На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Зарубежные источники финансирования и перспективы их привлечения в регионы России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 23.05.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Зарубежные  источники финансирования и перспективы  их привлечения в регионы России. –   Список литературы – 11 назв., табл. – 3, диаграмм - 1.
                                                       Аннотация 
     
     
     
     
     
     
     

     В данной работе были рассмотрены сущность, виды иностранных инвестиций, их регулирование со стороны государства, инвестиционная привлекательность регионов РФ, и методы ее оценки.
     Во  второй главе, была произведена оценка привлекательности Челябинской области, был дан анализ иностранных инвестиций, изучены страны-инвесторы, дана сравнительная характеристика иностранных инвестиций по годам. Также дается прогноз на  дальнейшее развитие инвестиционной деятельности в Челябинской области.
  
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание
Введение………………………………………………………….…….……..4
ГЛАВА 1. Понятие  иностранных инвестиций, методы оценки инвестиционной привлекательности  региона 
      Сущность  иностранных инвестиций и их влияние на принимаемый регион……………………………………………………………..
      Негативное влияние иностранных инвестиций на развитие регионов……………………………………………………………….……5
      Государственное управление иностранными инвестициями на региональном уровне………………………………………………..………..16
      Методы оценки инвестиционного климата региона……………………19
ГЛАВА 2. Анализ иностранных инвестиций на примере  Челябинской области.
2.1 Оценка инвестиционной  привлекательности  Челябинской области.
2.2 Современное состояние инвестиционного климата в Челябинской                                        области……………………………………………………….…..27
2.3 Привлечение иностранных инвестиций в Челябинскую область. Перспективы дальнейшего развития инвестиционной деятельности.……34
Заключение……………………………………………………………….……37
Библиографический список…………………………………………………..38 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Российский  рынок - один из самых привлекательных  для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся  из стороны в сторону, пытаясь найти более выгодный сегмент российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. При этом далеко не последнюю роль для многих государств, особенно вырывающихся из экономического и социального неблагополучия, играет привлечение иностранного капитала в виде прямых капиталовложений, портфельных инвестиций и других активов.
     Актуальность  использования иностранных капиталовложений в экономике Росси сегодня  очевидна. Стремление к открытости экономики, повышение конкурентоспособности  национального производства, завоеванию доверия на мировом рынке, участию  в международном финансовом обмене обуславливает необходимость создания условий для привлечения иностранных  инвестиций.
     Целью моей курсовой работы является раскрытие  проблемы инвестирования иностранного капитала в экономику субъектов  Российской Федерации, регулирование  инвестиционной деятельности государством и на примере Челябинской области  показать роль иностранных инвестиций. Для этого необходимо изучить ряд вопросов: рассмотреть понятие инвестиционного климата, привлекательности регионов, государственное регулирование иностранных инвестиций; проанализировать влияние иностранных инвестиций на развитие регионов РФ, а также существующие методы оценки инвестиционной деятельности.
       ГЛАВА 1. Понятие иностранных инвестиций, методы оценки инвестиционной привлекательности региона. 
     1.1 Сущность  иностранных инвестиций и их влияние на принимаемый регион
     Иностранные инвестиции являются важнейшим источником инвестирования экономики. Они могут  осуществляться в виде денежных средств, материально-технических средств  и интеллектуальной собственности. Особенно важен для развивающейся  страны доступ к современным технологиям. Иностранными инвестициями являются все виды вложений имущественных и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности не на территории Российской Федерации в целях получения дохода,  в том числе в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если они не изъяты из оборота или не ограничены в нем. Основными формами предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории России являются: представительство иностранным партнером; создание совместного предприятия: приобретения иностранными инвесторами долей участия в предприятиях, акций и иных ценных бумаг.
     К иностранным инвестициям относятся:
    Недвижимое и движимое имущество;
    Соответствующие имущественные права, включая право залога;
    Вклады;
    Денежные средства;
    Финансовые инструменты (акции, облигации, паи);
    Право требования по денежным средствам, вложенным для создания экономических ценностей;
    Право требования по услугам, имеющих экономическую ценность;
    Право на результаты интеллектуальной деятельности;
    Право на осуществление хозяйственной деятельности;
    Право на разведку и эксплуатацию природных ресурсов и др.
     Предложенный  в нормативных актах и международных  договорах перечень видов и форм иностранных инвестиций примерный  и не исчерпывает все виды имущественных  ценностей.
     Иностранные инвестиции в Россию можно разделить по следующим типам:
    Прямые инвестиции (в физические активы: в строительство новых производств, в реконструкцию действующих производств, в приобретение технологий и т.д.);
    Портфельные (финансовые) инвестиции (вложения в ценные бумаги);
    Инвестиции в нематериальные активы (вложения в изобретения, патенты, лицензии, ноу-хау, программные продукты и другие интеллектуальные ценности);
    Инвестиции в человеческий капитал (в образование, знания, науку, в здоровье населения, в переподготовку работников, в информационное обслуживание работников интеллектуального труда, в обеспечение безопасности и т.д.);
    Венчурные инвестиции (инвестиции в малые технологические предприятия, создаваемые, как правило, с нуля при поддержке венчурных фондов и государства под некую инновационную идею, обещающую повышенные доходы и конкурентоспособную инновационную продукцию).
     Выделяют  также краткосрочные иностранные  инвестиции (до 1 года), среднесрочные (до 3-5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).
     Различают иностранные инвестиции по их источникам: инвестиции международных финансовых институтов, государственные, муниципальные  инвестиции, корпоративные инвестиции, банковские кредиты, инвестиции консорциума, созданного для финансирования данного  проекта, торговые кредиты.

     Прямые  иностранные инвестиции – иностранные  инвестиции, достаточно крупные для  того, чтобы позволить инвестору  установить эффективный контроль за управлением предприятием и создать  у него долговременную заинтересованность в успешном функционировании и развитии этого предприятия. К прямым иностранным  инвестициям относят вложения средств  в материальные и нематериальные активы создаваемого на территории принимающей  страны предприятия. В результате привлечения  прямых иностранных инвестиций происходит увеличение активов предприятия, создание новых имущественных и интеллектуальных ценностей. Прямые иностранные инвестиции по методике Международного валютного  фонда (МВФ) – это иностранные  инвестиции, распространяющиеся на 10 и  более процентов голосующих акций. Иностранный инвестор получает контроль над предприятием на территории России или активно участвует в управлении им.

     Считается, что прямые иностранные инвестиции в сравнении с другими видами привлечения иностранного капитала имеют ряд преимуществ. Прямые иностранные  инвестиции являются источником прироста производственного капитала и капитала сферы услуг, привлечения передовых  технологий, ноу-хау, методов ведения  бизнеса. По сравнению с займами  и кредитами прямые иностранные  инвестиции не увеличивают внешний долг государства. Кроме того, прямые иностранные инвестиции обеспечивают наиболее эффективную интеграцию национальной экономики в мировую. Поэтому национальные экономики в первую очередь заинтересованы в привлечении прямых иностранных инвестициях.

     Среди форм привлечения прямых иностранных  инвестиций можно выделить:

    Привлечение иностранных инвестиций путем создания совместных предприятий;
    Создание  на территории страны предприятий, полностью  принадлежащих иностранному капиталу;
    Привлечение иностранных инвестиций на условиях соглашения о разделе продукции;
    Привлечение иностранных инвестиций через свободные  экономические зоны, направленное на осуществление интенсивной модернизации отдельных регионов страны.

     Несмотря  на все предложенные черты, прямые иностранные  инвестиции имеют и ряд существенных недостатков. Основной недостаток прямых иностранных инвестиций – это потеря контроля над компанией. Иностранные владельцы при управлении  компанией руководствуются прежде всего своими интересами, которые часто не совпадают с национальными интересами страны и т.д. Поэтому привлечение иностранных инвестиций во многих странах ограничиваются в ряде стратегически важных отраслей.

     Портфельные иностранные  инвестиции – вложение средств инвесторов в ценные бумаги наиболее прибыльно работающих предприятий, а также в ценные бумаги, эмитируемые  государственными и местными органами власти с целью получения максимального  дохода на вложенные средства. Иностранный  инвестор активно не участвует в управлении предприятия, занимает позицию «стороннего наблюдателя» по отношению к предприятию – объекту инвестирования и, как правила, не вмешивается в управление им, довольствуясь получение дивидендов. Целью портфельного инвестора является получение высокой нормы прибыли и снижение риска за счет хеджирования. Таким образом, создания новых активов при данном вложении средств не приходит. Однако портфельные инвестиции позволяют увеличить объем привлеченного капитала на предприятии.

     Различие  между прямыми и портфельными инвестициями в ряде случаев стоится  на основе различия доли участника  иностранного партнера в акционерном  капитале предприятия. Преимущество данного  подхода – относительно легкое формальное разделение между прямыми и иностранными инвестициями. В соответствии с этим к прямым иностранным инвестициям  будут относиться инвестиции, обеспечивающие контроль над предприятием. Однако само понятие контроля не является четко формализуемым. В зависимости от конкретной ситуации наличие небольшого пакета акций (5-10%) позволяет иностранному проводить важные решения, и, наоборот, при наличии большого пакета акций иностранный партнер может не иметь контроля над предприятием. Более того, в ряде отраслей может существовать прямой контроль над предприятием со стороны правительства, например, в лице комиссии по контролю за тарифами, который ограничивает свободу в выборе решений даже при 100%-ном иностранном участии.

     При разделении понятий прямых и портфельных  иностранных инвестиций более важным критерием является намерение иностранного партнера участвовать в управлении, наличие у него стратегических интересов в сотрудничестве с данным предприятием – прямые инвестиции, или стремление иностранного партнера получить прибыль по вложению своего капитала вне привязки к конкретному предприятию – портфельные инвестиции.

     Прочими иностранными инвестициями называют банковские вклады (собственные счета иностранных  юридических лиц в российских банках и российских лиц в иностранных  банках), товарные кредиты (оплата за экспорт  или импорт и предоставление кредитов для экспорта и импорта) и прочие кредиты (кредиты международных  финансовых организаций и кредиты  правительств иностранных государств и прочие кредиты, кроме торговых, получаемые не от прямых инвесторов). Их исключение из анализа вызвано прежде всего разновидностью группы, а также  сложностью получения достоверной  статистической информации.

     Основным  мотивом для иностранного инвестора является получение прибыли. Однако направления извлечения прибыли, используемые при этом механизмы, период, в течение которого происходит получение прибыли, могут существенно различаться. Поэтому выделяют мотивы иностранных инвесторов:

    Освоение  новых рынков сбыта;
    Использование зарубежных источников ресурсов;
    Использование преимуществ международного разделения труда;
    Политические  мотивы и тр.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ «Об иностранных  инвестициях в Российской Федерации» иностранным инвесторами в России могут быть:
    иностранные юридические лица, включая в частности, любые компании, фирмы, предприятия, организации или ассоциации, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения,
    иностранные граждане, лица без гражданства, советские граждане, имеющие постоянное местожительство за границей, при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного местожительства,
    иностранные государства,
    международные организации.
Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории РФ путем:
    долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами РФ и других союзных республик;
    создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а так же филиалов иностранных юридических лиц;
    приобретения предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, а так же иного имущества, которое в соответствии с действующим на территории РФ законодательством может принадлежать иностранным инвесторам;
    приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами;
    приобретения иных имущественных прав;
    иной деятельности по осуществлению инвестиций, не запрещенной действующим на территории РФ законодательством, включая предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав;
Валюта  России используется иностранными инвесторами  для осуществления инвестиций в  порядке и на условиях, определяемых действующим на территории РФ законодательством. 

     Все иностранные инвесторы, вкладывающие деньги в экономику
подразделяются  на следующие категории:
     1. Ориентированные на доступ к  разнообразным природным ресурсам
(нефть,  газ, цветные металлы, рыба, лес  и т. п.) по стратегическим соображениям. Главным в этом интересе является стремление диверсифицировать источник снабжения, а рентабельность играет явно
второстепенную  роль.
     2. Ориентированные на освоение  новых рынков. В первую очередь,  это
отвечает  стратегическим интересам крупных  компаний, производящих
потребительские товары. Для них предложения российских, в том числе и
челябинских, фирм, могут быть интересны в том случае, если они имеют
прочные позиции на соответствующем рынке  и способны туда быстро
продвинуть  увеличивающиеся объемы товаров.
     3. «Обычные» инвесторы, желающие  хорошо, т. е. в несколько раз
больше, чем у себя дома, заработать.
            Иностранных инвесторов, пришедших в Россию, можно условно
разделить на две группы.
            Первая группа – инвесторы, осуществляющие свои
капиталовложения  из стратегических соображений завоевания позиций на
российском  рынке. К их числу относятся, прежде всего, крупные компании,
такие, как «Кока-Кола», «Проктер энд Гэмбл».
             Вторая группа – менее крупные дельцы, инвестирующие в расчете получить как можно больше прибыли. Они выдвигают достаточно жесткие требования к рентабельности своих капитальных вложений. Например, стараются не рассматривать проекты, где внутренняя норма рентабельности складывается менее 40 – 50%.
     Наиболее  привлекательными отраслями для  иностранного капитала являются финансовая сфера, коммерческая деятельность по обеспечению  рынка, топливная промышленность. В  число первых шести отраслей, которые  наиболее активно инвестируются  иностранными компаниями, входят пищевая  промышленность, машиностроение и металлообработка, торговля и общественное питание. Прежде всего объем иностранных инвестиций не соответствует основным показателям, характеризующим российскую экономику: масштабам производства, емкости  рынка, обеспеченности сырьевыми и  минеральными ресурсами, квалификации и стоимости рабочей силы.
     Страновая структура иностранных инвестиций требует большей дифференциации стран - основных инвесторов, что будет способствовать ослаблению экономической зависимости в получении дополнительных источников накоплений как от одной, отдельно взятой, страны, так и от небольшого количества стран. Отраслевая структура предопределяет необходимость увеличения вложений иностранных инвестиций в отрасли материального производства. Региональная структура иностранных инвестиций деформирована и характеризуется очень незначительными вложениями иностранных инвестиций в основную часть регионов РФ. Основная причина незначительных объемов иностранных инвестиций в российскую экономику, как указывалось, заключается в недостаточно благоприятном инвестиционном климате.  

     Негативное  влияние иностранных инвестиций на развитие регионов.
     Масштабы  присутствия иностранного капитала в регионе дают возможность значительно увеличить влияние иностранных инвестиций на деятельность предприятий. Последствия такого влияния определяются задачами, которые преследует инвестор при вложении: создание и освоение новых видов продукции (работ, услуг), способов организации производства и т.п. Иностранные инвесторы могут использовать целый ряд методов для оказания своего влияния.
     1. Несмотря на ограниченный допуск  иностранных инвесторов к участию в региональных процессах приватизации, инвесторы, получившие такую возможность, стремятся устранить российских конкурентов путем проведения соответствующей производственной, экспортной и социальной политики предприятия.
     2. Еще одной формой инвестиционного  влияния является захват иностранными фирмами региональных и общенациональных рынков в инвестируемой стране. Здесь может быть несколько вариантов: захват российских рынков готовой продукции и полуфабрикатов; использование дешевой рабочей силы; использование производства в России для переработки сырья и т.п.
     Установив контроль над имеющейся инфраструктурой, или создав новую, вытеснив местных производителей и изменив номенклатуру местного спроса, иностранные компании препятствуют модернизации и повышению конкурентоспособности российского предприятия, последние утрачивают самостоятельность и становятся полностью зависимыми от владельца.
     3. Установлению контроля над региональными  рынками сопутствует захват иностранными компаниями наиболее прибыльных или стратегически важных предприятий, являющихся опорой национальной экономики. Это достигается путем приобретения контрольных пакетов акций и паевых взносов, заключения долгосрочных договоров, маркетинговых, технологических и управленческих контрактов, выкупа долговых обязательств и т.п.
     4. Используя инвестиции в установку  импортного оборудования и переориентацию предприятия на зарубежных покупателей и поставщиков, а
также, изменив  направления продаж продукции внутри региона и страны, иностранные фирмы активно влияют на изменение технологической структуры, системы технологических связей, цепочек и циклов предприятия, которые являются составной частью национального экономического комплекса инвестируемой страны.
     5. В России часто встречающимся  видом иностранного влияния является эксплуатация природных и экологических ресурсов, когда инвестиции вкладываются в разработку и вывоз невосстанавливаемых природных ресурсов, перенос в страну экологически вредных производств,
что несет  за собой негативные последствия  и т.п.
     6. Использование иностранными корпорациями  в своих целях местных
финансовых  ресурсов. Способы такого воздействия  достаточно разнообразны: от привлечения средств мелких инвесторов в контролируемые паевые инвестиционные фонды до открытия филиалов зарубежных банков или установления контроля над местными банками.
     7. Существенные возможности для  установления инвестиционного влияния дает иностранным компаниям использование в своих целях местных высококвалифицированных кадровых ресурсов, научных и технических разработок.
     8. Еще одним направлением иностранного влияния является контроль
над региональными, а также национальными и международными финансовыми и фондовыми рынками.
     9. Кроме того, при оценке совместных инвестиционных проектов, зачастую занижается потенциал российской стороны, в результате чего российские инвесторы вынуждены осуществлять проект на невыгодных для себя условиях.
     10. В некоторых случаях зарубежные инвестиции представляют собой звенья цепочек по «отмыванию» криминальных денег как иностранных, так и российских преступных группировок, реинвестирующих ранее вывезенные и
отмытые криминальные капиталы.
     11. Также отдельно можно выделить реализацию в России запрещенных за рубежом из-за высокой степени риска финансовых сделок. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что влияние иностранного капитала на развитие российских предприятий не всегда приводит к положительным результатам. Иногда приток иностранного капитала в нашу страну является тем особым методом конкурентной борьбы, в ходе которой российские федеральные или региональные интересы практически не учитываются. Поэтому реальная политика в отношении иностранных инвестиций должна строиться исходя из трезвой и объективной оценки полного баланса их плюсов и минусов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Государственное регулирование иностранных инвестиций
     Иностранные капиталовложения в России защищены национальным законодательством и  международными договорами и законами, принятыми в РФ. Отношения, связанные  с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений иностранными инвесторами на территории РФ, регулируются международными договорами РФ, между народными законами, ратифицированными  РФ (международные законы о векселях, лизинге, международной Конвенцией об учреждении многостороннего агентства  по гарантиям инвестиций и др.), другими  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Если международный  договором установлены иные правила, чем предусмотренные федеральным  законом, то применяются правила  международного договора.
     Первая  группа – базисные законы России. Нацеленные на переход страны от социалистического  способа производства к рыночному  хозяйству. Часть из них была принята  в 1991 – 1997 гг. К ней относится Конституция Российской Федерации, принятая 21 декабря 1993 г. Также к первой группе относится Гражданский кодекс Российской Федерации в 3-х частях (1994, 1996, 2001).
     Вторая  группа – это документы, касающиеся непосредственно иностранных инвестиций. Главные среди них – это  Федеральный закон «Об иностранных  инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999г. №160-ФЗ. Этот закон определяет основные гарантии прав инвесторов, определяет правовые и экономические основы привлечения иностранных инвестиций на территории РФ. Положения Закона действуют на территории РФ применительно по всем иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999г.№ 39-ФЗ определяет, кто может быть инвестором в Россию.
     Субъекты  Российской Федерации вправе принимать  законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации, в соответствии с настоящим Федеральным законом  и другими федеральными законами.
     Субъекты  Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей  компетенции могут предоставлять  иностранному инвестору льготы и  гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки  инвестиционного проекта, осуществляемого  иностранным инвестором, за счет средств  бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов, а также  внебюджетных средств.
     Правительство Российской Федерации:
    определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории Российской Федерации, разрабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограничений;
    определяет меры по контролю над деятельностью иностранных инвесторов в Российской Федерации;
    утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов, указанный в статье 2 настоящего Федерального закона;
    разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;
    привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование Бюджета развития Российской Федерации и инвестиционных проектов федерального значения;
    осуществляет взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам международного инвестиционного сотрудничества;
    осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;
    осуществляет контроль за подготовкой и заключением международных договоров Российской Федерации о поощрении и взаимной защите инвестиций.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
          1.3 Методы оценки инвестиционного климата региона.
     Проблема  привлечения иностранных инвестиций в региональную экономику существует многие десятилетия и продолжает сохранять свою научную и практическую значимость до настоящего времени. В современных условиях особую актуальность приобретает вопрос оценки влияния прямых иностранных инвестиций на развитие экономической системы региона. Для региональной экономической системы значимость косвенных эффектов от прямых иностранных инвестиций достаточно высока. Это связано с тем, что они гораздо сильнее действуют на местном уровне, чем на общегосударственном. Знания о закономерностях проявления косвенных эффектов от привлечения прямых иностранных инвестиций должны учитываться при формировании региональной инвестиционной политики и функционировании механизма привлечения иностранных инвестиций в регион.
     В последнее время развитие предпринимательской  деятельности в России все чаще связывают  с обеспечением необходимых объёмов  инвестиций в реальный сектор экономики. А для условий рационального  использования инвестиций в экономической  науке и практике применяется  категория инвестиционного климата. В связи с этим вполне закономерным явлением выступает увеличивающийся интерес субъектов инвестиционной деятельности, прежде всего инвесторов, к существующим методам оценки инвестиционного климата страны. Здесь следует отметить, что поскольку для российских регионов сегодня характерна значительная региональная дифференциация социально-экономических условий, то правильнее говорить об оценке инвестиционной привлекательности регионов РФ, а не инвестиционного климата страны в целом. Многообразие условий и факторов, под воздействием которых происходит развитие субъектов РФ на современном этапе, определяет острую необходимость в разработке единого системного подхода к оценке инвестиционной привлекательности регионов, учитывающем все условия и факторы их инвестиционного развития. Такая комплексная оценка направлена на решение следующих задач: повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов, формирование оптимальных территориальных, отраслевых и других направлений инвестиционных потоков, создание более благоприятного инвестиционного климата, стратегическое планирование и формирование инвестиционной политики, совершенствование механизмов обоснования и привлечения инвестиций, снижение степени рисков для инвесторов и кредиторов. Заинтересованность в этой оценке, прежде всего, возникает у органов государственных инвестиционных институтов, объектов инфраструктур инвестиционного рынка и иностранных инвесторов, которые зачастую имеют весьма слабое представление о современной российской действительности.
   Задачами  оценки инвестиционной привлекательности  региона является:
   - определение социально-экономического  развития,
   - установление влияния инвестиционной  привлекательности на  приток  инвестиций,
   - разработка мер, направленных  на урегулирование инвестиционной  привлекательности.
   В Российской Федерации законодательством  не определена конкретная методика оценки инвестиционной привлекательности  регионов, поэтому в последнее  время стали все чаще появляться различные методики расчета показателей  инвестиционной привлекательности. 

     Исследования  в области оценки инвестиционного  климата, инвестиционной привлекательности  отдельных экономических субъектов  проводятся давно. Основываясь на различных  подходах, они разнообразны по содержанию и используют всевозможные критерии. Так, отдельно выделяются:
     - методология финансово-экономической оценки инвестиционных проектов;
     - методология оценки финансового состояния предприятий;
     - разнообразные методики оценки инвестиционной привлекательности отраслей и регионов.
     При этом в большинстве случаев, понятия  «инвестиционный климат» и «инвестиционная  привлекательность» не разделяются, и  в их содержание
вкладывается  один и тот же смысл. Как правило, под инвестиционным
климатом (привлекательностью) понимается обобщенная характеристика
совокупности  социальных, экономических, организационных, правовых, политических, социокультурных  предпосылок, предопределяющих привлекательность  и целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему.
     Анализ  существующих подходов и методов  оценки инвестиционной привлекательности  регионов, получивших распространение  в нашей стране.
     При этом в экономической литературе выделяют два основных подхода:
    подход, рассматривающий иностранный сектор как неотъемлемую часть региональной экономики;
    подход, предполагающий противопоставление иностранного сектора национальному сектору экономики региона.
     При первом подходе учитываются результаты деятельности предприятий с участием иностранного капитала. Это, прежде всего, макроэкономические индикаторы: валовой региональный продукт, занятость, производительность труда, экспорт и т.д. Как правило, предприятия с участием иностранного капитала более эффективны по сравнению с национальными, а их влияние на развитие региональной экономики существенно. В рамках второго подхода изучается влияние прямых иностранных инвестиций не на эффективность региональной экономической системы в целом, а на ее отдельные подсистемы.
     В настоящее время существует целый  ряд методик, позволяющих оценить  влияние прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на региональную экономическую систему. Они являются ориентиром для разработки стратегий и концепций региональной инвестиционной политики.
     Сравнительная характеристика методик оценки влияния иностранных инвестиций на региональную экономическую систему:
     I методика. (Кабир Л.С.) Основные показатели:
     1. Рост ВРП. 
          2. Рост объема производства в отраслях региональной экономики (объем промышленного производства, объем продукции сельского хозяйства, объем работ по договорам строительного подряда, объем розничной торговли, объем платных услуг).

     В соответствии с этой методикой, основанной на методах корреляционного и регрессионного анализа, может быть произведен расчет взаимной сопряженности  таких признаков, как объем привлекаемого иностранного капитала в регион и целенаправленная политика привлечения иностранного капитала, проводимая региональными властями. На этой основе становится возможным определение эффективности организационных мероприятий, проводимых региональными властями в целях стимулирования инвестиционного процесса в регионе.
     II методика. (Кукла М. П.) Основные показатели:
          1. Удельный вес числа предприятий с иностранными инвестициями в общем количестве. 
          2. Удельный вес организаций с иностранными инвестициями в числе занятых. 
          3. Удельный вес организаций с иностранными инвестициями в объеме произведенной продукции. 
          4. Средняя зарплата на предприятиях с иностранным капиталом. 
          5. Доля местного рынка потребительских товаров, удерживаемая организациями с иностранным капиталом.                 
         6. Уровень травматизма, численность занятых во вредных или опасных условиях. 
         7. Расходы на инновации (затраты на обучение персонала, число сотрудников, работающих на уникальном или высокотехнологичном оборудовании).

     Методика, разработанная М.П. Куклой, позволяет  определить экономическую эффективность  региональной экономики на основе таких  показателей, как народно-хозяйственная  эффективность иностранных инвестиций, выпуск продукции на одного занятого, сравнительный показатель произведенной  продукции по числу занятых. Однако эти показатели не отвечают требованиям  современных методов инвестиционного  анализа.
     III методика (Чачина Е.Г.) Основные показатели:
Экономический эффект от привлечения иностранных  инвестиций:
    увеличение доли вклада иностранных предприятий в объем экспорта и импорта региона;
    увеличение доли объема производства ВРП предприятий с участием иностранного капитала;
    увеличение объема иностранных капиталовложений в общем объеме капиталовложений региона;
    увеличение вклада иностранных инвесторов в развитие отраслей промышленности и сельского хозяйства региона.
Социальный  эффект:
    увеличение занятости населения региона за счет предоставления рабочих мест на предприятиях с участием иностранного капитала;
    увеличение среднедушевых доходов населения за счет повышения занятости населения на предприятиях с участием иностранного капитала;
    повышение качества жизни населения региона путем поступления на региональный рынок более качественных товаров народного потребления и развитие системы здравоохранения;
    снижение экологической загрязненности региона с использованием иностранных инвестиций.
     Методика  Е.Г. Чачиной предполагает использование двухуровневой критериальной системы оценок. Критериями оценки первого уровня являются частные микроэкономические показатели, а критериями оценки второго уровня – один интегральный показатель, характеризующий эффективность процесса привлечения иностранных инвестиций в регионе в целом. Данная методика позволяет оценить экономические и социальные эффекты привлечения прямых иностранных инвестиций.
     IV методика (Язовских Е.В) Основные  показатели:
     1.Производительность  труда в иностранном секторе  экономики страны (региона).  
          2. Производительность труда в национальном секторе экономики страны (региона). 
          3. Разрыв в производительности труда национального и иностранного секторов экономики. 
          4. Оценка масштабов участия или вклада иностранного сектора в национальной (региональной) экономике: доля занятых на предприятиях с иностранным капиталом в общей численности занятых; доля иностранного сектора в производстве ВВП страны (региона); доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме капиталовложений. 
         5. Определение инвестиционного потенциала иностранного сектора и влияние ПИИ на инвестиционный климат страны (региона): доля ПИИ в ВВП; доля внутренних инвестиций в ВВП; иностранные инвестиции на душу населения. 
         6. Норма инвестиций в среднем за год. 
         7. Коэффициенты абсолютной и относительной эластичности.

     Преимуществом методики Е.В. Язовских является возможность  более точно оценить вклад  прямых иностранных инвестиций в  экономическое развитие страны, региона, в частности, влияние на важнейшие  макроэкономические показатели. Методика оценки вклада иностранного сектора в экономическое развитие страны и региона основана на количественных подходах к определению эффектов иностранных инвестиций для стран - реципиентов капитала ЮНКТАД. В соответствии с методикой Е.В. Язовских можно оценить: 
    масштабы участия иностранного сектора в национальной и региональной экономике, а также экономическую эффективность развития иностранного сектора в стране и регионе;
    инвестиционный потенциал иностранного сектора и влияние иностранных инвестиций на инвестиционный климат страны, региона;
    наличие «эффекта вовлечения» и «эффекта вытеснения» отечественных инвестиций иностранными, исходя из взаимодействия иностранного и местного секторов экономики;
    роль иностранного сектора в экономике страны (региона) в сопоставлении с общемировыми тенденциями привлечения иностранных инвестиций.
 
     В рамках существующих подходов к оценке инвестиционной привлекательности регионов мы можем выделить ряд методов, используемых
для диагностики  условий и факторов, оказывающих  влияние на развитие субъектов РФ. Их также можно подразделить на три большие группы:
     1. Экономико-математические методы.
     2. Методы факторного анализа.
     3. Методы экспертных оценок.
     В 60-е годы ХХ века в области оценки эффективности капиталовложений преобладали экономико-математические методы. В эту группу методов входят: корреляционный и дисперсионный анализы, методы оптимизации и математического моделирования, различные методы межотраслевого баланса. В настоящее время они применяются в комплексе с качественными методами.
     Факторный анализ необходим, когда исследователь  имеет дело с огромным числом различного рода показателей. Суть метода заключается в составлении укрупнённых групп, состоящих из близких по смыслу показателей и называемых факторами. Дальнейшая работа ведётся не с каждым показателем в отдельности, а с укрупнённой группой – фактором. На современном этапе одним из наиболее распространенных является метод экспертных оценок. Главное его преимущество перед другими методами заключается в том, что эксперт может пользоваться не только информацией, основанной на статистических временных показателях, но и нерегулярной, разовой информацией сугубо качественного характера. Оценка инвестиционной привлекательности региона в данном случае предполагает разносторонний анализ, основанный как на установлении количественных характеристик изучаемого субъекта, так и на аргументированных суждениях руководителей и специалистов, знакомых с состоянием дел и перспективами его развития. Принцип метода заключается в следующем: отрасли сначала анализируются по-факторно. Затем по каждому фактору даётся обоснование базы сравнения (выводят среднюю величину, или наиболее часто встречающиеся в совокупности, или срединное значение), её принимают за единицу. Остальные значения также переводят в коэффициенты в зависимости от конкретного значения и нормативной величины. Сложность данного метода анализа заключается в субъективизме установления критериальных нормативных индикаторов и взвешенности весов по факторам. 

   Некоторые экономисты считают, что инвестиционная привлекательность определяется через  уровень прибыли от вложения капиталов. Использование такого подхода отличается узкой сферой применения, так как  для получения адекватных результатов  необходимо, чтобы инвестиции осуществлялись с одинаковой степенью риска, что  практически не возможно.
   Наибольшее  распространение получил подход, определяющий инвестиционную привлекательность  как совокупность общественно-политических, природно-хозяйственных и психологических  характеристик. В данном направлении  методика оценки осуществляется с использованием интегрального показателя надежности инвестиционного климата, для оценки которого формируется определенная совокупность частных показателей. Интегральный показатель (К) оценки состояния  инвестиционного климата рассчитывается как средневзвешенная арифметическая величина значений частных  показателей:
   
,  (1)

где К1,  К2 , … Кn  - частные показатели, а именно: финансовые, экономические, политические;
l1, l2 , …  ln – веса частных показателей.
   Значение  К находится в интервале от 0 до 10. Чем выше значение интегрального  показателя надежности инвестиционного  климата, тем более благоприятным  климатом обладает регион. Данная методика имеет свои недостатки, заключающиеся  в размытости оценки составляющих показателей  и неоднозначности оцениваемых  характеристик.
   В исследованиях экономических журналов часто применяется свод по сумме  мест, занимаемых регионом по определенным показателям. В результате такого свода  определяется рейтинговое место  региона в ряду других. Недостатком  данной методики  для инвестора  является отсутствие видимости, на сколько  один регион привлекательнее другого, на сколько один регион рискованнее  другого, так как различия между  регионами, занимающими последовательные порядковые номера, могут быть как незначительные, так и весьма ощутимые.
   Широкое распространение получил подход, оценивающий инвестиционную привлекательность  региона на основе инвестиционного  потенциала и определенных типов  риска: экономического, финансового, политического, социального, экологического, законодательного, криминального. В данной методике интегральные показатели потенциала и риска рассчитываются как средневзвешенная сумма показателей частных значений, то есть каждому показателю присваивается свой коэффициент значимости. Первоначально при расчете интегральной характеристики инвестиционного климата региона все статистические показатели объединяются в группы на основе корреляционно-регрессионного анализа. В каждой из групп определяются наиболее главные показатели, рассчитываются средневзвешенные агрегированные показатели. В данном подходе все показатели приводятся к единому виду: доля в соответствующем виде общегосударственного потенциала и относительное отклонение от среднегосударсвенного уровня риска.
   Полученная  в результате расчетов интегральная оценка инвестиционного климата  региона способствует определению  интегрального рейтинга региона, рассчитываемого  как средневзвешенная по экспертным весам величина из значений места  региона по составляющим интегрального  рейтинга.
   Однако  в данной методике тоже есть свои недостатки. Использование экспертных оценок может  вызвать высокую вероятность  неточности оценки инвестиционного  климата. Преимуществом данного  подхода является всестороннее рассмотрение инвестиционного климата, минимально необходимый набор статистических показателей.
           Еще одной, на наш взгляд, более приемлемой методикой оценки инвестиционной привлекательности может быть модель, включающая экономическую и рисковую составляющие.
   Данная  методика включает в себя как качественные, так и количественные показатели. Совокупность  количественных показателей  ранжируется по степени влияния  на показатель объема инвестиций в  основной капитал, характеризующий  инвестиционную активность в регионе, выявляются наиболее значимые показатели для расчета  риской составляющей. Взаимосвязь между объемом инвестиций и показателями инвестиционной привлекательности  определяется  с помощью корреляционного  анализа.
   Для сравнения количественных и качественных показателей и использования  их  в дальнейших расчетах применяется  балльная шкала, в соответствии с  которой каждому показателю на основе метода приоритетов присваивается  свой весовой коэффициент. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. Анализ иностранных  инвестиций на примере  Челябинской области.
     2.1 Оценка инвестиционной  привлекательности  Челябинской области. 
       Методика оценки инвестиционной привлекательности может быть модель, включающая экономическую и рисковую составляющие:
, (2)

где К  – показатель инвестиционной привлекательности  региона, в долях единицы;
   k1 – экономическая составляющая, в долях единицы;
   k2 – рисковая составляющая, в долях единицы.
   Экономическая составляющая представляет отношение  прибыли от инвестиций к вложенным  средствам:
   
    (3)
 

   C - сальдированный финансовый результат деятельности организаций региона, полученный в анализируемом периоде.
   И – объем инвестиций, вложенных  в регион в предыдущем периоде.
Таблица №1
ОСНОВНЫЕ  ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ РАСЧЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ОТДАЧИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ.
Показатель  2004 2005 2006 2007 2008
Сальдированный  финансовый результат крупных и  средних организаций, млн. руб. 57383 59741,2 85676,2 135486 65625,3
Суммарная величина инвестиций в основной капитал, млн.руб. 59004,2 72847,6 89200,3 65625,3 178413,2
 
Таким образом  в 2008 году экономическая отдача Челябинской  область составила k1=65625,3/65625,3=0,368 

Рисковая  составляющая необходима для оценки уровня совокупного риска, рассчитывается по следующей формуле:
,    (4)

где n – число показателей;
   pi – характеристика показателя;
   ji – вес показателя. 

Инвестиционный  риск характеризует вероятность  потери инвестиций и дохода от них.
Интегральный  риск складывается из семи видов риска:
    Законодательного (юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства, налоговые льготы). При расчете этого риска учитывались как федеральные, так и региональные законы и нормативные акты, а также документы, непосредственно регулирующие инвестиционную деятельность или затрагивающие ее косвенно; 
    Политического (распределение политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов, авторитетность местной власти, интенсивность несанкционированных акций протеста, уровень межэтнической напряженности в регионе, судебные иски к главам регионов, отставки и «перетряски» региональных правительств); 
    Экономического (тенденции в экономическом развитии региона); 
    Финансового (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий); 
    Социального (уровень социальной напряженности, а также уровень бедности населения, аварийность теплосетей); 
    Криминального (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений, а также интенсивность террористических актов); 
    Экологического (интенсивность воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, а также комплексная оценка существующих в регионе природно-климатических условий жизнедеятельности человека).
 
          В данной методике интегральные показатели потенциала и риска рассчитываются как средневзвешенная сумма показателей частных значений, то есть каждому показателю присваивается свой коэффициент значимости.
          Экономический риск. 
Таблица №2
ДИНАМИКА  ОБЪЕМА ВРП НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ В  РЕГИОНЕ
  2004 2005 2006 2007 2008
Валовой региональный продукт (в текущих основных ценах), млн. руб.
291179,9 349957,2 442441,3 582944,6 659000
на  душу населения, рублей
81735,4 98820,3 126828,0 165907,5 187818,8
Темп  роста ВРП на душу населения, %   120,9 128,34 130,81 113,21
 
Данные о темпах роста ВРП на душу населения подлежат ранжирования при определении величины экономического риска.
Таблица №3
ОЦЕНКА  ЭКОНОМИЧЕСКОГО РИСКА ЧЕЛЯБИНСКОЙ  ОБЛАСТИ
Темп  роста ВРП на душу населения, % Количество  баллов по показателям Интервальная  оценка риска Среднее значение риска по интервалу
До 100 0 (0,85;1) 0,925
100-110 1 (0,7;0,85) 0,775
110-120 2 (0,55;0,7) 0,625
120-130 3 (0,4;0,55) 0,475
130-140 4 (0,25;0,4) 0,325
140-150 5 (0,1;0,25) 0,175
Более 150 6 (0;0,01) 0
 
           Согласно этим данным экономический риск в разрезе данного показателя равен 0,625, что во многом объясняется спадом производства в Челябинской области.  

Финансовый риск может быть определен как отношение  доходов бюджета субъекта к расходам.
Доходы, млн.руб. Расходы, млн.руб. Дефицит, млн.руб. Отношение доходов  к расходам
105480,33 111417,96 5937,63 0,9467
Таблица №4 

А также темп роста сальдированного финансового  результата
Показатель  2004 2005 2006 2007 2008
Сальдированный  финансовый результат крупных и  средних организаций, млн. руб. 57383 59741,2 85676,2 135486 65625,3
Темп  роста, % 189,9 91,9 140,1 152,7 48,3
Таблица №5
Данные об отношении  доходов и расходов, а также о темпе роста сальдированного финансового результата подлежат ранжирования при определении величины финансового риска.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.