На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Изучение динамики профессиональной мотивации у студентов Государственного Университета Управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию и науке

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

 
 
 
 

Институт  психологии и социологии управления
Кафедра «Реклама» 
 

Специальность:   032401 – «Реклама»
Форма обучения:   очная 
 

Курсовая  работа
по дисциплине: «Социальная психология» 

«Изучение  динамики профессиональной мотивации у студентов Государственного Университета Управления» 
 
 
 
 

Исполнители:
Депутатова Д.В., Яшина А.С.
Студенты III курса 2 группы 

Подпись:________________ 

Руководитель:
Симоненко С.И., к.пс.н., доц. 

Подпись:________________ 
 
 

Москва 2011
Содержание 

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения профессиональной мотивации
1.1 Сущность профессиональной мотивации………………………………….6
1.2 Специфика мотивации профессионального выбора студента……………9
Глава 2. Эмпирическое изучение динамики профессиональной мотивации у студентов ГУУ
2.1 Организация и методы исследования………………………………………13
2.2 Результаты изучения динамики профессиональной мотивации у студентов ГУУ…………………………………………………………………...15
2.3 Рекомендации  по оптимизации профессиональной  мотивации у студентов ГУУ……………………………………………………………………………….17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...20
Приложение 1…………………………………………………………………….22
Приложение 2…………………………………………………………………….26 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Проблема  формирования мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, мотивы, присущие данному возрасту выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного “Я” в системе общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.
     Актуальность  проблемы исследования заключается  в том, что проблема профессиональной мотивации в настоящее время  приобретает особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение.
     Изучение  структуры профессионально-ориентированной  мотивации студентов, знание мотивов  позволит психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности профессиональной деятельности: правильно осуществлять отбор, обучение, расстановку кадров, планировать профессиональную карьеру.
     Студенческий  возраст представляет особый период жизни человека. Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. Одними из важнейших компонентов профессиональной деятельности является мотивационный комплекс личности: мотивация учебной и профессиональной деятельности, мотивация успеха и боязнь неудачи, факторы привлекательности профессии для студентов обучающихся в ВУЗе. Правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем. Отношение к будущей профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность профессионального обучения.
     В настоящее время в науке не выработан единый подход к проблеме мотивации поведения человека, не устоялась терминология, не сформулированы чётко основные понятия. Особенно малоизученной оказалась структура профессионально-педагогической мотивации у студентов в процессе подготовки специалиста в вузе.
     Цель  исследования: изучить динамику профессиональной мотивации у студентов Государственного Университета Управления (ГУУ).
     Объект  исследования: мотивационная сфера личности.
     Предмет исследования: динамика профессиональной мотивации у студентов ГУУ.
     Гипотеза  исследования: переход от старшего школьного возраста к студенческому сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Необходимо учитывать, что отличия в мотивации могут наблюдаться у студентов различных курсов, факультетов и специальностей.
     Задачи  исследования:
     1) проанализировать степень разработанности  проблемы – динамика профессиональной  мотивации – в отечественной  и зарубежной литературы;
     2) выявить ведущие мотивы профессиональной  деятельности и динамику профессиональной мотивации у студентов ГУУ;
     3) разработать рекомендации по  оптимизации профессиональной мотивации у студентов ГУУ.
     Методы  исследования:
    Метод организации исследования – метод срезов, сравнительный;
    Эмпирические методы – тестирование;
    Метод обработки результатов – количественный и качественный анализ с применением математической статистики;
    Метод интерпретации – структурный.
     В работе применялся опросник на выявление  ведущих мотивов профессиональной деятельности (см. Приложение 1)
     Эмпирической  базой исследования выступили группы Логистика и управление цепями поставок 1-2 (27) и Реклама 3-2 (31)ГУУ . 

 

Глава 1. Теоретические  основы изучения профессиональной мотивации 

1.1 Сущность профессиональной  мотивации 

     Мотивация сотрудников занимает одно из центральных  мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей организации по существу является главной задачей руководства персоналом. Если спросить разных руководителей, что такое мотивация, то в их определениях, наверняка, будут такие понятия, как "желания", "потребности", "стремления", "мотивы", "цели", "задачи" или "стимулы". Все эти понятия так или иначе отражены в следующем определении мотивации. Мотивация - это внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели. [11, С.119]
     Существуют  различные способы мотивации, из которых назовем следующие:
     1. Нормативная мотивация - побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т.п.;
     2. Принудительная мотивация, основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований;
     3. Стимулирование - воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ - стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.
     Первые  два способа мотивации являются прямыми, ибо предполагают непосредственное воздействие на человека, третий способ - стимулирование - косвенный, поскольку в его основе лежит воздействие внешних факторов - стимулов. [21, С.186]
     Мотивация делает поведение человека целенаправленным. Цель здесь – это то, что может привести к ликвидации испытываемого человеком состояния нужды в чем-либо. Достижение цели приводит к уменьшению или исчезновению напряжения.[1, С.22]
     Основными функциями мотивации являются:
      Побуждение к действию. Мотивы - это то, что заставляет человека действовать или является стимулом к действию. В этом смысле человек, активно действующий для достижения определенной цели, которая позволит ему удовлетворить какую-либо потребность, будет рассматриваться как мотивированный, а пассивный, равнодушный или бездействующий - как немотивированный или обладающий низкой мотивацией.
      Направление деятельности. Люди постоянно принимают решения о том, как они будут достигать своих целей. Например, голодный человек может сделать выбор между тем, чтобы пообедать дома, на работе или перекусить на улице. Человек, испытывающий чувство одиночества, может выбирать между разными друзьями или разными компаниями. Работник, стремящийся произвести благоприятное впечатление на своего руководителя, также может выбирать разные варианты: работать особенно усердно над важной задачей, оказать руководителю какую-то услугу или польстить ему. Все эти действия имеют нечто общее – они представляют собой некоторые выборы, которые направляют усилия человека на достижение определенной цели, позволяющей удовлетворить соответствующую потребность.
      Контроль и поддержание поведения, направленного на достижение цели, выражается в определенной настойчивости в достижении этой цели. Мотивация делает человека пристрастным, заинтересованным. Так человек, поведение которого определяется денежной мотивацией, стремящийся к зарабатыванию денег, в разных ситуациях и при разных обстоятельствах будет действовать в соответствии с этой доминантой. Поставленные перед ним задачи или открывающиеся возможности он будет рассматривать преимущественно с точки зрения возможности зарабатывания денег. [6, С.107]
     Центральное место в теории мотивации занимает понятие «мотив». Мотив - это преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение ею тех или иных потребностей. Нередко мотивы определяют и как первоначально не актуализированную готовность человека к определенному поведению. Актуализация мотива означает превращение его в главный импульс психологической активности, детерминирующий поведение. Какие же стороны поведения человека раскрываются в понятии мотива? [5, С.247]
     Мотив характеризует, прежде всего, волевую  сторону поведения, т.е. он неразрывно связан с волей человека. Можно  сказать, что мотив - это импульс и причина человеческой активности. Он представляет собой преимущественно осознанное побуждение. Несмотря на то, что многие мотивы зарождаются в подсознании, тем не менее, они становятся движущей силой, детерминантом поведения, лишь, будучи в большей или меньшей степени осознаны. Мотив порождается определенной потребностью, выступающей конечной причиной человеческих действий. Он - феномен психологии, субъективной реальности, т.е. сознания и подсознания. Хотя мотив выражает готовность к действию, побуждает к нему, он может, и не перерасти в действие или поведение, в этом случае имеет место борьба мотивов, в которой побеждает и актуализируется наиболее сильный из них [10, С.192]. 
 
 

     1.2 Специфика мотивации профессионального выбора студента 

     Применительно к учебной деятельности студентов в системе вузовского образования под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.
     При этом под мотивами профессиональной деятельности понимается осознание предметов актуальных потребностей личности (получение высшего образования, саморазвития, самопознания, профессионального развития, повышение социального статуса и т.д.), удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих его к изучению будущей профессиональной деятельности [18, С.141].
     Если  студент разбирается в том, что  за профессию он выбрал и считает  ее достойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как складывается его обучение. Исследования, проведенные в системе начального профессионального образования и в высшей школе, полностью подтверждают это положение.
     С помощью экспериментов на материале различных российских ВУЗов было установлено, что больше всего довольны избранной профессией студенты 1 курса. Но в течение всех лет учебы этот показатель неуклонно снижается вплоть до 5 курса [18, Самыгин С.И., С.141,]. Несмотря на то, что незадолго до окончания ВУЗа удовлетворенность профессией оказывается наименьшей, само отношение к профессии остается положительным. Логично было бы предположить, что снижение удовлетворенности вызвано невысоким уровнем преподавания в ВУЗе. Тем не менее, не следует переоценивать максимальную удовлетворенность профессией на первом году обучения. Студенты-первокурсники опираются, как правило, на свои идеальные представления о будущей профессии, которые при столкновении с реалиями подвергаются болезненным изменениям. Однако важно другое. Ответы на вопрос «Почему профессия нравится?» свидетельствуют, что ведущей причиной здесь выступает представление о творческом содержании будущей профессиональной деятельности. Например, студенты упоминают «возможность самосовершенствования», «возможность заниматься творчеством» и т. п. Что же касается реального учебного процесса, в частности, изучения специальных дисциплин, то здесь, как показывают исследования, лишь незначительное число студентов-первокурсников (менее 30%) ориентируются на творческие методы обучения. С одной стороны, перед нами - высокая удовлетворенность профессией и намерение по окончании вуза заниматься творческой деятельностью, с другой - желание приобрести основы профессионального мастерства преимущественно в процессе репродуктивной учебной деятельности. В психологическом плане эти позиции несовместимы, так как творческие стимулы могут формироваться только в соответствующей творческой среде, в том числе и учебной. Очевидно, формирование реальных представлений о будущей профессии и о способах овладения ею должно осуществляться начиная с 1-го курса[18,С.148].
     Таким образом, формирование положительного отношения к профессии является важным фактором повышения учебной  успеваемости студентов. Но само по себе положительное отношение не может  иметь существенного значения, если оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии (в том числе и пониманием роли отдельных дисциплин) и плохо связано со способами овладения ею [2, С.294].
     Очевидно, в круг проблем, связанных с изучением  отношения студентов к избранной  профессии, должен быть включен целый ряд вопросов. Это:
     1) удовлетворенность выбором профессии;
     2) динамика удовлетворенности от  курса к курсу;
     3) факторы, влияющие на формирование  удовлетворенности: социально-психологические,  психолого-педагогические, дифференциально-психологические, в том числе и половозрастные;
     4) проблемы профессиональной мотивации,  или, другими словами, система  и иерархия мотивов, определяющих  позитивное или негативное отношение  к избранной профессии.
     Эти отдельные моменты, как и отношение  к профессии в целом, влияют на эффективность учебной деятельности студентов. Они, в частности, сказываются на общем уровне профессиональной подготовки, и потому данная проблема входит в число вопросов педагогической и социально-педагогической психологии. Но есть и обратная зависимость: на отношение к профессии, безусловно, влияют различные стратегии, технологии, методы обучения; влияют на него и социальные группы [12, С.119].
     Другой  важный фактор связан с мотивом творчества в будущей профессиональной деятельности, тягой к творчеству и теми возможностями, которые представляет для этого работа по специальности. Формирование творческого отношения к различным видам профессиональной деятельности, стимулирование потребности в творчестве и развитии способностей к профессиональному творчеству - необходимые звенья системы профессионального обучения и профессионального воспитания личности [20, С.274].
     Несмотря  на то, что удовлетворенность профессией обусловлена множеством факторов, ее уровень поддается вероятностному прогнозированию. Очевидно, эффективность такого прогноза определяется тем комплексом методик, которые будут применены для диагностики интересов и склонностей личности студента, его установок, ценностных ориентаций, а также характерологических особенностей [8, С.326].
     Выводы.
     Высокая отдача от работников возможна лишь в  том случае, если они будут заинтересованы в конечном результате и будут  положительно относиться к выполняемой  работе. Это возможно лишь тогда, когда  процесс работы и конечные ее результаты позволяют человеку удовлетворить важнейшие из его потребностей. То есть тогда, когда он имеет высокий уровень трудовой мотивации.
     Правильное  выявление профессиональных интересов  и склонностей является важным прогностическим  фактором удовлетворенности профессией в будущем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности. 

 

Глава 2. Эмпирическое изучение динамики профессиональной мотивации у студентов  – менеджеров 

2.1 Организация и  методы исследования 

     После изучения теоретических основ нашей проблемы – динамики профессиональной мотивации у студентов ГУУ– мы провели эмпирическое изучение по выявлению особенностей профессиональной мотивации.
     Основной  задачей нашего исследования являлось выявление ведущих мотивов профессиональной деятельности у студентов Государственного Университета  Управления специальностей Реклама и Логистика. В исследовании принимали участие студенты группы Реклама (3 курс) и Логистика (1 курс).
     Возрастной  состав испытуемых от 17 до 22 лет. Общее количество составило 35 человека, из них 6 парней, 29 девушек.
     Исследование  проводилось в рабочей обстановке, во время перерыва. Перед выполнением  тестов был проведен краткий инструктаж о правилах выполнения тестов.
     В данном исследовании применялся опросник на выявление ведущих мотивов профессиональной деятельности( см. Приложение 1) .
     Этот  опросник был выбран нами из-за удобство использования - тесты удобны, просты и практичны. Четкие, лаконичные вопросы – простые и понятные ответы.
     Данная  методика состоит из ряда утверждений (их 20 ), каждое их которых имеет 3 различных окончания. Необходимо из трёх вариантов окончания выбрать наиболее верный для самого человека. Далее в бланке ответов, розданных испытуемым, отыскивается соответствующий ответ и отмечается, обводя его кружком. Отвечая на вопросы, не следует стремиться произвести заведомо приятное впечатление, т.к. важен не конкретный ответ, а суммарный бал по серии вопросов.
     Методика  предназначена для изучения мотивов  профессиональной деятельности. Среди них условно выделены четыре основные группы:
    мотивы собственного труда (МСТ). Студенты с данной группой мотивов характеризуются рациональным использованием рабочего времени для выполнения конкретных задач, соблюдением трудовой дисциплины, увлеченностью процессом труда и его результатами.
    мотивы социальной значимости (МСЗ) характеризуют стремление студентов к согласованной работе в коллективе, их заинтересованность, инициативность, требовательность в совместной деятельности в целях достижения социально значимых результатов, осознанность общественного значения избранной профессии.
    мотивы самоутверждения в труде (МСУТ) означают, что студенты стремятся к более полному выявлению и использованию своих личностных возможностей в профессиональной деятельности.
    мотивы профессионального мастерства (МПМ) формируют у студентов применение знаний для повышения качества работы и получения дополнительных профессиональных знаний, умений и навыков.
     Исследования  по выявлению ведущих мотивов  профессиональной деятельности можно проводить и с одним испытуемым и с группой.
     Результат, который получился и есть ведущий мотив профессиональной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Результаты изучения динамики профессиональной мотивации у студентов ГУУ. 

     В результате проведенного нами исследования в группах были подсчитаны баллы, приведенные в таблице 2.1. (см. Приложение 2)
     По  данным таблицы видно явное преобладание одной группы мотивов профессиональной деятельности – мотивы самоутверждения в труде. Они доминирует у 21 тестируемого. У студентов 1 курса этот показатель встречается у 8 человек, а у студентов 3 курса – у 13 человек.
     На  втором месте стоят мотивы социальной значимости. Они преобладают у 9 учащихся. Из них 5 человек – студенты 1 курса  и 4 человека - студенты 3 курса.
     Мотивы  профессионального мастерства доминируют у 3 студентов: 1 курс – 3 человека, 3 курс – 1 человек.
     И, наконец, мотивы собственного труда  встречаются только у 2 студентов: 1 курс – 1 человек, 3 курс -1 человек.
     В результате исследования выявились  следующие процентные соотношения:
     Таблица 2.2.
                                               № группы Мотивы
Кол-во человек 
Группа  Реклама 3-2 Группа Логистика 1-2
Мотивы  собственного труда 5,26% 0,39%
Мотивы  социальной значимости 6,92% 31,25%
Мотивы  самоутверждения в труде 68,42% 50%
Мотивы  профессионального мастерства 5,26% 18,75%
 

Рис. 2.1. Гистограмма значимости мотивов профессиональной деятельности
     Данные  гистограммы наиболее ярко показывают преобладание у студентов обоих  курсов мотив самоутверждения в труде.
     Профессиональна ориентация динамична, изменчива и  представляет непрерывный процесс, протекающий под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов. Структуру профессиональных мотивов  можно выявлять на разных этапах становления профессионала: на этапе выбора профессии или специальности (взвешиваются все плюсы и минусы предлагаемой работы) в процессе работы по избранной специальности; при смене рабочего места.
     Профессиональная  мотивация формируется в результате целенаправленной деятельности школы, ВУЗа и коллективов, в которых приходится работать выпускникам школ, вузов и других учебных заведений. При рассмотрении проблем, связанных с профессиональной мотивацией, вопрос о влиянии мотивации на успешность деятельности является одним из основных. Общепризнано, что от выраженность профессиональных мотивов зависит эффективность деятельности. 
 

2.3 Рекомендации по  оптимизации профессиональной  мотивации у студентов ГУУ. 

     Общий смысл формирования оптимизации профессиональной мотивации состоит в том, что преподавателям желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному осознанному и ответственному.
     Воспитанию  положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в ВУЗе, группе; участие студента в коллективистических формах организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества преподавателя и учащегося, помощь преподавателя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение преподавателем студентов к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формирование мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся; эмоциональность речи преподавателя; ролевые игры, ситуация спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций; умелое применение преподавателем поощрения и порицания.
     Особое  значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения студента учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другой, включение учащихся в совместную учебную деятельность.
     Работа преподавателя, прямо направленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, должна включать в себя следующие виды воздействий:
     • актуализация уже сложившейся у школьника ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать;
     • создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.);
     • коррекция дефектных мотивационных  установок, изменение внутреннего отношения студента как к уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.
     Также немаловажно какими личностными  качествами обладает преподаватель  и насколько он сам заинтересован  в преподаваемом предмете.
     Рекомендации  по оптимизации общения со студентами:
     • никогда не оскорбляйте студента за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него с высоты своего авторитета;
     • прежде, чем ругать учащегося за неумение, необходимо попытаться понять причину его затруднений;
     • преподаватель должен объединяться вместе со студентом против объективных трудностей, стать его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.