На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Избирательная система и вопросы её демократизации в Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Министерство  образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Хабаровская  государственная академия экономики  и права» 

Юридический факультет 

Кафедра конституционного, административного  и финансового права. 
 
 
 
 
 
 

    Курсовая  работа
    По
    Конституционному  праву Российской Федерации.
    На тему:  Избирательная система и вопросы её демократизации в                    Российской Федерации.
                                            

                                               Выполнила:
                                           Студентка 2 курса очного
                                          отделения юридического
                                               факультета ХГАЭП  
                                                группы Ю-94  
                                                Пряничникова Кристина
                                                Андреевна
                                                Проверила: Пескова А.А.                                          
 
 
 

Хабаровск  2010 

План
    Введение
    Избирательная система: понятие и виды.
    Выборы: понятие, социальное назначение и политическая роль.
    Демократизация избирательной системы.
    Заключение
    Библиографический список
 


 
Введение 

            Становление российской государственности - крайне сложная и противоречивая сфера, где происходят глубокие и быстрые перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых форм, переосмысление исторического опыта и критика классических авторитетов. Отражением этих процессов явился и новый подход к способам и порядку формирования государственных органов.
            В Российской Федерации конституционно закреплены как высшее непосредственное выражение принадлежащей народу власти референдум и свободные демократические выборы.
            Актуальность рассматриваемой темы очевидна. Избирательная система определяет порядок проведения выборов в государстве, а также включает в себя все общественные отношения, связанные с ними. Конституция РФ 1993года объявила референдум и выборы высшим выражением власти народа, непосредственным ее проявлением. Однако избирательная система, по мнению авторов, не может формировать, а тем более играть существенную роль в процессе становления государственности, наоборот, государственность является институтом, полностью и исключительно отвечающим за структуру и форму избирательной системы.
            Действительно, выборы - это форма непосредственной демократии. Любое демократическое государство немыслимо без проведения периодических свободных выборов, составляющих основу представительной демократии. Через выборы большинство граждан участвует в осуществлении государственной власти. Выборы являются важнейшей формой контроля граждан за деятельностью государственных и муниципальных органов. Избрание депутатов и должностных лиц порождает ответственность органов власти перед населением.
            Выборы - это и форма политической борьбы. Плюрализм идеологий и наличие многопартийности является обязательной предпосылкой истинно демократического избирательного процесса. Вынесенный на обсуждение выше  тезис о том, что государственность формирует избирательную систему, а не наоборот, подтверждает и следующее.
            Избирательное право резюмирует два важнейших признака политической демократии - конкурентный характер политической власти и ее сменяемость (ротация) только по итогам периодически проводимых выборов.
            В современной российской государственности мы можем говорить о выборах как периодически проводимых (выборы 1995, 1996 гг.), но констатировать конкурентный характер политической власти не имеет смысла ввиду его отсутствия.
           Целью настоящего исследования авторы считают раскрытие сути и структуры, порядка функционирования избирательной системы, выявление ее недостатков и предложение путей выхода из сложившейся ситуации. Работа не претендует на фундаментальное и полное освещение избирательной системы, а берет лишь частичное понимание узкого и широкого смыслов проблемы, затрагивает общие основы процесса влияния избирательной системы на становление демократических основ российской государственности.
           Цели работы раскрывают свое содержание через осмысление своих промежуточных задач: рассмотрение некоторых исторических аспектов российской государственности, повлиявших и неучтенных в процессе функционирования избирательной системы РФ; подтверждение тезиса о том, что избирательная система - это зеркало российской государственности; частичное разбирательство проблем и предложение альтернативных путей их разрешения.
            В заключение добавим, что стержнем для формирования избирательной системы должно стать обеспечение политической свободы каждого гражданина, его права выбирать. Избирательное право является формальным, а нормы избирательного права лишены правозащитной силы, если у гражданина нет возможности сделать реальный выбор между разными политическими силами, которые по-разному рассматривают приоритеты развития страны и государства, задачи этого государства в увязке с формами их разрешения.
 


    Избирательная система: понятие, виды.
 
            В научной литературе термин «избирательная система» употребляется обычно в двух значениях - широком и узком.
            В широком смысле избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Сфера этих отношений весьма широка. В нее входят вопросы и определения круга избирателей и избираемых, и инфраструктуры выборов (создание избирательных единиц, избирательных органов и др.), и отношений, складывающихся на каждой из стадий избирательного процесса вплоть до его завершения. Регулируется избирательная система нормами избирательного права, понимаемого как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права. Однако не вся избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и др.), а также обычаями и традициями данного общества.1
            В отечественной и зарубежной  литературе нет единой точки  зрения на понятие избирательная  система. Многие ученые под  избирательной системой понимают  совокупность фактических общественных  отношений, возникающих в процессе  организации и проведения выборов,  а также осуществление взаимоотношений между избирателями и депутатами. Вместе с тем, никто не возражает против того, что избирательная система является государственно-правовым институтом. Но из приведенного определения выпадает упоминание о нормах права, что ставит под сомнение его научность.
            С другой стороны, в большинстве зарубежных стран под избирательной системой понимают порядок определения результатов выборов. В этом случае важнейший политико-правовой институт сведен только к технико
процедурным нормам, которые лишь в незначительной мере являются отражением политики и  права.
             Мне ближе следующее понимание  избирательной системы: избирательная  система это совокупность юридических норм, устанавливающих принципы, на основе которых осуществляются выборы, право избирать и быть избранными, ответственность депутатов и других выборных лиц за свою деятельность перед избирателями, порядок организации и проведения выборов. Это совокупность общественных отношений, возникающих по поводу выборов.
         Это определение показывает участие  государства в обеспечении прав  гражданина. Ведь только государство может устанавливать законодательные нормы, которые позволяют называть его демократическим.
         Поскольку эти отношения с общественной точки зрения очень значимы, они регулируются правовыми нормами, система которых и составляет избирательное право (правовой институт), но некоторые ученые считают, что в будущем оно станет подотраслью конституционного права.
       Однако  нас больше интересует избирательная  система в так называемом узком  смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная  система, результаты выборов при  одних и тех же итогах голосования  могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко  борются между собой за более  выгодную для себя избирательную  систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться).
       Существует пять видов систем: мажоритарная, пропорциональная, полупропорциональная , система единственного передаваемого голоса и смешанная.
       Мажоритарная (от франц. мajorite-большинство) система наиболее пригодна на выборах системы большинства. При этой системе побеждает тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, пропадают. Это система единственная подходящая на выборах одного должностного лица. Если же ее применять для выборов  коллегиального органа, например верхней или нижней палаты парламента, создаются одномандатные избирательные округа, то есть в каждом из них должен быть избран  один депутат.
       Мажоритарная  система имеет несколько разновидностей. Они различаются по величине голосов необходимых для избрания большинства.
       Первая  разновидность-система относительного большинства. При этой системе побеждает тот, кто получил простое большинство голосов. Такая система применяется во втором туре избрания губернатора, двое получившие простое большинство голосов переходят во второй тур, если в первом туре ни один кандидат не набрал абсолютное большинство голосов (50% плюс один голос).
       Если  кандидатов более двух десятков, избранный  кандидат может набрать всего 10%, а может и меньше. Хотя система относительного большинства и приспособлена для выборов в парламент, но не всегда оказывается справедливой. При данной системе значительная часть голосов, а именно голоса, поданные за неизбранных кандидатов, пропадает, то порой оказывается, что партия получившая по стране большинство голосов, в палате получает меньшинство мест.
       Несколько более справедливой с этой точки  зрения можно считать мажоритарную систему абсолютного большинства. При этой системе чтобы один из кандидатов выиграл, ему нужно набрать 50% плюс один голос. Выше я уже упоминала  о ней. По этой системе проходит первый тур на избрании губернатора.
       При этой системе так же может оказаться, что партия получившая большинство голосов получит меньше мест, но это менее вероятно по сравнению с системой простого меньшинства.
       Еще одним минусом системы абсолютного  большинства является то что, если кандидатов много, то получение 50% и одного голоса весьма проблематично. И чтобы  эта система  могла быть реализована, существуют два способа. Первым является альтернативное голосование. Избиратели выбирают не одного, а трех кандидатов, нумеруя их в порядке предпочтения. Далее билютени раскладывается по предпочтениям. Если ни один кандидат не набирает абсолютное большинство первых предпочтений, то к ним прибавляют те голоса в которых кандидаты указаны вторыми в списке и так пока один из них не получит абсолютное большинство. Преимуществом этого способа является то, что голосование проводится в один тур.
Вторым способом является перебаллотировка или второй тур выборов. Таки способом избирается президент Российской Федерации. Во второй тур проходят два кандидата с простым большинством голосов. И голосование проходит вновь. Победил тот кандидат, который получил простое большинство голосов. Такой способ называется системой двух туров, но возможна и система трех туров. При этой системе во втором туре требуется абсолютное  большинство. Если оно не достигнуто, то проводится третий тур. Побеждает- получивший простое большинство голосов.
       Вторым видом системы является пропорциональная система. Она более подходит для выборов в парламент. Ее основная идея заключается в том, чтобы каждая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах.
       Практика  показала, что проведение выборов в парламент по мажоритарной системе приводит к тому, что количество депутатских мандатов полученных партией в парламенте, не соответствует числу голосов избирателей, поданных за данную партию. Пропорциональная система, напротив, достаточно точно выражает распределение политических предпочтений в стране.2
       К минусам данной системы относится  то, что избиратель выбирает не между персонами, а между партиями т.к. голосующие выбирают не одного кандидата, а список где выдвинуты несколько человек от одной партии. Так же минусом является и то, что неограниченное использование пропорциональной системы может привести к появлению в палате множество мелких партий, объединенных вокруг маловлиятельных, но амбициозных лидеров, которые, не будучи способны к конструктивному сотрудничеству, путем обструкции препятствуют принятию необходимых для страны или соответствующего регионального сообщества решений. Чтобы избежать этого в некоторых странах введен заградительный пункт, т.е. минимальный процент прохода партии. В 1995 году не прошло около половины партий в Российскую Государственную Думу из-за 5% порога.3
       Места в палатах распределяются по различным  методам, с помощью квоты. Первый метод когда число поданых голосов делят на число мест и получают квоту. Затем число поданных голосов за одного кандидата делится на квоту. Места распределяются согласно полученным целым числам. Оставшиеся места распределяются по двум методам: наибольшего остатка(применяется в Государственной Думе) или когда поданные голоса делятся на число мест плюс один-метод наибольшей средней. Партии получившие большее число и получают оставшиеся места.
       Так же существует улучшенная квота. Общее число голосов делится на число мест плюс два. Оставшиеся места распределяются или по методу наибольшего остатка, или набольшей средней.
       Можно упомянуть еще квоту, предложенную в прошлом веке британским барристером Друпом: Q = [х: (у + 1)] + 1. Здесь Q-это квота, x-общее число поданых голосов, а y-число мест.
       Чтобы избежать второго распределения, в  некоторых странах применяется  метод делителей. Он заключается  в том, что число голосов, полученных каждой партией, делится на ряд возрастающих чисел, после чего полученные частные располагаются по убывающей. То частное, которое по своему порядковому месту соответствует числу мандатов, приходящихся на данный избирательный округ, представляет собой избирательную квоту, а число равных ей или превышающих ее частных, которые имеет партия, указывает на то число мандатов, которое она получает.
       В других странах делится число  голосов, полученных каждой партией, на несколько иной ряд делителей: это  либо только нечетные числа, либо вдобавок к этому первое число бывает дробным (например, 1,4) и так далее. 4
       Некоторые партии идут на хитрость и обьединяются в блоги. После получения мест для блога они распределяются внутри по методу деления.
       После распределения мест внутри партии, определяются кандидаты, которые их получат. Составляется список, в начале которого идут лидеры, и далее по убывающей. Естественно, что чем ближе кандидат к началу списка, тем больше у него шансов получить место. Но и тут важен голос избирателя т.к. голосуя за партийный список кандидатов, он получает право указать в списке предпочтительную кандидатуру, которая в следствии имеет право получить место вне очереди, несмотря на свое положение в списке.
       Вениамин  Евгеньевич Чиркин, считает, что для выборов в парламент нашей страны оптимальна пропорциональная система с преференциальным вотумом. Применительно к России суть ее в следующем. Ликвидируется единый общефедеральный округ, а страна разделяется на 40-50 многомандатных округов. Это дает прекрасную возможность индивидуализировать кандидатов, т.е. 8-10 фамилий (от каждой партии) будут фигурировать в партийном списке. В округе будут соревноваться не 23 партии а, 4-5 (это показывает зарубежный опыт). Поэтому избиратель получает 50 фамилий. Избиратель сначала определит свою партийную принадлежность, затем определяют свою политическую ориентацию из списка кандидатов этой партии. Далее определяется, сколько мест в Думе получает каждая партия. Кандидаты считаются прошедшими в законодательный орган исходя не из очередности в списке (которую определяют сами партии), а исключительно из того, у кого больше преференций.5
       Полупропорциональная система это что-то среднее между пропорциональной и мажоритарной системой. Это достигается благодаря применению так называемого ограниченного вотума, при котором избиратель голосует не за такое число кандидатов, которое равно числу подлежащих избранию от избирательного округа депутатов, а за меньшее. Ограниченный вотум требует от политических партий точного расчета при выдвижении их кандидатов. Надо хорошо представлять себе, сколько голосов насчитывает партийный электорат и как они могут распределиться между кандидатами от партии. Ведь если партия выдвинет в избирательном округе слишком много кандидатов, голоса ее электората «распылятся» между ними и вполне может случиться, что ни один не окажется избранным. С другой стороны, если кандидатов будет мало, то они могут получить больше голосов, чем нужно для избрания, а эти лишние голоса ничего партии не дают, кроме сожалений о неиспользованной возможности провести дополнительно еще одного или более своих депутатов.
       Тот факт, что избиратель, принадлежащий  к большинству, может влиять своим  голосованием на выбор не всех депутатов  от избирательного округа, открывает  возможности для меньшинства  провести в представительный орган  в этом избирательном округе одного или даже нескольких своих депутатов, либо несколько депутатов пройдут  от разных меньшинств. Разумеется, пропорционального  представительства здесь, как правило, не получается (большинство обычно бывает непропорционально велико), и потому такие избирательные  системы называют полупропорциональными.6
       Так же еще есть кумулятивный метод. Избирателю дается определенное число голосов, которые он может отдать одному или  нескольким кандидатам.
       Система единственного передаваемого голоса в теории считается самой справедливой. В многомандатном округе кандидаты выдвигаются в таком же порядке, как при системе единственного непередаваемого голоса, то есть каждая партия может выдвинуть столько кандидатов, сколько сочтет необходимым, и допускается выдвижение независимых кандидатов. Избиратель же действует, как при мажоритарной системе с альтернативным голосованием, то есть против фамилии наиболее желательного кандидата отмечает первую преференцию, затем против фамилии следующего - вторую и так далее. Формально он не связан партийной принадлежностью кандидатов, хотя на практике, скорее всего, будет принимать ее во внимание, считаясь с рекомендациями партии, которой симпатизирует.
       После установления общего числа проголосовавших  или общего числа действительных бюллетеней определяется избирательная  квота. Затем бюллетени раскладываются по пачкам с учетом первых предпочтений, выраженных определенным кандидатам. Кандидаты, получившие квоту, считаются  избранными. Однако обычно такие кандидаты  получают сверх квоты определенный излишек голосов, который им не нужен. Этот излишек передается кандидатам, не получившим квоты, в соответствии со вторыми предпочтениями. Вопрос: какие же именно бюллетени надо передать?
       Например, квота составляет 2700 голосов. Кандидат А получил 3700 первых предпочтений. У него 1000 лишних голосов. Из всех его 3700 бюллетеней в 370 (10 %) второе предпочтение отдано кандидату Б, а в 740 (20 %) - кандидату В. Что касается остальных бюллетеней, то там второе предпочтение либо отдано кандидатам, также получившим квоту, либо никому не отдано. Поэтому из 1000 лишних голосов 100 (10 %) отдаются кандидату Б, а 200 (20 %) - кандидату В. Если, скажем, кандидат В тем самым добрал голоса до квоты, он также считается избранным.
       Если  после того, как распределены излишки  голосов, остались незамещенные мандаты  и неизбранные кандидаты, исключаются  неизбранные кандидаты, получившие наименьшее число голосов, а бюллетени, в которых им отдано первое предпочтение, передаются другим кандидатам в соответствии со вторыми предпочтениями подобно  тому, как делается при альтернативном голосовании.
       Минусом данной системы является то, что определить результаты выборов технически сложно.
       Практика  проведения выборов по смешанной  системе в парламент показала, что так называемые независимые  кандидаты с развитием многопартийности  и при отсутствии поддержки какай  либо партии имеют все меньше шансов на избрание.7
         Смешанная избирательная система возникает тогда, когда при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. Это обычно продиктовано стремлением соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки.8
 


    2 . Выборы: понятие, социальное назначение и политическая роль. 

       Выборы  – это важнейший институт общества через, который граждане могут выразить свою волю.  Выборы - демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах.
       Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а  также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное  волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов  и норм избирательного права и  права на участие в референдуме.9
       Можно выделить две группы демократических принципов: во-первых,
принципы  избирательного права, определяющие статус, положение каждого гражданина на выборах; во-вторых, общие принципы организации выборов, характеризующие основополагающие организационные, в том числе и социальные, условия их демократичности.
       Демократические принципы избирательного права включают:
Всеобщность - все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой или профессиональной принадлежности, языка, уровня дохода,  богатства, образования, конфессии или политических убеждений, имеют активное (в качестве избирателей) и пассивное (в качестве   кандидатов)   право   на   участие   в   выборах. Всеобщность ограничивается лишь крайне небольшим количеством цензов. Возрастной ценз, ценз нетрудоспособности, моральный ценз, ценз оседлости.
     В настоящее время возвратной ценз в большинстве стран составляет 18 лет, в некоторых странах он выше - 21 (Малайзия, Марокко, Боливия, Камерун, Ямайка), в некоторых ниже - 16 (Бразилия и Иран), 17 (Индонезия). В США, например, в 1787 году право голоса предоставлялось только белым мужчинам-собственникам, имущественный ценз исчез лишь к концу XIX века. Женщины получили право голоса лишь в 20-м году под влиянием Октябрьской революции в России, а черные – к концу 60-х годов. До 1970 года в ряде штатов существовал ценз на грамотность.
       Всеобщее  избирательное право утвердилось  в демократическом мире
непосредственно после второй мировой войны.
            Равенство  -  каждый  избиратель   имеет только   один   голос,
который оценивается одинаково, независимо от его принадлежности тому
или иному  человеку. Равенство избирательных  прав также предполагает
равенство избирательных округов. Так в  США считается приемлемым,
если  на выборах в конгресс разница  в количестве жителей избирательных
округов не превышает 2%, в ФРГ на 1выше. В России на выборах в Гос. Думу 1995 года численность избирателей в округах колебалась от 400 тысяч, в
густонаселенных районах, до 300 тысяч, в Якутии и 172 тысяч в Туве.
Неправильная  нарезка округов может быть эффективным  средством для
манипулирования голосами избирателей. 
       Тайна      выборов -решение конкретного избирателя не должно
быть  кому-либо известно. Этот принцип обеспечивает свободу выбора,
предохраняет    граждан    от    всевозможного    преследования, подкупа.
Практически   тайна   выборов    обеспечивается   закрытой   процедурой
голосования, наличием специальных кабин для  голосования, стандартной
формой, одинаковостью бюллетеней для голосования, включением в них
имен  всех кандидатов или же использование  специальных машин.
          Прямое      (непосредственное) голосование - избиратель принимает решение о непосредственном кандидате на выборную должность, голосует за реального человека.
         На базе демократических избирательных прав сформировались принципы, характеризующие организацию избирательного процесса. К таким относятся:
       Свобода выборов,  предполагающая,  прежде  всего  отсутствие политического, административного, социально-экономического, психологического и информационного давления  на  избирателей,
активистов, кандидатов и организаторов выборов. 
       Так же важным показателем является наличие выбора, альтернативных кандидатов. 
       Состязательность, конкурентность выборов. Различные политические силы должны иметь возможность бороться за доверие избирателей  на  выборах,  знакомить  и  убеждать их в правильности, преимуществах своей предвыборной программы. Периодичность  и регулярность выборов. Равенство возможностей политических партий и кандидатов.
       Рассмотрим  данный институт на примере выборов президента Российской Федерации.
       Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего  равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
       Участие гражданина Российской Федерации в  выборах Президента Российской Федерации  является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие  на гражданина Российской Федерации  с целью принудить его к  участию или неучастию в выборах  Президента Российской Федерации, а  также препятствовать его свободному волеизъявлению.10
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.