На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Валютное регулирование в РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 

КАФЕДРА «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» 
 

. 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине «Финансовое право»
на тему:
ВАЛЮНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В  РФ 
 
 

Выполнил:
студент группы  ФК-325                                                                  Е.В. Беркутова
Проверил:
Преподаватель каф. «ФиК»                                                               А.В. Богер                                                                                            

Работа защищена с оценкой: 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону
2011 

СОДЕРЖАНИЕ 
ВВЕДЕНИЕ
                                                                                                                                 С
1. ПРАВОВОВЫЕ  ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  РФ        
1.1  Нормативно-правовая база валютного регулирования в РФ                     4              
1.2 Участники валютного регулирования                                                           6
1.3 Ответственность за нарушение валютного законодательства                   12                                                 

2. ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ  И АНАЛИЗ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ВАЛЮТНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ
2.1 Практика применения  валютного законодательства в  РФ                         19               
2.2 Анализ динамики  правонарушений в валютном законодательстве          24 

3. ПРОБЛЕМЫ И  ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РФ                                                                                   29                                
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                    30 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                            31
 
ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                   33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     Специфика банковской деятельности и обращения валюты требует особого правового подхода к регулированию осуществляемых банками валютных операций.
     С одной стороны, государственное регулирование в области валютных отношений является выражением валютной политики государства, которая представляет собой составную часть его экономической политики, в том числе денежно-кредитной.
     Необходимость государственного регулирования валютных отношений определяется потребностью в:
         - защите и обеспечении устойчивости  национальной валюты, достижении ее конвертируемости;
         - приостановке бегства капитала  за границу; 
         - обеспечении поступления валюты  из-за рубежа по внешнеэкономическим  сделкам; 
         - стимулировании развития внутреннего  валютного рынка в целях увеличения  экономического потенциала и повышения роли Российской Федерации в системе мирохозяйственных связей.
     В свою очередь, создание эффективного правового  механизма валютного регулирования  должно обеспечить приоритет обращения  национальной валюты Российской Федерации  по отношению к валютам иностранных государств на территории России, повышение конвертируемости рубля вначале на внутреннем валютном рынке, а затем на международных валютных рынках.
      В курсовой работе раскрывается сущность деятельности  валютного регулирования, его участников, субъектов и объектов, а так же проведен анализ правоприменения и правонарушений в валютном законодательстве. 
 
 

1. ПРАВОВОВЫЕ  ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  РФ        
1.1 Нормативно-правовая база валютного регулирования в РФ
     Правовое  регулирование валютных операций означает определение государством, исходя из интересов общества, пределов и порядка деятельности участников валютных отношений.
     Целью правового регулирования валютных операций является создание эффективного механизма воздействия на их участников путем определения:
- Правового режима обращения валютных ценностей;
- Принципов осуществления валютных операций в Российской Федерации;
- Прав и обязанностей участников валютных отношений (юридических и физических лиц - резидентов и нерезидентов, в том числе уполномоченных банков) в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;
- Полномочий и функций органов и агентов валютного контроля;
- Ответственности за нарушение валютного законодательства.
     Валютное  законодательство является правовой основой  валютного регулирования и валютного контроля.
     В настоящее время основным нормативным  актом валютного законодательства является Федеральный Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле»
     В данном законе даны основные понятия, используемые в сфере валютного регулирования и контроля (такие, как "иностранная валюта", "валютные ценности", "валютные операции", "резидент", "нерезидент", "уполномоченный банк" и др.). установлена классификация валютных операций и классификационные признаки. Закреплены основные права и обязанности субъектов валютных операций. В общих чертах установлен порядок совершения ими различных видов валютных операций. Определен перечень и сфера компетенции органов и агентов валютного контроля. Дан перечень форм ответственности за нарушения норм валютного законодательства.
     Однако  ФЗоВРиВК в целом носит рамочный характер, то есть он не выступает как нормативный акт прямого действия, а содержит большинство норм, которые являются отсылочными к другим нормативным актам.
     В связи с этим валютное законодательство носит сложный разноуровневый характер и имеет следующие особенности:
- Является комплексной отраслью права и включает нормы различных отраслей права: финансового, гражданского, административного, уголовного, государственного и международного;
- Нормы валютного законодательства регулируют деятельность различных участников внешнеэкономических отношений - предприятий, банков, бирж, физических лиц, органов государственной власти и являются обязательными для исполнения ими;
- Акты валютного законодательства многочисленны и включают различные виды источников права по субъекту правотворчества и юридической силе, которые имеют определенный порядок принятия, регистрации и опубликования;
- Правовые акты по регулированию валютных операций принимаются разными органами законодательной и исполнительной власти в соответствии с определенной законами компетенцией как в индивидуальном порядке , так и совместно (например, Банком России и ГТК).
     В целом валютное законодательство Российской Федерации необходимо рассматривать с двух точек зрения.
     Как институциональный аспект: валютное законодательство представлено теми государственными органами, которые осуществляют принятие актов валютного законодательства и контроль за их соблюдением;
     Как нормативный аспект: валютное законодательство представляет собой неоднородный нормативный комплекс, который включает нормы различных отраслей права и акты различной юридической природы
     Согласно  Конституции РФ принятие валютного  законодательства входит в исключительную компетенцию федеральных государственных  органов и не находится в компетенции субъектов РФ.
     Анализ  содержания ФЗоВРиВК показывает, что  право издания нормативных правовых актов валютного законодательства предоставлено одновременно и органам  валютного регулирования, и органам  валютного контроля. При этом п. 1 ст. 12 ФЗоВРиВК ограничивает нормотворческую деятельность органов валютного контроля исключительно рамками их компетенции, установленными п. 2 ст. 10 ФЗоВРиВК в виде основных направлений валютного контроля.
     Компетенция государственных органов в области  регулирования валютных операций разграничена ФЗоВРиВК, а также соответствующими нормативными актами, определяющими  статус органа исполнительной власти и его функции.
     В самом законе "основным органом  валютного регулирования" признан  Банк России (п. 9 ст. 9 ЗВРиВК), призванный издавать специальные подзаконные  нормативные акты в целях конкретизации  и разъяснения норм закона и оказывающий  таким образом ключевое воздействие на его применимость и действенность. Именно нормативные правовые акты Банка России в настоящее время регламентируют подавляющее большинство вопросов, связанных с осуществлением обращения валютных ценностей и валютного контроля.  

     1.2 Участники валютного регулирования РФ
     Участников  валютного регулирования можно  классифицировать на разные группы. Такие  как органы валютного контроля, агенты валютного контроля и т.д. Так  же в валютном регулировании существуют субъекты и объекты. К объектам валютного регулирования можно отнести: валюта РФ, иностранная валюта, внутренние ценные бумаги, внешние ценные бумаги, внешние ценные бумаги, валютные ценности1.
     Валюта  РФ - денежные знаки в виде банкнот  и монеты Банка России, находящиеся  в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки, а так же средства на банковских счетах и банковских вкладах.
     Иностранная валюта - денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки, а так же средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
      Внутренние  ценные бумаги - эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации, а так же иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации.
      Внешние ценные бумаги - ценные бумаги, в том  числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с  настоящим Федеральным законом  к внутренним ценным бумагам.
      Валютные  ценности - иностранная валюта и внешние ценные бумаги.
      К субъектам валютного регулирования можно отнести всех участников валютного регулирования. Рассмотрим участников, которые непосредственно осуществляют операции со средствами в иностранной валюте.
      Резиденты -  физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
      Нерезиденты - физические лица, не являющиеся резидентами, юридические лица, созданные в  соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации, организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации, аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях, межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации, находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов.
      Валютные  биржи -  юридические лица, созданные  в соответствии с законодательством  Российской Федерации, одним из видов  деятельности которых является организация  биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком Российской Федерации.
      Выше  перечисленные участники осуществляют свою деятельность по средствам валютных операций. Валютные операции заключаются  в слелующем:
1) приобретение  резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
2) приобретение  резидентом у нерезидента либо  нерезидентом у резидента и  отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
3) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
4) ввоз  на таможенную территорию Российской  Федерации и вывоз с таможенной  территории Российской Федерации  валютных ценностей, валюты Российской  Федерации и внутренних ценных бумаг;
5) перевод  иностранной валюты, валюты Российской  Федерации, внутренних и внешних  ценных бумаг со счета, открытого  за пределами территории Российской  Федерации, на счет того же  лица, открытый на территории  Российской Федерации, и со  счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;
6) перевод  нерезидентом валюты Российской  Федерации, внутренних и внешних  ценных бумаг со счета (с  раздела счета), открытого на территории  Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.
      Как и в любой другой отрасли в  валютном регулировании, существуют органы, которые регулируют деятельность участников, создают нормативные акты, положения  и органы, контролирующие валютную деятельность.
      Органами  валютного регулирования в РФ являются Центральный банк РФ, правительство  РФ, по совместительству эти же органы являются органами валютного контроля. Так же к органам валютного  контроля относят Федеральную службу финансово-бюджетного надзора и Федеральную налоговую службу. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, профессиональные учреждения РЦБ, таможенные органы и территориальные органы ФСФБНН и ФНС2.
      Механизм  валютного контроля состоит из двух составляющих:
1) субъективная  составляющая: совокупность специальных  институтов, органов, лиц, участвующих  в процессе валютного контроля;
2) функциональная  составляющая: набор форм и методовконтрольной  деятельности.
Все участники  правоотношений по валютному контролю могут быть разделены на
- Контролирующих субъектов (осуществляющих валютный контроль);
- Лиц, деятельность которых является объектом контроля (резиденты и нерезиденты).
      Наиболее  существенными различиями между  органами и агентами валютного контроля являются:
    принадлежащие исключительно органам валютного контроля право применять имущественные санкции
    отсутствие у агентов права на издание нормативных актов; подотчетность агентов орган валютного контроля.
     Совокупность  форм и методов (рис.5) контрольной деятельности представляют собой функциональную составляющую механизма валютного контроля.
     Форма валютного контроля - способ конкретного  выражения и организации контрольных действий представлены на рисунке 4.
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 4 «Формы валютного контроля» 
 
 
 
 

       
 
 
 
 

Рис. 5 «Методы  валютного контроля»
      Валютный  контроль за банковскими валютными  операциями как составная часть  валютного регулирования представляет собой систему мер по проверке Центральным банком РФ соответствия процесса осуществления уполномоченными банками банковских валютных операций порядку, установленному законодательством о валютном регулировании и валютном контроле.
     Контроль  за деятельностью уполномоченных банков Территориальными учреждениями Банка  России в области осуществления валютных операций осуществляется двумя способами:
    документарный (дистанционный) контроль;
    инспекционная проверка.
     При реализации своей компетенции в  области валютного контроля Банк России большое внимание уделяет соблюдению установленного законодательством порядка осуществления валютных операций клиентами уполномоченных банков.
     Поскольку валютный контроль Банк России за валютными  операциями указанных субъектов  осуществляет преимущественно через уполномоченные банки, то здесь важную роль играет надзор за соблюдением требований Банка России по учету указанных операций уполномоченными банками и отчетности по ним, а также применение ответственности за несоблюдение данных требований. 
 

1.3 Ответственность за нарушение валютного законодательства
    Валютное  правонарушение – общественно опасное  противоправное деяние (действие, бездействие) нарушающее установленные нормы  валютного законодательства3.
    Ответственность за правонарушение валютного законодательства установлена ст. 14 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» в форме:
    1) взыскания в доход государства  всего полученного по недействительным  в силу закона сделкам;
    2) взыскание в доход государства  необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий;
    3) Штрафа в пределах суммы, которая  не была учтена, была учтена  ненадлежащим образом или по  которой документация и информация  не были представлены в установленном  порядке.
    При повторном нарушении – в форме:
    1) взыскания в доход государства  указанных сумм и штрафов в  размере пятикратного размера  этих сумм, осуществляемого ЦБ  РФ в соответствии с законами  Российской Федерации;
    2) приостановление действия или  лишения резидентов, включая уполномоченные  банки, или нерезидентов выданных органами валютного контроля лицензий и разрешений;
    3) другие санкции, установленных  законодательством России.
    Взыскание сумм штрафов и иных санкций производится органами валютного контроля, в том  числе по представлению агентов  валютного контроля, с юридических лиц – в бесспорном порядке, а с физических лиц – в судебном.
Состав валютного правонарушения:
    1. Объект правонарушения - круг общественных  отношений. регулируемых и охраняемых  валютным правом, в котором произошло  деяние причинившее этим отношениям вред. Любое правонарушение, даже если оно и не возымело осязательных вредных последствий, наносит вред правопорядку, причиняя урон общественному правосознанию внося беспорядок в урегулированные правом отношении. Особенно вредны правонарушения, оставшиеся безнаказанными.
    2. Объективная сторона - характеристика  деяния, способа его совершения, обстоятельств. Для ряда составов  валютных правонарушений достаточно  только совершения деяния, хотя  бы оно и не повлекло последствий. 
    Если  это деяние обусловлено вредными последствиями, то ответственность за него, либо усиливается, либо осуществляется по другому составу, предусматривающему более строгую ответственность. Другие составы правонарушения включают определение последствия деяния и, соответственно, предполагают установление причинной связи деяния и наступивших последствий.
    3. Субъект правонарушения - тот, кто  совершил правонарушение, характеристика  правонарушителя. 
    При осуществлении штрафной, карательной  ответственности качества лица, совершившего правонарушение, учитываются как обстоятельства, влияющие на степень строгости наказания - смягчающие или отягчающие (наличие судимости или неснятого взыскания и др.).
    Рядом составов правонарушений предусмотрен специальный субъект - должностное  лицо (работник финансово органа, государственный служащий в компетенцию которого входит регулирование валютных правоотношений)
    Субъектами  некоторых валютных правонарушений могут быть организации. Предприятия, организации, учреждения могут быть привлечены к ответственности .
    За  имущественные правонарушения отвечают физические и юридические лица. Субъектами правонарушений могут быть органы печати и другие средства массовой информации, распространившие о ком-либо неправильные или порочащие сведения.
    4. Субъективная сторона - формы вины. В отношении составов, где деяние квалифицируется без связи с его последствиями, действует общий принцип: «Незнание официально опубликованного закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение».
    В сложных составах, содержащих описание деяния и его последствий, сверх того важна дифференциация форм вины. Различаются умысел и неосторожность. Правонарушение признаётся совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, предвидело его вредные или опасные последствия и желало их наступления (прямой умысел) или сознательно допускало наступление этих последствий (косвенный умысел) (ст.25 УК РФ). Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо предвидело возможность наступления вредных или опасных последствий своего деяния, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение (легкомыслие) либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность) (ст.26 УК РФ).
Признаки валютного правонарушения
    Правонарушение  является виновным деянием. Вина - это  психическое отношение лица к  собственному поведению и его  результатам, в котором выражено отрицательное или легкомысленное отношение к праву, к интересам  общества и государства, к правам и свободам других лиц.
    Поскольку право регулирует волевое поведение  людей, о правонарушении можно говорить только тогда, когда от воли человека зависело - поступить правомерно или  неправомерно, и избран второй вариант  в ущерб первому. Соответственно не являются правонарушениями, хотя бы и противоречащие праву, деяния малолетних, а также лиц, признанных невменяемыми (тех, кто во время совершения деяния не могли отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие душевной болезни или иного болезненного состояния).
    Вред - непременный признак валютного  правонарушения, Характер вреда может  различаться по объекту, размеру  и другим признакам, но правонарушение всегда имеет социальный вред. Он может  иметь материальный или моральный  характер, быть измеримым или нет, более или менее значительным, ощущаемым отдельным человеком, коллективом и обществом в целом. Та или иная характеристика вреда зависит от видов нарушенных интересов, субъективных прав, объекта правонарушения.
    Наличие вреда является необходимым социальным признаком всякого правонарушения, обусловливающим все правонарушения в качестве общественно опасных деяний.
    Понятие общественной опасности, а значит, и  противоправности, может распространяться только на сознательные, волевые виновные действия людей. Причинение вреда в результате действий сил природы, невменяемых, недееспособных и случайного (невиновного) поведения можно характеризовать понятием «опасности», а не «общественной опасности»
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.