На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Изобразительное искусство первобытного общества

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 23.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Государственное образовательное учреждение
    высшего профессионального образования
    «Сибирский  государственный аэрокосмический  университет
    имени академика М.Ф. Решетнева» 
 

    Кафедра рекламы и культурологии 
 
 
 

    Контрольная работа 

         по дисциплине «Культурология» 
 

Тема: «Изобразительное искусство первобытного общества» 
 
 
 
 
 
 

    Выполнил: студент гр. ИЭЗУ - 01
                                                                                           Шнитова Ю.В.
                                                                              Проверил: Виноградова А.И. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Красноярск 2010 
 

Содержание
 

Введение

 
     Изобразительное искусство объединяет близкие друг другу живопись, графику, скульптуру, художественную фотографию.
     Оно едва ли не наиболее древнее среди других видов искусства и, по существу, сопутствует человеку с доисторических времен. Еще в эпоху палеолита первобытные люди создали множество пещерных изображений, росписей и произведений прикладного искусства, воспроизводивших конкретные факты и явления повседневной жизни. Отличительная черта этих первых проявлений художественного дара человека – своеобразный наивный реализм, зоркость наблюдений, неосознанное еще, но неодолимое стремление к освоению и познанию жизни в образной форме.
      От  этих первых признаков пробудившейся в человеке жажды художественного освоения действительности изобразительное искусство, развиваясь на протяжении веков и тысячелетий в тесной связи с развитием общества и особенно его духовной культуры, получает все большее и большее распространение и раскрывает свои практически неисчерпаемые творческие возможности.
      Изобразительное искусство обладает особенностью запечатлевать  жизнь в наглядной форме. При  всех различиях, существующих между  живописью, графикой, скульптурой, художественной фотографией, всем им свойственны и некоторые общие черты: в отличие от литературы и музыки, театра и кино, способных развернуть воспроизводимые события во времени, изобразительные искусства, лишенные этой возможности, придают, однако, изображаемым ими явлениям жизни непосредственную зримость.
Но сила и значение изобразительных искусств состоят отнюдь не в том, что они  зримо изображают жизнь. Зримость и  непосредственность изображения присущи  и некоторым другим видам искусства, как, например, кинематографии, которую, однако, мы не относим к искусствам изобразительным. Важнейшая особенность изобразительного искусства состоит в свойственной ему удивительной способности передавать все многообразие и сложность жизни, всю ее динамичность через изображение одного события или момента.
     Изобразительные искусства принято называть пространственными  совсем не потому, что они не передают чувства времени, прошлого и будущего, а имеют дело с одним только застывшим «настоящим». Лишенные возможности  непосредственно включать время в свою структуру, они выработали определенные способы выражения временных характеристик через пространственный ряд, колорит, сюжет и т. д. «Бурлаки» Репина, например, как и всякое произведение изобразительного искусства, как бы «остановили» жизнь на одно мгновение, но в этом мгновении художник сумел выразить в этих людях их прошлое, настоящее и ожидание будущего. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Изобразительное искусство 
 
 
    Когда и почему началось изобразительное  искусство?
     Точный  и простой ответ на этот вопрос невозможен. Оно не началось в строго определённый исторический момент – нон постепенно вырастало из человеческой деятельности, формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком.
     В изучении его древнейших форм историки изобразительного искусства находятся в более благоприятном положении, чем историки искусства слова, музыки, театра. Последние могут судить о первобытных песнях и зрелищах только по косвенным данным, по аналогии с творчеством ныне живущих народов, задержавшихся на стадии первобытно-общинного строя вплоть до 19 и даже 20 в. Однако эти аналогии приблизительны: каким бы ни был архаическим общественный строй народов, оттеснённых с магистральных путей истории, всё же прошедшие тысячелетия не могли оставаться для них временем без движения, без развития. И современное искусство коренных австралийцев или африканцев всё же совсем иное, чем у людей каменного века.
     Люди  каменного века придавали художественный облик предметам повседневного  обихода, хотя в этом не было практической необходимости. Зачем они так поступали? Одной из причин возникновения искусства считают человеческую потребность в красоте и радости творчества, другой – верования того времени. С поверьями связывают прекрасные памятники каменного века, написанные красками  или высеченные на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки подземных пещер, скальные утёсы. Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело существование людей. Лёгкой и гибкой линией они передавали позы и движения зверя. Красочные аккорды – чёрное, красное, белое, жёлтое – минеральных красителей, смешанных с водой, животным жиром, соком растений, сделали цвет пещерных росписей особенно ярким.
     В сентябре 1940 г. близ местечка Монтиньяк  на юго-западе Франции четыре школьника  старших классов отправились в задуманную ими археологическую экспедицию. На месте уже давно вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра, которая, по слухам, была входом в подземелье, ведущая в соседний средневековый замок. Внутри оказалась ещё одна дыра, меньших размеров. Один из ребят бросил в неё камень и по шуму падения заключил, что глубина порядочная. Он расширил отверстие, вполз внутрь, зажёг фонарик, ахнул и позвал друзей. Со стен пещеры, в которой они очутились, смотрели на них какие-то огромные звери, исполненные такой уверенной силы, подчас, казалось, готовой перейти в ярость, что ребятам стало жутко. И в то же время сила этих рисунков была так величественна и убедительна, что школьникам почудилось, что они попали в волшебное царство.
     Так была открыта пещера Ласко, вскоре прозванная «Сикстинской капеллой первобытной живописи»: это сравнение со знаменитыми фресками Микеланджело не преувеличено, ибо живопись пещеры полностью выражает духовные устремления и творческую волю людей, создавших собственное, поражающее нас до сих пор изобразительное искусство. Живопись эта столь выразительна, что кое-кто даже усомнился в её подлинности, высказав предложение, что рисунки – творения современных живописцев, пожелавших посмеяться над легковерной толпой. Однако это утверждение было опровергнуто научной экспертизой.
     Сотни фигур, обведённых тёмными контурами, жёлтых, красных, коричневых, написанных охрой, сажей и мергелей, украшают стены пещеры Ласко: головы оленей, образующие поразительно изящные декоративные фризы, козлы, лошади, быки, бизоны, носороги - все почти в натуральную величину.
     Чуть  не во всех концах земли обнаружены очаги материальной культуры древнейших времён. На многих стоянках первобытного человека были найдены предметы, которые  можно назвать художественными произведениями.
     В скалистых пещерах случалось  обнаруживать целые «музеи» первобытной  культуры – живописи и скульптуры. Каменные изваяния срастаются там с  массивом скалы: какой-нибудь выступ скалы, уже отчасти напоминающий тело зверя, его голову или хребет, обтёсан и доведён до полного сходства с кабаном или медведем. На стенах и потолках пещер – многочисленные изображения, большие и маленькие, частью вырезанные, а частью исполненные минеральными красками. Это также изображения животных – оленей, бизонов, кабанов, диких лошадей, длинношёрстных мамонтов, саблезубых тигров. Лишь изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, вернее ритуальных масок.
     Самые ранние изображения, в которых преобладают  «портреты» животных, относятся к  верхнему палеолиту. К этому же периоду относится и появление удивительных каменных статуэток, получивших название «палеолитических Венер», о значении в жизни и верованиях наших далёких предков до сих пор спорят учёные. В большинстве случаев лица на статуэтках лишь намечены, зато отдельные части тела очень конкретны и резко преувеличены. Не грацию и стройность женского тела хотел передать первобытный художник, а с помощью строгих геометрических линий и объёмов силу, грузную, животворящую силу родоначальницы и охранительницы очага.
     По  данным современной науки, человек  верхнего палеолита был homo sapiens, то есть по физическим данным вполне подобен современному человеку. Он владел членораздельной речью и умел изготовлять довольно сложные оружия из камня, кости, дерева, рога. Родовые коллективы жили охотой на крупного зверя. Казалось бы, у этого примитивного человеческого общества, которое даже не возделывало землю и не приручало животных, не должно быть никакого искусства. Между тем оно было – доказательство налицо. Оно старше, чем государство и собственность, старше всех тех сложных взаимоотношений и чувств, в том числе чувства личности, индивидуальности, которые складывались позже в развитом человеческом коллективе. Это искусство старше земледелия, скотоводства и обработки металлов.
     Можно предположить, что искусство было крайне примитивно. Но возьмём, к примеру, рисунок на потолке Альтамирской пещеры в Испании, одно из изображений  бизона: экономными, смелыми, уверенными штрихами в сочетании с большими сочетаниями краски предана монолитная, мощная фигура зверя с удивительно точным ощущением его анатомии и пропорций. Изображение не только контурное, но и объёмное: как осязателен крутой хребет бизона и все выпуклости его тела. Рисунок полон жизни, в нём чувствуется трепет напрягающихся мускулов, упругость коротких, крепких ног, ощущается готовность зверя бросится вперёд, выставить рога и глядя исподлобья налитыми кровью глазами. Рисующий, вероятно, живо воссоздавал в своём воображении тяжёлый бег бизона, его бешеный рёв и воинские крики преследующей его толпы охотников. Это не примитивный рисунок. Рука мастера стала уже мудрой. Кроме этого, была необходима и острая наблюдательность, развитая правда, в определённом, узком направлении – во всём, что касалось повадок зверя. Зверь являлся источником жизни, средоточием помыслов, врагом и другом, жертвой и божеством.
     Искусность  руки, познавшей уже великую школу  труда, и меткость глаза дали возможность  создавать великолепные, мастерские изображения. Но сказать, что они  были мастерскими во всём, невозможно. Примитивность сказывается, например, в отсутствии чувства общей композиции, согласованности. На потолке Альтамирской пещеры нарисовано около двух десятков бизонов, лошадей и кабанов. Каждое изображение в отдельности – превосходно, но как они расположены?! В их соотношении между собой царит беспорядок и хаос: некоторые нарисованы вверх ногами, многие изображения накладываются одно на другое… и никакого намёка на среду, обстановку… видимо, само мышление первобытного человека, очень натренированное в одном отношении, беспомощно и примитивно в другом – в осознании связей. Он пристально вглядывается в отдельные явления, но не понимает их причинных связей, взаимозависимости. А если не понимает, то и не видит. Поэтому композиционный дар первобытного художника находился в зачатке. Но главным образом примитивность сознания проявляется в чрезвычайной ограниченности сферы его внимания. В основном он изображает только животных, причём только тех, на которых охотились его соплеменники.
     Появление керамики в неолите имело большое значение в развитии у человека того неосознанного чувства, которое, выделившись из других, стало впоследствии называться эстетическим. Украшая прихотливым узором изготовленные им сосуды, человек совершенствовал искусство орнамента, отмеченное всё большей геометрической стройностью, ритмом красок и линий.
     Изобразительное искусство неолита также очень  отличается от палеолитического. Реалистический пафос, точно фиксирующий образ  зверя, как мишень, как заветную цель, сменяется стремлением к новому гармоническому общению, стилизации и, главное, к передаче движения, к динамизму. И действительно, некоторые сцены загонных охот с лучниками в росписях Восточной Испании и Северной Африки как бы воплощение самого движения, доведённого буквально до предела и сконцентрированного в бурном своём вихре, подобно энергии, готовой вырваться.
     Бронзовый и железный века – новые величественные ступени в развитии человечества. Металл совершенствует способы производства. Искусство приобретает новые  формы. Каждое совершенной творение искусства представляет для последующих поколений бесценное художественное наследие.
     На  самом закате родового строя искусству  первобытного общества суждено было явить миру новое свидетельство  своей великой творческой силы. Искусство  бронзового века, отмеченное высокими достижениями у разных народов земли, необычайно ярко проявилось в Скифии. Расцвет скифского искусства относится к 7-6 вв. до н.э. типичные памятники скифской культуры – могильные курганы вождей. Шедевры греческого искусства, на которых изображены скифы Северного Причерноморья, дают яркое представление об их облике: бородатые. В длинных кафтанах, в мягких кожаных сапогах и войлочных шапках. Культура скифов – это культура огромного мира преимущественно кочевых и полукочевых племён, живших в 1 тысячелетии до н.э. в Северном Причерноморье, на Кубани, Алтае и в Южной Сибири, то есть на территории, простиравшейся от Дуная до Великой Китайской стены. Культура, на юге и юго-западе соприкасавшаяся с эллинской и с культурой Передней Азии, на западе с культурой Средней Азии Китая. Люди этой культуры жили напряжённой жизнью, где беспощадные враждебные силы вторгались в человеческую судьбу и где человек должен был постоянно нападать и побеждать, чтобы самому не быть побеждённым.
     В каком же роде искусства преуспели эти кочевники-скотоводы, эти воины, вероятно никогда не расстававшиеся с оружием? Идеал красоты, быть может не вполне осознанный, сочетался у них со стремлением создавать такие предметы, которые символически обладали бы некой магической властью над таинственными силами природы. Сам образ жизни кочевников не располагал их к запечатлеванию этих символов в монументальной живописи или скульптуре, они постоянно передвигались, следовательно, произведения искусства могли служить лишь украшением их оружия и снаряжения. Без сомнения, декоративный эффект этих изделий – одно из самых замечательных достижений мирового декоративного искусства.
     Основной  стиль скифского искусства –  так называемый «звериный стиль». Корни его уходят как в творчество неведомых древних племён, обитавших в этих местах в предыдущую эпоху, так и в искусство Передней Азии, особенно Ирана.
     Один  из прославленных шедевров скифского  искусства – золотая фигура оленя  из кургана станицы Костромской (Прикубанье, 6 в. до н.э.). Образ оленя был связан у скифов с представлением о солнце, свете. Вся фигура оленя подчинена какому-то особенному, напряжённому ритму. В ней нет ничего лишнего, случайного. Законченная, продуманная композиция. Гармоническое сочетание чудесной в мягком изгибе шеи оленя с его тонкой мордой, над которой величественно возвышаются завитки откинутых назад огромных рогов, каких нет в природе и которые торжественно стелются вдоль всей его спины. Всё в этой фигуре условно и в то же время предельно правдиво, а значит, реалистично. 

    Первобытное искусство
 
     Первые  произведения искусства каменного (первобытного) века были созданы около  XXV тыс. до н.э. Это примитивные человеческие фигурки, преимущественно женские, вырезанные из бивня мамонта или мягкого камня. Нередко их поверхность испещрена углублениями, означавшими, вероятно, меховую одежду.
     Помимо ''одетых'' статуэток встречаются  обнаженные женские фигуры с непропорционально  широкими бедрами и огромной грудью. Это так называемые ''Венеры каменного  века''. На их бедрах можно различить небольшой поясок наподобие набедренной повязки, а иногда и татуировки. Интересны прически статуэток, порой достаточно сложные и пышные. К этому же периоду относятся вырезанные из кости или камня фигурки животных.
     Для произведений искусства раннего каменного века, или палеолита, характерна простота форм и расцветок. Наскальные рисунки представляют собой, как правило, контуры фигур зверей, выполненные яркой краской – красной или желтой, а изредка – заполненные круглыми пятнами или полностью закрашенные. Такие ''картины'' были хорошо видны в полумраке пещер, освещавшихся только факелами или огнем дымного костра.
       В начальной стадии развития  первобытное изобразительное искусство  не знало законов пространства  и перспективы, а также композиции, т.е. намеренного распределения на плоскости отдельных фигур, между которыми обязательно существует смысловая связь.
     Первые  образы наскальной живописи – росписи  в пещере Альтамира (Испания), относящиеся  примерно к XII тыс. до н.э. – были обнаружены в   1875 г., а уже к началу первой мировой войны на территории Испании и Франции насчитывалось около 40 подобных ''картинных галерей''.Рисунки хорошо сохранились благодаря особому микроклимату пещер. Как правило, они расположены на стенах, удаленных от входа. Например, чтобы увидеть росписи в пещере Нио (Франция, около XII тыс. до н.э.) нужно преодолеть расстояние в 800м. Иногда в пещерные ''галереи'' пробирались сквозь узкие колодцы и щели, часто ползком, переплывами подземные реки и озера.
     Постепенно  человек не только овладевал новыми способами обработки мягкого камня и кости, что способствовало развитию скульптуры и резьбы, но и стал широко использовать яркие природные минеральные краски. Древние мастера научились передавать объем и форму предмета, применял краску различной густоты, изменял насыщенность тона.
     Сначала животные на рисунках выглядели неподвижными, но позднее первобытные ''художники'' научились передавать движение. На пещерных рисунках появились фигуры животных, полные жизни: олени бегут  в паническом страхе, лошади мчатся в ''летучем галопе'' (передние ноги поджаты, задние выброшены вперед). Кабан страшен в ярости: он скачет, оскалив клыки и ощетинившись.
     Пещерные  росписи имели ритуальное назначение – отправляясь охотиться, первобытный  человек рисовал мамонта, кабана или лошадь, чтобы охота была удачной, а добыча - легкой. Это подтверждается характерными наложениями одних рисунков на другие, а также их многочисленностью. Так изображение большого количества быков в росписях Альтамира не какой - либо  художественный прием, а просто результат многократного прорисовывания фигур.
     Вместе  с тем уже в то время в  наскальных ''картинах'' появились первые признаки повествовательности –  грунтовые изображения животных, означающие стадо или табун. Например, скачущие друг за другом лошадки на рисунках в пещере Ласко (около XV тыс. до н.э., Франция).
     Интересна красочная ''картина'' из  пещеры Фон  де Гом (около XII тыс. до н.э., Франция). На ней изображен табун лошадей, их головы повернуты в сторону льва, который готовится к прыжку.
     Большую часть времени первобытные люди посвящали добыче пропитания. Об этом свидетельствует обилие рисунков со сценами охоты: раненые бизоны с  вонзенными в них дротиками или  гарпунами; умирающие хищники, у  которых из раскрытой пасти льется кровь; мамонт попавший в ловчую яму (первобытные ''художники'' накладывали изображения зверя и ямы одно на другое – иначе передать способ охоты они не умели). В пещере Ласко найдены рисунки зверей, пронзенных множеством дротиков; рядом – условные изображения копьеметалок, охотничьих изгородей, сетей.
     Наиболее  яркие образцы живописи среднего каменного века, или мезолита, - наскальные рисунки на восточном и южном  побережье Пиренейского полуострова, в Испании, (между VIII и V тыс. до н.э.). Они расположены не в темной труднодоступной глубине пещер, а в небольших скальных нишах и гротах. В настоящее время известно около 40 таких мест, включающих не менее 70 отдельных групп изображений.
     Эти росписи отличаются от изображений, характерных для палеолита. Большие  рисунки, где животные представлены в натуральную величину, сменились миниатюрными: например, длина изображенных в гроте Минапида носорогов – около 14 см., а высота фигурок людей – в среднем всего 5-10 см.
      ''Художники'' использовали, как правило  черную или красную краску. Иногда они применяли оба цвета: например, закрашивали верхнюю часть туловища человека красной, ноги – черной.
     Характерная особенность наскального искусства  – своеобразная передача отдельных  частей человеческого тела. Непомерно  длинное и узкое туловище, имеющее вид прямого или слегка изогнутого стержня; как бы перехвачено в талии; ноги непропорционально массивные, с выпуклыми икрами; голова большая и круглая, с тщательно воспроизведенными деталями головного убора.
     Как и изображения, найденные ранее  в Испании и Франции, росписи периода мезолита полны жизненной силы: животные не просто бегут, а словно летят по воздуху.
     Люди  изображенные на светло – сером  фоне скал, также полны стремительной  энергии. Их обнаженные фигуры очерчены с той же изящной четкостью, что и силуэты зверей. Подлинного мастерства ''художники'' этого периода достигли в групповых изображениях. В этом они значительно превосходят пещерных ''живописцев''. В наскальной живописи появляются многофигурные композиции, в основном повествовательного характера: каждый рисунок представляет собой поистине рассказ в красках.
     Шедевром  наскального изобразительного искусства  периода мезолита можно назвать  рисунок  в ущелье Гасулья (испанская  провинция Кастельон). На нем - две  красные фигуры стрелков, целящихся в горного козла, который прыгает сверху. Поза людей очень выразительна: они стоят, опираясь на колено одной ноги, вытянув назад другую и наклонив туловище навстречу животному.
     Отличительная особенность наскальной живописи этого  периода состоит в том, что центральное место в ней занимает человек. Люди, коллектив охотников становятся главными действующими лицами художественного рассказа.
     Наскальная  живопись позволяет представить  как выглядел первобытный человек. Мужчины на рисунках изображены, как  правило, обнаженными. Лишь изредка на них короткие, выше колен, штаны. С особой тщательностью нарисованы бахрома или шнуры на поясе и у колен. Интересны разнообразные прически мужчин; иногда их головы украшены перьями, воткнутыми в волосы. На женщинах – длинные, напоминающие колокол юбки; грудь обязательно обнажена.
     В живых и выразительных образах  встает перед нами история жизни  первобытного человека эпохи каменного  века, рассказанная им самим в наскальных росписях. По – прежнему основным занятием людей являлась охота на диких животных. Лук – главное изобретение этого периода каменного века – стал основным оружием. На первом плане рисунков всегда изображен охотник, вооруженный луком. В то же время люди не перестали использовать и метательные дротики. Пучки таких дротиков наряду с колчанами, полными стрел, можно видеть в руках у охотников и воинов. В охоте участвовали и собаки, одомашненные в то время.
     Сохранились рисунки, посвященные различным  приемам охоты: выслеживанию, отлове и т.д. Древние ''охотники'' подчеркивали, что охота – опасное и нелегкое дело. На одном из рисунков изображено, как разъяренный бык, вероятно легко раненный стрелами, преследует убегающих охотников.
     Наскальная  живопись рассказывает и об охотниках  между отдельными общинами. На рисунках нередки изображения битв: яростные схватки, убегающие от преследования воины. Одна из больших композиций в ущелье Галусья удивительно правдиво изображает сражение древних людей. Одна группа воинов, вооруженных луками и стрелами, теснит другую: справа – нападающие, слева – обороняющиеся. Нападающие неудержимо мчатся вперед, осыпая своих врагов тучей стрел из туго натянутых луков. Среди обороняющихся  видны раненые, пораженные стрелами, страдающие от боли, но не сдающиеся врагу. На переднем плане отряд из четырех стрелков с отчаянным упорством сдерживает натиск противника. В навесе Мола Религия (ущелье Гасулья) уцелел превосходный рисунок со сценой военного танца. Пять обнаженных воинов бегут друг за другом цепочкой. Их тела одинаково наклонены вперед. Каждый держит в одной руке пучок стрел, в другой – лук, воинственно поднятый кверху.
     В период нового каменного века, или  неолита (около IV тыс. до н.э.), пещерная живопись отходит на второй план, уступая первенство скульптуре – глиняным статуэткам. Началось более или менее массовое производство однотипных изделий, в частности скульптурных изображений животных и людей, особенно женщин. Археологи находят их на огромном пространстве: от Средиземного моря до Байкала.
     И, наконец, большое распространение  получили примитивные каменные столбы – менгиры (высотой от 2м. и более), столовидные конструкции из больших каменных глыб, и сложные сооружения округлой формы, из грубо отесанных каменных блоков, на которых лежат перекрывающие их плоские каменные плиты, - кромлехи. Самое крупное и известное  сооружение – кромлек сохранилось в Стоунхендже (графство Уилтшир, южная Англия). Исследователи полагают, что оно создано около II тыс. до н.э. Его диаметр – 90м. Кромлек состоит из 12т. каменных глыб, каждая из которых весит примерно 25т. Любопытно, что горы, откуда доставили эти ''камешки'', находятся в 280 км. от Стоунхенджа. Похожие архитектурные сооружения  широко распространены в Европе: например, только во Франции их насчитывают V тыс.
     Искусство каменного века имело огромное положительное  значение для истории древнейшего  человечества. Закрепляя в зримых образах свой жизненный опыт и  мироощущение, первобытный человек  углублял и расширял представления  о действительности, обогащал свой духовный мир.

2.1 Искусство эпохи палеолита

 
     Первые  произведения первобытного искусства созданы около тридцати тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века.
     Самыми  древними скульптурными изображениями  на сегодняшний день являются так  называемые «палеолитические венеры» — примитивные женские фигурки. Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бедра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.
     В  истории пещерной живописи эпохи  палеолита специалисты выделяют несколько периодов. В глубокой древности  первобытные художники заполняли поверхность   внутри контура рисунка чёрной или красной краской.
     Позднее (примерно с XVIII и по XV тысячелетие до н. э.) первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками жёлтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть (например, гривы лошадей, массивные загривки бизонов), передавая таким образом объём. В некоторых случаях контуры или наиболее выразительные детали древние художники подчёркивали вырезанной линией.
     В XII тысячелетии до н. э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные «полотна», покрывшие своды глубоких пещер.  В  дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объёмность; усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись как бы возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки. 
 
 

2.2 Искусство эпохи мезолита

 
     В эпоху мезолита, или среднего каменного  века (XII—VIII тысячелетия до и. э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти перемены, безусловно, оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.