На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налогообложение доходов, получаемых физическими лицами от предпринимательской деятельности и других доходов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

УФИМСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ  И СЕРВИСА

 
                                                                                  Кафедра “Аудита ” 
 

Вх.№_________________
От «___»__________2007г. 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине “Налоги и налогообложение”

на тему: “ Налогообложение доходов, получаемых физическими лицами от предпринимательской деятельности и других доходов” 
 

                                                                              Выполнила: ст.гр. ФЗП-2

                                                                              Шифр: 0507095
                     Райманова Е.А.
                     Проверила: 
                     Батырова Р.М.
                     
                 

                                               Уфа – 2007 
 

                                   Содержание:                                                   стр. 

    Введение 3

1. Доходы  от предпринимательской деятельности        5

2. Три системы  налогообложения доходов индивидуальных  предпринимателей                                                                                       7
3. Налог  на доходы 10
3.1. Объект  налогообложения и плательщики  налога 11
3.2. Исчисление  налога                                                                               12

4. Налоговые  вычеты 13

4.1. Профессиональные налоговые вычеты 13

4.2. Стандартные  налоговые вычеты 15

4.3. Социальные  налоговые вычеты                                                          16

4.4. Имущественные  налоговые вычеты                                                   18

5. Уплата НДФЛ предпринимателями  20
5.1. Объект  налогообложения  21
5.2. Налоговая  база                                                                                      22
5.3. Индивидуальные  предприниматели - налоговые агенты  23
6. Индивидуальные  предприниматели как плательщики НДС               24
7. Порядок исчисления и уплаты ЕСН предпринимателями
с доходов  от своей предпринимательской деятельности                        27
7.1. Расчет  и уплата авансовых платежей  по ЕСН                                   27
7.2. Окончательный  расчет налога и его уплата  29
   Заключение   31
   Список литературы                                                                                  33
    Приложение                                                                                             34 

Введение 

     Налоговая система РФ представлена совокупностью  налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном  порядке с различных категорий налогоплательщиков. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства.
     Современное состояние российской экономики  характеризуется несением основной налоговой нагрузки производителями товаров и услуг, высокими ставками налогов и значительным общим количеством их видов.  Это приводит, с одной стороны, к сокращению базы для сбора налогов, а с другой – к стремлению сокрытия доходов, и в результате – к недостаточным поступлениям денежных средств в бюджеты различных уровней.
     Для выхода из создавшейся ситуации необходим  целый комплекс мер по реформированию существующей системы налогообложения, в частности, сокращение общего числа налогов и снижение их ставок. Наряду с этим он должен решать и задачи, способствующие повышению собираемости налогов.
     Для решения этих проблем предприняты определенные шаги в области налоговой политики, связанные с введением новых налогов. Среди них особый интерес представляют налог на доходы, единый социальный налог, налог на добавленную стоимость и единый налог на вмененный доход в сфере малого бизнеса.
     Важность  учета налогов с физических лиц  в сфере предпринимательской  деятельности состоит в количественном отражении и соответствии налоговых платежей и налоговых поступлений. Осуществление  контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.
     Актуальность  выбранной  темы обусловлена коренными  изменениями, которые произошли  за последние несколько лет в области налогообложения физических лиц в сфере предпринимательской деятельности, поэтому существует объективная потребность в глубоком анализе.
     Цель  работы: рассмотреть порядок налогообложения доходов, получаемых физическими лицами от предпринимательской деятельности и других доходов.
     Методологической  основой написания курсовой работы являются нормативные документы  по налогам и налогообложению  и учебная литература.
      Особое  внимание в работе уделено налогообложению  доходов от предпринимательской деятельности. В работе даны ответы практически на все вопросы: указаны правила определения доходов предпринимателей, учет налогов с данных доходов. Также освещены особенности начисления профессиональных, стандартных и социальных налоговых вычетов. 

1. Доходы от предпринимательской деятельности

 
    В соответствии со ст.210 НК РФ при определении  налоговой базы учитываются все  доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в  натуральной форме, или право  на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, то последние не уменьшают налоговую базу.
    Таким образом, в налоговую базу у предпринимателя включаются все доходы. Это могут быть:
- доходы, полученные от реализации товаров  (работ, услуг);
- доходы, полученные от участия в договоре  о совместной деятельности;
-доходы  в виде разницы в ценах, когда  товары (работы, услуги) реализуются  по ценам ниже рыночных или приобретаются по ценам выше рыночных;
- суммы  полученных штрафных санкций;
- стоимость  имущества, полученного безвозмездно;
- проценты, начисляемые банками по остаткам  на расчетных счетах предпринимателя.
    Предприниматель в составе своих доходов учитывает все поступления, полученные в рамках операций, связанных с его предпринимательской деятельностью.
    Традиционно основная масса дохода предпринимателя  образуется за счет выручки от реализации его продукции, товаров, работ или  услуг.
    По  общему правилу под реализацией понимается передача прав собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого и оказание услуг, осуществляемые на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами, услугами) (ст.39 НК РФ).
    Для правильного исчисления налоговой базы по НДС налогоплательщику важно четко представлять себе, что понимается налоговым законодательством под терминами "товар", "работа" и "услуга". Данные термины определены в ст.38 "Объект налогообложения" части первой НК РФ. В ней, в частности, даны следующие определения данных понятий для целей налогообложения:
- товаром  признается любое имущество, реализуемое  либо предназначенное для реализации. При этом под имуществом в  НК РФ понимаются виды объектов  гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ (п.2 ст.38 НК РФ);
- работой  признается деятельность, результаты  которой имеют материальное выражение  и могут быть реализованы для  удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц;
- услугой  признается деятельность, результаты  которой не имеют материального  выражения, реализуются и потребляются  в процессе осуществления этой  деятельности.
    Если  говорить о включении в состав доходов предпринимателя стоимости имущества, полученного им безвозмездно, то речь в данном случае идет именно о безвозмездном получении ценностей в рамках предпринимательской деятельности гражданина.
    Это могут быть деньги или товарно-материальные ценности, дополнительно полученные предпринимателями от покупателей и заказчиков помимо оплаты по договорам или от прочих лиц, не являющихся покупателями (заказчиками), но для целей осуществления предпринимательской деятельности.
    Величина  таких доходов в этих случаях  определяется в порядке, предусмотренном ст.40 НК РФ. Это требование установлено ст.211 НК РФ.
    Полученные  гражданами подарки облагаются НДФЛ, но только в тех случаях, когда  они получены от юридических лиц  и только если стоимость подарка  превышает 2000 руб. (пп.28 ст.217 НК РФ). Данный общеустановленный порядок налогообложения должен применяться, когда получение подарка не связано с финансово-хозяйственной деятельностью предпринимателя.
    Начиная с 2001 г. положениями Порядка учета  доходов и расходов именно в состав доходов от предпринимательской деятельности предписывается включать суммы, полученные предпринимателем от реализации имущества, которое он раньше использовал в своей предпринимательской деятельности.
2. Три системы налогообложения  доходов индивидуальных  предпринимателей
 
    В соответствии с нормами российского законодательства налогообложение доходов предпринимателей может осуществляться по одной из трех систем.
    Во-первых, каждый индивидуальный предприниматель  может применять либо традиционную систему налогообложения своих  доходов от предпринимательской деятельности, либо упрощенную систему налогообложения. При этом выбор между этими двумя системами налогообложения должен быть сделан уже при государственной регистрации в налоговых органах.
    Кроме того, существует еще система взимания единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для определенных видов деятельности, предусмотренный гл.26.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
    Единым  налогом на вмененный доход облагаются конкретные виды предпринимательской  деятельности. Предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ), который занимается ими на определенной территории, начисляет этот налог, учитывая законодательные акты соответствующих субъектов Российской Федерации о применении на его территории норм гл.26.3 НК РФ. В этом случае по данным видам деятельности использование других систем налогообложения (упомянутых выше традиционной и упрощенной систем) не допускается.
    Если  же предприниматель занимается как  видами деятельности, подразумевающими обязательную уплату им ЕНВД, так и  другими видами деятельности, то в отношении полученных им доходов будут применяться сразу две системы налогообложения. В этом случае с доходов, полученных от видов деятельности, которые определены гл.26.3 НК РФ, предприниматель будет платить ЕНВД, а по доходам от всех остальных видов его предпринимательской деятельности - будет применять упрощенную или обычную систему налогообложения.
    Выбор между двумя последними системами  налогообложения осуществляется исключительно  самими предпринимателями.
    Если  одновременно с заявлением о регистрации в качестве предпринимателя гражданин не подает в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, то автоматически считается, что он использует обычный порядок налогообложения. Добровольно изменить этот режим предприниматель может только с начала следующего календарного года.
    Каждая  из трех перечисленных выше систем налогообложения имеет свою структуру  налоговых платежей и особые сроки  их уплаты.
    При традиционной системе  налогообложения структура налоговых платежей является наиболее обширной и сложной. В данном случае предприниматели обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС), единый социальный налог (ЕСН) и взносы на обязательное пенсионное страхование с сумм, выплачиваемых наемным работникам по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, а также ЕСН со своих доходов. Если предприниматель является работодателем, то он также перечисляет страховые взносы в Фонд социального страхования.
    Существует  и ряд других налогов, уплачиваемых в данном случае предпринимателями (транспортный налог, налог на рекламу  и др.).
    Другая  возможная для применения предпринимателями  система налогообложения - упрощенная. Ее главное отличие в том, что целый ряд налогов заменяется одним.
    Уплата  единого налога заменяет собой уплату налога на доходы физических лиц (НДФЛ) (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской  деятельности), НДС, налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и ЕСН с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц.
    При этом индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, перечисляют страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все иные налоги уплачиваются данной категорией предпринимателей в соответствии с общим режимом налогообложения.
    В основе третьей системы, обязательной к применению при ведении предпринимателями  определенных видов деятельности, лежит  уплата единого налога на вмененный доход.
    Уплата  индивидуальными предпринимателями  ЕНВД предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от деятельности, облагаемой единым налогом), налога на добавленную стоимость (в отношении операций, являющихся объектами обложения НДС, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, которая облагается единым налогом). А также налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД) и единого социального налога с полученных доходов и сумм, выплачиваемых работникам в связи с ведением деятельности, облагаемой единым налогом.
    Вместе  с тем индивидуальные предприниматели - плательщики ЕНВД перечисляют взносы на обязательное пенсионное страхование, как и предприниматели, применяющие  другие системы налогообложения.
    Сравнивая эти системы налогообложения, можно  констатировать, что все они, во-первых, напрямую связаны с уплатой налога на доходы физических лиц от предпринимательской  деятельности или заменой его  на уплату другого налога, а во-вторых, имеют особенности в уплате ряда иных налогов и сборов. 

3. Налог на доходы 

    С вступлением в силу с 1 января 2001 г. положений гл.23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) утратил силу Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" в отношении доходов, полученных физическими лицами по правоотношениям, возникшим с 1 января 2001 г., и введена уплата налога на доходы физических лиц.
    Концепция налогообложения доходов физических лиц, содержащаяся в гл.23 НК РФ, внесла существенные изменения в ранее действовавшую систему налогообложения доходов физических лиц, в том числе и в порядок налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей. Ушли в прошлое налогообложение по совокупному годовому доходу и прогрессивная шкала налогообложения. С 1 января 2001 г. доходы условно делятся на три группы, в отношении которых применяются свои налоговые ставки (13, 30 и 35%), а налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. 

3.1. Объект налогообложения  и плательщики  налога 

    Объектом  налогообложения для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами  Российской Федерации, признается доход, полученный налогоплательщиками в  налоговом периоде, которым считается календарный год, от источников в Российской Федерации и (или) от источников за ее пределами. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, то такие удержания не уменьшают налоговую базу.
    При получении дохода в виде оплаты труда  датой фактического получения дохода признается последний день месяца, за который работнику был начислен доход за выполненные трудовые обязанности  в соответствии с трудовым договором (контрактом).
    В иных случаях дата фактического получения дохода определяется как день:
    1) выплаты дохода, в том числе  перечисления дохода на счета  физического лица в банках  либо по его поручению на  счета третьих лиц, - при получении  доходов в денежной форме;
    2) передачи доходов в натуральной форме - при получении доходов в натуральной форме;
    3) уплаты физическим лицом процентов  по полученным заемным (кредитным)  средствам, приобретения товаров  (работ, услуг), приобретения ценных  бумаг - при получении доходов  в виде материальной выгоды.
    С учетом положений ст.226, 227 и 228 гл.23 НК РФ исчисление налоговой базы по налогу на доходы физических лиц производится:
    -физическими  лицами, зарегистрированными в установленном  действующим законодательством  порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности;
    -частными  нотариусами, частными охранниками  и частными детективами, занимающимися  в установленном действующим  законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности;
    -индивидуальными  предпринимателями, от которых  или в результате отношений  с которыми налогоплательщик  получил доходы, подлежащие налогообложению  у источника выплаты, - по суммам  таких доходов.
3.2. Исчисление налога
 
    По  доходам, полученным от занятия предпринимательской  и иной деятельностью без образования  юридического лица, а также частной  практикой, от выполнения трудовых и  иных приравненных к ним обязанностей, налоговая ставка устанавливается в размере 13% независимо от размера дохода. К этой группе доходов относятся, в частности, заработная плата, вознаграждения за выполнение работ и оказание услуг по договорам гражданско - правового характера, авторские вознаграждения, доходы, полученные от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности, доходы, полученные от реализации, предоставления в аренду или иного использования имущества, находящегося на территории Российской Федерации, и т.п. По данной группе доходов налоговая база для исчисления налога на доходы физических лиц уменьшается на сумму полагающихся налоговых вычетов. Установлены четыре вида налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.
    Индивидуальные  предприниматели могут являться не только получателями указанных доходов, но и источником выплаты таких доходов и выступать одновременно в роли как налогоплательщиков, так и налоговых агентов, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Исходя из этого исчисление базы по налогу на доходы физических лиц производится индивидуальными предпринимателями как по суммам доходов, полученных ими от осуществления предпринимательской или иной деятельности, так и по суммам доходов, начисляемых и выплачиваемых ими физическим лицам в тех случаях, когда они являются источником выплаты дохода для других физических лиц.
    Таким образом, для исчисления налога на доходы, полученные от занятия предпринимательской  и иной деятельностью без образования юридического лица, а также частной практикой, налоговая база индивидуальных предпринимателей определяется на основании данных Книги учета доходов, расходов и хозяйственных операций и уменьшается на сумму полагающихся профессиональных, стандартных, социальных и имущественных налоговых вычетов, а налоговая ставка устанавливается в размере 13% независимо от размера дохода.

4. Налоговые вычеты

4.1. Профессиональные  налоговые вычеты

 
    Индивидуальные  предприниматели имеют право  на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
    При исчислении налоговой базы у индивидуальных предпринимателей в составе профессиональных налоговых вычетов принимаются к вычету фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, связанные с уплатой в отчетном налоговом периоде налогов, предусмотренных действующим законодательством о налогах и сборах для данной категории налогоплательщиков (за исключением налога на доходы физических лиц), в частности:
    -единого  социального налога (взноса) как  в качестве непосредственных  плательщиков данного налога, так  и в качестве работодателей,  производящих выплаты наемным  работникам по установленным ставкам;
    -налога  на добавленную стоимость;
    -налога  на игорный бизнес;
    -налога  с продаж;
    -налога  на рекламу;
    -налога  на имущество физических лиц,  принимаемого к вычету в том  случае, если это имущество, являющееся  объектом налогообложения в соответствии  с Законом Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (за исключением жилых домов, квартир, дач и гаражей), непосредственно используется для осуществления предпринимательской деятельности.
    Если  налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, то профессиональный налоговый вычет производится в размере 20% общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности. Расходы, подтвержденные документально, не могут учитываться одновременно с расходами в пределах установленного норматива.
    Профессиональные  налоговые вычеты предоставляются  индивидуальным предпринимателям на основании  их письменного заявления при подаче ими в налоговый орган налоговой декларации по окончании отчетного налогового периода. Убытки прошлых лет, понесенные индивидуальными предпринимателями, не уменьшают налоговую базу.

4.2. Стандартные налоговые  вычеты

 
    Индивидуальные предприниматели имеют право на стандартные налоговые вычеты, предусмотренные ст.218 НК РФ, установленные для конкретных категорий налогоплательщиков (вычеты на себя лично), и вычеты на детей. Налоговый вычет за каждый месяц налогового периода в зависимости от категории, к которой относится налогоплательщик, предоставляется в размере 3000 руб., 500 руб. или 400 руб. В случае когда налогоплательщик имеет право более чем на один из перечисленных стандартных вычетов, ему предоставляется максимальный по размеру из соответствующих вычетов.
    Налоговый вычет в размере 400 руб. предоставляется  физическим лицам, не относящимся к  особым категориям ("чернобыльцам", военнослужащим из подразделений особого  риска, героям СССР и Российской Федерации, участникам Великой Отечественной войны, "афганцам", инвалидам, "блокадникам" и т.д., для которых предусмотрены налоговые вычеты в размере 3000 руб. или 500 руб. соответственно), за каждый месяц налогового периода и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 20 000 руб. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20 000 руб., данный налоговый вычет не применяется.
    В отношении налоговых вычетов  в размере 3000 руб. и 500 руб., предоставляемых  особым категориям налогоплательщиков, не установлен предельный уровень дохода, при достижении которого указанные налоговые вычеты не применяются.
    Налоговый вычет в размере 300 руб. за каждый месяц налогового периода производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок, являющихся родителями или супругами родителей, опекунами или попечителями, и действуют до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 20 000 руб. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20 000 руб., данный налоговый вычет не применяется.
    Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям налоговый вычет производится в двойном размере - по 600 руб. на каждого ребенка. Предоставление указанного вычета вдовам (вдовцам), одиноким родителям прекращается с месяца, следующего за вступлением их в брак. Под одиноким родителем понимается один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке.
    Стандартный налоговый вычет на детей предоставляется  налогоплательщику независимо от предоставления стандартного налогового вычета "на себя лично". Таким образом, налогоплательщик - родитель, не относящийся к особым категориям и имеющий на обеспечении ребенка - школьника в возрасте до 18 лет и студента дневной формы обучения в возрасте до 24 лет, имеет вправо на стандартные налоговые вычеты за каждый месяц налогового периода в сумме 1000 руб. (400 + 300 + 300) до месяца, в котором его доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысит 20 000 руб.

4.3. Социальные налоговые  вычеты

 
    Индивидуальные  предприниматели имеют право  на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных ст.219 НК РФ:
    1) суммы, перечисляемые налогоплательщиком  на благотворительные цели в  виде денежной помощи организациям  науки, культуры, образования, здравоохранения  и социального обеспечения, частично  или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно - спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде;
    2) суммы, уплаченные налогоплательщиком  в налоговом периоде за свое  обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных  расходов на обучение, но не  более 25 000 руб., а также суммы, уплаченные налогоплательщиком - родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 25 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей. Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.;
    3) суммы, уплаченные налогоплательщиком  в налоговом периоде за услуги  по лечению, предоставленные ему  медицинскими учреждениями Российской  Федерации, а также уплаченные  налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации, - в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также стоимость медикаментов - в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством Российской Федерации, назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств. Общая сумма указанного социального налогового вычета не может превышать 25 000 руб. Вычет сумм оплаты стоимости лечения предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение и приобретение медикаментов.
    Социальные  налоговые вычеты предоставляются  только по окончании налогового периода  на основании письменного заявления  налогоплательщика при подаче им в налоговый орган налоговой декларации. При этом налогоплательщику необходимо приложить имеющиеся у него документы, подтверждающие фактически произведенные им расходы и право на указанные вычеты.

4.4. Имущественные налоговые  вычеты

 
    Индивидуальные  предприниматели имеют право  на следующие имущественные налоговые  вычеты, предусмотренные ст.220 НК РФ.
    1. Суммы, полученные налогоплательщиком  в налоговом периоде от продажи  жилых домов, квартир, дач, садовых  домиков или земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщика менее пяти лет, но не превышающие в целом 1 000 000 руб., а также суммы, полученные в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающие 125 000 руб.
    При продаже жилых домов, квартир, дач, садовых домиков и земельных  участков, находившихся в собственности  налогоплательщика в течение  пяти лет и более, а также иного  имущества, находившегося в собственности  налогоплательщика в течение  трех лет и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества.
    Вместо  использования права на указанный  имущественный налоговый вычет  налогоплательщик вправе уменьшить  сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов, за исключением реализации налогоплательщиком принадлежащих ему ценных бумаг.
    При продаже имущества, находящегося в  общей долевой либо общей совместной собственности, соответствующий размер имущественного налогового вычета, исчисленного в соответствии с настоящим подпунктом, распределяется между совладельцами этого имущества пропорционально их доле либо по договоренности между ними (в случае продажи имущества, находящегося в общей совместной собственности).
    2. Суммы, израсходованные налогоплательщиком  на новое строительство либо  приобретение на территории Российской  Федерации жилого дома или  квартиры, в размере фактически  произведенных расходов, а также суммы, направленные на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры. Общий размер указанного имущественного налогового вычета не может превышать 600 000 руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры.
    Имущественные налоговые вычеты предоставляются  только по окончании налогового периода  на основании письменного заявления  налогоплательщика при подаче им в налоговый орган налоговой декларации. При этом налогоплательщику необходимо приложить имеющиеся у него документы, подтверждающие фактически произведенные им расходы и право на указанные вычеты. 

5. Уплата НДФЛ предпринимателями 

    Согласно  ст. 11 НК РФ индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и  осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.
    Обязанности плательщика НДФЛ у индивидуального  предпринимателя возникают в  том случае, если он по роду своей  деятельности не является плательщиком единого налога, уплачиваемого при  использовании таких систем налогообложения, как УСН, ЕНВД, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
    Единый  налог, уплачиваемый при применении специальных систем налогообложения, заменяет уплату таких налогов, как  НДФЛ (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налог на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности), ЕСН с доходов, полученных от предпринимательской деятельности. Также в этом случае индивидуальные предприниматели не являются плательщиками НДС, за исключением налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

5.1. Объект налогообложения

 
    Объектом  обложения НДФЛ признаются доходы, полученные налогоплательщиком в налоговом  периоде как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
    При осуществлении предпринимательской  деятельности индивидуальный предприниматель  учитывает как доходы, полученные непосредственно от предпринимательской деятельности, подлежащие налогообложению в соответствии со ст. 227 НК РФ, так и все прочие доходы, которые он получал как физическое лицо. К числу последних относятся: оплата труда при работе на предприятии по трудовому договору (в том числе по совместительству), вознаграждения за выполнение работ (оказание услуг) по договорам гражданско-правового характера, доходы от размещения средств в банке и материальная выгода при получении кредитов под процентную ставку ниже учетной ставки Банка России, авторские гонорары, доходы от продажи личного имущества и др.
    К доходам в натуральной форме  согласно ст. 211 НК РФ можно отнести  доход, например, в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, при этом сумма дохода исчисляется исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ, в виде оплаты за предпринимателя и в его интересах иными организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения.
    Статьей 212 НК РФ установлен порядок определения  дохода в виде материальной выгоды. К таким доходам, в частности, относится материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование  заемными (кредитными) средствами, от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором, а также у организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, от приобретения ценных бумаг.
5.2. Налоговая база
 
    Для доходов, получаемых от осуществления  предпринимательской деятельности, независимо от их величины установлена  ставка НДФЛ в размере 13%. При определении  налоговой базы учитываются все  доходы налогоплательщика как в  денежном выражении, так и в натуральной форме, подлежащие налогообложению, уменьшенные на сумму налоговых вычетов, предусмотренных гл. 23 НК РФ.
    Налоговая база, в соответствии с п. 2 ст. 210 НК РФ, определяется отдельно по каждому  виду доходов, по которым установлены  различные налоговые ставки. В отношении доходов, по которым действуют ставки 35%, 30% и 9%, налоговой базой является денежное выражение таких доходов.
    Основным  для индивидуального предпринимателя  является профессиональный налоговый  вычет. В пп. 1 ст. 221 НК РФ указано, что налогоплательщики - индивидуальные предприниматели имеют право уменьшить доход на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 НК РФ. 

5.3. Индивидуальные предприниматели  - налоговые агенты

 
    В соответствии со ст.ст.208 и 209 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) доходы, полученные физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, от занятия предпринимательской деятельностью, от выполнения трудовых и иных приравненных к ним обязанностей, в виде вознаграждений за выполнение работ и оказание услуг по договорам гражданско-правового характера, в виде авторских вознаграждений, являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ). В отношении таких доходов налоговая ставка устанавливается согласно ст.224 НК РФ в размере 13% независимо от размера дохода.
    По  данной группе доходов налоговая  база для исчисления НДФЛ уменьшается  на сумму полагающихся налогоплательщикам стандартных, социальных, имущественных  и профессиональных налоговых вычетов, установленных ст.ст.218 - 221 НК РФ.
    Индивидуальные  предприниматели могут одновременно являться как получателями вышеуказанных  доходов, так и источником выплаты  таких доходов. Индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений  с которыми физические лица получили доходы, признаются в соответствии со ст.226 НК РФ налоговыми агентами.
    На  налоговых агентов возложены  обязанности по исчислению, удержанию  и перечислению в соответствующий  бюджет сумм налога на доходы, исчисленных  в отношении всех доходов физического лица, источником которых является налоговый агент. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов физического лица - налогоплательщика при их фактической выплате. Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых установлена налоговая ставка в размере 13%, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
    Таким образом, исчисление налоговой базы по НДФЛ производится индивидуальными  предпринимателями как по суммам доходов, полученных ими от осуществления  предпринимательской деятельности, так и по суммам доходов, начисляемых  и выплачиваемых ими физическим лицам в случае, если индивидуальные предприниматели являются источником выплаты дохода для других физических лиц.
    При определении налоговой базы по суммам выплачиваемых физическим лицам  доходов индивидуальные предприниматели, являющиеся налоговыми агентами, вправе предоставлять полагающиеся гражданам стандартные налоговые вычеты, предусмотренные ст.218 НК РФ.
    С 1 января 2003 г. стандартные налоговые  вычеты могут предоставляться как  физическим лицам, состоящим с индивидуальными  предпринимателями в трудовых отношениях, так и гражданам, не состоящим с ними в таких отношениях.
    Наряду  с этим ст.230 НК РФ предусмотрена обязанность налоговых агентов вести учет доходов, выплаченных физическим лицам в отчетном налоговом периоде, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о выплаченных физическим лицам доходах и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогах по форме, установленной МНС России, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
6. Индивидуальные предприниматели  как плательщики  НДС
 
    В соответствии с абз.3 ст.143 НК РФ с 1 января 2001 г. индивидуальные предприниматели включены в число плательщиков НДС.
    Любой предприниматель прежде всего является просто физическим лицом. Совмещение в  одном лице двух юридических статусов, каждому из которых присущ совершенно различный набор прав и обязанностей, не может не вызывать определенных трудностей.
    В перечень основных гражданских прав физических лиц Гражданский кодекс РФ включает и право на занятие  предпринимательской деятельностью. В ГК РФ включены специальные нормы, посвященные предпринимательству граждан. Ими, в частности, предусмотрено, что гражданин может заниматься хозяйственной деятельностью без образования юридического лица, то есть как индивидуальный предприниматель, с момента его государственной регистрации в этом качестве.
    Однако  на практике граждане не всегда соблюдают  правила о государственной регистрации, даже фактически занимаясь такой  деятельностью. С учетом этого обстоятельства в ст.23 ГК РФ предусмотрено, что такой  предприниматель не вправе ссылаться  в отношении совершенных им хозяйственных сделок на то, что он не является предпринимателем, и суд, в свою очередь, может в отношении таких сделок применить нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность.
    Еще более жестко и определенно этот вопрос решается Налоговым кодексом. В нем содержится определение индивидуальных предпринимателей, используемое исключительно для целей применения налогового законодательства (п.2 ст.11 НК РФ). Согласно ему, индивидуальные предприниматели - это физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, как зарегистрированные в установленном порядке, так и не прошедшие в нарушение установленного ГК РФ порядка такую регистрацию, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.
    Согласно ст.2 ГК РФ "предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке".
    В связи с этим любое физическое лицо, которое на свой риск осуществляет операции, направленные на систематическое  получение прибыли от реализации товаров (работ, услуг) или от использования  имущества, должно признаваться предпринимателем, а следовательно, и плательщиком НДС.
    Являясь, как и юридические лица, плательщиками  НДС, предприниматели имеют и  свои особенности в обложении  данным налогом, связанные с их вышеописанным  двойственным статусом. В отличие от юридических лиц уплачивать НДС они должны лишь тогда, когда совершают определенные операции в рамках занятия своей предпринимательской деятельностью. Соответственно, совершение предпринимателем любых операций в иных случаях (то есть в качестве простого физического лица) не приводит к возникновению у него обязанности по уплате налога с таких операций, даже если последние и являются объектом обложения НДС.
    В настоящее время правила взимания и уплаты НДС, установленные гл.21 НК РФ, как для предпринимателей, так и для юридических лиц практически одинаковы.
    В настоящее время не являются плательщиками  НДС лица, занимающиеся теми видами деятельности, которые в соответствии с законодательством переведены на уплату единого налога на вмененный  доход, а также все лица, применяющие упрощенную систему налогообложения.
    Законом N 222-ФЗ был установлен единый налоговый  режим для всех субъектов малого предпринимательства, применяющих  упрощенную систему налогообложения. Это подразумевает равенство  налогового бремени для всех налогоплательщиков, которые приняли решение работать по упрощенной системе, независимо от формы предпринимательской деятельности. Таким образом, индивидуальные предприниматели, которые применяли на основании Закона N 222-ФЗ упрощенную систему налогообложения, не должны были уплачивать НДС и налог с продаж.
    Каждый  предприниматель в соответствии с п.1 ст.144 НК РФ подлежит постановке на налоговый учет в налоговом  органе как потенциальный плательщик НДС в порядке, установленном  ст.ст.83 и 84 НК РФ. Таким образом, постановка на налоговый учет в качестве плательщика НДС происходит автоматически, без отдельной процедуры, при общей постановке предпринимателя на налоговый учет.
    Тем не менее с 2001 г. вплоть до апреля 2003 г. статус плательщика НДС подтверждался путем выдачи отдельного документа - Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика НДС (форма N 12-НДС-2, утвержденная Приказом МНС России от 31.10.2000 N БГ-3-12/375).  
 

7. Порядок исчисления и уплаты ЕСН предпринимателями с доходов от своей предпринимательской деятельности
7.1. Расчет и уплата  авансовых платежей  по ЕСН 

    Расчет  сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода (года) предпринимателем, производится не им самим, а исключительно налоговым органом. Основой для этого служит фактическая налоговая база по ЕСН данного налогоплательщика-предпринимателя за предыдущий год. Такое исключение, в частности, предполагается в случае, когда налогоплательщики только начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность. В этом случае они обязаны в пятидневный срок по истечении месяца со дня начала осуществления деятельности представить в налоговый орган по месту постановки на учет декларацию, в которой они указывают сумму предполагаемого дохода за текущий налоговый период (п.2 ст.244 НК РФ). При этом сумма предполагаемого дохода (сумма предполагаемых расходов, связанных с извлечением доходов) определяется налогоплательщиком самостоятельно.
    Форма налоговой декларации о предполагаемом доходе, подлежащем обложению единым социальным налогом, для данной категории  индивидуальных предпринимателей утверждена Приказом МНС России от 13.11.2002 N БГ-3-05/649 (Приложение 3). Этим же Приказом утверждена и Инструкция по заполнению данной формы.
    Исчислив  сумму авансового платежа для  предпринимателя, налоговый орган  обязан направить ему уведомление  об уплате данного налога. Предприниматель  уплачивает авансовые платежи только на основании такого налогового уведомления.
    Сроки для уплаты авансовых платежей указаны  в п.4 ст.244 НК РФ, и, соответственно, они  же приводятся налоговиками в рассылаемых  уведомлениях. Уплата авансовых платежей, таким образом, производится в три  этапа:
    - за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
    - за июль - сентябрь - не позднее  15 октября текущего года в размере  1/4 годовой суммы авансовых платежей;
    - за октябрь - декабрь - не позднее  15 января следующего года в  размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей.
    Форма налогового уведомления на уплату единого  социального налога для индивидуальных предпринимателей утверждена Приказом МНС России от 31.12.2002 N БГ-3-05/757 "Об утверждении формы налогового уведомления  на уплату авансовых платежей по единому социальному налогу". Письмо МНС России от 23.01.2003 N СА-6-05/89@ "О порядке заполнения налоговыми органами налогового уведомления на уплату авансовых платежей по единому социальному налогу" детально разъясняет порядок его заполнения.
    В случае значительного (более чем  на 50%) увеличения дохода в налоговом  периоде по сравнению с предполагаемым, исходя из которого и рассчитывались авансовые платежи, предприниматель  обязан (а в случае значительного  уменьшения дохода - вправе) представить новую декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий налоговый период.
    На  основании этого в срок не позднее  пяти дней с момента подачи новой  декларации налоговый орган производит перерасчет авансовых платежей налога на текущий налоговый период по не наступившим срокам их уплаты. Полученная в результате такого перерасчета разница подлежит уплате в установленные для очередного авансового платежа сроки либо зачету в счет предстоящих авансовых платежей.  

7.2. Окончательный расчет  налога и его уплата 

    По  итогам календарного года предприниматель  самостоятельно производит расчет фактической  суммы ЕСН за данный год исходя из всех полученных им в данном налоговом  периоде доходов с учетом принимаемых  к вычету расходов и действующих  ставок налога.
    Общую сумму налога предприниматель исчисляет отдельно по каждому фонду и отражает в налоговой декларации.
    Форма такой налоговой декларации утверждена Приказом МНС России от 13.11.2002 N БГ-3-05/649 (в ред. Приказа МНС России от 03.11.2003 N БГ-3-05/591).
    В соответствии с п.7 ст.244 НК РФ предприниматели обязаны представлять такую налоговую декларацию в налоговые органы не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
    Так как в течение отчетного года предприниматель уплачивает авансовые  платежи по ЕСН, по итогам года подлежит уплате в бюджет только разница между суммами ранее произведенных авансовых платежей и фактической суммой налога, отраженной им в налоговой декларации за прошедший год. Эту сумму он должен уплатить не позднее 15 июля года, следующего за отчетным (п.5 ст.244 НК РФ). Если указанная разница получается в пользу предпринимателя, то она может быть зачтена в счет предстоящих платежей по налогу или возвращена налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст.78 НК РФ. 
 

Заключение 

     Исследование  систем учета и налогообложение  доходов физических лиц в сфере  предпринимательской деятельности позволило сделать следующие  выводы. В настоящее время существует три системы налогообложения доходов (традиционная система налогообложения, при которой индивидуальный предприниматель платит все необходимые налоги; упрощенная система налогообложения, предполагающая замену уплаты налога на доходы физических лиц в малом бизнесе уплатой годовой стоимости патента на занятие данной деятельностью; и ЕНВД, представляющий собой единый налоговый платеж в форме вмененного дохода).
     Так же можно выделить, что определенными  преимуществами пользуются индивидуальные предприниматели, имеющие льготы и профессиональные налоговые вычеты при применении традиционной системы налогообложения, которые при применении упрощенной системы для данных налогоплательщиков не предусмотрены.
     Единый  социальный налог (взнос) как и прежде, является основным источником формирования государственных внебюджетных фондов. В социальном налоге проявляется сущность (целевое финансирование важнейших программ по социальной защите граждан) ранее уплачиваемых страховых взносов во внебюджетные фонды, несмотря на функционирование нового налогового механизма (определение налоговой базы отдельно по каждому работнику  с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом). С введением пониженного социального налога в сочетании со значительным снижением ставки налога на доходы физических лиц достигается освобождение от чрезмерного налогообложения фондов оплаты труда наемных работников и налогооблагаемой базы для исчисления ЕСН с чистого дохода индивидуального предпринимателя. В целом замену страховых платежей социальным налогов, снижение их ставок можно оценить как положительное явление в налоговом законодательстве. В то же время нельзя не отметить, что механизм исчисления налога излишне усложнен.
     Физические  лица, занимающиеся малым бизнесом и являющиеся с 01.01.2001 г. плательщиками  НДС строят свои взаимоотношения  не только с государством по поводу уплаты данного налога, но и выступают посредником между производителем товаров и самим покупателем.
     Введение  единого налога на вмененный доход  для субъектов предпринимательства, осуществляющие расчеты наличными денежными средствами, является важным шагом на пути развития налогообложения. Этот налог позволит легализировать скрытые от экономики доходы, пополнить финансовыми ресурсами бюджет, облегчить налоговый контроль. Кроме того, единый налог позволит упростить систему налогообложения для субъектов малого предпринимательства. Одна из проблем введения данного налога состоит в сложности определения доходности экономической деятельности плательщиков, налоговый контроль за которой затруднен. Поэтому органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают составляющие единого налога, но в рамках своей компетенции, очерченной Федеральным законом. 

Список  литературы: 
 

    Финансовая  газета. Региональный выпуск", 2006, N 16.
    "Налоговый вестник", N 9, 2004.
    Н.Н. Стельмах. Практическое пособие по налогообложению доходов индивидуальных предпринимателей. М., "Статус-Кво 97", 2002.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.