На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалка по "Культорологии"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 23.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1)Особенности  гуманитарной и  естественнонаучной  культуры.
   Культура – это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама человеческая способность эти ценности производить и использовать.
   Культура – это всё, что создано человеком как бы в добавление к природному миру.
   Каждый  предмет культуры можно разложить  на 2 составляющие: прир. основу и соц. содержание и оформление. Именно это  служит основанием деления культуры на 2 типа – естественнонаучную и  гуманитарную.
   1-я  рассм. природные св-ва объектов,  а 2-я рассм. связи и отношения людей внутри общества, описывает соц. законы и духовную сферу чел. отношений.
   Наличие в единой человеческой культуре 2-ух типов стало предметом философского анализа ещё в начале XIX века. В XX веке эта проблема перешла уже и в практическую плоскость: возникло четкое ощущение растущего разрыва между ними. Этот разрыв носил негативный хар-р. К взаимопониманию можно прийти, начав хотя бы с анализа причин и условий взаимонепонимания. XX век отмечен грандиозными успехами естествознания, а гуманитарная культура не смогла предъявить что-нибудь равноценное.
   Основная  проблема их различия заключается не в том, кто главнее или нужнее. А в том, почему стандарты научности  естествознания слабо применимы  в гуманитарных областях? И, следовательно, куда направлять усилия: продолжать ли до сих пор не слишком удачные попытки внедрения естественнонаучных образцов  и методов в гуманитарную науку или сосредоточиться на выявлении специфики последней и разрабатывать для неё особые требования и стандарты научности?
   Вопрос  этот ещё не решён, но к настоящему моменту уже сложилась традиция достаточно строгого различения гуманитарного  и естественнонаучного знания.
Критерии  различия   Естественные  науки Гуманитарные  науки
Объект  исследования Природа Человек и общество
Ведущая ф-ция Объяснение (док-во) Понимание (истолкование)
Характер  методологии Обобщающий Индивидуализирующий
Влияние ценностей Малозаметно, неявно Существенно, открыто
Антропоцентризм Отвергается, изгоняется Неизбежен
Идеологическая  нагрузка Нейтралитет Нагруженность
Субъект и объект Строго разделены Частично совпадают
Колич-но-кач. хар-ристики Преобл-ние кол-ных  оценок Преобл-ние кач-ных  оценок
Примен. эксперим. методов Основа методологии Затруднено
Хар-р  объекта исследования Материальный, устойчивый Идеальный, изменчивый
2)Наука  в духовной культуре  общества.
   Выделяют 4 области познавательной и творческой деятельности человека: искусство, религия, философия и наука.
   Искусство в истории человечества появилось первым и до сих пор остаётся главной сферой проявления творческого начала личности. Для искусства хар-но образное интуитивное мышление.
   Религия в жизни общества всегда занимала значительное место и составляла компонент общей человеческой культуры. Она опирается на иррациональное мышление и вступает в противоречие с фактами бытия.
   Философия занимает наиболее сложную роль в системе общечеловеческой культуры. Ей свойственно интуитивное мышление. Она постулирует фундаментальные принципы бытия. Философия ориентированна на осмысление и изучение жизни.
   Наука выделяет объективные законы мира, является для человека основой освоения природы и прогнозирования своего будущего. Для науки хар-но логическое рациональное мышление.
   В жизни современного общества главенствует наука. Наше общество можно отнести к техногенному европейскому типу цивилизаций.
   Наука – это специализированная система идеальной знаково-смысловой и вещественно-предметной деятельности людей, направленная на достижение максимальной достоверности, истинного знания о действительности.
   Наука – это система сознательной деятельности людей, направленная на достижение объективных знаний и систематизации доступной человеку и обществу информации.
   Научная деятельность включает в себя следующие  элементы:
1) Субъект – это носитель сознательной целенаправленной деятельности (учёные)
2) Объект – это всё состояние бытия (все явления, закономерные и случайные, входящие в микро-, макро-, и мегамиры)
   Цели  науки: систематизация знаний и реализация полученных результатов в управлении, производстве и других сферах общественной жизни.
   Методы  познания:
   1) Теоретический
   2) Практический (эмпирический)
   В результате того, что наука в наше время вышла на первый план, сама форма человеческого существования  изменилось от «познания ради жизни» к «жизни ради познания»
   Отношения науки и культуры можно назвать  взаимодополняющими. Они с разных позиций изучают очень сложный, многообразный, но главное – единый мир, в котором живёт человек.
   3) Этика науки.
   Наука нуждается в дополнительных этических регуляторах. Изучением специфики моральной регуляции в научной сфере занимается такая дисциплина, как этика науки.
   Этос  науки – система ценностей, норм и принципов.
   2 круга научно-этических проблем:
   1) Этика научного сообщества.
   Принципы:
   а) Самоценность истины
   б) Новизна научного знания как цель и решающее условие успеха ученого
   в) Полная свобода научного творчества
   г) Абсолютное равенство всех исследователей
   д) Научные истины – всеобщее достояние
   е) Исходный критицизм и др.
   2) Этика науки как социального института
   Знание  сила, а добрая или злая, решает этика  науки.
   4) Формы и методы  научного познания.
   Наука – это специализированная система идеальной знаково-смысловой и вещественно-предметной деятельности людей, направленная на достижение максимальной достоверности, истинного знания о действительности.
   Наука – это система сознательной деятельности людей, направленная на достижение объективных знаний и систематизации доступной человеку и обществу информации.
   Научная деятельность включает в себя следующие  элементы:
1) Субъект – это носитель сознательной целенаправленной деятельности (учёные)
2) Объект – это всё состояние бытия (все явления, закономерные и случайные, входящие в микро-, макро-, и мегамиры)
   Цели  науки: систематизация знаний и реализация полученных результатов в управлении, производстве и других сферах общественной жизни.
   Методы  научного познания:
   1) Теоретические
   2) Практические (эмпирические)
   Формы научного познания:
1) Факт – надежный аргумент, служащий доказательством или опровержением теоретических утверждений.
2) Проблема – «знание о незнании», осознанный вопрос, для которого недостаточно имеющихся знаний.
3) Гипотеза – предположительное знание, истинность которого не доказана, но:
   а) отсутствуют противоречия между  основными проверенными фактами
   б) новая гипотеза соответствует проверенным  теориям
   в) гипотеза доступна теоретической проверке
4) Теория – вершина форм научного познания.
   Методы  научного познания:
- Наблюдение  – это целенаправленное, организованное  восприятие предметов и явлений.
- Эксперимент. Он имеет активный характер наблюдения.
- Измерение  (сравнение с эталоном величины).
- Аналогия (объекты и явления действительности, схожие в одном признаке могут  быть схожи и в другом признаке, но эти выводы).
- Моделирование
- Идеализация
- Интуиция (выделение непосредственного знания, которое возникает как бы извне).
- Анализ (разложение сложного на элементы)
- Синтез (Объединение частей в единое  целое. Научные выводы делаются  по частным проявлениям и выводятся  свойства целого).
- Абстрагирование (отвлечение от реального множества и выделение существенных свойств объекта).
- Индукция (логическое суждение от частного  к общему, от эмпирического знания  к теоретическому).
- Дедукция (движение мысли от общего к  частному, от теории к опыту)
- Аксиоматика
- Исторический  научный метод (выявление закономерностей,  проявляющихся на длительном  промежутке времени)
5) Этапы научного  познания.
1) 2500 лет  назад – Донаучный этап.
   Древний человек воспринимал мир правым полушарием, жил по интуиции. Наиболее полно умозрительное истолкование природы отражает греческая натурфилософия (Гераклит, Демокрит, Аристотель). Главный метод – эмпирический. Изучение в форме наблюдения.
   Наблюдение – это целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений.
2) XV-XVII вв. н. э. – Аналитический этап.
   Дифференциация  знаний о природе и выделение  специальных наук – физики, химии, медицины, биологии, математики и астрономии.
   Аналитический метод заключается в изучении сложного предмета через разложение его на части.
   Значительное влияние на науку оказывала религия. В конце XVII в. начинается новое осмысление окружающего мира. Геоцентрическая система, благодаря Кеплеру и Копернику, меняется на гелиоцентрическую.
3) XVII-XIX вв. – Синтетический этап.
   Он  обусловлен становлением классического естествознания, сформировавшим новую исследовательскую позицию. К концу XIX в. сложилась классическая дисциплинарная наука, основные методы и формы которой актуальны и сегодня:
- Одна  из важных форм – эксперимент.  Он имеет активный характер  наблюдения.
- Измерение  (сравнение с эталоном величины).
- Аналогия (объекты и явления действительности, схожие в одном признаке могут  быть схожи и в другом признаке, но эти выводы).
- Моделирование
- Идеализация
- Интуиция (выделение непосредственного знания, которое возникает как бы извне).
- Анализ (разложение сложного на элементы)
- Синтез (Объединение частей в единое  целое. Научные выводы делаются  по частным проявлениям и выводятся  свойства целого).
- Абстрагирование  (отвлечение от реального множества  и выделение существенных свойств объекта).
- Индукция (логическое суждение от частного  к общему, от эмпирического знания  к теоретическому).
- Дедукция (движение мысли от общего к  частному, от теории к опыту)
- Аксиоматика
- Исторический  научный метод (выявление закономерностей, проявляющихся на длительном промежутке времени)
4) Начало  XX - сер. XX в. – Неклассический этап.
   Характеризуется изучением сложных систем, устойчивость которых определяется управлением  и саморегуляцией.
   В научное исследование вводятся вероятность и системность, как фундаментальные свойства.
5) Сер.  XX - наши дни – Постнеклассический этап.
   Интеграция  наук, новый подход к познанию (синергетический).
   Синергетика устанавливает законы, изменения, происходящие в различных системах. Понимание роли хаоса, как необходимого, конструктивного, созидающего начала в непрерывно меняющемся мире, лежит в основе синергетического подхода. Большинство природных объектов являются открытыми системами (особенно биологические и социальные). В них могут происходить изменения (флуктуации). При достаточном количестве флуктуаций система проходит определенную точку (бифуркации) и уже не может сохранять прежние качества. В ней наступает хаос. При взаимодействии с окружающей средой система приобретает новые качества. Новая картина мира связана с идеей спонтанной активности материи, которая сама себя совершенствует на всех уровнях.
   6) Научные революции.
   В истории естествознания процесс  накопления знаний сменялся научными революциями, когда происходила  ломка старых представлений, и взамен их возникали новые теории.
   1 революция: Аристотель создал формальную логику, т. е. фактически учение о доказательстве.
   2 революция: Переход от аристотелевой физики к ньютоновой. Законы приобрели математическую формулировку. Вступила в силу механистическая картина мира. Галилей стоял у истоков ньютоновской механики.
   3 революция: Открытия Фарадея (электр. явления), Максвелла и Герца (электродинамика), Беккереля (радиоактивность), Томсона (открытие первой элем. частицы – электрона). Благодаря работам Бора, Гейзенберга, Планка, де Бройля и других, была построена физическая теория микромира, создана квантовая механика
   4 революция: Эйнштейн создал СТО. Свойства пространства и времени вне материи теряют смысл.
7) Вклад Галилея  в формирование  науки, концепция гелиоцентризма.
   Формирование  научных взглядов на строение материи  относится к XVI веку, когда Галилеем была заложена основа первой в истории науки физической картины мира – механистической. Он на просто обосновал гелиоцентрическую систему Коперника и открыл закон инерции, а разработал новую методологию описания природы – научно-теоретического. Суть его заключалась в том, что выделялись только некоторые физические и геометрические характеристики, которые становились предметом научного исследования. Выделение отдельных характеристик позволяло строить теоретические модели и проверять их в условиях научного эксперимента. Эта концепция оказала огромное влияние на становление классического естествознания. Ньютон, опираясь именно на труды Галилея, разработал строгую научную теорию механики, описывающую и движение небесных тел, и движение земных объектов одними и теми же законами. Природа рассматривалась как сложная механическая система.
   Галилей ввел в механику точный количественный эксперимент и математическое описание явлений. Первостепенную роль в развитии представлений о пространстве сыграл, им же созданный принцип относительности(все физ. явл. происходят одинаково во всех системах, покоящихся или движущихся равномерно и прямолинейно с постоянной скоростью – инерциальных системах)
8) Развитие естествознания  в греческой натурфилософии (Гераклит, Демокрит, Аристотель).
   С именем Аристотеля связано понятие  первой научной революции. Он создал формальную логику, учение о доказательстве – главный инструмент выведения и систематизации знаний, отделил науку от философии. Заданные Аристотелем нормы научности знаний действовали тысячелетия, а многое действует и поныне.
   Важнейшим фрагментом греческой натурфилософии являлось геоцентрическое учение о  небесных сферах. Это был трудный и смелый шаг в неизвестность. Хотя эта теория и была неверна, нельзя сказать, что она была ненаучна.
9) Каковы особенности  натурфилософского  познания природы? (Гераклит, Демокрит).
10) В чем заключается  пифагорейский взгляд  на мир? Школа  Пифагора.
   Пифагор родился на острове Самос, одном  из самых цветущих островов Ионии, в  семье богатого ювелира. Ещё до рождения он был посвящен своими родителями свету Аполлона. Он был очень красив и с детства отличался разумом  и справедливостью. С юных лет  Пифагор стремился проникнуть в тайны Вечной Природы, постичь смысл Бытия. Знания, полученные им в храмах Греции не давали ответов на все волнующие его вопросы, и он отправился в поисках мудрости в Египет. В течение 22 лет он проходил обучение в храмах Мемфиса и получил посвящение высшей степени. Здесь же он глубоко изучил математику, “науку чисел или всемирных принципов”, из которой впоследствии сделал центр своей системы. Из Мемфиса, по приказу вторгшегося в Египет Камбиза, Пифагор вместе с египетскими жрецами попадает в Вавилон, где проводит еще 12 лет. Здесь он имеет возможность изучить многие религии и культы, проникнуть в мистерии древней магии наследников Зороастра.
   Приблизительно  в 530 году Пифагор наконец возвратился  в Грецию и вскоре переселился  в Южную Италию, в г. Кротон. В Кротоне он основал пифагорейский союз, который был одновременно философской школой, политической партией и религиозным братством. Здесь были соединены философия с жизненной практикой, указывающей человеку достойный путь к судьбе, ожидающей его после смерти. Школа жила общинами со строгой дисциплиной нравов, от учеников требовалось целомудрие и воздержание. Однако, аскетизм не был идеалом пифагорейцев; брак являлся для них священным понятием. В школу, наряду с юношами, принимались и девушки. Обучение было многоступенчатым и далеко не каждому давалось сокровенное знание. Лишь те, кто успешно прошёл все испытания, допускался во внутренний двор дома Учителя. Здесь Пифагор наставлял своих ближайших учеников. Отсюда и берут свое начало названия эзотерическое (т.е., то что внутри) и экзотерическое (т.е., то что вне) учение. Строгий образ жизни пифагорейцев, их созерцательная философия, благожелательность к человеку и стремление делать добро, оказать помощь, привлекали к ним многих людей. Союз вскоре стал центром политической и духовной жизни всего Кротона.
   Школа Пифагора дала Греции целую плеяду талантливых философов, физиков  и математиков. С их именем связаны  в математике систематическое введение доказательств в геометрию, рассмотрение ее как абстрактной науки, создание учения о подобии, доказательство теоремы, носящей имя Пифагора, построение некоторых правильных многоугольников и многогранников, а также учение о четных и нечетных, простых и составных, о фигурных и совершенных числах, арифметических, геометрических и гармонических пропорциях и средних.
   Ученики Пифагора расселились по Греции и  ее колониям, где организовали школы, в которых преподавали главным  образом арифметику и геометрию. Сведения об их достижениях содержатся в сочинениях позднейших ученых – Платона, Аристотеля и других.
   Учения  Пифагора и его учеников охватило гармонию, геометрию, теорию чисел, астрономию. Но более всего пифагорейцы  ценили результаты, полученные в теории гармонии, так как они подтверждали их идею, что числа определяют все. Некоторые древние ученые считали, что понятие о золотом сечении  А:Н=Р:В , где Н и Р – гармоническая и арифметическая средняя между А и В , Пифагор заимствовал у вавилонян. Теорема о соотношении между сторонами прямоугольного треугольника, открытие которой приписывают Пифагору, была известна и грекам, а еще раньше египтянам, вавилонянам, китайцам, по крайней мере для частных случаев. Вероятнее всего Пифагор нашел доказательство этой теоремы, которая до нас не дошло.
   Также открытие факта, что между стороной диагонали квадрата не существует общей меры, было самой большой заслугой пифагорейцев. Это открытие вызвало первый кризис в истории математики. Пифагорейское учение о целочисленной основе всего сущего больше невозможно было признавать истинным. Поэтому пифагорейцы пытались сохранить свое открытие в тайне и создали легенду о Гиппасе Метапонитском, якобы погибшем при попытке разгласить эту тайну. Пифагору приписывают также теорему о сумме внутренних углов треугольника и задачу о делении плоскости на правильные многоугольники (треугольники, квадраты и шестиугольники). Есть сведения, что Пифагор построил «космические» фигуры, то есть пять правильных многогранников. Но вероятнее, что он знал только три простейших правильных многогранника: куб, четырехугольник, восьмигранник. Школа Пифагора много сделала, чтобы  придать геометрии характер науки. Основной особенностью метода Пифагора было объединение геометрии с арифметикой. Геометрическое доказательство того, что суммы нечетных последовательных чисел, начиная с 1, является точными квадратами ( 1+3=2?  и т.д.) и всякое нечетное число является разностью двух последовательных квадратов ( 2?–1?=3, 3?–2?=5 и т.д.). Пифагор много занимался пропорциями, прогрессиями и подобием фигур. Он один из первых пришел к выводу, что земля имеет форму шара и является центром  Вселенной, что Солнце, Луна и планеты имеют собственное движение, отличное от суточного движения неподвижных звезд. Именем Пифагора назван кратер на видимой стороне Луны.
   В возрасте 60 лет Пифагор женился  на своей ученице Феано, девушке  удивительной красоты, покорившей сердце мудрого философа своей чистой и пламенной любовью, безграничной преданностью и верой. Феано дала Пифагору двух сыновей и дочь, все они были верными последователями своего Великого отца. Один из сыновей Пифагора стал впоследствии учителем Эмпидокла и посвятил его в тайны пифагорейского учения. Дочери своей Дано Пифагор доверил хранение своих рукописей. После смерти отца и распада союза Дано жила в величайшей бедности, ей предлагали большие суммы за манускрипты, но верная воле отца, она отказалась отдать их в посторонние руки.
   30 лет прожил Пифагор в Кротоне.  За это время ему удалось  осуществить то, что оставалось  мечтою многих посвященных: он  создал поверх политической власти  мудрую власть высшего знания, подобную древнеегипетскому жречеству.  Совет Трехсот, созданный и возглавляемый Пифагором, был регулятором политической жизни Кротона и распространял свое влияние на другие города Греции в течение четверти века. Но ничто так не раздражает посредственность, не вызывает зависть и ненависть, как владычество великого ума. Мятеж против правления аристократической партии, вспыхнувший в Сибарисе, явился началом гонения на пифагорейский союз. Многие из учеников погибли под обломками пылающего здания школы, другие погибли голодной смертью в храмах. О времени и месте смерти самого Пифагора достоверных сведений не сохранилось. Воспоминания о Великом Учителе и его учении было сохранено теми немногими, которым удалось бежать в Грецию. Мы находим его в “Золотых Стихах” Лизия, в комментариях Гераклита, в отрывках Филолая и Архита, а также в “Тимее” Платона. Прекрасная стройная система, данная миру Пифагором никогда не была забыта. Она стала основой метафизики Платона, возродилась в Александрийской школе, в трудах многих позднейших античных философов.
   11) Основные законы  механики Ньютона.
   Представление о свойствах и закономерностях  окружающей нас природы возникают  на основе тех знаний, которые в  каждый исторический период дают конкретные науки. Чтобы подчеркнуть фундаментальный  характер основных и важных знаний о природе ученые ввели понятие естественнонаучной картины мира. Становление механистической картины мира связана с именем Галилея, который установил законы свободного падения тел и сформировал механический принцип относительности. Он впервые применил эксперимент с математической обработкой результатов. Эти знания отличались от знаний натурфилософов, которые стремились объяснить явления мира с помощью философских рассуждений. Галилей опирался на наблюдения и эксперименты, ввел понятие инерциального движения.
   Дополнила механистическую картину мира классическая механика Ньютона. Он создал дифференциальное и интегральное счисления и применил их для формулировки законов движения. Законы Ньютона были опубликованы в 1687 г. Его труд назывался «Математические начала натурфилософии»
   I закон Ньютона:
   «Всякое тело продолжает удерживаться в своем  состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения, пока и поскольку  оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние»
   II закон Ньютона:
   «Изменение  количества движения прямо пропорционально приложенной действующей силе и происходит по направлению той прямой, по которой эта сила действует:
   F = m*d?/dt»
   III закон Ньютона:
   «Действию всегда есть равное и противоположно направленное противодействие, то есть взаимодействия 2 тел друг на друга равны между собой и направлены в противоположную сторону:
   F1 = – F2»
   Законы  Ньютона сформулированы для однородного  изотропного пространства и однородного  времени.
   Однородное  пространство – пространство, каждая точка которого может быть принята за начало систем координат.
   Изотропное  пространство – пространство, каждое направление которого может быть принято за направление осей системы координат.
   Закон гравитационного  притяжения:
   Сила  гравитационного притяжения между  двумя телами прямо пропорциональна  произведению масс этих тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними:
   F = G*m1*m2/R2
   12) Понятие инертной  и гравитационной  массы.
   13) Пространство и  время механики  Ньютона.
Пространство  бесконечное, плоское, «прямолинейное», евклидово. Пространство считается абсолютным, пустым, однородным, изотропным. Пространство – «вместилище» материальных тел и независимая от них инерциальная система.
   Время абсолютное, однородное, равномерно текущее. Оно идет сразу и везде во всей Вселенной «единообразно и синхронно». Время – независимый от материальных объектов процесс длительности.
14) Механистическая  картина мира. Основные  положения и принципы.
   Представление о свойствах и закономерностях  окружающей нас природы возникают  на основе тех знаний, которые в  каждый исторический период дают конкретные науки. Чтобы подчеркнуть фундаментальный характер основных и важных знаний о природе ученые ввели понятие естественнонаучной картины мира. Становление механистической картины мира связана с именем Галилея, который установил законы свободного падения тел и сформировал механический принцип относительности. Он впервые применил эксперимент с математической обработкой результатов. Эти знания отличались от знаний натурфилософов, которые стремились объяснить явления мира с помощью философских рассуждений. Галилей опирался на наблюдения и эксперименты, ввел понятие инерциального движения.
   Дополнила механистическую картину мира классическая механика Ньютона. Он создал дифференциальное и интегральное счисления и применил их для формулировки законов движения. Законы Ньютона были опубликованы в 1687 г. Его труд назывался «Математические начала натурфилософии»
   I закон Ньютона:
   «Всякое тело продолжает удерживаться в своем  состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние»
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.