   Доходы  бюджетной системы 13 286,8 34,0 14 978,8 33,2 17 520,1 34,8
   в том числе:            
   федерального  бюджета 7 337,8 18,8 7 860,9 17,4 8 844,6 17,6
   консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации 4 437,5 11,3 4 808,5 10,6 5 238,3 10,3
   государственных внебюджетных фондов 1 390,7 3,6 2 182,4 4,8 3 057,6 6,0
   территориальных фондов обязательного медицинского страхования 120,8 0,3 127,0 0,3 379,6 0,7
   Расходы бюджетной системы 15 987,0 40,9 17 801,6 39,4 19 620,3 38,9
   в том числе:            
   федерального  бюджета 9 660,1 24,7 10 232,8 22,7 10 658,6 21,2
   консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации 5 983,6 15,3 6 267,8 13,9 6 469,7 12,8
   государственных внебюджетных фондов 3 446,4 8,8 4 705,7 10,4 5 394,4 10,7
   территориальных фондов обязательного медицинского страхования 479,1 1,1 502,8 1,1 789,7 1,6
   Дефицит (профицит) бюджетной системы -2 700,2 -6,9 -2 822,8 -6,2 -2 100,2 -4Д
 
      Динамика  основных параметров бюджетной системы  Российской Федерации на 2011 - 2013 годы характеризуется снижением доходов  с 34,8 % до 33,2 % ВВП, общего объема расходов - с 38,9 % до 36,3 % ВВП и дефицита - с 4,1 % до 3,1 % ВВП.
      По  сравнению с предыдущим бюджетным  циклом в 2011 году доходы бюджетной системы  по отношению к ВВП увеличены  на 2,7 процентного пункта, в 2012 году - на 3,1 процентного пункта, расходы  по отношению к ВВП увеличены  на 2,3 и 3,5 процентного пункта соответственно.
      При этом дефицит бюджетной системы  в 2011 году снижен на 0,4 процентного пункта, в 2012 году увеличен на 0,4 процентного  пункта и основном обусловлен дефицитом  федерального бюджета, который составит в 2011 году 3,6 % ВВП, в 2012 году - 3,1 % ВВП, в 2013 году-2,9% ВВП. 

Таблица 2 - Источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2010 - 2013 годы
Наименование 2010 год (уточн.  оценка)
2011 год  2012 год  прогноз 2013 год  прогноз
млрд. рублей % ВВП млрд. рублей % ВВП млрд. рублей % ВВП млрд. рублей % ВВП
Источники финансирования дефицита, в том числе: 2 371,9 5,3 1 814,0 3,6 1 734,4 зд 1 795,7 2,9
Резервный фонд 1 419,3 3,2 284,4 0,6 0 0 0 0
Фонд  национального благосостояния 2,5 0,0 5,0 0,0 7,5 0,0 10,0* 0,0
Иные  источники финансирования федерального бюджета 950,1 2,1 1 524,6 3,0 1 726,9 зд 1 785,7 2,9
 
      При этом планируется привлечение значительного  объема финансовых ресурсов с внутреннего  финансового рынка: в 2011 году - 1 709,9 млрд. рублей, в 2012 году - 2 023,3 млрд. рублей, в 2013 году - 2 101,9 млрд. рублей. Объем планируемых заимствований на 2011 — 2013 годы беспрецедентен для российского рынка внутреннего государственного долга он превысит в 2013 году фактические объемы размещения облигаций федерального займа 2009 года (515,9 млрд. рублей) более чем в 4 раза.
      Дефицит консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации прогнозируется в 2011 году в сумме 296,7 млрд. рублей, или 0,6 % ВВП, с постепенным снижением  до 136 млрд. рублей, или до 0,2 % ВВП, в 2013 году. В 2004 - 2007 годах консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в целом были исполнены с профицитом. В 2008 году дефицит составил 0,13 % ВВП, в 2010 году ожидается его увеличение до 0,9 % ВВП.
      Основными источниками финансирования дефицитов  консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации являются использование остатков денежных средств на счетах региональных бюджетов, привлечение кредитов федерального бюджета и банков, выпуск государственных облигаций.
      Объем долговых обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом погашения и привлечения бюджетных кредитов и кредитов коммерческих банков оценивается по состоянию на 1 января 2011 года в сумме 923,9 млрд. рублей, на 1 января 2012 года - в сумме 827,1 млрд. рублей, на 1 января 2013 года - в сумме 700,0 млрд. рублей, на 1 января 2014 года - в сумме 597,4 млрд. рублей.
      Риски в обеспечении устойчивости региональных и местных бюджетов связаны с  существенным объемом долговых обязательств и необходимостью привлечения бюджетных кредитов на их обслуживание. Это может привести к увеличению расходов федерального бюджета на финансовую поддержку субъектов Российской Федерации.
Таблица 3 - Основные показатели по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации.(млрд. рублей)
Показатели 2010 год оценка Темп роста  к 2009г. % 2011 год Темп роста  к 2010г. % 2012 год прогноз
Доходы, всего 6144,8 103,7 6 497,8 105,6 6 828,4
в том  числе:          
налоговые и неналоговые доходы 4 811,4 108,4 5 238,3 108,8 5 804,8
межбюджетные  трансферты 1 333,4 89,6 1 259,5 94,4 1 023,6
Расходы, всего 6 562,4 114,5 6 794,5 103,5 7106,2
Дефицит -147,6 126,9 -296,7 71,0 -277,8
      Анализ  оценки основных показателей консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  за 2010 год и прогнозных показателей на очередной бюджетный период свидетельствуют о положительной динамике доходной части бюджетов и снижении их дефицита. Кроме того, предусматривается рост собственной доходной базы субъектов Российской Федерации темпами, опережающими увеличение расходов в 2011 году на 5,3 процентного пункта, в 2012 году - на 6,2 процентного пункта, в 2013 году - на 4,6 процентного пункта. Поэтому исполнение расходных обязательств в очередном бюджетном цикле в значительной степени будет зависеть от собственных доходов субъектов Российской Федерации.
      Обеспечение сбалансированности пенсионной системы  является одной из наиболее серьезных  проблем - в 2011 - 2013 годах сохраняется  тенденция устойчивого роста  расходов федерального бюджета на межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Пенсионный фонд).
Для выполнения в полном объеме принятых обязательств по пенсионному и социальному  обеспечению населения из федерального бюджета бюджету Пенсионного  фонда предусматривается увеличить межбюджетные трансферты с 2 341,7 млрд. рублей в 2011 году до 2 803,3 млрд. рублей в 2013 году, что составляет около 45 % общих доходов Фонда.
      При этом сбалансированность бюджета Пенсионного  фонда в основном обеспечивается за счет выделения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на покрытие его дефицита, объем которых составит в 2011 году 875,9 млрд. рублей, в 2012 году - 959,4 млрд. рублей и в 2013 году - 1 084,4 млрд. рублей (1,7 % ВВП). 

    2.2 Децентрализованные финансы в условиях конструктивного развития 

      Основу системы финансов РФ составляют децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны.
      Сфера децентрализованных финансов включает в себя:
      •   финансы коммерческих организаций (предприятий);
      •   финансы некоммерческих организаций;
      •   финансы финансовых посредников;
      •   финансы домохозяйств.
      Ключевое  место в системе децентрализованных финансов принадлежит финансам коммерческих организаций (предприятии), поскольку именно здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги и формируется прибыль, которая является главным источником производственного и социального развития общества.
      Попутно заметим, что коммерческая деятельность официально представлена в национальной экономике юридическими лицами (предприятиями и организациями) и физическими лицами (предпринимателями без образования юридического лица) и охватывает два рыночных сектора экономики: нефинансовый и финансовый. В нефинансовый сектор — самый большой сектор рыночной экономики — входят реальный сектор, производящий товары, и сектор оказания рыночных нефинансовых услуг (торговля, Услуги транспорта и др.).
      Важнейшая составляющая системы финансов РФ —  финансы организаций (предприятий), именно здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. В институциональном плане основу сферы финансов организаций (предприятий) составляют финансы хозяйствующих субъектов (юридических лиц).
        Доля  прибыльных  предприятий   поднялась  с  64,5  до  65,6 %,  увеличилась и их  доходность. Прибыль рентабельных  организаций выросла на  34,6 %,  составив 3273,8  млрд  руб.,  а сумма убытка  по  убыточным предприятиям  снизилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 27,4 % и составила 556,5 млрд руб.
        Экономический  кризис  повлиял   на  структуру  налога:  снижение  налога 
      с  доходов,  полученных  в  виде  дивидендов,  (на  1,3  п.  п.)  повлекло  за  собой   увеличение  доли  налога  на  прибыль  организаций,  зачисляемого  в бюджеты различного уровня по соответствующим ставкам, (на 1,2 п. п.).
        Налог  на  прибыль  больше  других  налогов  пострадал   от  кризиса,  и  поэтому,  несмотря  на  высокий  рост  поступлений  в  I  полугодии  2010  г.,  ему  все  еще   не  удается  подняться  до  докризисного  уровня  соответствующего  периода  (рисунок 3).
      
      Рисунок 3
      Поступление налога на прибыль организаций  в  бюджетную систему РФ в 2008–2010 гг.
       
      Поступление  налога  на  добычу  полезных  ископаемых  (НДПИ)  достигло  677,4  млрд  руб.,  увеличившись  по  сравнению  с  соответствующим  периодом  предыдущего года более  чем в 1,6 раза. Доля поступлений налога на добычу нефти  в  составе  НДПИ  выросла  по  сравнению  с  I  полугодием  2009  г.  на  3,6  п.  п.  и составила 89,7 %.
      Налога  на  доходы  физических  лиц  поступило  794,1  млрд  руб.,  что  на  7,3 % больше,  чем  за тот же период прошлого года. Основным фактором увеличения  его объема  явился рост среднемесячной номинальной  начисленной заработной платы, которая  выросла  за  этот  период  на  11,2 %  и  составила  20 145  руб.  Положительное влияние оказали также увеличение численности занятых в экономике и сокращение задолженности  по  заработной  плате.  Рост  имущественных  налоговых  вычетов  по НДФЛ отрицательно повлиял на сумму поступлений данного налога. В связи с рос-
      том внешнеторгового оборота (на 41,5 %) отмечается увеличение поступлений НДС и  акцизов по товарам, ввозимым на территорию Российской  Федерации, –  соответственно на 21,3 и 43,5 %, но докризисный уровень не достигнут.
      Поступление  акцизов  по  подакцизным  товарам  (продукции),  производимым  на  территории  Российской  Федерации,  в  I  полугодии  2010  г.  составило  209,3 млрд руб., что на 36,3 % больше соответствующего периода предыдущего года.
      Основной  прирост  обеспечили  акцизы  на  табачную  продукцию,  автомобильный  бензин,  пиво,  алкогольную  продукцию  с  объемной  долей  этилового  спирта  свыше  25  %  (за  исключением вин).  В качестве  главных факторов  роста следует назвать повышение налоговых ставок  и совершенствование порядка (изменение сроков)  уплаты акцизов.  

      
      Рисунок 4
      Поступление налогов на имущество в бюджетную систему РФ в 2008–2010 гг.
       
      Задолженность по налогам и сборам (без учета  задолженности по единому социальному  налогу,  уплате  пеней  и  налоговых  санкций)  возросла  за  I  полугодие  2010  г.  на  13,2 %  и  составила  764,8  млрд  руб.  Рост  наблюдается  по  всем ее  составляющим
      Большую  часть  в  структуре  задолженности  по  налоговым  платежам  и  сборам  по-прежнему  составляет  урегулированная  задолженность  (54,1 %),  которая  на  1 июля 2010 г. достигла 414,0 млрд руб. По сравнению  с 1 января текущего года она увеличилась на 13,9 %. Основная часть урегулированной задолженности приходится на  задолженность,  приостановленную  к  взысканию  в  связи  с  введением  процедур банкротства,  – 172,7  млрд  руб.  (41,7 %)  и  задолженность,  взыскиваемую судебными приставами, – 128,4 млрд руб. (31,0 %).
        Недоимка  по  налоговым  платежам  увеличилась  на  12,8 %,  составив  342,1 млрд руб. Рост ее связан  с увеличением недоимки по  НДС (11,3 %) и налогу на прибыль  (9,1 %).  По  акцизам и  налогу  на  добычу  полезных  ископаемых  недоимка уменьшилась на 11,2 и 0,7 % соответственно.
        По  сравнению  с  I  полугодием  2009  г.  задолженность  по  налоговым  платежам  и  сборам  выросла  на  26,0 %,  что   ненамного  опережает  рост  налоговых  доходов. 
      Задолженность  по  уплате  пеней  и  налоговых  санкций  (штрафов)  по  налоговым  платежам  и  сборам  на  1  июля  2010  г.  составила  471,1  млрд  руб.,  увеличившись  по сравнению с 1 января на 6,2 %.
        Общая  оценка  ситуации  с   поступлением  налоговых  платежей  в  бюджетную  систему  Российской  Федерации  свидетельствует  о  постепенном  преодолении  кризисных явлений в реальном секторе экономики. 
 

      2.3 Анализ деятельности государства  в регулировании финансов хозяйствующих  субъектов 

      Финансы предприятий — важнейшая составная часть единой системы финансов государства. Это предопределяется, прежде всего, тем, что они обслуживают сферу материального производства, в котором создаются валовой внутренний продукт, национальный доход и национальное богатство. По своей сущности финансы предприятий являются специфической частью финансовой системы. Их отличие от государственных финансов обусловлено функционированием в разных сферах общественного производства.
      Наличие финансов предприятий обусловлено  существованием товарно-денежных отношений и действием законов стоимости и спроса и предложения. Реализация продукции и услуг осуществляется путем купли и продажи за деньги по ценам, отражающим стоимость товара. Но сами деньги не являются финансами. Это особый товар, посредством которого определяется и выражается стоимость всех остальных товаров и происходит их обращение. Финансы — это экономические отношения, осуществляемые посредством оборота денег, то есть денежные отношения.
      Финансы предприятий характеризуются теми же чертами, что в целом и категория финансов. Вместе с тем им присущи особенности, обусловленные их функционированием в сфере материального производства, где органически связаны все сферы воспроизводственного процесса: производство, распределение, обмен и потребление.
      Так как финансы предприятий связаны  непосредственно с производством  и отражают закономерности развития экономики, они являются категорией, входящей в состав экономического базиса.
      Для обеспечения воспроизводственного процесса с помощью финансов на предприятиях всех отраслей народного хозяйства формируются денежные фонды целевого назначения, используемые для производственных нужд и для удовлетворения социальных и личных потребностей работающих.  

Таблица 4 - Динамика финансового результата организаций Российской Федерации
млр. руб. 
 
 

  Сальдо прибылей и убытков В % к соответст- 
вующему 
периоду предыдущего 
года
Сумма прибыли Удельный вес  прибыльных организаций, % Сумма убытка Удельный вес  убыточных организаций, %
2002 923 80,9 1273 56,5 350 43,5
2003 1456 157,7 1816 57,0 360 43,0
2004 2485 170,7 2778 61,9 293 38,1
2005 3226 129,8 3674 63,6 448 36,4
2006 5722 177,4
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.