На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Резервы повышения рентабельности предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая работа
по дисциплине «Финансовый менеджмент» 

на тему: «Резервы повышения рентабельности предприятия» 
 
 

 
     Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие, виды и показатели рентабельности………………………..5
1.1. Общие понятия рентабельности……………………………………….….5
1.2. Виды  рентабельности……………………………………………….……..9
1.3. Показатели  рентабельности………………………………………………..12  

Глава 2. Анализ рентабельности деятельности предприятия на примере
 ОАО «Байкалфарм»…………………………………………………………....17
2.1. Характеристика  финансово-хозяйственной деятельности…………….17
2.2.Факторный анализ рентабельности деятельности ОАО «Байкалфарм»……………………………………………………………………21 

Глава 3. Резервы увеличения рентабельности ОАО «Байкалфарм» за счет снижения себестоимости продукции…………………………….……………..25
3.1.Предложения по увеличению рентабельности предприятия …………...25
3.2.Резервы увеличения рентабельности ОАО «Байкалфарм» за счет снижения себестоимости продукции……………...…........................................26 

Заключение…………………………………………………..…………….……28
Список  использованной литературы….……...……….……………………….30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

     Рыночная  экономика в Российской Федерации  набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция  как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. Целью любого предприятия является прибыль, как важнейший показатель деятельности организации, однако сам размер прибыли не может охарактеризовать эффективность использования предприятием  своих ресурсов, огромное значение также имеет, какие средства были вложены для получения этой прибыли. Одним из основных показателей характеризующих эффективность работы предприятия является рентабельность. Рентабельность, в общем смысле, характеризует целесообразность затраченных ресурсов в отношении к вновь приобретенным ресурсам.
     Рентабельность  и прибыль – показатели, которые  четко отражают  эффективность  деятельности предприятия, рациональность использования  предприятием своих  ресурсов, доходность направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной и так далее). Предприятие реализует свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку. Но это еще не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство продукции и его реализацию, то есть с себестоимостью продукции. Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость; если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции, и прибыль отсутствует; если затраты превышают выручку, то предприятие получает убыток, т.е. отрицательный финансовый результат, что ставит его в сложное финансовое положение, не исключая банкротство. Для получения максимальной прибыли и избежание банкротства необходимо изучать показатели прибыли, факторы, влияющие на нее, и показатель рентабельности, который отражает эффективность текущих затрат и представляет собой своего рода синтез различных качественных и количественных  показателей.
     Аналитические данные более полезны, если они выражены в виде соотношений различных видов активов и пассивов. Динамика таких соотношений со всех сторон характеризует деятельность организаций. Данные соотношения и представляют собой относительные коэффициенты. Коэффициенты можно разбить на группы, характеризующие рентабельность, деловую активность, финансовое положение организации, состояние организации на рынке ценных бумаг. На основе данных бухгалтерской отчетности могут быть рассчитаны десятки коэффициентов. Для решения возникшего вопроса обычно достаточно бывает рассчитать несколько коэффициентов из множества возможных, их выбор определяется целью того или иного исследования.
     Основной целью данной курсовой работы является более подробное рассмотрение рентабельности, как основного показателя эффективности работы предприятия. В современных рыночных условиях этот вопрос является наиболее актуальным, так как показывает финансовый результат деятельности организации.
     Задачей данной курсовой является исследование и определение сущности рентабельности, а также факторный анализ и расчет рентабельности на примере ОАО «Байкалфарм». 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие и виды рентабельности
1.1. Общие понятия  рентабельности
     В экономической литературе дается несколько  понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.
     По  мнению других авторов рентабельность – показатель, представляющий собой  отношение прибыли к сумме  затрат на производство, денежным вложениям  в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы.  Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска.  Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия. При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.
     По  значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на  инвестиции. Для долгосрочных кредиторов  инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.
     Устанавливая  связь между суммой прибыли и  величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений. Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.
     Таким образом, можно сделать вывод, что  показатели рентабельности характеризуют  финансовые результаты и эффективность  деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных  позиций и систематизируются  в соответствии с интересами участников экономического процесса.
     Существует 6 групп рентабельности:
     Первая группа показателей показывает соотношение и формирование эффективности функционирования различных сфер экономики. Ее  роль заключается в обеспечении  социально-экономической ориентации, выбора направлений движения и перелива капитала  из малоприбыльных и убыточных сфер в более доходные.  Реальный процесс инвестиций строится на механизме расчета средних норм рентабельности предпринимательской деятельности с учетом конкретных специфических особенностей социально-экономического развития того или иного субъекта.
     Вторая  группа представлена множеством параметров в зависимости  от разнообразия используемых ресурсов экономического субъекта.
     Третья  группа охватывает параметры рентабельности затрат или издержек производства и реализации. Показатели могут быть исчислены применительно к отдельным элементам затрат (потребленные основные средства, материалы, сырье и так далее) и себестоимости в целом. Наибольшее применение получили рентабельность изделия и продукции.
     Четвертая группа показателей формируется  в зависимости от разновидностей получаемого эффекта-прибыли (убытка). Последняя имеет несколько видов, в том числе: прибыль одного  изделия, прибыль выпуска изделия, прибыль товарной продукции, прибыль реализованной продукции, прочая прибыль, прибыль года, чистая прибыль.
     Особую  роль в финансовом менеджменте играет пятая группа рентабельности, отражающая различные управленческие фазы  предпринимательской деятельности: плановую, текущую и заключительную. Наибольшие значение и сложность представляют расчеты плановых показателей. От степени их обоснованности и достоверности  зависят  как принятие решения о реализации инвестиционных проектов, так  и конечные результаты предпринимательской деятельности.
     Последняя шестая группа показателей рассчитывается в зависимости от сроков функционирования экономических субъектов: день, неделя, месяц, полугодие, год. Эти параметры  необходимы при финансовом анализе  состояния и перспектив развития как отдельных  сторон, так и   предпринимательской деятельности в целом.
     Комплексное использование рассмотренных выше параметров рентабельности должно стать  неотъемлемой составной частью финансового  менеджмента всех экономических  субъектов.  Особенно велика его роль на базовом уровне экономики–коммерческом предприятии. При этом неотъемлемым условием полноценного анализа рентабельности  в современных условиях является компьютерная обработка всех социально-экономических и производственных параметров информационно нормативной системы функционирования организаций.
     Запас финансовой прочности предприятия  – это разница между достигнутой  фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности. Определяется по формуле:
ЗФП=ВР-ПР,
     где ЗФП – запас финансовой прочности,
     ВР  – выручка от реализации,
     ПР  – порог рентабельности.
     Запас финансовой прочности, или кромка безопасности, показывает, насколько можно сокращать  производство продукции, не неся при этом убытков.
     Чем выше показатель финансовой прочности, тем меньше риск потерь для предприятия.
     Полная  и всесторонняя оценка риска имеет  принципиальное значение при принятии финансовых решений, поэтому в западном финансовом менеджменте разработаны многочисленные методы, позволяющие с помощью математического аппарата просчитать последствия предпринимаемых мер.
     Порог рентабельности – это такая выручка  от реализации, при которой предприятие  не имеет убыток, но еще не имеет  и прибыли. Суммы покрытия в точности хватает на покрытие постоянных затрат, а прибыль равна нулю.
     Порог рентабельности («точка безубыточности») определяется по формуле:
ПР=Зпост/((ВР-Зпер)/ВР),
     где ПР – порог рентабельности,
     Зпост – затраты постоянные,
     Зпер  – затраты переменные,
     ВР  – выручка от реализации.
     Существует  определенное взаимовлияние и взаимозависимость между затратами, объемом производства и прибыли. Известно, что при соблюдении всех прочих равных условий темпы роста прибыли всегда опережают темпы роста реализации продукции. При росте объема реализации продукции доля постоянных затрат в структуре себестоимости продукции снижается и появляется «эффект дополнительной прибыли».
     Эффектом  производственного операционного  рычага называется более быстрое  изменение прибыли при изменении  выручки от реализации. Он обеспечивается за счет влияния постоянных затрат в составе общих расходов на производство и реализации продукции (работ, услуг), которые остаются неизменными при изменении выручки от реализации.
     Сила  воздействия операционного рычага означает, насколько процентов изменится  прибыль при изменении и выручки от реализации на 1%.
     Чем больше удельный вес постоянных расходов в общих расходах на производство и реализацию продукции, товаров (работ, услуг), тем сильнее действует  производственный рычаг, и наоборот.
     Сила  воздействия операционного рычага определяется по формуле:
СВОР=(ВР – Зпер)/П,
     где СВОР – сила воздействия операционного  рычага,
     ВР  – выручка от реализации,
     Зпер  – затраты переменные,
     П – прибыль. 

1.2. Виды рентабельности
     Общая рентабельность объединений, предприятий  определяется отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств и рассчитывается по формуле
, где

     Р — уровень рентабельности, %;
     П-прибыль;
     Оф-среднегодовая стоимость основных производственных фондов;
     Ос- среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств.
     Фактическая общая рентабельность определяется отношением балансовой прибыли к  фактической среднегодовой стоимости  производственных основных фондов и  нормируемых оборотных средств, не про кредитованных банком. Фактические остатки нормируемых оборотных средств устанавливаются исходя из их остатка по балансу за вычетом задолженности поставщикам по акцептованным платежным требованиям, срок оплаты которых не наступил, и поставщикам по не отфактурованным поставкам, а также износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов и резерва на возмещение плановых потерь и предстоящих расходов.
     Уровень рентабельности зависит не только от суммы прибыли, но и от фондоемкости производства. На предприятиях, объединения тяжелой промышленности с высокой фондоемкостью  производства уровень рентабельности по отношению к производственным фондам ниже, чем в объединениях, на предприятиях легкой и особенно пищевой промышленности. С увеличением суммы прибыли и уменьшением стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств рентабельность повышается, и наоборот.
     Расчетная рентабельность представляет собой  отношение балансовой прибыли за вычетом платы за производственные фонды, фиксированных платежей, процентов за банковский кредит, прибыли целевого назначения (прибыль от реализации товаров широкого потребления, новых товаров бытовой химии и т. п.), а также прибыли, полученной по причинам, не зависящим от деятельности объединения, предприятия, к среднегодовой стоимости основных производственных фондов (за вычетом основных фондов, по которым предоставлены льготы по плате) и нормируемых оборотных средств.
     При анализе работы объединений, предприятий, особенно при планировании к оценке рентабельности  изделиям, важное значение имеет рентабельности определяемое как отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции. Расчет рентабельности отдельных видов продукции производится по формуле:
, где

     Р — уровень рентабельности, %;
     О — оптовая цена предприятия на изделие;
     С — полная себестоимость изделия.
     Показатель  рентабельности по изделиям отражает эффективность затрат живого и овеществленного труда на производство продукции.
     В машиностроении и других обрабатывающих отраслях промышленности рентабельность определяют как отношение прибыли к себестоимости за вычетом стоимости использованного сырья, топлива, энергии, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. При этом может быть использована формула:
, где

      — расчетный норматив рентабельности к себестоимости за вычетом материальных затрат;
      — производственные фонды отрасли (под отрасли) промышленности;
      — норматив рентабельности к производственным фондам;
       С-М - себестоимость товарной продукции  за вычетом прямых материальных затрат.
     Использование показателя нормативной расчетной  рентабельности в обрабатывающих отраслях промышленности обусловлено высоким удельным весом в себестоимости продукции этих отраслей материальных затрат, значительными их колебаниями в себестоимости отдельных видов изделий и широкими возможностями технологической замены используемого сырья, материалов.
     При определении норматива расчетной  рентабельности к себестоимости продукции за вычетом стоимости использованных материальных затрат исключаются из себестоимости продукции в калькуляционном разрезе только прямые статьи затрат. Так, в машиностроении из себестоимости продукции вычитаются статьи затрат: Сырье и материалы, «Покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий», «Топливо и энергия на технологические цели».
     Основные  пути роста рентабельности производства — развитие наиболее прогрессивных  отраслей, рациональное размещение объединений, предприятий, повышение удельного веса специализированного производства, применение современные методов организации производства и труда в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, ускорение внедрения и освоения новой, более прогрессивной техники, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции, улучшение ее качества, усиление режима экономии в расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов и повышение материальной заинтересованности работников в результатах своего труда. 

1.3. Показатели рентабельности
     В экономической литературе приводится большое количество показателей  рентабельности. Каждый их них играет определённую роль в оценке эффективности  деятельности предприятия. На практике следует использовать систему показателей рентабельности.
     Для расчета уровня доходности предприятия  все показатели рентабельности могут  быть объединены в следующие группы:
     1. Показатели, рассчитываемые для  оценки доходности деятельности предприятия в целом. Методика их расчета основана на применении показателей прибыли предприятия или прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей реализованной продукции, себестоимости, величины акционерного капитала, вложенного капитала, собственного капитала, заемного капитала или совокупного капитала (в знаменателе).
     2. Показатели, рассчитываемые для  оценки доходности продукции, а также используемых ресурсов производства и затрат. Методика их расчета также базируется на применении показателей прибыли предприятия, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат себестоимости, основных фондов, оборотных средств, оплаты труда, численности работников, производственных площадей и т.д.
     Наиболее распространенными показателями в практике отечественных предприятий являются:
     • рентабельность продукции - определяется как отношение прибыли предприятия (прибыли от реализации продукции или чистой прибыли) к себестоимости продукции (изготовленной, товарной или реализованной);
     • рентабельность изделия - определяется как отношение прибыли, закладываемой в цену изделия, к себестоимости изделия.
     Кроме того, предприятие может использовать и ряд других показателей рентабельности для характеристики уровня доходности своих активов, ресурсов и продукции.
     Рентабельность  производства (Рпр) определяется по формуле:
     

     где, Пп – прибыль предприятия, руб.;
     ОПФ - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.;
     НОС - нормируемые оборотные средства, руб.
     Рентабельность  реализованной продукции (Рп) определяется по формуле:
     

     где, Пк.в – годовой прирост прибыли в результате реализации капитальных вложений;
     KB – капитальные вложения, руб.
     Рентабельность  оборота (Р0) определяется по формуле:
     

     где В – выручка от реализации продукции, руб.
     Рентабельность  текущих активов (Рт.а) определяется по формуле:
     

     где Пч – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, руб.;
     ТА  – средняя величина текущих активов, руб.
     Рентабельность, собственного капитала (Рс.к) определяется по формуле:
     

     где СК – величина собственного капитала на определенную дату (средняя за период), руб.
     Рентабельность  изделия (Ри) определяется по формуле:
     

     где Пед – прибыль на единицу изделия, руб.;
     С - себестоимость изделия, руб.
     Рентабельность  инвестированного капитала (Ри.к) определяется по формуле:
     

     где, ИК – средний инвестированный капитал, руб.
     Рентабельность  основных фондов (Ро.ф) определяется по формуле:
     

     Рентабельность  заемных средств (Рз.с) определяется по формуле:
     

     где, Пз.с – плата за пользование заемными средствами, руб.;
     ЗС  – средства, привлеченные на заемной основе (долгосрочные и краткосрочные) на
     определенную  дату (средняя величина), руб.
     Рентабельность  активов (Ра) определяется по формуле:
     

     где СА – средняя величина активов, руб.
     Рентабельность  совокупных вложений капитала (Рс.в.к) определяется по формуле:
     

     где, Рз.с – расходы, связанные с привлечением средств на заемной основе, руб,;
     ИК  – величина совокупного используемого капитала на определенную дату (средняя величина), руб.
     Рентабельность  инвестиций (Ри) определяется по формуле: 

     

     где, В – величина валюты баланса на определенную дату (средняя за период), руб.;
     КО  – величина краткосрочных обязательств на определенную дату (средняя за период), руб.
     Рентабельность  товарной продукции (Рт.п) определяется по формуле:
     

     где Ст.п – себестоимость товарной продукции, руб.
     Для расчета рентабельности отраслей экономики  в расчет принимается общая сумма  прибыли, полученная предприятиями, объединениями, другими хозрасчетными формированиями, входящими в соответствующую отрасль экономики. На уровень рентабельности отрасли будут оказывать влияние наличие в ней низкорентабельных и убыточных предприятий 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ рентабельности деятельности предприятия  на примере ОАО «Байкалфарм»
2.1.Характеристика  финансово-хозяйственной  деятельности
     ОАО «Байкалфарм» - крупнейшее предприятие-производитель  ликероводочной продукции на территории Сибири и Дальнего Востока. Пятнадцатилетняя история компании наглядно показывает ее успешное развитие на рынке алкоголя. По итогам 2007 года компания «Байкалфарм» заняла 2-е место в России по темпам роста объемов производства. Рост составил свыше 60% - это один из самых высоких показателей по ликероводочной отрасли не только в России, но и в мире. Если в 2006 году предприятием было произведено 1,15 млн. декалитров продукции, то в 2007 году – 1,85 млн. декалитров. Такого увеличения удалось добиться благодаря выходу на новые рынки сбыта как в Сибири и на Дальнем Востоке, так и в европейской части России.
     Активно ведется продвижение продукции  компании в других регионах России (Новосибирской, Кемеровской, Свердловской, Магаданской, Южно-Сахалинской, Московской, Челябинской, Амурской, Камчатской областях, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком АО, Красноярском, Хабаровском и Приморском краях, республиках Саха (Якутия), Татарстан, Хакасия).Ежегодный прирост объемов производства в среднем на 50% в год (с 2002 года объемы производства выросли в 10 раз).
     Совершить качественный скачок в своем развитии компании «Байкалфарм» позволило производство водки, ориентированной на конкретные запросы потребителя. Каждый продукт является уникальным и на рынке всегда востребован покупателем. Производственная база предприятия и мастерство специалистов позволяют выпустить любой продукт. В настоящее время приоритетное направление деятельности компании «Байкалфарм» - производство водок класса премиум.
     Качество  продукции, несомненно, важная составляющая успеха. Но не меньшее значение уделяется  деятельности по продвижению продукта. Компания придерживается традиционной маркетинговой истины: товар производится для потребителя. На предприятии уверены в качестве продукции, поскольку четко знают что производят, как производят, а, главное, для кого производят.
     Компания  открыта для новых деловых контактов, готова к долгосрочному партнерству. Взаимовыгодные экономические отношения обеспечиваются уникальностью продукта и грамотным подходом руководителей и маркетологов компании к ведению бизнеса. «Байкалфарм» уделяет большое внимание современным методам продвижения товара, расширяет и усиливает свою дистрибьюторскую сеть.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.