На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность муниципального управления в социальной сфере

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Содержание 

Введение 3
   1. Роль муниципального образования  в реализации социальной политики      
6
   2. Механизмы реализации социальной  политики в муниципальном образовании      
  8
   3. Муниципальное управление в сфере  образования 12
Заключение 21
Список  литературы 23
 

    Введение
       Значимость  социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась политика –  часть политики государства, которая  своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и  социального неравенства, социально-экономических  потрясений в обществе. Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства.
       Сложные, конфликтогенные проблемы современного мира невозможно решить с помощью исключительно технологических инноваций и экономических средств.
       Выполнение  социальных функций, возложенных на государство, осуществляется через  систему законодательных и исполнительных органов власти на уровне Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
       Изучение  социальных явлений и процессов  проводится по всему миру. Только с  помощью исследований и создания системы управления возможно обеспечить удовлетворение социальных потребностей общества. Именно четкая стратегия управления социальной сферой и социальными процессами обеспечивает решение экономических и социальных задач развития общества.
       Актуальность  темы состоит в том, что недооценка роли социального управления особенно опасна в условиях переходной экономики, так как именно она является мощным средством оживления кризисов, улаживание конфликтов, возникающих вследствие проходящих в экономике преобразований
       Управление  социальными процессами и социальной сферой всех уровнях власти является сложной комплексной системой. Комплексная система социальной политики – деятельность государства, общества по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства распределения и потребления.
       Основной  закон нашей страны – Конституция  Российской Федерации1 в полной мере отразила в своих статьях положения Всеобщей декларации прав человека. Российская Федерация согласно Конституции РФ является социальным государством. Цель проводимых в стране реформ – построение социально ориентированной рыночной экономики. Социальная политика переходного периода характеризуется тем, что она формируется в условиях исторической совмещенности процессов полного обновления государства и общества. Пассивность, неорганизованность, социальная бесструктурность служат питательной средой для перекосов социальной политики в сторону бесконтрольных и безответных действий властей. Основными целями социальной политики государства на современном этапе социально-экономического развития России являются:
    создание каждому дееспособному гражданину условий, позволяющих ему трудом, предприимчивостью поддерживать собственное благосостояние;
    усиление адресной социальной поддержки со стороны государства, в первую очередь слабо защищенных групп населения;
    осуществление комплексных мер и специальных программ в области оплаты труда и пенсионного обеспечения, политики занятости;
    реформирование социальной сферы на основе разумного сочетания принципов платности и бесплатности услуг здравоохранения, образования, культуры;
    формирование новой жилищной политики, общефедерального рынка жилья, стимулирования всех видов экономически эффективного жилищного строительства, изменение порядка оплаты населением жилья и коммунальных услуг.
       Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.
       Органы  местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
       В рамках данной работы будут рассмотрены  основные аспекты управления социальной сферой на местном уровне – образованием.
       Предметом исследования является менеджмент в  социальной области на уровне муниципального образования. Объектом – принципы муниципальной  политики в области образования.
       Методом выступает - метод системного анализа изучаемой тематики.
       Целью данной работы является рассмотрение сущности муниципального управления в  социальной сфере.
       Для достижения поставленной цели намечено решение следующих задач:
       – определить роль муниципального образования в реализации социальной политики;
       – определить основные направления муниципальной  социальной политики;
       – рассмотреть особенности муниципального управления в сфере образования.
       1. Роль муниципального  образования в  реализации социальной  политики
       Одной из главных задач органов местного самоуправления является формирования и реализация муниципальной социальной политики.
       Муниципальная социальная политика – это система  целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечения населения  социальными услугами, на содержания и развитие социальной сферы муниципального образования2.
       Муниципальная социальная политика строится в русле  социальной политики государства и  во взаимодействии с органами государственной  власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципальную социальную политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере.
       Социальная  сфера и социальная политика (государственная и муниципальная) может рассматриваться в широком и более узком смысле слова. В широком смысле к социальной сфере относят все, что обеспечивает жизнедеятельность человека. В этом понимании вся муниципальная политика является социальной. В более узком смысле под социальной сферой муниципального образования, как сказано, понимается сфера воспроизводства самого человека, его физических и духовных параметров, тогда как воспроизводство материально-вещественной среды обитания человека относится к градообслуживающей сфере.
       Социальная  политика государства представляет собой систему принципов, целей, задач и средств, обеспечивающих такое социально приемлемое и  допустимое материальное, политическое, культурное положение социальных групп  и слоев населения, при котором они могут реализовать личные интересы и различными видами деятельности способствовать собственному развитию и развитию общества в целом.
       Социальная  политика осуществляется через интересы людей и выступает как управление интересами. Она призвана устранять противоречие между несовпадающими интересами различных субъектов, между текущими и перспективными интересами общества.
       Состояние социальной сферы в таком смысле служит интегральным показателем эффективности  экономики страны, гуманности юриспруденции  и политического устройства общества, его духовности. Важнейшими задачами государственной социальной политики являются обеспечение целостности сообщества, его устойчивости, возможности динамичного развития, недопущения социальных конфликтов. Управление социальной сферой осуществляется на всех уровнях публичной власти: федеральном, региональном и муниципальном. Функции каждого уровня определяются в соответствии с законодательно разграниченными полномочиями.
       Таким образом, муниципальная социальная политика направлена на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Муниципальная социальная политика строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти. Социальная политика осуществляется через интересы людей и выступает как управление интересами. 

 

       2. Механизмы реализации  социальной политики в муниципальном образовании
       При разработке социальной политики должны определяться приоритеты, которые в  данный конкретный момент являются для общества наиболее настоятельными и неотложными, требуя первоочередного решения. Государственная и муниципальная социальная политика реализуется через социальное планирование и управление посредством системы социальных мероприятий и программ, проводимых федеральными, региональными и местными органами.
       Важнейшим механизмом реализации социальной политики государства является система государственных  минимальных социальных стандартов. Социальный стандарт – минимально необходимый уровень удовлетворения социальных потребностей населения. Некоторые примеры минимальных социальных стандартов:
       – минимальный уровень оплаты труда;
       – минимальный уровень социальных пенсий и других социальных выплат;
       – обязательные стандарты и программы, в пределах которых образование является бесплатным;
       – перечень лечебно-профилактических услуг, оказываемых за счет бюджетных средств.
       Минимальные социальные стандарты призваны установить те пороговые значения социальных благ для человека, ниже которых опускаться нельзя (с позиции современных представителей об уровне и качестве жизни). Этот «стандартный» уровень социальных благ, гарантированных каждому человеку, должен быть доступным по цене или вообще бесплатным для потребителя, т.е. частично или полностью оплаченным из бюджетных и внебюджетных средств.
       Социальные  стандарты выражаются через социальные нормы. Социальные нормы – единые или групповые для однородных территорий меры социальных потребностей. Примеры социальных норм:
       – норма обеспеченности населения учреждениями социально-культурной сферы;
       – нормы наполняемости школьных классов  и групп в детских дошкольных учреждениях;
       – нормы обеспечения населения  отдельными социальными услугами;
       – нормы кадрового и материального  обеспечения при оказании социальных услуг.
       Соблюдение  минимальных социальных стандартов и норм требует крупных бюджетных  расходов. За последние годы в России было принято большое количество федеральных законов, устанавливающих  те или иные социальные льготы, не обеспеченные финансированием. В связи с этим актуальна задача разумного ограничения общего количества социальных льгот и разграничения социальных стандартов на федеральные, региональные и муниципальные. При этом за федеральным уровенем должны сохраниться наиболее важные минимальные социальные стандарты. Каждый уровень бюджетной системы должен обеспечить финансирование введенных им социальных стандартов и норм и приводить их в соответствие с имеющимися финансовыми ресурсами.
       В задачи федерального уровня власти входят установление основ государственной социальной политики, правовое регулирование отношений в социальной сфере, разработка федеральных программ социального развития страны, разработка и утверждение государственных минимальных социальных стандартов федерального уровня, обеспечение государственных гарантий их реализации.
       Субъекты  РФ разрабатывают основы региональной социальной политики с учетом исторических и культурных традиций территории; устанавливают региональные социальные стандарты и нормы, учитывающие  государственные минимальные социальные стандарты; заботятся о сохранении и укреплении социальной инфраструктуры, находящейся в собственности субъектов РФ; организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников в области образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения; обеспечивают соблюдение законодательства РФ во всех сферах социальной политики.
       Муниципальный уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной  и региональной социальной политики, в привязке к особенностям конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия жизни человека и его воспроизводство.
       На  основе региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могут  разрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие  специфику конкретного муниципального образования.
       Фактический объем социальных услуг, предоставляемых населению органами местного самоуправления таков:
       – комплексные центры социального  обслуживания ветеранов и других социальных групп;
       – социально-реабилитационные центры и  социальные приюты для несовершеннолетних;
       – дома инвалидов и престарелых;
       – детские дома;
       – центры психолого-педагогической помощи населению и т.д.
       Органы  местного самоуправления осуществляют также мероприятия и содержат организационные структуры по борьбе с наркоманией, с детской беспризорностью, содействуют организации занятости населения, участвуют в подготовке и регистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и работодателями на территории муниципальных образований, в разрешении трудовых споров. 

 

       3. Муниципальное управления в сфере образования
       Образовательный уровень населения – одна из важнейших характеристик муниципального образования, определяющих его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность. Повышение образовательного уровня населения требует длительного времени и значительных финансовых вложений. Расходы на образование являются в большинстве муниципальных образований самой крупной статьей расходов местных бюджетов.
       Муниципальная политика в сфере образования  строится на основе государственной  политики, базирующейся на следующих  принципах:
       – гуманистический характер образования;
       – приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека;
       – свободного развития личности;
       – общедоступность образования;
       – адаптивность системы образования  к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
       – светский характер образования в  государственных и муниципальных  образовательных учреждениях;
       – свобода и плюрализм в образовании.
       В России проводится политика реформирования сферы образования. Проведен переход к 12-летнему образованию, введение единого стандартизированного выпускного экзамена, позволяющего без вступительных экзаменов поступить в любой вуз в случае набора нужного числа баллов. Эти изменения неоднозначно воспринимаются в обществе, но продолжают тенденцию к вхождению России в мировую практику образования. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатного образования развивается платное образование во всех звеньях – от детских садов до университетов. Этот процесс имеет ряд негативных сторон: бесплатное образование становится менее доступным, снижается его качество, нарастает процесс его коммерциализации, усиливается неравенство граждан при его получении. Однако интерес населения к образованию растет, что проявляется в первую очередь в увеличении конкурса в вузы.
       Реформа в сфере образования ведет к разрушению прежней единообразной системы учебных заведений, поэтому содержание образования с его разноуровневым обучением дифференцируется. Старые формы управления образованием утрачивают эффективность, а новые только создаются. В результате возникают проблемы бюрократизма управления: отсутствие четких требований, предъявляемая к управленцам; неопределенность специфического содержания управления образованием; негативные последствия распада ранее существующей системы управления (нарушение системы материального снабжения, отсутствие контроля и прогноза количественных и качественных характеристик образовательных услуг). Все это негативно влияет на муниципальную систему образования.
       Базовыми  нормативными актами, определяющими  задачи органов местного самоуправления в области образования, является ст. 43 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Закон РФ «Об образовании», Федеральные законы «Об утверждении федеральной программы развития образования», «О компенсационных выплатах на питание обучающимся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей оставшихся без попечительства родителей» и другие правовые акты. Данные законы детализируются в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах Минобразования России, региональном законодательстве.
       Система управления образованием на муниципальном уровне представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, муниципальных органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
        Система управления образованием на муниципальном уровне (рис. 1) представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, муниципальных органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.1 Структура системы образования на муниципальном уровне
       Деятельность  муниципальных образовательных  учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Учредителями муниципальных учреждений образования являются местные органы управления образованием.
       На  основании их решения органы управления муниципальным имуществом закрепляют за учреждениями образования в оперативное управление объекты собственности и в бессрочное бесплатное пользование — участки земли. При этом муниципальная собственность, закрепленная за образовательным учреждением, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, которые установлены законодательством РФ и субъектов РФ, а также правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их полномочий.
       Органам местного самоуправления в целях  осуществления государственной политики в области образования переданы полномочия по планированию, организации, регулированию деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, определению их структуры и полномочий, назначению и увольнению руководителей местных органов управления образованием. На территории муниципального образования (в основном города) может располагаться большое количество образовательных учреждений различного профиля и форм собственности.
       Органы муниципального управления образованием взаимодействуют с немуниципальными образовательными учреждениями в целях представления и защиты интересов жителей муниципального образования, обучающихся в этих учреждениях. Изменения в системе образования требуют совершенствования управленческой деятельности органов местного самоуправления, нацеленной на развитие системы образования с помощью специальных форм, методов и средств, дающих возможность поднять эффективность образования на должный уровень.
       В соответствии с законодательством органы местного самоуправления формируют местные бюджеты в части расходов на образование и соответствующие фонды развития сферы образования. Они разрабатывают и принимают местные нормативы финансирования системы образования, устанавливают дополнительные налоги и льготы, стимулирующие развитие образования. В их компетенции регулирование отношений собственности в системе образования, а именно — контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями. Органы местного самоуправления создают, реорганизуют и ликвидируют муниципальные образовательные учреждения, строят для них здания и сооружения, обустраивают прилегающие к ним территории. Как собственники муниципальных учреждений образования они имеют право назначать руководителей этих учреждений, если иное не предусмотрено решением органа местного самоуправления, а также типовыми положениями и уставами образовательных учреждений.
       Согласно  новому порядку финансирования муниципальной  системы образования, финансовое обеспечение учебного процесса в муниципальных образовательных учреждениях, включая расходы на оплату труда работников, учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, отнесено на бюджеты субъектов РФ. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов будут осуществлять соответствующие расходы в качестве государственных полномочий, передаваемых одновременно с финансовыми средствами. К вопросам местного значения в сфере образования отнесена организация процесса образования, включая финансирование содержания имущественных комплексов муниципальных учреждений.
       Уставом образовательного учреждения может  быть предусмотрена его предпринимательская деятельность (сдача в аренду основных фондов и иного имущества, оказание посреднических услуг и т. п.). Органы местного самоуправления вправе приостановить такого рода практику образовательного учреждения, если она идет в ущерб собственно образовательной деятельности, предусмотренной уставом учреждения.
       Новая образовательная политика, идущая по пути развития вариативного образования, во многом привела к пониманию того, что основанная на остаточном принципе финансирования административно-командная модель обеспечения унитарного образования, несмотря на рецидивы реставрации, уходит в прошлое. В современных условиях организационно-экономические меры в системе образования выступают как ключевой компонент реформирования образования в целом, главная цель которого — повышение качества и эффективности учебной и воспитательной деятельности. Без этого улучшение содержания и качества образования, решение вопросов закрепления кадров невозможны.
       Можно выделить следующие экономические  и организационные меры.
       1. Стимулирование платежеспособного  спроса на образование через  налоговые льготы. Налоговые льготы для предприятий, которые принимают решение о заказе специалистов. Образовательные кредиты и страхование, что позволит определить текущие потребности в профессиональном и стыкующемся с ним вариативном общем образовании. Доля прямых заказов (договоров) в этом случае может расти, при этом реализуется свобода выбора учащимися и их семьями как образовательных учреждений, так и форм получения образования. Этот выбор будет обеспечиваться механизмом нормативного финансирования в расчете на одного учащегося.
       2. Изменение принципов определения  государственного и муниципального  заказа на образовательные услуги и формирование государственных образовательных стандартов.
       3. Дополнение бюджетного финансирования  образовательных учреждений средствами, полученными от эффективного управления переданной им собственностью. Для этого требуются достижение или расширение экономической самостоятельности образовательных учреждений и формирование действенной системы попечительского, общественного и административного контроля за эффективностью хозяйственных решений, принимаемых администрациями учебных заведений.
       4. Постепенное уравнивание всех  учебных заведений, прошедших  государственную аттестацию и получивших государственную аккредитацию, в получении на конкурсной основе государственного или муниципального заказа на образование. Это требует развития системы контроля обеспечения государственных образовательных стандартов, качества знаний учащихся и студентов.
       Реализация  муниципальной политики в сфере  образования и науки в значительной мере определяется уровнем работы соответствующих муниципальных органов. В настоящее время структура этих органов не регламентирована и осуществляется в разных формах в зависимости от финансовых возможностей муниципального образования, сложившейся системы управления, разветвленности сети образовательных учреждений, а также наличия необходимых специалистов. На практике органы управления образованием в муниципалитетах могут быть организованы как отдел (комитет, департамент) образования в структуре местной администрации, имеющий статус юридического лица. Муниципальные органы управления образованием, как правило, наделяются следующими функциями (рис. 2). 
 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2 Функции муниципального органа управления образованием
       На  территории муниципального образования может располагаться большое количество образовательных учреждений различного профиля и форм собственности (рис. 3). Органы муниципального управления образованием взаимодействуют с немуниципальными образовательными учреждениями в целях предоставления и защиты интересов жителей муниципального образования, обучающихся в этих учреждениях.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.