На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бюджеты субъектов РФ как основное звено региональных финансов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 

 

Введение

     В течение последних лет в Российской Федерации шел планомерный процесс реформирования финансовых взаимоотношений органов власти разных уровней и всей системы региональных и местных финансов.
     Актуальность  решения проблемы региональных финансов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению территориями, но и невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой дифференциацией в уровнях социально-экономического развития, как самих регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий). Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и территорий, анализа их социально-экономической дифференциации и типизации, в том числе с учетом финансово-бюджетного аспекта их развития. Это затрудняет формирование фактически необходимой системы достаточно гибких подходов к управлению социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том числе с использованием инструментов региональных финансов и финансовой политики.
     Практическая  востребованность проблематики исследования подтверждается многократными попытками  исполнительной власти России разработать  и реализовать эффективную концепцию  организации межбюджетных отношений  на региональном уровне в связи с реформой муниципальных финансов. Однако вплоть до настоящего времени все практические действия государства, направленные на разрешение сложных проблем становления и развития бюджетного федерализма в России, на разработку соответствующих механизмов укрепления финансовой базы бюджетов субъектов РФ, ощутимых результатов не дали. До сих пор обсуждаются вопросы, связанные с эффективностью принципов организации межбюджетных отношений; с конфликтностью экономических и финансовых интересов федеральных, региональных и местных органов власти; с противоречивостью взаимодействия государства, с одной стороны, физических и юридических лиц, с другой. Отсутствие эффективных способов решения этих задач делает проблематичным экономическое возрождение российских регионов, а, следовательно, и перспективы стабилизации социально-экономического развития страны.
     Целью данной работы является всестороннее освещение понятия «региональные  финансы» и анализ финансов Московской области как субъекта федерации.
     Исходя  из цели, можно выделить следующие  задачи:
      дать определение понятию «региональные финансы», определить их особенности и место в финансовой системе РФ;
      описать состав региональных финансов и дать характеристику отдельным звеньям;
      рассмотреть понятие бюджета субъекта федерации как основного звена региональных финансов;
      проанализировать динамику бюджета Московской области;
      выделить основные проблемы межбюджетного регулирования Московской области и рассмотреть возможные пути их решения.
     Предметом работы являются финансовые ресурсы региона.
     Объектом  – субъект Российской Федерации  – Московская область.
     При написании работы использовалась теоретическая  база профильной литературы, в содержании: Андреева А. В., Вахрин П.И., Дробоздиной Л.А., Корчагина Ю.А., Г.Б. Поляка и т.д. В качестве периодической и статистической литературы использованы официальные сайты Российской газеты, Казначейства РФ, Министерства финансов Московской области и т.д. 

 

Глава 1. Экономическое  содержание и состав региональных финансов

1.1. Региональные финансы: особенности, место и значение в финансовой системе

     Все финансовые потоки, циркулирующие в  экономике, всегда привязаны к определенной территории, поскольку они отражают результаты взаимодействия конкретных институциональных единиц, расположенных в той или иной точке пространства. На территории региона осуществляется множество финансовых операций, производящихся между региональными институциональными единицами: домашние хозяйства получают свои доходы, из которых они уплачивают налоги, делают покупки и сбережения, предприятия производят и реализуют продукцию, финансовые посредники предоставляют финансовые услуги домашним хозяйствам и предприятиям, региональные власти формируют региональный бюджет и расходуют его на общерегиональные нужды и т.д. С другой стороны, в регионе имеются и финансовые потоки межрегиональных и интернациональных институциональных единиц, которые получают финансовые средства из-за пределов региона и отправляют их. Тем не менее, на определенной территории локализуется некоторая часть финансовых операций, производимых между всеми институциональными единицами, и концентрируется часть имеющихся в стране финансовых ресурсов.
     В соответствии с общими подходами, используемыми  для определения региональных финансов, ими можно назвать денежные ресурсы и потоки в наличной и безналичной формах, которые обеспечивают нормальный с точки зрения потребностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг, устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйствования и социально приемлемый уровень жизни населения1.
     Региональные  финансы это финансы региональных органов власти и органов местного самоуправления. Они выражают денежные отношения перераспределенного  характера, связанные с осуществлением экономических функций и задач социального развития территорий местных органов власти и управления. От степени обеспеченности финансовыми ресурсами территории зависит выполнение финансовых гарантий программ по развитию здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры, а также расширение масштабов инвестиций в производственную и социальную сферы.
     Таким образом, финансовые ресурсы региона  определяются как финансовые ресурсы  всех институциональных единиц, функционирующих  в регионе.
     Определим место региональной финансовой системы в системе финансов РФ, а также ее структуру. Необходимо рассматривать не двух-, трехуровневую, а четырехуровневую структуру, выделив2:
     I уровень — сферы (централизованные  и децентрализованные финансы). Признаком  дифференциации сфер можно считать субъекты, осуществляющие формирование и использование фондов: централизованные фонды создаются и распределяются государственными органами, органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; децентрализованные – хозяйствующими субъектами и населением;
     II уровень — подсистемы. Сфера централизованных  фондов включает подсистемы государственных  и муниципальных финансов, выделение  которых связано с особенностями  федеративного устройства РФ  и межбюджетных отношений;
     III уровень — локальные подсистемы. Региональные финансы выступают локальной подсистемой подсистемы «Государственные финансы» и отличаются от локальной подсистемы «Федеральные финансы» наличием собственных денежных фондов и субъектов, ими распоряжающихся;
     IV уровень — звенья. Под звеном будем понимать конкретный денежный фонд, имеющий собственные правила и источники формирования, а также распорядителей, отвечающий признакам финансов.
     Структура региональной финансовой системы и  ее место в системе финансов РФ отражены на рис. 1
     
Рис. 1 Структура региональной финансовой системы и ее место в системе  финансов РФ
     Являясь частью централизованных финансов, региональные финансы обеспечивают решение макроэкономических задач в отличие от децентрализованных финансов, призванных способствовать решению задач на микроуровне.
     Задачей федеральных государственных финансов является концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства и  направление их на финансирование общегосударственных  нужд. Региональные финансы выполняют  ту же задачу, но применительно к субъекту Федерации.
     Вхождение в состав государственных финансов имеет следствием то, что для региональной системы характерны те же методы формирования и направления использования  денежных фондов, что и для федеральной  системы. Основным методом формирования денежных фондов на региональном уровне является принудительное изъятие части дохода юридических и физических лиц под контролем государства в соответствии с законом, а методом использования фондов — безвозмездное финансирование.
     Основная  особенность финансов региона заключается в том, что здесь действуют как бы три самостоятельные финансовые подсистемы — государственная (финансовые ресурсы федеральных органов и самого субъекта Федерации); муниципальных образований; а также отдельных юридических и физических лиц, прежде всего (по значимости) хозяйствующих субъектов. Первые две подсистемы традиционно относятся к категории централизованных финансов (бюджетная система и централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема — к категории децентрализованных финансов. Финансы частных юридических и физических лиц, естественно, не находятся в прямой юрисдикции региональных или местных органов власти, однако в значительной степени также являются объектом управления, объектом региональной финансовой политики через инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер.
     Центральным звеном региональных финансов являются территориальные бюджеты. Повышение  их доли в консолидированном бюджете  Российской Федерации, которое произошло  за время реформ, свидетельствует о росте роли региональных финансов, поскольку именно через их потоки проходит все большая часть финансовых ресурсов, направляемых на социально-экономическое развитие региона.
     Региональные  финансы являются инструментом государственной социальной политики, поскольку через территориальные бюджеты  финансируется  часть расходов на образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, социальную поддержку населения.
     Региональные  финансы играют важную роль в выравнивании уровней социально-экономического развития регионов. Межбюджетное перераспределение финансовых ресурсов, нацеленное  на сглаживание существенных межрегиональных  различий, также осуществляется через финансовую систему региона.
     Региональные  финансы являются важнейшим условием социально-экономического развития региона с точки зрения финансирования общерегиональных проектов, направленных на развитие общерегиональной инфраструктуры, создание условия для привлечения в регион  дополнительных ресурсов, разрешение социальных и экономических проблем региона.

1.2. Состав региональных  финансов и характеристика  отдельных звеньев

     Итак, региональные финансы представляют собой совокупность денежных средств, предназначенных для финансирования социально-экономического развития территории. Главным направлением использования региональных финансов является финансовое обеспечение функционирования социальной и частично производственной инфраструктуры3.
     Функции, то есть форма выражения общественного  назначения данной категории, региональных финансов не зависят от административно-территориального устройства государства и статуса территории и одинаковы в любом регионе страны. Поскольку региональные финансы — это отношения, которые порождены исключительно самим фактом существования региональных органов власти.
     У финансов региона существуют две функции. Это, во-первых, формирование денежных фондов регионального органа власти и, во-вторых, использование этих фондов региональным органом власти для выполнения возложенных на него населением и вышестоящим уровнем власти задач.
     Имеется разница между функциями и  ролью любой экономической категории. Функции — это то, что обособляет данную категорию от всех остальных, а под ролью понимается результат  практического использования этой категории. Таким образом, на вопрос, какую роль (в реальной жизни) играют региональные финансы, мы можем дать ответ: регулирующую и контрольную. Эту роль региональные играют благодаря наличию у властей такого инструмента, как денежные фонды.
     Такими  инструментами, или говоря по-другому, звеньями, являются: бюджет, внебюджетные фонды (если они все же образованы) органа власти, его структурных подразделений и бюджетных учреждений, а также финансы государственных (муниципальных) предприятий.
     
Рис. 2 Структура региональных финансов
     Особенностью звеньев финансов региональных органов власти является относительно обособленная система управления каждым звеном.
     Основной  составной частью региональных финансов являются региональные бюджеты. Региональный бюджет — это фонд денежных средств, образуемый и исполняемый по расходам на основе регионального законодательного акта — закона о бюджете — уполномоченной государственной/муниципальной структурой; чаще всего финансовым управлением — подразделением Министерства финансов РФ либо в относительно небольших населенных пунктах — самой местной администрацией.
     Вторым  компонентом территориальных финансов выступают территориальные внебюджетные фонды. Внебюджетным фондом называется фонд денежных ресурсов, не включаемый в бюджет и (или) исполняемый иным учреждением, нежели тем, что исполняет бюджет. Обычно проекты внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении не утверждаются депутатским корпусом, а их исполнение не контролируются местным органом власти. Источниками формирования таких фондов служат добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы и т.д. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение.
     Финансовые  ресурсы региона, формирующиеся  у субъектов хозяйствования, составляют4:
        финансовые ресурсы предприятий, находящихся в региональной или муниципальной собственности;
        финансовые ресурсы предприятий, фирм и организаций, используемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов.
     Рассмотрим  более подробно формирование и назначение двух последних составных частей региональных финансов.
     Территориальные внебюджетные фонды экономического и социального развития формируются  на территориях для реализации общерегиональных задач. Они являются одним из возможных  путей концентрации средств предприятий, населения, других источников на финансирование общерегиональных мероприятий.
     Внебюджетные  фонды местных органов власти формируются за счет5:
        добровольных взносов и пожертвований граждан, предприятий, организаций, средств самообложения населения;
        доходы от местных займов и местных денежно-вещевых лотерей, аукционов;
        привлечение на добровольной основе средств предприятий, организаций и граждан;
        штрафов за загрязнение окружающей среды, порчу объектов историко-культурного назначения и других штрафов.
     Такие фонды создаются на основе решения региональных представительных органов. Средства территориальных внебюджетных фондов могут быть направлены на расходы, связанные со строительством объектов социально-культурного назначения, не запланированные в бюджете, создание и содержание объектов общерегионального назначения.
     В большинстве субъектов Федерации  формируется три вида экономических  фондов:
        собственный внебюджетный фонд территории;
        валютный фонд;
        территориальный дорожный фонд.
     Основными статьями расходов внебюджетного фонда  территории являются:
        социальная поддержка малообеспеченных слоев населения;
        дополнительное финансирование объектов социально-культурного назначения;
        финансовая поддержка органов правопорядка;
        научно-исследовательские работы по ключевым для территории проблемам;
        формирование резервных фондов.
     Территориальный валютный фонд представляет собой совокупность валютных ресурсов в виде средств  в иностранной валюте и прочих валютных ценностей. Формирование фонда  происходит за счет следующих поступлений:
        выручки от реализации на внешнем рынке добытых на данной территории драгоценных металлов и алмазов;
        части объема драгоценных металлов, добытых и использованных для производства драгоценных металлов;
        штрафов и иных финансовых санкций, налагаемых на недобросовестных партнеров, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность по поручению администрации территории;
        добровольных пожертвований и благотворительных взносов.
     Основные  направления расходования валютного  фонда состоят в приобретении за рубежом современного оборудования, материалов, медикаментов и оргтехники, оплате за обучение; покрытии командировочных расходов; создании резервного фонда.
     Формирование  дорожных фондов производится с целью  аккумулирования средств для  содержания, ремонта, реконструкции  и строительства автомобильного дорожного полотна, приобретения дорожно-строительной техники, развития и строительства производственных баз и жилищно-социальных объектов автодорожных предприятий, формирования резерва дорожного фонда.
     В бюджет дорожного фонда зачисляются: налоги с владельцев  транспортных средств, налоги на приобретение транспортных средств, на пользователей  автомобильных дорог (автотранспортные предприятия).
     Финансовые  ресурсы субъектов хозяйствования направляются на социально-экономическое  развитие региона в различных формах.
     Главным источником формирования средств предприятий, предназначенных для содержания и развития социально-бытовой инфраструктуры, является прибыль предприятий. Из прибыли, которая остается в распоряжении предприятия, формируются целевые  фонды, за счет которых могут быть удовлетворены коллективные потребности работников предприятий в жилье, социально-культурных и бытовых услугах.
     Финансовые  средства предприятий используются для содержания ведомственных объектов социально-культурного назначения, прежде всего жилищного фонда и коммунальных предприятий.
     Другой  формой направления ресурсов предприятия  на социально-экономическое развитие регионов является долевое участие  предприятий в создании объектов общерегиональной инфраструктуры, финансирования общерегиональных мероприятий.
     Исходя  из вышесказанного следует, что финансы региона — это прямой «слепок» с его экономики, его производственно-экономической и ресурсной базы. Вместе с тем финансы региона — неотъемлемая составная часть финансовой системы страны. Их содержание и социально-экономические функции определяются теми же характеристиками, что и для финансовой системы страны в целом, а их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются на данном — региональном или местном — уровне федеративной структуры государства с учетом сложившейся и нормативно закрепленной системы распределения полномочий и ответственности Федерации, ее субъектов и институтов местного самоуправления.
     Региональные  финансы складываются из четырех  основных звеньев: регионального бюджета, целевых бюджетных фондов, внебюджетных фондов, финансов экономических субъектов региона.
     Таким образом, поскольку в конечном счете  все подсистемы финансов региона  находятся на одной и той же территории и исходят из интересов одних и тех же жителей региона, такое разделение, естественное для условий многоукладного рыночного хозяйства, не должно препятствовать консолидированному участию этих подсистем в решении местных социально-экономических проблем. Разница лишь в принципах действия, зоне действия и степени ответственности каждой из подсистем. Единое поле деятельности всех финансов региона диктует и единый критерий оценки управления региональными финансами — улучшение экономической и социальной ситуации в регионе.
     Сущность  и роль региональной финансовой системы в жизни общества проявляется через функции: мобилизационную, распределительную и контрольную.
     1. Контрольная функция проявляется  лишь в процессах использования  хозяйствующими субъектами государственных  средств.
     2. Мобилизационная функция обеспечивает поступление средств для нужд региона. В результате в руках региональных органов власти сосредотачиваются большие ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие общества.
     3. Распределительная функция связана с перемещением доходов от производителей в иные сферы хозяйства.
     Таким образом, финансы региона представляют собой систему экономических  отношений, посредством которой  национальный доход распределяется и перераспределяется на цели социально-экономического развития территории.
 

Глава 2. Бюджеты субъектов  РФ как основное звено  региональных финансов

2.1. Бюджеты субъектов РФ, их доходы и расходы

     Региональный  бюджет — форма образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Региональный бюджет и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации6.
     В РФ сложилась ситуация, когда региональный бюджет представляет собой незначительный по объемам (10—15 страниц машинописного текста) документ, перечисляющий ключевые моменты аккумуляции и расходования бюджетных средств. Причем не всегда бюджетные показатели сбалансированы, более того, принимаются бюджеты с невыясненными источниками финансирования дефицита бюджета.
     Крайне  редко в составе текста закона о бюджете упоминаются внебюджетные фонды, ограничения на заимствования  или бартер, очередность распределения  средств, ответственность, и практически нигде особо не выделяются финансы муниципальных предприятий. Из такого документа невозможно получить представление о масштабах предстоящей органу власти работы.
     В идеале закон о бюджете представляет собой одновременно:
        политический документ;
        финансовый план;
        организационный план;
        источник информации.
     Бюджет  как политический документ должен формулировать  и разъяснять цели (политические, финансовые и хозяйственные) регионального  органа власти, а также его подразделений  на предстоящий период. Обычно основные, долгосрочные цели органов власти разрабатываются и обосновываются в так называемом генеральном плане социально-экономического развития, который служит главным ориентиром развития региона. При составлении же бюджета орган власти на основе долгосрочных целей определяет текущие и составляет на их базе проект бюджета.
     Бюджет  как финансовый план должен быть сбалансированным, то есть когда доходная часть равна  расходам, эффективным, то есть не допускать  неэкономного расходования средств, и  рациональным, то есть отражающим коллективное мнение всех участников бюджетного процесса на расходование средств.
     Бюджет  должен содержать перечень и описание всех фондов, из которых осуществляются ассигнования, с тем чтобы иметь  представление о совокупности ресурсов, которыми располагает регион. Кроме того, необходимы наличие в документе сведений за предыдущие годы и прогноз на несколько лет вперед.
     Бюджет  должен содержать сведения о капитальных  расходах и список проектов капитального характера. В документе должно быть показано, как скажутся капитальные расходы данного года на текущих расходов следующих лет.
     Совокупность  региональных бюджетов составляет второй уровень бюджетной системы РФ. По мере возрастания роли региональных органов государственной власти в управлении экономикой и социальной сферой, в координации социально-экономических процессов на соответственной территории усиливается и значение регионального бюджета, растет его влияние и направления воздействия на общественное производство и материальное благосостояние граждан.
     Бюджетный кодекс РФ закрепил за субъектами РФ право  самостоятельно формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять систематический контроль за его  исполнением.
     
     Рис. 3 Схема принятия бюджета субъекта Федерации
     Бюджетная самостоятельность субъектов РФ обеспечивается: наличием достаточных по своим размерам собственных доходов бюджета; правом определять направления расходования бюджетных средств в соответствии с компетенцией региональных органов власти; правом использовать по своему усмотрению доходы, дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета; правом на компенсацию дополнит, расходов (потерь доходов), возникших в результате решений, принятых федеральными органами власти, и одновременно недопустимостью компенсировать за счет бюджетов других уровней дополнит, расходы (потери доходов), возникшие по вине самого субъекта РФ в ходе исполнения регионального бюджета.
     Доходы  бюджета субъекта РФ согласно Бюджетному кодексу РФ формируются за счет собственных  налоговых доходов, регулирующих налогов (за исключением сумм, передаваемых бюджетам муниципальных образований в порядке бюджетного регулирования), неналоговых доходов и безвозмездных перечислений. К собственным налоговым доходам относятся: региональные налоги и сборы, определенные Налоговым кодексом РФ (например, налог на имущество предприятий, единый налог на вмененный доход для юридических лиц и др.); отчисления от федеральных налогов, установленные на постоянной основе в соответствии с разграничением между бюджетами разного уровня налоговой ставки или налоговой базы (например, налог на прибыль, некоторые виды акцизов и т.д.) и др.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.