На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Влияние средств массовой информации на становление личности подростка

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 22.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО  «Калужский государственный университет
им. К.Э. Циолковского»
Институт  социальных отношений
Кафедра социальной педагогики и организации  работы с молодежью 
 
 

Влияние средств массовой информации на становление личности подростка 
 

Курсовая  работа
Студентки 3 курса
Отделения организации работы с молодежью
Группы  ОРМ-31: Морозовой А.М.
Научный руководитель:
Д.п.н., проф. Макарова В.А. 
 

Калуга, 2011г.
Содержание
Введение….………………………………………………………………………….3
Глава 1. Информационные технологии как средство общения в современном мире …....……………………………………………………………7
1.1. Понятие информационных технологий………………………………………. 7
1.2. Современные информационные технологии ..………………………………12
 1.3. Общение как объект изучения социальной психологии…………………….15
Глава 2. Становление личности в современном информационном пространстве ..……………………………………………………………………  21
2.1. Становление личности в подростковом возрасте ………………..………… 21
2.2. Влияние современных СМИ на формирование личности ………………… 30
Заключение .……………………………………………………………………… 45
Список  литературы……………………………………………………………… 48 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Человеческое  общество эволюционировало от первобытной  общины до информационного общества. Вместе со способом организации изменялись орудия, техника. Часто освоение нового орудия являлось детерминантой эволюции (освоение предком человека палки, совершенствование рубил до топоров и т.п.), т.к. это позволяет освоить новый вид деятельности или усовершенствовать старый.
     Таким образом, появление компьютерных технологий явилось объективным закономерным следствием развития науки. Сначала компьютер предназначался исключительно для ускорения вычислений, решая узкий круг задач, но уже через 10-20 лет он стал необходимым условием для осуществления многих видов деятельности.  
     Скорость  обработки и передачи данных, легкость освоения и использования позволили  применить компьютер для общения. Телефон, телеграф, почта казалось, полностью удовлетворяли потребность  в общении, но они не обладали такой  скоростью, простотой и удобством как Интернет.
     Т.е. человечество не испытывало острой потребности  в новом средстве связи, но оно  появилось, независимо от чьей-либо воли, как случайное изобретение, и  быстро обрело популярность. У людей  есть выбор: они могут использовать традиционные средства связи, но при этом они не достигнут высоких результатов или, же потратят гораздо больше времени.
     Основной  тенденцией общественного развития в ХХ веке стал рост городов. Численность  населения и его высокая концентрация создают особые законы общественной жизни, задают ей более высокий ритм. Для мегаполисов характерна ситуация, когда в течение дня горожанин встречается с множеством людей, которых совершенно не знает. Из-за обилия информации человек постоянно испытывает перегрузки, что заставляет его сужать входы для информации. Создается так называемый «эффект большого города», когда нормой становится максимальное невмешательство в жизнь другого человека (С. Милграм «Опыт городской жизни: психологическое исследование»), а значит возникают затруднения  при переходе к более серьезным и глубоким отношениям из-за боязни нарушить «право личной жизни». В итоге получается парадоксальная ситуация: чем больше город, тем больше процент одиноких людей. Норма максимального невмешательства ведет к затруднению в сближении, так как любое проявление внимания может быть истолковано как попытка «влезть в чужую жизнь». Человек нуждается  в таком общении, в ходе которого он мог бы: поделиться важными для него мыслями, идеями, чувствам, переживаниями, обретя полное понимание со стороны другого, получить поддержку, достичь  безусловного доверия, не встретив при этом критики, осуждения. Информационные технологии предоставляют такую возможность.
     Информационные  технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники.
     В последнее время под информационными  технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.
     Согласно  определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ —  это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы
     XXI век станет для человечества  веком информационным. Традиционные черты социальной и биологической жизни человека заменяются новыми, а на смену различным формам общественной организации постепенно приходит информационное сообщество.
     Более того, Homo Sapience превращается в Homo Informaticus: изменяются традиционные способы социализации индивида обществом, возникает потребность в иных нормах, установках и ценностях.
     Возникает новый, «виртуальный» мир, с собственными законами, всеобщей доступностью информации, правом на свободу самовыражения и своими проблемами. Однако, сегодня, этот мир и его новые законы и различные влияния остаются мало изученными.
     Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей, сегодня становятся и исследователями виртуального мира, и его поселенцами, и его создателями, и его жертвами.
     Актуальность  исследования: XXI век кардинальным образом  преобразует предметный, знаковый и  социальный мир новыми знаковыми  системами, что особенно ярко проявляет  себя в сфере информационных технологий. Изменение условий уже определяет характер влияния на особенности развития новых поколений, особенно на развитие стиля самопрезентации и самобытия реальной личности в условиях виртуального мира.
     Особую  актуальность приобретает изучение влияния поля информационных технологий на общение в молодежной среде. В настоящее время 37-38 % аудитории российского Интернета составляют юноши в возрасте от 17 до 25 лет (www.internet.ru, www.yandex.ru, Ассоциация РЕЛАРН), при этом количество молодежи, общающейся и ищущей новую информацию в Интернете растет чрезвычайно быстро.  Интернет специфичен и мало напоминает реальное общение и именно поэтому требует подробного исследования.
     Вышеперечисленные факторы формируют проблему преобразование общения среди молодежи под влиянием современных информационных технологий.
     В данной работе мы попытаемся раскрыть и выявить каким образом и  на сколько СМИ влияют на становление  личности.
Цель: Изучить влияния СМИ на процесс становление личности подростка
Задачи  работы:
       1) Изучение литературы по проблеме исследования
        2) Рассмотреть роль СМИ в обществе.
        3) Изучить влияние СМИ на социализацию личности.
Методы: обзор и теоретический анализ литературы по проблеме
Объект  - Процесс формирования личности
Предмет - Влияние СМИ на процесс формирования личности
Структура: работа состоит из введения двух глав и заключения. 
 
 
 
 

Глава 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
1.1. Понятие информационных технологий
     Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации.
     Информатизация  общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит  в том, что доминирующим видом  деятельности в сфере общественного  производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Информатизация общества обеспечивает [18, 10]:
    • активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности его членов;
    • интеграцию информационных технологий в научные и производственные виды деятельности, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;
    • высокий  уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.
     Применение  открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего массива  информации, доступной в данный момент обществу в определенной его сфере, позволяет усовершенствовать механизмы управления общественным устройством, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей развитие творческого потенциала индивида. [21, 128-135]
     Одно из направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.
     Процесс информатизации так же затронул и  экономические отрасли. Их радикальное  усовершенствование и приспособление к современным условиям стало  возможным благодаря массовому  использованию новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий. Средства и методы прикладной информатики используются в менеджменте и маркетинге. Новые технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур менеджмента, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. [23, 110-111]
     Новые информационные технологии значительно  расширяют возможности использования информационных ресурсов в различных отраслях промышленности, а так же в образовании спектром стандартных программных продуктов разного назначения. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений.
     В последние годы термин «информационные  технологии» часто выступает  синонимом термина «компьютерные  технологии», так как все информационные технологии в настоящее время, так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии».[9, 92-93]
     И.В. Роберт под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимает программные, программно-аппаратные и технические средства, а так же устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных).[7, 126-130] К средствам современных информационных и коммуникационных технологий относятся ЭВМ, ПЭВМ, комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологий Мультимедиа и «Виртуальная реальность»); системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) и др.; современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и глобальном (в рамках всемирной информационной среды). [14, 25]
     Бурное  развитие компьютерной техники и  информационных технологий послужило  толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.
     Мануэль Кастельс в своей работе «Информационная  эпоха: экономика, общество и культура»  пишет о том, что новое общество возникает, когда (и если) наблюдается структурная реорганизация в производственных отношениях, отношениях власти и отношениях опыта. Эти преобразования приводят к одинаково значительным модификациям общественных форм пространства и времени и к возникновению новой культуры.[12, 431]
     В этой новой системе производства труд переопределен в своей роли производителя и резко дифференцирован в соответствии с характеристиками рабочих. Существует большое различие между тем, что я называю родовым' трудом, и самопрограммируемым трудом. Ключевым критерием разделения этих двух видов труда является образование и возможность доступа к более высоким уровням образования, т. е. включенные в структуру труда знания и информация. Понятие образования должно быть определено посредством навыков. Навыки могут быстро стать устаревшими в связи с технологическими и организационными изменениями. Образование (как нечто отличное от воспитания детей и студентов) - это процесс, посредством которого люди (т. е. рабочая сила) приобретают способность постоянно изменять необходимые навыки для данной задачи и обращаться к источникам для обучения этим навыкам. Всякий получающий образование в адекватном организационном климате может перепрограммировать себя в соответствии с бесконечно изменяющимися задачами процесса производства.[16, 75]
     Фундаментальными  социальными разломами в информационную эпоху являются: во-первых, внутренняя фрагментация рабочей силы на информациональных  производителей и заменяемую родовую  рабочую силу; во-вторых, социальное исключение значительного сегмента общества, состоящего из сброшенных со счетов индивидов, чья ценность как рабочих/потребителей исчерпана, и чья значимость как людей игнорируется; и, в-третьих, разделение рыночной логики глобальных сетей потоков капитала и человеческого опыта жизни рабочих. [8, 100-101]
     Трансформация отношений опыта связана главным  образом с кризисом патриархальности, глубоким переосмыслением семьи, отношений  полов, сексуальности и, как следствие, личности. Структурные изменения (связанные  с информациональной экономикой) и социальные движения (феминизм, женские движения, сексуальная революция) бросают вызов патриархальной власти по всему миру, хотя и в разных формах и различной остроты в зависимости от культурных/институциональных контекстов. Будущее семьи неопределенно, но с патриархальностью все ясно: она может выжить только под защитой авторитарных государств и религиозного фундаментализма.[15, 48-49]
     Таким образом, благодаря современным  информационным технологиям, помимо исторически  сложившихся реалий, в конце XX века появляется своеобразная разновидность реалий - Виртуальная реальность (ВР), которая по-новому сочетает знаковые, предметные и социальные реалии.
     Технология  — это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах  труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям. Поэтому технология неразрывно связана с машинизацией производственного или непроизводственного, прежде всего, управленческого процесса.[24, 314] Управленческие технологии основываются на применении компьютеров и телекоммуникационной техники.
     Согласно  определению, информационная технология — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов. [24, 316] 

1.2. Современные информационные технологии
     Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются  в информационном обслуживании, переработке  огромного количества информации. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров - это необходимая составляющая процесса информатизации общества.[5, 26-28]
     Информатизация  общества является одной из закономерностей  современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени термин «компьютеризация общества». При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие.
     При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.[6, 209]
     При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования  достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.
     Таким образом, «информатизация общества»  является более широким понятием, чем «компьютеризация общества», и  направлена на скорейшее овладение  информацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии «информатизация общества» акцент надо делать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса. Компьютеры являются базовой технической составляющей процесса информатизации общества.
     Информатизация  на базе внедрения компьютерных и телекоммуникационных технологий является реакцией общества на потребность в существенном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства, где сосредоточено более половины трудоспособного населения. Так, например, в информационной сфере США занято более 60% трудоспособного населения, в СНГ — около 40%.[3, 36]
     С современной точки зрения использование телефона в первые годы его существования выглядит довольно смешно. Руководитель диктовал сообщение своему секретарю, который затем отправлял его из телефонной комнаты. Телефонный звонок принимали в аналогичной комнате другой компании, текст фиксировали на бумаге и доставляли адресату. Потребовалось много времени, прежде чем телефон стал таким распространенным и привычным способом сообщения, чтобы его стали, использовать, так, как мы это делаем сегодня: сами звоним в нужное место, а с появлением сотовых телефонов – и конкретному человеку.[10, 54]
     В наши дни компьютеры, в основном, применяются как средства создания и анализа информации, которую затем переносят на привычные носители (например, бумагу). Но теперь, благодаря широкому распространению компьютеров и созданию Интернета, впервые можно при помощи своего компьютера общаться с другими людьми через их компьютеры. Необходимость использования распечатанных данных для передачи коллегам устраняется подобно тому, как бумага исчезла из телефонных переговоров. Сегодняшний день, благодаря использованию Web, можно сравнить с тем временем, когда люди перестали записывать текст телефонных сообщений: компьютеры (и их связь между собой посредством Интернета) уже настолько широко распространены и привычны, что мы начинаем использовать их принципиально новыми способами. WWW – это начало пути, на котором компьютеры по – настоящему станут средствами связи.
     Интернет  предоставляет беспрецедентный  способ получения информации. Каждый, имеющий доступ к WWW, может получить всю имеющуюся на нем информацию, а также мощные средства ее поиска. Возможности для образования, бизнеса и роста взаимопонимания между людьми становятся просто ошеломляющими [19, 10-11]. Более того, технология Web позволяет распространять информацию повсюду. Простота этого способа не имеет аналогов в истории. Для того чтобы сделать свои взгляды, товары или услуги известными другим, больше нет необходимости покупать пространство в газете или журнале, платить за время на телевидении и радио. Web делает правила игры одинаковыми для правительства и отдельных лиц, для малых и больших фирм, для производителей и потребителей, для благотворительных и политических организаций. World Wide Web (WWW) на Интернете – это самый демократичный носитель информации: с его помощью любой может сказать и услышать сказанное без промежуточной интерпретации, искажения и цензуры, руководствуясь определенными рамками приличия. Интернет обеспечивает уникальную свободу самовыражения личности и информации.[23, 110]
     Подобно использованию внутренних телефонов  компаний для связи сотрудников  между собой и внешним миром, Web применяется как для связи внутри организации, так и между организациями и их потребителями, клиентами и партнерами. Та же самая технология Web, которая дает возможность небольшим фирмам заявить о себе на Интернете, крупной компанией может использоваться для передачи данных о текущем состоянии проекта по внутренней интрасети, что позволит ее сотрудникам всегда быть более осведомленными и, значит, более оперативным по сравнению с небольшими, проворными конкурентами. Применение интрасети внутри организации для того, чтобы сделать информацию более доступной для своих членов, также является шагом вперед по сравнению с прошлым. Теперь, вмело того, чтобы хранить документы в запутанном компьютерном архиве, появилась возможность (под контролем средств защиты) легко производить поиск и описание документов, делать ссылки на них и составлять указатели. Благодаря технологии Web бизнес, равно как и управления, становится более эффективным.[23, 111-113]
1.3. Общение как объект изучения социальной психологии
     На  данный момент существует множество различных психологических направлений, каждое их которых дает свое определение общения, выделяя  ведущую детерминанту, обуславливающую возникновение, ход и виды общения. Среди них можно выделить те, которые внесли наибольший вклад в разработку проблемы общения[1, 120-122]:
         Отечественная психология: (московская и ленинградская школы)
         Психоаналитическое направление
         Психогенетическое направление
         Нейролингвистическое  программирование
А. А. Бодалев  дает следующее определение общения:
     «Общение  — это взаимодействие людей, при  котором они познают друг друга, вступают в те или иные взаимоотношения  и при котором между ними устанавливается  определенное взаимообращение».[13, 81]
     Бодалев рассматривает межличностное общение  как необходимое условие бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Общение может быть самостоятельным видом деятельности, но чаще всего оно оказывается вплетенным в ту или иную деятельность  и тогда оно модифицируется согласно условиям этой деятельности. На общение влияют характеристики общности, где протекает общение, и главная для данной общности деятельность. Общности, к которым принадлежит человек, формируют эталоны общения, задают образцы поведения, которым личность приучается следовать при взаимодействии с другими людьми. [16, 93-94]
     А.В. Петровский рассматривает общение  как многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый  потребностями совместной деятельности.[12, 53]
Петровский  выделяет три стороны процесса общения [12, 54-55]:
      • Первая - обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Человек, адресующий информацию другому человеку (коммуникатор), и тот, кто ее принимает (реципиент), для осуществления целей общения и совместной деятельности должны пользоваться одной и той же системой кодификации и декодификации значений. Обмен информацией становится возможен, если значения, закрепленные за используемыми знаками, известны участвующим в общении лицам, т.е. они используют общий язык.
      • Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся — обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм — принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей, что позволяет человеку соотносить формы своего поведения с эталонами, отбирать нужные, социально одобряемые, направлять и регулировать свои отношения с другими людьми. Социальный контроль в процессах взаимодействия осуществляется в соответствии с репертуаром ролей, «используемых» общающимися людьми. Под ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию. Один и тот же человек, как правило, выполняет различные роли, входя в различные ситуации общения. Исполнение роли обязательно получает общественную оценку, и сколько-нибудь значительное отклонение от образца осуждается.[12, 53]
     • Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Перцептивный аспект общения — это восприятие, понимание и оценка человека человеком. [12, 53-54]
     Познавая  других людей, индивид получает возможность  лучше, более надежно определить перспективы совместной деятельности с ними. Петровский выделяет три  важнейших механизма межличностного восприятия [25, 418-419]: идентификация, рефлексия и cтереотипизация.
     • Идентификация — это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта.
     • Осознание субъектом того, как он сам воспринимается партнером по общению, выступает в форме рефлексии.
     • Стереотипизация — классификация форм поведения и интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениями, т.е. отвечающим социальным стереотипам. Стереотип — сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом.
     Б. Г. Ананьев определяет общение как  механизм, посредством которого устанавливаются  и развиваются связи человека с «миром предметов» и «миром людей». [1, 301]
     Общение определяется им как ведущий вид  деятельности. Особой и главной характеристикой общения как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Межличностное взаимодействие всегда определяется системой общественных отношений, в которую оно включено, но поскольку оно также постоянно выступает как межиндивидуальная связь и индивидуальная форма деятельности, в структуре и динамике общения невозможно отделить личное от общественного, провести резкую грань между ними. На любом уровне и при любой сложности поведения личности существует взаимозависимость между [1, 303]:
а) информацией  о людях и межличностных отношение;
б) коммуникацией  и саморегуляцией поступков человека в процессе общения;
в) преобразованием  внутреннего мира самой личности. Общественные отношения создают тип личных отношений общения (привязанности, вкусы и т. п.). На основе этих индивидуальных отношений общения и формируются коммуникативные черты характера.
     В отличие от отечественных психологов, западные психологи решали сугубо практические задачи, вырабатывали техники оптимизации общения. Каждое направление по-своему определяет природу общения, ведущие причины, препятствующие эффективному общению  и способы преодоления этих причин.
     Наиболее  полно процесс общения описан Э.Берном. Разрабатывая свою концепцию, Э. Берн опирался на психоанализ, гуманистическую психологию, мифологию, а также использовал идеи когнитивно-бихевиорального подхода. Им был разработан особый метод – метод транзактного анализа (далее ТА). ТА можно определить как уникальную теоретическую модель личности, ее внутренней и внешней коммуникации, в рамках которой была разработана система разнообразных практических технологий психологической коррекции взаимодействия. Цель ТА - понимание и действие, направленные на развитие и позитивные изменения человеческого взаимодействия. ТА раскрывает законы внутриличностного и межличностного взаимодействия. [3, 39-40]
     Стоит выделить еще одно направление, ориентированное  только на решение практических задач. Основная проблема, которой занимаются психологи в рамках нейролингвистического программирования (НЛП) - разработка продуктивной стратегии общения. НЛП рассматривает любые возможности человека как обыкновенные и доступные каждому навыки и открывает путь к их пониманию и освоению.
     В фокусе анализа лежит процесс взаимодействия как таковой, а не его содержание. Задача НЛП - разработать модель исключительно успешного поведения, которую можно было бы воспроизводить и использовать.[27, 26-28]
     НЛП - это технология коммуникации и  изменения, основанная на изучении структуры субъективного опыта человека, включающая в себя набор эффективных инструментов и методологию их использования.[27, 26]
     Таким образом, можно утверждать, что существует множество теорий, дающих определение  понятию «общение». И каждая из теорий использует свой особый подход к раскрытию этого понятия.
     В своем исследовании мы будем опираться  на исследования отечественных психологов, рассматривающих общение, как необходимое  условие бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом, как ведущий вид деятельности, посредством которого человек строит свои отношения с другими людьми. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
2.1. Становление личности в подростковом возрасте
     На  вопрос, что такое личность, психологи  отвечают по-разному, и каждое определение  личности заслуживает того, чтобы  учесть его в поисках глобального  определения личности.
     Личность  чаще всего определяют в совокупности социальных, приобретенных качеств человека. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.[25, 45]
     Изучению  проблемы личности уделяют пристальное  внимание представители различных  наук: философы и педагоги, писатели и социологи, психологи и юристы. Современная психология выделяет следующие  существенные понятия этого термина [1, 47]:
     1. Личность — это человек, обладающий определенными, лишь ему одному присущими физическими и психическими особенностями. Поэтому, говоря о конкретной личности, мы говорим и об индивидуальности. Индивидуальность — это неповторимое сочетание физических и психических особенностей, их сочетаний, форм, степени выраженности, отличающее данного человека от других людей. К индивидуальному своеобразию личности относится не только наличие или отсутствие какого-либо свойства, но и своеобразие степени выраженности данного свойства, и его различные сочетания с другими качествами личности.
     2. Личность — это представитель  определенного общества, гражданин.  Чем более полно личность выражает  в своих устремлениях, идеях, делах,  мировоззрении передовые идеи  общества, чем большими возможностями, знаниями, способностями она обладает, тем более положительной, прогрессивной, ценной она является. Отрицательные личности (воры, хулиганы и т.п.) выражают те консервативные, отживающие идеи, в борьбе с которыми происходит неизменное прогрессивное развитие новых общественных отношений и нового человека.
     3. Личностью называют человека-деятеля,  активно участвующего в жизни  общества, в его борьбе за решение  как больших, так и более  частных задач. Личностью является  человек, занятый общественным  трудом. Одной из наиболее существенных черт личности является ее активность. По тому, что человек делает и как делает, по его отношению к своей деятельности судят о степени общественной воспитанности личности.[1, 47]
     4. Особенности личности сказываются  на характере и протекании  психических процессов. Направленность  личности, ее интересы, установки,  придают всем психическим процессам  четкий избирательный характер. Особенности личности проявляются  и в том, как она отражает окружающее. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека выступают в едином сплаве с приобретенными в процессе жизни чертами, образуя своеобразный внутренний облик, или характер человека.[1, 48]
     5. Личность обладает самосознанием.  Зрелый человек  не только познает окружающую жизнь и оценивает происходящие вокруг события, он знает и себя, умеет оценить свои поступки, намерения, поведение с позиций общественно признанных норм морали. Л.И. Божович считает, что личностью можно считать только такого человека, который достиг определенного уровня самопонимания, а все психические процессы и свойства приобрели известную структуру. При таких высоких требованиях личностью может быть назван только вполне сложившийся и воспитанный человек.[1, 50]
     Подростковый возраст называют трудным (11-14 лет). Действительно, этому возрасту свойственна крайняя неуравновешенность, резкость, быстрая смена настроений, он труден для окружающих своей чрезвычайной противоречивостью.[1, 58]
     Часто бывает трудным определить четкие границы этого периода. Конечно, наиболее надежным показателем наступления взрослости является эмоциональная зрелость, а не такие критерии, как половоззрелость, завершение образования, вступление в брак или появление детей.
     В подростковом и юношеском возрасте человек пытается приспособиться к социальному давлению и установить равновесие между внешними и внутренними ценностями. Подрастающее поколение очень чутко реагирует на окружающее общество — его ценности, экономические и политические противоречия, неписанные правила. Юноши и девушки формируют ожидания и строят планы по поводу собственного будущего; эти ожидания в какой-то степени зависят от культурной и исторической обстановки, в которой они живут.[7, 56-57]
     Период  отрочества-юности совпадает с рядом физиологических изменений, в результате которых тело ребенка превращается в тело взрослого человека. Возраст наступления половой зрелости колеблется в довольно широких пределах. В среднем этот процесс начинается в 11-12 лет. Изменения эти происходят резко и часто довольно внезапно, поэтому подросткам и членам их семей приходится быстро адаптироваться к новому образу, говорящему, что детство осталось позади.
     С физиологической точки зрения подростковый возраст по скорости биологических  изменений можно сравнить с фетальным периодом внутриутробного развития (с 3го месяца беременности до родов) и с двумя первыми годами жизни [20, 315-316]. Однако в отличие от младенцев подростки, наблюдая за этим процессом, испытывают горести и радости; они наблюдают за происходящим со смешанным чувством интереса, восхищения и ужаса.
     Биологическими  признаками наступления отрочества являются заметное увеличение скорости роста, быстрое развитие репродуктивных органов и появление вторичных  половых признаков. Некоторые изменения  встречаются у обоих полов, но большинство имеет половую специфику.
     Обычно  изменениям пубертатного периода предшествует увеличение жировых отложений в  организме; некоторые дети в этот период заметно поправляются. Также  в этот период резко возрастает количество гормонов, влияющих на рост подростков. Скорость развития у мальчиков и девочек различна. В среднем у девочек скачок роста и другие биологические изменения пубертатного периода происходят примерно на 2 года раньше, чем у мальчиков. Но существуют очень большие индивидуальные различия в скорости развития представителей одного пола. Также различны признаки созревания мальчиков и девочек.[20, 410-411]
     У мальчиков первым признаком пубертата  является ускорение роста яичек  и мошонки. Примерно через год  после этого наблюдается аналогичное ускорение роста пениса. Между этими двумя событиями начинают появляться волосы на лобке. Имеет место увеличение сердца и легких. В период от 11ти до 16ти лет происходит первое семяизвержение, наступающее либо при мастурбации, либо во сне (поллюции).[4,114]
     У девочек первым признаком полового созревания обычно является набухание  области сосков. Одновременно происходит развитие матки и влагалища вместе с заметным увеличением наружных половых органов. Менструации (менархе) — вероятно, самый драматичный и символичный признак изменения статуса девочки. Период появления месячных колеблется между 9,5 и 16,5 года.[4, 115]
     У обоих полов в пубертатный  период происходит оволосение лобка  и подмышек и активизация сальных  и половых желез.
     Подростки уделяют очень много внимания своему телу. У каждого ребенка в период среднего детства складываются представления об идеальной внешности, и подростки всеми способами стремятся подражать своему идеалу. Но если мальчики в этом возрасте больше озабочены физической силой, то девочек больше заботит избыточный вес и высокий рост. В результате многие нормальные и даже стройные девушки стараются похудеть. Подобная озабоченность своим весом в экстремальных случаях может привести к нарушениям пищевого поведения, таким, как анорексия или булимия.[20, 234-235]
     Биологические изменения, с которыми сталкиваются подростки, имеют непосредственное отношение к теме зрелой половой  идентичности, включающей в себя выражение  сексуальных потребностей и чувств и принятие или отвержение половых ролей.
     Половые роли и стереотипы начинают складываться задолго до наступления юности. Вплоть до конца среднего детства дети поддерживают отношения в основном с группами сверстников одного с ними пола, причем эти отношения сексуально нейтральны. С достижением пубертата вызванные созреванием изменения в организме подростков пробуждают в них новый интерес к представителям противоположного пола, и вызывают потребность в интеграции сексуальности с другими аспектами личности. В юности молодые люди начинают вступать в отношения, в которых секс играет центральную роль.[1, 107]
     Развитие  полового созревания и сексуального поведения, включая мастурбацию  и способы проявления сексуальности, у мальчиков и девочек протекает  по-разному. Девочки-подростки посвящают больше времени фантазиям на тему романтических отношений; мальчики, чтобы дать выход своим сексуальным импульсам, чаще используют мастурбацию[4,303-304]. Но как мастурбация, так и фантазии на сексуальные темы широко распространены среди обоих полов.
     Мастурбация, хотя и является нормой, а не патологией, обычно является всего лишь временной  заменой полового акта до момента  вступления в половую связь. Здесь  между полами опять-таки есть различия. Юноши вступают в половые отношения  раньше и относятся к ним несколько иначе. Первая половая связь юноши чаще всего происходит со случайной партнершей, и они получают большее социальное одобрение за потерю невинности, чем девушки. Юноши также стараются повторить свой опыт вскоре после первой пробы, чаще рассказывают о своих сексуальных “подвигах” и реже, чем девушки, чувствуют вину.[4, 310]
     На  сексуальное поведение юношей и  девушек оказывают влияние такие  факторы, как психологическая конституция, семейные отношения, биологическое  созревание и уровень образования. В зависимости от этих факторов первый половой контакт происходит позже или раньше.
     Физическое  превращение ребенка во взрослого  требует также и расширения возможностей мышления. В подростковом и юношеском  возрасте человек начинает лучше  осознает смысл абстрактных понятий и учится ими оперировать. Подростки начинают понимать, что у каждого человека должны быть права и чувство собственного достоинства. С сознанием этого у него обостряется чувство справедливости и совесть.[1, 72]
     Психические особенности подростка отличаются от психических особенностей и процессов как детей, так и взрослых. Характерные черты подростков — пытливость ума и жадное стремление к познанию, широта интересов, сочетающиеся, однако, с разбросанностью, отсутствием системы в приобретении знаний. Свои умственные качества подростки обычно направляют на те виды деятельности, которые их больше интересуют.
     Подростковый  возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими  колебаниями настроения, резкими  колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным  состояниям. Бурные аффективные реакции, особенно часто возникающие в ответ на замечания о внешности подростка или при попытке “ущемить” его самостоятельность, часто кажутся взрослым неадекватными.[1, 75-76]
     Пик эмоциональной неустойчивости у  мальчиков приходится на 11-13 лет, у  девочек — на 13-15 лет. В старшем  подростковом возрасте фон настроения становится  более  устойчивым,  эмоциональные  реакции — более дифференцированными. Бурные аффективные вспышки нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отношением к окружающим. Также для подросткового возраста характерно попеременное проявление полярных качеств личности: самоуверенность часто сменяется неуверенностью в себе, потребность в общении — желанием уединиться, развязность соседствует с застенчивостью, а мечтательность и романтичность — с цинизмом. В результате с подростками трудно и в школе, и дома. Но взрослым надо помнить, что самому подростку еще труднее. Подростковый возраст — напряженное время становления личности, время активной социализации, когда идет процесс вхождения во взрослую жизнь, усвоение нравственных норм и ценностей, полезных навыков и знаний, сложных социальных ролей, которые придется выполнять в будущем.[1, 101-102]
     В период отрочества необыкновенно возрастает значение групп сверстников. Подростки  ищут поддержки у других, чтобы справиться со своими проблемами, и в основном этими другими оказываются такие же подростки, как и они сами. Круг ровесников играет главную роль в развитии социальных навыков подростка. Характерные для тинэйджеров равные отношения помогают выработке положительных реакций на различные кризисные ситуации, с которыми сталкиваются молодые люди. Развитие социальной компетентности базируется, частично, на способности подростка к сравнениям. Эти сравнения дают ему возможность сформировать свою идентичность, а также выявить и оценить характерные черты других. На основании этих оценок подростки выбирают друзей и определяют свое отношение к различным группам и компаниям, составляющим часть окружения сверстников. Кроме того, тинэйджер пользуется социальным сравнением, чтобы оценить свои способности, формы поведения, внешность, общее чувство Я при сопоставлении с другими, что имеет огромное значение, т. к. подростку необходимо найти себя на пестрой «арене равных», включающей множество людей разных типов. В это время подростки сосредотачивают свое внимание на том, как они выглядят, и на свойствах личности, делающих их популярными, например, чувстве юмора или дружелюбии. Этот процесс влечет за собой появление широкого круга знакомств. Этим отношениям недостает интимности, но это не значит, что подростки неспособны на длительные, глубокие отношения. Тинэйджеры склонны выбирать друзей по общности интересов и занятий, равенства отношений, преданности и обязательств, указывая на предательство как на основную причину разрыва дружбы[13,78].  По мере углубления и упрочнения дружеских отношений подростки все чаще обращаются по самым разным вопросам к близким друзьям, а не к родителям, хотя по таким вопросам, как образование, финансы и планирование карьеры они по-прежнему ищут совета у родителей.
     В период отрочества — время значительных и зачастую драматических перемен  для подростка — меняется и  семья как социальная система. Одновременно меняется и характер можно коленной коммуникации.
     Семья очень сильно влияет на подростка, даже если прежние хорошие отношения могут становиться в ряде случаев натянутыми. Конфликтов между подростками и их семьями значительно меньше, чем принято считать. Большинство конфликтов возникает по таким заурядным проблемам, как работа по дому, внешний вид и поведение за столом [19,123-124]. Семьям важно понимать, что если они смогут сохранить коммуникацию и общие взгляды с детьми на протяжении отрочества, они успешно преодолеют трудности этого периода.
     В течение отрочества родители по-прежнему влияют не только на мнение подростков, но и на поведение, хотя влияние матерей и отцов несколько различается. Отцы склонны поощрять интеллектуальное развитие ребенка и часто включаются в решение проблем и семейные дискуссии. Взаимодействие подростков и матерей гораздо сложнее. Они соприкасаются в таких областях, как домашние обязанности, учеба, дисциплина, досуг. Всё это может стать причиной большей конфликтности, однако создает и большую по сравнению с отцами эмоциональную близости. Большое влияние на подростков оказывают также стили родительского поведения, динамика семьи и семейные союзы. Хотя союзы между отдельными членами семьи естественны и безвредны, важно, чтобы родители выступали единым фронтом и соблюдали четкую границу между собой и детьми, в противном случае это может повлечь за собой проблемы и для тех, и для других. [19, 129-130]
     В подростковом возрасте завершается  формирование сложной системы социальных установок. Также у обоих полов  можно обнаружить акцентуации характеров. В этом же возрасте присутствует и выраженная полоролевая дифференциация, т. е. развитость форм женского и мужского поведения у юношей и девушек. Они знают, как себя вести в тех или иных ситуациях, их ролевое поведение является достаточно гибким. Подростковый период – пора первой любви, возникновение интимных эмоциональных отношений между юношами и девушками формирует личностные качества верности, привязанности, личной ответственности за судьбу близкого человека. [19, 131]
     Процесс формирования личности продолжается и  за пределами школы, к окончанию которой большинство подростков уже делает свой профессиональный выбор[11,82-83]. Однако многое из того, что человек как личность приобретает в школьные годы, остается с ним на всю жизнь и в значительной степени определяет его судьбу.
     Хотя  основными в период юности являются физическое созревание и адаптация к сексуальности, в этот период происходят также и важные изменения в мышлении и поведении. У подростков появляется абстрактное мышление, возрастает способность планировать и предвидеть. Подростки приобретают склонность к самоанализу и самокритике, что приводит к появлению у них новой формы эгоцентризма. Кроме того, подростки способны рассуждать на высоком моральном уровне, могут рассматривать свое поведение в прошлом, интегрировать его с реальностью и мысленно переноситься в собственное будущее. [1, 305]
     Чтобы удовлетворять новым требованиям  взрослой жизни, подросткам приходится использовать всё, нему он научился за всю свою прошлую жизнь. В частности, подростку приходится усваивать  взрослые роли. Это достаточно сложно, потому что приходится перестраивать свои отношения с родителями, сверстниками, и эта перестройка не всегда происходит гладко.
2.2. Влияние современных СМИ на формирование личности
     Существует  противоречие между объективной  возможностью влияния средств массовой информации на личность и их реальным влиянием. Изучение важнейших закономерностей этого влияния и определение путей повышения его эффективности — задача, как исследователей, так и руководителей СМИ.[2, 229]
     Массовая  коммуникация представляет собой процесс, складывающийся из деятельности нескольких социальных субъектов. Исходя из этого, исследователи выделяют следующие основные этапы данного процесса: целеполагание (субъект деятельности—издатель), отражение, моделирование социальной действительности (субъект деятельности — коммуникатор), тиражирование и распространение массовой информации (субъект деятельности—технический персонал СМИ), восприятие и потребление массовой информации (субъект деятельности — аудитория) и предлагают определять эффективность каждого из них в отдельности.[12, 53]
     Первые  три этапа составляют так называемую предкоммуникативную фазу массовой коммуникации, т. е. период, предшествующий непосредственному «контакту» читателя, слушателя, зрителя с массовой информацией. Определение эффективности ее составляющих имеет самостоятельное значение для совершенствования управления данным социальным процессом. В практике деятельности СМИ уже выработались общепризнанные критерии оценки эффективности этих этапов.[14, 25-26] Сложился также определенный стереотип оценки эффективности и заключительного этапа массовой коммуникации, который нередко описывается «по аналогии»: в терминах деятельности коммуникатора, а не в терминах деятельности аудитории. Однако возможны случаи, когда сообщения, адекватно реализующие целевые установки издателя, подготовленные на высоком журналистском и техническом уровне, все же не воспринимаются теми или иными читателями, слушателями, зрителями или интерпретируются ими неадекватно намерениям издателя и коммуникатора. При совмещении этих принципиально различных ситуаций — когда ситуация восприятия и потребления массовой информации, описываемая в «системе координат» аудитории, на самом деле описывается по аналогии с ситуацией производства и распространения массовой информации, в «системе координат» коммуникатора — возникает своего рода «оптический обман», иллюзия: как самособой разумеющееся предполагается влияние СМИ там, где его нет, или же имеется влияние, противоположное намерениям издателя и коммуникатора (так называемый«эффект бумеранга»).
     Таким образом, возникает проблема определения  — теоретического и эмпирического  анализа — эффективности той  части процесса массовой коммуникации, которая начинается с момента  восприятия читателем, слушателем, зрителем сообщений СМИ. Решение данной проблемы, на наш взгляд, является одним из существенных аспектов определения эффективности всего процесса в целом, так как только в этом случае массовая коммуникация рассматривается с позиций читателя, слушателя, зрителя, т. е. в качестве объекта исследования выступает процесс включения личности в сферу влияния СМИ[5, 26-28]. Этот процесс «в большинстве случаев рассматривается как нечто простое, нерасчлененное, если угодно, всего, лишь как акт (серия актов) взаимодействия реципиента с источником (реже группой источников) информации». В действительности же он отличается крайней сложностью и включает в себя ряд существенно различающихся типов «контакта» личности с сообщениями СМИ. Б. А. Грушин, например, выделяет шесть типов таких «контактов»: с источником   информации, с информацией, прием информации, освоение информации, выработка отношения к информации, запоминание информации. Подобное расчленение данного процесса значительно облегчает определение его эффективности, в том числе и операциональное определение используемых понятий. Однако, хотя концепция поэтапного измерения эффективности включения личности в сферу влияния СМИ не ограничивается непосредственным восприятием сообщений, она все же не выходит за рамки самой массовой коммуникации. Впрочем, такой выход возможен (и необходим) прежде всего «по вертикали вглубь», т. е. в иные виды социальной деятельности личности, реализующиеся до потребления массовой информации, во время или после него.
     Участие личности в процессе массовой коммуникации не сводится только к восприятию сообщений СМИ [10, 55-56]: оно включает в себя освоение, выработку отношения и запоминание информации, а также такие формы участия, которые, по сути дела, совпадают с производством (обратная связь) и распространением (ретрансляции, обсуждение воспринятых сообщений СМИ) информации. Поэтому вполне правомерным, на наш взгляд, представляется выделение массово-коммуникативной деятельности как особого, специфического вида социальной деятельности, которая при тотальном распространении и доступности массовой информации становится важным, а иногда необходимым условием и средством осуществления практически любой деятельности личности: познавательной, общественно-политической, трудовой.[22, 100]
     Определение эффективности включения
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.